какую музыку называют классической
Классическая музыка
История классической музыки | |
Средневековье | (476—1400) |
Ренессанс | (1400—1600) |
Барокко | (1600—1750) |
Классицизм | (1750—1820) |
Романтизм | (1820—1900) |
XX век | (1901—2000) |
Современная классическая музыка | (с 1975 года) |
Класси́ческая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.
Содержание
Оценочный смысл
В оценочном смысле классической называется музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX — начала XX веков, вальсы Иоганна Штрауса и т. п.
Исторический смысл
В историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX века (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма не слишком широко применимо к музыке, поскольку классицизм в изобразительном искусстве и в литературе заключается в следовании античной традиции, в то время как живая музыкальная культура Древней Греции и Древнего Рима до нас практически не дошла.
Таким образом, в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.
К системообразующим музыкальным классикам относят также таких композиторов XVII—XVIII веков, как И. С. Бах, Г. Гендель, А. Вивальди.
Типологический смысл
В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитарстов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими. [1]
Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.
Значение термина в разных языковых культурах
Путаница значений, присущая понятию «классическая музыка», характерна большинству европейских языков.
Подобные неоднозначные термины существуют в немецком (нем. klassischer Musik ), французском (фр. musique classique ), итальянском (итал. Musica classica ) и других языках. Они стали особенно распространены со становлением англоамериканских стандартов коммерческой классификации аудиопродукции.
В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки как таковой, относящейся к эпохе классицизма (польск. Muzyka klasycystyczna ), и академической музыки (Muzyka poważna).
Классические музыкальные инструменты
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше). В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами (фортепиано, клавесин, орган). Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр, включающий струнные инструменты, деревянные и медные духовые инструменты, ударные инструменты.
Электроинструменты, такие как электрогитара, используются время от времени в классической музыке XX и XXI веков. Музыканты экспериментируют в последние десятилетия с синтезаторами, инструментами из других культур, таких как гамелан. Иногда используются световые эффекты (см. Скрябин).
Как полюбить классическую музыку: советы начинающим
Войдите в свой аккаунт
Не так давно на странице жанра « #Классика» в #Яндекс.Музыке появились четыре тематических плейлиста для новичков, составленные Лялей Кандауровой — куратором академического направления сервиса, журналисткой, лектором и автором книг «Как слушать музыку» и «Полчаса музыки: Как понять и полюбить классику».
Подборки — своеобразный навигатор, который должен помочь неподготовленному слушателю сориентироваться в непростом направлении. По просьбе ПлюсМинус Ляля Кандаурова ответила на несколько наших детских вопросов о классике и подробно рассказала, с чего начинать знакомство с академической музыкой.
🤔 Какую музыку называют классической? Станет ли классикой группа BTS через 100 лет?
Этот вопрос далеко не такой простой, как кажется. Каждое определение, которое приходит в голову, уже через мгновение оказывается несостоятельным. Например:
И так далее. Что ни сочини, в голову сразу придет десяток примеров, подтверждающих совершенно противоположное.
Наиболее жизнеспособным мне кажется следующее определение классики: это музыка, зафиксированная на бумаге (и далеко не всегда нотами), некий текст, который живет в культуре и к которому обращаются разные исполнители с целью его воспроизвести.
Это определение тоже несовершенно. Непонятно, что делать, к примеру, с академической электроникой, которая живет не как текст или набор инструкций для исполнения, а в виде магнитофонной ленты — такого единожды выполненного автором звукошумового панно.
Кроме того, такие авторские тексты, к которым подключаются исполнители разных поколений, есть и в джазе в виде, например, вечнозеленых стандартов. В то же время под эту характеристику подходит очень много музыки — от каких-нибудь средневековых песнопений до опусов моих ровесников.
Но вообще никакой границы, конечно, не существует. Когда Kraftwerk играют «Electric Counterpoint» праотца минимализма Стива Райха, это еще классика или уже нет? А русское путевое пение XV века? А обработки идишских песен, которые делали для детских хоров чешские еврейские композиторы-авангардисты, оказавшись в лагерях во время войны?
Погуглила, что такое BTS, чтобы ответить на вторую часть вопроса. Нет, не будут.
🤔 С чего лучше всего начинать?
Так же как с любым другим миром, я бы отталкивалась от того, что вам уже нравится, и постепенно делала из этой точки вылазки в другие стороны, постепенно расширяя границы своих знаний.
Если любите Клауса Шульце, Tangerine Dream и всю эту немецкую космическую тянучку, то с большой вероятностью, вам понравится музыка Вагнера, на которого то и дело ссылаются немецкие электронщики. Зафанатели от Филипа Гласса? Поэкспериментируйте с чуть более сложным минимализмом.
Нет чего-то, что вам заведомо нравится? Можно пойти другой дорогой, послушав яркого исполнителя, и следовать за ним как за проводником. Если билет на его концерт дороговат, слушайте записи. Сравнивайте разные интерпретации одного сочинения — фантастическое преимущество, которое есть только у классики.
Походите на лекции; сейчас их очень много, каждый уважающий себя концертный зал старается перед концертом поймать слушателя за пуговицу и напомнить ему, как не спутать Шопена и Шумана. Если времени на офлайновые лекции не хватает, то всегда можно послушать их в интернете.
Вы справедливо возразите, что все эти знания только частично пересекаются с любовью (предположим, что наша цель — именно полюбить большую музыку, а не просто узнать, кто в каком году родился). Здесь у меня, с одной стороны, нет рецепта — возникновение любви всегда иррационально.
С другой — иррационального в музыке и так достаточно; самое чувственное из искусств, она ворочает абстракциями и выстраивает свою замысловатую архитектуру из чистого эфира. Вполне можно позволить себе узнать что-то конкретное, фактологическое, терминологическое, чтобы в этом эфире чувствовать себя увереннее.
🤔 Что делать, если скучно слушать Моцарта?
Пока не слушать Моцарта. Мне кажется, в этом смысле Моцарт ничем не отличается от группы The Doors или Боба Дилана. На свете много великих и непростых вещей, к пониманию которых ведет извилистый и долгий путь. Дальше уже личное дело каждого: тренироваться, пытаться, искать проводника и пройти по нему или остановиться на точке «Ой, этот ваш Моцарт [Дилан] — скукота» и звучать, конечно, комично.
С другой стороны, можно ли прожить счастливую жизнь неглупого человека, не зная ничего об этих культурных явлениях? Наверное.
🤔 Откуда черпать знания о классике?
Прекрасные лекции о музыке на magisteria.ru. Отличный портал muzium.org. Читайте книги музыкального критика Алекса Росса (вот как раз вышла новая).
Ну и я что-то делаю по мелочи. Например, веду образовательный YouTube-канал Con Spirito. В каждом выпуске я рассказываю об одном знаковом произведении в формате 20-минутной лекции, а прямо в кадре мне аккомпанируют самые крутые современные музыканты. На канале публикуются короткие видеоконцерты, где сочинения, о которых шла речь, исполняются целиком, то есть после лекции и детального рассказа про хайлайты можно посмотреть исполнение на новом уровне понимания.
Еще есть мой курс на Arzamas (сейчас придумываем еще один) — он вроде бы детский, но на самом деле подойдет всем. Напоминает историю с моей книжкой, которая как будто адресована средним школьникам, но читают ее, по-моему, одни взрослые. Но есть, правда, еще одна, по-настоящему для взрослых.
🤔 Назовите топ-10 произведений, которые, по-вашему, должен знать каждый
Я считаю, что никто ничего никому не должен. Вся эта модальность, чувство обязанности, по-моему, сильно испортили репутацию академической музыке. Я могла бы перечислить совершенно условный список сочинений чуть-чуть вне оттоптанного списка бестов с «Временами года» и «Осенней песнью» Чайковского, которые, по-моему, очень приятно послушать каждому начинающему и любопытному слушателю.
Из такой музыки я составила отдельный плейлист для спецпроекта «Шедевры мировой классики» — кажется, он называется «Для новичков», — поэтому расскажу про 10 произведений из него.
10. Скрипичный концерт Эриха Вольфганга Корнгольда (1945)
Корнгольд начинал как серьезный академический композитор, а в результате стал оскаровским лауреатом за киномузыку. В концерте слышно и одно, и другое: он восхитительный, сладкий и хрупкий, с патетикой и полным Индианой Джонсом в конце.
9. Песня «К Миньоне» Франца Шуберта (1815)
Что сказать об этой песне? В немецком языке рифмуются «herz» («сердце») и «schmerz» («боль»). Не представляю музыки, говорившей бы об этом яснее.
8. Финальная ария из оратории Георга Фридриха Генделя «Триумф времени и разочарования» («Tu del ciel», 1707)
Главная героиня оратории — аллегорическая Красота — на протяжении сочинения проходит слегка пугающий путь от жизнелюбивой кокетки до истовой монахини. Эта фантастическая ария — последний его отрезок, дорога прямо на небо.
7. «Музыка в двух измерениях» Бруно Мадерны (1952)
Для любителей странной электронной музыки с чмоканьем, бульканьем и вздохами — убедиться в том, что все началось на 20 лет раньше, чем вы привыкли думать.
6. «Фантазия на одну ноту» Генри Пёрселла (1680)
Представьте музыку, странноватую, реликтовую и непонятную по состоянию на 1680 год. Представьте музыку для пяти виол — вымершего ансамбля, модного на заре эпохи Стюартов. Представьте клубок голосов, змеящихся вокруг гудящего, как телеграфный провод, дрона. В общем, отличная штука.
5. Соната для двух фортепиано и ударных Белы Бартока (1937)
Знойная и экзотическая, какой-то гибельной красоты. В ХХ веке вообще написано много роскошной музыки для перкуссии, но этот опус, по-моему, лучший.
4. «В сторону лебедя» Леонида Десятникова (1995)
Звуковое воплощение 1990-х годов — ранимая, романтичная, хаотическая, любовно перебирающая осколки музыка. Режет как скальпель.
3. Фантазия «Чувства К. Ф. Э. Баха» Карла Филиппа Эмануэля Баха (1787)
Был немецкий музыкальный критик, разницу между XVII и XVIII веками в музыке объяснявший таким обобщением, мол, сначала все писали про объективное, внеположное себе, а потом переключились на субъективное, на первое лицо. Отец и сын Бах аккурат по разные стороны этого разлома. Бесхитростно названная «Чувства К. Ф. Э. Баха», эта музыка Баха-младшего каждый раз поражает меня своей меланхолической красотой
2. «Прелюдия, фуга и вариация» Сезара Франка (1860–1962)
Крауд-плизерный потенциал этого сочинения просто раздавливает: с момента, как я впервые его услышала, я недоумеваю, почему до сих пор эта музыка не стала навязшим в зубах хитом почище адажио лже-Альбинони.
Когда я делала плейлист «Для новичков», я решила представить, что ставлю музыку друзьям. Как всегда бывает в таких случаях, начинаешь с чего-то любопытного и необычного, стараешься вытащить каких-то зайцев из шляпы. А в конце вечеринки настройки слетают и звучит то, что составляет твою основу. В моем случае — эта музыка.
Какую музыку называют классической
Классика и современность
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако
век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев
Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. «Полупение-полуречь» называется речитативом.
действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.
Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.
Опера состоит из четырех действий и эпилога.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).
В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя», в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи». Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор «Славься!», написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.
1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.
Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.
2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.
Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье («Ни сна, ни отдыха измученной душе. «). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии («О, дайте, дайте мне свободу. «). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.
Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.
С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)
3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.
4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).
Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.
Литературные источники и интернет- ресурсы:
Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская «Музыка» 7 класс;