какую цель ставит и какие задачи решает дисциплина бжд в медицине
Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.
Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.
Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.
Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.
Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.
Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.
Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек — среда обитания».
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности:
— формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;
— создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Объектом защиты («полигоном») является человек.
Задачи БЖД:
1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
3. защита от опасности;
4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
— идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;
— прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;
— создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
— проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;
— разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
— обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;
— принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.
Причины возникновения дисциплины БЖД в России:
— Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)
— Ежегодное снижение средней общей численности населения
— Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.
Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.
Для решения демографической проблемы необходимо:
— Модернизировать государственную систему защиты человека
— Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
— Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности
Реферат по БЖД «Какие основные задачи решает БЖД?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Факультет славянской филологии и журналистики
Кафедра украинского языка и литературы
Отрасль знаний: украинский язык и литература
Форма обучения: заочная
на тему: « Какие основные задачи решает БЖД?»
Исполнил (ла): студент (ка) 4 курса
Оксана Владимировна Косякова
Кандидат военных наук, полковник, доцент кафедры валеологии и безопасности жизнедеятельности человека
Иван Васильевич Белоусов
Оценка ________________ ___________________________
БЖД как научная дисциплина…………………………………. 5
1.2. Основные теоретические положения и понятия ………. …6
3.1. Естественные опасности………………………. …….….…..13
3.2. Техногенные опасности…………………………………….…14
3.3. Антропогенные опасности……………………………..…. 15
4. Врожденные и приобретенные механизмы
защиты организма человека……………………………………. ……16
4.1. Врожденная и приобретенная система защиты человека от опасностей ………………………………………………………………. ….17
4.2. Анализаторы человека, их характеристики и особенности………………………………………………………………..….21
Список используемой литературы……………………..……………. …28
Современный человек, особенно трудящийся, призван уделять постоянное внимание сохранению и укреплению собственного здоровья. Он должен уметь обеспечивать индивидуальную профилактику возможных негативных изменений, осознанно исповедовать и вести здоровый образ жизни. Принцип «в здоровом теле — здоровый дух» становится важнейшим характерным признаком общечеловеческой культуры XXI в. Повседневная деятельность культурного человека, его поведение, устремления направлены на позитивное преобразование мира, на создание высокоэффективного, гуманистического и рационально обустроенного общества, на собственное гармоничное, духовное и физическое совершенствование.
Целью данного реферативного сообщения является изучение основных задач, которые предусматривает дисциплина «БЖД».
Задачи данного реферативного сообщения:
— рассмотреть общее понятие БЖД;
— определить основные задачи БЖД;
— выявить виды опасностей;
— определить роль врожденных и приобретенных механизмов защиты организма человека, позволяющие своевременно использовать изученный материал в ситуациях предполагаемой опасности.
Объект исследования – задачи БЖД.
Предмет исследования – функционирование и эффективность задач БЖД в жизни человека.
1.БЖД как научная дисциплина
БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».[8]
Основная цель данной дисциплины как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися и преподавателями ставятся задачи:
• освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
• воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; 8 Глава 1. Введение в дисциплину
• развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;
• овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим;
• развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;
• формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельности человека тесно связана:
– с идентификацией (распознаванием) и количественной оценкой негативных воздействий среды обитания;
– профилактикой и защитой от опасностей воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
– ликвидацией последствий воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций.
1.2. Основные теоретические положения и понятия
Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования. [4, C.8]
• С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.
• Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.
• Профилактика опасностей и защита от них — актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано прежде всего государство.
• Обеспечение безопасности — приоритетная задача для личности, общества и государства.
1.3. Вредные факторы
2. Цели и задачи БЖД
В первую очередь, необходимо отметить, что безопасность жизнедеятельности регулируется и обеспечивается каждому гражданину Российской Федерации, что закреплено в Конституции РФ.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Основные цели и задачи БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. [10]
К числу основных задач обеспечения безопасности жизнедеятельности относятся:
— идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
— прогнозирование процессов развития этих негативных воздействий и оценка последствий их действия;
-защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
-ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
3. Источники опасностей
3.1. Естественные опасности
Естественные источники опасности возникают при изменении абиотических факторов биосферы и при стихийных природных явлениях.
К первым относятся:
-факторы водной среды;
Отклонения температуры атмосферного воздуха от допустимой и недостаточная освещенность поверхностей солнечным излучением способствуют появлению естественных опасностей, действующих на человека. Отклонения иных абиотических факторов также могут стать причиной возникновения естественных опасностей, но их проявление, как правило, реже и менее значимо для жизнедеятельности человека.[5, С.71],
Стихийные природные явления лежат в основе возникновения чрезвычайных ситуаций, которые часто сопровождаются стихийными бедствиями – это землетрясения, вулканические извержения, солевые потоки, оползни, наводнения, ураганы, лавины, грозовые разряды и т.д.[5, С.71]
Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т.п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.[5, С.72]
3.2. Техногенные опасности
3.3. Антропогенные опасности
Анализ данных по техногенным авариям и катастрофам показывает, что значительная доля опасностей возникает в результате ошибочных, неправильно принятых человеком решений, когда он сам становится источником опасности. По статистике 45 % аварийных ситуаций на АЭС, свешу 60% аварий на объектах с повышенным риском, 80 % авиакатастроф и катастроф на море, а также 90% автомобильных аварий происходит из-за неправильным действий людей.
Ошибка определяется, как невыполнение поставленной задачи (или выполнение человеком запрещенного действия), которое может явиться причиной тяжелых последствий – травм, гибели людей, порчу имущества или оборудования либо нарушения нормального хода запланированных операций. Ошибки человека могут происходит в различных сферах и условиях его жизнедеятельности. [5,С. 92.]
4. Врожденные и приобретенные механизмы защиты организма человека
Человеческий организм – очень сложная структура. Она имеет целый ряд защитных механизмов, которые защищают человека от многих опасностей в жизни и в процесс трудовой деятельности. Поэтому мы подробно изучим эти механизмы, чтобы знать, как их правильно использовать в практической деятельности.
Мы рассмотрим врожденную и приобретенную систему защиты человека от опасностей, характеристики и особенности анализаторов человека, влияние звуков, цвета, запахов на настроение, состояние и работоспособность человека. Эти вопросы должны представлять интерес для каждого грамотного специалиста и даже обычного человека.[9]
4.1. Врожденная и приобретенная система защиты человека от опасностей
В ходе эволюции в организме человека сформировались механизмы, обеспечивающие приспособление к различным условиям жизни и стабилизацию активности органов и систем организма в определенных функциональных диапазонах. Возможности организма реагировать на внешние и внутренние возмущающие влияния относительно ограничены, но комбинация различных реакций расширяет возможности организма при взаимодействии с внешней средой.
Негативные воздействия на организм могут оказывать различные чрезвычайные раздражители (факторы внешней среды) — физические, химические, биологические, психофизиологические. Степень их вредности относительна и зависит от сопутствующих условий и состояния внешней и внутренней среды организма. Влияние всех этих факторов происходит в конкретных социальных условиях существования, которые имеют нередко решающее значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
Способность организма отвечать на воздействия факторов окружающей среды называется реактивностью.
Реактивность — свойство организма как целого отвечать изменениями жизнедеятельности на воздействия окружающей среды. Реактивность обеспечивается защитно-компенсаторными системами и механизмами, решающая роль в осуществлении которых принадлежит нервной системе. В процессе развития организма нервная система стала ведущей, обеспечивающей целостность организма, его единство с окружающей средой, сохранение постоянства внутренней среды, строения, функций.
Рефлекс — это реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредничестве центральной нервной системы. В основе всякого рефлекса лежит деятельность системы соединенных друг с другом нейронов, образующих так называемую рефлекторную дугу. [9]
Большое значение для безопасности жизнедеятельности имеют понятия условного и безусловного рефлекса.
Безусловные рефлексы — это унаследованные от предков, врожденные рефлекторные реакции, приобретенные в результате эволюционного развития. Они носят название инстинктов, протекают по врожденной рефлекторной дуге. Основными безусловными рефлексами являются сосательный, пищевой, оборонительный, половой. Безусловные рефлексы, возникающие при действии раздражителей внешней и внутренней среды, имеют огромное значение для регуляции таких функций, как кровообращение, дыхание, пищеварение, обмен веществ, выделение, терморегуляция и др., но их недостаточно для того, чтобы обеспечить приспособление организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.[9]
Условные рефлексы — индивидуально приобретенные в процессе жизнедеятельности реакции, содействующие и обеспечивающие приспособление организма к изменяющимся условиям среды обитания. Условные рефлексы носят временный характер, могут исчезать при неподкреплении, и снова появляться в ответ на новые раздражители.
Понятие об условных рефлексах лежит в основе учения И.П. Павлова о первой и второй сигнальной системе. Сигналами называются все раздражители (звук, свет, давление, химические вещества и др.), воздействующие на рецепторы (органы чувств) и вызывающие те или иные рефлексы. Деятельность коры, связанную с восприятием непосредственных раздражителей или сигналов из внешнего мира, называют первой сигнальной системой. Эта система есть у животных и у человека.
У человека пусковым механизмом рефлексов могут быть не только предметы и явления, но и их речевые обозначения, символы явлений. Деятельность коры, связанная с речью, называется второй сигнальной системой.
Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными, относящимися только к определенному раздражителю, непосредственно воздействующему на определенные органы чувств. Особенностью второй сигнальной системы является отвлечение и обобщение раздражителей первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной обобщить и заменить все раздражители первой сигнальной системы, она представляет собой физиологическую основу речи и мышления человека.
В основе деятельности центральной нервной системы лежат процессы возбуждения и торможения. Возбуждение и торможение это две стадии единого нервного процесса, происходящего в центральной нервной системе.
Существует несколько видов торможения. [9]
Внутреннее торможение имеет место только в отношении условно рефлекторной деятельности коры больших полушарий. Оно проявляется в разрыве условно-рефлекторной связи при неподкреплении действия условного раздражителя безусловным.[9]
При изучении безопасности жизнедеятельности большое значение имеют факторы, определяющие предрасположенность человека к травматизму. К таким факторам обычно относят:
-утомление;
-превышение нормальных условий работы или жизнедеятельности (острые и хронические формы нарушения теплорегуляции, освещенности, уровней ионизирующих излучений и т.д.);
-тяжесть и напряженность труда;
-особые психические состояния и эмоциональное напряжение.
Не в последнюю очередь свое конкретное влияние оказывают на предрасположенность к созданию опасных ситуаций личностные характеристики и состояния человека. На это указывает ряд данных. Так, в авиации до 75% аварий и катастроф связаны с ошибками летного состава. На Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года на 4 реакторе при его экстренной остановке было сделано 6 аварийных ошибок. Операторы даже в нарушение инструкций отключили систему аварийной защиты реактора.[9]
4.2. Анализаторы человека, их характеристики и особенности
Анализаторы — это функциональные системы, обеспечивающие анализ (различение) раздражителей, действующих на организм. [9]
Зрительный анализатор обеспечивает более 80% информации о внешнем мире, имеет важное значение в обеспечении безопасности, характеризуется следующими показателями:
• острота зрения — способность раздельного восприятия объектов управляется большим числом биокибернетических устройств;
• поле зрения — состоит из центральной области бинокулярного зрения, обеспечивающей стереоскопичность восприятия; его границы у отдельных лиц зависят от анатомических факторов (размер и форма носа, век, орбит и т. д.); поле зрения охватывает около 240° по горизонтали и 150° по вертикали нормального естественного освещения; [9]
Слуховой анализатор воспринимает звуки, которые представляют собой акустические колебания, способные восприниматься органом слуха в диапазоне 16— 20000 Гц.
Важной характеристикой слуха является его острота или слуховая чувствительность. Она определяется минимальной величиной звукового раздражителя, вызывающего слуховое ощущений. Острота слуха зависит от частоты воспринимаемого звукового сигнала. Абсолютный порог слышимости — минимальная интенсивность звукового давления, которая вызывает слуховое ощущение — составляет 2 • 10
При увеличении интенсивности звука возможно появление неприятного ощущения, а затем и боли в ухе. Наименьшая величина звукового давления, при которой возникают болевые ощущения, называется порогом слухового дискомфорта. Он равен в среднем 80-100 дБ относительно абсолютного порога слышимости. Интенсивность звукового воздействия определяет громкость ощущения, частота — его высоту. Существенной характеристикой слуха является способность дифференцировать звуки различной интенсивности по ощущению их громкости. Минимальная величина ощущаемого различия звуков по их интенсивности называется дифференциальным порогом восприятия силы звука. В норме для средней части частотного диапазона звуковых волн эта величина составляет около 0,7—1,0 дБ. Поскольку слух является средством общения людей, особое значение в его оценке имеет способность восприятия речи или речевой слух. Особенно важно в оценке слуха сопоставление показателей речевого и тонального слуха, что дает представление о состоянии различных отделов слухового анализатора (аудиометрия). Важное значение имеет функция пространственного слуха, заключающаяся в определении положения и перемещения источника звука в пространстве.[9]
Разница между порогом восприятия и порогом узнавания для большинства веществ составляет один порядок: 10—100 мг/м3.
Качественная характеристика запаха обычно определяется как ароматный, эфирный, спиртовой, фенольный, едкий, тухлый, горелый, миндальный, мускатный, лимонный, запах фиалок, роз, гвоздик и т. д..
Изменения обоняния могут протекать по типу:
• гипосмия — снижение остроты обоняния, при этом порог восприятия запаха возрастает;
• аносмия — потеря восприятия запахов;
• гиперосмия и оксиосмия — обострение обоняния, при этом порог восприятия запаха снижается.
Гипосмия может быть полной или частичной. Профессиональная гипосмия может быть:
-функциональной (адаптация к запаху, утомление органов обоняния);
-токсической (после вдыхания свинца, ртути, хлора и др.);
-респираторной (после вдыхания пыли);
-воспалительной;
-постинфекционной;
-посттравматической.
Изменения обоняния могут быть как периферического, так и центрального происхождения, в зависимости от того, какое звено обонятельного анализатора повреждено.
Для каждого анализатора характерна минимальная длительность сигнала, необходимая для возникновения ощущений. Время, проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ответного действия на сигнал (сенсомоторная реакция) называют латентным периодом.[9]
Величина латентного периода для различных анализаторов представлена в табл. 1.