какую форму область духовной культуры представляют изображения
Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по обществознанию 8 класс
Тренировочный вариант 2 ВПР 2021 по обществознанию 8 класс. Пробные варианты по обществознанию 8 класс ВПР 2021. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Обществознание 8 класс.
Наука связана с исследованиями окружающего мира и общества. Однако ученики тоже могут быть исследователями.
1. Как Вы думаете, какие принципы должен соблюдать учёный в своей деятельности?
2. Составьте рассказ о себе как исследователе, ответив на следующие вопросы.
1) Какие источники информации Вы используете при работе над школьным рефератом / проектом? С какой целью Вы работаете над рефератом / проектом?
2) Хотели бы Вы в будущем стать учёным? Как Вы думаете, почему сегодня говорят о социальной / нравственной ответственности учёных?
Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гуманизм предполагает отношение к человеку как к высшей ценности.
2) Мораль регулирует поведение человека с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.
3) Бескорыстное служение другим людям, готовность жертвовать ради них своими интересами называют эгоизмом.
4) Нравственный долг – это сознательное и свободное подчинение человека моральному требованию.
5) Моральные нормы, как и правовые нормы, устанавливаются государством.
В начале XXI века в государстве Z начались широкомасштабные реформы, включая борьбу с коррупцией. В ходе социологических опросов жителям государства Z предложили ответить на вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Сформулируйте одно существенное различие в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется это различие.
2. Как бы Вы ответили на вопрос, если бы принимали участие в данном опросе? Объясните своё мнение.
Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Ответ:
Лауреату Нобелевской премии А.Эйнштейну (1879–1955) принадлежит следующее высказывание: «Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился».
1. Как Вы понимаете смысл слова «эгоизм»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему добрый человек не может быть эгоистом?
Найдите в приведённом ниже списке два примера правильного использования банкомата и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Борис не забрал пластиковую карту из банкомата после завершения финансовой операции.
2) Андрей оплатил через банкомат коммунальные услуги, воспользовавшись помощью консультанта банка.
3) Ростислав следовал инструкциям голосового меню и снял наличные деньги.
4) Мария в присутствии посторонних, набирая пин-код, произносила его вслух, чтобы не ошибиться.
5) Андрей, не обратив внимания на информацию о взимании процента, воспользовался для снятия наличных денег банкоматом не того банка, которым выдана его пластиковая карта.
Рассмотрите три фотографии.
Какая форма (область) духовной культуры может быть проиллюстрирована данными изображениями?
Объясните:
а) что отличает данную форму (область) от других форм (областей) духовной культуры;
б) что объединяет данную форму (область) духовной культуры с другими (укажите любые две общие черты).
Семья Гвоздикиных состоит из пяти человек: супругов Людмилы и Вадима и их троих детей- школьников. Вадим офицер, Людмила учитель английского языка. Доходы всех членов семьи складываются и совместно расходуются. Около 30% бюджета отводится на
организацию досуга (посещение кино, театров, музеев) и занятия спортом. Сбережения размещаются на депозите в банке. Семья владеет собственной квартирой, загородным домом и автомобилем, на приусадебном участке выращивает овощи и фрукты.
Какой факт из условия задачи позволит сделать вывод об уровне доходов семьи Гвоздикиных? Какие экономические функции домохозяйства описаны в условии задачи?
(Укажите любые две функции, кроме формирования и использования бюджета.)
Максим учится в 7 классе общеобразовательной школы, он очень любит уроки математики и физкультуры. На каком уровне общего образования находится Максим?
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах и их функциях, используя все приведённые ниже понятия.
Особый товар, ценность товара (услуги), средство обращения, обеспечение благосостояния, мировые деньги, покупательная способность.
ОТВЕТЫ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: учёный должен быть последовательным в своей деятельности, опираться только на проверенные факты, делать обоснованные выводы;
(Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)
2) рассказ о себе как исследователе должен включать:
– указание одного или нескольких источников, используемых при работе над рефератом / проектом;
– объяснение того, какова цель работы над рефератом / проектом;
– указание на наличие / отсутствие желания стать учёным;
– объяснение того, почему говорят о социальной / нравственной ответственности учёных
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) одно существенное различие и предположение, например:
– существенное различие: в 2000 г. наиболее популярны ответы «надо использовать любую возможность уклониться от уплаты налогов» и «не надо платить налоги, пока правительство не наведёт порядок в полиции, здравоохранении и образовании»; а в 2020 г. – надо платить налоги, так как «за их счёт финансируются здравоохранение и образование» и «они обеспечивают пенсии и социальные пособия»;
(Несущественные различия не засчитываются при оценивании.)
– предположение: возможно, реформы увенчались успехом, и правовой нигилизм опрошенных сменился доверием к действиям правительства и пониманием связи социальной поддержки граждан с уплатой налогов;
(Может быть сформулировано другое существенное различие, высказано иное уместное предположение.)
2) ответ на вопрос с объяснением в соответствии с требованием задания
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде;
2) объяснение, например: подлинная сущность человека проявляется в его способности и готовности отдавать и заботиться о других людях; поскольку думать в первую очередь о себе и своих интересах – это естественное стремление здорового человека, то важно, каким образом человек преодолевает свой эгоизм;
3) ответ на второй вопрос, например: доброта предполагает заботу о других людях, т.е. исключает эгоизм.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: религия;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не противоречащий смыслу задания.)
2) объяснение:
а) предполагает веру в наличие таинственной связи между человеком и Богом (или другими сверхъестественными силами), поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними;
б) религия, как и другие формы (области) культуры,
— оказывает влияние на мировоззрение человека, его поведение;
— раскрывает внутренний мир и обогащает духовную жизнь человека и др.
Позиция б) засчитывается только при правильном указании двух или более общих черт.
Могут быть сформулированы другие корректные суждения
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: около 30% бюджета отводится на организацию досуга и занятия спортом; сбережения размещаются на депозите в банке;
(Ответ на первый вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента условия задачи.)
2) ответ на второй вопрос:
─ организация домашнего хозяйства /семейного потребления;
─ ведение подсобного хозяйства;
─ участие членов семьи в производстве;
─ накопление имущества.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более функций.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе
Основное общее образование ИЛИ основное
Правильный ответ должен содержать краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах и их функциях с использованием шести предложенных понятий, например:
Деньги – особый товар, служащий универсальным эквивалентом товаров и услуг. Деньги являются мерой стоимости, так как позволяют количественно измерить ценность товара (услуги). Они позволяют оплатить использование факторов производства товаром, который можно обменять на любой другой товар, то есть являются средством обращения. Кроме того, деньги выполняют функцию средства сбережения и накопления: семьи, фирмы, государство изымают часть денег из обращения и накапливают для обеспечения благосостояния в будущем. Деньги используются во внешнеторговых и международных финансовых операциях, выполняя тем самым функцию мировых денег. Деньги обладают определённой покупательной способностью. Это объём товаров и услуг, который можно приобрести на некоторое количество денег в данный момент времени.
Может быть составлено другое краткое сообщение с использованием шести предложенных понятий.
Указание количества предложений в задании является ориентировочным
Какую форму область духовной культуры представляют изображения
В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия между такими формами духовной культуры, как наука и искусство. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
2) систематизированное знание об окружающем мире
3) наличие особого языка для передачи знаний
4) объективное отражение действительности
Черты сходства | Черты отличия |
Сходства: и искусство и наука являются формами познания и имеют особый язык для передачи знаний.
Отличия: только для науки характерно систематизированное знание об окружающем мире и объективное отражение действительности.
Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает
1) доказательность теоретических положений
2) особая значимость субъективного восприятия мира
3) отражение мира в художественных образах
4) ориентация на представления о добре и зле
Особенности научного познания: стремится к максимальной объективности; стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений; использует особый научный язык; использует особые методы.
Правильный ответ указан под номером 1.
Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?
1) многообразие художественных стилей
2) критическое осмысление результатов познания
3) формирование представлений о прекрасном
4) поклонение сверхъестественным силам
Только для науки свойственно критическое осмысление результатов познания. Многообразие художественных стилей и формирование представлений о прекрасном — искусство; поклонение сверхъестественным силам — религия.
Правильный ответ указан под номером 2.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
---|---|
. | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни — мораль.
Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей?
Музей (от греч. — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Архив (греч. άρχεϊον) — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов.
Театр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала.
Правильный ответ указан под номером 1.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
1. Понятия: религия, наука.
религия — сфера духовной культуры, в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;
наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.
Что отличает науку от других форм (областей) культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира
Главное отличие науки стремление получить истинное знание. Использование художественных образов — к искусству, опора на представления о добре и зле — к морали, а мир отражает вся духовная культура.
Правильный ответ указан под номером 1.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Мораль; факторы производства; товар; авторитаризм; искусство.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них
1. Понятия: мораль, искусство.
мораль — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;
искусство — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.
Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
4) массовой культуре
1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.
2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка.
3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
4. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Доминирующая культура — совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.).
Правильный ответ указан под номером 1.
В 2013г был на экзамене, у нас есть кнопка источник и там можно посмотреть по любому вопросу откуда он взят
Верны ли следующие суждения о формах культуры?
А. Салонная музыка — это разновидность элитарной культуры.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.
2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка.
3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
4. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Доминирующая культура — совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.).
Правильный ответ указан под номером 3.
Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.
Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Пишет, что не верно
Установите соответствие между проявлениями общественной жизни и сферами общества. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА А) выборы депутатов муниципального собрания Б) рост числа бракосочетаний В) открытие международного кинофестиваля Г) финансирование учреждений науки и культуры Д) трансляция праздничного богослужения 1) экономическая сфера 2) политическая сфера 3) социальная сфера Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А) выборы депутатов муниципального собрания — политическая сфера. Б) рост числа бракосочетаний — социальная сфера. В) открытие международного кинофестиваля — духовная сфера. Г) финансирование учреждений науки и культуры — экономическая сфера. Д) трансляция праздничного богослужения — духовная сфера. Верны ли следующие суждения о формах культуры? А. Симфоническая музыка — это разновидность элитарной культуры. Б. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха. 3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор. Правильный ответ указан под номером 3. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры. 1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: «искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха. 2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Примером массовой культуры является поп-музыка. 3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор. Правильный ответ указан под номером 4. В 2013 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Стране Z необходимы реформы в социальной сфере. 2) Влияние духовной сферы на перспективы развития страны осознаётся гражданами страны Y в большей степени, чем гражданами страны Z. 3) В стране Y на развитие культуры выделяется больше средств, чем в стране Z. 4) В стране Z, в отличие от страны Y, построено правовое государство. 5) Граждане страны Y не интересуются проблемами своей страны. 1) Стране Z необходимы реформы в социальной сфере — да, верно, большинство опрошенных высказались за решение социальных проблем, 40%. 2) Влияние духовной сферы на перспективы развития страны осознаётся гражданами страны Y в большей степени, чем гражданами страны Z — да, верно. 3) В стране Y на развитие культуры выделяется больше средств, чем в стране Z — нет, неверно. 4) В стране Z, в отличие от страны Y, построено правовое государство — нет, неверно. 5) Граждане страны Y не интересуются проблемами своей страны — нет, неверно. Там ещё и 3 правильно У нас нет информации для такого ответа. Вопрос был «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?», в стране Y больший процент, чем в стране Z, ответил, что развитие культуры и нравственное совершенствование. Про бюджетные деньги мы ничего не знаем. К объектам материальной культуры относится (-ятся) 2) правила поведения в кино 3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла Элементы культуры: духовная — созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства); материальная — созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения). Правильный ответ указан под номером 1. К какой сфере жизни общества непосредственно относится деятельность научных учреждений, организаций культуры и образования? Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Правильный ответ указан под номером 4. Автор употребляет словосочетание «человек культурный» в широком смысле. Какого человека в современных условиях, на Ваш взгляд, можно назвать культурным? Что, по Вашему мнению, должны делать родители, чтобы их ребёнок вырос культурным человеком? (Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одну любую меру и кратко поясните своё мнение) Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает. Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры. Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».
|