какую оценку можно дать инквизиции в наше время

Инквизиция существует до сих пор

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.В наше время слово «инквизиция» знакомо многим, однако оно уже давно потеряло свой смысл, превратившись в нечто, служащее обильной нивой для шуток комиков различного масштаба. Однако в свое время испанская Инквизиция была тем, чего боялись: одно слово или жест, и тебя могли схватить и упечь туда, откуда уже не возвращаются. Инквизиция зачастую является составной частью представления людей о Средневековье: темное, страшное, непонятное. Давайте приоткроем завесу тайны и посмотрим, что представляла собой Инквизиция.

Инквизиция не была самостоятельным органом

В самом деле, многие люди считают, что Инквизиция была отдельным органом власти, самостоятельно осуществлявшая многие политические и иные решения. Это в самом деле так, но вначале Инквизиция была просто отдельной операцией, предпринятой церковной властью. После успешного осуществления задуманного, инквизиторы распространились по всей Европе на последующие 600 лет (включая Новый Свет). Особенно активно Инквизиция действовала в Германии и Франции в Средние Века, равно как и в Италии времен Реформы. Кстати, инквизиторы добрались даже до Гоа, Мехико и Перу.

Инквизиция существовала уже целых 250 лет, прежде чем Папа Римский снабдил ее всеми атрибутами официального органа церковной власти.

Инквизиция не трогала иудеев и мусульман

Мы не говорим сейчас об захватнических войнах христиан, крестовых походах и других «мероприятиях», инициированных Инквизицией (конечно, не всегда формально). Однако по факту, инквизиция и инквизиторы не могли наказывать иноверцев до тех пор, пока те не становились христианами.

Только когда иудей или мусульманин официально меняли веру, тогда они формально могли наказываться Инквизицией за нарушение веры: к примеру, за потребление кускуса бывшим мусульманином или за смену белья в субботу бывшим иудеем. Как правило, таких «еретиков» сразу же сжигали на костре.

Инквизиция существует до сих пор

Последним человеком, которым был наказан Инквизицией за нарушения религиозной доктрины, был учитель, покаранный за свою принадлежность к деизму. Естественно, его казнили — в то время очень редко применялись более мелкие наказания. Испанская инквизиция, тем не менее, официально просуществовала до 1834 года. Если честно, то след какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.Инквизиции прослеживается до сих пор — дело в том, что бюрократия Католической Церкви буквально спасла Инквизицию от полного запрещения. Инквизицию несколько раз переименовывали, и теперь она известна под названием Святая Конгрегация или «Конгрегация учения о вере». Основные функции остались неизменными, правда, сейчас никого не сжигают на костре. У современной инквизиции есть и собственный исполнительный орган. Кстати, нынешний папа в течение четверти века был Великим инквизитором, то есть возглавлял эту самую «Святую Конгрегацию». Заставляет задуматься, правда?

«Третья ступень» наказания

Инквизиция использовала для пыток воду

Вода была наиболее предпочтительным инструментом для пыток — она позволяла не допускать пролития крови. Очень широко применялся метод, который кроме простоты, был еще и очень эффективным: в рот жертве вставлялась лейка, а палач заливал воду. Обычное наказание включало вливание 5 литров. Экстраординарной мерой служило вливание 10 литров. Кстати, подобные методы особо и не считались пыткой — так, средство для того, чтобы разговорить жертву.

Источник

Современная инквизиция

Ватиканский журналист Якопо Скарамуцци объясняет, как возникла Конгрегация доктрины веры — прямая наследница Святой инквизиции, какими вопросами она занимается и из-за чего ее глава ссорится с папой

О том, как Святая инквизиция превратилась в Конгрегацию доктрины веры

Конгрегация доктрины веры — одно из ведомств Римской курии (или одна из дикастерий Святого престола) — является наследницей Святой инквизиции, но, конечно, очень сильно от нее отличается.

Оба учреждения являются детищами своего времени. Инквизиция родилась в Средние века, когда Католическая церковь имела огромное политическое влияние, большое папское государство и собственную армию. В те времена инквизиция была трибуналом, который наказывал еретиков, отлучал от церкви христиан, не выполнявших решений папы, преследовал евреев и имел право применять смертную казнь.

В 1542 году для более эффективной борьбы с лютеранством папа Павел III преобразовал инквизицию в Верховную священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, а в 1908 году при папе Пие X она стала называться Верховной священной конгрегацией Святой канцелярии. Ее власть была по-прежнему велика, а функции оставались в первую очередь карательными, но смертную казнь она уже не применяла. Одной из задач Конгрегации в то время было составление «Индекса запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum) — то есть книг, которые объявлялись опасными во всех католических государствах (в список включили, например, книги, написанные либеральными католическими учеными в XIX веке, во времена Рисорджименто, движения за объединение Италии). «Индекс запрещенных книг» был упразднен в 1966 году.

Основное отличие Конгрегации от Святой инквизиции заключается в том, что ее власть — исключительно догматическая — распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и на случаи отлучения от церкви, а не на все общество, как это было раньше.

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.Папа Бенедикт XVI с Владимиром Путиным в Ватикане в 2007 году © Wikimedia Commons

О том, чем занимается Конгрегация доктрины веры

Еще одна задача Конгрегации — рассмотрение «преступлений против веры, нравственности и таинств». Сюда, помимо прочего, относятся расследования сексуальных преступлений священников в отношении несовершеннолетних, поскольку в прошлом подобные злоупотребления часто случались во время исповедей (об этом пишет Джон Корнуэлл в книге «Темная камера: Тайная история исповеди»).

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.Папа Франциск на инаугурации © Mazur/catholicnews.org.uk

О том, как папы влияют на Конгрегацию доктрины веры

Йозеф Ратцингер постоянно увеличивал роль Конгрегации в расследовании сексуальных преступлений священнослужителей — сначала в качестве префекта Конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост при Иоанне Павле II), а затем и в качестве Римского Папы. Папа Франциск продолжил вести эту линию и еще больше расширил полномочия Конгрегации в этих вопросах: он разрешил суду Ватикана открывать уголовные дела против своих сотрудников (недавно так произошло с бывшим папским нунцием в Доминиканской Республике архиепископом Юзефом Веселовским).

Будучи кардиналом, Ратцингер пытался преследовать серийного насильника Марсиаля Масиеля, мексиканского священника и основателя ордена Легионеров Христа. Иоанн Павел II не стал возбуждать против него дело, и Масиель был осужден только после того, как Ратцингер был избран папой. Но интересно, что были и обратные случаи, когда Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, не стремился осуждать еретических богословов, а Иоанн Павел II решил, что они все же должны быть наказаны.

Сегодняшний папа Франциск очень ортодоксален. Еще когда он был архиепископом в Буэнос-Айресе, его обвиняли в излишнем консерватизме. Особенно он выделялся там на фоне теологов освобождения. Но он епископ, а не богослов, и при этом иезуит. А иезуиты традиционно занимаются тем, что приближают католическую доктрину к жизни людей, в том числе людей из других культур, равнодушных к Богу и враждебных Церкви. То есть главная задача папы Франциска — приближение не католической доктрины, а Церкви к людям, которые в этом нуждаются, даже если это приводит к возникновению противоречий. Поэтому, с его точки зрения, Конгрегация доктрины веры, хоть и должна способствовать католической ортодоксии, но без наказания «народа Божьего». Он как-то сказал на частной встрече с латиноамериканскими религиозными деятелями (встреча была закрытой, но слова папы тем не менее попали в прессу): «Люди будут делать ошибки, они будут оступаться, но это пройдет! Может быть, даже вам однажды придет письмо из Конгрегации доктрины, в котором будет написано, что вы сказали что-то не так. Но не волнуйтесь. Объясните, что можете объяснить, и двигайтесь вперед». Поэтому, по сравнению с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, у Франциска несколько другое представление о том, что должна представлять собой Конгрегация доктрины веры. Он постоянно напоминает, что «доктринальная конгрегация Ватикана больше не является верховной».

О конфликте между папой Франциском и префектом Конгрегации доктрины веры

Cаму Конгрегацию доктрины веры сейчас возглавляет немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер. Они с папой очень сильно расходятся во многих вопросах. Например, папа Франциск созвал два собора (один из них состоялся в октябре 2014 года, другой пройдет в октябре 2015-го), чтобы обновить католическое отношение к семье. На этих соборах должно быть принято решение, следует ли допускать к причастию разведенных и вновь вступивших в брак людей. Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».

Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.

Якопо Скарамуцци последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus. В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.

Источник

Священная Инквизиция и Оккультная Полиция в наше время.

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.

Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.

В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам».

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.

Вы так-же можете написать о своей проблеме на адрес aharata@inbox.ru Координатору Сектора А1 (Москва) Синклита Координаторов Планеты, или мне (вопрос решится быстрее), как Председателю Духовного Суда на адрес gotiae@yandex.ru

Источник

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Мрачные фигуры в рясах силой тащат на площадь заплаканную простоволосую девушку. Худощавый монах зачитывает приговор, и на его суровом лице горят священной яростью запавшие глаза. Обвиняемая молит о пощаде, но палачи непреклонны. Фанатичная вера заставляет их проливать все новую кровь во славу Господа. Под ликование толпы грешницу пожирает пламя.

Такой или примерно такой образ обычно приходит в голову, когда заходит речь об инквизиции. Но так ли все было на самом деле? Об инквизиции существует немало стереотипов. Какие из них правдивы, а какие — не более чем дитя от брака неведения с пристрастностью?

Сравним же типичные стереотипы об инквизиции с реальностью.

Стереотип: Инквизиция существовала в средневековье.

И в средневековье тоже. Временем начала инквизиции стоит считать первую половину ХIII века. Религиозные репрессии существовали задолго до этого, но развитой организации для искоренения ереси еще не существовало. Усиление церкви при папе Иннокентии III, амбициозное стремление каждого папы стать «царем над царями» и угроза альбигойской ереси на юге Франции требовали новых средств для укрепления вертикали власти. Поиск и осуждение еретиков тогда были обязанностью местных епископов. Но епископ мог опасаться злить свою паству, а мог быть просто подкуплен, потому для репрессий лучше подходил «ревизор» со стороны.

На заметку: слово «инквизиция» переводится с латыни как «расследование». Соответственно, инквизитор — следователь. Официальное название данной конторы звучит как «Святой отдел расследований еретической греховности». В оригинале — Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium. Святая инквизиция — сокращение.

Папа Григорий IХ, идейный последователь Иннокентия, передал борьбу с ересью в ведение монашеских орденов, в основном доминиканского ордена. Так родилась инквизиция как развитая централизованная организация профессиональных искоренителей вредных идей.

Инквизицию можно условно разделить на папскую (так называемую Вселенскую) и государственную. Деление условно, поскольку на государственную инквизицию оказывал влияние Ватикан, а на папскую — местные власти. Государственная инквизиция действовала в Испании и Португалии и была создана по инициативе их монархов. Вселенская инквизиция была подчинена непосредственно папе и действовала в основном в Италии, на юге Франции и на островах Средиземного моря. Папские инквизиторы обычно не имели постоянного места работы и переезжали с места на место — туда, где им было с чем бороться. Инквизитор не путешествовал с целой армией сотрудников. Местный епископ и светский правитель предоставляли ему все необходимое, включая людей.

Римская же инквизиция пережила даже XIX и XX века и существует до сих пор под именем Конгрегация доктрины веры. Конечно, это уже совсем не та инквизиция, одно упоминание которой наводило ужас. Ни о каких наказаниях еретиков или язычников речи не идет в принципе. Занимается Конгрегация в основном проверками католических священников. Правильно ли те проповедуют, верно ли трактуют Библию прихожанам, не позорят ли церковь аморальным поведением, и тому подобное. Самое страшное, что может последовать за проверкой современной инквизиции, — лишение церковного сана.

Святой Доминик, основатель того самого ордена. Обратите внимание на собаку с факелом слева — символ ордена. Интересно, что «доминиканцы» на латыни созвучно со словосочетанием «псы господни»
(Dominicanes — Domini canes).

Стереотип: Инквизиция существовала только на территории католических стран Западной Европы.

И да и нет. Инквизиция как развитая, дисциплинированная и влиятельная организация действительно существовала только в католической Европе. Но гонения на еретиков и сожжение ведьм, действия, которыми славится инквизиция, имели место и в других странах. Более того, по сравнению с некоторыми некатоликами инквизиторы кажутся образцом гуманности и терпимости.

Один из известнейших протестантских лидеров Жан Кальвин четко сформулировал свою доктрину «правильной» веры и инаковерующих называл еретиками. В Женеве под властью Кальвина ересь приравнивалась к государственной измене и наказывалась соответственно. Роль инквизиции в Женеве выполняла консистория из двенадцати старейшин. Как и католические инквизиторы, старейшины лишь устанавливали вину, оставляя наказания светским властям. За пять лет смертный приговор был вынесен пятидесяти восьми религиозным преступникам, еще больше село в тюрьму. Идейные наследники Кальвина достойно продолжали его дело.

Несмотря на отсутствие в ранних русских правовых памятниках норм о применении смертной казни через сожжение летописные источники сообщают о нескольких случаях ее применения. Первое упоминание о сожжении содержатся в летописной записи за 1227 год — в Новгороде сожгли четырёх волхвов

«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год, Григорий Григорьевич Мясоедов

Россия тоже не отставала от «прогрессивных западных трендов». Сколько бы современные православные священники ни открещивались от жестокости папистов, история говорит не в их пользу. В Московии и позже в Российской империи задокументировано достаточно случаев сожжения за богохульство, колдовство или «аморалку». Были среди православных и свои преследуемые ереси: стригольщики, жидовствующие, старообрядцы.

Религиозная нетерпимость находила поддержку у государства, что зафиксировано в ряде документов. Соборное уложение 1649 года диктовало сожжение как наказание за религиозные преступления. Царь Алексей Михайлович и даже Петр I издавали указы, в которых за колдовство полагалась казнь. При Петре, кстати, ненадолго был учрежден Приказ инквизиторских дел.

Самое удивительное, что за колдовство казнили задолго до появления христианства. Соответствующие статьи имелись еще в законах вавилонского царя Хаммурапи, в индийских законах Ману и в римских Законах Двенадцати таблиц. Язычники карали за магию отнюдь не милосерднее христиан — увечьями или смертью. Так что вера в ведьмовство и вытекающая из нее охота на ведьм свойственны не только христианам.

На заметку:

«Молот ведьм» (Malleus Maleficarum в оригинале) — знаменитое пособие для инквизиторов, авторства Генриха Крамера и Якоба Шпренгера. Даже малознакомые с историей люди слышали об этой книге. О чем же она повествует? О страшных пытках? Далеко не только.

Трактат разбит на три части. Первая из них — общефилософские размышления о ведьмовстве. Какова природа ведьмы? как ведьма связана с дьяволом? почему Бог допускает существование ведьм? — вот главные вопросы первой части. Что интересно, ведьмовство, по мнению авторов, неразрывно связано с женской сексуальностью. Представление об именно женской склонности к греху типично для тех времен.

«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя (1812—1819)

Стереотип: Любое инакомыслие в глазах церкви — ересь.

Слово «ересь» имеет четкое определение. Ересь — это неверное (с точки зрения господствующей доктрины) понимание священного текста. Иначе говоря, еретик признает Библию священным писанием, но не согласен с ее официальной трактовкой. То есть для христианина еретиком может быть «неправильный» христианин, но не атеист и не язычник. Например, для католика еретиком будет, например, катар, но и для катара католик — самый настоящий еретик.

Иноверцы же не подпадают под юрисдикцию церкви и потому не могут быть осуждены инквизицией. Из-за этого, кстати, святой отдел расследований слабо прижился в колониях — европейцев-христиан там меньше, чем туземцев. Индейца нельзя было осудить за язычество, а вот крестьянку, молящую идол о плодородии, можно — она крещена.

какую оценку можно дать инквизиции в наше время. картинка какую оценку можно дать инквизиции в наше время. какую оценку можно дать инквизиции в наше время фото. какую оценку можно дать инквизиции в наше время видео. какую оценку можно дать инквизиции в наше время смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую оценку можно дать инквизиции в наше время.

Занятие наукой или, например, оккультизмом также сами по себе не делают человека еретиком. Впрочем, попасть на суд инквизиции можно не только за ересь, ведь колдовство — отдельная «статья». Да и за богохульство или аморальные деяния (разврат и содомия) можно было ждать серьезных неприятностей.

Стереотип: Инквизиторы искореняли ересь, потому что были религиозными фанатиками.

Так легко действия, мотивы которых не ясны, списать на глупость и на этом успокоиться! Человек всего лишь молится по-другому, а его убивают за это — глупо же! Конечно же, если бы церковники не были фанатиками, то жили бы в мире.

На самом деле все далеко не так просто. Любое государство имеет идеологию, которая объясняет рядовому гражданину, зачем нужны правители и почему те, кто у власти сейчас, должны быть на том же месте и в дальнейшем. В Европе с позднего Рима и до начала Просвещения такой идеологией было христианство. Монарх — помазанник Божий, он правит по воле Господа. Бог — верховный суверен, а земные владыки — его верные вассалы. Естественная и стройная картина мира для средневековых умов. Все помнят, как во «Властелине колец» Арагорн исцелял наложением рук? Так вот, этот эпизод взят Толкином не с потолка. Когда-то люди действительно верили, что король способен на подобное чудо. Он ведь помазанник Божий! И власть его от Бога.

Высказывающий сомнение в государственной идеологии сомневается также в священном праве государя править страной. Если священники лгут и на небе все вовсе не так, то, может, и король наш не по праву задницей своей трон согревает?

К тому же многие ереси кроме чисто религиозных положений несли явно антигосударственные идеи. Амальрикане, катары, богомилы и другие еретические движения выступали за всеобщее равенство и отмену частной собственности. Подобная почти коммунистическая идеология обосновывалась ересиархами с помощью Библии и трактовалась как «возвращение к истинному, неиспорченному христианству». Не надо думать, что раз еретики оказались жертвами, то все они непременно были агнцами. Те же катары по части фанатизма оставили христиан далеко позади.

Согласно трактату «Молот ведьм», колдунью можно опознать по родимым пятнам.

При этом клирики не только были у королей штатными пропагандистами, но и сами обладали властью и богатством. В XIII веке, к примеру, вообще все шло к установлению всеевропейской теократии с папой во главе. Католическая церковь обладала многими чертами государства. Некоторые европейские города напрямую управлялись архиепископами: Рига, Кёльн, Майнц.

Если прихожане перестанут верить в святую миссию Матери Церкви — перестанут десятину платить и подчиняться. Весьма распространенным наказанием инквизиции был денежный штраф, поэтому искоренение ереси было делом материально выгодным. Такое положение дел способствовало множеству ложных обвинений.

Таким образом, в глазах церкви любая ересь — идеология революции, покушение на мир и стабильность. Для власть имущих естественно давить в зародыше любые оппозиционные идеи. Не фанатизм, а здравый смысл диктовал церковникам любыми средствами сохранять выгодный им порядок.

Стереотип: Инквизиция преследовала ученых..

На суд инквизиции часто попадали ученые, но чтобы они оказывались там именно за занятие наукой — это редкое исключение, а не правило. Чаще причиной становились антицерковная пропаганда, увлечение оккультизмом или революционные (в прямом, политическом, смысле) идеи.

Более того, до эпохи Просвещения подавляющее большинство ученых имело церковный сан. После краха римской цивилизации на фоне общего одичания лишь хорошо организованная и меньше пострадавшая от варваров церковь сумела сохранить остатки цивилизации. Священники и монахи были тогда самой образованной частью общества, и только у них можно было получить хорошее образование. При этом клирики не чурались научных и философских изысканий язычников, и тех же Платона с Аристотелем монахи зубрили как катехизис. Идеолог инквизиции философ Фома Аквинский исписал немало страниц комментариев к трудам Аристотеля. Конфликт «религия против науки» появился только в XVIII веке. При этом даже в XIX веке читать и писать бедняков учил обычно священник.

Вы о том самом монахе доминиканского ордена Джордано Бруно, который отстаивал теорию фромброкского священника Коперника? Так вот, кроме еретической, но все же не «расстрельной» теории множественности планет в доносе на Бруно значились отрицание возмездия за грехи, приписывание Иисусу Христу занятий магией, оскорбления в адрес церковников и (внимание!) намерение основать собственную религию. То есть создать организацию, которая будет конкурировать с церковью. И это не в наше гуманное время, когда, впрочем, тоже можно сесть за неполиткорректное высказывание или разжигание розни. Это на рубеже XVI и XVII веков. А вы говорите — «за науку»!

Стереотип: Испанская инквизиция уничтожала евреев

Оставшимся евреям тоже пришлось несладко. Именно мараны, крестившиеся иудеи, стали основными жертвами инквизиции. Новообращенные были под строгим неусыпным контролем. Если следствие устанавливало, что назвавшийся христианином на самом деле втайне исповедует иудаизм, — неверного сына церкви ждали серьезные проблемы.

Современного человека наверняка поразит описание пыток, применяемых к еретикам и ведьмам. «До чего же жестоки инквизиторы! — подумает он. — Как общество терпело их?» Вынужден удивить: сами инквизиторы никого не пытали. Святые отцы не пачкали рук кровью, ведь за них это делали светские власти, предоставляя своих палачей и тюремщиков.

«…Что ж ты молчишь? Молчать надо было раньше».

Кроме признания котировались и прочие доказательства, вес которых считался равен половине, четверти или одной восьмой совершенного доказательства. Например, показание заслуживающего доверия свидетеля — половина от совершенного доказательства, два свидетеля — целое. Слово знатного человека или клирика весило больше слова простолюдина. При наличии таковых свидетелей или прочих весомых улик нужда в пытках отпадала.

Это интересно: хоть обвиняемому и не сообщали имя доносчика, суд инквизиции предполагал некоторую защиту от лжесвидетельства. Обвиняемого спрашивали, есть ли у него враги, и просили назвать их. Никто из названных не мог выступать в роли свидетеля. Если суд устанавливал, что донос заведомо ложный, доносчика жестоко наказывали.

Подозреваемые в уголовных преступлениях подвергались истязаниям куда чаще, чем «политические». Почему же изуверскими пытками знаменита именно инквизиция? Просто инквизиторы, будучи людьми по меркам тех времен образованными, усердно заносили все процедуры в протокол. В отличие от многих мирских судей.

Самые известные правдоизвлекатели:

Стереотип: Инквизиторы сожгли множество людей.

«Милосердной казни без пролития крови» еретиков на самом деле подвергали очень редко. На протяжении следствия подсудимому постоянно предлагали раскаяться. Если он согласится, то скорее всего отделается публичными процедурами покаяния. Возможно также ношение особых одежд, выдававших бывшего еретика, в качестве наказания. Весьма распространен был и денежный штраф. При этом обвиняемый считался вернувшимся в лоно церкви. В случае повторного осуждения за ересь наказание было уже значительно строже.

Если еретик упорствовал и не хотел каяться (что бывало очень редко), церковь… что вы думаете? Отказывалась от него! Инквизиция подтверждала вину еретика, заявляла, что он больше не добрый христианин, и передавала в руки светских властей. Как вы полагаете, что ждет отступника? Милосердное помилование, ведь только инквизиторы жестоки с еретиками? Послушаем же человека, не носившего доминиканскую рясу, императора Священной Римской империи Фридриха Гогенштауфена:

«Еретики — это хищные волки, сыны погибели, ангелы смерти, посланные демоном для погубления простых душ. Это ехидны, это змеи! И само собой разумеется, что смертная казнь является единственно достойным наказанием этих оскорбителей божьего величества, бунтовщиков против церкви. Сам Бог повелевает убивать еретиков; это — члены Сатаны, они должны погибнуть все до единого».

Такое мировоззрение типично для тех времен. Заполучив виновного в ереси, представители светской власти казнят отступника согласно тогдашним светским законам. Обычно за религиозные преступления положен костер.

И наконец, о количестве жертв. Смертные приговоры составляли обычно около трех процентов от общего числа приговоров. Точное количество убитых мы вряд ли когда-нибудь увидим. Опираясь на статистику современных исследователей, можно сказать, что за все время своего существования инквизиция приговорила к смерти от одного до трех десятков тысяч людей. Во всех католических странах вместе и за несколько веков. Много это или мало? Для сравнения — один только Комитет общественного спасения во время Великой Французской революции погубил значительно больше. Впрочем, нужно учитывать, что общее количество населения во времена инквизиции сильно уступало количеству населения более поздних эпох.

Напомню еще что нибудь из тех времен: вот например Зверская Европа или вот несколько спорное мнение Эта уродливая, нищая, варварская Европа. А вот внезапно, но по теме Причины появления широкополых шляп

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *