какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса

Основы общения в сестринском деле

Понятие общения

Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.

Типы и уровни общения

Функции общения

Элементы эффективного общения

Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)

Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.

Психологические типы собеседников

Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.

2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить собеседника во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.

3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.

4. Ригидный собеседник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.

5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимания к самому себе.

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.В общении следует быть особенно корректным и внимательным.

Источник

Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Общение в сестринском деле»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Понятие общение, общение в сестринском деле.

Уровни общения: внутриличностное, межличностное, общественное.

Средства общения: вербальные, невербальные.

Стили общения. Элементы эффективного общения (отправитель, сообщение, канал, получатель, подтверждение).

Условия эффективного общения с пациентом. Коммуникативные барьеры в общении. Трудности при передаче информации.

— внутриличностный (внутренний диалог) мысленное общение человека с самим собой;

— межличностный между двумя и более людьми;

— общественный между большими группами людей.

поведение пациента, используя их жизненные ценности, интересы. М/с

также испытывает влияние своих пациентов.

личности к другой посредством речи;

акустические интонация, тембр голоса.

интимная менее 40 см.

социальная от 1 до 4м.

общественная более 4-6 м

личная от 45 см до 1,2 м.

Факторы, способствующие или препятствующие общению:

Тишина, конфиденциальность, адекватное освещение, отопление, вентиляция, поза.

5 элементов эффективного общения:

1. отправитель – кто посылает информацию;

3. канал – форма отправки сообщения (речь, жесты)

4. получатель – кому посылается сообщение;

5. подтверждение (обратная связь) – эффективность сообщения.

Беседу с пациентом нужно начинать с представления, поздороваться.

Следует смотреть пациенту в лицо, одобрительно кивать, использовать положительную интонацию, говорить внятно, доходчиво, неторопливо,

поощрять вопросы вашего пациента, внимательно слушать, проявлять сочувствие, искренний интерес, быть естественным.

С 15 лет с пациентом нужно обращаться на Вы, называть полное имя.

С 25 и старше называть по имени отчеству.

Говорить следует на языке пациента, уметь слушать, устанавливать доверительные отношения.

Смысловой барьер связан с различиями в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга.

Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные различия приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

• недоверие к собеседнику;
• незаинтересованность в предмете разговора;
• погруженность в другие дела;
• убежденность в собственной правоте; предубеждение;
• неуверенность в себе;
• самоуверенность;
• стремление настоять на своем;
• неумение слушать;
• неумение выражать свои мысли;
• привычка перебивать собеседника.

Источник

Общий уход за пациентами

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.

Данное пособие составлено в соответствии с программой подготовки студентов по общему уходу. Предназначено для студентов медицинских университетов лечебного, педиатрического факультетов, а также факультетов спортивной медицины и высшего сестринского образования. В пособии содержатся основные правила ухода за пациентами при различных состояниях.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общий уход за пациентами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Сестринский процесс представляет собой американскую и западноевропейскую модель сестринского дела, которая в настоящее время применяется в 50 странах мира. Эта реформаторская концепция зародилась в США в середине 50-х гг. и за четыре десятилетия полностью доказала свою эффективность.

Сестринский процесс (СП) — это обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Сестринский процесс направлен на поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей организма или на обеспечение спокойной смерти.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов.

1. Сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента).

2. Сестринский диагноз (выявление проблем пациента).

3. Планирование (определение целей).

4. Реализация плана ухода за пациентом.

5. Оценка эффективности предоставляемого ухода и коррекция (в случае необходимости).

Сестринский процесс — это своеобразный научный протокол (алгоритм) самостоятельной профессиональной деятельности медсестры. Врач и медсестра выполняют различные задачи, направленные на решение одной цели. Задачи врача — поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач обследует пациента, для того чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причину. Задачи медсестры — обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей компетенции, постараться облегчить его страдания при нарушенном удовлетворении потребностей (возникновение проблем, связанных с болезнью).

Абрахам Маслоу в 1943 г. разработал иерархию потребностей, представленную в виде пирамиды (рис. 1).

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.

Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Как видно из рис. 1, на низшей ступени данной пирамиды — физиологические потребности. Без удовлетворения потребностей низшего порядка невозможно думать об удовлетворении потребностей высшего уровня.

Потребность с точки зрения ее медицинского обеспечения — это психологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. По теории А. Маслоу, их четырнадцать.

7. Поддерживать температуру тела.

8. Спать и отдыхать.

10. Избегать опасности.

12. Иметь жизненные ценности.

13. Работать, играть и учиться.

14. Одеваться и раздеваться.

1-й этап СП. Необходимо выяснить, удовлетворение каких именно потребностей и в какой степени нарушено. То есть проводится идентификация нарушений удовлетворения основных потребностей, что документируется в сестринской истории болезни.

2-й этап СП — постановка сестринского диагноза. Сестринский диагноз — это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние (табл. 1). Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в Америке в середине 1950-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Например, при медицинском диагнозе «острый аппендицит» могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота, рвота, страх перед операцией.

Отличия врачебного диагноза от сестринского

какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. картинка какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса фото. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса видео. какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую функцию выполняет общение на первом этапе сестринского процесса.

К физиологическим проблемам пациента могут быть отнесены:

— недостаточное или избыточное питание;

— острая или хроническая боль;

— отеки или обезвоживание;

— нарушение речи, памяти, внимания;

Среди психологических и духовных проблем пациента выделяются:

— страх, тревога, беспокойство;

— недоверие к медицинскому персоналу;

— отказ от приема лекарств;

— неэффективная адаптация семьи к наличию заболевания у одного из ее членов;

— конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

— чувство ложной вины перед близкими из-за своего заболевания и др.

Социальными проблемами пациента могут быть:

— беспокойство о финансовом положении (например, в связи с выходом на инвалидность);

— невозможность купить лекарственные препараты.

Все проблемы пациента можно разделить на имеющиеся (то, что есть сейчас) и потенциальные (то, что может быть). Из имеющихся проблем выделяют приоритетные, т. е. первоочередные проблемы пациента, которые в большей степени тяготят его в настоящий момент. Приоритетных проблем может быть 2 — 3. На них должно быть сконцентрировано основное внимание среднего медицинского персонала.

3-й этап СП — планирование. Во время планирования отдельно для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода.

Требования к целям:

— должны быть реальными, достижимыми;

— должны иметь конкретные сроки достижения;

— должны находиться в пределах сестринской компетенции;

— должны формулироваться понятным для пациента языком (без профессиональной терминологии).

По срокам цели могут быть краткосрочные (меньше недели) и долгосрочные (недели, месяцы после выписки).

Каждая цель включает:

— критерий (дата, время, расстояние);

— условия (с помощью кого-либо / чего-либо).

Пример постановки цели: пациент пройдет с помощью костылей 5 м на 7-й день. То есть здесь присутствует: действие — условие — критерий. После формулирования целей медсестра составляет план ухода за пациентом — письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода. Например, если целью является поддержание боли на уровне терпимой в предоперационный период.

План сестринского ухода может включать следующие действия:

— придание пациенту наиболее удобного положения;

— обеспечение приема болеутоляющих средств каждые 2 ч (в соответствии с назначениями врача);

— обучение пациента технике расслабления;

— словесное внушение и отвлечение внимания.

4-й этап СП — реализация плана ухода за пациентом. Сестринские действия подразумевают 3 типа вмешательств:

Зависимое вмешательство — это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции различных препаратов, смена повязок, промывание желудка). Однако и в этом случае сестра должна не автоматически выполнять указания врача, а учитывать индивидуальные особенности пациента. Независимое вмешательство — это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе (без указаний врача). Например: обучение пациента приемам ухода за собой, наблюдение за адаптацией пациента к болезни, оказание помощи пациенту в самообслуживании, рекомендации пациенту относительно восстановительной активности и отдыха в течение дня, организация досуга пациента.

Взаимозависимое вмешательство — подразумевает активное сотрудничество с врачом или другим специалистом в области здравоохранения (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК и др.).

5-й этап СП — оценка эффективности ухода. Он включает:

— оценку степени достижения целей (что позволяет измерить качество ухода);

— изучение ответной реакции пациента на факт пребывания в стационаре;

— активный поиск и оценку новых проблем пациента.

Систематическая оценка эффективности ухода требует от медсестры умения мыслить аналитически, сравнивая ожидаемые результаты с достигнутыми. Когда цель не достигнута, медсестра должна выяснить причину. При этом весь сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. Результатом может быть:

— изменение самой цели (с тем, чтобы сделать ее достижимой);

— пересмотр сроков достижения целей;

— внесение необходимых изменений в план сестринской помощи.

Таким образом, сестринский процесс — необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе за пациентом и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса — пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

Источник

Технологическая карта теоретического занятия (методическая разработка) на тему «Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Вяземский медицинский колледж

Положение о проведении открытого теоретического занятия

Тема: « Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле »

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

по уходу за больными

МДК. 04.01. Теория и практика сестринского дела

34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

Дата проведения: «02» сентября 2021г

Место проведения: лекционный зал

Преподаватель ПМ.04: Шершакова М.Л.

Группа: 21 «С», 22 «С» 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

Студент должен знать:

— общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки.

— уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные.

— терапевтические и не терапевтические средства общения.

— сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

— способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

— цели обучения: промежуточные, конечные.

— условия достижения целей.

Студент должен уметь:

применять приемы эффективного общения и методы обучения при работе с пациентом.

— формирование интереса к избранной профессии и чувства гордости за избранную профессию;

— развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека

— сохранить высокий уровень активности обучающихся;

— профилактика нарушений зрения и осанки.

Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных

Тип занятия: лекция

Продолжительность теоретического занятия : 2 часа (90 мин)

Место проведения занятия : лекционный кабинет

1. Презентация «Общение в сестринском деле. Обучение в сестринском деле»

2. Ноутбук, проектор, экран.

Информационное обеспечение занятия

1. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.2-е-Ростов н/д: Феникс 2012

2. Мухина С.А., Тарновская И.И Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд.2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009

Сайт «Федеральные образовательные ресурсы»

Положение рассмотрено на заседании ЦМК специальных дисциплин №1

Протокол № от 2021г

Председатель ЦМК специальных д

дисциплин №1 ________________

Введение (сообщение темы, плана, литературных источников, поставленных целей)

Основная часть (изложение учебного материала по вопросам)

Учебные вопросы (с указанием презентации)

Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки

Уровни общения: внутриличностные, межличностные, общественные

Терапевтические и не терапевтические средства общения

Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная

Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

Цели обучения: промежуточные, конечные

Условия достижения целей

Заключительная часть (подведение итогов, ответы на вопросы)

на заседании ЦМК специальных

протокол № от 2021г

Председатель ЦМК ______

Заместитель директора по учебной работе СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Автор: Шершакова М.Л. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый.

В наше бурное информационно-технологическое время невероятно возрастает роль общения.

Медицинские работники в процессе производственной деятельности от 50% до 90% своего времени тратят на общение. Будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией.

Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье.

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержки, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменениями в состоянии их здоровья.

Медсестринская педагогика – важная функция медсестринского персонала. Обучение пациентов или членов их семей должно проводиться по вопросам, касающихся здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода, в других – подготовка к исследованию, приему лекарств, в третьих – рациональному питанию. Обучая пациентов, медсестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.

Обучение происходит в 3-х сферах:

1. познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию;

2. эмоциональная – человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов;

3. психомоторная – человек овладевает умениями, благодаря умственной и мышечной деятельности, обучается новым типам движения.

Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определенную тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определенными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Так как, в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, ее роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы ее работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности.

Информационное обеспечение занятия

1. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии/ Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова – Изд.2-е-Ростов н/д: Феникс 2012

2. Мухина С.А., Тарновская И.И Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник – Изд.2-е, исправл. И доп. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2009

Сайт «Федеральные образовательные ресурсы»

СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела

специальность 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

«Общение в сестринском деле.

Обучение в сестринском деле»

Профессиональное общение в сестринской практике

Коммуникация имеет большое значение в жизни каждого человека, и тем более в работе медика, поскольку общение в медицине — это контакт человека с человеком, медика с па­ циентом и его родственниками. Даже если медсестра комму­ никабельна от природы, важно, чтобы она умела анализи­ровать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной де­ ятельности.

Общение — сложный, многоплановый процесс установле­ ния и развития контактов между людьми, порождаемый по­требностями совместной деятельности и включающий в себя

обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уров­ ня жизнедеятельности пациентов.

Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физи­ ческие или психологические трудности. Очевидно, что медсе­ страм требуются специальные знания и умения, чтобы обще­ ние оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.

В социальной психологии в структуре коммуникации вы­деляют следующие стороны общения:

1. Коммуникативная — обмен информацией между сестрой и пациентом.

2. Перцептивная (перцепция — представление, понима­ ние) — процесс восприятия и понимания собеседни­ ков при общении.

3. Интерактивная (интеракция) — взаимодействие парт­ неров для организации совместной деятельности и раз­ работки общей линии поведения.

1. Внутриличностный (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, раз­ работка идей, планирование действий.

2. Межличностный — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.

3. Общественный — взаимодействие одного человека с груп­ пой людей, коллективом, большой аудиторией.

Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми

Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов:

отправитель — кто передает информацию;

сообщение — посылаемая информация;

канал — форма отправки сообщения (речь, жесты);

получатель — кому посылается сообщение;

подтверждение — эффективность сообщения.

В процессе общения различают 5 стилей общения:

Психологические типы собеседников

Для каждого пациента медсестра должна найти свой инди­ видуальный подход, и только тогда возможно эффективное терапевтическое общение. В зависимости от конкретной си­ туации это поможет ей быть более гибкой в понимании лю­ дей. Классификация типов собеседников (А.Б. Добрович, оте­ чественный психолог, 1987) поможет медикам определить пси­ хологический тип собеседника и оптимальную тактику для об­ щения с ним.

1. Доминантный собеседник — человека не особенно инте­ ресуют вопросы такта, своевременности, уместности обраще­ ния к собеседнику или вопросы взаимопонимания при обще­ нии, он настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего пре­ восходства — физического, психического или интеллектуально­ го. Это можно почувствовать по его мимике, осанке, взгляду.

В общении перебивает человека, никогда не даст перебить себя, слушает только себя, не давая собеседнику вставить сло­во. Трудно признает свою неправоту, подсознательно уважает тех, кто способен проявить настойчивость и не поддаться его влиянию. Но если собеседник также является доминантным, то между ними может возникнуть серьезное напряжение.

Амбициозный доминант часто невыносим, задача сестры — своевременно распознать этот психологический тип, проявить выдержку и такт в общении с ним. Следует дать возможность проявить доминантность и деликатно склонить на свою сторо­ ну в определенной ситуации.

2. Недоминантный собеседник — полная противополож­ ность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупре­дительный, чуткий по отношению к доминантному партне­ ру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что прав он, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит любые попытки перебить его самого. Любая ссора и конф­ ликт тяготят такого человека.

Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, под­ бадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.

3. Мобильный собеседник — человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собесед­ ника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. Живо участвует в процессе общения мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торо­пит с ответом и своего партнера по общению.

Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра долж­ на знать, что лучше всего начать общение с ним с определен­ ной «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замедляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нужное русло.

4. Ригидный собеседник — данному типу необходимо опре­ деленное время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнера внимательно, реагирует вдумчиво, объяс­ няет свои мысли подробно, может обидеться, если его торо­ пят с ответом. Трудно переключается с одного дела на дру­гое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.

Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.

5. Экстравертивный собеседник направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелю­ бен, жаждет получить то же и от других, не злопамятен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое вос­ приятие мира, на свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.

Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и парт­ неров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, экс­центричные выходки vi высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.

6. Интровертивный собеседник не склонен к внешним кон­ тактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, он обращает внимание не на людей, а на свои чув­ ства, узкий круг общения; если он вам доверяет, то доверяет полностью. Не выносит поверхностного общения, ему про­ ще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит дружбу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В общении с таким человеком следует быть особенно коррект­ ным и внимательным.

Визуальные Акустические Тактильные Ольфакторные

Общение с пациентом — важнейший элемент процесса ле­ чения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопе­реживание, совместная радость в процессе излечения. Лич­ ная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как ин­ тонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.

Невербальные средства общения

— движения (кинезика) — перемещение в простран­ стве всего тела;

— жесты — движение различных частей тела — в ос­ новном головы, плеч, рук (различают жесты при­ ветствия, прощания, выражающие одобрение, рас­ терянность);

■ позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя из­ любленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологичес­ кого комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак
недоверия, несогласия, критики, например «наполео­ новская»);

■ выражение лица, выражение глаз — мимика — опреде­ ленный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, стра дание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контро лируется нами больше, чем нижняя, поэтому смот рите больше на рот, крылья носа, подбородок. Угол­ ки рта — показатели жизненного тонуса личности, не­ даром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;

направление взгляда, визуальный контакт — экстравер­ ты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интроверты;

кожные реакции: покраснение, побледнение; вспомогательные средства общения:

— особенности телосложения (признаки возраста, пола);

— средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);

проксемика: расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *