какую часть пилы лучше посмотреть

Пилорафон: все фильмы франшизы «Пила» от худшего к лучшему

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

В сети появилась информация, что медиакомпания Lionsgate с подачи комика Криса Рока перезапустит хоррор-франшизу «Пила». Time Out решил пересмотреть оригинал и рассказать, какие части стоит смотреть в первую очередь.

8. «Пила-5» (2008)

Сильно затянутая история о лучшем ученике Пилы, которого пытаются поймать уже вторую серию подряд.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: коробка с битым стеклом, в которую надо лечь, чтобы выжить.

К пятой части Пила уже давно лежит в могиле, но дело его живо: в городе продолжает работать неизвестный помощник убийцы, которого пытаются вычислить (не очень успешно) прежде, чем он выполнит все пункты завещания своего учителя. Пятая часть, в отличие от всех прочих сиквелов, попыталась было вернуться к детективному сюжету в стиле первой «Пилы», однако попытка оказалась неудачной. Без жестоких и хитроумных ловушек, конечно, не обошлось, однако сюжет с прилежным учеником Джона Крамера здесь уже абсолютно сериальный. Почему-то в «Пиле-5» на первый план вышли не ужасы, а сюжет, и кино начало походить на затянутую мыльную оперу, которую могут смотреть лишь самые преданные фанаты, документирующие имена и связи бесконечных героев.

7. «Пила-8» (2017)

Продолжение и одновременно начало (с сюжетом все сложно) истории об очередном последователе Пилы.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: дробовик с одним патроном, который нужно успеть схватить прежде, чем это сделают за тебя.

Первая после семилетнего перерыва часть — во многих отношениях для франшизы революционная. Во-первых, ее снимали сразу два режиссера (ведь «Пила» — это такое сложное кино, что одного режиссера не хватает). Во-вторых, сценарий писали Джош Столберг и Питер Голдфингер, которые ранее не работали над франшизой. В-третьих, наконец, здесь активно используются приемы с нелинейной хронологией: это одновременно и приквел, и сиквел, действие происходит до первой части «Пилы» и после седьмой. Больше того, кажется, что каждый из режиссеров отвечал за строго определенный кусок сюжета, и им отчаянно не хватало кого-то третьего, чтобы подогнать эти фрагменты без заметных швов. Ловушки остаются здесь главным аттракционом, хотя некоторые из них не столь изобретательны, как могли бы быть: например, маньяк засыпает героев зерном по горло, а потом бросает в них вилы, что довольно странно.

6. «Пила-6» (2009)

Вице-президент страховой компании втянут в очередную игру Пилы.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: карусель, каждый оборот которой предоставляет игроку выбор, спасти двух человек или дать погибнуть шестерым.

Эта часть собрала меньше всего денег, поэтому студия Lionsgate решила остановиться на седьмой (правда, потом передумала). Тем не менее, все элементы классической «Пилы» здесь есть: детективный сюжет, множество связанных между собой героев, которые попадают во все более изощренные ловушки, и маньяк, который видит себя санитаром общества. Сюжетные подробности, конечно, вряд ли запомнятся, но и не в них дело: несчастные герои, проходя одно испытание за другим, напоминают персонажей хоррор-квеста, придуманного каким-то больным ублюдком, и в данном контексте это, конечно, комплимент.

5. «Пила-4» (2007)

Пила скончался, но кто-то из его доверенных лиц продолжает запущенную им игру.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: двое персонажей, у одного из которых зашит рот, а у второго — глаза, должны объединить усилия, чтобы не помереть.

С этой части Пила не присутствует в сюжете: фильм начинается со вскрытия его трупа, чтобы окончательно убедить зрителей в его гибели, и затем Джон Крамер фигурирует исключительно во флэшбэках. Задача перед очередными нанятыми сценаристами стояла нетривиальная: поддержать интерес к франшизе, главный злодей которой окончательно и бесповоротно мертв. Для этого в центре была поставлена детективная линия: поиски все новых и новых ассистентов Крамера отныне станут главным развлечением для главных героев. Все больше экранного времени теперь уделяется всевозможным механизмам, созданным Пилой или его помощниками по чертежам учителя. Сценаристы Мелтон и Данстэн будут работать над всеми частями хоррор-сериала, кроме самой последней, и это обстоятельство, как видно теперь, сослужило «Пиле» хорошую службу.

4. «Пила-3» (2006)

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: ошейник, готовый снести голову тому, кто его носит. Его активация завязана на сердцебиение маньяка-убийцы.

Это последняя часть во франшизе, к которой приложил руку Ли Уоннелл, один из создателей первой «Пилы». В триквеле Джон Крамер практически все время находится на переднем плане, несмотря на то, что большую часть фильма проводит на операционном столе (живым до следующей части «Пилы» он не доберется). После такого финала можно было бы ожидать, что третья часть завершит цикл, и «Пила» останется трилогией. Вероятно, Уоннелл на это и рассчитывал, но, как мы знаем, судьба франшизы оказалась совершенно иной. Как бы то ни было, именно к триквелу «Пила» окончательно сложилась в плане единого стиля, от дизайна ловушек до использования свиных голов и черно-красных балахонов. Практически все эти компоненты останутся неизменными в последующих фильмах.

3. «Пила-2» (2005)

У психопата, оказывается, есть еще целый дом, забитый людьми, вынужденными играть в его игру.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: яма, доверху заполненная использованными (или нет) шприцами.

В первом продолжении сценарий, как и в первой части, писал Ли Уоннелл, поэтому здесь еще ощущается камерная стилистика той самой «Пилы». Основное действие все еще происходит в одном-двух помещениях, и финал еще можно интерпретировать как завершение, а не как производственный перерыв до выхода следующей части. Но главное, чем любопытен этот эпизод: в нем маньяк, который до этого появлялся лишь эпизодически и оставался малопонятной фигурой, начинает превращаться в одного из главных персонажей франшизы. Намного больше внимания уделено личности Джона Крамера и его предыстории, что превращает убийцу из агрессивного психопата с извращенным инженерным умом в по-своему трагического персонажа.

2. «Пила 3D» (2010)

Один из выживших в ходе прошлых игр с Пилой вынужден расплачиваться за свою ложь, попав в лапы к одному из учеников маньяка.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: Честер Беннингтон из Linkin Park просыпается пришитым к автомобильному креслу.

По идее эта часть должна была стать последней. Ее снимал уже не режиссер предыдущих частей, а монтажер Кевин Гротерт. Впрочем, несмотря на нерелевантность его опыта работы, «Пила 3D» неожиданно достойна внимания уже хотя бы потому, что стремится максимально логично завершить хоррор-сагу. Для этой цели был задействован даже актер Кэри Элвес. Он из-за конфликта со студией отказывался участвовать во всех последующих частях со второй по шестую включительно. Для седьмой части он сделал исключение, вновь сыграв выжившего в оригинальной «Пиле» доктора Гордона, вернувшегося в игру. Но все фанаты очень удивились цели его возвращения: он вовсе не собирался помочь ее участникам, а хотел наказать одного из нерадивых учеников давно умершего маньяка.

1. «Пила: Игра на выживание» (2004)

Двое незнакомцев просыпаются в наглухо запертой комнате, а на полу лежит чей-то труп.

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

Лучшая ловушка: запертая комната, из которой можно выбраться только после добровольной ампутации руки или ноги.

Банально, но факт: несмотря на семь сиквелов и возрастающие бюджеты, первая часть «Пилы» остается лучшей во франшизе. Секрет прост: хоррор-режиссер Джеймс Ван, для которого это был первый полнометражный фильм, не загадывал, что «Пила» станет таким хитом, и уж тем более не рассчитывал на тиражирование его идеи. Он снимал очень простое кино, камерный триллер с элементами детектива и несколькими весьма изобретательными кровавыми сценами, которые здесь были скорее вишенкой на торте, чем основным блюдом. Денег не было даже на экстерьерные съемки, поэтому практически все действие «Пилы» происходит только в помещениях, а большая часть времени — вообще в одной-единственной комнате с двумя людьми и одним трупом. В этой простоте угадываются все характерные черты будущей франшизы: живописные ловушки, жертвами которых становятся герои фильма, сложные моральные дилеммы («убить себя или незнакомого человека»), и многослойный сюжет.

Источник

«Пила»: все фильмы серии от худшего к лучшему — и самые изощренные ловушки

какую часть пилы лучше посмотреть. картинка какую часть пилы лучше посмотреть. какую часть пилы лучше посмотреть фото. какую часть пилы лучше посмотреть видео. какую часть пилы лучше посмотреть смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую часть пилы лучше посмотреть.

На прошлой неделе в прокат вышла «Спираль» — очередной хоррор во франшизе «Пила». Каким получился фильм, можно прочесть прямо ниже по тексту: в нем Дмитрий Соколов расставил все фильмы серии от худшего к лучшему, и «Спираль», увы, занимает в нем последнее место. В дополнение Соколов раздает фильмам индивидуальные награды за лучшие и худшие сцены — и тут «Спираль» тоже отличилась.

Внимание, в тексте много спойлеров, в том числе и «Спирали»!

«Пила: Спираль» (2021)

В городе объявился новый подражатель Пилы, и он намерен беспощадно искоренить коррупцию в полиции, действуя по заветам своего кумира. Маньяк ловит провинившихся копов в хитроумные ловушки, и дает им выбор: покалечиться, но выжить, или умереть на месте. Остановить безумца пытаются сварливый детектив Бэнкс и его неопытный напарник-новичок Шенкман.

Как ни печально это признавать, но очередная попытка перезапустить «Пилу» обернулась катастрофой. Несмотря на то, что режиссерский пост занял ветеран франшизы Даррен Линн Боусман (снявший вторую, третью и четвертую части), «Спираль» больше похожа на лоботомированную версию «Настояшего детектива», чем на бескомпромиссный пыточный хоррор с закрученным сюжетом. Виной тому не столько ленивая режиссура, сколько сценарий Джоша Столберга и Питера Голдфингера, работавших до этого над восьмой частью серии. Картонные персонажи разговаривают шаблонами из полицейских фильмов категории Z, но при этом обладают сверхъестественной интуицией и вместо кропотливого расследования бегают от одного места преступления к другому, собирая части тел убитых. Но что хуже всего — знаменитые ловушки выполнены без каких-либо намеков на фантазию. А единственная попытка добавить интриги с одной из жертв моментально считывается любым сколь-нибудь внимательным зрителем — спасибо излишне прямолинейной операторской работе.

Специальный приз: худший финал во франшизе. Герой Криса Рока сначала долго не может решить, что же делать с отцом (Сэмюэль Л. Джексон), из которого жуткий насос откачивает кровь, а затем вдруг бросает родича, чтобы как следует вломить убегающему маньяку. В результате — двойной эпик фейл: не удается ни схватить убийцу, ни спасти обескровленного отца от смерти.

«Пила 8» (2017)

В разных концах города находят обезображенные трупы. Вскоре полиции становится ясно, что кто-то продолжает дело давно умершего Пилы. Детективы Халлоран и Хант вместе с парочкой патологоанатомов идут по следу неизвестного убийцы, по ходу дела все больше погружаясь в детали самой первой игры, начатой Джоном Крамером много лет назад.

Восьмая часть была снята после длительного перерыва, и оформлена как своего рода «мягкая перезагрузка» франшизы. Снимали ее два режиссера — Майкл и Питер Спириг («Воины света», «Патруль времени»), сценаристов тоже было двое — Джош Столберг и Питер Голдфингер. К сожалению, количество не перешло в качество. Сюжет был построен на использовании нелинейной хронологии: действие происходит до первой части «Пилы» и после седьмой — хотя эта особенность раскрывалась лишь в финале, и, судя по всему, лишь для того, чтобы эффектно вернуть в историю главного злодея. Ярких персонажей (за исключением рыжеволосой красотки-патологоанатома, помешанной на Пиле) в восьмую часть тоже не завезли. Но главная проблема была в том, что ловушки, главный аттракцион франшизы, оказались на удивление простецкими, если не сказать — примитивными.

Специальный приз: худшая ловушка в серии. Маньяк засыпает героев зерном по горло, а потом начинает бросать в них вилы и прочий садовый инвентарь — и это действительно все, на что способен Пила? Серьезно?

«Пила 5» (2008)

Пятая часть — это неоправданно затянутая история о самом амбициозном последователе Пилы, которого пытаются поймать уже вторую серию подряд. Пятая часть, в отличие от всех прочих сиквелов, попыталась было вернуться к детективному сюжету в стиле первой «Пилы», однако попытка оказалась не слишком удачной. Без жестоких ловушек, конечно, не обошлось, однако сюжет с Хоффманом, плетущим все более и более многослойные заговоры против своих коллег, здесь приобретает черты сериального процедурала, а не кровавого пыточного хоррора: полицейская рутина и разговоры многочисленных второстепенных персонажей занимают заметно больше времени, чем попытки очередной порции жертв спастись из хитроумных ловушек.

Лучшая ловушка: аквариум для агента. В самом начале фильма Страмм обнаруживает себя с аквариумом на голове, который стремительно заполняется водой. Чтобы выжить, Страмм делает себе трахеотомию подручными средствами — а именно, ручкой пробивает себе горло, давая доступ воздуху.

«Пила 6» (2009)

На этот раз в центре сюжета оказывается нечистый на руку вице-президент страховой компании Уильям Истон, втянутый в очередную игру детектива Хоффмана. Чтобы спасти жизни своих сотрудников, Истон должен пройти серию испытаний в различных локациях заброшенного зоопарка, набитого смертоносными ловушками. Между тем, сам Хоффман сталкивается не только с новыми агентами ФБР, идущими по его следу, но также с другими соратниками Пилы, готовыми испытать своего коллегу.

После пятой части, сместившей фокус внимания в неверном направлении, шестая смотрится как возвращение в привычную для франшизы форму. Детективная линия здесь не отвлекает внимание на себя, а служит лишь сюжетной ниточкой, на которую нанизано множество кровавых сцен с ловушками. Хотя сборы шестой части были неплохими, они оказались заметно ниже, чем у любой предыдущей, так что студия решила закрыть франшизу на следующем фильме. При этом критики шестую часть оценили почти также высоко, как и первую (очень редкий случай для столь долгоиграющей франшизы) — некоторые даже отметили, что сюжетная линия, отсылающая с мошенническими схемами вокруг медицинской страховки, отлично иллюстрирует проблемы здравоохранения в США.

«Пила 2» (2005)

После того как полиция устанавливает личность Пилы, спецназ берет штурмом его логово, однако у Джона Крамера припасен еще один неприятный сюрприз. Где-то в городе восемь человек заперты в доме со смертельно опасными ловушками, и у них есть примерно два часа на выполнение всех заданий маньяка, после чего помещение заполнится нервно-паралитическим газом.

Сценарий сиквела, как и первой части, писал Ли Уоннелл, поэтому здесь еще ощущается камерная стилистика оригинальной «Пилы». Уоннел использовал хорошо знакомый принцип сиквелов «more of the same»: вместо одной комнаты перенес действие в целый особняк, вместо двух человек ввел в игру восемь, а все прочее оставил без изменений. Получилось что-то вроде хоррор-версии «Форта Боярд», где команде незнакомых друг с другом людей приходится сотрудничать, чтобы спастись от неминуемой смерти. А главное, чем любопытна вторая часть — именно в ней Пила, до этого появлявшийся лишь эпизодически, начинает превращаться в одного из главных персонажей франшизы. Здесь намного больше внимания уделено также личности Джона Крамера и его предыстории, что дополняет образ психопата с инженерным складом ума трагическими мотивами — ведь Крамером движет идея наказать тех, кто не осознает ценности собственной жизни.

Лучшая ловушка: яма со шприцами. Аманда Янг, наркозависимая пленница дома с ловушками (а еще, как мы узнаем позже, верная ученица Пилы) оказывается брошенной в яму, доверху набитую шприцами. Как ни странно, после такой шоковой терапии она остается верной своему наставнику — но ровно до следующей части.

«Пила 4» (2007)

События четвертой части разворачиваются параллельно событиям третьей: полицейский Дэниел Ригг, идущий по следу Пилы, сам попадает в одну из ловушек неуловимого маньяка. У него есть ровно 90 минут, чтобы спасти своих двух коллег-детективов, и если Ригг не уложится в отведенный срок, ему останется лишь наблюдать за их гибелью.

Лучшая ловушка: ничего не вижу, ничего не слышу. Фильм начинается с одной из самых изобретательных ловушек в истории франшизы — двое человек соединены цепями с хитроумным распиливающим устройством, и должны работать вместе, чтобы вместе выжить. Проблема в том, что у одного из них зашит рот, а у второго — глаза.

«Пила 3» (2006)

Джон Крамер на смертном одре: раковая опухоль вот-вот сведет его в могилу, но верная помощница Аманда Янг делает все, чтобы игра, начатая ее учителем, продолжалась. Она похищает доктора Линн Дентон, чтобы та поддерживала в Пиле жизнь, пока он не увидит результатов еще одного испытания. На этот раз оно связано с Джеффом, мужем Линн — когда-то пьяный водитель сбил их сына, и эта трагедия едва не разрушила их семью. Теперь Джеффу придется столкнуться с несколькими людьми, вовлеченными в гибель своего ребенка, и либо приговорить их к смерти, либо помочь им выжить.

Это последняя часть, сценарий которой написал Ли Уоннелл, один из двух создателей оригинальной «Пилы». И именно на этом фильме франшиза окончательно собралась в единый пазл, состоящий из нескольких обязательных компонентов: хитроумных и очень жестоких ловушек, извилистой детективной линии и маньяков-испытателей с четкой, но безжалостной логикой ставящих моральные эксперименты на людях. Оформился также и единый стиль, остающийся неизменным до настоящего времени, от индустриального дизайна локаций до свиных масок и красно-черных балахонов.

«Пила 3D: ловушки оживают» (2010)

Бобби Дагэн, сделавший карьеру на своей истории побега из ловушки Пилы, попадает в лапы к детективу Хоффману, который хочет заставить Бобби заплатить за свою ложь: как мы вскоре узнаем, он выдумал свою историю чудесного спасения. Теперь у него есть шанс написать еще одну — правдивую — историю выживания… если, конечно, он действительно выживет в очередной садистской игре.

«Пилой 3D» студия Lionsgate планировала завершить франшизу, и ее, как и шестой фильм, снимал Кевин Гротерт, ранее работавший монтажером первых пяти частей. Примечательна она прежде всего тем, что в ней, наконец, завершаются все основные сюжетные линии, и в первую очередь ветка, связанная с неуловимым детективом Хоффманом. Чтобы остановить съехавшего с катушек потрошителя в игру включается доктор Лоуренс Гордон — главный герой самой первой «Пилы», сам оказавшийся тайным учеником Джона Крамера. Для финала создатели явно постарались: здесь и максимально кровавые ловушки, и вернувшийся к франшизе Кэри Элвес, и красиво оформленный сюжет, возвращающий нас к самому началу всей этой дикой истории, в ту самую обшарпанную ванную комнату, где все когда-то началось — и там же должно закончиться.

Лучшая ловушка: внутри мы все похожи. Неонацист Эван (в исполнении фронтмена Linkin Park Честера Беннингтона) просыпается намертво приклеенным к сиденью автомобиля, и обнаруживает, что трое его друзей включены в масштабную ловушку, которая через 30 секунд убьет всех пленников одновременно. Все, что нужно сделать Эвану — оторвать задницу (в самом что ни на есть физиологическом смысле) от сиденья и дернуть за рычаг, чтобы остановить механизм ловушки. Сделать это он не успевает, так что в итоге все погибают в унисон — это, кстати, еще и одна из самых массовых смертей во всей франшизе.

«Пила» (2004)

Секрет успеха «Пилы» лежит в тщательно продуманной простоте. Молодой режиссер Джеймс Ван, будучи крайне ограничен в бюджете, снимал наверняка, хорошо понимая, что на одних пытках далеко не уедешь. Ключевым источником вдохновения для Вана и его друга Ли Уоннелла была знаменитая финальная сцена из первого «Безумного Макса», где Мэл Гибсон дает своему врагу выбор: отпилить себе ногу и выжить, или взлететь на воздух вместе с готовым взорваться мотоциклом. К этой идее двое безвестных выпускников Мельбурнского университета добавили детективную линию, харизматичного маньяка (который большую часть фильма остается за кадром, видна лишь его кукла-аватар) и несколько очень изобретательных кровавых сцен. Найденный никому не известными австралийцами рецепт привел к созданию одной из самых кассовых в истории хоррора франшиз, а также сделал Вана весьма востребованным режиссером, причем не жанре хоррора — судьба занесет его в режиссерские кресла «Форсажа» и «Аквамена».

Лучшая ловушка: труп в центре комнаты. В отличие от многих последующих частей, первая «Пила» все время возвращается к главной ловушке — загаженной комнате, в которой двое незнакомцев решают, как им выбраться, пока неизвестный маньяк ведет обратный отсчет. Долгое время кажется, что Пила наблюдает за героями через мониторы — однако в финале зрителей ждал уже ставший легендарным твист: мертвец посреди комнаты встает, снимая грим с лица, и запирает комнату со словами, ставшими лейтмотивом франшизы: «Большинство людей не ценят свою жизнь… но не вы, и не сейчас. Игра окончена».

Источник

Какую часть пилы лучше посмотреть

История «Пилы» начинается с девятиминутной короткометражки, снятой парой молодых австралийцев, — Ли Уоннеллом и Джеймсом Ваном — за 5 тысяч австралийских долларов.

Парочка сняла одну из сцен сочиненного Уоннеллом по идеям Вана хоррор-сценария в надежде привлечь средства для полнометражной экранизации.

Оригинальный фильм действительно впечатляет. Там использована единственная приличная сцена из сценария Уоннелла, в которой одна из третьестепенных героинь после похищения приходит в себя со странным устройством на лице. В фильме это молодой мужчина, которого играет сам Ли Уоннелл (сэкономили на актрисе).

Включается телевизор, в котором озвученная зловещим голосом кукла объясняет, что устройство — «капкан обратного действия», который разорвет герою челюсти, если его не открыть вовремя.

Из-за общей бюджетности постановки Уоннеллу на лицо прикрепили настоящий, очень ржавый капкан… он выглядит так впечатляюще, что при его виде забываешь даже про абсолютную абсурдность концепции «обратного капкана» (пружина, пусть даже двойная, — далеко не самая опасная часть охотничьего устройства).

Джеймс Ван и Ли Уорнелл

Дальше все как в полнометражном фильме: ключ к капкану — в животе у лежащего в комнате мертвеца, который оказывается живым, но парализованным человеком… Ван всю сцену очень качественно и атмосферно снял: и панику Уоннелла, и его попытки освободиться, и решающую сцену вскрытия.

Трудно создать такую динамику, такое ощущение экстремальной ситуации без всякого бюджета, профессионального актера и при совершенно бредовой общей идее маньяка, который пытается что-то кому-то доказать настолько смехотворными средствами.

Saw 0.5 — единственная часть «Пилы», к которой нельзя предъявить каких-то серьезных претензий с драматургической точки зрения… Ах да, одну все-таки можно: ну причем тут «Пила» в названии? Уоннелл и Ван попытались это хоть как-то замотивировать, показав в самом финале короткометражки не имеющий отношения к действию крупный план глаза, подглядывающего через дыру в кафельной стене. Ведь saw на английском — это не только «пила», но и «видел».

«Пила» (2004)

Первая полнометражная «Пила» — очень противоречивый фильм, в котором сполна проявились как режиссерские таланты Вана, так и абсолютная сценарная бездарность Уоннелла.

Общая идея первой «Пилы» просто идеальная для малобюджетного хоррора: два человека прикованы к трубам в одном помещении, у них есть ножовка, которая не берет сталь наручников…, но которой можно отпилить себе ногу, чтобы освободиться. Это отличная, хоть и не новая концепция: помните, что Роршах предлагает сделать прикованному к трубе маньяку в одном из самых запоминающихся выпусков Watchmen Алана Мура?

Ручаюсь, именно из этого гениального комикса Уоннелл и позаимствовал всю концепцию, поменяв конечность, за которую прикован герой.

Идея экстремального испытания с возможными увечьями, которое ненормальный человек предлагает пройти нормальному, использовалась в рассказе Роальда Даля Man From the South (известному у нас как «Пари») и снятом по его мотивам эпизоде сериала «Альфред Хичкок представляет», впоследствии обыгранному Тарантино в «Четырех комнатах».

Но даже несмотря на всю вторичность концепции, в чистом хорроре до «Пилы» ничего подобного не было, и Ван в своем характерном стиле мог бы снять настоящую классику жанра. Двое мужчин, одна ножовка… кто из них первым решится попробовать отпилить себе стопу? Что его может к этому вынудить? Как на это отреагирует второй герой? Все ли в этой комнате так просто, как кажется?

К сожалению, тут ответственность переходит на плечи Уоннелла, который сходу принимается давать самые предсказуемые, примитивные и непродуманные ответы на все поставленные вопросы.

«Пила» — типичная дебютная работа начинающего сценариста, который использует самые убогие, не требующие ни малейшей творческой работы штампы.

Почему один из героев должен отпилить себе ногу? Потому что неизвестный маньяк ПОХИТИЛ ЕГО СЕМЬЮ (худший возможный сценарный штамп, первое, что приходит на ум ленивому драматургу вместо нормальной мотивации) и убьет их, если он как-то не освободится и не прикончит другого героя до шести часов вечера.

Это типичное сценарное дилетантство, переусложнение эффективной ситуации: достаточно было, чтобы одному из героев по какой-либо причине нужно было во что бы то ни стало сбежать. Переусложняет Уоннелл и все остальное, еще больше замутняя благородную чистоту концепции: комната, в которой сидят герои, буквально завалена всяким сюжетным хламом (труп, револьвер, плееры, ножовки, зажигалка, сигареты, мобильный телефон, по которому почему-то нельзя вызвать помощь, и так далее). Кандалы, которыми прикованы герои, Адам и Лоуренс, оказываются электрифицированными (?!).

У убийцы в фильме неограниченные запасы времени и ресурсы, чтобы подготовить происходящее и предусмотреть ВСЕ ВООБЩЕ.

У создателей фильма отсутствует чувство меры, уместности, они тащат в свой сценарий первые попавшиеся объекты и идеи: зачем убийце использовать криповатую куклу, если у него уже есть маска свиньи? Потому что кукла уже придумана, и как ее можно не вставить в наш дебютный фильм! Почему именно маска свиньи? Ну, эээ… неважно!

Вместо того, чтобы разбираться в ситуации и искать из нее выходы, персонажи тратят время на чудовищное количество флэшбэков, которые вместо того, чтобы складываться в одну цельную картину, пытаются рассказывать нам три разных фильма одновременно.

Во-первых, это история Jigsaw (в нашем прокате — Конструктор), маньяка, устраивающего людям испытания при помощи всяческих хитроумных приспособлений. Уоннелл явно написал большую часть сценария, не имея ни малейшего представления о Конструкторе, и придумал его тогда, когда нужно было давать какие-то ответы о том, как герои попали в настолько скверную ситуацию. Ситуация с Лоуренсом и Адамом не имеет никакого отношениях к другим преступлениям Конструктора, который никого и ни к чему не приковывал, предпочитая использовать устройства вроде «обратного капкана» и прочие ловушки.

Это сцены из совершенно разных фильмов, различных неоформившихся концепций, которые собрали вместе, чтобы нагнать требуемое для полнометражки количество страниц.

Во-вторых, это история о бывшем полицейском, который охотится за Конструктором и подозревает, что один из прикованных к трубам мужчин и есть Jigsaw. Детектив Дэвид Тапп (Дэнни Гловер) умудряется провести все реальное экранное время фильма, наблюдая за местом, где держат семью Лоуренса и самих Лоуренса с Адамом, а во флэшбэках действует максимально тупо и непрофессионально, демонстрируя непонимание Уоннеллом элементарных принципов полицейской работы. В одной из сцен Тапп с напарником находят логово Конструктора. Вместо того, чтобы спокойно вызвать подкрепление и произвести задержание, эти двое профессиональных полицейских:

Если вам интересное, почему вся линия с Гловером смотрится настолько хуже всего остального в фильме: все сцены с участием приглашенной звезды нужно было отснять за два дня.

Разумеется, все это абсолютно ничего не добавляет к основному действию фильма и должно было выпасть из сценария на втором-третьем варианте, в процессе переписывания… но в «Пиле» никто и ничего и не собирался переписывать.

От полного провала «Пилу» спасают очень сильное начало и не менее сильный финал, последние секунды фильма, когда звучит мелодия Чарли Клоузера, известная как Hello Zepp, и перед нами раскрывается истинная личность Конструктора.

Эта действительно крутая и эффектная сцена заставляет забыть, что большую часть фильма мы провели за черновыми сценарными набросками к так никогда толком и не написанным сценам, что вся линия с детективом Таппом была совершенно не нужна для этого финала, и что линия с семьей Лоуренсом была не только очень дешевым сюжетным приемом, но и кончилась колоссальным пшиком. Мы думаем о том, как ловко нас провели, и каково пришлось актеру в роли Конструктора, который вынужден был весь фильм маячить у нас перед глазами, ничем не выдавая своей личности.

Хорошее начало и сильный финал, минуты три чистого экранного времени: этого оказалось достаточно, чтобы запустить один из самых кассовых хоррор-сериалов всех времен.

«Пила 2» (2004)

Ко второй части к «Пиле» подключился американский автор Даррен Линн Боусман, на фоне которого Ли Уоннелл кажется компетентным профессиональным сценаристом. Одновременно «Пила» распрощалась с какими-либо претензиями на интересные ситуации: отныне и до 2017 года это будет цепочка сцен с фирменным ловушками Конструктора, соединенных схематичными, пунктирными сюжетными мостиками.

В фильме две основных сюжетных линии. В первой полицейский Эрик Мэтьюз (Донни Уолберг, бюджетная версия Марка Уолберга) допрашивает наконец-то арестованного Конструктора – Джона Крамера (Тобин Белл). Во второй восемь незнакомых друг с другом людей с темным криминальным прошлым бродят по лабиринту, наполненному смертельными ловушками, и ищут выход, пока дом не заполнит ядовитый газ.

Если эти две линии кажутся никак не связанными друг с другом, то это потому, что перед вами на самом деле два разных сценария, крайне неубедительно сшитых в сиквел «Пилы».

Боусман написал сценарий под названием The Desperate про восьмерку в лабиринте, который никто не хотел экранизировать, потому что он слишком походил на «Пилу» (нууу что-то общее с первой «Пилой» там действительно есть, хотя почерк Конструктора в очередной раз поменялся до неузнаваемости). Когда сценарий попал в руки одного из продюсеров «Пилы», тот не только купил сценарий, но и выдвинул Боусмана в режиссеры второй «Пилы» — Уоннелл и Ван в то время были заняты другими проектами. Боусман поспешно дописал линию с Уолбергом и снял фильм.

Нет, смущать тут должно как раз сходство с порнографией. Как и порнофильмы, «Пила 2» уделяет самое минимальное внимание сценарию, качеству драматургии, физической и психологической достоверности происходящего. Нас просто ведут от одной «денежной сцены» к другой, даже не думая о том, что тут можно сделать интересного, какую фирменную закрутку можно придать старому, как мир, сюжету, как можно раскрыть характеры героев и сделать их живыми людьми, за которых переживаешь и в которых веришь.

Ни в «Пиле 2», ни в последующих частях этого киносериала, ничего подобного не наблюдается. Если герой идет по коридору и видит открытую дверь то он, как последний чурбан, войдет в эту дверь, она за ним совершенно внезапно и непредсказуемо захлопнется… о дальнейшем позаботится установленная в комнате ловушка, сверхсложный механизм, который всегда работает именно так, как и планировал Конструктор, никогда не дает сбоев или надежды на спасение.

Маньяки в «Пиле» — вездесущие, всевидящие и всесильные, если их и ловят, то только потому, что они это САМИ ЗАПЛАНИРОВАЛИ (второй худший возможный сценарный штамп, к которому сама собой тянется рука нерадивого сценариста), чтобы оказаться на десять ходов впереди туповатого полицейского. Ни Боусман, ни продюсеры не задаются вопросами, во что бы на самом деле обошлась Конструктору и его ассистентам строительство и поддержание в рабочем состоянии подобного лабиринта смерти, как трудно было бы похитить и посадить в него такое количество людей, а потом убедиться, что они ведут себя именно так, как планировалось. Сценаристы и продюсеры не способны на что-то большее, чем безоговорочное преклонение, игра в поддавки с собственным смертельно больным безумцем-сверхзлодеем, бормочущим псевдо-ницшеанский экзистенциальный бред в качестве оправдания своих абсурдных и переусложненных действий.

Главный сюжетный твист «Пилы 2» в очередной раз позаимствован из Watchmen Алана Мура — на сей раз это игра со временем происходящего на экране. Да, и Конструктор в очередной раз ПОХИЩАЕТ ЧЛЕНА СЕМЬИ детектива-героя, чтобы тот терпеливо выслушивал его излияния.

Совет на будущее: как только вы в жанровом фильме слышите, что кто-то похитил подружку/жену/сына/дочь/маму/папу/бабушку/дедушку/дядю/тетю/племянника/собаку/черепашку главного героя, чтобы заставить его выполнять какие-то действия, смело выключайте кино или уходите из кинозала. Ничего интересного в этом сценарии дальше не произойдет.

Денис Варков

«Пила 3» (2006)

Третья часть «Пилы» происходит одновременно с четвертой частью. Начиная с этого фильма во франшизе появится огромное количество флешбеков, связывающих эпизоды.

Они были призваны прояснить некоторые детали сюжета, но на деле лишь запутали фанатов. Хотя несколько интересных твистов тут, конечно, есть.

Нам показывают новую игру Джона Крамера, в которую он вовлекает Джеффа Денлона, недавно потерявшего сына в результате аварии. Позволяя ему столкнуться с виновниками этой трагедии, Конструктор дает Джеффу возможность выбрать — умрут они или нет. Параллельно жена Джеффа (но зритель узнает об этом только в конце фильма) похищена помощницей Крамера Амандой, чтобы сделать ему операцию на мозге (у Джона опухоль мозга).

В этой части, в отличие от предыдущей, сюжет не выглядит таким разрозненным и даже в конце собирается в общую картинку. На деле «Пила 3» оказывается испытанием для первой сообщницы Конструктора — Аманды Янг. Крамер хотел проверить, насколько она изменилась после своего испытания, но увидел, что не смог донести до Аманды свою философию.

Когда она устраивала ловушки, она не оставляла жертве возможности спастись, а это основная идея в мировоззрении Крамера.

В этом фильме Джон Крамер погибает.

Это очень важный момент для франшизы, потому что новый фильм — «Пила 8» — происходит уже спустя 10 лет после смерти Конструктора, но его дело еще живет. Во всех фильмах, начиная с «Пилы 5», Джон будет появляться только во флешбеках.

Ведь в «Пиле» нет никакой мистики. Джон Крамер не возвращается с того света, превращаясь в призрака, управляющего своими машинами. Он действительно остается мертвым на протяжении уже пяти фильмов.

Но сценаристы франшизы наделили его другой суперспособностью, о которой я сказал выше, — умением на 100% предугадывать поведение людей. Это странно, так как Джон Крамер до всего этого был инженером. Он мог хорошо разбираться в людях, но он не был психологом. Как можно предсказать поведение человека в экстремальной ситуации, если ты никогда не видел, как он ведет себя в подобных обстоятельствах? Особенно если взять во внимание тот факт, что человек от увиденных ужасов может просто «сломаться», упасть в обморок, нарушив правила игры, или что угодно другое. Такие вещи предусмотреть невозможно, но в мире «Пилы» их, видимо, не существует.

Эта часть «Пилы» стала последней, к которой писал сценарий Ли Уорнелл (для остальных частей он был только продюсером). Как вы понимаете, дальше сюжет стал только безумнее, а убийства – изощреннее.

А еще в третьей части впервые появляется детектив Марк Хоффман, очень важный персонаж для будущего франшизы.

«Пила 4» (2007)

Действие этого фильма, как я сказал выше, происходит параллельно с событиями «Пилы 3».

И это одна из самых скучных частей франшизы (несмотря на то, что в ней есть несколько важных флешбеков, проясняющих прошлое Джона Крамера).

Командир спецназа по имени Ригг оказывается втянут в игру Констуктора, по ходу которой ему нужно подвергать других людей испытанию, выбирая, будут они жить или умрут. Если он выполнит задание вовремя, то сможет спасти детективов Мэттьюза из «Пилы 2» и Хоффмана из «Пилы 3». Конечно же, каждый его выбор был предугадан Конструктором, и Ригг точно так же стал жертвой Крамера, как и любой представитель властей, решивший взяться за это дело.

Параллельная линия показывает агента Питера Страма, осознавшего, что у Пилы был еще один сообщник, кроме Аманды Янг.

Самым сильным моментом фильма стало его начало — в желудке Джона находят пленку с обращением к детективу Хоффману, в которой он бросает ему вызов. Этот момент должен удивить зрителей и побудить их ужаснуться гениальности Крамера, но финальный твист «Пилы 4» — тот факт, что Хоффман оказывается сообщником Джона, — убивает всю линию гениальности Конструктора.

Он оказывается безумцем, помешанным на театральности. Ему хотелось, чтобы патологоанатомы пришли в ужас от того, что услышали на этой кассете.

Сама идея того, что Марк Хоффман оказался сообщником Пилы, не такая уж плохая. Ведь он не хотел им быть. Причина, по которой детектив оказался на стороне Конструктора, проста: он хотел отомстить убийце сестры и сымитировал почерк Крамера, чтобы все подумали, что убийца — Пила. Но он не учел того, что Джону это не понравилось. Он похитил Хоффмана и с помощью шантажа сделал его своим сообщником. Если Марк откажется — все узнают о том, что он совершил (флешбеки об этом покажут в следующем фильме, в финале пятой части зрители только узнают, что Хоффман все это время был на стороне Крамера).

И вот эволюция взглядов Хоффмана — самая интересная часть последующих фильмов. С каждой новой смертью в ловушках, которые он установил, Марк все меньше оставался собой, все больше походя на Крамера.

Интересных ловушек в этом фильме нет.

«Пила 5» (2008)

Пятый фильм повторяет худшее, что было во второй части, — он выглядит, как два разных фильма, которые насильно связали друг с другом.

Люди, с которыми Пила устроил игру, не взаимодействуют с остальными персонажами, и из-за этого возникает ощущение, что это две разные картины, которые перемешали и связали несколькими нитками.

При этом я не могу назвать пятую «Пилу» неудачным фильмом, потому что у фильма очень крутой финал. Марк Хоффман подстраивает все так, что агент Питер Страм оказывается под подозрением. Все решают, что он и есть тот загадочный сообщник Джона Крамера. Сам же Страм понимает, что сообщником был Хоффман. Он идет по его следу и попадет в очередную гениальную ловушку Конструктора.

Вновь благодаря своим невероятным способностям по предугадыванию человеческого поведения, Джон Крамер продумывает ловушку, которая убивает Питера Страма максимально кровавым способом — его раздавливает прессом из стен.

В пятой «Пиле» Хоффман уже сильно отошел от своих моральных принципов. Он не считал Аманду Янг достойной продолжать дело Крамера, поэтому подстроил ситуацию из третьего фильма, когда Аманда выстрелила в Линн Денлон, из-за чего в конечном счете погиб Джон.

Кстати, в этом фильме игра у Конструктора получилась действительно интересной. Из пяти участников выжили двое, но в конце они поняли, что если бы с самого начала действовали сообща, то смогли бы выжить все, и не пришлось бы никем жертвовать. Осознают они это перед очень жутким испытанием, в котором им нужно заполнить банку кровью за короткий промежуток времени. Чтобы добыть достаточно крови, герои разрезают себе руки почти по локоть. А ведь у них был шанс завершить игру Пилы без жертв. Но увы.

Про лучшую ловушку я уже сказал выше.

«Пила 6» (2009)

Шестая часть «Пилы» — это личная месть Конструктора. Его жертвой становится человек, отказавший Джону Крамеру в предоставлении средств для поездки в Норвегию на лечение опухоли.

Чтобы показать ему, что система, придуманная президентом страховой компании, не может решать, кому жить, а кому умереть, Пила дает этот выбор Уильяму Истону.

Передвигаясь от ловушки к ловушке, Уильям должен замарать свои руки в крови (в прямом и переносном смысле), ведь только так он сможет дойти до конца. В финале мы узнаем, что он сам был частью игры для семьи, которая лишилась отца из-за придуманной им страховой формулы. Истон становится жертвой из-за решения в прошлом. Он учел все, кроме воли к жизни.

Тот факт, что сценаристы свели игру Крамера к его личной мести, превращает Джона в обиженного человека, который, осознавая свой неминуемый конец, решил отомстить тому, кто встал у него на пути. А что если бы лечение в Норвегии не помогло Джону? И почему Крамер осуждает Истона за его формулу, вычисляющую, кому жить, а кому умереть, но сам ставит людей перед аналогичным выбором в своих испытаниях? Это лишено логики. Если бы не Уильям, Джон вообще не стал бы тем, кто он есть. Если бы ему дали деньги, Конструктора бы никогда не было, как и его смертей.

Параллельно развивается линия Хоффмана. В этом фильме детектив наконец получает свое испытание от Конструктора, и его приводит в исполнение Джилл Таг, бывшая жена Джона Крамера.

Она надевает ему на голову такой же капкан, который был на Аманде Янг в первой части. С большим трудом Хоффман освобождается, но его лицо остается изуродованным.

Но не в этом очередное преображение детектива. Находясь среди своих коллег, он узнает, что они максимально близко подобрались к разгадке тайны сообщника Конструктора. И когда они узнают, что это был не Питер Страм, а Хоффман, то Марк жестоко убивает своих бывших коллег.

В этот момент он перешел черту, которую не переступал Джон Крамер. Он создавал для людей ситуации, в которых они сами причиняли себе вред, чтобы осознать, насколько ценна их жизнь. Но Пила никогда не убивал людей сам. И поэтому Хоффман, как и Аманда Янг, не усвоил урок Конструктора.

Самая крутая ловушка — карусель, в которой шесть жертв, но выжить могут только двое. Чтобы спасти их, Уильяму пришлось проткнуть свои руки штырями (метафорически он замарал свои руки кровью) и выбрать двоих, кто, по его мнению, достоин жизни.

«Пила 3D», она же «Пила 7» (2010)

Эта часть «Пилы» должна была стать последней, тем не менее, спустя семь лет выходит новый фильм. Но в 2010 году фанаты верили в то, что «Пила 3D» станет финальной частью франшизы. И в ней произошло много интересного.

Главной жертвой стал писатель Бобби Даген, ставший известным благодаря выдуманной им истории о том, как он выжил в игре Конструктора. Крамер перед смертью лично явился на встречу Бобби с читателями и предупредил его о справедливости, которая настигнет лжеца.

Так и случилось — он стал новой жертвой Конструктора, а вся игра была устроена Марком Хоффманом. Чтобы спасти свою жену, Бобби должен добраться до нее, преодолев несколько испытаний, в которых Пила заставляет Дагена помогать тем, кто покрывал его ложь.

Джон Крамер жестоко наказывает Бобби за ложь, хотя выглядит он при этом как обиженный человек, недовольный тем, что кто-то попытался заработать на его имени.

Все близкие Дагена в конечном счете погибают, и Конструктор выставляет это виной Бобби, создавшего всю эту ситуацию. На самом деле, считать его виноватым не совсем правильно. Почему Крамер, человек, обладающий феноменальным даром предвидения, не смог предугадать появление таких обманщиков, как Бобби? Неужели с каждым, даже теми, кто появится после его смерти, у него уже просчитана игра? Кто будет ее проводить? Последователи Джона?

Кстати, о последователях. В седьмой части «Пилы» возвращается доктор Лоурес Гордон из первого фильма, и мы узнаем, что все это время он был тайным сообщником Пилы. Именно он, полагаю, и продолжил дело Конструктора после его смерти, и в «Пиле 8» все испытания будут организованы уже Гордоном и культом Пилы, в который входят бывшие жертвы Конструктора.

Честно говоря, сложно поверить в то, что все они поддались стокгольмскому синдрому. Возможно, пройдя испытание Пилы, у каждого из них возникло желание привлечь к этому как можно больше людей. Причем тех, кто понимает идеи Джона Крамера.

Кстати, в «Пиле 7» предположительно закончилась история Марка Хоффмана. Он решил отомстить Джилл Таг и использовал на ней тот же капкан, который она надела на него. Но, в отличие от Хоффмана, Джилл не смогла освободиться, и впервые за всю историю франшизы мы увидели этот прибор в действии, когда он разорвал челюсть жены Конструктора.

Конечно, случившееся не могло остаться без внимания Гордона, и он похитил Хоффмана, успешно завершившего игру Бобби Дагена. Марка бросили в ту комнату, где все когда-то началось. Его приковали цепью возле Адама, Зеппа и Ксавьера из «Пилы 2». Лоуренс запер Хоффмана в этой комнате навсегда.

Увы, но такой клиффхенгер — культ Конструктора — не мог стать финалом франшизы. Ее продолжение было очевидно, и «Пила 8» выходит уже 26 октября.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *