какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета

Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета

1) социального контроля

− репродуктивная (воспроизводство рода, рождение детей);

− досуговая (совместное времяпрепровождение, организация отдыха, взаимообогащение интересов семьи);

− социального контроля (формирование индивида как личности, регуляция отношения индивида и общества);

− социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи);

− экономическая (материальная поддержка членов семьи);

− эмоционально-психологическая (оказание эмоциональной поддержки членам семьи).

Правильный ответ указан под номером: 1.

Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?

3) социального контроля

− репродуктивная (воспроизводство рода, рождение детей)

− досуговая (совместное времяпрепровождение, организация отдыха, взаимообогащение интересов семьи);

− социального контроля (формирование индивида как личности, регуляция отношения индивида и общества);

− социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи);

− хозяйственно-экономическая ( ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка членов семьи).

Правильный ответ указан под номером: 4.

У отца и сына общее увлечение: каждое воскресенье они вместе ходят на рыбалку. Это проявление функции семьи

3) социального контроля

−репродуктивная (воспроизводство рода, рождение детей)

−досуговая (совместное времяпрепровождение, организация отдыха, взаимообогащение интересов семьи);

−социального контроля (формирование индивида как личности, регуляция отношения индивида и общества);

−социально-статусная (предоставление определенного социального статуса членам семьи);

Правильный ответ указан под номером: 2.

Репродуктивная функция семьи выражается в

1) воспроизводстве населения

2) приобщении младших членов семьи к культуре

3) опеке над престарелыми членами семьи

4) планировании семейных доходов и расходов

Репродуктивная функция семьи выражается в воспроизводстве населения.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) распределение семейных обязанностей

Б) совместное проведение досуга

В) планирование семейного бюджета

Г) передача традиций и ценностей

Д) снятие психологических нагрузок

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рекреационная функция заключается в создание благоприятного психологического климата и оказания душевной помощи и поддержки членам семьи. Хозяйственно-экономическая связано с хозяйственно-бытовыми потребностями семьи. Воспитательная в передаче знаний, традиций и опыта.

А) распределение семейных обязанностей — хозяйственно-экономическая.

Б) совместное проведение досуга — рекреационная.

В) планирование семейного бюджета — хозяйственно-экономическая.

Г) передача традиций и ценностей — воспитательная.

Д) снятие психологических нагрузок — рекреационная.

В вариантах ответов такой функции нет. А выбирать надо из того, что вам предложено.

Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примерами каждый из них. (Сначала назовите функции, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры, допустим:

1) хозяйственно-бытовая (например, семья Ивановых ежемесячно составляет семейный бюджет, исходя из размера семейных доходов и необходимых и желательных расходов);

2) социализации (воспитательная) (например, бабушка учит внуков правилам поведения за столом и другим нормам этикета);

3) эмоциональная (например, 13-летний Петя всегда делится со старшим братом своими переживаниями по поводу учёбы, успехов в спортивной секции и взаимоотношений с родителями).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).

Гражданка Н. повздорила на работе с сослуживцами. Только придя домой, пообщавшись с близкими, получив от них моральную поддержку, она успокоилась, пришла в доброжелательное расположение духа. Какую функцию семьи можно проиллюстрировать приведённым примером?

1) социального контроля

Данный пример иллюстрирует эмоционально — психологическую функцию, роль которой в оказании психологической поддержки членам семьи.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Какая функция семьи проявляется в материальной поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества?

Данное утверждение относится к экономической функции.

Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

2) Ответ на второй вопрос:

— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.

3) Ответ на третий вопрос:

— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.

4) Можно привести следующее доказательство:

— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.

Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:

1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.

2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.

3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.

Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:

1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.

2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.

3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.

Могут быть приведены другие объяснения.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Какие функции социализации рассмотрены в тексте? (Укажите любые две функции.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. с самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нём заботиться.

Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.

Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста… Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются ещё более значимыми, чем раньше. Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида.

Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения.

Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты,книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.

Источник

Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ СЕМЬИФУНКЦИИ СЕМЬИ
ФУНКЦИЯ СЕМЬИХАРАКТЕРИСТИКА
.Биологическое воспроизводство человеческого рода

Биологическое воспроизводство человеческого рода относится к репродуктивной функции семьи.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой функции семьи.

1) экономическая; 2) эмоциональная; 3) репродуктивная; 4) активная; 5) досуговая; 6) правовая.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Из логического ряда выпадают 4 и 6, это не функции семьи.

Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

2) Ответ на второй вопрос:

— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.

3) Ответ на третий вопрос:

— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.

4) Можно привести следующее доказательство:

— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.

Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:

1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.

2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.

3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.

Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:

1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.

2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.

3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.

Могут быть приведены другие объяснения.

Семья Петровых состоит из четырёх человек: Анна, Фёдор и двое их сыновей. Супруги работают, дети учатся в школе. Средства расходуются в первую очередь на приобретение еды, одежды, лекарств, оплату транспортных и коммунальных услуг. Оставшиеся средства вкладываются на депозит в банке.

Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример? Почему семья Петровых относится к нуклеарному типу? Какая информация Вам необходима для того, чтобы установить, является семья Петровых патриархальной или демократической? (Сформулируйте два вопроса, необходимых для получения данной информации.) Каковы источники доходов семейного бюджета семьи Петровых? (Назовите два типа источников.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос: хозяйственно-экономическая (или экономическая, или хозяйственная, или бытовая, или хозяйственно-бытовая);

2) ответ на второй вопрос: потому что семья Петровых состоит из представителей двух поколений — родителей и детей:

(Ответ, который представляет собой простое перечисление членов семьи, или указание числа «4», не засчитывается).

3) ответ на третий вопрос, например:

— как распределяются домашние обязанности;

— как принимаются решения в семье.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только при наличии двух или более сформулированных вопросов, ответы на которые характеризуют семьи данного типа.)

— проценты по депозиту.

(Данный элемент ответа засчитывается только при указании двух типов источников дохода.)

Элементы ответа могут быть приведены в других формулировках, адекватно отражающих их сущность

Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть названы функции и приведены соответствующие примеры:

1) экономическая (например, супруги Ивановы решили поместить часть сбережений в сберегательный банк для обеспечения стабильного дохода от банковского процента);

2) репродуктивная (например, в семье Сколовых родились близнецы);

3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры

В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:

1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.

2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.

3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.

Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:

1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.

2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.

3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

2) Ответ на второй вопрос:

— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.

3) Ответ на третий вопрос:

— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.

4) Можно привести следующее доказательство:

— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.

Какие группы факторов различает автор? Опираясь на обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности «социального участия» семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

В чём отличие воспитательного потенциала от воспитательной функции? В чём важнейшее условие благополучия семьи? Считают ли авторы воспитательную функцию свойственной только современной семье? Опираясь на текст, приведите доказательство.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— в отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

2) Ответ на второй вопрос:

— содержание и характер внутрисемейных отношений, в первую очередь отношение к ребенку.

3) Ответ на третий вопрос:

— нет, авторы не считают воспитательную функцию свойственной только современной семье.

4) Можно привести следующее доказательство:

— на протяжении веков семья вносила решающий вклад в социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций.

Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть указаны следующие функции и примеры к ним:

1) Репродуктивная. Например, в семье N. родились близнецы.

2) Экономическая (хозяйственно-экономическая). Например, родители школьника Васи купили ему новую одежду, заплатили за ускоренный курс изучения иностранного языка.

3) Социализация (воспитательная). Например, в семье К. Маша получила первичные навыки поведения в обществе, теперь она может общаться и находить общий язык со сверстниками.

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции.

Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

В правильном ответе могут быть указаны следующие объяснения:

1) Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.

2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.

3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.

Могут быть приведены другие объяснения.

Какие группы факторов различает автор? Используя обществоведческие знания, выскажите предположения какие явления влияют на изменение характера взаимоотношений внутри семьи.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Две группы факторов:

— внешние, имеющие макросоциальный характер;

— внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи;

— Уровень жизни. У каждой семьи различный доход, разный доступ к материальным благам, поэтому многие родители не могут предоставить ребенку возможность посещения дополнительных кружков и секций для развития;

— Распространенность социальных аномалий в обществе. В связи с распространением алкоголизма, наркомании и других социальных аномалий, родители строже относятся к детям, проводят с ними воспитательную работу, объясняя элементарные нормы поведения.

Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать.

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.

В правильном ответе должны быть указаны черты:

1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;

2) социальная: наличие социальных потребностей.

Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?

Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:

1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;

2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;

3) дополнения современных учёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.

Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.

Могут быть приведены такие аргументы:

1) правила поведения устанавливаются в семье, которая контролирует их исполнение домочадцами;

2) в политической жизни современного общества функцию социального контроля осуществляют свободные СМИ;

3) определённые правила и стандарты поведения устанавливают работодатели для своих сотрудников, образовательные учреждения — для своих учеников;

4) наряду с формальными санкциями применяются и являются весьма действенными неформальные санкции.

Могут быть приведены другие аргументы

Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные учёные?

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие группы потребностей:

1) потребность, выделенная К. Марксом: в материальном обеспечении выживания;

2) потребности, выделенные Г. Спенсером: в «активной обороне» для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования», потребность в обмене и потребность в координации этих различных видов деятельности;

3) дополнения современных учёных: потребность в коммуникации, в замене выбывающих членов общества, контроль за поведением членов общества.

Потребности всех групп могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Могут быть приведены такие примеры:

1) в семье А. родились близнецы-тройняшки (функция биологического воспроизводства);

2) семья Т. держит в подсобном хозяйстве корову, коз и птицу, а на приусадебном участке выращивает овощи и фруктовые деревья (функция производства необходимых товаров);

3) в семье П. родители объясняют детям, как себя вести в разных ситуациях, рассказывают об окружающем мире (функция социализации).

Могут быть проиллюстрированы другие функции, приведены иные примеры

Автор говорит: «Семья является для ребенка микромоделью общества». Назовите три положения, подтверждающие данное высказывание.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинается с момента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Какие функции семьи автор рассматривает в своем тексте? Укажите три функции. Какие, по мнению автора, основные условия успеха в воспитании детей?

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Функции, рассмотренные автором:

2) Указаны условия успеха:

— это наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня.

Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.

2) Ответ на второй вопрос:

— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.

Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.

Могут быть названы следующие субъекты и приведены примеры:

1. Школа. Пример: на уроке этики учитель объяснил детям правила поведения за столом.

2. Церковь. Пример: каждое воскресенье Петя вместе с бабушкой ходит в церковь, приобщается к религиозным учениям.

3. СМИ. Пример: по выходным мама своим детям включает программу «В мире животных», учит детей оберегать природу.

4. Друзья. Пример:14-летний Максим по примеру друзей решил заняться спортом и записался в секцию самбо.

Какую роль семейные традиции играют в семейной жизни? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, насколько важно участие старшего поколения в воспитании детей.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

— Автор считает, что семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое, а также учат молодое поколение ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи. Участие старшего поколения в воспитании детей имеет первостепенное значение.

2) Ответ на второй вопрос:

— Важность участия старшего поколения в воспитании детей существенно, так как именно оно обеспечивает первичную социализацию детей, помогает формировать их сознание и характер, учит моральным и нравственным ценностям.

Семья является для ребёнка микромоделью общества:

1. Именно в семье у ребёнка складываются первые межличностные отношения, происходит обмен эмоциями и мыслями, что обеспечит использование таких навыков в обществе.

2. Также в семье ребёнок познаёт, что такое конфликт. Он учится разрешать его, достигая компромисса. В обществе эти навыки чрезвычайно важны.

3. Осваивает основные социальные роли. В семье ребёнок выполняет определённую социальную роль, он понимает, что от него требуется. Таким образом, в обществе ему будет легче понимать суть своих действий, он будет выполнять социальную роль в зависимости от его социального статуса.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

С точки зрения демографической науки, ______________(А) – это основанное на _______________(Б) или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Таким образом, это достаточно мобильная социальная группа, состав которой может изменяться по разным причинам. Её важнейшей функцией традиционно считается __________________(В), то есть функция деторождения и воспроизводства населения. _________________(Г) функция подразумевает организацию труда, потребления и быта среди членов группы. _________________(Д) функция предполагает осуществление первичной социализации детей, формирование у них определённой системы знаний, навыков, взглядов и ценностей. __________________(Е) функция семьи позволяет реализовать потребность человека в общении.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Единственно правильным вариантом является: 4, 8, 6, 2, 9, 1.

Автор полагает, что «семья является для ребёнка микромоделью общества». Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения этого мнения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинаются с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.

Какие две функции семьи рассмотрены автором? Назовите любые три основных, по мнению автора, условия успеха в воспитании детей в семье.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) две функции (ответ на первый вопрос):

— репродуктивная (биологическое воспроизводство) / рождение детей;

— первичная социализация новых поколений / семейное воспитание / воспитание детей;

(Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

— наличие нормальной семейной атмосферы;

— авторитета родителей, правильного режима дня;

— своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду.

(Условия могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующего фрагмента текста.)

Как автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристики семейных традиций:

— семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое;

— благодаря семейным ценностям молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи;

(Характеристики могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)

2) объяснение, например:

— бабушка и дедушка входят в число самых близких людей, которые любят ребёнка и заботятся о нём; представители старшего поколения передают ребёнку свой опыт.

(Может быть приведено другое объяснение.)

Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них.

В правильном ответе должны быть названы субъекты и приведены примеры их влияния, допустим:

1) система образования / образовательные организации (например, в детском саду дети разучивали с воспитателем к празднику национальные танец и песни);

2) средства массовой информации (например, ребёнок стал копировать фразы и манеру поведения ведущего своей любимой детской телепередачи);

3) государство (например, парламент принял закон о защите детей от информации, причиняющей вред их нравственному развитию).

Могут быть приведены иные примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие субъекты

Как автор характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)? Опираясь на обществоведческие знания, объясните важность участия старшего поколения в воспитании детей.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристики семейных традиций:

— семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое;

— благодаря семейным ценностям молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи;

(Характеристики могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.)

2) объяснение, например:

— бабушка и дедушка входят в число самых близких людей, которые любят ребёнка и заботятся о нём; представители старшего поколения передают ребёнку свой опыт.

(Может быть приведено другое объяснение.)

Могут быть приведены такие объяснения:

1) в семье ребёнок исполняет определённую социальную роль, семья осуществляет функции социального контроля, т.е. проецируется модель функционирования общества в целом;

2) в семье ребёнок учится продуктивно взаимодействовать с людьми разных возрастов для удовлетворения своих потребностей, т.е. выстраиваются определённые модели общественных отношений;

3) семья является носителем определённых субкультур, отражающих её социальное положение, эти субкультуры постепенно осваивает ребёнок, т.е. через семью он осознаёт социальную структуру общества и своё место в ней.

Могут быть приведены другие объяснения

Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

3) Семья является одним из субъектов социального контроля.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: cколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

1) Репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта — нет, неверно.

2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью — да, верно.

3) Семья является одним из субъектов социального контроля — да, верно.

4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка — да, верно.

5) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу — да, верно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *