какую частоту дискретизации выставлять звуковой карте
Проверяем на практике бессмысленность высоких частот дискретизации
Много чего написано про ненужность частоты дискретизации 192000 Гц в звуковых файлах, предназначенных для прослушивания. Но аргументы обычно ссылаются на теоремы, для правильного понимания которых нужно довольно хорошо разбираться в математике. Но есть другой способ проверки некоторых утверждений — провести соответствующие эксперименты много раз.
Для начала необходимо сформулировать утверждение, которое будет проверяться в дальнейшем. Если частота 192000 Гц избыточна, то должна существовать более низкая частота дискретизации, при которой происходит корректное восстановление звукового сигнала. Предположим, что это частота 44100 Гц. Если при 192000 Гц происходит корректное восстановление, и при 44100 Гц происходит корректное восстановление, то в обоих случаях результат на выходе должен быть одинаковым. Чтобы проверить это на практике, нужно дорогое оборудование, которое есть далеко не у каждого. Поэтому пойдём немного другим путём. Если в файлах 44100 Гц и 192000 Гц содержится одинаковое количество информации о звуке, то это означает, что преобразование из 192000 Гц в 44100 Гц является сжатием без потерь, следовательно, должен существовать способ восстановления из файла 44100 Гц исходного файла 192000 Гц. Вот это уже может проверить каждый на любом современном компьютере.
В качестве исходника я выбрал музыкальный фрагмент с частотой дискретизации 192000 Гц. Если мне попался какой-то неправильный материал, в котором изначально не было чего-то важного, что должно потеряться при преобразовании из 192000 Гц в 44100 Гц, то любой желающий может проделать описанное в этой статье с любым другим файлом. Все действия будут производиться в свободном редакторе Audacity со стандартными эффектами. Все получаемые в процессе файлы будут сохраняться в формате FLAC с разрядностью 24 бит.
Исходный файл хранится в файле «A.FLAC» и выглядит вот так:
А вот так выглядит его спектр:
Нас интересует только звуковая информация, поэтому ультразвук удалим с помощью эквалайзера.
И получим такой спектр:
Экспортируем результат в файл «B.FLAC» — именно с ним мы будем сравнивать файл, который получится в конце всех преобразований.
Перед преобразованием частоты дискретизации убедимся, что в настройках выставлено максимальное качество:
Далее выбираем новую частоту дискретизации проекта и его экспортируем в файл «C.FLAC»
Затем открываем файл «C.FLAC», устанавливаем частоту дискретизации проекта 192000 Гц и экспортируем в файл «D.FLAC».
И остался самый главный этап: открыть файлы «B.FLAC», «D.FLAC» и сравнить их:
Разницы нет. Сравним получше — инвертируем одну из дорожек
И сведём всё в одну дорожку:
Тишина! Полная тишина!
А чтобы всё же увидеть разницу, надо увеличить амплитуду на 96 дБ!
Разница настолько тихая, что её невозможно услышать, а это значит, что при преобразовании из 192000 Гц в 44100 Гц в звуковом диапазоне информация не теряется. Вот так без глубоких познаний в математике с помощью доступного каждому программного обеспечения можно проверить достаточность частоты дискретизации 44100 Гц для хранения музыкальных файлов.
К вопросу о выборе частоты дискретизации при сэмплировании аудио.
Статья взята из открытых источников. Интересны ваши мнения!
К вопросу о выборе частоты дискретизации при сэмплировании аудио.
К вопросу о выборе частоты дискретизации при сэмплировании аудио. Конечно, ничего нового и неизведанного в этом нет, какой частотой дискретизации пользоваться при записи музыкальной композиции (подразумеваем, что стремимся мы что-то записать как можно качественней, а не только для информационной наполненности).
Конечно, здесь немалое значение будет иметь сама, на то компьютера способность своевременно обрабатывать входящий аудиопоток, а также свойства аудиокарты.
Но суть, наверное, не в том, «хорошо ли курить или нет», а в самом «виде вывернутых лёгких» — недолгом и наглядном исследовании формы волны, после того, когда возникла полемика насчёт того, насколько лучше качество оцифровки в 96 кГц относительно стандартных 44-х…
После этого приятель «закачал» файл формата DVD-AUDIO на мой компьютер, а я сделал экстракт в «wave» и поместил полученный файл под микроскоп, с названием «Adobe Audition»,
Но об этом чуть позже…
До визуального исследования я полагал (предвзято), что если и будет наблюдаться какое-либо улучшение восприятия подобного звучания, то совсем незначительное, ввиду того, что с увеличением частоты за гранью восприятия звука она (частота) будет почти недосягаемой для «фиксации» мозгом и одел предложенные приятелем наушники (Zennheiser PMX 100) подключенные просто к выходу “дефолтной” звуковой карты компьютера.
Так вот я слушал и слушал, и убеждался в том, что разницу ещё нужно постараться поймать и пошёл к своему компьютеру загружать принятый недавно по «локале» файл. Преобразовал исходный файл в стандарт «wav», сохранив исходные 96 кГц. Теперь сигнал был подан уже через усилитель Pioneer и такие же Zennheiser PMX 100.
…И вот тут-то почувствовал, как преобразился звук, (а ещё я любитель приподнять немного высоких и низких частот…) звук казался «аналоговым». Сразу после этого включаю конвертированный до 44 кГц тот же файл, и… четко понимаю, что это не MP3, а «wave», причём стандарта качества CD-AUDIO, и, тем не менее, контрастом стало ощущение 44 кГц относительно 96-ти. Причём напоминало звучание MP3. И это даже не через высококлассные студийные мониторы и усилители…
А вот и сами «вывернутые лёгкие», загруженные в Аудишн:
Пример 44 кГц. Скачать (4,5 мег.)
Пример 96 кГц. Скачать (14,5 мег.)
Видим чётко, что попадает к нам в уши в обоих вариантах. Сколько нюансов теряется («домысливается», «дорисовывается (кротчайший, вероятный) путь» между соседними сэмплами) и упрощается по известным алгоритмам звуковой волны, где «были» те нюансы, которых мы теперь не слышим… (я про 44..).
Ещё важный момент: не обязательно впадать в фанатизм по поводу качества исходников. Хотя, это безусловно важно, но Оцифрована должна быть прежде всего Ваша идея… я о золотой середине… во всяком случае исходники (например в работе с мультитреком) ниже 48 кГц нежелательны. Если мощность компьютера заведомо недостаточна, то и устанавивать, к примеру, 192 кГц в новой сессии, конечно же неразумно.
Наш сегодняшний пример пришёл на исследование после оцифровки виниловой грамзаписи в формат DVD-AUDIO (понятно, что звуковой картой, «что надо» и «головой» соответствующей) и переконвертированный из этого формата в формат WAV.
Частота дискретизации
На сегодняшний день даже бюджетные аудио интерфейсы поддерживают частоту дискретизации 192 кГц. Но на различных музыкальных форумах по прежнему ведутся споры о том, стоит ли переходить с частоты дискретизации 44.1 кГц на 48, 88.2 или 96 кГц. Многие музыканты придерживаются комбинации 24-бит/44.1 кГц, потому как продолжают создавать музыку в основном с помощью внешних MIDI клавиатур и программных семплеров, которые работают с семплами 44.1 кГц. Так что они не видят никакого смысла в увеличении частоты дискретизации, тем более что окончательным носителем музыки все равно становится 16-бит/44.1 кГц аудио диск. Однако даже те, кто используют электронные инструменты, оценят более аккуратную компрессию и ограничение пиков на повышенной частоте дискретизации, да и эквалайзер будет работать более точно и звучать приближеннее к аналогу. Музыканты, использующие программные синтезаторы и генераторы формы волны также отметят более чистое звучание.
Для записи живой классической и любой другой акустической музыки большинство серьезных звукоинженеров используют режим 24-бит/96 кГц. В этом особенно есть смысл, если конечным носителем музыки оказывается DVD релиз с частотой дискретизации 48 или 96 кГц (в зависимости от количества каналов). Высокая частота дискретизации гарантирует Вам отличное качество записи на высоких частотах, детали звучания инструментов и пространственную локализацию (возможность различать на записи положение в пространстве каждого инструмента), чем при частоте дискретизации 44.1 кГц или 48 кГц. Также при большой частоте дискретизации высокочастотные сигналы выше 20 кГц делают звучание более натуральным. Однако помните, что качество звука определяется самым худшим звеном в цепи, так что если остальные устройства у Вас не высшего класса, то увеличение частоты дискретизации может Вам абсолютно ничего не дать.
Также стоит помнить, что при использовании частоты дискретизации, например, 192 кГц все плагины и программные синтезаторы будут потреблять в 4 раза больше ресурсов компьютера, занимать в 4 раза больше места на диске и в 4 раза уменьшать возможное время записи в отличие от использования частоты дискретизации 44.1 кГц.
Музыка, звуковая карта и корректная частота дискретизации для неё
Вопрос довольно узкой направленности. Задумался о том, какова все таки корректная настройка вывода звука. Особым качеством слуха и акустики не обладаю, но все таки прежде чем что-то покупать, хочется узнать как это работает и что вообще нужно купить. Интерес и проблемы возникли на том этапе, когда пытался организовать как это иногда называют правильный вывод звука на наушники Senheiser HD202, а теперь еще и акустику Microlab Solo 1. Пока я остановился только на музыке и только на двухканальной. Под Windows одним из лучших плееров является foobar2000, где-то на хабре проскакивала статья о том, как вернуть нормальный звук в Windows 7. Потом мне попалась статья, где описывается процесс настройки (используя WASPI exclusive и SoX resample). Затем я попытался сделать нечто аналогичное в Linux, и как мне кажется, удалось вообще отключить resample.
Имею ноутбук Lenovo B560, в котором есть встроенные динамики и два (три — если ещё HDMI посчитать) входа-выхода (микрофон и колонки). Аудио-карта стандартная Intel HDA, основана на чипе ALC269. Так вот судя по описанию на сайте Realtek данный чип, а точнее его 2-х канальный ЦАП (а всего их судя по всему там 2, независимые) поддерживает частоты 44.1, 48, 96, 192 kHz при 16/24 битах. Тогда возникает такая мысль, что наилучшим вариантом будет выводить все форматы, какие бы они ни были, как есть (например, flac 192kHz 24 bit или flac 96 kHz 24 bit без всякого преобразования частоты дискретизации, и не нагружать процессор на преобразование). Вот как это организовать в Windows я не понимаю, так как в настройках звуковой карты всё равно надо выставить частоту дискретизации, и есть в том числе и пункт 192 kHz 24 бит. В Linux же, как я понял, можно в целом отключить этот ресемплинг и тогда, если карта поддерживает, то и будет выводить как есть. Хочу отметить, что настроено это всё было в deadbeef. Убрал DSP Resampling, выбрал вывод звука через Alsa, а не через Pulse (который вообще не понятно как работает и зачем нужен, но это только отсутствие у меня интереса с этим разбираться в виду его ненадобности). Далее был выбран вариант выводить звук without all software conversions. А в плагине Alsa также отключено использование её ресемплинга.
Можно ли считать такую настройку в Linux самой лучшей и правда ли звук выводить без программных исправлений, преобразований и прочего? Ведь по логике изменение частоты дискретизации вносит искажения, а вариант без изменения наиболее честный. На частоту вывода в alsa я смотрел так, и она каждый раз соответсоввала той, которая была у файла (в данном примере файл FLAC 96 kHz 24 бит):
И можно ли верить производителю, что там всё честно организовано?
Настройка звука компьютера на максимум качества на примере Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx
Данные настройки необходимо делать на любых звуковых картах и любых источниках.
Статьи к изучению
Компьютер как музыкальный сервер или «Как вывести звук с компа»
Компьютерный звук. Советы профессионала
Желательно использовать наушники с сопротивлением не ниже 120 Ом.
С ноутбука лучше слушать музыку от аккумулятора, то есть отключенным от сети.
MP3 лучше качать с качеством 320 kbps joint stereo, такой формат используется даже в файлах сервиса Яндекс музыка.
1. Настройка Windows. Ставим формат по умолчанию: 24 бит, 48000 Гц (Студийная запись). Громкость на максимум.
Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100% и отключать все улучшайзеры. Самый качественный звук в Windows только при установке по умолчанию 24 или 32 бит (максимум, поддерживаемый устройством), 48000 Гц (Студийная запись), так же снять галку «Включить дополнительные средства звука».
Нужно установить ВЕЗДЕ на всех устройствах записи и воспроизведения 24/48 — это, как показывает практика, самый достоверный метод вывода звука.
Дело в том, что кварцевый генератор у всех звуковых карт стоит на 24576 кГц, а не 22579,2 кГц (22,5792 МГц = 44,1 кГц * 512) — это означает, что младшая частота будет равна 48 кГц, и к ней нужно приводить все частоты, а аппаратная передискретизация (ресемплинг) в 48 кГц силами карты делается хуже (с искажениями), чем программная, силами ресемплера от Windows или своего (SoX). Тем более, большинство приложений используют 48 кГц: все фильмы идут с 48 кГц, системные звуки, игры. Частоты сэмплов, отличные от 48 кГц (но кратные 48, то есть 96 и 192 KHz) идут без принудительного ресемплинга в 48 кГц (но только при отключенном эффект-процессоре, который работает на 48 кГц).
Основную громкость установить на максимум 100%, регуляторы уровня каналов (Front, Rear и т.д.) устанавливаем в максимальное положение 100%. Только тогда будет выводиться звук без изменений.
Все ненужные источники (микрофон, линейный вход) — уводим на минимум 0% и отключаем по правому клику (они при громкости уже выше 1/3 дают шипение).
В Win 7-8-10 для аналогового выхода есть кнопка «Настроить», там есть пункт «Выберите широкополосные динамики»: есть галки «Левый и правый передние», «Окружающие динамики». Эта настройка актуальна для систем с сабвуфером: 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Когда эти галки сняты, то для многоканального звука в Windows указывается что нужно срезать низкочастотную составляющую ниже 200 Гц с каналов и подавать ее на саб. При стерео выводе данная функция, в независимости от галочки, не работает.
Тембры ставим в ноль, бывает они сбиты в минус. Ползунки должны стоять по нулям так, чтобы при нажатии на клавиатуре стрелки
Для Windows 7 нужно установить хотфикс для встроенного ресемплера: Windows6.1-KB2653312-x64.msu (352 кб) из 441959_intl_x64_zip.exe, который убирает завал и грязь на ВЧ. На вывод через «ASIO» или «WASAPI Exclusive» со своим ресемплером — не влияет. На общий вывод и на запись с ASIO 24/96 через «WUH» — влияет очень хорошо (подробно здесь: prosound.ixbt.com/news/oc…8/w7-convertion-bug.shtml). Без этого исправления микшер Windows 7 срезает частоты выше 15 кГц — отсюда и разное звучание плееров. С новым ресемплером слышны такие тонкости, как малейший шорох и малейший фон в записи.
Почему нужно устанавливать 24 бит написано в статье: О шумящем микшере Windows (WASAPI shared)
Если выбрать 24-32 бит, то высокие частоты звучат не так грубо, а так, как и должны звучать. Если подаются данные с меньшим количеством бит (16 вместо 24) в микшер, то младшие биты (8) просто забиваются нулями, поэтому не важно что у нас 16-ти битные записи: смело ставим 24 бит.
Дело в том, что все звуки, даже 16-битные преобразовываются звуковой подсистемой Windows «WASAPI Shared» в 32 бита с плавающей точкой, а затем, в процессе понижения разрядности до 16 бит, к сигналу подмешивается шум дизеринга. Всё бы хорошо — при 24-битном источнике дизеринг просто необходим — но вот дело в том, что даже при 16-битном формате исходного аудио, всё равно при преобразовании 16->32fp->16 подмешивается 1-битный шум, что сужает динамический диапазон примерно на 6 дБ.
Благо, практически все звуковые карты сегодня поддерживают 24-32-битный вывод — при выборе вывода в 24 бит — дизеринг просто не понадобится и не будет включаться. В случае же отсутствия поддержки звуковой картой 24 бит, для побитового воспроизведения 16-битного материала можно воспользоваться выводом в режиме exclusive — в обход обработчиков WASAPI. Уровень шумов квантования при 16-ти и 24-х битах даже при записи ОЧЕНЬ разный: у самой карты в режиме 16-ти бит намного больше шумов!
2. Настройка звуковой карты на примере Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx. EAX Studio, CMSS, ВАР (Bit Accurate Playback).
Огромное значение имеет звуковая карта. Рекомендую Creative Sound Blaster Audigy 5/Rx (SB1550) — у нее самый натуральный и нейтральный звук из недорогих внутренних звуковых карт (потому что стоит очень музыкальный ЦАП CS4382, хорошая обвязка и питание, DSP E-MU плюс качественный усилитель для наушников на микросхеме MAX97220A, тянет наушники с сопротивлением в 600 Ом). Нужно иметь ввиду, что часто бывают проблемы с нестабильной работой драйвера Creative на материнских платах Gigabyte!
Лучше скачивать драйвер для Sound Blaster Audigy 5/Rx (SB1550) с официального сайта: Audigy series driver 3.01.0046
Если вам нужны настройки редиректа баса со стерео на сабвуфер, то можно установить драйвер с полным паком от Daniel Kawakami: SB Audigy Series Support Pack 7.0 или Audigy Support Pack 8.0 (Refresh), в нем есть «Creative EAX Console» вместе с «Bass Redirection».
Если у вас стояла звуковая карта Creative, то необходимо обязательно выполнить полное удаление драйверов Creative из системы
В последние версии (ревизии) карты стали ставить более качественный ЦАП CS4382ACQZ вместо CS4382. У него питание 2,5 В вместо 3,3 В. При более высоком питании у CS4382A грязь на высоких, но здесь питание на него снижено стабом U16, так что все ок.
У меня выводится звук в цифре по оптике и используется ЦАП ресивера: Burr-Brown РСМ1680 (192/24, 100дБ, THD+N=0,002%), у которого на слух ВЧ детальнее, чем у CS4382, возможно потому что вывожу по оптике.
Внимание! По умолчанию в драйвере Audigy Rx всегда включен эффект реверберации «Reverb», поэтому звучание такое объемное, но нечеткое на ВЧ и это слышно на хорошей акустике или в наушниках! Нужно в EAX нажать кнопку «Отключить все эффекты», затем увести эффекты «Реверберация» и «Хор» в минус влево на минимум и для всех источников тоже. Звучание ВЧ станет намного четче! При этом, при выключенных эффектах, CMSS OFF и тембрах в 0 звук будет такой же, как и при установленной галке «Bit Accurate», как в ASIO 96/24! Либо просто поставить галку «Bit Accurate», так как галка BAP направляет только один поток через блок P17V карты, на который не действуют никакие эффекты DSP EMU10K3.
1. В панели управления от креатив нужно отключить все эффекты, микрофоны выставить по нулям.
В Audigy Rx в DSP стоит более новый блок P17V, который отличается от P16V поддержкой 44,1 кГц без пересчета сигнала: выполняется лишь пересчет частоты тактового генератора, а не ресемплинг. Ресемплинг только при двух потоках с разными частотами или задействовании эффектов в DSP. Чтобы отключить эффект-процессор, следует выключить все эффекты (EAX, CMSS, Bass Redirect), для этого идем в раздел: EAX. Нажимаем на кнопку «EAX Studio» и там нажимаем кнопку «Отключить все эффекты». «Оригинальный звук» оставляем на максимуме. А Реверберацию и Хор уводим в минимум. Нажимаем на кнопку «Источник» и кроме «Формат Wave», «Оригинальный звук» уводим все ползунки для всех источников в минимум. Если «Оригинальный звук» не оставить на максимуме, то когда снята галка BAP, звука не будет! В режиме Bit-Accurate все эти настройки обходятся и не влияют и звук будет даже со всеми в 0. Сохраняем настройку, например, как «Off».
Отключаем CMSS.
Отключам «Bit Accurate Playback» (BAP), если планируется слушать музыку через ASIO 24/96 (чтобы звук не затыкался при одновременном проирывании через асио и в общем режиме) или играть в игры.
Включаем BAP только если всегда будет выводиться звук в общем режиме (чтобы гарантированно обойти DSP).
Микрофоны уводим в 0 и выключаем.
Режим общения задействует «Микрофон» и «Линейный вход», а Режим пения – «What U Hear». В итоге запись с эффектом задействуется только в Режиме пения с источника записи «What U Hear» (Что Вы Слышите)! Переключая по очереди режимы в панели Creative — переходим в панель звука в виндовс и для каждого режима выставляем 24/48: для микрофона и линейного входа, а также для «What U Hear». Так как нам не нужны эффекты, то после всех действий в панели Creative выставляем вниз переключатель в «Режим общения».
2. Выставить частоту цифрового выхода (PCM) = 48 кГц.
Кстати, если у вас 2.1-система с сабвуфером без возможности выбрать частоту среза и есть желание самому регулировать частоту среза и уровень, то можно задействовать «Bass Redirection», когда все, что ниже, например, 80 Гц (а обычно стоит 150 Гц и в итоге саб гудит вместо баса) срезается с фронтов и подается на выход сабвуфера. Этим самым разгружаются фронты и чище звучат, а саб дает полноценный бас. Но дело в том, что Bass Redirection доступен только в конфигурациях колонок 5.1-7.1, предусматривающих отдельный LFE-канал для сабвуфера, то есть не работает с 2.1 и 4.1 (для которых есть только неуместный в 2.1 Bass Boost, ведь на сателлиты бас не должен идти). Но это можно обойти, если сначала в панели Creative выбрать конфигурацию динамиков: «Акустическая система 5.1», а после этого в панели звука Windows выбрать «Стерео». Потому что Windows о панели Creative не знает, а вот Creative о Windows знает. Тогда микшер будет работать как стерео и будет слышен голос в фильмах, который в 5.1 идет на центральный канал, но при этом будет работать басс редирект на саб! Галку BAP при этом нужно снять, чтобы работал DSP! Чтобы управлять редиректом, нужно скопировать папку “Speaker Settings” в “Program Files (x86)\Creative” и импортировать в реестр файл “bass_redirect.reg”. Исполняемый файл: SpkSet.exe».
Настройки карты для лучшего звучания игр в наушниках и 2.x систем
Enable CMSS — On. Далее выставить в Windows конфигурацию 5.1 (так как некоторые игры отказываются выводить объемный звук при 2.0), оставив при этом 2.x/наушники в Creative. Убрать «CtHelper» («CTxfiHlp») из автозагрузки.
Вывод звука в цифровом виде из компьютера
Если цифроаналоговое преобразование выполняется в компьютере с помощью звуковой карты, то это отрицательно сказывается на звуке, в том числе, по причине некачественного питания карты. Поэтому всегда лучше выводить в цифровом виде на внешний ЦАП через S/PDIF, USB или AES/EBU.
Основное различие между стандартами соединения компьютера и ЦАПа S/PDIF и AES/EBU, с одной стороны, и USB – с другой, лежит в способе передачи данных. В первом случае данные от компьютера, с помощью соответствующего интерфейса передаются на ЦАП в виде непрерывного потока после программного проигрывателя. В случае с USB, поток данных вначале разбивается на пакеты, а затем уже передаётся на вход USB ЦАПа, в котором он должен снова приобрести вид непрерывного потока перед цифроаналоговым преобразованием.
Все, кто сравнивали, высказывались однозначно, что цифра со встроенной ЗК (что оптика, что коаксиал) дает мутный звук, который больше 5 минут сложно слушать и это не удивительно, поскольку у нее нет стабильного клокинга для S/PDIF, следовательно джиттер достаточно большой.
В Audigy RX отличный оптический выход, с ним соперничает только оптика на материнских платах с 8-канальным HDA чипом VIA VT1708S, но проигрывает в детальности баса.
Проблема передачи потока единиц и ноликов заключается в том, что этот поток должен быть максимально синхронизирован по времени. И любые временные задержки приводят к искажениям и как следствие к грязи. Чем точнее по времени передается поток единиц и ноликов, тем чище и прозрачнее будет звук.
Еще следует учесть, что встроеннные ЗК из-за копеечных компектующих и несовершенства драйверов какую-то часть единиц и ноликов могут по ходу потерять.
Оптический кабель имеет гальваническую развязку, коаксиальный — нет. Коаксиал бывает красит звук и резковато звучит, хотя сначала кажется более детальным. По коаксиалу грязь с компа по земляной шине попадает в аналоговые цепи ЦАП (DAC), если нет гальванической развязки, как в USB-конвертерах (транспортах).
Бывает что оптические приемники плохие даже в дорогих аппаратах — вот тогда на ЦАП лучше по коаксиалу выводить. В ресиверах Yamaha оптика отличная и таких проблем нет.
В теории, качество сигнала по оптическому кабелю может изменяться по 2 причинам:
— перегиб кабеля;
— темное волокно.
Со временем стекло мутнеет, поэтому чем новее волокно, тем чище сигнал. Оптический кабель нужен качественный и дорогой, чтобы сигнал не портил.
При выводе по оптике (Toslink) из Audigy Rx на вшешний ЦАП (англ. DAC) ресивера получаем очень хорошее качество, если использовать в настройках звука Windows стандартный вывод в S/PDIF с названием «Выход SPDIF» — сделать его по умолчанию, а с плеера foobar2000 (лучше ресемплером SoX в 48 кГц) гнать в «WASAPI (event) : Выход SPDIF (Sound Blaster Audigy 5/Rx)» — тогда поток битперфектный, или в стандартный вывод DirectSound. Многоканал «DTS» и «Dolby Digital» так тоже работают.
Если же звук выводить через линейный выход, пусть даже через ASIO, (т.е. когда сама карта, а не винда конвертирует в S/PDIF) то качество звучания с S/PDIF существенно хуже!
Вывод многоканального звука через S/PDIF
Внимание! Интерфейс S/PDIF «вмещает» не более 2-х каналов в несжатом формате PCM, так как поток не более 768 кбит/с (в отличие от HDMI)! Только в сжатых форматах «Dolby Digital» или «Digital Theatre System (DTS)» через S/PDIF передается полноценный многоканальный звук 5.1, поэтому для просмотра фильмов с 5.1-звуком нужно передавать сжатый битовый поток bitstream как есть без декодирования, который будет декодировать декодер AV-ресивера или 5.1-системы.
Для этого нужно открыть настройки кодеков «K-Lite Codec Pack» (если не установлен, то качаем Full версию отсюда www.codecguide.com) с помощью утилиты «Codec Tweak Tool» («C:\Program Files (x86)\K-Lite Codec Pack\Tools\CodecTweakTool.exe»)
Идем в меню «Пуск» — «K-Lite Codec Pack» — «Codec Tweak Tool»:
Там нажать кнопку «DirectShow Filters», далее нажать «LAV Audio Decoder», поставить галки «Bitstreaming (S/PDIF, HDMI)» для «Dolby Digital (AC-3)» и «DTS», чтобы декодировал именно сам microlab или ресивер. Так же сделать по кнопке «LAV Audio Decoder (х64)», если есть»:
Если в фильме несколько аудиодорожек и нет звука, то нужно скачать по ссылке в правом верхнем углу MatroskaSplitter и установить. После этого при проигрывании фильма по значку в области уведомления можно выбирать конкретную звуковую дорожку.
В играх звуковой поток идет в PCM, поэтому по оптике получим только стерео. Для 5.1 нужны технологии кодирования в реальном времени «Dolby Digital Live» или «DTS Connect» (с помощью которых 6 каналов пакуются в формат «DD» или «DTS» в реальном времени и отправляются в SPDIF), которых в этой звуковой карте нет.
Dolby ProLogic II может разложить его на виртуальные 5.1, но эффект не тот.
В играх реальный 5.1 звук будет только при аналоговом подключении 6 кабелями в тюльпаны!
EAX работал в Windows XP. В следующих Windows нужно ставить Creative ALchemy или помещать специальный dxsound.dll в папку с программой, чтобы поиграть с объемным звуком в старые игры, например, FarCry. В новых играх нет, так как 3D звук не поддерживается современными Windows.
Несмотря на наличие специального режима 44,1 кГц для аналогового и для цифрового оптического S/PDIF выхода в настройках карты, для Creative и для всех встроенных звуковых карт традиционно имеется пересчёт 44,1->48, а затем ещё раз в 44,1 кГц. Таким образом, несмотря на наличие режима 44,1 кГц, даже по цифре рекомендуется использовать SSRC плагин SoX на 48 кГц при использовании «WASAPI Exclusive». При выводе в общем режиме в настройках звука панели управления Windows для устройства «Выход SPDIF» нужно установить формат 24/48.
Сейчас не проблема сделать из клока любую частоту, там нет ресемпла, а есть синтезатор частот. При этом при выводе звука по аналогу слышно, когда он преобразует некратно, для S/PDIF это влияние практически не проявляется из-за ФАПЧ в приемнике (ресивере). Но в любом случае, во избежание ненужных передискретизаций при аналоговом выводе или проблем с синхронизацией при передаче цифрового сигнала лучше всегда выбирать режим 24 бит 48 кГц.
Карта Creative Audigy поддерживает декодирование DD и DTS, но начиная с Windows Vista, Creative больше не поставляют драйвер с декодерами. Да и тот, который был для XP — тоже был программным.
Чтобы декодировать установленным программным декодером нужно было установить сам декодер DVD, такой как WinDVD, PowerDVD или nVidia PureVideo. Чтобы декодировать средствами звуковой карты в настройках программного декодера нужно выбрать перенаправление на SPDIF без декодирования. Чтобы декодировать с помощью ресивера или активной акустической системы (только при цифровом подключении) надо в настройках карты выбрать SPDIF Paththrough — в этом режиме сжатый звук передается через SPDIF без изменений.
Подключение что по S/PDIF, что по USB Audio 2.0 Async дает отличное качество звучания.
Вывести качественно и недорого звук из ноутбука или компьютера можно только в цифре на внешний ЦАП с помощью транспорта-конвертера USB-S/PDIF (coaxial, toslink) именно с асинхронным типом передачи данных, который преобразует пакетный поток в непрерывный с обратной связью, благодаря чему компьютер и ЦАП работают согласованно.
Конвертер переводит цифровой сигнал из пакетной формы в потоковую для последующего преобразования с помощью внешнего ЦАПа.
Качественные и недорогие конвертеры продаются на али в виде плат конвертеров без корпусов на чипе CM6631A, который заметно лучше чем XMOS.
Хорошее описание и сравнение его здесь: hifi-audio.ru/archives/6101
У меня из ноутбука через этот USB-конвертер на CM6631A по коаксиальному кабелю на ЦАП ресивера идет — звук очень детальный!
CM6631A позиционируется как чип для high-fidelity аудио, поддерживает следующие частоты:
44.1K/48K/88.2K/96K/176.4K/192KHz
Имеет 3 тактовых генератора, гальваническую развязку, отсекающую информационный мусор и наводки питания, что позволяет подключить коаксиальным кабелем и получить максимальное качество звука.
Определяется как «USB2.0 High-Speed True HD Audio» от «C-MEDIA Inc.», не требует никаких драйверов и работает стабильно!
Даже при выводе по аналогу его ЦАП ES9023 выдает звук лучше встроенного в ноутбуке.
Если нужно выводить многоканал из ноутбука для промотра фильмов, то придется использовать, например, внешнюю звуковую карту Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 Pro (именно MODEL NO. SB1095).
У меня у ресивера YAMAHA RX-V659 ЦАП РСМ1680, у звуковой карты CS4382.
ES детальнее, CS музыкальнее, но с меньшими деталями, 1680 где-то посередине, оптимальный.
Программный интерфейс передачи данных ASIO для обхода микшера Windows
Audigy 5/Rx имеет три ASIO драйвера:
• Creative ASIO — WDM мост драйвер, то же самое, что и ASIO4ALL. Драйвер работает через WDM с бОльшей задержкой.
• SBAudigy5/Rx ASIO — ASIO драйвер для работы в 48/16
• SBAudigy5/Rx ASIO 24/96 — ASIO драйвер для работы с 96/24
На ASIO 48/16 распространяются все эффекты, накладываемые DSP EMU10K3 на звук.
В ASIO 96/24 звук выводится без эффектов, через блок P17V потому, что сам DSP EMU10K3 не способен наложить эффекты на частоту дискретизации 96 кГц без передискретизации в 48 кГц.
При выводе через ASIO 24/96 в Creative Audigy Rx обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows. ВАР (Bit Accurate Playback) на ASIO 24/96 не влияет! Если не использовать ASIO, то BAP лучше включить.
Только для интерфейса ASIO 24/96 реализован автомат опорной частоты. Повсеместно распространено мнение, что автомат включается/выключается галочкой «Bit-Accurate», это не так, никакой связи при тестировании выявлено не было. Опорная частота цифрового выхода отдельно не выбирается, она всегда равна основной.
ASIO 24/96 удобен тем, что гарантированно обходит DSP — поэтому можно игры и фильмы настроить на EAX-эффекты и CMSS в 24/48, а Foobar2000 оставить на проигрывание стерео в варианте «как есть».
В ASIO 96/24 ползунком в системе регулируется аппаратная громкость карты, Wave микшер не задействован. Это драйвер карты учитывает при выводе звука положение системного регулятора громкости (Master Volume). Спецификация ASIO не запрещает этого делать. Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100%.
При выводе через ASIO 96/24 или WASAPI Exclusive обходятся все эффекты звуковой карты (если они включены), а также микшер Windows.
Audigy Rx воспроизводит не только звуки инструментов и голоса, но и то пространство, в котором это всё расположено. У Rx можно отметить хорошее соотношение слитности звучания с хорошей маскировкой мелких деталей. Сейчас у меня по оптике подключен ресивер Yamaha RX-V659 — очень чисто звучит на ВЧ, заметно лучше чем по аналогу. ЦАП ресивера Burr-Brown РСМ1780 (192/24, 106дБ, THD+N=0,002%) звучит детальнее, чем ЦАП звуковой карты Audigy Rx CS4382, который немного съедает детали, делая звучание более музыкальным.
Единственное чего с данной картой делать точно не следует, так это:
1) использовать частоту 96 кГц в Windows, кроме ASIO.
2) использовать автомат частоты BAP (Bit Accurate Playback), потому что с ним проблем больше чем плюсов. А побитово в 24/96 можно вывести через ASIO.
3) использовать CMSS, так как бывают артефакты звука.
3. Настройка проигрывателя Foobar2000
Скачиваем настроенный плеер foobar2000 by Audiophile (сборка)
Софт
«File — Preferences Playback»
В «Replay Gain» отключаем процессинг: выбираем «none»
В «DSP Manager» добавляем «Resampler (SoX)» с 48000 и качеством Best и добавляем «Advanced Limiter».
В «Output» выбираем вывод через «WASAPI (event)» и формат «24-bit»
Если не хочется заморочек, то просто выбираем вывод через DirectSound («DS») — это WASAPI Shared в Windows. О ресемплинге звука.
Он дает хорошее качество звука, если отключены все эффекты и стоит 24/48 везде.
Инструкция по правильному выводу звука в Audigy Rx через Foobar2000
forum.ixbt.com/topic.cgi?id=12:54830:158#158
Идем в Playback и отключаем процессинг: выбираем none
Идем в DSP Manager, включаем плагин-ресемплер для программного пересчёта частоты семплирования SSRC (software sample rate conversion): «SSRC X» или «SoX» и настраиваем его на 96000 Гц. Выбираем пресет otachan Ultra. Параметр DF можно вручную задать меньше, это позволит сделать бескомпромиссное качество, но больше загрузит процессор.
Кстати, самый быстрый и качественный ресемплер — «SoX» в режиме Best.
Dithering использовать только если воспроизводится материал с разрядностью большей чем поддерживается оборудованием (например проигрывание 24-битных записей на 16-битной звуковой). Для звуковых карт с разрядностью 24 бит и выше эта функция не нужна (следовательно она и недоступна)
Следом желательно в цепочке DSP поставить «Advanced Limiter» ниже ресемплера.
Насчет регулировки громкости — повышение разрядности уменьшает уровень искажений вносимых регулятором громкости, советую прочесть.
ПРИМЕЧАНИЕ: плагин Channel Mixer (если Вы таковой используете), должен располагаться после ресемплера.
На второй закладке находятся настройки Upmix’a (так называется преобразование с повышением количества каналов). Тут надо выбрать режим Surround, причем установить положение регулятора Volume для Rear на 1.00, в противном случае может возникать клиппинг.
На четвертой закладке мы видим настройки для сабвуфера. Тут установим перенаправление частот ниже 100 Гц со всех каналов на канал сабвуфера.
В меню Output выбираем наш ASIO 24/96. Buffer length ставим 500 мс. В ASIO ставим задержку 10 ms.
Наслаждаемся полученным результатом.
Если есть треск в звуке, значит процессора не хватает, попробуйте увеличить задержку в ASIO до 20-80 мс, вызвав её панель двойным кликом в этом меню. Если не поможет — пробовать увеличивать DF в ресемплере пока не пропадет треск. На материнках Gigabyte треск лечится ценой потери производительности видеоподсистемы, то есть установкой карты в тот PCI-E слот, который управляется контроллером процессора.
Все решения:
1. Проверить плотность контакта карты и слота PCI-E.
2. Переставить карту в другой слот PCI-E или даже в слот PCI-E x16, желательно так, чтобы карте было назначено свое собственное, никем более не используемое прерывание.
3. Изменить параметр «PCI Latency Timer (CLK)» на «64» или «128» вместо «32» в BIOS компьютера. После входа в биосе Gigabyte нужно нажать Ctrl + F1 и в самих меню появляются скрытые настройки. В меню «Advanced Chipset Features» установить значение AGP Aperture Size = 128 Мб.
4. Панель Управления — Электропитание — выставить «Высокая производительность».
5. Плохое питание DSP у карты — самовозбуждение на выходе стабилизатора AMS1117-1.5 и в итоге глючит процессор и отправляет мусор на ЦАП. Подсох кондёр С192 на выходе стабилизатора — подпаиваем с обратной стороны к нему 47мкФ 16В и треск исчезает.
Второй лучший режим вывода звука после ASIO — это «WASAPI (event)» 24 бит + в DSP Manager ресемплинг в 48 с помощью ресемплера SoX, в нём нет никаких косяков.
Большинство приложений для вывода звука в Windows 7-10 (хотят они того, или нет) используют режим «WASAPI Shared» (это видимость DirectSound для совместимости со старыми программами). Но есть и другой режим — «WASAPI Exclusive». В этом режиме отбрасывается всё, что лежит между Application Programming Interface и Kernel Streaming Transport — грубо говоря, звук идет непосредственно от приложения через интерфейс WASAPI на звуковую карту. Но так как в этом режиме отключен микшер WASAPI, а к микшеру звуковой карты доступа всё равно нет (ибо нет DirectSound), то при использовании приложением этого эксклюзивного режима, воспроизведение любого другого источника через WASAPI становится невозможным. Но зато мы получаем по-битовый вывод аудио на звуковую карту. У «WASAPI Exclusive» существует два режима буферизации — Event и Push. Event более совершенный и лучше совместим с USB устройствами, но поддерживается не всеми звуковыми картами. Если же воспроизведение в нем работать отказывается, необходимо переключиться на режим Push.
В поле «Output data format» надо установить максимальную разрядность, при которой будет работать воспроизведение (чаще всего — 24, 32 бит).
Как узнать что звук идет в обход микшера Windows?
Узнать, что воспроизводимый звук гарантированно идет в обход общего режима (через «ASIO» или «WASAPI (event)») и соответственно в обход микшера Windows можно по отсутствию бегающего зеленого индикатора уровня в окне значка «Громкость» панели задач справа внизу и дополнительно по отсутствию значка проигрывателя в самом микшере Windows (запускается из области уведомлений по клику на значок «Громкость», а там во всплывающем окне снизу на гиперссылку «Микшер»).
Это означает, что звук идет в обход микшера Windows.
При воспроизведении звука в общем режиме «WASAPI Shared» через микшер Windows этот зеленый индикатор уровня есть всегда и двигается (когда в настройках визуальных эффектов стоит галка «Анимированные элементы управления и элементы внутри окна»).
Ползунком в системе регулируется аппаратная громкость карты, Wave микшер не задействован. Это драйвер карты учитывает при выводе звука положение системного регулятора громкости (Master Volume). Чтобы выводить звук без изменений — нужно ставить громкость на 100%.
Быстро открыть настройку визуальных эффектов можно так:
нажать вместе клавиши Win+R — откроется поле ввода «Выполнить» — в него ввести:
SystemPropertiesPerformance
Быстро открыть микшер можно так:
SndVol
4. Настройка проигрывателя Winamp
audiophilesoft.ru/publ/my…inamp_research/11-1-0-256
В настройках воспроизведения включить только галки: 24 бит (остальные снять) и ReplayGain, выставить +0,0 дБ.
Личное тестирование возможности побитового вывода звука в Windows 7
Патч «Windows6.1-KB2653312-x64» для Windows 7 делает отличным ресемплер (SRC) винды.
Для Windows 8 и далее никаких манипуляций не нужно.
НО SRC винды не настолько хорош, как хотелось бы.
Напомню, что начиная с Windows Vista все звуки через «WASAPI Shared» приводятся к одной частоте и битности (которая выбирается в панели управления, лучшая — 24/48), смешиваются (вся обработка выполняется ЦП), а на звуковую карту поток поступает уже в готовом виде.
«WASAPI Shared» включает в себя т.н. resampler MFT (Media Foundation Transform). Этот ресемплер довольно качественно выполняет преобразование частоты всех поступающих на него аудио сигналов до значения, указанного в свойствах звукового устройства Windows. API позволяет изменять качество алгоритма ресемплирования от 1 до 60 (значение по умолчанию — 30). Для случаев, когда сигнал превышает допустимый уровень, Windows применяет специальный лимитер (Limiter APO), по принципу работы аналогичный «Advanced Limiter» в DSP foobar2000.
Под Windows 7 и далее в настройках вывода foobar2000 вот что понимается:
«DS» (DirectSound) — это «WASAPI Shared» (общий режим), а «WASAPI (event)» — это «WASAPI Exclusive» (эксклюзивный режим), правда при его использовании звуки всех остальных приложений отключаются, как и при «KS» — Kernel Streaming. Побитовый вывод возможен при использовании «DS» («WASAPI Shared»), но не всегда. «KS» не рассматриваем, так как он работает нестабильно.
Галка BAP направляет только один поток через блок P17V карты, на который не действуют никакие эффекты DSP EMU10K3. Если в настройках звука винды выставить 24/48 и отключить все эффекты карты, то галку BAP можно и не ставить — эффект будет тот же, так как DSP работает на частоте 48 кГц, а мы ее и даем карте, поэтому не будет включаться НЧ-фильтр, срезающий продукты обработки.
В обход микшера и ресемплера винды качественный побитовый вывод на Audigy Rx дают только 2 режима: «ASIO 24/96» и «WASAPI (event)» (но WASAPI (event) только при установленной галке BAP или с отключенными эффектами карты). Им неважно что стоит в настройках системы, им не страшен шумящий в 16 бит микшер винды и неотключаемый в 24 бит дизеринг.
Вывод звука через «DS» тоже дает хороший звук, но он идет через микшер и ресемплер Windows и побитовый вывод не гарантирован.
Для качественного воспроизведения нужно использовать только их, при этом если использовать асио, то галку BAP нужно снять (так как она все равно на него не влияет), чтобы звук не затыкался (пока не перещелкнуть в настройках винды выбор частоты и битности на другую и затем обратно на 24/48).
Первое главное преимущество при использовании «ASIO 24/96» в том, что на него не влияют никакие эффекты DSP EMU10K3, и это сразу без всяких настроек, что дает максимальное качество и удобство.
Второе его преимущество в том, что параллельно могут звучать другие звуки через подсистему «WASAPI shared», так как в асио поток идет отдельно через блок P17V звуковой карты.
Минус при использовании «WASAPI (event)» в том, что параллельно никакие звуки не будут звучать. Нужно тоже использовать свой ресемплер, иначе карта будет синтезировать 44,1 кГц, потому как у нее родная частота 48 кГц. Со снятой галкой BAP и вовсе будет ужасный ресемпл 44,1 в 48 кГц силами карты.
Преимущество при использовании лишь «WASAPI (event)» в том, что можно обойтись без ресемплера, но только при установленной галке BAP, иначе будет некачественный пересчет. Вывести звук через «ASIO 24/96» без ресемплера в 96 кГц не получится.
В режиме «DS» параллельно могут звучать другие звуки, так как все звуки в один поток микширует kmixer винды, но этот режим можно рассматривать для качественного воспроизведения только с галкой BAP.
Преимущество использования своего ресемплера в том, что он позволяет получить лучший по качеству звук (так как алгоритмы SSRC оказывают влияние на звук, заменяя часть цифрового фильтра в ЦАП). Дело в том, что стандартный resampler MFT настроен на среднее качество и это никак не изменить.
Используя «ASIO 24/96» или «WASAPI (event)» в обход SRC винды и свой ресемплер в 48 кГц 24 бит можно получить бескомпромиссное качество звука. Если кто-то слышит артефакты, то у него кривые настройки или артефакты в голове.
Плюс при использовании «DS» («WASAPI Shared») лишь в том, что незаметно используется стандартный ресемплер Windows без лишних настроек.
В итоге у нас для Audigy Rx есть два преимущества побитового вывода в режиме «ASIO 24/96» перед только одним преимуществом вывода в режиме «WASAPI (event)».
Проверил сам качество работы синтеза 44,1 и ресемплера в 48 кГц у звуковой карты Audigy Rx на тестовом файле «SB_test.wav» (44,1/16 для выявления некачественной передискретизации) в разных режимах вывода. Внимание! Файл «SB_test.wav» может спалить твитеры на высокой громкости!
Настройки: 24/48, отключены все эффекты, тембры в 0, режим ВАР включался и отключался (для уверенности в переключении частоты и битности системы менял в винде на 24/44,1 и тут же обратно на 24/48).
Режимы вывода в foobar и качество звука:
С ресемплером:
— «ASIO 24/96» с ресемплером на 96 кГц — всегда чистый звук, галка ВАР не влияет на асио.
— «WASAPI (event)» с ресемплером на 48 кГц — всегда чистый звук, что с ВАР, что без него.
Без ресемплера:
— «DS» — чистый звук, что с ВАР, что без него, так как штатный ресемплер Windows подает на карту родную частоту 48 кГц.
— «WASAPI (event)» с ВАР — слышны негромкие искажения, похожие на звук сирены. Карта не очень хорошо синтезирует 44,1 кГц.
— «WASAPI (event)» без ВАР — слышен жуткий скрежет! Карта некачественно ресемплирует силами DSP 44,1 кГц в 48 кГц.
Для побитового вывода звука в обход микшера операционной системы в любом случае нужен свой ресемплер (так как у большинства звуковых карт стоит кварц на 24576 кГц). В «ASIO 24/96» — на 96 кГц, а в «WASAPI Exclusive (event)» — на 48 кГц (чтобы DSP не гнал 96 обратно в родные 48 кГц).
Если не хочется заморачиваться с ресемплером, но нужен качественный вывод звука, то нужно выводить в общем режиме «DS» с выбранным форматом 24/48 в идеале с установленной галкой ВАР. Это же относится и к цифровому выходу.
Два способа вывести с компьютера цифровой сигнал на ЦАП для получения качественного звука
а) потоковый сигнал с выхода S/PDIF или AES/EDU высококачественной звуковой карты/платы цифрового вывода (проекты ПК Аудиофил I, II и III); www.pcaudiophile.ru/index.php?id=26
б) пакетный сигнал с выхода USB или IEEE 1394 (FireWire, i-Link) при работе в асинхронном режиме напрямую или при помощи внешней звуковой карты Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 Pro или конвертера USB-S/PDIF на чипе CM6631A, так как качество входа USB на усилителе обычно невысокое.
Вывод сигнала из материнской платы, минуя звуковую карту с S/PDIF выхода возможен, но высокое качество звука получить вряд ли удастся из-за джиттера. Подробное объяснение — в гл. 1. «Настольный компьютер» статьи Компьютер как музыкальный сервер
На HDMI выход материнской платы или видеокарты непрерывный цифровой поток поступает с высоким уровнем джиттера, который, к сожалению, не позволяет получить качественный звук, если иметь в виду звуковоспроизведение высокой точности Hi-Fi, так как цифровой аудиосигнал подвержен негативным влияниям: нестабильность собственного тактового генератора ПК, шум на шине заземления, различные помехи и т.п. Подробно здесь: pcaudiophile.ru/music-ser…uter-music-server?start=2
Правильное подключение наушников к выходу звуковой карты
Если имеется как минимум троекратный запас по громкости с выхода, например звуковой карты (2 Вольта) на наушники, то есть смысл его снизить уже в самом конце тракта, тем самым улучшив сигнал/шум, но главное не ухудшить демпфирование.
Выходное сопротивление Creative Audigy 5/Rx равно 21,5 Ом.
Например, имеем хорошие закрытые наушники Sennheiser HD 569 с низким сопротивлением 23 Ом, громкость звуковой карты приходится ставить для комфортного уровня: 10-20%.
Чтобы не питать наушники от источника тока и, соответственно, не уменьшать коэффициент демпфирования наушников = Rнаушников / Rвыходное усилителя (вызывая гудение на 100 Гц, снижая глубокий бас), нужно чтобы сопротивление делителя не было большим. Т.е в районе нескольких Ом, в идеале в 8 раз меньше сопротивления наушников.
Поэтому подключать наушники нужно не через последовательный резистор, а через оптимальный 1,5 делитель с резисторами 10 Ом последовательно и 20 Ом на землю для L и для R канала. Наушники будут подключены параллельно нижнему плечу делителя, то есть параллельно R2 на 20 Ом и он будет демпфировать наушники.
21,5 Ом + 10 Ом (R1) = 31,5 последовательное
1/31,5 + 1/20 (R2) = 1/R выходное итоговое сопротивление после 1,5 делителя = 12 Ом
Это в 1,8 раз улучшит демпфирование наушников (уберет гудящий бас) по сравнению с непосредственным подключением к выходу звуковой карты, заодно уменьшив лишнюю громкость и шумы, тем самым значительно улучшив отношение сигнал/шум.
Притом в идеале такие делители нужно распаять в самом конце тракта, то есть на самих наушниках слева и справа.
Удобно использовать регулятор громкости Sennheiser HZR 62, в котором распаять 1,5 делитель перед выходом на наушники.