какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети

Сочинение: Роль пейзажа в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)

(527 слов) Не многие из нас обращали внимание на описание пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Природа играет значительную роль в романе, как и во многих произведениях Тургенева и других авторов того времени. Отношение к ней характеризует героев с той или иной стороны, а значит, помогает выразить авторскую позицию. Описание пейзажа создает атмосферу, которая настраивает читателя на определенный лад и создает контекст для развития событий. Наконец, пейзаж передает настроение героев, а его описания позволяют лучше понять тех, кого он окружает. Разберем эти функции поподробнее.

В произведение «Отцы и дети» природа помогает некоторым героям отвлечься и переключить свое внимание с общественных проблем, насладиться красотой и гармонией. Их отношение к окружающему миру служит верной характеристикой, позволяющей нам разобраться в характере персонажа. Так, например, Аркадий любуется красотой наступающей весны, пробуждением природы и возрождением силы, и все его мысли о необходимости реформ и нигилизме постепенно ослабевают. На лоне деревенского пейзажа он постепенно забывал о столичных амбициях и отдалялся от Базарова. Таким образом, действие природы на Аркадия — это критерий, позволяющий нам определить его истинное отношение к взглядам своего приятеля. Кирсанов-младший, тонко чувствующий красоту пейзажа, не был потенциальным «разрушителем мира» и нигилистом. Природа и вечная красота окружающего мира противопоставляются социальным волнениям, теориям и различным укладам общества. Гармонию герои всегда ищут в окружающем природном мире. Отношение к нему помогает читателям лучше представить характер и самого персонажа. Невосприимчивые к красоте природы люди не способны сочувствовать поэзии и живописи. Тот же Базаров не мог наслаждаться пейзажем, а потому был глух к искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — говорил он.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» не только характеризует героев, но и демонстрирует авторскую позицию. Если следить за сюжетом, то можно обратить внимание на то, что почти каждое столкновение антагонистов Базарова и Павла Петровича сопровождается подробным описанием природы. Она выступает непоколебимой и безмятежной красотой на фоне противоестественных поступков героев. Она подчеркивает суету и тщетность их споров. Она одним своим вечным величием опровергает их высокие заявления о будущем мира, который не угодит ни одному из них.

Роль пейзажа состоит и в демонстрации нужного контекста. Так, сад Анны Одинцовой, всегда одинаково подстриженный, всегда загнанный в рамки, всегда усеянный мертвыми статуями из мрамора, погружает читателя в сонную и однообразную атмосферу жизни героини. Она также загоняет свою женскую природу в узкие рамки комфорта и не позволяет сердцу выплеснуться в любви и заботе хоть о ком-нибудь, кроме себя самой.

Обращая внимание на последнюю главу романа, где описывается могила Базарова, мы можем наблюдать подробную картину пейзажа. Она словно теряется во времени и уходит в вечность, показывая читателю, что все человеческие теории – ничто, по сравнению с силами природы.

«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Пейзажи, описания природы и окружающей действительности помогают Ивану Сергеевичу Тургеневу наполнить роман «Отцы и дети» не только социальными проблемами, но и вечными философскими вопросами поиска красоты и истины. Автор призывает читателей задуматься не только об общественных установках, проблемах и теориях, но и о жизни в целом, о ее ценности и безмятежности на фоне происходящих изменений среди множества людей.

Источник

Какова роль пейзажа в романе «Отцы и дети»?

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в романе «Отцы и дети», достаточно всего лишь перечитать первую и заключительную главы произведения Ивана Тургенева. С помощью описания природы автор передает читателю чувства, эмоции своих героев.

Пейзаж в романе «Отцы и дети» присутствует, конечно же, не только в начале и эпилоге. Изображение бескрайних русских полей, уютных старинных имений, длинных ухабистых дорог – все это повсеместно встречается на страницах книги великого классика.

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Пейзаж в литературе

Отнюдь. Роль пейзажа в романе «Отцы и дети», как и во многих других произведениях литературы, велика. Это своеобразное художественное средство, позволяющее, как уже было сказано выше, передать максимально глубоко эмоции персонажей.

Герой пушкинской повести, которая входит в школьную программу, последний раз проезжает мимо дома станционного смотрителя осенью. Именно тогда он узнает плохую весть: хозяин этого скромного жилища скончался, дочь приезжала, но не застала отца живым. Пушкин использует осенний фон, тем самым подчеркивает тоску, печаль, ощущение невосполнимой потери. Теперь же, после того как приведен пример из повести «Станционный смотритель», приступим к основной части нашего повествования, а именно к анализу пейзажа в «Отцах и детях».

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Майские дни

С чего начинается роман «Отцы и дети»? Роль пейзажа в этом произведении сложно недооценить при прочтении уже первой главы. Действие происходит в конце мая. В последние весенние дни душа всегда наполняется надеждами, радостью. Николай Петрович ждет сына. Это добрый, любящий человек, который способен ценить искусство и красоту природы, чем вызывает легкое раздражение Базарова. Весенний пейзаж отражает внутренний мир Николая Кирсанова.

Но не только радужные картины нарисовал Тургенев в своем произведении. Можно даже сказать, что лишь в первой главе, где рассказано о приезде Кирсанова-младшего, писатель передал с помощью описания природы легкое, одухотворенное состояние героев.

В дальнейшем его персонажи будут спорить, разочаровываться, грустить, страдать. Определить роль пейзажа в романе «Отцы и дети» поможет история написания нетленного произведения Тургенева.

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Новый взгляд на помещичий уклад

Итак, когда был написан роман? В 60-е годы XIX столетия. Какое событие стало самым важным в общественной жизни России в этот период? Конечно, отмена крепостного права, которая не только изменила жизнь помещиков и бывших крестьян, но и породила новые идеи, теории.

Русский пейзаж в произведении «Отцы и дети», о роли которого немало написано критических статей, является едва ли не главным образом в романе. Тем не менее сама книга создана писателем, проведшим большую часть своей жизни за границей.

Замысел романа появился у него во время пребывания в Англии. Основная сюжетная линия пришла в голову Тургеневу после небольшой, но очень значительной ссоры с Добролюбовым, который, по мнению многих литературоведов, является прототипом Евгения Базарова.

Роман посвящен новому человеку. Человеку, который не признает помещичьих традиций, убежден, что представители старшего поколения живут неправильно, глупо.

Бедные деревеньки

Аркадий, хотя и подражает Базарову, видит красоту, которая его окружает. Евгений же полагает, что все эти рассказы о любви, неважно к кому, к женщине или родному краю, не что иное, как романтизм (этому слову он придает нарочито негативный оттенок). Автор тем временем говорит о речках с обрывистыми берегами, прудах с худыми плотинами, низких, покосившихся избенках.

В чем же роль пейзажа в романе «Отцы и дети»? Неужели, изображая нищую русскую деревню, Тургенев испытывал к ней презрение? Едва ли. Писатель любил свою родину, хотя многое его в ней не устраивало. Согласно документальным источникам, именно поэтому он так часто уезжал за границу. В помещичьих кругах в середине XIX века царили косность, ограниченность. Отмена крепостного права не сильно повлияла на мировоззрение русских дворян.

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Неисправимый романтик

Вернемся к Николаю Петровичу – герою, который, в отличие от многих других в произведении Тургенева, обрел счастье. К персонажу, вызывавшему пренебрежение Базарова лишь только потому, что читал Пушкина и играл на виолончели.

Николай Петрович имел обыкновение любоваться пейзажем. Ведь он был романтиком. Однажды, в тот самый день, когда возвращается его сын, Кирсанов видит освещенную солнцем рощу, голубое бледное небо. Его охватывают воспоминания об умершей жене. Николая Петровича посещает ностальгия. А вечером, взглянув на небо, он любуется звездами, при этом грустит.

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Базаров

Какова роль пейзажа в «Отцах и детях»? Это средство выразительности дает полную характеристику героям. Николай Петрович видит красоту природы. Аркадий украдкой любуется полями и заходящим солнцем. Для Базарова прекрасный русский пейзаж — это всего лишь пустяки.

В жизни молодого врача имеют значение исключительно научные исследования. К речке он ходит не для того, чтобы насладиться красотой утреннего пейзажа. Он отправляется на водоем, дабы раздобыть лягушек, которые необходимы ему для опытов.

Павел Петрович

Этот герой совсем не похож на своего брата. Он, в отличие от Николая Петровича, романтиком не был рожден. В тот день, когда его брат был зачарован красотой ночного неба, он тоже неспешно прогуливался по саду. Однако в этой сцене пейзаж служит тонким лирическим комментариям. Павлу Петровичу было тяжело жить, значительно тяжелее, чем он сам полагает.

Немалую роль сыграло описание природы в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. Нелепость этого поединка оттеняет свежий утренний пейзаж: мелкая роса, небесная глазурь, курчавые облака-барашки. Тургенев использовал пейзаж для передачи различных оттенков душевного состояния своих героев.

какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. картинка какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети фото. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети видео. какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе отцы и дети.

Сельское кладбище

Трагедия главного героя романа «Отцы и дети» заключается в безграничном одиночестве. Он попытался быть циничным и максимально здравомыслящим. Не признавал чувствительности и романтизма. Все же однажды Базаров влюбился. Его чувство осталось безответным. Одинцова отвергла Евгения, она боялась менять свой привычный уклад жизни. Базаров вскоре заболел, и только перед смертью осознал нелепость своих взглядов.

Нигилист похоронен на маленьком сельском кладбище. Этот унылый пейзаж подчеркивает одиночество, от которого он страдал при жизни. На могилу к нему приходят старики, которые очень любили своего странного, но талантливого сына. Однако даже родители не понимали Базарова. Заключительный пейзаж в произведении Тургенева проникнут скорбными раздумьями и лирической печалью. В этом описание автор внес собственную оценку Базарова и его дела. Все в этой жизни преходящее. Вечна лишь природа, красоту которой яростно отвергал гордый нигилист.

Источник

Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)

Пейзаж в романе Тургенева играет не просто роль фона, но и имеет множество других функций: он играет важную роль для понимания конфликта, расширяет художественное пространство романа, помогает лучше понять характеры героев и авторскую позицию.

Во-первых, пейзаж предопределяет тему произведения. Первое описание природы в романе читатель встречает в третьей главе. В экспозиции романа пейзаж очень символичен: он отражает бедность, нищету и запустение. Тургенев описывает окрестности дороги в Марьино: «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками…» Аркадий также видит «обтерханных» мужиков», «обглоданные» деревьях и тощих коров – всё это заставляет его задуматься. «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить. » Уже в начале романа Тургенев показывает необходимость перемен и искоренения тех порядков, которые породили запустение.

А противопоставление «красного дня» и «безотрадной, бесконечной зимы» предопределяет конфликт романа, столкновение двух различных взглядов, «отцов и детей».

Во-вторых, пейзаж расширяет художественное пространство произведения. Образ дороги пронизывает всё произведение, и неслучайно композиционно роман построен в виде путешествия. Автор изображает не частный пейзаж, а разносторонний образ всей России. Это говорит о масштабности проблематики, конфликт «отцов и детей» можно назвать общечеловеческим.

Именно с помощью пейзажа Тургенев противопоставляет суетность человеческой жизни и гармонию мира природы. В 24 главе Тургенев перед дуэлью Базарова и Павла Петровича описывает утренний пейзаж. «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури…» Гармония окружающего мира подчёркивает бессмысленность и неестественность убийства человека. И сам Базаров понимает, что эта дуэль – «глупость».

Важную роль играет пейзаж и в эпилоге, в 28 главе, где Тургенев описывает заброшенное кладбище, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер: автор размышляет о вечности. Тургенев говорит о том, что нигилистические идеи Базарова потерпели крах, но любовь его родителей будет жить вечно, она сильнее «равнодушной природы», Несмотря ни на что, Евгений сможет обрести «вечное примирение» и «жизнь бесконечную».

Таким образом, пейзаж в романе Тургенева играет ключевую роль, раскрывая идею произведения и характеры героев, помогая автору опосредованно выразить свою позицию.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне ( 3 из 3 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 3 из 3 ).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют ( 2 из 2 ).

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов ( 3 из 3 ).

5. Соблюдение речевых норм

Допущены две-три речевые ошибки ( 2 из 3 ).

Таким образом, 13 из 14.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Роль пейзажа в романе “Отцы и дети”

Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”

Композиция – построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).

Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино – Никольское

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.

Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет.

Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в “Герое нашего времени”, нет лирического голоса автора, как в “Евгении Онегине” Пушкина или “Мертвых душах” Гоголя.

В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж – описание окрестностей дороги в Марьино: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными”. Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый – реальный: “обтерханные” мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй – родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя “молоденьким мальчиком”: все “золотисто зеленело”, “заливались жаворонки” и колосилась рожь.

Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев – великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические.

Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа “не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно “не сочувствовать природе”. Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что “солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен”.

Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу).

Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.

Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: “тучки”, “барашки”, “паутинки” – все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами “Прошло шесть месяцев”). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: “… оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты”. Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа.

Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.

Удивительно то, что все остальные герои живы, но только к умершему Базарову Тургенев привязывает идею вечного примирения и “жизни бесконечной”.

Related posts:

Источник

Социальная и психологическая функция пейзажа в романе «Отцы и дети» (Школьные сочинения)

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» автор неоднократно использует описание пейзажа, который несёт в себе не только психологическую, но и социальную функцию. Перейдем к доказательству данного суждения.

С литературной точки зрения психологическая функция пейзажа заключается в раскрытии внутреннего мира персонажей, а социальная- в характеристики быта народа, его общественного положения, и в описание положения в стране в целом. Роман «Отцы и дети» был написан в 1961 году во времена отмены крепостного права. По приезде в господское имение, перед Базаровым и Аркадием предстаёт образ мужчины, ярко характеризующий положение России в середине XIX века и указывающий на нищие состояние народа : высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким носом, одетый в серый старый военный сюртук. К такому же выводу можно прийти, рассмотрев интерьер дома отца Базарова: стол, заваленный почерневшими от пыли бумагами, кожаный, кое-где разорванный диван, сломанная электрическая машина.

Выше представленные примеры ярко иллюстрируют социальную функцию пейзажа.

Раскрыть душу героев помогает описание природы. Рассмотрим психологическую функции пейзажа на примере эпизодов описывающего Николая Петровича, находившегося в беседке и погруженного в свои глубокие размышления. Окружающая обстановка отражает душевное состояние героя:солнце, заходившее за горизон, тень, тянувшийся через неподвижные рощи, мужичок, ехавший на лошадке по тёмной дорожке. Как-будто всё вокруг замерло, погружаясь в свою думу. Солнечные лучи, забиравшиеся в рощу и пробившиеся сквозь лесную чащу, обливавшие стволы осин, делая их похожими на сосны, можно сравнить с воспоминаниями Николая Петровича, которые проникают сквозь его душу, согревая ее. Заросли можно сравнить с его сердцем, в котором больше не осталось места для любви.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *