какую функцию выполняет гофра на глушителе
Устройсво гофры выхлопной системы автомобиля
Устройство гофры глушителя
Гофра глушителя автомобиля является одной из наиболее важных частей глушителя, играя роль эластичного соединения в выхлопной системе. Необходимость её установки обусловлена тем, что неизбежным результатом работы двигателя авто является возникновение вибраций, которые в числе прочего передаются и на выхлопную систему. Именно для гашения этих вибрации нужна эластичная гофра глушителя.
Помимо своего наиболее часто употребляемого названия, немного реже можно встретить и такие обозначения: гофро-элемент, компенсатор вибрации и гибкие соединения. Всё это обозначает один из важных элементов автомобиля, необходимый для уменьшения детонации. Помимо этого устройство гофры глушителя позволяет значительно снизить технологические нагрузки на выхлопной тракт. Это своего рода предохранитель, предотвращающий разрушение выхлопной системы автомобиля. Поэтому местом установки гофро-элемента обычно является приёмная труба или другой участок, где имеются повышенные вибрационные нагрузки.
Если кратко суммировать, то гофра глушителя выполняет следующие функции:
— выполняет роль эластичного соединительного элемента между частями выхлопной системы авто;
— компенсирует вибрацию, сопровождающую работу двигателя;
— гасит колебания, которые возникают при старте автомобиля.
Устройство гофры глушителя может быть самым различным. Она может состоять из двух или трёх слоёв, а также иметь одинарную или двойную усиленную оплётку. От этого зависит, насколько она будет справляться с возложенными на неё функциями, а также её долговечность. От целостности гофры зависит, будут ли попадать отработанные газы в салон авто, следовательно, и Ваш комфорт в процессе езды. Помимо этого нарушения целостности компенсатора вибрации может привести к перегреву глушителя, а значит и снижению качества работы всей выхлопной системы.
Так как на гофру приходится максимальное количество нагрузок, то она и чаще всего подвергается разрывам и поломкам, если сравнивать ее с другими элементами выхлопной системы. Устройство гофры глушителя в основном предполагает вероятность механических поломок, например из-за наезда на препятствия. Хотя материалом данного компенсационного элемента обычно является высоколегированная сталь, обеспечивающая её высокую прочность и долговечность, но механические повреждения отнюдь не являются редкостью. Помимо наездов на препятствия и других ударных нагрузок, гофро-элемент может выйти из строя по причине неудовлетворительного состояния подушек двигателя, износа резинок крепления глушителя. Забитый катализатор — самая частая причина выхода гофры глушителя из строя. Нередки случаи, когда повреждения гофро-элемента, также как и других элементов выхлопной системы (прогар приемной трубы и прокладки коллектора, а также появление трещины в коллекторе), может произойти по причине выхода из строя катализатора, в том случае, если компенсатор вибрации установлен перед ним. Если катализатор забит то отработанные газы не находят выхода вследствие чего повышается давление и разрушается гофра. Кроме этого гофра глушителя может выйти из строя по причине наличия соли и реагентов на дорогах. Ещё одна, довольно распространённая, причина – это наличие специальных присадок в топливе, которые повышают его октановое число.
Помимо этого возможна и значительная потеря мощности автомобиля, что проявляется на современных моделях, где утечки в выхлопной системе приводят к неправильной работе датчика кислорода. В этом случае необходимо немедленно заменить гофру глушителя, чтобы вибрация не привела к разрушению выхлопной системы.
Следует сразу сказать, что устройство гофры глушителя не предполагает её ремонт. Возможна только полная ее замена. При этом необходимо обратить внимание и на состояние катализатора, так как повреждения этих элементов в большинстве случаев взаимосвязаны.
При ремонте, несомненно, более рентабельно будет установить новую гофру глушителя, чем менять всю выхлопную трубу. Не стоит приобретать наиболее дешёвые гофры, так как это далеко не лучший вариант и такие компенсаторы вибрации не прослужат Вам долго. Для установки гофры требуется опытный сварщик, который не перекалит ее и не прожжет. Поэтому лучше всего доверить эту работу серьёзному автосервису.
Гофры глушителя. Основные понятия. Что нужно знать при выборе?
Для чего нужна гофра?
Основное назначение гофры – демпфирование колебаний, которые возникают в определенных частях выхлопной системы. Как правило гофра ставится после приемной трубы, в народе штаны.
Из какого материала делается гофра?
Все гофры делаются из нержавеющей стали, в народе нержавейка. На нашем рынке представлены четыре основных типа нержавеющей стали по американской классификации AISI 201, AISI 204, AISI 301 и AISI 304.
AISI – American Iron and Steel Institute (Американский институт железа и стали). Американская классификация используется потому что мы безнадежно отстали практически во всех передовых технологиях, и не является законодателями мод.
AISI 201 (российский аналог 12Х15Г9НД) это самая дешевая и самая недолговечная нержавейка с повышенным содержанием марганца.
AISI 204 идет с присадкой меди, и она уже лучше, чем 201.
AISI 304 (российский аналог 08Х18Н10) это высокопрочная хромоникелевая немагнитная нержавеющая сталь.
AISI 321 (российский аналог 08Х1810Т) это жаропрочная нержавеющая сталь с присадкой титана, выдерживает разбег температур от 600 до 800 градусов Цельсия.
Если у вас Лада Гранта и вы счастливый российский пенсионер, который передвигается только летом и только на дачу, то вам достаточно гофры из стали AISI 201, но если вы вдруг задумали повешать на свою Весту пару турбин, и как следует раздавать со светофора, так чтобы окрестные приоры боялись, ищите себе гофру из стали AISI 304, в крайнем случае из 301.
Конструкция гофры.
Гофра состоит из трех основных частей (слоёв) – внешний слой, сильфон и внутренний слой.
Внешний слой это оплетка, которая защищает гофру от основных внешних воздействий.
Сильфон – основная конструктивная часть гофры, которая и обеспечивает гашение колебаний.
Внутренний слой – слой, который непосредственно контактирует с выхлопными газами.
Гофры отличаются в зависимости от типов внешнего и внутреннего слоёв.
По типу внешнего слоя гофры делятся на проволочную сетку (wire mash) и внешнюю косу (outer braid).
Поломку гофры глушителя не видно, но хорошо слышно: автомобиль начинает громко рычать, действуя на нервы и водителю, и окружающим. Что это за деталь? Почему она так часто прогорает? И можно ли отказаться от неё, сделав глушитель цельным? Разбираемся в устройстве и назначении гофры.
Зачем нужна гофра глушителя
Двигатель автомобиля во время работы не только вибрирует, но и заметно «кивает» при сбросе и подаче газа. Именно поэтому он крепится на упругих опорах-подушках, компенсирующих колебания и клевки. Но к выпускному коллектору двигателя герметично (а как же иначе) пристыкован глушитель, который — пусть и через резиновые подвесы — прикреплен к кузову машины. Чтобы соединить относительно неподвижный глушитель и вибрирующий двигатель, нужен гибкий переходник — гофра, играющая роль демпфера. Гофру можно назвать эластичным предохранителем системы выпуска — без неё глушитель и выпускной коллектор двигателя разрушались бы от вибраций.
Гофра глушителя есть в большинстве автомобилей, но не во всех — иногда в качестве демпфера используется уплотнительное шарнирное кольцо из графита, стянутое специальными болтами с пружинами. На выбор инженеров влияет расположение двигателя в моторном отсеке (продольное или поперечное), его вибронагруженность и протяжённость выхлопной системы. Некоторые старые автомобили обходились и без гофры, и без шарнирного кольца — но это, скорее, исключения. Большинству современных машин для защиты системы выпуска требуется полноценная гофра глушителя.
Типы гофр
Конструкция гофры глушителя всегда многослойная — слоёв может быть 3, 4 и более (чем больше, тем долговечнее, но тем ниже эластичность). Выделяют два основных типа гофр: Innerbraid, напоминающую плетённую из металлических волокон сетку, и Interlock, представляющую собой гибкий рукав из стальных пластин. Внешне они выглядят одинаково, но вот внутри Interlock видна стальная «чешуя», в то время как внутренний защитный слой Innerbraid выполнен из такой же «плетёнки», как и наружный.
Гофры Interlock иногда называют оригинальными, поскольку именно такой тип гофр обычно установлен на автомобиле с завода. Как правило, они долговечнее, но стоят дороже, чем Innerbraid, и менее распространены. Хотя качественная усиленная гофра Innerbraid тоже служит достаточно долго.
Причины поломки гофры
Чаще всего гофра просто прогорает от времени, ведь температура выхлопных газов — около 500 °C. Если гофра находится в нижней части глушителя, то её можно повредить механически, ударившись днищем о камень или бордюр. Наконец, гофра может банально проржаветь от морской соли или дорожных реагентов.
На некоторых автомобилях гофра выходит из строя чаще из-за особенностей выхлопной системы. Также жизнь гофры заметно сокращают неисправные опоры двигателя и ослабший крепёж элементов глушителя (например, хомуты катализатора). Если новая гофра прогорела спустя всего несколько месяцев после замены, тщательно проверьте подушки двигателя и крепления выпускной системы, прежде чем вновь заменить её.
Признаки выхода гофры из строя
Поскольку гофра находится под машиной, увидеть её без подъёмника или смотровой ямы сложно. Проблема с ней чаще всего диагностируется по звуку — двигатель начинает слишком громко работать при нажатии на педаль газа. Со временем звук прогрессирует: «спортивный» рык глушителя превращается в назойливый рёв, от которого болит голова, а все соседи знают, когда вы возвращаетесь домой, и шлют лучи добра…
Также прогоревшая гофра начинает пропускать выхлопные газы, что можно почувствовать в салоне, и это достаточно опасно для людей в машине, особенно если долго стоять в пробке. Поэтому меняйте гофру при первых признаках неисправности и следите за её состоянием при каждом обслуживании машины на подъёмнике
.
Выбор и замена гофры
При покупке новой гофры глушителя обращайте внимание на длину и внутренний диаметр старой — они должны совпадать. Слишком длинная гофра может дребезжать, слишком короткая — порваться. Параметры указаны в маркировке: например, у гофры Masuma 65×280 внутренний диаметр составляет 65 мм, а длина — 280 мм.
Самостоятельно заменить гофру, скорее всего, не получится, если у вас в гараже нет болгарки и сварочного аппарата. На некоторых машинах гофра крепится быстросъёмными хомутами, но чаще всего она является гибкой секцией участка трубы, которую придётся вырезать и вварить новую — понадобятся услуги сварщика. Обычно замена гофры занимает не более часа.
Покупайте качественные гофры, ездите в тишине и не рычите на дороге без необходимости.
Дополнительная полезная информация про гофру глушителя и её ремонт своими силами:
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Гофра глушителя
На работу двигателя автомобиля, его технические и эксплуатационные характеристики влияют много факторов. Один из них — качество работы выхлопной системы, который зависит от наличия и состояния гофры глушителя. От состояния деталей выхлопной системы ДВС зависит тяговая мощность, экологичность, вибрационные параметры. Одна из деталей системы выхлопа мотора, которая устанавливается на автомобильный глушитель — это гофра. Гофра не бесполезная штука, как может показаться сначала.
Что такое гофра глушителя
Многие водители не знают, что в системе выхлопа есть гофрированная деталь. Часто узнают в автосервисе, когда говорят, что возможна причина неполадок в системы выхлопа двигателя в гофре глушителя. Гофра — это гибкое изделие, имеющее упругую деформацию. Состоит из гибкой трубки, которая обвита тонкой металлической проволокой в несколько слоев. Самое главное преимущество — это подвижность, то есть, для того чтобы с помощью нее соединить две трубки, не обязательно чтобы они точно подходили другу к другу в определенной плоскости.
Для чего нужна гофра на глушителе
Гофра в выхлопной автомобильной системе является предохранителем, который не передает от работающего мотора вибрации из-за своей гибкости. Благодаря гофре, не трясется и не портится остальная часть выхлопных труб, идущих за ней. Замена дешевле обходится, чем ремонтировать всю систему.
Наличие гофры никак не влияет на внешний вид. Поэтому тюнингуют ее установкой для защиты труб от перегрева.
Плюсы:
Для проведения визуального осмотра, рекомендуется 2 раза в год ставить машину на яму или на эстакаду и осматривать днище кузова и всех деталей.
Гофра с двойной оплеткой
Для автомобилей с бензиновыми ДВС подходят с двойной оплеткой. Внутренний слой проволочной обмотки защищает от механических повреждений. Наружный слой обмотки защищает от разрыва при сильном сжатии. Внешняя оплетка намного прочнее.
Гофра с тройной оплеткой
Такая гофра, имеющая 3 слоя обмотки прочнее за счет промежуточного слоя. Обеспечивает высокую прочность и жесткость изделия. Эту гофру устанавливают и на дизельные, и на бензиновые двигатели. К тому же, для ДВС с большим пробегом, больше 100 тыс. км. гофра с тройной обмоткой наилучший вариант.
Классификация трехслойной гофры по видам:
Первый вариант, Interlock гофра имеет больший ресурс. Второй вариант, который с оплеткой, стоит дешевле и имеет меньший ресурс. К тому же, есть отзывы, что внутренняя оплетка рвется и дребежжит, что раздражает.
Причины поломок, сгорания
Гофра выходит из строя раньше, чем другие детали. Камни, кочки, бордюры и т.д. могут зацепить гофру и порвать ее.
Кроме внешних воздействий, гофра повреждается из-за сильной вибрации двигателя. ДВС начинает сильно вибрировать в результате троения (когда не работает один цилиндр) или крепление двигателя ослабли и он имеет повышенную амплитуду во время работы. Из-за сильной вибрации на гофру действует большая сила на растяжение.
Кроме механических воздействий, на гофру действуют физико-химические воздействия. В конструкции автомобиля есть еще катализатор, который следит за тем выхлопными газами. Если катализатор засорился, то горячие газы СО2 начинают скапливаться и дырявят гофру.
Если повредилась оплетка гофры, то следует менять всю гофру. Гофра глушителя — это одноразовая деталь, расходный материал.
Материал гофры для глушителя — высоколегированная нержавеющая сталь.
Неисправности этого узла выхлопной системы
Существуют несколько признаков, по которым можно предварительно сказать, что гофра сгорела или порвалась. Посторонний шум, такой как резкий и оглушающий звук под капотом при заведенном ДВС — это частый признак неисправности гофры.
Если гофра порвалась, то звук работающего мотора будет очень громкий, станет сразу понятно, что гофра дырявая.
Кроме шума, признаком может быть — выхлопные газы в салоне автомобиля. Но, если шума нет, то гофра повредилась незначительно, например, при засоренном катализаторе происходило скопление газов и они продырявили гофру.
Во всех случаях гофра подлежит замене.
Какую гофру выбрать для глушителя
Выбор гофры играет важную роль. Можно купить гофру ИНТЕРЛОК, можно ИННЕРБРЕЙД.
Сначала надо демонтировать старую гофру и посмотреть, как она устанавливалась:
Измерить длину и диаметр старой гофры, например, есть длиной 400 мм и диаметром 65 мм.
Вертикальные гофры
Вертикальные гофры прочнее по конструкции, потому что в таком положении гофра испытывает силу на сжатие, потом идет вытягивание.
Размеры вертикально расположенной автомобильной гофры:
Перед покупкой и выбором новой гофры надо посмотреть также, каким образом старая гофра крепилась, как была сварена.Любая гибкая деталь при создании соединения ставится внахлест (поверх) трубы выхлопной системы. После снятия старой гофры, если нет возможности срезать старые сварные швы, то надо купить новую гофру такой же длины, как и старая. Если сварные швы можно отрезать, то гофру следует брать подлиннее на длину отрезанного участка.
Выбор по производителям
Кроме выбора по типу interlock, innerbraid) и размерам, следует выбирать по производителям. Самыми распространенными брендами глушительных гофр являются:
Цены на них разные, от 700 до 2000 рублей.
Замена гофры глушителя
Как и большинство полезных деталей, сначала испытываются за границей. Раньше можно было установить гофру на глушитель только на иномарки, теперь есть гофры для российских машин ВАЗ.
Для установки или замены гофры требуется болгарка, хороший профессиональный сварочный аппарат и умение правильно подбирать температуру. Поэтому, в основном, монтируют гофры в автосервисах.
Работа состоит из:
Для того, чтобы заменить, вообще то не обязательно ездить в СТО. Если есть навыки сварки нержавейки, то можно заменить гофру глушителя своими руками.
Чтобы было проще устанавливать новую гофру, лучше снять трубы выхлопной системы целиком и по месту уже менять.
Если есть в наличие хорошая полуавтоматическая сварка, то швы получатся качественными. Также, можно добить качественных сварных соединений, используя инверторную сварку с электродами диаметром от 1,6 до 2 мм.
Вывод
При обнаружении поломки гофры в выхлопной системе, не стоит дальше так эксплуатировать машину долгое время. На первый взгляд кажется, что это не ответственная деталь, выхлопные газы все равно уходят, мотор работает, но это может повредить остальные детали в системе выхлопа.
Видео
В этом видео показывается, как заменить гофру глушителя своими руками.
Замена гофры на Chevrolet Aveo (Шевроле Авео) и какую гофру выбрать.
Индивидуальный способ замены гофры своими руками.
От канала «сделано в гараже».
Какие бывают гофры выхлопных систем.
Зачем нужна гофра глушителя, замена выхлопной системы всеми способами
Выхлопные газы в легковых автомобилях сбрасываются в атмосферу в пространстве за задним бампером. Связано это с необходимостью минимизировать вероятность их подсоса в салон. Но двигатель в большинстве случаев расположен спереди, поэтому труба с глушителями имеет слишком большую длину, чтобы оставаться жёсткой. Для придания гибкости в неё встраиваются шарнирные или плетёные соединительные вставки.
Как влияет гофра глушителя на работу двигателя
Строго говоря, данное соединение давно уже гофрой не является. Гофрирование создаётся на листовом металле для придания ему анизотропных свойств, то есть повышения жёсткости в одном направлении прикладывания силы и понижения в другом.
В современном автомобиле гофры (сильфоны) в чистом виде в выхлопной системе уже не используются. Здесь ставят плетёные вваренные вставки, по инерции называемые гофрами. Но в некоторых из них действительно есть элементы, действующие по принципу гофрирования.
Появление подобных устройств позволяет решить ряд проблем:
Исправная гибкая муфта оказывает исключительно положительное влияние на работу двигателя, снижая общую вибронагруженность автомобиля, при этом никак не мешает свободному выходу отработавших газов.
Неприятности начинаются по мере износа и разрушения гофры;
Гибкие муфты достаточно надёжны, что определяется особенностями их конструкции.
Виды гофры
Устройство муфт определяется предъявляемыми к ним требованиями. Гофра должна быть:
При изготовлении используются технологии плетения из нержавеющей проволоки и применения упругих формованных пластин.
Двойная оплетка
Самая простая гофра изготовлена из двух слоёв, особым образом сплетённых. Плотная упаковка проволоки позволяет удерживать газы, хотя говорить о полной герметичности сложно.
Зато такие муфты очень недорого стоят и они наиболее гибкие, хорошо гасят вибрационные нагрузки. Но служат недолго, нуждаясь в частой замене из-за разрыва тонкой проволочной структуры.
Тройная оплетка
Все качественные гофры имеют три и более слоёв. Среди них могут быть как плетёные, так и в виде металлического рукава. С рукавами муфты имеют торговое наименование Interlock или Hydra, а просто обладающие многослойным плетением – Innerbraid.
Последний тип легко определить, заглянув внутрь трубы. Там вместо плетёнки можно увидеть листовую нержавеющую сталь, различными способами отформованную для придания гибкости.
Многослойные гофры стоят дороже и обладают меньшей гибкостью, что никак не мешает им нормально работать, поскольку крепёж выпускной системы на это рассчитан.
Надо только иметь в виду, что некоторые ремонтные вставки ограничены по характеру взаимного перемещения фланцев, например на скручивание. Это надо учитывать при подборе запчастей для ремонта.
Последствия повреждения гофры
Износ и прогорание муфты вызывает появление неприятного громкого звука под машиной и проникновение выхлопных газов в салон. Последнее достаточно опасно, поэтому откладывать ремонт не стоит.
Определить неисправность несложно, наружная оплётка к этому времени уже превращается в лохмотья, а места нештатного выхода газов отмечены следами копоти.
Внутри отделяющиеся куски рукава и оплётки закупоривают канал, что мешает нормальной продувке.
Мощность снижается, расход возрастает, а характер обтекания внутреннего разлохмачивания гофры вызывает непредсказуемые звуки. Часто вынуждающие искать неисправность в подвеске или двигателе.
Замена гофры глушителя своими руками
Далеко не на всех машинах предусмотрена замена гофры. Обычно производители стремятся заставить владельца машины покупать участок трубы в сборе, иногда вместе с резонатором. Но ремонтные гофры продаются, а в их замене нет ничего сложного, хотя потребуются устойчивые навыки в слесарной работе.
Ситуация усложнена тем, что весь крепёж выхлопной системы обычно сильно коррозирует, разобрать там без поломок мало что получится. Приступая к работе надо представлять себе, что может потребоваться при худшем варианте развития событий.
Сами гофры нормируются по диаметру отверстий труб и длине всей конструкции. Нужный артикул можно подобрать в каталогах торгующих организаций, зная номер оригинальной детали. Или самостоятельно измерить диаметры и длину, для чего достаточно смотровой ямы, линейки и штангенциркуля.
Сварка
Практически всегда эластичные вставки меняются с использованием сварки. Можно варить электродом, но это искусство сейчас мало востребовано, везде пользуются проволочным полуавтоматом в среде углекислоты. Им легко варят даже начинающие.
Участок выхлопной системы, содержащий гофру, снимается с машины и раскладывается для удаления старой муфты. Линии отреза размечаются по размерам новой детали. Рез производится болгаркой, тонким диском, строго перпендикулярно к оси труб.
Новая деталь прихватывается к зачищенным торцам труб с соблюдением геометрии детали, после чего герметично обваривается. Монтаж производится в обратном порядке, при этом лучше заменить на новый весь доступный крепёж, уже повреждённый коррозией.
Без сварки
Если конструкцией автомобиля предусмотрена замена гофры традиционным для переборки выхлопной системы способом – круглыми хомутами, то владельцу повезло, сварка ему не потребуется. Хотя открутить приржавевшие гайки иногда просто нереально, поэтому болгарка скорее всего нужна.
Соединение отмачивается проникающими составами и разбирается. Перед сборкой стыки промазываются специальным высокотемпературным герметиком для выхлопной системы. Именно специальным, поскольку верить обещаниям на этикетках обычных силиконовых герметиков нельзя, никакие «1500 градусов» они не выдержат.
Вполне возможна переделка неразборного соединения гофры с трубами в разборное под хомуты. За образец берутся прочие стыки в системе выхлопа. Потребуются отрезки труб, крепёж и фантазия. Но всё же гораздо проще использовать сварку.
С помощью бинта
В качестве временной меры можно перебинтовать разорванное соединение. Используется принцип армирования пластика.
В качестве наполнителя можно применить любой состав типа «холодная сварка», все они изготавливаются на базе эпоксидных смол. Выбирается самый пластичный и дешёвый, поскольку потребуется его много.
Повреждённый участок обматывается бинтом, можно использовать обычный медицинский, при этом пропитывается эпоксидным компаундом.
После полимеризации образуется нечто вроде стеклопластикового рукава, который не обладает эластичностью, но временно будет мешать выхлопу попадать в салон. Можно будет доехать до места, где есть подъёмник и сварочный аппарат, после чего заменить гофру на новую.