какую музыку слушал гитлер
Какое отношение композитор Вагнер имеет к Третьему рейху, и почему его музыку никогда не исполняют в Израиле
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Музыкальные вкусы нацистов
Музыкант и мыслитель
Поклонники Вагнера, оправдывая великого композитора, говорят о том, что Вагнер был не единственным композитором, любимым нацистскими лидерами – Гитлер, например, и Бетховена очень уважал, особенно его «Оду к радости», а Гиммлер прекрасно исполнял Баха. Произведения Вагнера просто слишком хорошо вписались в национальную идею Третьего рейха, так как были посвящены героям германского мифологического эпоса. На волне подъема немецкого самосознания их действительно использовали как музыкальный фон для оформления нацистских церемоний и даже преступлений в концлагерях (хотя факт, что людей сжигали под музыку этого композитора, до сих пор вызывает споры), но в любом случае, Вагнер, умерший за шесть лет до рождения Адольфа Гитлера, за это нести ответственность не может.
На самом деле, данный вопрос намного сложнее. Кроме музыкальных произведений Вагнер был автором богатого литературного наследия – многочисленных трудов по теории музыки и истории искусства, философских произведений и мемуаров. Одной из идей, красной нитью проходящей через все его творчество, стала активная и крайне откровенно выражаемая юдофобия. Это неоспоримый исторический факт, все его многочисленные высказывания на эту тему не оставляют возможности для двойной трактовки и относят композитора к числу ярых антисемитов.
Взгляды Вагнера вызывали возмущение еще при жизни композитора. Так, его статья «Еврейство в музыке», опубликованная в 1850 году, вызвала протесты профессоров Лейпцигской консерватории. Нужно отметить, что данный текст до сих пор возмущает людей, и в 2012 году он был внесен в Федеральный список экстремистских материалов Российской Федерации. Его печать и распространение в нашей стране запрещено. Взгляды и труды Вагнера явились причиной того, что его произведения никогда не исполняются в Израиле. Этот бойкот считается негласным, но очень жестким.
Как по нотам
Некоторые исследователи считают, что влияние творчества Вагнера на фашистский режим не ограничивалось созданием музыкального фона для организации церемоний. Известно, что Гитлер зачитывался его литературными трудами, почерпнув из них националистические идеи. Многие символы и герои произведений Вагнера как будто оживали при написании страшнейшей страницы человеческой истории.
Считают, что сам Гитлера ассоциировал себя с Парсифалем – главным действующим лицом одноименной музыкальной драмы Вагнера – это герой, пришедший из народа, чтобы вести нацию за собой. Даже конец жизни великого диктатора и его жены как будто разыгран по либретто трагической оперы: в финале «Гибели богов» Брунгильда и Зигфрид исчезают в пламени погребального костра, в котором пылает сама Вальгалла.
Любовь – еще одна великая сила, которая может стать причиной рождения или гибели целых империй. Жизнь верной спутницы Гитлера Евы Браун полна трагических фактов, многие из которых не стали общеизвестными.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гитлер любил слушать арии Шаляпина и музыку в исполнении основателя Израильского филармонического оркестра
Лев Безыменский до конца своих дней не рассказывал о находке, поскольку, утверждает британское издание, опасался обвинений в мародерстве. Но он оставил письмо, в котором поясняет происхождение сотен пластинок. Как писал Безыменский, они содержат «классические произведения в исполнении лучших оркестров Европы и Германии с участием лучших солистов той эпохи». The Times ссылается на германский журнал Der Spiegel, корреспонденты которого смогли ознакомиться с составленной Безыменским описью и музыкальной коллекцией только после того, как летом 2007 года 86-летний ветеран умер.
Среди сотен граммофонных пластинок, найденных в коллекции Гитлера, советский разведчик с изумлением нашел произведения русских композиторов. На всех записях видны печати: «Штаб-квартира фюрера». Пластинки были упакованы, возможно, для эвакуации, т.к. окружение Гитлера до последнего надеялось убедить его покинуть Берлин и направиться в Южную Германию или за рубеж.
Сведений о том, чью музыку Гитлер слушал чаще, нет, потому что никакая документация не поддерживалась. О том, что фашистский вождь предпочитал музыку русских композиторов, косвенно свидетельствуют характерные царапины, оставленные на пластинках Бородина, Рахманинова и Чайковского.
Научный сотрудник Стенфордского университета Джеймс Кеннуэй сказал, что не слишком удивлен музыкальной коллекцией Гитлера. Он отметил, что на самом деле музыкальная политика Третьего рейха была нечеткой, и выбор композиторов, чьи произведения одобрялись к публичному исполнению, мог зависеть от отношений со странами их происхождения в данный конкретный момент. Единственное, что вызывает удивление, так это наличие произведений в исполнении музыкантов-евреев, которое выбивается из последовательной политики антисемитизма, проводившейся официальным Берлином. Сам Гитлер заявлял в своем программном произведении «Моя борьба», что евреи ничем не проявили себя в таких основных видах искусства, как архитектура и музыка.
Издание отмечает, что, хотя Гитлер увлекался музыкой, и прослушивание граммофонных пластинок для него было основным видом отдыха, сам он не отличался хорошим музыкальным слухом, а уроки игры на фортепиано, которыми Адольф занимался в юности, музыкального таланта в нем не выявили.
The Times заключает свою статью списком «пяти пластинок, которые Гитлер взял бы с собой на необитаемый остров»:
Гитлер любил слушать арии Шаляпина и музыку в исполнении основателя Израильского филармонического оркестра
В найденном недавно музыкальном архиве Гитлера содержатся произведения русских композиторов: Чайковского, Бородина и Рахманинова. Кроме того, некоторые музыкальные произведения записаны в исполнении музыкантов-евреев, пишет газета The Times (полный текст – на сайте InoPressa.ru). Капитан советской разведки Лев Безыменский обнаружил музыкальную коллекцию Гитлера в мае 1945 года в его берлинской канцелярии и забрал с собой.
Лев Безыменский до конца своих дней не рассказывал о находке, поскольку, утверждает британское издание, опасался обвинений в мародерстве. Но он оставил письмо, в котором поясняет происхождение сотен пластинок. Как писал Безыменский, они содержат “классические произведения в исполнении лучших оркестров Европы и Германии с участием лучших солистов той эпохи”. The Times ссылается на германский журнал Der Spiegel, корреспонденты которого смогли ознакомиться с составленной Безыменским описью и музыкальной коллекцией только после того, как летом 2007 года 86-летний ветеран умер.
Среди сотен граммофонных пластинок, найденных в коллекции Гитлера, советский разведчик с изумлением нашел произведения русских композиторов. На всех записях видны печати: “Штаб-квартира фюрера”. Пластинки были упакованы, возможно, для эвакуации, т.к. окружение Гитлера до последнего надеялось убедить его покинуть Берлин и направиться в Южную Германию или за рубеж.
Британское издание отмечает и “еврейский след” в музыкальной коллекции Гитлера. Так, один из концертов Чайковского исполнен скрпипчом-виртуозом Брониславом Губерманом, польским евреем. Губерман, который покинул Европу, еще в 1936 году основал Палестинский оркестр, преемником которого стал Израильский филармонический. Австрийский пианист Артур Шнабель, чью мать фашисты уничтожили по этническим мотивам, невольно сыграл для фюрера – в рейхсканцелярии оказалась также запись музыкального произведения в исполнении Шнабеля.
Сведений о том, чью музыку Гитлер слушал чаще, нет, потому что никакая документация не поддерживалась. О том, что фашистский вождь предпочитал музыку русских композиторов, косвенно свидетельствуют характерные царапины, оставленные на пластинках Бородина, Рахманинова и Чайковского.
Как известно, Гитлер пропагандировал “расово чистую” германскую музыку, особенно произведения Рихарда Вагнера. Произведения, написанные “недочеловеками”, прежде всего евреями и славянами, он запрещал. Подробно о музыкальных вкусах Гитлера – по крайней мере, о таких, какие он провозглашал – рассказывает портал “Семь сорок”. В статье “Музыка как политический инструмент Третьего рейха” говорится: “Гитлер мобилизовал Баха, Генделя, Бетховена, Брукнера и Вагнера, чтобы расшевеливать массы музыкальным языком, который был чисто германским. Сегодня, когда речь заходит о культуре, нацистов обычно вспоминают по тому, против чего и против кого они были. В музыке они были против еврейских композиторов, таких как Мендельсон, Мейербер и Малер, еврейских авторов либретто, таких как Стефан Цвейг и многих еврейских музыкантов. Также они были против атональной и авангардной музыки Арнольда Шонберга, Албана Берга и Курта Вайля, а также джаза, свинга и всего, что ассоциировалось с черной американской музыкой”.
Научный сотрудник Стенфордского университета Джеймс Кеннуэй сказал, что не слишком удивлен музыкальной коллекцией Гитлера. Он отметил, что на самом деле музыкальная политика Третьего рейха была нечеткой, и выбор композиторов, чьи произведения одобрялись к публичному исполнению, мог зависеть от отношений со странами их происхождения в данный конкретный момент. Единственное, что вызывает удивление, так это наличие произведений в исполнении музыкантов-евреев, которое выбивается из последовательной политики антисемитизма, проводившейся официальным Берлином. Сам Гитлер заявлял в своем программном произведении “Моя борьба”, что евреи ничем не проявили себя в таких основных видах искусства, как архитектура и музыка.
Издание отмечает, что, хотя Гитлер увлекался музыкой, и прослушивание граммофонных пластинок для него было основным видом отдыха, сам он не отличался хорошим музыкальным слухом, а уроки игры на фортепиано, которыми Адольф занимался в юности, музыкального таланта в нем не выявили.
The Times заключает свою статью списком “пяти пластинок, которые Гитлер взял бы с собой на необитаемый остров” :
Кто был любимым композитором Адольфа Гитлера?
«Вильгельм Телль» Шиллера заворожил маленького Адольфа и привел в состояние восторга. Однако «Лоэнгрин» Вагнера погрузил его в настоящий транс. Красота и мощь оркестровки, магическое действие, разворачивающееся на сцене, были подлинным колдовством, которое перенесло Гитлера в мир мистических чудес. С этих пор Адольф не оставлял театра, где магическая музыка Вагнера, насыщенная древним символизмом и архетипами, давала переживание потустороннего и пробуждала в душе яростные и темные силы.
Вагнер был рьяным антисемитом, а также любимым композитором Адольфа Гитлера. Взгляды композитора известны по антисемитской статье «Иудаизм в музыке», которая была опубликована в 1850 году и служила для Гитлера источником вдохновения. В этой статье, в частности, содержалась критика в адрес Феликса Мендельсона и вообще в адрес евреев, которых Вагнер обвинял в «пагубном влиянии на немецкую культуру».
Помимо этого, в нацистских концлагерях евреев гнали в газовые камеры под музыку Вагнера. И как правило, играть его произведения заставляли еврейских музыкантов.
с 1938 года на исполнение его сочинений евреями введён негласный запрет. Даже робкие попытки иностранцев (не говоря уж о самих израильтянах) исполнить его произведения в Израиле наталкиваются на ожесточённое сопротивление и вызывают громкие скандалы.
Так, в 2001 году дирижёр Даниэль Баренбойм на ежегодном музыкальном фестивале в Иерусалиме отважился сыграть отрывок из оперы Вагнера «Тристан и Изольда». Перед внеплановым исполнением Баренбойм предупредил публику, сообщив, что будет играть оркестр. После этого десятки евреев покинули зал с криками «Фашист! » и «Проваливай! «, однако фрагмент был сыгран — и остальные слушатели встретили его овацией.
Толерантность побеждает Европу, а музыка побеждает еврейскую вагнерофобию. «Какой мерзкий тип и какая гениальная музыка! В конце концов, Гитлер любил и «Мерседес», это был его любимый автомобиль. И, несмотря на это, весь Израиль ездит на «Мерседесах»!» — считают в созданном в 2010 году Вагнеровском обществе Израиля. И им не откажешь в логике.
Они полагают, что блокада должна быть снята именно израильскими музыкантами. И вот свершилось: камерный оркестр под управлением Роберто Патерностро сыграет симфоническую поэму «Зигфрид, идиллия» в рамках Байрейтского фестиваля в Германии. «Я говорил себе: здесь сидел Гитлер и слушал эту музыку. А сейчас здесь сидит еврей! » — делится глава общества Йонатан Ливни.
И это только первый шаг. Музыканты надеются когда–нибудь сыграть сочинения немецкого композитора даже в Израиле. Должно получиться.
Вагнер, Гитлер и «Властелин колец» из девятнадцатого века
Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
«Он создал сегодняшнюю музыку» и «он — любимый композитор Гитлера»: родившийся 200 лет назад, 22 мая 1813 года, Рихард Вагнер обречен, по крайней мере, в нашу эпоху, быть вольтовой дугой громадного напряжения между этими «плюсом» и «минусом». И ни его философско-политические взгляды, ни странности биографии (то есть, в общем, характера), ни то, куда пошла музыка после Вагнера, не помогают погасить это противоречие.
Задолго до единой Германии
Для начала: Гитлер родился через шесть лет после смерти Вагнера. И, в конце концов, мало ли какую музыку любил создатель «Третьего рейха» — а если бы ему нравился Чайковский, что бы мы делали? Но эстетика гитлеровского рейха, конечно, без Вагнера была бы немыслима. Другое дело, что у Гитлера, во многих смыслах, и выбора тут не было. Чтобы понять это, надо лишь поставить вопрос: а если бы рейх был создан не Гитлером?
Или последовать за авторами нескольких романов из серии «альтернативной истории» — что было бы, если даже и Гитлер оставался в наличии, но не лез со своей армией через границы германоязычного мира? Что ж, мог бы оставаться у власти примерно как испанец Франко, который благополучно дожил до 1975 года.
Гитлер минус внешняя агрессия — это что? А это, в том числе, концлагеря. В общем, можно понять тот факт, что в Израиле Вагнера не исполняют. И это не затем, чтобы посмертно наказать невиновного в создании лагерей композитора, а потому что страшно слушать.
В концлагеря помещали, конечно, вовсе не только евреев — первыми туда отправились в 1933 году коммунисты, социалисты и прочая оппозиция. Позже — пленные… Вагнер, кстати, вне всякого сомнения был антисемитом, хотя «еврейский вопрос» для него был далеко не первым предметом внимания. Но оперы свои он писал вовсе не для какого-то неизвестного ему Гитлера. А для чего он их писал, и не только оперы, а и множество философско-политических статей?