какую форму имеет ободковый каст
Виды закрепки камней
Закрепкой в ювелирной технике называют процесс закрепления камня в металл готового изделия. Сущность закрепки заключается в том, чтобы подготовить гнездо по форме и размерам камня, в котором камень красиво и надёжно зафиксирован. При этом получившееся изделие должно быть не только красивым, но и удобным для ношения, поэтому способам закрепки в ювелирном деле придается особое значение.
Ниже перечислены основные виды глухой закрепки с основными характеристиками и примерами исполнения от EJ и других известных брендов.
Агаты в кольце «Изумрудная лягушка» от EJ.
Бриллианты в кольце от Cartier.
3. Флэш-закрепка. Мелкий камень, обычно круглой огранки, утапливается в посадочное место и фиксируется тонким, практически незаметным пояском металла. Также не используется для изумрудов.
Бриллианты в кольце Carrera y Carrera.
4. Невидимая закрепка. Достаточно редкий способ, используемый для камня огранки «принцесса» и «багет». С тыльной части камня пропиливаются тонкие желобки, и камень сажается на металлическую решетку, точно подогнанную по размеру. Множество драгоценных камней, закрепленных рундист к рундисту, дают эффект непрерывной каменной поверхности.
Рубины в броши от Van Cleef & Arpels.
Другая группа видов закрепки основана на использовании открытого каста. При этом камень фиксируется не по всему периметру, а только в нескольких точках, что обеспечивает попадание максимального количества света на камень и яркую игру. При такой закрепке изделия требуют более бережного отношения, так как некоторые виды открытых кастов относительно легко механически повредить, что приведет к выпадению камня.
Сапфир в кольце Кладдах от EJ.
Рубин и крапаны с бриллиантами в кольце от de Grisogono.
Рубины в кольце от Carrera y Carrera. Закрепка «паве».
Бриллианты в кольце Cartier. Закрепка «каре».
Изумруды в колье от Cartier. Закрепка «каре».
3. Кармезиновая оправа по сути является хитрой комбинацией из крапановых кастов, где центральный крупный камень, значительно выступающий вперед, обрамлен более мелкими. Её изобретение и пик популярности пришлись на конец 19 века. Она сложна в изготовлении и редко используется современными мастерами, предпочитающими в изделиях подобного дизайна использовать более простые способы закрепки.
Аметист и сапфиры в кольце от EJ.
В заключение стоит заметить, что в статье перечислены лишь наиболее распространённые, классические варианты закрепки. Подлинное же разнообразие их практически не ограничено и зависит только от фантазии дизайнера и мастерства ювелира.
Закрепка камней в ювелирных украшениях
Способы закрепки камней в ювелирных изделиях
В ювелирном производстве закрепка камней представляет собой процесс установки и последующего закрепления камней в гнездо или оправу, в предварительно отлитое изделие.
Качественно выполненная закрепка камней, покажет изделие с наилучшей стороны, а камень будет переливаться ещё ярче и выглядеть чище.
Для закрепки вставок в изделия, ювелирами используются три основных вида. Речь идёт о крапановой, глухой и корнеровой закрепке.
Крапановая представляет собой закрепку камня с помощью специальных стоек, которые и называют крапанами.
Также, камень лучше играет в лучах света из-за большего его поступления. Ещё один плюс этого способа, это то, что камни легко моются, они доступны для чистки и снятия налёта, так как при использовании изделия это необходимо для восстановления игры и прозрачности вставок.
Глухая закрепка держит камень в специальной оправе посредством обжатия тонким пояском металла по всему периметру. При этом камень как бы завальцован.
Корнеровый метод закрепки представляет собой закрепку камней при помощи корнеров,это такие небольшие шарики из металла, которые накатываются штихелем. Штихель это специальный резец, который очень острый и изготовлен из крепкой калёной стали.
Каждый вид закрепки имеет свои различия. Например, в крапановых кастах, стойки (крапаны) могут быть различной высоты и толщины, а также могут быть разрезными или сдвоёнными.
Отверстия высверливаются ювелиром самостоятельно, предварительно рассчитав для него место в изделии.
Данный способ закрепки может быть применён как к одному камню, также и к абсолютно любому их количеству.
Каждый, из перечисленных видов закрепки, имеет по несколько операций, соответственно требуется различность подходов к ним.
Ювелирные вставки и виды закрепок
Суть процесса закрепки сводится к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.
Последствия некачественно закрепленного камня — потеря камня, раздражение участков тела, соприкасающихся с шипом камня, постоянное зацепление оправой за одежду и другие неудобства.
Квалифицированно и качественно закрепленное изделие помогает увидеть камень и все изделие с наилучшей стороны.
Рассмотрим некоторые основные виды закрепок драгоценных и полудрагоценных камней в изделиях
Ободок металла полностью охватывает камень по всему периметру или окружности и удерживает его.
Различают цилиндрические и конические ободковые касты. Часто ободковый каст изготавливается с узором или ажурным.
Разновидностью ободкового каста также можно считать оправу венчиками, зеркальную и камейную.
Названию он обязан крапанам – лапки-зажимы, выступающие в виде верхней кромки ободка.
Ювелирная вставка находится на опоре, которая обычно исполнена в виде полки.
Их высота, ширина и количество соответствует выбранному дизайну украшения так, чтобы надежно зафиксировать камень и при этом максимально показать его красоту.
В такой оправе ювелирная вставка визуально кажется больше, кроме того на нее попадает больше света, чем при глухом касте.
При таком способе закрепления драгоценный или полудрагоценный камень выглядит легким и блестящим.
Если говорить о надежности закрепки, то она менее прочна, чем в первых двух видах, и при плохо выполненной работе крапан может цепляться за одежду. Крапановые касты бывают самых разных форм.
Кармезиновый каст – разновидность крапанового каста, где в центре оправы находится крупная ювелирная вставка, а вокруг нее в виде венка – мелкие вставки.
К преимуществам данного каста можно отнести то, что зрительно увеличивается ювелирная вставка, такой способ крепления позволяет обсыпать все изделие камнями.
К недостаткам относится то, что при некачественной закрепке корнеры будут цепляться за одежду, царапаться.
Корнеровые касты бывают открытые и встроенные. Открытый корнеровый каст представляет собой переходную форму от ободкового каста, где вставка удерживается как стенками каста, так и корнерами.
К встроенным корнеровым кастам относятся — каре, фаденовый и тиктовый. Роль встроенного корнерового каста играет гнездо (отверстие), просверленное в металле изделия.
Каст каре представляет собой отдельную металлическую пластину квадратной формы с гнездом в центре, в котором четырьмя корнерами закрепляется вставка.
Длина граней пластины чуть больше диаметра вставки. В фаденовом касте вставки укладываются в гнезда отверстий, просверленных в металлической пластинке, и закрепляются корнерами.
Отличие его от каре в том, что вставки лежат не в отдельных квадратах, а друг за другом в ряд настолько плотно, что почти соприкасаются рундистами.
На металлической основе тиктового каста закреплено столько вставок, что она похожа на брусчатую мостовую.
Существует разновидность тиктовой оправы – оправа «паве» — где вставки располагаются правильными рядами.
После того, как поверхность кольца заполнена драгоценными или полудрагоценными камнями, мастер делает крошечные наплывы металла между камнями таким образом, чтобы каждый наплыв удерживал несколько соседних камней. Скопление камней может выглядеть как один крупный камень.
В основном это сферической формы чашечка снабженная резьбовым штифтом, на который надевается вставка с предварительно высверленным отверстием, штифт намазывается клеем и соединяется со вставкой. Штифт должен достаточно плотно входить в посадочное отверстие.
Канальная закрепка – очень прочная закрепка. Применяется если нужно расположить ряд ювелирных вставок на поверхности кольца или создать акцент на центральном камне.
Канальная закрепка ювелирных вставок создает эффект цельного кольца — элегантного и красивого, особенно если форма огранки камней прямоугольная. Многих людей интересует вопрос сколько стоит закрепить камень в изделии? Хочу привести несколько цифр.
Если маленький совсем и чуть больше камушек, то цена на такой ремонт колеблется от 200 до 500 рублей.
А в случаях больших и средних размеров, то там цена вырастает от того, что стоимость самого камня значительно выше.
Однако, если вы принесли своё украшение и камень к нему, то работа будет стоить от 200 до 400 рублей.
Что собой представляет бриллиант в оправе? Типы окантовки драгоценного камня.
Правильная закрепка бриллиантов на драгоценном изделии делает комфортным пользование серьгами, подвесками, кольцами и ожерельями, и предупреждает потерю драгоценного камня. Некачественные крепления могут царапать и раздражать кожу, цепляться за одежду, вытягивая из нее нитки. От типа оправы зависит красота и изысканность драгоценности, а также неповторимая игра одного или нескольких алмазов, закрепленных в ней.
Оправа подчеркнет красоту бриллианта
Прежде чем приступить к выбору драгоценности, инкрустированной природными алмазами, определитесь с типом оправы, на которой держится камень.
В зависимости от вида обрамления закрепленный в изделии алмаз может казаться большего или меньшего размера, а его блеск станет изысканно ярким либо слегка тусклым. Качественно выполненная закрепка позволит скрыть инородные включения и дефекты, приковывая взгляд только к идеально полированным граням драгоценного камня.
У профессиональных ювелиров выработано правило установки натуральных бриллиантов высокой категории чистоты только в оправу белого золота и платины. Внимание покупателя акцентируется на драгоценном камне, а белые блики лишь подчеркнут его идеальную чистоту и дороговизну.
Для цветных бриллиантов больше подходит красное или желтое золото, которое выгодно смотрится на фоне фантазийного алмаза.
Металл оправы.
Выбор металла для оправы сводится не только к тому, какой цвет предпочли бы вы, но также и к тому, насколько прочным будет ваше кольцо.
Платина — популярный выбор для людей, которые хотят белое кольцо, стойкое к износу. Однако, этот металл — также один из самых дорогих.
Белое золото — также хороший выбор, если вы хотите металл, который будет таким же белым как платина, но не таким дорогим.
Этот материал немного менее прочен, и белое золото необходимо повторно покрывать родием каждые несколько лет, чтобы восстановить его цвет, когда верхний слой обода начнет стираться.
Желтое золото — хороший выбор, если вы любите цвет, но не забывайте, что этот металл более мягкий, чем платина или белое золото. Если вам важна долговечность, то вы должны рассмотреть 10 или 14-каратное золото: чем ниже карат золота, тем тверже и прочнее сплав.
Не очень популярные серебряные оправы
Потребителей интересует, вставляют ли бриллианты в серебро и можно ли приобрести такие изделия по сравнительно недорогой цене. Учитывая белый цвет и блеск этого металла, алмаз вполне может быть вставлен в оправу из него. Но здесь требуется учитывать общепринятые правила.
Некоторые закрепщики считают, что даже в золотой оправе бриллиант смотрится недостаточно хорошо. Они предпочитают закреплять алмазы в таком металле, как платина, имеющим равномерный белый блеск и увеличивающим стоимость изделия.
До XVIII-XIX вв, пока ничего не было известно о платине и палладии, входящем в состав белого золота, натуральный бриллиант крепился в оправу из серебра. Она не отличалась высокой прочностью, но подчеркивала чистоту алмаза.
После обретения технологии получения платины и палладия предпочтение отдается именно этим металлам.
Сегодня оправа из серебра считается недостаточно элитной и дорогой, поэтому используется редко. Бриллианты в серебре закрепляются при подготовке именных украшений, символизирующих торжественную дату или семейное событие.
Дружные и враждующие небесные тела
Выбирая украшения в соответствии с учением об астроминералогической совместимости, нужно принимать во внимание особенности планет, которые покровительствуют содержащимся в изделии камням. Теория говорит о том, что сочетать камни, относящиеся к враждующим планетам, в одном украшении нельзя.
Основные типы крепления бриллиантов
Выбор оправы для бриллианта и закрепки часто определяется не личным предпочтением ювелира, а размером, формой, типом огранки и цветом алмаза. Обращается внимание на наличие царапин, трещин и других производственных дефектов.
Профессионалы выбирают один из трех основных типов закрепления драгоценных камней в оправе:
Наиболее популярна закрепка с помощью крапанов или небольших металлических лапок. Они оставляют алмаз практически полностью открытым, позволяя ему играть всеми цветами солнечного спектра.
Бриллиант вставляется в небольшое гнездо и зажимается четырьмя едва заметными лапками или крапанами. Чтобы надежно укрепить драгоценный камень большего размера ювелиры фирмы Тиффани & Co довели число крапанов до шести. Этот метод был запатентован как закрепка Тиффани и его не имеют права использовать другие ювелиры.
Но встречается большое количество красивейших оправ, имеющих 6 специальных лапок, надежно удерживающих бриллианты различного размера.
Для крепления маленьких камней, располагающихся друг за другом, используют разновидность крапановой закрепки, получившую название Паве.
От чего зависит сверкание бриллианта
Великолепие сверкающего бриллианта – одно из величайших его качеств. Три понятия используются для объяснения сверкания бриллианта.
Бриллианция (сверкание) – способ отражения света, прошедшего в бриллиант и отраженного от его граней. Чем лучше огранка, тем ярче сверкание бриллианта.
Сцинтилляция – вспышки света, возникающие при движении бриллианта, источника освещения или наблюдателя. Негативная сцинтилляция относится к затемнениям в бриллианте.
Искристость – или «игра» камня используется для объяснения радужных оттенков, возникающих в бриллианте в результате отражения света. Хорошо ограненный бриллиант порождает больше цветовых оттенков.
Глухое крепление и его преимущества
Глухая закрепка считается самым надежным способом инкрустации драгоценностей алмазами. Это крепление не дает минералу выпасть и потеряться, но визуально уменьшает размеры камня.
Такая оправа прикрывает большую часть алмаза, который как бы погружается в специальное гнездо. Инкрустация драгоценных камней с помощью глухой закрепки позволяет надежно защитить алмаз от внешних повреждений и сохранить его ценность. Но на бриллиант падает меньше лучей света, что неизбежно отражается на блеске и игре.
Чтобы устранить этот недостаток, ювелирами разработана полуглухая закрепка драгоценных камней. Красивая оправа охватывает алмаз не по всему периметру, а только с двух противоположных сторон. При этом боковые части самоцвета остаются открытыми для солнечного света, увеличивая блеск.
Отдельным плюсом глухой и полуглухой закрепок стало отсутствие острых частей, которыми можно случайно зацепить одежду, волосы и повредить кожу.
Размер конструкции.
Помимо типа оправы, большую роль играет размер самой конструкции украшения. Чем более массивная и большая конструкция, тем менее выразительным будет на ее фоне смотреться драгоценный камень.
Он просто затеряется в ней. Для того чтобы этого не допустить, нужно чтобы размер установки был сопоставим с размером камня.
С другой стороны, если само украшение или кольцо будет слишком маленьким для большого камня, то будет бросаться в глаза его непропорциональность и неуместность в этом изделии.
Слишком крупный камень может нарушить баланс и перевесить украшение. Конструкция драгоценности должна гармонично дополнять и выделять бриллиант, подчеркивая его красоту.
Надежная и дорогая корнеровая закрепка
Наиболее сложной в производстве считается корнеровая закрепка. Она требует от закрепщика высочайшего мастерства и открывает перед ним неограниченные возможности по созданию элитных ювелирных изделий.
Алмаз вставляется не в специально подготовленное гнездо или каст, а в саму пластину из металла. Поясним, почему корнеровая закрепка считается самой надежной и дорогостоящей.
Для надежности в ней просверливается отверстие, которое с помощью специальных инструментов фрезеруется на конус. Затем вырезается углубление ниже посадочного места, в которое вставляется бриллиант. Из окружающего самоцвет металла вырезаются стружки, надежно фиксирующие алмаз в оправе.
Для работы ювелир использует специальные резцы штихели, с помощью которых проводится подрезка металла и придание изделию особенного вида.
Корнеровая закрепка для бриллиантов считается самой трудоемкой и занимает много времени закрепщика, но у нее есть одно очень важное преимущество перед другими способами крепления драгоценных камней.
Это преимущество заключается в возможности проведения перезакрепки камней, уже находившихся в оправах и имеющих различные размеры и форму огранки. Усаживая алмазы на нужную глубину ювелир скрывает их дефекты, придавая изделию необычность и красоту.
Использование для камня специальных посадочных мест
Суть процесса закрепки драгоценного камня в оправе заключается в помещении его в специально подготовленное гнездо или каст. Этот каст должен идеально подходить под конкретный бриллиант и тип его огранки.
В дальнейшем алмаз нужно закрепить максимально надежно, исключая возможность его выпадения из ювелирного изделия и утери. В процессе установки используются различные методы и способы крепления. Их главная цель — создание целостного ювелирного изделия, в котором центром внимания станет бриллиант или россыпь драгоценных камней.
Среди самых простых видов закрепок есть, так называемый, глухой каст. При нем камни устанавливаются в специально подготовленную «чашку» с плоским дном, покрытым фольгой. Это увеличивает блеск алмаза, который закрепляется при помощи крапанов.
Перстень с такой оправой выглядит богато, но камни держатся не очень крепко и надежно.
Особенности полной и частичной оправы.
Полное обрамление драгоценного камня окружает его со всех сторон, тогда как частичная оправа охватывает только его часть.
Преимущество частичной оправы в том, что она закрывает лишь кусочек камня, позволяя ему раскрыться в полной мере.
Для частичной окантовки подходят алмазы и другие прозрачные камни, поскольку это позволяет проникать большему количеству света на поверхность, что увеличивает их сияние и блеск.
Также частичное обрамление позволяет легко и почти беспрепятственно очистить камни в случае необходимости.
Основная проблема частичной окантовки состоит в том, что камни не полностью закреплены и могут сместиться, а незащищенная часть может быть легко разбита или испорчена.
Наиболее распространенные виды кастов
В последнее время получила широкое распространение полуглухая закрепка без опоры. Зажатый в кольце камень как будто висит в воздухе, не соприкасаясь с основой. На самом деле имеются небольшие секции на рундисте, в пазы которых крепятся удерживающие пружинки. Лучше всего этот тип подходит для кристаллов с огранкой «Принцесса».
Может использоваться ободковый каст, обеспечивающий освещение камня и сбоку, и снизу. С помощью специального инструмента в верхней ободковой части по периметру каста вырезают специальные пазы, в которые помещают бриллиант. Ободковые касты могут быть узорчатыми или ажурными, придавая изделию дополнительную красоту.
Крапановый каст расположен на специальной опоре в виде полки. Нужно чтобы камень крепился лапками и был максимально открыт для солнечных лучей.
Разновидностью крапанового считается кармезиновый каст, в котором вокруг основного бриллианта закрепляется россыпь камней меньшего размера.
Корнеровый каст представляет собой столбики, сформированные из окружающего камень металла. При этом не важно какое золото или платина используется для изготовления оправы. Главное, чтобы к ее нижней части был обеспечен максимальный доступ света.
Анализ пропорций
Пропорции бриллианта очень сильно влияют на его сверкание. При огранке квалифицированный огранщик использует математическую формулу, чтобы достигнуть лучших пропорций, от которых зависит блеск и вид бриллианта. Хорошо и правильно ограненный бриллиант обладает высоким качеством и великолепно выглядит. Посмотрите на диаграмме составные части бриллианта.