какую музыку называют программной
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и другие) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины (сборник «Причудливое каприччио», издан в 1627 году в Дрездене), А. Польетти (сюита для клавира «Восстание в Венгрии», 1671 год), И.Я. Фробергера, Г.И.Ф.Бибера, И. Кунау. Среди программных произведений XVIII века: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И.С. Баха, цикл скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо. Ряд произведений программной музыки создал Л. ван Бетховен: 6-я симфония («Пасторальная»; все части имеют названия), увертюра «Кориолан» и другие.
Крупный вклад в программной музыки внесли русские композиторы: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П.И. Чайковского и другие; программная музыка писали А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович.
Программная музыка
Программная музыка и ее жанры
XIX век стал «золотым веком» симфонизма, а программная музыка — одним из его крупнейших культурных открытий. Мир открывался художнику XIX века бурлящим, исполненным движения, изменений, борьбы, постигался в многообразии проявлений, сложности противоречий, драматизме конфликтов.
Композиторы стремились проникнуть в область проблем, которые уже обсуждались в литературе и живописи. Музыка училась рассказывать и создавать зрительные образы, отображать сюжеты литературных произведений. Симфонический метод развития музыкальных идей, создание пространных инструментальных форм позволили музыке освоить последовательность сюжетного развертывания.
Одновременно она разработала изобразительные средства, вызывающие зрительные ассоциации.
«Мы не имеем причин сомневаться в способностях музыки воспроизводить столь же значительные характеры, как те, что очерчены титанами поэзии нашего века», — писал Ференц Лист.
Гектор Берлиоз считал, что «музыка может вызвать ощущения, совершенно аналогичные тем, какие вызывает искусство живописи».
Программная музыка стала результатом поисков идейной актуальности, присущей литературе и живописи, явилась новым видом синтеза музыки и слова.
Программа – предпосылаемое музыкальному произведению словесное изложение его содержания, идеи, сюжета. Иногда программу заменяет заголовок. Ознакомление слушателя с программой происходит, как правило, до исполнения произведения. Она помогает уяснить характер музыкальных образов, представленных в произведении, понять их смысл.
Средства и жанры программной музыки
Рождение программной музыки открыло перед симфонизмом безграничные возможности. Опираясь на программу, композиторы могли смело экспериментировать, совершенствовать, изобретать новые средства и жанры. И они были созданы. Это:
Все названные жанры (за исключением сюиты) родственны, исторически взаимосвязаны между собой и нередко взаимопроникают. Установить точные границы между ними порой затруднительно. Сказывается природа программной музыки, в которой признаки жанра определяются не традиционными формами (как, например, в сонате, симфонии), а самой программой (сюжетом, идеей произведения). Тем не менее, программная музыка предполагает, что определенные различия между указанными жанрами существуют.
Программная музыка
Полезное
Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь
Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия
программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана
программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Какую музыку называют программной
Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
В П. м. используются методы развития, позволяющие «следовать» за сюжетом, не нарушая собственно-музыкальных закономерностей. В их числе: вариационность и связанный с ней принцип Монотематизма, выдвинутый Ф. Листом; принцип лейтмотивной характеристики (см. Лейтмотив), который одним из первых применил Г. Берлиоз; объединение в одночастной форме черт сонатного аллегро и сонатно-симфонического цикла, характерное для созданного Ф. Листом жанра симфонической поэмы.
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
Лит.: Чайковский П. И., О программной музыке, Избр. отрывки из писем и статей, М., 1952; Стасов В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3, М., 1952; Лист Ф., Избр. статьи, М., 1959, с. 271—349; Хохлов Ю., О музыкальной программности, М., 1963; KIauwell О., Geschichte der Programmusik, Lpz., 1910; Sychra A., Die Einheit von absoluter Musik und Programmusik, «Beiträge zur Misik-wissenschaft», [Heft] 1, 1959; Niecks Fr., Programme music in the last four centuries, N. Y., 1969
П. м. известна с глубокой древности (античная Греция). Среди программных произведений
18 в. — клавесинные миниатюры Ф. Куперена и Ж. Ф. Рамо,
«Каприччо на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха.
Л. Бетховеном — «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и др.
Расцвет П. м. в 19 в. во многом связан с романтическим направлением в музыкальном искусстве (см. Романтизм), провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков —
«Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза, симфонии «Фауст», «К “Божественной комедии” Данте», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» и др. Листа.
Крупный вклад в П. м. внесли и русские композиторы-классики.
Большой известностью пользуются симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе» и фортепианный цикл «Картинки с выставки» Мусоргского,
симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова,
симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и др.
Программные сочинения написаны также
А. К. Глазуновым,
А. К. Лядовым,
А. И. Скрябиным,
С. В. Рахманиновым и др.
Национальные традиции в области П. м. находят своё продолжение и развитие в творчестве советских композиторов —
Н. Я. Мясковского,
Д. Д. Шостаковича и др.
Программная музыка
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое-либо явление действительности либо на произведение литературы или визуального искусства, с которым данное музыкальное произведение ассоциативно связывается. Возможны, однако, и более развёрнутые программы: в частности, каждому из четырёх концертов для скрипки с оркестром «Времена года» их автор Антонио Вивальди предпослал посвящённый этому же времени года сонет.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь
Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия
программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана
программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явление действительности,… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия