какую функцию выполняет в наши дни зимний дворец
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Зимний дворец
Зимний дворец, без сомнения, известен во всем мире и его хотят посетить миллионы людей ежегодно. И такое желание вполне понятно. Это поистине легендарное сооружение является не толькосимволом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью, а и олицетворением целой эпохи царского правления. Однажды даже был издан указ Николаем I, согласно которому ни одноздание города не должно было превышать верхнюю точку царской резиденции. И чтобы понять всю ценность Зимнего дворца, нужно непременно окунуться в его историю, уходящую корнями вдалекий 18-й век.
История создания дворца
За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.
В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.
Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.
По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.
После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.
Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания. Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения. По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.
Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.
После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.
В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.
Пожар в Зимнем дворце
Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко.
После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами.
В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.
Зимний дворец сегодня
Сегодня Зимний дворец всячески выделяется на общем фоне города и поражает своей красотой и размерами. Построенный в виде огромного квадрата, размеры которого 137 на 106 метров сбольшим внутренним двором, дворец подчеркивает индивидуальность города и дополняет его общую архитектуру, а также является прямым доказательством величия российских императоров.
Зимний дворец повидал на своем веку многое и хранит по сей день много тайн и загадок. Этим достоянием истории необходимо гордиться и всячески его оберегать для будущих поколений.
Интригующий променад: Безликие в городе
Круглый стол по театральному авангарду
История корейского театра
Эрмитажный: театр в музее или музейный театр?
Подберем мероприятие для вас
группа «Руки вверх»
- 09 июля 20:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 2300 ₽ Е
Ирина Круг
- 29 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Муж моей жены
- 18 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 150 ₽ Е
Золотой Граммофон
- 28 ноября 18:00 Ледовый дворец Билеты от 2300 ₽ Е
Свободная любовь
- 06 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Пижама для шестерых
- 12 ноября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е
Остров заблудших душ
- 14 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 1000 ₽ Е
Сергей Трофимов
- 04 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 16 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е
Филипп Киркоров #Цвет настроения.
- 15 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е
Товарищ
- 26 ноября 19:30 Эрмитажный театр Билеты от 2300 ₽ Е
Взрослые игры
- 28 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 150 ₽ Е
Багатица. Праздничный концерт
- 05 января 18:00 ДК Железнодорожников Билеты от 480 ₽ Е
Певица Слава
- 19 мая 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е
Опасные мальчики
- 27 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 500 ₽ Е
Юрий Шатунов
- 27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е
Вражда
- 25 марта 19:00 ДК Выборгский Билеты от 800 ₽ Е
Муж в рассрочку
- 18 декабря 15:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Артур Пирожков «Перетанцуй меня»
- 08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е
Бестолочь
- 04 декабря 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Суп из канарейки
- 12 ноября 19:00 ДК Выборгский Билеты от 300 ₽ Е
Концерт, Разговорный жанр
Максим Галкин
- 12 февраля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1800 ₽ Е
Снежная королева
- 17 декабря 19:00 Театр Ленсовета Билеты от 200 ₽ Е
Наташа Королёва
- 11 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 800 ₽ Е
Зимний дворец
Зимний дворец, без сомнения, известен во всем мире и его хотят посетить миллионы людей ежегодно. И такое желание вполне понятно. Это поистине легендарное сооружение является не толькосимволом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью, а и олицетворением целой эпохи царского правления. Однажды даже был издан указ Николаем I, согласно которому ни одноздание города не должно было превышать верхнюю точку царской резиденции. И чтобы понять всю ценность Зимнего дворца, нужно непременно окунуться в его историю, уходящую корнями вдалекий 18-й век.
История создания дворца
За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.
В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.
Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.
По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.
После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.
Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания. Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения. По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.
Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.
После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.
В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.
Пожар в Зимнем дворце
Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко.
После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами.
В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.
Зимний дворец сегодня
Сегодня Зимний дворец всячески выделяется на общем фоне города и поражает своей красотой и размерами. Построенный в виде огромного квадрата, размеры которого 137 на 106 метров сбольшим внутренним двором, дворец подчеркивает индивидуальность города и дополняет его общую архитектуру, а также является прямым доказательством величия российских императоров.
Зимний дворец повидал на своем веку многое и хранит по сей день много тайн и загадок. Этим достоянием истории необходимо гордиться и всячески его оберегать для будущих поколений.