какую музыку слушал ленин
Какую музыку слушал ленин
Отец Володи, Илья Николаевич, знал много песен и часто пел вместе с детьми. Среди песен были и запрещенные: «Утес Стеньки Разина», «Песня Еремушке» и др. Гимназистом, во время загородных прогулок, Володя вместе с друзьями любил петь «Дубинушку», «Вниз по матушке, по Волге», «Арестант». Особое отношение к народной песне сохранилось у него на всю жизнь. Русские песни, песни о Волге соединялись в его душе с картиной неповторимой, бескрайней шири русских полей, великой могучей реки. Он видел в этих песнях отражение тяжелой жизни порабощенного народа, находил в них надежду на лучшее будущее, стремление освободиться от пут, разорвать их, сбросить тягостные оковы.
Особое место в жизни Владимира Ильича занимает музыка Бетховена. Величие, мощь, патетика, гражданственность, огромный мир внутренней жизни, грандиозность замыслов, беспредельная страстность, желание преобразовать мир, сделать его справедливым, сделать жизнь человека достойной — все эти мысли и чувства, волновавшие композитора, были близки и понятны В. И. Ленину. Ведь именно ему принадлежат знаменитые слова об «Аппассионате» Бетховена, которые запомнил М. Горький: «Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!» Как же глубоко надо ощущать музыку, чтобы так о ней сказать!
Неоднократно слушал Владимир Ильич «Патетическую сонату» Бетховена, которую по его просьбе играла пламенная революционерка Инесса Арманд.
На квартире в Кремле у одного из старейших соратников В. И. Ленина, ближайшего его помощника, крупного деятеля советского государства А. Д. Цюрупы устраивались домашние концерты. На одном из таких концертов присутствовал В. И. Ленин, и пианист Г. И. Романовский играл несколько его любимых произведений. Дети Цюрупы Валентина и Всеволод, вспоминая впоследствии об этих концертах, рассказывали: «…Начиная с первых полных страстной мощи аккордов вступления Владимир Ильич был захвачен игрой пианиста. На его лице словно отражалась стремительная смена мыслей и чувств, вызванных музыкой». В этот вечер Гавриил Иванович играл с особенным подъемом и вдохновением. И произведения Баха, исполнявшиеся им с редкой эмоциональной наполненностью и виртуозной техникой, и другие вещи, включенные в программу (в частности, «Лесной царь» Шуберта — Листа, очень нравившийся Владимиру Ильичу), встречали благодарный отклик слушателей, но, разумеется, своего зенита накал внимания достигал во время исполнения «Патетической».
«В. И. Ленин у А. М. Горького в 1920 году» («Аппассионата»). Картина Д. А. Налбандяна. 1956 г. |
Известно восторженное отношение Владимира Ильича к «Эгмонту» Бетховена. Впервые В. И. Ленин услышал увертюру к «Эгмонту» в фортепьянном переложении. «Ты обязательно послушай», — взволнованно говорит он Надежде Константиновне. В декабре 1919 г. В. И. Ленин и другие члены правительства присутствовали на концерте в Большом театре для делегатов 7-го съезда Советов. Начинался концерт увертюрой к «Эгмонту» в исполнении симфонического оркестра Большого театра.
«…Радостно отдайте жизнь за то, что дороже всего, — за свободу!» — читал артист А. И. Южин монолог Эгмонта.
Особенно волновала Владимира Ильича музыка П. И. Чайковского. В письме к матери от 4 февраля 1903 г. он писал о 6-й («Патетической») симфонии: «Недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны, — особенно последней симфонией Чайковского (Simphonie pathetique)». По просьбе Владимира Ильича произведения Чайковского исполняли его ближайшие соратники — большевики П. А. Красиков, М. С. Кедров, С. И. Гусев.
В. И. Ленин высоко ценил революционные песни, их организующую и воспитательную роль. В 1913 г. в своей статье «Развитие рабочих хоров в Германии» он писал, что «…во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства» (Полн. собр. соч., т. 22, с. 276). Песни «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей», «Вы жертвою пали», «Беснуйтесь, тираны» В. И. Ленин любил особенно. Он сам воодушевлялся и воодушевлял других, участвуя в их исполнении. Ноты «Интернационала» еще до перевода его текста на русский язык были в домашней библиотеке Ульяновых. Эта мужественная пролетарская песня занимала внимание В. И. Ленина постоянно. Владимир Ильич часто цитировал строки из «Интернационала», написал специальную статью об авторе текста Э. Потье. «Потье умер в нищете. Но он оставил по себе поистине нерукотворный памятник. Он был одним из самых великих пропагандистов посредством песни», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т. 22, с. 274).
Адрес страницы сайта, нарушающей, по Вашему мнению, авторские права;
Ваши ФИО и e-mail;
Документ, подтверждающий авторские права.
d_clarence
The Great Famine
О музыкальных пристрастиях Ленина мы знаем из сообщений членов его семьи и самых близких соратников. Музыкальным фанатом Ильич никогда не был, в музыке разбирался не очень, но любил ее.
В советское время даже выходили пластинки типа «Любимая музыка Ленина», но там на 75% идеологический бред периода зрелого Суслова.
Собственно, любимую музыку Ленина можно условно разделить на два вида:
— которой просто восторгался и любил слушать;
— которую пытался напевать.
Пел Ленин не сказать чтоб хорошо, но и не вот прям плохо, особенно когда сильно старался. Примерно как средний ученик на сольфеджио, ну или я в особом ударе.
Есть масса упоминаний о том как Ленин пел те или иные песни, но петь песню не всегда означает любить ее: петь можно за компанию с товарищами по борьбе, гимн там и все такое. Здесь же мы приводим только те произведения, которые Ленин достоверно любил и закачал бы себе в айфон, наладь советская промышленность их выпуск к 1922 году.
3. Песня, которую Ильич одинаково любил и слушать, и напевать. Впервые он услышал ее в Париже и его зацепил бодрый мотив. А когда Инесса Арманд рассказала ему историю этой песни, то всем сердцем полюбил ее. Это знаменитая французская революционная песня «Салют вам, солдаты 17-го полка!» («Gloire au 17ème»). История этой песни достойна, чтобы ее прочитать: https://d-clarence.livejournal.com/196555.html Аж дьяк Кураев у меня тот пост тырил, потерев из него все упоминания Ленина, бгг.
Наслаждаемся:
5. Марсельеза. Тут все понятно.
8. Если рядом стоял рояль и спрашивали мнение Ленина чего исполнить, то с вероятностью 50 на 50 он бы попросил сыграть что-нибудь из 6-й «Патетической» симфонии Чайковского. Товарищи Красиков и Кедров не дадут соврать.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
В симбирские годы сформировались музыкальные интересы Владимира Ильича. Музыка была необходимой частью атмосферы, в которой созревал и жил Ленин. Любовь к музыке прививала детям Мария Александровна. По вечерам она собирала детей в гостиной и садилась за рояль. Ребята с любовью слушали музыку и мягкий приятный голос матери, исполнявшей произведения П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, А. Л. Гурилева, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Среди любимых песен, переписанных от руки Марией Александровной и дочерьми в тетрадь, такие, как «Парус» («Белеет парус одинокий»), «Тучки небесные, вечные странники» на слова М. Ю. Лермонтова, «В полном разгаре страда деревенская» — Н. А. Некрасова, «Есть на Волге утес» — А. Навроцкого и др.
Илья Николаевич любил петь положенное на музыку студентами его времени запрещенное стихотворение А. Н. Плещеева «По духу братья мы с тобой». «Мы невольно чувствовали, — вспоминала Анна Ильинична, — он вкладывает всю душу, что для него она что-то вроде «святая святых», и очень любили, когда он пел ее, и просили запеть, подпевая ему».
В большом почете в семье Ульяновых было хоровое пение. Обучению детей пению родители придавали важное значение не только в смысле эстетического воспитания, но и как чисто педагогической мере. «Какое это могучее педагогическое средство — хоровое пение, — писал К. Д. Ушинский. — В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство, и притом чувство чисто человеческое».
И вот нашла еще интересное на страничке О фильме «Аппассионата»:
Статья называлась:»Фильмы/Эротика/Аппассионата (Appassionata)»»Нашла, что-то на меня фантазия пересмотреть фильм «Аппассионата». У меня иногда бывает настроение пересматривать фильмы, которые я когда-то видел заново, чтобы сделать себе новое впечатление. На носителях у меня этого фильма нет и естественно я полез на торрентс.ру. Там я его не нашёл, что меня, честно говоря, удивило, так как всё что мне было нужно я всегда там находил. Затем забил в Яндексе «Аппассионата фильм» и получил там массу ссылок с пояснениями, характер которых передаёт название настоящей темы. Впрочем, одна всё-таки соответствовала моему желанию. Вот, цитирую
«Бернес, Марк Наумович — Википедия
1963 — Аппассионата /телефильм/ — шофёр Гиль.»
Короче фильма я не нашёл, а жаль. Хотелось бы посмотреть его сегодняшним взглядом. Так вот. Ищешь фильм про Владимира Ильича Ленина, а натыкаешься на «Фильмы/Эротика/Аппассионата (Appassionata)». Раньше эротику искали, а кругом сплошной Ленин был, теперь Ленина не найдёшь, зато эротика из всех щелей лезет. Ничего не изменилось к сожалению.»
Теперь уже не узнать, что говорил Владимир Ильич Ленин о Аппассионате Бетховена в фильме «Аппассионата».
Источник: Интернет
Рубрики: | Музыка/Фортепианная |
Метки: Бетховен
Процитировано 11 раз
Понравилось: 12 пользователям