какую музыку включить цветам
Влияние музыки на растения: научные открытия и практическая польза
Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей.
Во многих странах верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю. Но только в 20-ом веке доказательства влияния музыки на растения были получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых условиях независимыми исследователями из разных стран.
Исследования в Швеции
70-ые годы: учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.
Исследования в США
70-ые годы: Дороти Ретеллек проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки.
Продолжительность прослушивания музыки имеет значение!
Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента.
Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе;
Стиль музыки имеет значение!
Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света;
Инструменты, которые звучат, имеют значение!
Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй – северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.
Исследования в Голландии
В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе.
Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.
Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.
Влияние музыки на растения
С незапамятных времен, изучая природу растений, люди стали задаваться вопросом, как представители флоры реагируют на музыку. В древнеиндийских сказаниях Кришна своей игрой на арфе помог распуститься розам. Но имеет ли красивая легенда реальную подоплеку? Тема влияния музыки на растения развилась настолько, что в продаже повились даже музыкальные альбомы для растений. Однако, возможно их позитивное влияние на урожайность – не более чем миф, выгодный маркетологам?
Музыкальные пристрастия флоры с научной точки зрения
Сегодня точно известно, что влияние музыки на рост растений напрямую зависит от того, какими будут звуковые частоты. Например, когда частота волн равна 6 кГц, агрокультуры, растут гораздо быстрее. При прослушивании звука с частотами в 7-9 кГц рост, наоборот, начинает замедляться, а при 10 кГц и более растения вовсе гибнут.
Ученые, изучавшие влияние музыки на развитие растений, узнали, что большинство видов «любят» низкочастотные звуки. В природе примерами таких звуков могут служить жужжание шмеля, громовые раскаты, журчание ручья. Именно поэтому влияние классической музыки на растения оказалось самым благоприятным. Частота ее волн обычно не превышает 3-5 кГц. В свою очередь, рок с 8 кГц зеленым питомцам явно не по вкусу. Однако интересно, что некоторые тропические разновидности оказались «поклонниками» рэпа.
Как полагают исследователи, позитивное воздействие мелодий на представителей флоры возможно благодаря резонансу. Данное явление способствует накоплению световой энергии и увеличению скорости обмена веществ в клетках.
Резонанс предполагает достижение максимальной амплитуды колебаний, когда собственная частота колебательной системы близится к частоте колебаний от внешнего источника. В этом контексте следует упомянуть и синхронизацию, когда частоты становятся кратны либо равны друг другу.
Так, резонирующие системы в тканях считывают звуки, после чего вырастает амплитуда колебаний. Как результат все жизненно важные процессы у растений начинают протекать интенсивнее.
Исследования влияния музыки на растения
В 70-е годы XX века американка Дороти Ретеллек экспериментальным путем смогла выявить закономерности воздействия мелодий на зеленых питомцев. Оказалось, что длительность прослушивания тоже играет весомую роль.
Растения из трех подопытных групп поместили в одинаковые условия, но первая оставалась в тишине, второй ежедневно ставили музыку на 3 часа, а последней – на 8 часов. Лучше всего росли подопытные из второй категории: они оказались выше представителей контрольной группы. Наконец растения, которым приходилось слушать музыкальные композиции по 8 часов, погибли спустя 2 недели после старта эксперимента.
Дороти также подтвердила тезис, что классическая музыка способствует росту урожайности, а тяжелый рок оказывает губительное действие на растения. После 2-недельного опыта слушатели классики были зелеными, здоровыми и пышно цвели. Культуры, которым включали хард-рок, вытянулись очень высокими, но тонкими. Они не зацвели, а затем вообще погибли. Интересно, что «слушая» классику, культуры тянулись к источнику звука точно так же, как их обычно привлекает свет.
Не только жанры, но и различные инструменты влияют на флору неодинаково. В ходе другого эксперимента двум категориям растений ставили органные композиции Баха и классические индийские мелодии с партиями табла и ситара. В обоих случаях подопытные тянулись к динамикам, но наклон к источнику звука с индийской классикой оказался намного сильнее.
Похожие опыты неоднократно повторяли в различных странах. Например, в 70-е XX века шведские ученые выявили, что плазма растительных клеток движется гораздо быстрее под влиянием музыки.
Дан Карлсон, американский фермер, в 1979 году придумал метод активации роста и развития растений под названием «Озвученный цветок». Семена и растения подвергались воздействию музыкальных композиций и высокочастотных звуков. Кроме того, методика включала в себя внекорневую подкормку раствором с фитогормонами (гиббереллин) и питательными веществами.
Благодаря этому фермер смог вырастить 4,5-метровый куст помидора, с которого удалось собрать 835 плодов. Дан Карлсон также втрое повысил урожайность папайи: одно растение дало 135 крупных плодов вместо стандартных 30-35. Кроме того, изучение «озвученных» ростков пшеницы выявило, что в их составе в 20 раз выше содержание витамина A и впятеро больше витаминов B и C относительно контрольной группы.
В России тоже проводились похожие опыты. Студенты проверили, как повлияют на комнатные цветы бардовские мелодии Юрия Визбора, песни Николая Баскова, музыка из советского кино и хиты 90-х. Зеленые питомцы позитивно откликнулись на песни из кинофильмов и композиции барда, но никак не отреагировали на Баскова, а популярные песни из 90-х оказывали на них угнетающее влияние.
«Урожайные» альбомы
Хоть представители флоры и лишены ушей, но «слышат» даже лучше людей. Человеческое ухо не улавливает крайние части звукового диапазона, тогда как растения своим «поведением» показывают, что воспринимают их тоже. Экспериментально доказано, что ультразвуки благотворно влияют на рост растений. В сельском хозяйстве давно применяется ультразвуковая обработка посевного материала, которая помогает повысить скорость прорастания и качество самих всходов.
Под воздействием ультразвуковых волн семечки поглощают больше воды, в листве повышается уровень хлорофилла, а молодые корешки растут заметно активнее. Так ультразвук влияет на пшеницу, картофель, горох, свеклу и т. д.
Таким образом, интуитивно известное ранее влияние музыки на растения в наши дни уже доказано наукой. Волну интереса к этой теме не могли не подхватить маркетологи. К примеру, у французских садоводов популярны «суперурожайные» альбомы, на которых записаны классические произведения в особой обработке.
В США доступны аудиозаписи с конкретным воздействием на агрокультуру (для роста, увеличения числа завязей и т. д.), а китайские теплицы зачастую оборудованы «звукочастотными генераторами». В них передаются разные звуки, стимулирующие фотосинтез и общий рост растений. При этом учитываются даже «вкусы» различных сортов.
Специальные удобрения для лимона дают цветоводу возможность вырастить здоровое цитрусовое растение, которое принесет качественные ароматные плоды, в домашних условиях.
Пересадка растений должна проводиться с учетом ряда нюансов, ведь это стресс для любой агрокультуры, а узнать наилучшие сроки для пересадки помогает лунный календарь.
Налет на листьях растений возникает по различным причинам, а значит первая задача садовода заключается в том, чтобы определить виновника, будь то вредители или грибки.
pH метры играют огромную роль в садоводстве, ведь для одних растений лучше подходит нейтральная среда, а другие предпочитают слабокислую или, наоборот, щелочную почву и воду для полива.
Стимулятор роста корней обеспечивает правильное и быстрое развитие подземной части растение, что, в свою очередь, положительно влияет на стебли, листья и плоды.
Правильная калибровка pH метра обязательна вне зависимости от модели прибора, она обеспечивает высокую точность измерений и продлевает срок эксплуатации устройства.
Каждому садоводу под силу как ускорить рост растений, так и добиться более впечатляющего урожая. В этом помогут специальные препараты, которые отлично дополняют базовые удобрения.
Дренаж для комнатных растений – средство, позволяющее поддерживать благоприятную влажность почвы. По сути это слой каменистых материалов, которые размещают на дне емкости.
Узнайте первым о предстоящих акциях и скидках. Мы не рассылаем спам и не передаем email третьим лицам
ВСЕ НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ: 10 АЛЬБОМОВ С МУЗЫКОЙ ДЛЯ РАСТЕНИЙ
Мы все иногда разговариваем со своими домашними животными, с машиной, с компьютером. Растения же находятся где-то посередине между живыми разумными существами, не обладающими навыками человеческой речи, и неодушевленными предметами, так почему бы не пообщаться с ними? Тем более, что существует универсальный язык — музыка. Мы, конечно, ведем к тому, что музыкальных альбомов для цветов и травы записано немало, и на некоторые из них точно стоит обратить внимание.
Кто-то писал эту музыку, веря, что она может повлиять на рост растений, кто-то преследовал не утилитарную, а более возвышенную цель создать нечто такое, что могло бы понравиться его фикусам и мимозам. А кто-то, возможно, просто пытался быть оригинальным. Как бы там ни было, но идея создавать музыку не для человека, а для флоры, кажется очаровательной. В первую очередь это эмбиент-треки, наполненные звуками природы, ведь что еще вы бы слушали, если бы колесо Сансары забросило вас в это царство?
Выбрали 10 важных релизов, записанных для растений, их почитателей и всех, жаждущих покоя и умиротворения.
Mort Garson – Mother Earth’s Plantasia, 1976
“Plantasia” — это культовая классика среди «растительных» альбомов. Именно канадский композитор Морт Гарсон, один из пионеров электронной музыки, впоследствии и вдохновил многих музыкантов проводить параллели между синтезом звука и фотосинтезом — проще говоря, записывать музыку для растений и их любителей. Сам Гарсон вдохновлялся книжкой «The Secret Life of Plants» 1973 года, а затем и одноименной документалкой с задушевным саундтреком Стиви Уандера.
Речь там о том, что у растений есть определенные когнитивные или даже телепатические способности. Конечно, идея про думающие и чувствующие цветы звучит как психоделическая фантазия, отчего и служит отличной основой для экспериментального эмбиент-альбома.
Тем более, что одна из идей книги получила особое распространение — о том, что растения способны слышать музыку и воспринимать вибрации. И хотя ученые и отмахивались, что, мол, нет у травы и цветов ничего и близко похожего на человеческий мозг или уши, все же такие теории обсуждаются. Особенно идея про слышащие растения понравилась «садоводам», выращивающим марихуану. Они предпочитают ставить своим «питомцам» классическую музыку или регги. Ну, тут без вопросов.
Гарсон же записал свой альбом, используя на тот момент еще новый, изобретенный в 60-х синтезатор Moog. Музыка получилось очень светлой, даже бодрой и радостной. Правда, даже спустя столько лет доподлинно неизвестно, оказывают ли эти треки хоть какой-то эффект на рост цветов, но они точно не навредят.
В 70-е альбом так и не получил достаточного распространения: тогда пластинку выдавали бесплатно при покупке комнатного растения в магазине “Mother Earth”, который принадлежал друзьям Гарсона. Но буквально в прошлом году альбом переиздали на лейбле Sacred Bones Record, так что это уже не редкость, но все еще культ.
«У мамы было очень много растений, — вспоминала дочь Гарсона Дэй, когда альбом переиздавался, — Она не верила в организованные религии, но считала Землю самым лучшим в этом мире. Что бы нас всех не создало, это было что-то невероятное. А отец был бы очень доволен, что его музыка снова популярна».
Source Vibrations — Vibrational Growth for Plants, 2010
Американский композитор, саунд-инженер, а еще немного мистик Аса Идони уже много лет выпускает под именем Source Vibrations музыку для медитаций и исцеления. А эту запись он сделал для растений, а конкретнее для того, чтобы помочь им усваивать питательные вещества и быстрее расти. Автор советует проигрывать свою музыку во время цветения — на рассвете и на закате, чтоб наверняка.
Ценны также комментарии к альбому, где люди описывают странное поведение своих растений от этой музыки, рекомендуют включать им дабстеп, но ни в коем случае не песни Бибера.
Если что, “Vibrational Growth for Plants” звучит так, будто вы в лесу, идет дождь, а где-то рядом пруд с лягушками. Какой эффект эта музыка оказывает на людей, неизвестно.
Эту четырехчасовую компиляцию выпустили ко Дню посадки деревьев в 2012 году, да и создали ее буквально для того же. Все вырученные деньги лейбл с говорящим названием Sound For Good передал проекту “Trees for the Future project”, который, собственно, и занимается посадкой деревьев. А уж такое точно должно понравиться растениям.
Подборка получилась довольно эклектичная, с атмосферной и экспериментальной электроникой, а некоторые треки даже были записаны под влиянием тибетской медитации или традиционной японской музыки. Так что и в этом случае воображение живо рисует лес с шумящим в кронах ветром и подобные картины природы.
Ребята из Data Garden пошли дальше — комнатным цветам они отвели роль даже не слушателей, а исполнителей. Вообще проект начинался как zero-waste лейбл, а потом все как-то докатилось до того, что растения стали подключать к кастомному музыкальному оборудованию.
Сначала артисты Алекс Тайсон и Джо Патитуччи во время перформанса в музее Филадельфии организовали ботанический квартет: «посадили» за синтезаторы Филодендрон, две Шеффлеры сделали ответственными за ритм-секцию, а Драцену — за эмбиент-звучание. Правда, программировать всё это пришлось человеческим существам. Так что пластинка представляет из себя запись двухчасового авангардного (avantGarden — точно правильное слово в этом случае) лайва.
После нескольких таких успешных перформансов-гастролей Патитуччи уже вместе с музыкантом Джоном Шапиро усовершенствовал используемый девайс, преобразующий электрические импульсы растений в ноты, и назвал его MIDI Sprout. Об изобретении писали достаточно много, так что можно разобраться при желании. Но если весь процесс и можно объяснить с технической точки зрения, то в результате точно остается немного внеземного и необъяснимого, как и в любой настоящей музыке. Кстати, сейчас есть уже и мини-версия MIDI Sprout для айфона — можете попробовать собрать свой комнатный бэнд.
«Иногда люди говорят о созидательной силе вселенной, которую они ощущают, играя на инструменте. Будто сама вселенная и течет через них», — рассказывал Патитуччи. — «У меня никогда так не получалась с инструментом, но я чувствовал, что действительно могу позволить вселенной выразить себя через мою музыку, разработав систему, позволяющую ей делать это через растения».
B. Ashra – Music For Growing, 2014
Берт Олке переехал из Северной Германии в Берлин в 1987 году, где он неизбежно открыл для себя электронную музыку и полюбил техно. А потом переключился на эмбиент-хаус и по-настоящему увлекся. Так что у Олке две ипостаси: Robert Templa — для техно и B. Ashra — для эмбиент-релизов.
“Music For Growing” — это его проект для импринта Klangwirkstoff Records, сооснователем которого Олке и является. Цель лейбла — «изучение влияния планетарных и молекулярных настроек». На практике это означает, что Klangwirkstoff выпускает эмбиент-альбомы, которые будто бы воссоздают в звуке растения, химические элементы и даже целые планеты.
В случае с проектом “Music For Growing” идея была в том, чтобы повторить активное психотропное вещество марихуаны, THC, которое, по словам Олке, имеет частоту 10.77 Hz. Короче, он думал, а вдруг удастся при помощи музыки сделать так, чтобы растение росло быстрее или полученное вещество было посильнее.
Как бы там ни было с этими молекулами, а в результате вышел 75-минутный трек, который лучше не слушать за рулем.
Jan Grünfeld – Music for Plants, 2014
Смотрите, какой правильный сеттинг: немецкий продюсер Ян Грюнфельд записал эту музыку за три летних дня на огромном балконе своей старой виллы, расположенной посреди парка. Так что, кроме электрогитары, там можно расслышать ещё и пение птиц, особенно на такой актуальной сейчас композиции “Come gentle spring, come at winter’s end”. Сам композитор заявлял, что эта импровизационная работа создана им совсем не для людей, а для терпеливых растений.
Кстати, на итальянском лейбле La bèl netlabel, где вышел релиз, можно найти еще много всего столь же медитативного и чарующего. Здесь любят «звук шагов на снегу, солнце на лице, запах дождя» и прочие вещи, которые, кажется, должны любить и растения.
Katie Shlon – Play Some Songs to Make the Plants Grow, 2015
В мае 2015-го Кэти отправилась в трехнедельное путешествие по Американскому Западу. Она только что закончила обучение в Чикагском художественном институте и получила грант на свою выпускную работу — изучение и документирование художественной среды, созданной артистами в этих краях. Занимаясь полевыми записями и разглядывая чудесные сады, встречающиеся ей на пути, Кэти сыграла несколько импровизаций. Рекордер уловил звуки птиц, лягушек, ветра и другой окружающей природы.
В лимитированной версии кассеты дополняли записи и фотооткрытки из путешествия.
По словам автора, эта музыка посвящена тем, кто ухаживал за растениями и кого уже нет в живых, а также самим растениям и ландшафту, который играет огромную роль в процессе исцеления как артистов, так и посетителей этих мест.
«У этого проекта нет никакой научной основы, это все чистые эмоции, — признает Кэти. — Я считаю, что растения обладают целебными свойствами, а работа с землей невероятно полезна. Мне нравится идея о том, что можно ухаживать за растениями и заботиться о них, признавая тот факт, что у них есть и другие потребности, кроме воды, света и питательных веществ».
Бельгиец Дэвид Эдрен принадлежит к музыкантам, вдохновленным “Plantasia” Гарсона, но свой проект он посвятил той конкретной парочке растений, которые сам выращивает дома. Он даже пробовал включать им эту музыку и подмечать реакции. Кажется, ничего плохого не произошло, да и что могло произойти с такими колыбельными?
Релиз будто напоминает о важности деликатного и доброго отношении ко всему живому, что нас окружает. Возможно, это применимо и к людям.
Brendan Wells’ Plant Music — Music For People & Their Plants Vol 1, 2017
Американец Брэндан Уэллс начинал свою карьеру в панк- и хардкор-коллективах. Его первая нойз-кор группа, например, называлась “Patrick Swayze’s Ghost”, а сейчас он играет на басу и поет в бэнде “Uranium Club”. В 2016-м он попробовал поработать в музыкальном медиа, через полгода выгорел и заявил, что не может больше слушать панк-музыку без ощущения тревоги, поэтому переключился на классическую.
Наткнувшись на альбом “Plantasia”, Уэллс решил прочесть “The Secret Life of Plants”, из чего впоследствии и вырос его проект “Plant Music”. «Когда я записываю материал дома, я смотрю на цветы и спрашиваю себя: “Это точно для растений музыка?”. Это то, что я бы слушал, будь я растением: что-то простое, минималистичное, повторяющееся, успокаивающее». То есть это все затевалось не ради поиска звучания, которое ускорило бы рост растений. Медитативные, вместе с тем немного игривые, построенные на бесконечных лупах мелодии должны просто понравиться им!
Финальный трек вообще состоит из 20 минут тихих разговоров. Истоки тут следует искать в альбоме “Plant Talk” Молли Рот 76 года — та пластинка была сплошь разговорной. «Вы же разговариваете со своей машиной, верно? Вот есть и люди, которые считают, что, разговаривая со своими растениями, они посылают им правильные вибрации. Я общаюсь со своими растениями всю жизнь, иногда говорю “Расти, а не то я сломаю твой стебель!”». Можете попробовать послушать, что у нее получилось, — это очень странно, но мотивирующе.
Уэллс же записал свою интерпретацию: «Идея в том, чтобы ставить эту запись, когда у вас нет времени поговорить со своим растением лично, ну, когда вам нужно заниматься уроками или любовью, как Молли Рот советовала». И это всё безумно ровно настолько, насколько же и мило.
Кстати, есть и у него и более свежие релизы, например, “The Right Side of the Grass”.
Green-House — Six Songs for Invisible Gardens, 2020
А вот совсем новый релиз — альбом нового проекта небинарной артистки из Лос-Анджелеса Олив Ардизони вышел в январе этого года. Это композиции, записанные как для растений, так и для людей, которые заботятся о них. Лимитированный тираж даже вышел в формате кассетного пака с семенами цветов.
Эмбиент-треки получились очень деликатными, тут можно вообразить себе и срываемую ветром желтую листву, и журчание рек, и утреннее щебетание птиц. А для усиления успокоительного эффекта режиссер Майкл Флэнаган создал несколько калейдоскопических и наполненных растениями видео.