рейтинг стран по киберспорту
Топ-7 стран с наиболее развитым киберспортом
Менее чем за 20 лет компьютерные игры из простого развлечения превратились в целую индустрию киберспорта и стали одним из самых развитых и популярных трендов во мире развлечений.
По оценкам экспертов, индустрия киберспорта к 2021 году достигнет стоимости в 1,65 млрд долларов.
В 2017 году количество игроков одной только League of Legends достигало 100 млн человек.
Очевидно, что киберспорт – явление поистине глобальное, однако по-прежнему идут дискуссии относительно того, какая страна является лидером индустрии.
Ниже мы расскажем об основных претендентах на это звание.
Южная Корея
Поэтому неудивительно, что именно в этой стране так много звезд киберспорта.
Такие знаменитые в киберспорте звезды, как Faker, способствовали тому, что игры вроде League of Legends стали популярны во всем мире.
А звезды Bang и Wolf способствовали росту популярности своей страны в киберспорте, сделав ее одной из лучших в индустрии.
Китай
Изначально власти страны выступали против киберспорта, однако недавно они изменили свое мнение.
В городе Ханчжоу теперь совершенно официально развивают киберспорт.
Однако все знают, что именно Dota 2 дает самые большие доходы. Поэтому эксперты с интересом наблюдают за ростом доходов таких американских игроков, как UNiVeRsE, ppd и Fear в последнее время.
Германия
Благодаря успехам KuroKy в Dota 2, Германия также считается одной из стран-лидеров киберспорта.
Конечно, это не единственный спортсмен в Германии.
Помимо таких известных спортсменов, как FATA, Smite и ShoWTimE, в этой стране также много талантливых игроков, которые могут показать себя в будущем.
Швеция
В шведских игроках поражает то, что они могут устроить настоящее шоу, играя в самые разные игры.
Бразилия
Однако достаточно вспомнить легендарного бразильского игрока Coldzera, который в последнее время был одним из лидеров Counter Strike Global Offensive, и сомнения отпадут. Эта игра стала невероятно популярной среди бразильских игроков, среди которых Fallen, fer и TACO.
А такие звезды, как KinGRD и Tavo продемонстрировали мастерство в Dota 2.
Так что Бразилия также имеет все основания претендовать на звание страны-лидера в киберспорте.
Россия
Помимо этого, здесь также есть свои звезды: Solo – победитель турнира Dota 2, или flamie, дающий мастер-класс в Counter Strike Global Offensive.
Очевидно, что российские игроки также являются заметными фигурами в мировом киберспорте.
Не стоит забывать, что Россия доминирует в таких играх, как World of Tanks, благодаря таким игрокам, как Inspirer, LeBwa и Nuclear.
Топ-10 богатейших клубов мира по призовым в киберспорте
Среди них Spirit, VP и NAVI.
Подпишись на наш телеграм, инстаграм и твиттер, чтобы не пропустить главное!
Это значит, что десятка самых богатых клубов мира по призовым уже обновилась. Мы собрали полный список.
Главные дисциплины: CS:GO ($6,5 млн), Dota 2 ($5 млн), World of Tanks ($709 тыс).
Самые крупные достижения: победа на TI 2011 ($1 млн), победа в зачете Intel Grand Slam по CS ($1 млн), 2-е место на TI 2012 ($632 тыс).
Главные дисциплины: Dota 2 ($12,8 млн), CS:GO ($761 тыс), CrossFire ($336 тыс).
Самые крупные достижения: 4-е место на TI 2015 ($1,6 млн), 2-е место на TI 2014 ($1,5 млн), топ-6 на TI 10 ($1,4 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($15,2 млн), Fortnite ($202 тыс), Rainbow Six Siege ($155 тыс).
Самые крупные достижения: 3-е место на TI 10 ($3,6 млн), 4-е место на TI 2019 ($2,1 млн), топ-6 на TI 2018 ($1,1 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($5 млн), CS:GO ($4,6 млн), League of Legends ($2,9 млн).
Самые крупные достижения: 4-е место на TI 2016 ($1,5 млн), 2-е место на ЧМ-2018 по Лиге легенд ($871 тыс), топ-12 на TI 10 ($800 тыс).
Главные дисциплины: Dota 2 ($11,5 млн), CS:GO ($4,2 млн), Counter-Strike ($364 тыс).
Самые крупные достижения: топ-6 на TI 10 ($1,4 млн), топ-6 на TI 2015 ($1,2 млн), топ-6 на TI 2018 ($1,1 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($18,8 млн), CS:GO ($749 тыс), Hearthstone ($276 тыс).
Самые крупные достижения: победа на TI 10 ($18,2 млн), 3-4 место на IEM Katowice 2021 ($80 тыс), победа на Pinnacle Cup II ($80 тыс).
Главные дисциплины: Dota 2 ($21 млн), CS:GO ($991 тыс), Call of Duty ($912 тыс).
Самые крупные достижения: победа на TI 2015 ($6,6 млн), 3-е место на TI 2018 ($2,7 млн), 3-е место на TI 2016 ($2,2 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($25,1 млн), PUBG Mobile ($632 тыс), League of Legends ($481 тыс).
Самые крупные достижения: 2-е место на TI 10 ($5,2 млн), топ-2 на TI 2018 ($4,1 млн), 3-е место на TI 2019 ($3,1 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($34,9 млн), CS:GO ($689 тыс), Super Smash Bros ($7 тыс).
Самые крупные достижения: победа на TI 2019 ($15,6 млн), победа на TI 2018 ($11,2 млн), победа на The Frankfurt Major 2015 ($1,1 млн).
Главные дисциплины: Dota 2 ($23 млн), CS:GO ($5 млн), StarCraft II ($1,5 млн).
Самые крупные достижения: победа на TI 2017 ($10,9 млн), 2-е место на TI 2019 ($4,5 млн), 4-е место на TI 2018 ($1,8 млн).
Бонус: топ-2 самых богатых клуба СНГ, кроме Spirit, VP и NAVI
Главные дисциплины: CS:GO ($2,8 млн), Dota 2 ($759 тыс), Valorant ($338 тыс).
Самые крупные достижения: победа на PGL Major Kraków 2017 ($500 тыс), победа на IEM Katowice 2021 ($400 тыс), победа на BLAST Premier: Spring Finals 2021 ($225 тыс).
Главные дисциплины: Dota 2 ($2,1 млн), Rainbow Six Siege ($1,1 млн), StarCraft II ($156 тыс).
Самые крупные достижения: топ-8 на TI 2017 ($617 тыс), 2-е место на Six Invitational 2019 ($320 тыс), топ-12 на TI 2015 ($221 тыс).
Россия заняла третье место в мире по размеру киберспортивной аудитории
По итогам 2018 года Россия оказалась на третьем месте среди других стран мира по размеру аудитории киберспортивных мероприятий и трансляций. Об этом говорится в отчете компании NewZoo, которая занимается игровой и киберспортивной аналитикой (отчет есть в распоряжении РБК).
Эксперты оценили общий размер аудитории киберспорта в мире в 394,6 млн человек. Цифра включает как тех, кто регулярно смотрит трансляции и посещает мероприятия, так и тех, кто делает это реже одного раза в месяц, но не реже раза в год — так называемых случайных зрителей. На первом месте по размеру аудитории киберспорта в мире по итогам прошлого года был Китай, где показатель составил почти 150 млн человек. Второе место занимали США более чем с 50 млн зрителей, третье — Россия с 22,3 млн человек.
По оценке NewZoo, Россия также находится на четвертом месте в мире по количеству «киберспортивных энтузиастов» — тех, кто смотрит трансляции турниров профессиональных команд и стримы (видеотрансляции игрового процесса отдельных игроков) чаще раза в месяц. Таких в России насчитывается около 6,8 млн.
Участники рынка считают оценки NewZoo завышенными. По версии главы киберспортивной организации Winstrike Ярослава Комкова, аудитория киберспорта в России сейчас составляет около 10–12 млн человек, из которых «энтузиастами» являются около 4–5 млн человек. При этом, как указывает директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce Ярослав Мешалкин, в любом случае участники киберспортивного рынка могут монетизировать только часть аудитории, поскольку для рекламодателей важно то, насколько часто пользователь просматривает контент. Игроки рынка должны работать над тем, чтобы превратить случайных зрителей в «энтузиастов». «С учетом данных разных исследований (NewZoo, SuperData и Nielsen, PwC, НАФИ и т.д.) мы обычно говорим о 6–12 млн человек, которых можно отнести к киберспортивным энтузиастам», — сказал он.
Самые киберспортивные страны мира
Интерес к киберспорту увеличивается ежегодно. Индустрия игр по оборотам уже превосходит кино и другие сферы развлечения. По странам ситуация развивается неравномерно. В одних регионах планеты киберспортивные соревнования пользуются высоким спросом, в других интерес публики и геймеров к состязаниям минимален. Эксперты назвали список стран, лидирующих в киберспорте.
Причины неоднородного развития киберспорта
Эти состязания имеют массу схожего с классическими видами спорта. Факторов, способствующих росту интереса к таким соревнованиям, может быть масса. К главным относят:
Примеров море. Каждый вносит свою лепту в популярность геймерских соревнований. В итоге и складывается киберспортивная держава. Теперь же стоит поговорить о конкретных странах-лидерах.
Бразилия
Десятку сильнейших открывает Бразилия. Официальные цифры статистики за последние 20 лет следующие:
Киберспорт в Бразилии любят не меньше футбола. Соревнования геймеров привлекают внимание десятков тысяч зрителей. Некоторые спортсмены имеют серьезную подготовку и тренируются с изрядной интенсивностью. «Побегать» в CS GO предпочитают и профессиональные футболисты.
К примеру, онлайн-стримы игрока «ПСЖ» Неймара приковывают внимание десятков тысяч фанатов.
Главным бразильским триумфатором считается команда FalleN. В сезонах 2016-2017 игроки выиграли два мэйджорах подряд по CS:GO. Этой игрой интерес латиноамериканских пользователей не ограничивается. Спортсмены из Бразилии могут показать мастер-класс по Dota 2, Rainbow Six, Fortnite и ряду других дисциплин.
Украина
Девятую строчку рейтинга занимают геймеры из Украины. За все время ведения статистики восточноевропейская добилась внушительных результатов:
Игроков из Украины можно назвать пионерами киберспорта. Интерес к соревнованиям по играм возник на заре развития этой дисциплины. С начала третьего тысячелетия Киев смог стать одним из центров развития состязаний такого класса в СНГ и Европе.
Чаще всего украинские геймеры завоевывали призовые места в категории Counter-Strike. Спортсмены из этой страны – традиционные лидеры в турнирах World Cyber Game.
Одним из наиболее известных и титулованных украинских геймеров стал Александр Костылев. Главная «специализация» игрока S1imple – шутер CS:GO. Однако украинские геймеры развиваются и в других дисциплинах. Серьезные успехи игроки делают в Dota 2.
Германия
8-я строчка рейтинга осталась за Германией. Статистика этой страны по киберспорту впечатляющая:
Прорыв в немецкие геймеры совершили в начале 2000-х. Спортсмены из ФРГ сумели доказать превосходство, победив в ряде престижных турниров по наиболее популярным шутерам того времени. Стоит отметить и другой вклад в развитие киберспорта. Первые европейские клубы возникли именно в Германии. Местные турнирные операторы ежегодно проводят престижные соревнования международного уровня. Главными немецкими звездами киберспорта можно назвать Куро Салехи Тахасоми и BIG. Первый спортсмен развивается в Dota 2, второй выбрал CS:GO.
Франция
Французы завоевали 7-ю строчку рейтинга. Статистика геймеров из этой страны впечатлит любого:
Париж стал центром для ряда первых европейских и мировых киберспортивных турниров на заре состязаний. Примерно в это же время в Пятой республике появились собственные команды, способные навязать конкуренцию именитым клубам. Французов до сих пор считают лидерами в CS:GO. Во многом таких результатов удалось достигнуть благодаря командам G2 и Vitality. Лучшим игроком страны считают Матьё Эрбо. Одними шутерами интерес к киберспорту во Франции не заканчивается. В стране также популярны Dota 2, FIFA и некоторые другие игры. Спортсмены из Пятой республики часто становятся триумфаторами состязаний по футбольному стимулятору.
Дания
К пятерке лидеров вплотную подобрались датчане. Официальная статистика внушительная:
Главным направлением развития скандинавы взяли Dota 2 и КС ГО. Уже 15 лет кряду датские геймеры показывают серьезные успехи в этих дисциплинах и считаются одними из признанных фаворитов соревнований. Среди клубов страны выделяется Astralis. Команда одержала победу в 4-х мэйджорах, других чемпионатах и уверенно закрепилась на лидирующих позициях мирового рейтинга.
Лидером по Dota 2 считают Йохана Сундштейна. Мужчина дважды завоевывал первое место на The International, заработав в сумме 7 млн долларов.
К плюсам можно отнести поддержку киберспорта официальными властями. Субсидии от государства получают местные перспективные клубы и игроки. Часть средств уходит на организацию турниров.
Россия
Пятерку лидеров открывает Россия. Статистические показатели довольно высокие:
Культура киберспорта в России зародилась 2 десятилетия назад. На заре соревнований наши спортсмены лидировали в гоночных симуляторах, CS GO, Quake, стратегиях. Сейчас в стране действует несколько популярных клубов. Состязания команд Team Spirit, Gambit и ряда других приковывают внимание зрителей со всего мира. Чаще всего российские организации занимают лидирующие позиции по CS:GO и Dota 2. Однако хорошие результаты команды показывают по Rainbow 6 и ряду других дисциплин. Например, одним из лучших геймеров в Warcraft 3 считается Дмитрий Костин.
Швеция
До ТОП-3 немного не дошла Швеция. Статистика у скандинавов внушительная:
Спортсменов из Швеции считают лидерами европейского киберспорта. Страна завоевала этот серьезный титул благодаря вниманию к таким турнирам со стороны местных жителей, классу выступления спортсменов, проводимым состязаниям. Стоит выделить DreamHack. На заре существования о мировой славе фестиваль даже не мечтал. Однако со временем интерес к событию рос. Теперь же некоторые ивенты собирают по 20 тыс. участников. Ныне фестиваль считают одним из главных киберспортивных событий мира. Лидерство скандинавы показывают в CS:GO. Популярными дисциплинами в стране остаются Dota 2, Fortnite и некоторые другие игры.
Тройку лидеров открывают спортсмены из США. Статистика у страны серьезная:
На лидирующие позиции Соединенные Штаты пробились благодаря количеству проживающих в стране киберспортсменов. Число геймеров, хоть раз выигрывавших призовые за карьеру, в США превышает показатели других стран на голову. Ближайший конкурент отстает в 2.5 раза. Развитая инфраструктура и близость разработчиков игр позволяет властям страны проводить массу международных турниров по самым популярным дисциплинам. Команды из США показывают взлеты в разных играх, но до стабильности далеко. Звезды быстро загораются и стремительно гаснут.
Южная Корея
Вторая строчка за Южной Кореей. Статистические показатели могут вызвать зависть у многих киберспортивных стран:
Киберспорт в Южной Корее стал национальным видом спорта. Культура зародилась в начале 2000-х годов. Причем поддержку дисциплины получили на самом высоком уровне. Государство вкладывало деньги в развитие инфраструктуры, поддержку турниров и команд.
Корейцы стали беспрекословными лидерами в StarCraft 2 и Overwatch. Бороться в этих дисциплинах с игроками из Южной Кореи бесполезно.
Китай
Лидерство в киберспорте за Китаем. Официальная статистика страны внушает уважение:
Исследования показывают, что около 250 миллионов китайцев активно участвуют в событиях из мира киберспорта. Люди смотрят турниры, выступают в чемпионатах, устраивают собственные состязания. В Китае пытаются развивать любовь к шутерам, но лидирующие позиции остаются за Hearthstone и Dota 2. Сильная китайская команда, способная навязать конкуренцию на мировой арене, есть почти у каждой дисциплины.
Киберспортивные державы. Страны — лидеры в киберспорте
Артем «ShamanX» Ращупкин
Киберспорт в современном мире достаточно популярен, но не во всех регионах земного шара его развитие происходит равномерно и не все в одинаковой мере могут посвящать своё время играм. Это обусловлено разным уровнем развития экономических и технических факторов, а также уровнем жизни. Например, африканские страны только сейчас начинают активно подтягиваться в индустрию, а австралийцы уже на равных соперничают с европейскими и североамериканскими коллективами. В том же хоккее канадские, американские, шведские, финские, чешские и российские хоккеисты имеют превосходство в мастерстве над всеми остальными. В компьютерном спорте гораздо больше стран, где киберспорт развит достаточно хорошо и где есть именитые игроки и команды-лидеры.
1. Южная Корея
Зародился компьютерный спорт в Соединённых Штатах Америки, где в конце 90-х был проведён первый киберспортивный турнир, но большую популярность он приобрёл в Южной Корее благодаря World Cyber Games. Считается, что Корея — самая увлечённая компьютерным спортом страна в мире, где киберспортсменов обучают в университетах, а игроки имеют свои фан-клубы и являются настоящими звёздами шоу-бизнеса. Именно в Корее к профессиональным киберспортсменам относятся с уважением, и именно в Корее киберспорт признали олимпийской дисциплиной второго уровня.
Корейцы традиционно сильны в стратегических играх. Они доминировали в Wacrfaft III, они остаются сильнейшими в Starcraft II. Но и в MOBA-играх киберспортсмены из Южной Кореи уже давно не мальчики для битья. В Dota 2 MVP Phoenix на равных соперничают с топовыми коллективами, а в League of Legends SK Telecom T1 выигрывают уже второй Чемпионат мира в своей истории. Для корейцев существует только одно место — первое, а остальные места не имеют для них значения. Чтобы получить признание корейских любителей киберспорта, игрокам нужно постоянно побеждать. Корейцы очень сильны, упорны и неуступчивы в борьбе.
Если судить объективно, то в Корее самая развитая инфраструктура. Корейские игроки удачно выступают в League of Legends, Stacraft II, Dota 2 и Heroes of The Storm, являясь примером для подражания. Если и есть в мире страна, где компьютерный спорт находится на уровне национальной идеи, то это Южная Корея.
2. Соединённые Штаты Америки
Американцы — родоначальники киберспорта. Здесь был проведён первый турнир, здесь расположены штаб-квартиры разработчиков компьютерных игр и здесь проходит самый масштабный, успешный и узнаваемый киберспортивный чемпионат в истории индустрии — The International. Благодаря компьютерной игре Quake в США появилась первая лига — Cyberathlete Professional League, которая послужила толчком к развитию киберспорта в европейских и азиатских странах. Соединённые Штаты Америки — лидеры в индустрии по количеству профессиональных игроков. Однако наравне с традиционным киберспортом в Америке популярен и консольный киберспорт. Почти все турниры по Halo и Call of Duty проходят в США, но иногда их проводят и в Канаде. Чемпионаты на консолях в Европе и Азии не пользуются большой популярностью, но они не менее зрелищны, чем соревнования на компьютерах, а призовые столь же внушительны.
В Америке компьютерный спорт ещё не настолько популярен, как традиционный спорт. Но небольшие шаги к признанию киберспорта официальным видом спорта в этой стране всё же предпринимаются. Недавно правительство Соединённых Штатов Америки опубликовало заявление, в котором говорилось, что киберспортсмены смогут получать визы типа P-1 для выступления на соревнованиях. Это решение было принято не без участия самих игроков, но всё же теперь проблем с получением виз на тот же The International уже не будет, что, несомненно, радует.
3. Китай
Корейцы и китайцы в чём-то похожи. Говорить об особенностях азиатского менталитета можно долго, но известно одно — азиатские киберспортсмены отличаются от всех остальных удивительным отношением к делу. В Китае проживает порядка 1,4 миллиарда человек, и, согласно многочисленным отчётам, свыше 60 миллионов из них являются активными пользователями сети Интернет. В такой стране созданы все условия для нормального тренировочного процесса и прогресса. Пекинский Комитет по делам спорта признал киберспорт в Китае официальным видом спорта, что, несомненно, сказалось на местных игроках и про-сцене в целом.
В Китае есть целая государственная программа по развитию киберспорта и поддержке игроков. Китайские организации стремятся выращивать молодых игроков в собственных молодёжных составах. Сформировалась строгая иерархическая пирамида продвижения про-геймеров из вторых составов в первые, хотя и существует она на неформальной основе. Очень часто вторые составы китайских организаций оказываются ничем не слабее первых. Китайские киберспортсмены традиционно сильны в MOBA-играх: в Dota 2 и League of Legends они в лидирующей когорте. Пока лишь Counter-Strike остаётся для них основным препятствием на пути к полнейшей доминации, но даже в нынешнем состоянии китайские игроки были бы основными претендентами на медали.
4. Швеция
Так или иначе, шведский киберспорт стремительно набирает обороты. В некоторых колледжах в Карлштадте, Стокгольме и Ованакере обучают молодых игроков, и мы можем с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем всё это положительно скажется на местной про-сцене. В Швеции появятся новые таланты, которые заменят нынешних «форестов», «гетрайтов» и «олофмейстеров».
5. Украина
Победа на национальных соревнованиях — это престиж, гордость и слава. Киберспортсмены старой закалки могут помнить, как во времена существования World Cyber Games они поднимались на пьедестал с флагами родной страны и награждались медалями. Со временем всё это было утрачено, и если компьютерный спорт вновь обретёт свои Олимпийские игры и национальные первенства, то именно названные выше страны могут стать основными охотниками за призовыми местами.