какую цель ставит перед собой художественная литература

Цели художественной литературы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественная литература

Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.

Специфическими характеристиками художественной литературы являются:

Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.

Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.

Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.

Предмет художественной литературы

Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.

Готовые работы на аналогичную тему

В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.

Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.

Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.

Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.

Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.

Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.

Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.

Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.

По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.

Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.

Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.

Функции художественной литературы

Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:

Источник

Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий

какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература.

какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература.

какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература.

По прочитанным детям произведениям воспитатель может узнать, какой след остался в сознании, душе, сердце ребенка, нашла ли отклик прочитанная книга. Обсуждая прочитанное, воспитатель видит, как ребенок относится к героям произведений, к их поступкам, кому симпатизирует, а к кому равнодушен. Ребенок желает быть похожим на какого-то героя, значит, в его сердце сложился образ, который близок ребенку. Читая детям книги, раскрывая внутренний мир героев, взрослый формирует в них нравственные чувства и оценки, нормы поведения: сопереживание положительным героям и антипатию к отрицательным, заставляет детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Раскройте значение художественной литературы.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Литературное произведение дает готовые язы­ковые формы, словесные характеристики образа, опреления, которыми оперирует ребенок. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой. Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в ско­ках — меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Назовите функции художественной литературы.

Воспитательная функция литературы осуществляете особым, присущим лишь искусству способом — силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия с понимания этого вида искусства дошкольниками.

Развитие эстетического восприятия.

Раскрытие мира человеческих чувств, интереса к миру героев.

Через художественную литературу ребенок усваивает язык, познает красоту звучащей родной речи.

«Особенности восприятия детьми литературных

Какие три стадии выделила О.И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?

1. Непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения).

2.понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление)

3.влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Когда появляется у ребенка интерес книге, как он проявляется?

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

7.6.Заполните таблицу:

Возрастная группа Возрастные особенности восприятия
Младшая за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
Средняя происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. Начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.
Старшая Начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). Ввозрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­гося наглядностью, уже вполне сформирован.

«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной литературой».

какую цель ставит перед собой художественная литература. картинка какую цель ставит перед собой художественная литература. какую цель ставит перед собой художественная литература фото. какую цель ставит перед собой художественная литература видео. какую цель ставит перед собой художественная литература смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую цель ставит перед собой художественная литература.

Какую цель ставит перед собой художественная литература?

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Литература помогает детям излагать свое отношение к прочитанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной

Литературой.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературойопределены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

— воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания

произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

— формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

— воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Источник

Задачи литературы в современном социуме

Каковы задачи литературы в современном мире?
Могут ли произведения литературы изменить мир и социум к лучшему?
Может ли сама по себе литература выполнять роль «учебника жизни»?
Нам интересно задать себе эти вопросы?

Несомненно, опыт литераторов помогает человеку не только понять своё место в социуме, не только выверить, правильно построить свой жизненный путь, но помогает и в повседневности, в решении многих социальных проблем и конфликтов. Практически все проблемы и конфликты так или иначе описаны, разобраны в классической литературе, и наша задача – воспринять опыт писателей, осмыслить его и уметь оперировать житейскими выводами на практике. Действительно, обращаясь к литературе, мы сбережём немало личного времени, учась на примерах литературных героев поведению в жизненных ситуациях, постигая людские характеры и судьбы.

Изучая литературу, мы познаём жизнь.

Но литература являет собой также и феномен самовыражения. Писатель творчески выражает себя, свой внутренний мир, «отзеркаливает» в своих героях свои личностные и социальные проблемы. Всем известна крылатая фраза Флобера, автора романа «Мадам Бовари»: «Мадам Бовари – это я». Л.Н. Толстой говорил, что литература позволяет «найти самого себя». Действительно, литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера: одобряя или отвергая поступки героев, человек познаёт самого себя, выказывает и выверяет свой характер вслед за писателем, психологически выстраивает свои личностные основы.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Но литература – это и работа со словом, понимание сути того, как слово может влиять на жизнь человека и общества.

Многие русские писатели справедливо считали, что слово может регулировать жизнь общества, менять развитие общества, служить благим целям. Н.В. Гоголь предлагал каждому «проездиться по России», разумеется, не в качестве туриста, а с целью узнать социальную картину общества, и своей публицистикой, своими произведениями показывал пример деятельного отношения к социальным вопросам. А.П. Чехов предпринял сложную и опасную поездку на Сахалин, и затем с помощью публицистических произведений способствовал улучшению жизни людей этого края. Врач и писатель А.А. Богданов прямо указывал на возможности изменения общества посредством слова.

…Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог.
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества
И как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Ко всем тем формам энергии, что перечисляются в школьных учебниках физики, видимо, следовало бы добавить ещё одну – словесную.

Творение литературы создаёт вокруг себя «силовое поле», и в слове заключены неисчерпаемые запасы энергии.

Мы должны чётко представлять себе социальную роль литературы.

«Литература – это разговор с людьми. Иначе в ней нет никакого смысла», – сказал писатель Юрий Нагибин.

« Литература – не развлечение, не времяпровождение, не источник сведений и не наставление, не подбор красивых эпитетов. Это разговор сердца с сердцем», – говорил он же.

Роль литературы в современном мире возрастает многократно.

Пусть никого не вводят в заблуждение опустевшие залы библиотек: да, еще три десятилетия назад в любую минуту, зайдя в бибиотеку, мы заставали очередь к библиотекарям, выдающим книги; в читальных залах, бывало, не находилось свободного места. Сейчас книжная индустрия развита настолько, что желающий может купить нужную для работы или важную для чтения книгу; добавьте к этому доступность книг на дисках, легкость доступа к ресурсам библиотек через Интернет, доступность чтения книг на планшетниках – электронных носителях информации, куда можно загрузить, скачать из Интернета внушительное количество книг в электронном виде…

И сами библиотеки в современной ситуации начинают играть роль не только «поставщика» информации, но и все более берут на себя роль социального института, призванного объединять и обучать людей. Появляются при библиотеках литературные кафе, литературные гостиные, литературные и театральные кружки, детские комнаты с книгами и игрушками, даже студии, где подростки под наблюдением педагогов совместно готовят уроки. Современные библиотеки выступают организаторами фестивалей, форумов, конференций, литературных чтений – все более играя роль социокультурных площадок города или поселения. Современные библиотеки вполне могли бы заниматься полноценной издательской деятельностью, и мы полагаем, что тандем «библиотека-издательство» был бы достаточно оправдан.
Литература всегда будет востребована социумом, покуда она позволяет увидеть множество людских характеров и ситуаций, понять их – это потребуется в жизни каждому, это пригодится и в деятельности социально-культурного работника.

Значимость литературы как предмета для социально-культурного работника очень высока. С помощью литературы как искусства за короткое время мы приобретаем драгоценный жизненный опыт, безболезненно для себя проигрываем множество жизненных ситуаций, учась на них тому, как вести себя в реальной жизни.

С помощью литературы социальный работник, специалист сферы культурно-досуговой деятельности может узнать массу сюжетов, характеров героев. Из литературных произведений можно вынести целый «багаж» моделей поведения в различных жизненных ситуациях, не тратя время на разбор подобных ситуаций в реальной жизни. Литература обогащает жизненный опыт человека. Не случайно литературные сюжеты ложатся в основу театральных спектаклей и кинофильмов: во многих сюжетах есть важные жизненные уроки, есть целительная мораль. Литература влияет на общество и в большой мере оказывает влияние на поступки человека, формирует его характер.

Способна ли литература влиять на общество?

Да, и это представляется нам очевидным.

Несомненно, в курсе изучения литературы как предмета следует обращать внимание на современную литературу – литературное творчество современных писателей, текущий литературный процесс.

Именно она отвечает на самые насущные вызовы времени. Современную литературу следует изучать, несмотря на то, что множество произведений «на потребу дня» появляется, печатается и исчезает с литературного горизонта. Остаются самые достойные – как правило, те произведения, где писатели дают ответы на сложные и запутанные житейские ситуации. Таковы, например, произведения Юрия Полякова: «Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козлёнок в молоке». Проблематика этих произведений волнует каждого: это вечные дилеммы любви или равнодушия, дружбы или предательства, приспособленчества или честного выбора. К этим темам обращался ещё Шекспир… Но в каждом веке, в каждом десятилетии эти темы требуют внимания вновь и вновь, только в нынешнее время они окрашены в современные тона, с актуальной атрибутикой, со своими ответами на вызовы времени и социума.

Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

Нам представляется важным рассмотреть вопрос о задачах литературы не в художественном и не в литературоведческом аспектах ( такие попытки были предприняты В.Г. Белинским, А.Н. Толстым, И.А. Ильным); нам представляется необходимым рассмотреть здесь вопрос о задачах литературы с точки зрения культурологии..

Так как литература сама по себе не что иное, как часть культуры, то очевидно, что наши знания о функциях и задачах культуры в обществе вполне применимы к литературе; выводы о задачах культуры будут говорить о задачах литературы в частности.
Итак, выделим следующие основные задачи литературы в обществе:

1. Познавательная (гносеологическая) функция литературы.

2. Информативная (трансляционная) функция

3. Коммуникативная функция

4. Регулятивная (нормативная) функция

5. Ценностная ( аксиологическая) функция

6. Знаковая (семиотическая, сигнификативная) функция

7. Деятельностная ( праксиологическая) функция

8. Рекреативная (целительная) функция

9. Компенсаторно-развлекательная функция

10. Адаптационная функция

11. Человекотворческая (гуманистическая) функция

Постараемся кратко представить некоторые функции.

Познавательная (гносеологическая) функция литературы заключается в том, что литература даёт представление о народе, о регионе, о стране, а также о времени – о периоде, о годах событий, об эпохе. Литература осмысливает конкретно взятые пространство и время целокупно с менталитетом народа или менталитетом определенного социума; тем самым литература способствует тому, что люди осознают собственные потребности, выверяют свои интересы.

Так, например, «Белая Гвардия» Михаила Булгакова и «Как закаклялась сталь» Николая Островского с разных точек зрения показывают нам послереволюционную Россию; мы никогда не поймём сердцем всех противоречий грандиозной эпохи в истории Отчизны, изучая историю только по строкам учебников и исключив вклад литературы.

Информативная (трансляционная) функция проявляется в том, что литература передаёт опыт и знания предшествующих поколений. Здесь мы процитируем слова, сказанные профессором, доктором философских наук Л.З. Немировской относительно трансляционной функции культуры. Мы полагаем, что выдержка из учебного пособия Л.З. Немировской «Культурология» удачно иллюстрирует также информативную функцию литературы: «Информативная функция позволяет людям осуществлять обмен знаниями, навыками. Хорошо сказал по этому поводу Бернард Шоу: «Если у вас яблоко и у меня яблоко, и мы обмениваемся ими, то у каждого остаётся по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее, и мы передаём их друг другу, то ситуация меняется. Каждый сразу же становится богаче, а именно – обладателем двух идей».

Таким образом, становится понятно, что информативная функция литературы «работает» с «социальной генетической наследственностью» человечества; наиболее насыщены ею древние предания, легенды, былины, сказания… В самом деле, ничего «познавательного» для нас в сказах о Змее-Горыныче или о Бабе-Яге нет, настолько ничтожна вероятность для человека разумного встречи с ними. Одновременно сказы эти несут в себе колоссальную «генетическую социальную» нагрузку, работают на механизм социальной идентификации.

Примером же, где информационная задача ставилась писателем меньше всего, может послужить повесть А.П. Чехова «Дама с собачкой». Информационная составляющая сюжета сводится здесь всего лишь к банальному сообщению о курортном романе. Очевидно, главную нагрузку здесь несут две другие функции – а именно ценностная и человекотворческая, иначе никакие поколения не стали бы перечитывать как поэму о любви такой незатейливый житейский сюжет – перечитывать вновь и вновь.

Коммуникативная функция литературы состоит не только в том, что посредством литературных произведений мы можем «общаться» с людьми других стран, с людьми других профессий, с людьми другого круга жизни и даже с людьми иных эпох – читая их дневники, мемуары, рассказы, эссе… Не только в том, что мы, читая, видим и «обсуждаем» с писателем общие проблемы, обращаясь к своему собственному опыту. Коммуникативная функция литературы способствует духовному росту личности, самосовершенствованию человека, адаптации человека в социуме.

Наиболее заметно выполняют коммуникативную функцию произведения, прямо ориентированные на живую и яркую реакцию читателя: произведения публицистического жанра, сатирические произведения. Сразу вспомнятся «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е. Петрова, рассказы М. Зощенко. Часто яркую коммуникативную роль играют и автобиографические произведения, например, «Былое и думы» А. Герцена.

Но бывает и так, что произведение заведомо не ориентировано на коммуникативные реакции читателя и ведет себя как «вещь в себе», тем не менее имея и свое место в литературе, и свой круг читателей. Пожалуй, в качестве примера можно привести «Поэму без героя» А. Ахматовой, где поэтесса сама не стремится к тому, чтобы произведение было верно понято и легко воспринято каждым читателем. Опять-таки, несоблюдение одной или даже нескольких функций не лишает истинные произведения литературы присущей им ценности: так, наш современник Михаил Веллер призывал в данном случае не искать в золоте жемчужного блеска, а в жемчуге – вкраплений золота; в каждом свои достоинства и своя природа их соотношений.

А поэт, переводчик С.Я. Маршак всерьёз записывал в заметках, сколь много отзывов на переводы сонетов Шекспира присылали ему читатели со словами, что чтение сонетов заметно облегчало течение хронических заболеваний…

Исследования, проведенные специалистом МГУКИ, преподавателем Ю.М. Малышевой касались литературы древнерусской, а именно «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», и выявили, что художественное чтение этих произведений в ряде лечебных учреждений также заметно облегчало состояние пациентов, воодушевляло их к выздоровлению, пробуждало душевные целительные силы.

Оригинально сказал поэт В.Н. Сосин о целительных свойствах хорошей поэзии, посвящая одно из стихотворений собрату-поэту:

«Когда бы волею Всевышнего
Я на Руси был главный лекарь,
Стихи Евгения Мартишина
Я б разослал по всем аптекам»

Сам Е.А. Мартишин, писатель и преподаватель, признавался, что часто люди обращались к нему, говоря, что в сложных жизненных ситуациях утешались, читая его стихи, находили после чтения стихов новые силы и новую мотивацию к жизни и работе.

На рекреативную роль литературы указывал писатель М. Веллер в книге «Перпендикуляр»: «Библиотерапия. Хорошее слово. Вполне имеющее право на существование… Литература оказывает на читателя, кроме прочего, также и терапевтическое воздействие…»

Нам осталось только привести здесь пример произведения, где целительная роль не выполняется вовсе.Таким примером может служить стихотворение-поэма Ильи Сельвинского «Портрет Лизы Лютце»:

Строки далеки от гуманистических идеалов. Но на каждое настоящее произведение искусства найдется свой зритель, свой читатель – именно в том душевном состоянии, которое изменится, динамично и позитивно среагирует на встречу. И, желая привести пример художественного произведения, не обладающего целительной силой, мы скорее признаем, что это такой пример привести мы не сможем. Мы скорее приведем пример произведения, где целительная задача автором совершенно не рассматривалась.

Но и это будет трудно: даже учебник математики структурирует память, стимулирует разум, усиливая энергопотенциал человека.
Так что, строго говоря, мы не можем привести пример произведения истинной литературы, совершенно не выполняющего целительных задач.

Знания о функциях (задачах) литературы в обществе понадобятся специалисту сферы культуры при выборе персоналий и произведений для проведения досуговых мероприятий.

Мы надеемся, что данный подход позволит молодым специалистам приобрести более независимый и более уверенный критический взгляд.

Мы завершим этот краткий обзор словами наших классиков – критика и писателя.

«Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни», – писал В.Г. Белинский.
«Литература непременно должна быть выражением – символом внутренней жизни народа», – то ли требовательно указывал, то ли смиренно мечтал великий критик.

«Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку», – говорил писатель, поэт, видный общественный деятель Максим Горький.

И в этих словах заключено многое, что мы хотели сказать о роли литературы в современном мире и задачах литературы в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *