какую музыку нельзя слушать мусульманам
Запрещена ли музыка в Исламе?
Большинство алимов считает запретным слушать музыку, играть на музыкальных инструментах и петь. Но как всегда возникают разногласия, какая именно музыка запрещена. Одни не допускают никаких видов музыки. Другие допускают пение и игру на бубне только женщинам, и только в мусульманские праздничные дни. Третьи разрешают играть на барабане. Четвертые считают запретными струнные и духовые инструменты. Ну и как всегда каждый считает свою версию истинной. В качестве доказательства приводятся аяты из Корана, хадисы и мнение исламских ученых.
Прежде чем прийти к какому-либо выводу, давайте разберем основные аргументы сторонников запрета музыки. В качестве главного доказательства приводят следующий аят из Корана:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).
Здесь под словами «праздные речи» понимаются песни и музыка. И с этим согласны некоторые ученые. Эти же слова присутствуют в другом аяте:
Третий аят, уверяют нас сторонники запрета музыки, тоже говорит о запрете музыки и пения:
«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17: 64).
И последний аят, в котором якобы идет речь о том же:
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).
Есть немало хадисов, которые запрещают струнные (музыкальные) инструменты[1], колокольчик [2], бубен [3], барабан[4], дудку[5] и пение[6]. При этом дается оговорка, что бубен разрешен только женщинам[7] и только в праздничные дни[8]. В другом хадисе говорится, что музыка и пение в праздничные дни запрещены[9], что приводит нас к противоречию. Также есть хадисы, описывающие, как пророк Мухаммад вместе с Аишей наблюдал за группой мусульман-эфиопов, игравших на разных музыкальных инструментах, и какое-либо порицание этих действий со стороны Посланника отсутствовало, даже наоборот, было словесное одобрение и поощрение[10], что вновь говорит о противоречии.
Теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорят тафсиры (толкования Корана). По поводу аята 31:6 Абу Адель пишет:
«Этот аят был ниспослал по поводу Надр бин Хариса, который купил себе рабыню-певицу, чтобы удерживать людей от пророка Мухаммада. Когда кто-либо хотел пойти к Пророку, чтобы узнать что-либо об Истине, Надр ибн Харис говорил своей рабыне: “Накорми и напои этого человека, и затем спой ему. Это лучше чем то, к чему призывает Мухаммад”».
Ас-Саади считает, что помимо запрещенных и лживых речей, слова «праздные речи» относятся также к песням и музыке.
Абдулла ибн Мас’уд привел «очень сильный» довод об аяте 31:6:
«Клянусь Аллахом, речь идёт о пении».
Йусуф Али и Кутб говорят о пустословии. Никакого пения и музыки. Дарйабади же утверждает, что речь шла о персидских героических романах, которые некто по имени Надр ибн аль-Харис читал курейшитам, пытаясь их убедить, что подобный вид литературы ценнее Послания Аллаха. А Асад выступил за псевдофилософские мыслительные игры и бессмысленные метафизические спекуляции. Маудуди же за бессмыслицу, подобную сплетням, глупостям, праздным шуткам и другим видам бесполезного времяпровождения.
Как видим, мнения разделились. Далеко не факт, что в Коране речь идет именно о музыке.
А теперь перейдем к анализу «доказательств» запрета музыки и пения.
Проблема хадисов в том, что, как я уже говорил, в них много противоречий. А возникают они по нескольким причинам: выдумывание хадисов, искажение смысла, искажение текста, обычаи тех времен, не имеющие никакого отношения к вере, личные предпочтения Посланника. Пророк Мухаммад вполне себе мог быть против пения и музыки. Возможно, музыка и пение в то время считались недостойным делом для мужчин, или музыка и пение сопровождались чем-то греховным, либо некоторые по ошибке считали это греховным делом. В первом случае мы имеем дело с обычаями того времени. Во втором – пение и музыка могли ассоциироваться, например, с языческими плясками голышом, которые были распространены до Ислама. В третьем случае можно привести в пример хадис от Бухари № 952, в котором Абу Бакр выразил свое недовольство пением служанок в доме Посланника, но Мухаммад велел их не трогать.
В хадисе 5590 от Бухари говорится, что появятся народы, которые позволят себе прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного и струнные инструменты. Вероятно, речь могла идти о применении музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются запреты в Коране и Сунне. Если взять современную западную музыкальную поп культуру, то все становится на свои места. В тексах почти каждой второй музыки западной попсы содержатся пошлости, мат, пропаганда алкоголя, наркотиков, секса, насилия, жестокости и убийства. То же самое можно сказать и о клипах. Под эти песни устраиваются пьяные оргии в ночных клубах, с применением алкоголя и наркотиков. Тогда можно сказать, что сама по себе музыка не несет ничего греховного, если в ней не содержится всего вышеперечисленного. Те же выводы можно сделать, проанализировав другие хадисы.
А теперь вернемся к Корану. Читаем уже знакомый аят:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения» (Коран, 31:6).
Для справки, на арабском слова «потешные речи» звучит как «лахв аль-хадис». В Коране слово «лахв» переводится как «забава». Слово «хадис» переводится как «рассказ», «повествование», «история», «событие». Мне показалось интересным, что в этом аяте упоминается слово «хадис». Не буду ничего утверждать, просто дам вам пищу для размышления.
Наиболее точный смысл аята, на мой взгляд, передал аль-Мунтахаб:
«Среди людей есть такие, которые покупают ложь и болтают вздор о Коране людям, чтобы отвернуть их от ислама и Корана, не ведая, какие грехи они совершают. Они смеются над религией Аллаха и Его Откровением (Кораном). Подобным людям будет уготовано унизительное наказание!» (Коран, 31:6).
Здесь все очень просто и понятно. Речь идет о лжи и вздоре в отношении Корана, чтобы сбивать людей от ислама. И ни о каком пении или музыке здесь нет речи, что соответствует логике и здравому смыслу.
Читаем другой знакомый аят:
Здесь противники музыки явно лукавят, потому что ни в одном известном переводе или тафсире[11] не говорится, что речь идет о музыке или пении. К тому же в аяте отсутствуют слова «лахв аль-хадис». Здесь говорится о пустословии, с чем практически единогласно большинство.
«Соблазняй из них кого сможешь своим голосом» (Коран, 17:64).
Из предыдущих аятов понятно, что речь идет об Иблисе, которого Аллах проклял и изгнал из неба. Утверждение, что здесь говорится о пении или музыке, не имеет под собой никакого основания. Нигде в переводах и тафсирах[12] не говорится, что в аяте имеется ввиду музыка или пение, кроме тафсира Ибн Аббаса, который лишь допускает, что речь может идти о пении. Согласно большинству толкователей, в аяте говорится о нашептывании нечестивых мыслей.
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53: 59-61).
Аят тоже якобы говорит о запрете музыки под словом «забавляетесь». Опять-таки, ни в переводах, ни в тафсирах[13] этого нет. Только Кулиев допускает, что речь, возможно, идет о пении.
И опять мы видим, что ни в одном из этих аятов прямым текстом не запрещается ни пение, ни музыка. Просто некоторые алимы подгоняли данные аяты под хадисы, запрещающие музыку и пение. Это называется подмена понятий.
В Коране есть аяты как ясные, или однозначные, так и иносказательные. Об этом говорит сам Коран[14]. Под «ясными» подразумевается, что у слов не может быть иного значения. Все должно быть однозначно. И это относится к законам Аллаха. Это нужно для того, чтобы люди знали чего опасаться, а чего – нет. Зачем Аллаху ниспосылать аяты с текстом Его законов, которые трудно понять, от которых могут возникнуть споры, и от неправильного понимания которых человек может попасть в ад? Зачем эти трудности? Бог говорит нам в Писании, что Коран ясен для понимания.
Сторонники запрета пения и музыки приводят в качестве подтверждение своих слов мнения ученых. Но они замалчивают о мнении противоположной стороны, которая тоже вполне убедительна. Приведу несколько из них.
Известный факых и богослов Ибн Хазм в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь»[15].
«Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своей книге «Ахкям аль-кур’ан», а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что “все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы”»[16].
Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют»[17].
Саид Нурси[18] считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия».
jago52
Али Михайлов
В то же время находятся переводчики Корана, берущие на себя такую смелость. Так, Эльмир Кулиев слово «музыка» в Коране умудрился найти. Аят 6 из суры «Лукман» он переводит следующим образом: «Среди людей есть такой, который покупает потешные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха без всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения«.
Однако я не встречал в своей жизни ни одного мусульманина, который бы утверждал, что музыка заменяет ему Коран и дарит более сладострастное наслаждение, вследствие чего он советует побольше слушать музыкальные композиции и поменьше читать Коран. Меломания воспринимается мусульманами не иначе, как мирское развлечение, не связанное с религией. Развлечение, которое если и вытесняет религию и отвлекает от поклонения, то не больше, чем все остальные: компьютерные игры, кинематограф, спорт, хобби и другие. То есть человеку, умеющему рационально использовать своё время и отдавать приоритет праву Аллаха, она не повредит. Чрезмерно же увлёкшемуся ею она навредит в той же степени, как киномания, игромания или книголюбство. Что касается влияния музыки на сознание, то на него так или иначе влияют все проявления массовой культуры, включая кинематограф и литературу. Однако я не знаю мусульман, запрещающих кино или книги. Основные претензии у наших собратьев именно к музыке. Хотя музыку, как я уже сказал, напрямую с религиозным поклонением никто не связывает и не смешивает, в силу чего приведённый аят здесь вообще не уместен. Словосочетания «исламская музыка» не существует в равной степени, как понятия «исламское электричество».
Следует, однако, отметить, что рассматриваемый вопрос касается только Корана. Что касается хадисов, то тут мы видим несколько иную картиру. Отношение Пророка ﷺ к поэзии (которая в песенном исполнении является частью музыки, поскольку рифмованные строки кладутся на звуки музыкальных инструментов) всем мало-мальски знакомым с Сунной и исламской историей известно. Если поэтов-мусульман он воспринимал спокойно, то языческих и иудейских поэтов, посмевших посвятить ему хоть одно сатирическое произведение, ждала печальная участь. По его приказу сподвижники их попросту убивали. Тот же Ан-Надр ибн Аль-Харис после пленения в битве при Бадре был казнён. Но это уже другая история.
Музыка в Исламе
Периодами в Интернете бурно обсуждается тема запретности музыки [1] с точки зрения Ислама. Говорят примерно одно и то же, слышать друг друга у противоборствующих в данном вопросе сторон желание, как мне видится, отсутствует. Думаю, настало время и есть необходимость раскрыть тему, обосновать мнения и поставить предположительно последнюю точку. По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности. Таких примеров я видел немало, особенно когда человек выходит из состояния спора и полемики, успокаивается и начинает заниматься повседневными бытовыми делами. Главное — чтобы он не забыл о том, что такое ежедневная обязательная молитва. Религия и духовность даны людям вне сект и течений, говорящих о своей избранности и особой правильности. В истории мусульманского богословия велась самая разнообразная богословская полемика по вопросам, не имеющим прямого и однозначного ответа в Коране и Сунне. Музыка относится именно к таковым. И сила Ислама — в гибкости канонов. Если же человек не имеет гибкости мышления (а для развития интеллекта важно сегодня и высшее образование, и чтение не только религиозной литературы), то все каноны видятся ему незыблемо окостенелыми («только так и никак по-иному») [2].
Аргументы тех, кто запрещает музыку
«И среди людей есть те, которые покупают «лахв аль-хадис» [3]» (см. Св. Коран, 31:6).
Если принять во внимание слова некоторых толкователей Корана о том, что здесь подразумевается и музыка (наряду с речью, прозой, поэзией, юмором, например), тогда аят явно и четко указывает на то, что музыка, пение и другие формы использования речевого аппарата относятся к той категории вещей, дозволенность или запретность которых определяется намерением и формой применения. Да, некоторые из сподвижников Пророка и ученых последующих веков цитировали данный аят в качестве аргумента в пользу запретности пения, однако далеко не все были согласны с таким толкованием аята. Например, известный факых и богослов Ибн Хазм [4] в своей книге «Аль-мухалля» писал: «В этом аяте нет доказательств запретности пения. Контекст аята и сам текст ясно подтверждают это, ибо продолжение аята раскрывает то, с какой целью «покупается развлекающая речь» [5]. Отсюда понятно, что описанное действие относится к безбожнику, и не к обычному безбожнику, а к тому, кто толкает в неверие других! Ибо если некто, к примеру, купит книгу изречений пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) для того, чтобы сводить людей с пути Истины посредством выборочных, вырванных из контекста цитат, то он поистине грешник и безбожник! И именно такого рода действие описывается в аяте. В то же время никоим образом не порицаема Богом словесная забава (песни, анекдоты, притчи, смешные истории), которые человек использует для развлечения и отдыха. Но преднамеренно отвлекающий себя от выполнения очередной обязательной молитвы даже чтением Священного Корана или хадисов, а также разговорами, пением или чем-либо иным грешен пред Господом и является фасиком (грешником). Кто выполняет свои религиозные обязанности (фарды) пред Творцом и находит время для отдыха и развлечений не в ущерб служению Богу, исполнению Его заповедей, тот является мухсином (праведником)» [6]. 2. Другой аят, упоминаемый людьми, запрещающими музыку:
«Если услышат они «аль-лягв» [7] [то есть то, что заслуживает устранения из речи, подобно пустой болтовне и пошлым словам; если услышат оскорбления в свой адрес от тех, кто воспринял их выбор и рост в штыки, либо кого другого], отворачиваются от этого» (см. Св. Коран, 28:55).
Аргументировать запретность музыки посредством приведенного аята представляется странным и неверным. Здесь (даже в случае отдельного, вырванного из контекста рассмотрения) явно говорится о бессмысленной и пустопорожней речи, ругани, словесной суете, вызванных скудостью духовного разумения. Подобное толкование следует из продолжения аята: «Если услышат они «аль-лягв», отворачиваются от этого и говорят:
«Нам — наши дела, а вам — ваши! Мир вам [8], мы не желаем [становиться] невеждами [вступая в конфликт или спор с кем-либо из вас] (мы не хотим водиться с невеждами)» [9] (см. Св. Коран, 28:55).
Слово «аль-лягв», упомянутое в вышеприведенном аяте, означает все то, что не приносит какой-либо пользы. Слушание того, что не приносит пользы, не является явно запретным до тех пор, пока оно не начинает поглощать время, отведенное для выполнения обязанностей перед Всевышним или людьми. Необходимо заметить, что не всякое пение является пустословием, ибо многое зависит от текста песни и намерения поющего. Ведь благое намерение делает игру одной из причин обретения близости ко Всевышнему, а шутку может превратить в проявление покорности Ему. В свою очередь, недоброе намерение умаляет благородность действия, превращая его в обряд внешнего поклонения, что является проявлением лицемерия. Ведь сказано: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) не смотрит на внешние проявления [покорности Ему], однако смотрит на сердца ваши» [10]. Что касается еще нескольких аятов, приводимых запрещающими музыку, то ни один из них не говорит о музыке прямым текстом: они или порицают различные формы применения речевого аппарата и всего того, что может усиливать его влияние, воздействие, с намерением опорочить веру, Священное Писание (см. Св. Коран, 53:59–61), или предостерегают от сатанинских нашептываний, побуждающих к греху и преступлению (см. Св. Коран, 17:63–65). То, что некоторые комментаторы оговаривали в данном контексте и песню, не является чем-то странным, ведь и песню, и стихотворение, и повесть, и красноречивое публичное выступление, и телевидение, и Интернет можно применять с намерением достижения греховных целей. 3. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк [11], употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок] [12] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» [13]. Пророк Мухаммад также оповестил: «Появятся среди моих последователей люди, которые будут пить спиртное (хамр), называя его иначе [на сегодняшний день есть огромное количество алкогольной продукции, в том числе пиво, дорого ценящиеся вина и слабоалкогольные напитки, некоторые производители которых не жалеют денег, доказывая их пользу для здоровья, хотя официальная медицина это категорически отрицает], над головами их будут играть на струнных инструментах [на музыкальных инструментах] и петь певицы. Всевышний опустит под ними землю и сделает их обезьянами и свиньями» [14]. Контекст явно указывает на недопустимость применения музыки в сопровождение греха, ведь относительно всего упомянутого (прелюбодеяние, спиртное, натуральный шелк для мужчин) имеются однозначные запреты в Коране и достоверной Сунне, а относительно музыки запрета нет, чего никто опровергать не станет. Вся имеющаяся по музыке аргументация косвенна, домыслена, а не однозначна. Кстати, подробные комментарии имамов аль-‘Аскаляни и аль-‘Айни к хадису из свода хадисов имама аль-Бухари только подтверждают именно такой подход к вопросу: музыка с точки зрения Ислама относится к той категории вещей, разрешенность или запрещенность которой определяется формой применения [15]. Соглашусь, что в ученой среде были и есть те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, аргументируя свое мнение в том числе и упомянутыми хадисами, но это не придает вопросу однозначности, а лишь говорит о том, что такое мнение также есть в мусульманском богословии. Есть и другие мнения, так как ни в Коране, ни в достоверной Сунне однозначного запрета (подобно тому, как например, на свинину, спиртное) на музыку нет. Если проводить параллель с современной жизнью, упомянутые два хадиса говорят об атмосфере ночных клубов, дискотек, баров и казино, где, к сожалению, можно встретить и мусульман, а посещение такого рода заведений, конечно же, запретно (харам). 4. Также те, кто категорично высказывается о запрете музыки, приводят в доказательство следующие два хадиса: «Ангелы [проявления милости Всевышнего] не сопровождают тех, с кем собака или колокол (колокольчик)» [16], ведь «колокол (колокольчик) — это дудка Сатаны» [17]. Имам Муслим, в своде хадисов которого приведено данное повествование, назвал раздел «Нежелательность собаки и колокола (колокольчика) в пути» [18]. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Богословский смысл хадиса состоит в том, что наличие собаки и колокола (колокольчика) в пути относится к нежелательному» [19]. Тема эта и хадисы, связанные с ней, касаются колокольчиков, которые вешались на шеи верблюдов и других животных [20]. С музыкой данный хадис вообще никак не связан, кроме как если постараться что-то домыслить и додумать. Приводят они и слова ‘Абдуллы Ибн ‘Умара, услышавшего в пути звук свирели (дудки) [у имама Ахмада — звук дудки пастуха] и заткнувшего себе руками уши. Пройдя так некоторое время (сменив направление) и уверившись, что звук уже не слышен, он отнял руки и сказал: «Я был вместе с Пророком, и когда он услышал подобное, то поступил именно так» [21]. Возможно, такой случай и был, но это не говорит о запрете музыки, а больше указывает на то, что она бывает разной и по-разному может быть воспринята, так как если бы она была запретна, то Пророк (да благословит его Господь и приветствует), воспользовавшись ситуацией, оговорил бы запрет, подобно тому как это происходило касательно многих других вопросов и положений, но такого не произошло. Еще следует добавить: имам Абу Дауд [22], приведя данное изречение в своем своде хадисов, сказал, что это как хадис абсолютно недостоверно (мункяр). Думаю, вышеприведенного достаточно, так как все остальное или недостоверно, или является мнением отдельного ученого, многие века назад высказанным и неизвестно откуда некоторыми нашими современниками процитированным. Ссылки обычно не дают, поэтому проверить сложно. Но даже если что-то категоричное на самом деле было сказано, то в любом случае необходимо понимать это в контексте аятов и достоверных хадисов, которые конкретно не говорят: «музыка запретна», «пение харам». А потому никто не может наложить запрет, кроме как касательно самого себя или когда музыка идет в примесь к чему-то, относительно чего оговорен однозначный запрет.
Аргументы тех, кто разрешает музыку
Прямого канонического текста, запрещающего музыку, нет ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне, а потому музыка остается быть тем, запретность или разрешенность чего зависит от формы применения и намерения. В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: все то, что не запрещено, является разрешенным. Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно ситуации с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передает: «Пророк пришел домой, когда дома у меня были две служанки, они пели. Он прилег и повернул лицо (повернулся, отвернулся; накрылся с головой). Через некоторое время зашел Абу Бакр, поругал меня [23] и воскликнул: «Дудка Сатаны в доме Пророка?!» Посланник Всевышнего приблизился к нему (повернулся в его сторону) и сказал: «Оставь их!» [24]. Когда он задремал, я взглядом подала им знак, и они обе вышли» [25]. В другом риваяте (версии хадиса) слова Пророка звучат так: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, это же (эти дни) — наш праздник [не ругай ее, пусть играют, поют]» [26]. Текст хадиса явно указывает на то, что музыка и пение допустимы и позволительны, если не несут собой аморальность, безнравственность и то, что запретно [27]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) вместе с ‘Аишей наблюдал за тем, как группа мусульман-эфиопов торжественно и с музыкальным сопровождением из разных подручных предметов проявляли чувства радости и веселья. Какое-либо порицание данных действий со стороны Божьего посланника отсутствовало, а было, в том числе и словесное, одобрение и поощрение [28]. Некоторые убежденные в запретности музыки приводили в качестве аргумента слова Ибн Мас‘уда о том, что якобы пророк Мухаммад сказал: «Пение взращивает в сердце лицемерие!» На самом-то деле эти слова принадлежат не Пророку, а самому Ибн Мас‘уду, вследствие чего не могут рассматриваться в качестве пророческого предания [29]. А потому если в ком-то и появляются, начинают произрастать плохие чувства от прослушивания музыки, то он, конечно же, соответствующим образом отреагирует на это. Что касается хадисов, по смыслу своему дававших некую однозначность в пользу запрета, то все они недостоверны. Известный богослов, шариатский судья Абу Бакр ибн аль-‘Араби [30] в своей книге «Ахкям аль-кур’ан» [31], а также богословы Ибн ан-Нахва (1041–1119 гг. по григорианскому), имам аль-Газали (умер в 1111 г. по григор.), Ибн Хазм, как и многие другие, в том числе и наши современники, считали и считают, что «все хадисы, упоминающие запретность песен, или недостоверны, или выдуманы» [32]. Исламский ученый аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной Сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому не имеют» [33]. В ответ тем, кто запрещает пение, уместно будет привести высказывание Ибн Хазма из его книги «Аль-мухалля»: «И объясняют они запретность пения, говоря: «Пение является одним из двух — или истиной (аль-хакк), или ложью (аль-батыль). Ведь третьего не дано?!» И это потому, что Господь сказал: «Он — Бог, ваш истинный Господь, а все, что вне истины, — заблуждение. Почему же вы отходите, отклоняетесь [от верного курса]?!» (Св. Коран, 10:32). А ответом нашим с надеждой на согласие Господа является следующее: «Пророк сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям. И поистине, каждый получит то, что намеревался [получить]…» И говорим мы: кто слушает пение с намерением пробудить в себе низменные чувства, тот — сошедший с правильного пути (фасик). И это касается не только пения, но и всего остального. Кто же намеревается получить душевное успокоение и дать себе отдых, обрести новые силы для проявления покорности Господу, ободриться для совершения благих дел, то такой человек проявляет религиозную кротость и благонравие. Действие его — истина (аль-хакк)» [34]. Приведем полезный богословский комментарий из книги «Энциклопедия хадисов. Шесть сводов достоверных хадисов»: «Музыка не является как абсолютно запретной, так и абсолютно разрешенной. При объективном и рациональном взгляде невозможно сказать о том, что хадисы, явно повествующие о ее дозволенности, несут какой-то иной смысл, а также невозможно сказать, что они появились раньше хадисов, запрещающих музыку. С другой стороны, нельзя не видеть слабости и недостоверности хадисов, свидетельствующих о запретности музыки. В то же время мы знаем, что хадисоведение имеет следующее правило: если на одну тему есть более одного недостоверного хадиса, то они подкрепляют друг друга и при значительном их количестве могут приблизиться к степени частичной достоверности (хасан ли гайрихи). При изучении текстов аятов и хадисов по данному вопросу невозможно использовать элемент взаимоисключения, ибо каждый из хадисов уместен в каждом отдельно взятом случае. Нужно принять во внимание как первую, так и вторую группу хадисов. Ученые Ислама в подавляющем своем большинстве придерживались именно этого пути: не говорить об абсолютной запретности или абсолютной дозволенности музыки, а оговаривать условия, при которых музыка становится запрещенной или дозволенной» [35]. На данную тему есть оригинальное высказывание одного из крупных исламских ученых XX века Бедиуззамана Саида Нурси [36]. С учетом мнений и условий, оговоренных предшествовавшими ему учеными, он приводит смелую трактовку данного вопроса. Саид Нурси считает, что человеческая душа в определенной степени имеет потребность в музыке: «Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Однако последнее должно составлять не более одной пятой». Также Саид Нурси сказал: «Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными (халяль). Те же звуки, которые пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и уныние, эгоизм или животную страсть, являются запретными (харам). Если запретность или дозволенность чего-то явно не определены шариатом, то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия». Наш современник Юсуф Кардави, проживший уже семь десятилетий и всю свою сознательную жизнь занимающийся мусульманским богословием, говорит: «Пение (музыка) в основе своей относится к разрешенному (халяль), так как все то, что не запрещено Кораном и достоверным текстом из Сунны, является разрешенным. А все то, что приводится в доказательство запрета пения (музыки), является или ясным по смыслу, но недостоверным, или достоверным, но неясным по смыслу» [37]. Думаю, стоит прислушаться и к этому мнению, имеющему грамотное богословское обоснование.
В заключение темы
Те, кто категорично говорит о запрете музыки в Исламе, не слышат Сунну, а также идут против природы, установленной Всевышним. Ни в Коране, ни в достоверной Сунне последнего Божьего посланника нет прямых запретов на музыку. Те, кто говорит о запрете, приводят косвенную аргументацию, что может быть применимо, но не может нести собой канонической категоричности.
Ответы на вопросы о дозволенности и запрете музыки в Исламе
Можно ли женщине слушать мужчину-певца, и наоборот?
Можно, принимая во внимание рекомендации приведенного исследования.