какую функцию учителя выполняет компьютер на уроке
Приемы использования компьютера на уроке учителем предметником.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Приемы использования компьютера
на уроке учителем предметником»
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого—педагогических целей обучения, воспитания.
Компьютер на уроке играет роль мощного аудиовизуального концентратора внимания, используемого для иллюстрации основных идей курса, проверки качества знаний, решения задач, ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Компьютер в кабинете учителя предметника
1. Использование новых информационных технологий существенно облегчает трудозатраты по ведению д окументации учителя (списки, планирования, отчеты, план – конспект занятия). В некоторых образовательных учреждениях уже сегодня используется электронный журнал.
2. При помощи компьютера учитель может готовить разнообразные дидактические материалы для использования непосредственно на уроке.
3. Компьютер позволяет проводить р едактирование ученических материалов и домашних работ (докладов, рефератов)
Также можно выделить несколько уровней технических возможностей или ситуаций, в которых с точки зрения внедрения НИТ находится учитель.
Электронный учебник обладает рядом несомненных положительных свойств, выгодно отличающих его от традиционных учебников:
1. Текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимся изучаемого материала, формирование образа территории.
2. Структурно программа включает несколько компонентов (мультимедиа разделы с текстом аудио- и видеофрагментами, практическими заданиями, тестами; словарь; поддержку работы с использованием Интернет), что позволяет развивать у ребёнка навыки самостоятельной работы с несколькими источниками информации.
3. Усиленный контрольно-практический раздел создаёт условия для первичного закрепления полученных на уроке знаний и умений, проведения практических работ, тематического контроля и коррекции знаний.
Урок в компьютерном классе с возможностью выхода в Интернет.
Есть возможность проведения урока в компьютерном классе, подключенном к Сети. Здесь уже вариантов работы может быть великое множество: фактически под любой преподавательский менталитет.
Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя).
Режим «Справочного бюро» позволит воспользоваться справочной информацией.
Виртуальная экскурсия позволит посещать сайты разных музеев, расположенных не только в разных городах и странах.
Лабораторная работа – это вводное изучение теоретического материала и ответы на вопросы. При этом ответы на вопросы даются на основе Интернет-ресурсов.
Использование готовых программных продуктов.
Работа с ресурсами Интернет.
Работа с программой Microsoft Publisher
Позволяет создавать проекты презентации, буклеты
Позволяет получить реальный продукт своей деятельности.
Используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.
Применение компьютера на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
повышает качество обучения;
усиливает интерес к изучению предмета;
рационально распределяет время урока;
доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение компьютера на уроке позволяет:
Наполнить уроки новым содержанием.
Развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся.
Формировать элементы информационной культуры.
Прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами.
Поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Идти в ногу со временем.
Нужно тщательно взвешивать: как, где и когда использовать компьютер при обучении. В каждой конкретной ситуации необходимо тщательно отбирать методику, которая у разных педагогов и с различным контингентом учащихся должна отличаться.
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
Информационно – коммуникационные технологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. в функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2 . в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. Использование икт имеет свои преимущества:
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Применение компьютерных технологий на различных этапах урока и при самостоятельной деятельности учащихся.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Применение компьютерных технологий на различных этапах урока и при
самостоятельной работе учащихся.
За последнее время компьютеры вошли в нашу повседневную жизнь. Следствием является требование умения пользоваться компьютером и секретарю, и бухгалтеру, и редактору, и многим другим специалистам. В связи с этим освоение компьютерных технологий должно происходить в школе с тем, чтобы выпускник как можно быстрее включался в жизнь общества.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.
Информационно – коммуникативная компетентность – один из основных приоритетов в целях общего образования.
Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Информационные (компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
1 – как “ проникающая ” технология ( применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).
2 – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
3 – как монотехнология ( когда все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, опираются на применение компьютера ).
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Обучение – это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера индивидуальным особенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Компьютер можно использовать на различных этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой ( игровой среды).
В функции учителя компьютер представляет:
1 – источник учебной информации ( частично или полностью заменяющий учителя );
2 – наглядное пособие ( качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации );
3 – индивидуальное информационное пространство;
5 – средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
1 – средство подготовки текстов, их хранения;
2 – текстовый редактор;
3 – графический редактор;
4 – вычислительная машина больших возможностей ( с оформлением результатов в различном виде );
5 – средство моделирования.
Функцию объекта компьютер выполняет при :
1 – программировании, обучении компьютера заданным процессам;
2 – создании программных продуктов;
3 – применении различных информационных сред.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом.
Организация внутриклассной активизации и координации ( расстановка рабочих мест, инструктаж и др.)
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды ( различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь с предметным содержанием определенного учебного курса.
Использование информационной технологии на разных этапах урока.
Информационные ( компьютерные) технологии могут быть использованы :
Для объявления темы.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Организация устной работы.
Устная работа является одним из важнейших этапов урока.
Во-первых, во время устной работы мы можем выяснить, хорошо ли усвоен материал; во-вторых, можем подготовить учащихся к восприятию нового материала; в-третьих, это удобная форма закрепления и организации повторения. Кроме того, во время устной работы можно задействовать всех учащихся в классе.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Здесь нам могут помочь компьютерные программы с устным счетом разных
уровней сложности для разных классов.
Как сопровождение объяснения учителя.
Можно использовать свои разработки или готовые мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в свою тетрадь ( при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере ( желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавишили по щелчку мышью, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную (самостоятельную) деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.
Для контроля знаний.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена заданий на слайдах может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Возможны варианты по усмотрению учителя.
Учащимся нравится получать оценку, выставленную компьютером после прохождения ими теста.
Для повторения учебного материала.
При помощи красочных слайдов за короткое время можно повторить большое количество материала.
Для творчества учащихся.
Развитию творческих способностей учащихся, логического мышления, интереса к предмету способствует выполнение учащимися самостоятельных работ, оформленных в виде презентаций (проектов и др.) с последующей их защитой. Современное обучение и учебные игры уже невозможны без технологии мультимедиа, которая дает возможность использовать текст, графику,видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе.
Примеры из опыта работы.
На своих уроках я применяю информационные технологии и учащимся это нравится. Поскольку в кабинете математики только один компьютер, то сначала материал отрабатывается с применением проектора и настенного экрана всем классом и осваивается схема работы данной программы, затем учащиеся по-очереди работают за компьютером и получают оценки, выставленные компьютером, а остальные ребята – по плану урока без компьютера. Удобна в работе и документ-камера при проверке домашнего задания или отдельных видов работ учащихся, при построении сложных чертежей на уроках геометрии и т.д. В старших классах учащиеся уже сами создают презентации и защищают свои работы. Иногда ( при свободном кабинете информатике) я провожу уроки, на которых у всех ребят есть возможность одновременно индивидуально поработать по изучаемой теме на компьютере и получить несколько оценок за урок. При этом соблюдаются правила техники безопасности и ограничивается время работы за компьютером разнообразием видов деятельности.
Использование ИКТ в педагогической деятельности дает возможность учителю:
— представлять на уроках математики максимальную наглядность;
— излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с
большим пониманием со стороны учеников;
— привлекать пассивных слушателей;
— делать занятия более наглядными;
— обеспечивать моментальную обратную связь;
— организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную
— упростить контролирование учебной деятельности учеников;
— объективно оценивать действия учащихся ;
— обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными
материалами, которые помогают учащимся проявлять их
— дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к
А учащимся задания с использованием ИКТ помогают:
— развивать системное мышление, учиться анализировать,
сопоставлять и обобщать факты;
— снимать отрицательный психологический фактор во время
— осваивать навыки работы, поиска информации и ее
— самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный
— приобрести навыки работы с компьютером.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютерных технологий, разнообразен.
Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной задачей, в плане применения компьютерных технологий, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведет к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть личностью.
Компьютерные технологии практически решают проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнера компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степеь его усвоения. Компьютер значительно расширяет представления информации.
Главная методическая проблема преподавания смещается от того “как лучше рассказать материал”, к тому, “как лучше показать”.
Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяют воссоздать реальную обстановку деятельности.
Компьютерные технологии позволяют усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.
Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставит удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень.