какую цель преследовал план маршалла
В чем заключался план Маршалла, его цели и результат
План Маршалла — программа восстановления Европы после Второй мировой войны. Госсекретарь США Джордж Маршалл представил план помощи европейским государствам 5 июня 1947 года в Гарвардском университете. Реализация программы началась после принятия конгрессом США в апреле 1948 года закона «Об экономическом сотрудничестве», который определил размеры финансовой помощи Европе на ближайшие четыре года. План Маршалла заключался в восстановлении экономики государств Западной Европы.
История вопроса
Во время Второй мировой войны европейские страны подверглись сильным разрушениям. Бомбардировки уничтожили множество промышленных предприятий. Были приведены в негодность транспортные магистрали, разрушены мосты, превращены в развалины дома и важные транспортные узлы. Сотни тысяч жителей остались без крова. У стран, разорённых военными действиями, не было средств на восстановление экономики. Поэтому они согласились принять финансовую помощь.
СССР отказался от участия в программе и запретил странам Восточной Европы участвовать в ней, потому что боялся усиления влияния Соединённых Штатов на страны народной демократии, коммунистические правительства которых контролировались Советским Союзом.
Цели программы
12.07.1947 в Париже состоялась встреча представителей стран-участниц программы. Созданный в результате встречи Комитет сотрудничества установил требуемые размеры помощи, разработал сроки предоставления и цели субсидирования. Страны, принимавшие участие в программе, обязались создать фонды под контролем США. План Маршалла предусматривал ускоренное развитие европейской экономики и должен был оказать влияние на следующие процессы:
Общий объём ассигнований составил 12,5 млрд долларов. Знаменитый план Маршалла реализовывался в соответствии с доктриной президента США Тумена, которая была направлена на сдерживание СССР. Поэтому помощь предлагалась только странам, которые откажутся от представительства коммунистической партии в правительстве. Последствием этого стало ослабление позиции коммунистов в Европе и переход к холодной войне.
Кроме Западной Европы, помощь от США получала Япония и некоторые другие азиатские страны. Согласно плану Маршалла Соединённые штаты, которые стали после войны мировым лидером, стремились распространить своё влияние на Европу и обеспечить построение демократии по американскому образцу.
План Маршалла был выгоден Америке и тем, что предохранял её промышленность от перепроизводства. Европа стала огромным рынком сбыта американских товаров. Кредиты, которые выдавали банки США, тратились на американские экспортные товары.
Результаты исполнения плана
План Маршалла окончил действие в 1951 году. Вместо него, был принят закон «О взаимном обеспечении безопасности», который послужил гарантией взаимодействия в экономической и в военной сферах. Цели программы восстановления во многом были достигнуты:
Согласно плану Маршалла США укрепили сотрудничество со странами Западной Европы. В то же время политологи Советского Союза считали, что США используют свои ссуды и кредиты в целях расширения сфер влияния и достижения экономического господства. Экономическая помощь превратилась в политический инструмент усиления авторитета.
План Маршалла
5 июня 1947 года в Гарвардском университете государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил о необходимости поддержки послевоенной Европы и выдаче государствам, пострадавшим от военных действий денежных дотаций. При этом Маршалл призывал протягивать руку помощи, невзирая на различия в политических взглядах: не только капиталистическим державам, но и социалистическим странам. Однако в этой речи государственный секретарь обозначил лишь экономические цели, политические же задачи, которые США хотели решить при помощи этого плана, были скрыты от широкой публики. Несмотря на заявленный альтруизм (и вполне реальные положительные сдвиги в европейской экономике, наступившие после реализации намеченных мероприятий), план Маршалла стал одним из важнейших этапов развития «холодной войны».
С 1948 по 1952 годы план Маршалла определял всю американскую внешнюю политику в Европе и стал отправной точкой для создания блока НАТО в 1949 году.
Причины и цели
Помимо восстановления европейской экономики, план Маршалла преследовал и вполне прагматические цели, направленные на укрепление позиций самой Америки. Одной из основных причин появления плана Маршалла был экономический спад, начавшийся в США в 1947 году. Послевоенная Европа из-за нехватки долларов не могла закупать американские товары в прежних масштабах, что грозило США кризисом перепроизводства и безработицей. Кроме того, США не устраивал возросший после победы статус СССР. Установление экономического влияния позволило бы США ослабить положение Советского Союза в Европе.
Таким образом, план Маршалла преследовал следующие цели:
В целом, можно сказать, что в долгосрочной перспективе план Маршалла должен был стать важным инструментом сначала экономической, а потом и политической экспансии США. Он позволил начать атлантическую интеграцию. План Маршалла был логическим продолжением появившейся в марте 1947 года «доктрины Трумэна», согласно которой США должны были сдерживать развитие социализма. В рамках этой же программы позже стала осуществляться военная помощь странам, поддерживающим США.
Подготовка реализации плана
Высокопарная речь Маршалла не содержала в себе конкретного плана действий. Многие специалисты склоняются к тому, что она явно была составлена на скорую руку. Но, несмотря на это, речь встретила горячую поддержку в Великобритании и Франции. Американские политики выступали за скорейшую реализацию плана. Простые американцы также поддержали идеи Маршалла, но сугубо из альтруистических побуждений, не видя реальной политической подоплёки. Против плана Маршалла выступил только бывший вице-президент США Генри Уоллес, придерживавшийся леволиберальных взглядов. Но на него обрушилась критика.
Уже 12 июля в Париже для обсуждения дальнейших действий собрались представители США и 16 западноевропейских стран: Австрии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Швейцарии, Греции и Турции. В конце 1949 года к перечисленным государствам примкнула Западная Германия.
Вопреки планам Вашингтона, СССР и страны Восточной Европы, на которые оказывала влияние Москва, отказались от участия в проекте послевоенного восстановления, хотя Польша и Чехословакия дали своё предварительное согласие. Вскоре парижский форум получил название Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству (КЕЭС). Главной задачей Комитета было определение нужд Европы и оценка имеющихся у неё ресурсов. 22 сентября был подписан экспертный доклад КЕЭС, призывавший к немедленным действиям. Доклад лёг в основу американского закона «О европейском восстановлении», утверждённом в апреле 1948 года. Осуществить все необходимые мероприятия предстояло за 4 года.
Для реализации плана Маршалла была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На тот момент в её задачи входили: экономическая интеграция европейских государств; создание международного рынка; устранение барьеров, препятствующих международной торговле; определение размеров финансовой помощи для каждой страны и выработка экономических стратегий с учётом национальных особенностей того или иного хозяйства. На помощь иностранным государствам уходило около 15% бюджета США. Европе выделялись как деньги, так и оборудование. Всего в рамках плана Маршалла государствам Европы планировалось передать 17 млрд. долларов. Однако из-за начавшейся войны в Корее реализация плана была частично свёрнута, и Европа получила только 13 млрд. При перерасчёте на сегодняшние цены, эта сумма равна приблизительно 150 млрд. долларов.
Самые большие суммы на восстановление получили: Великобритания, Франция и Западная Германия – 3,2, 2,2 и 1,4 млрд. долларов соответственно. Самые скромные выплаты были выданы Португалии и Исландии – 70 и 43 млн. долларов соответственно.
Мероприятия, осуществляемые в рамках плана Маршалла
С самого начала реализации плана США выдвинули собственные требования странам, получающим помощь:
Для либерализации торговли в 1949 году были подписаны Женевская и Гаванская конвенции. Они снижали таможенные тарифы и уничтожали ряд лицензий, необходимых для реализации иностранных товаров в некоторых странах. Создание единого экономического пространства подразумевало слияние национальных предприятий в огромные промышленно-добывающие конгломераты. Это, с одной стороны, позволило бы выжать из промышленности максимум, а с другой – упростило бы поставки товаров и сырья за океан.
Так обстояло дело с установлением общеевропейских правил экономической жизни. Восстановление же отдельных хозяйств шло по индивидуальным сценариям.
Во Франции и Швеции, например, внедрялись жёсткие директивные модели с централизованным планированием и национализацией крупных отраслей. В Италии же, напротив, несмотря на определённое увеличение государственного сектора, возлагались большие надежды на местных предпринимателей. Итальянские бизнесмены получали достаточно инвестиций для покупки американского оборудования и расширение производства. А в Великобритании большая часть средств была пущена на попытку стабилизации национальной валюты.
Важным шагом, принятым США в рамках реализации плана Маршалла, стало восстановление Западной Германии. Об этом решении было объявлено ещё в мае 1947 года и тогда оно вызвало возмущение в Париже. Подобные мероприятия прямо противоречили условиям, выработанным на Потсдамской конференции. Однако Вашингтон считал необходимым делать ставку именно на Германию как на главного антагониста коммунистического режима. Поэтому с августа 1947 года в Западной Германии началось активное строительство заводов и фабрик. Огромные средства вливались в кредитно-банковскую систему. Именно банкиры вывели, в итоге, страну из кризиса, скупая акции наиболее важных для национальной экономики предприятий. В дальнейшем, укрепление Германии серьёзно повлияло на расстановку политических сил на континенте. Любопытно, что предоставление экономической помощи Западной Германии происходило одновременно с выплатой Берлином репараций пострадавшим в ходе войны государствам. В этой ситуации без американской помощи европейские страны так и не получили бы своих законных компенсаций.
К 1951 году план Маршалла перерос в программу «Взаимного обеспечения безопасности», которая предусматривала не только экономическую, но и военную поддержку. Окончательное сворачивание плана Маршалла произошло во второй половине 1960-х годов, когда европейские державы стали отказываться от доллара и требовать от Вашингтона обмена американской валюты на золото. Это стало причиной серьёзного финансового кризиса в США.
Итоги
План Маршалла оздоровил европейскую экономику и привёл к повышению уровня жизни европейцев. США не только предоставили Европе деньги и обрудование, но и программу наиболее эффективного использования этих средств. Как показывает статистика, до 1947 года национальный европейский капитал использовался не совсем разумно. До вмешательства американских специалистов деньги вкладывались в нежизнеспособные проекты, не имеющие потенциала, реализовать конверсию экономики, переведя её на мирные рельсы, Европе также не удавалось. План Маршалла позволил восстановить разрушенные предприятия и построить новые; реструктурировать промышленные отрасли; возродить европейский средний класс и дать толчок дальнейшему экономическому процветанию стран-участниц проекта. К началу 1950-х годов уровень промышленного производства превысил на 40% довоенные показатели, сельского хозяйства – на 20%.
Лидерами послевоенного экономического роста стали: Италия, Западная Германия, Греция и Франция, где полученные средства были использованы весьма рационально. Американские экономические модели были гармонично вписаны в собственный хозяйственный опыт и дали максимальные плоды.
В то же время нельзя сказать, что реализация плана Маршалла была единственной причиной стабилизации экономики европейских стран. Несмотря на разрушительную войну, Европа всё же не потеряла все свои ресурсы и возможности. Осуществить все мероприятия в рамках плана Маршалла удалось только половине кредитуемых держав. Великобритания, получившая самую большую финансовую помощь, и вовсе потеряла свои лидерские позиции в экономической жизни Европы и погрузилась в циклический кризис. Кроме того, весьма показателен тот факт, что послевоенный экономический подъём произошёл в такой стране как Испания, не получившей американской экономической помощи.
Впрочем, план Маршалла стал причиной глобальных перемен в международной политике, не исчерпывающихся одними только изменениями национальных экономик:
ЕГЭ. История. Термины. План Маршалла
ЕГЭ. История. Термины
План Маршалла
Плакат по поводу плана Маршалла( « Какова бы ни была погода, мы должны двигаться вместе»)
Цели плана Маршалла
Экономические
Обеспечение послевоенного мира
Восстановление экономики, разрушенной во время войны
Устранение торговых барьеров
Развитие европейской инфраструктуры в целом
Политические (они открыто не высказывались)
Глобальное противоборство коммунизму на европейском рынке
Экономическая зависимость стран Западной Европы от США, что приводило бы к потере внешнеполитического суверенитета
Влияние США на внутриполитическое устройство стран, стремление установления в них демократии по американскому образцу
От участия в реализации плана отказались все страны Восточной Европы, СССР, а также Финляндия, так как видели в этом угрозу своим интересам.
Основные положения плана Маршалла
Создание в США правительственного комитета по изучению состояния экономики стран
Определение срока, в течение которого США будет оказывать помощь, – 5 лет
Определены размеры конкретной помощи каждой стране, сроки и целевое назначение средств( финансовая помощь, поставки питания, одежды, оборудования)
Предоставление международных займов на покупку промышленного оборудования
Поставка в страны сырья под гарантию США
Обязательное требование странам: выведение коммунистов из правительства. Это привело к тому, что к 1948 году ни в одной стране Западной Европе в правительстве не было коммунистов.
План был свёрнут лишь во 2-ой половине 1960-х годов, когда страны стали отказываться от американских долларов, требуя заменить их золотом, что привело в девальвации доллара.
Экономика стран восстановилась быстрее, чем это могло бы быть
Европейские страны расплатились с внешним долгом
Влияние коммунистов в них было значительно ослаблено
Значительно улучшился уровень жизни населения в странах
США получили возможность использовать глобальные рынки
Противостояние привело к усилению «холодной войны», к началу гонки вооружения
Создание международных организаций: в 1944г.- Международный валютный фонд и Всемирный банк; в 1947 принято Генеральное соглашение о тарифах и торговле.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
План Маршалла
План Маршалла (официальное название «Программа восстановления Европы») – программа помощи Европе после Второй мировой войны (1939-1945). Предложен в 1947 г. американским госсекретарем Джорджем К. Маршаллом и вступившим в силу в апреле 1948 г. В реализации плана участвовали 17 европейских государств.
В данной статье мы рассмотрим главные особенности план Маршалла.
История плана Маршалла
План Маршалла был разработан для установления послевоенного мира на территории Западной Европы. Американское правительство было заинтересовано представленным планом в виду многих причин.
В частности, США официально заявляли о своем желании и содействии в восстановлении экономики Европы после разрушительной войны. Кроме этого, Штаты стремились избавиться от торговых барьеров и искоренить коммунизм из властных структур.
В то время главой Белого дома был Гарри Трумэн, который доверил отставному генералу Джорджу Маршаллу должность госсекретаря в администрации президента.
Стоит отметить, что Трумэн был заинтересован в эскалации холодной войны, поэтому нуждался в человеке, который бы пропагандировал интересы государства в самых разных сферах. В результате, для этой цели идеально подошел Маршалл, обладавший высокими интеллектуальными способностями и интуицией.
Программа восстановления Европы
После окончания войны многие европейские страны находились в тяжелом экономическом состоянии. Людям не хватало самого необходимого, а также наблюдалась серьезная гиперинфляция.
Развитие экономики шло крайне медленно, а между тем в большинстве стран коммунизм становился все более популярной идеологией.
Американское руководство было обеспокоено распространением коммунистических идей, видя в этом прямую угрозу нацбезопасности.
Летом 1947 г. во Франции для рассмотрения «плана Маршалла» встретились представители 17 европейских государств. Официально план был направлен для скорейшего развития экономики и устранения торговых барьеров. В результате, данный проект вступил в силу 4 апреля 1948 г.
Дело в том, что после войны США были единственным крупным государством, чья экономика осталась на высоком уровне. Благодаря этому, американский доллар оказался основной резервной валютой на планете. Однако не смотря на ряд положительных аспектов, Америке был нужен рынок сбыта, поэтому ей было необходимо, чтобы Европа находилась в стабильном состоянии.
Таким образом, восстанавливая Европу американцы инвестировали в свое дальнейшее развитие. Стоит не забывать, что согласно прописанным условиям в плане Маршалла, все выделяемые средства могли использоваться исключительно для приобретения промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Однако США были заинтересованы не только в экономических, но и политических выгодах. Испытывая особое отвращение к коммунизму американцы добились того, чтобы все страны-участницы плана Маршалла, исключили из состава своих правительств коммунистов.
Искореняя прокоммунистические силы, Америка по сути имела воздействие на формирование политической обстановки в ряде государств. Таким образом, платой за восстановление экономики для стран получивших кредиты, стала частичная потеря политической и экономической независимости.
План Маршалла
“ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”
При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
Из речи госсекретаря США Дж.К. Маршалла в Гарвардском университете 5 июня 1947 года
СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА
Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».
Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…
В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…
2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».
Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.
СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».
Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.
М.М. Наринский. СССР и План Маршалла
ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.
В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».
В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…
План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.
Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»( о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».
119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй — все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано — «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».
С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:
«Европе Маршалл так помог
Что этой «помощи» в итоге
Теперь Европа, видит бог,
Вот-вот совсем протянет ноги».
Август — сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.