какую цель ставит перед собой ознакомительное чтение
Ознакомительное чтение на уроках иностранного языка
Ключевые слова: английский язык
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции: чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации). Чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности.
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.
Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25–30% избыточной, второстепенной информации.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению целесообразно строить на элементах текста (абзацах) и на целых текстах. В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:
1. Read the title of the text and try to catch its main theme (idea);
2. Read the passage and note the sentences carrying the main information and the sentences carrying the secondary information;
3. Determine the degree of importance of the passages, note the passages conveying the main, and not very important information.
Методика обучения изучающему чтению:
Для этого вида чтения обычно используют небольшие тексты научно-популярного характера. Работа над текстом осуществляется в следующей последовательности:
— Беглый просмотр всего текста;
— Чтение заглавия (с целью определения темы текста);
— Повторное внимательное чтение теста;
— Предложения, где возникают трудности с переводом, подвергаются лексическому и грамматическому анализу;
— Понимание содержания проверяется при помощи вопросов либо заданий.
Для проверки понимания текста могут быть использованы следующие задания:
1) Предтекстовый этап:
Fill in the sentences with the necessary word.
Find in the text the words that are used in a metaphorical meaning and translate them.
Find and replace the unsuitable words.
Find a word with the most common meaning in each group of words.
Find in the text and write down the nouns that are formed…
Fill in the blanks with suitable conjunctions.
Read the text, nodivide it into semantic parts and find the titles for them.
Read the text and find in each paragraph the sentence conveying the main idea.
Read the text and give the summary.
3) Послетекстовый этап:
Complete the sentences using the proposed (given) variants (words).
Answer the questions.
Обучение технике чтения вслух сочетается обычно с постановкой учащимся произношения. Техника чтения- это хорошее произношение написанного, быстрота и точность установления буквенно-звуковых соответствий, чёткость применения правил чтения, умение прогнозировать развёртывание языкового материала, владение синтагматическим членением предложения и правильное его интонирование.
Работа над техникой чтения осуществляется на основе формирования у учащихся графемо-фонемных связей. При этом возникают трудности, связанные с расхождением между системами этих связей в родном и английском языке, между звуковой и графической системами самого английского языка и о которых уже говорилось, также как и способах преодоления этих трудностей.
В целом, обучение технике чтения обеспечивается следующей системой подготовительных и речевых упражнений:
Подготовительные упражнения направлены на овладение техникой чтения вслух на уровне слов, словосочетаний, отдельных предложений, связного текста. Это упражнения на распознавание знакомых речевых образцов в их графическом образе, на установление звуко-буквенных соответствий. По необходимости учитель может увеличить количество подготовительных упражнений. При этом используется принцип постепенного нарастания трудностей- чтение изолированных слов с целью быстрого установления звуко-буквенных соответствий, чтение по синтагмам с целью формирования навыков быстрого и осмысленного чтения с непосредственным пониманием прочитанного, чтение по абзацам, объединённым единой ситуацией (эта работа проводится на диалогических и монологических текстах).
Речевые упражнения направлены на озвучивание и распознавание связного текста, на извлечение из него информации. При этом проверяется понимание текста и предлагаются задания на контроль понимания.
При исправлении ошибки учитель может использовать следующие методики:
1. Учитель записывает слово, в котором была допущена ошибка, на доске. Например, слово black. учитель подчёркивает буквосочетание ck, которое ученик прочитал неверно, и спрашивает этого же ученика какой звук обозначают эти две буквы в сочетании. Если ученик затрудняется ответить, ему помогают другие. Затем ученик ещё раз читает слово.
2. Один из учеников спрашивает «What is the English for «чёрный»?»если допустивший ошибку опять повторяет её, то ученик, задавший вопрос, сам произносит данное слово правильно и объясняет правило чтения данного буквосочетания. Ошибившийся повторяет слово.
3. Учитель говорит “Find the word «чёрный» and read it.” Ученик, найдя слово, читает его. Если он не повторяет свою ошибку, значит первый раз он прочитал слово неправильно из-за своей небрежности. Если же он опять допускает ошибку, ему следует повторить правило чтения вслух и повторно прочитать слово.
4. Учитель сам исправляет ошибку. Ученик, повторяя за ним, читает это слово ещё раз, но уже правильно. Затем он должен объяснить, как читается сочетание ck.
5. Учитель просит ученика записать слово black на доске и подчеркнуть ck. Затем он объясняет ученику как нужно читать это слово.
Ещё одна проблема, связанная с корректировкой ошибок при чтении, заключается в следующем: нужно ли исправлять ошибки в процессе чтения учеником текста или же после прочтения его. Оба пути допустимы. Ошибку следует исправлять сразу же, если ученик неправильно прочитал слово, которое не однажды встречается в данном тексте. Если же слово дальше не встретится, то лучше исправить учащегося после того, как он дочитает абзац (текст) до конца.
Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать, что обучение чтению оказывает огромное влияние на изучение иностранного языка. С помощью чтения обогащается запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.
Список литературы
1. Блохина С.А., Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Ин.язык в школе, 2007.
2. Ларионова И.В. Английский для подготовки к экзаменам, 2012.
3. Клучникова И.З., Психологические особенности изучения иностранного языка, Просвещение, 2013.
Какую цель ставит перед собой ознакомительное чтение
Наиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности).
В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:
Грамотность чтения, его виды и типы Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Рефлексия текста предполагает размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования ребёнком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Ситуации общения с текстом
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения.
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное.
Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:
Умения «грамотности чтения»
Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое.
Изучающее чтение.
Максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях. Учащийся должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват.
Ознакомительное чтение.
Просмотровое чтение.
Перед ребёнком ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах.
В технологии изучающего чтения существуют разные приемы анализа художественного текста: «Диалог с автором». Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать писателю свои вопросы, «включать» воображение и делать предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Это может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Комментированное чтение. Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст. Особенность комментированного чтения состоит в том, что озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Однако если дети по ходу комментария педагога высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, эти идеи нельзя оставлять без внимания, их обязательно нужно «вплетать» в общий разговор, даже если они расходятся с субъективной точкой зрения учителя. Приём постановки вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы)
Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:
Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения.
Прием самопостановки вопросов к тексту
Прием составления плана
Прием составления сводной таблицы
Прием логического запоминания учебной информации
Включает следующие компоненты:
Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста.
Сплошные тексты (без визуальных изображений)
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации.
Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления. Разрешение проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста.
Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций), можно считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа.
Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром.
В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д.
Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения.
Основные приемы осмысления текста:
Виды работ над текстом
Составление плана.
Предлагая детям пересказать какой-либо текст, следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст »просто так» бессмысленно. Можно предложить обучающимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой.
Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.
Достоинства плана перед другими формами записей:
Требования к формулировке пунктов плана:
Как составить конспект?
Существуют и другие способы и формы работы с книгой.
Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них.
Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить.
Типы вопросов для осмысления текста:
РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Компанец Ольга Викторовна, учитель начальных классов
бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 86»,
Согласно Федеральному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится сформированное «умение учиться» [4, с.6]. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию «универсальных учебных действий» (УУД), которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в начальной школе, как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. В этом отношении определенное значение приобретает вопрос об успешности овладения смысловым чтением. Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится умение работать с различными источниками информации[4].
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие – смысловое чтение. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читателем смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий [1] наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном материале.
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей. Важно развивать у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое чтение);
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое чтение);
критическое понимание информации.
Умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из текста.
Сегодня о чтении принято говорить не столько как об учебном предмете, столько как о процессе осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий, как: коммуникативных – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника; познавательных – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
личностных – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения; регулятивных – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое [3]. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.
Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.
Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах, требующих умений определять тему текста по заголовку, по названию, по его началу и концовке, прогнозировать содержание текста, ориентироваться в его композиции, членить текст на смысловые части и устанавливать отношения между ними, выделять главную и конкретизирующую, существенную и несущественную информацию, видеть ключевые, несущие основную нагрузку слова.
При формировании навыков изучающего чтения учитель, читает вслух текст, делая остановки, во время которых он обращается к классу с вопросами. В последующем учащимся предлагается самостоятельно ставить вопросы после прочтения части текста или текста в целом. Овладению приемами изучающего чтения способствуют также составление плана, постановка вопросов по тексту товарищам или учителю, составление ответов на поставленные вопросы. Приемы изучающего чтения реализуются учащимися в процессе работы с различными текстами в учебниках русского языка. Прежде всего, это тексты параграфов. Их чтение связано с изучением нового материала, с познанием новых явлений и фактов.
Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок текста, соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.), прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям его, осмысливать способы обобщения сказанного в конце текста.
Таким образом, процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»
Климановой Л. Ф., В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 2 класс»
Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал «Начальная школа»
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).
Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.
Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
При поисковом чтении (reading for specific information)текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.
Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:
· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;
· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);
· принятие решения о целевом использовании информации;
· знание структурно-композиционных особенностей текстов;
· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;
· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;
· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.
Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).
В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:
· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;
· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;