какую цель не преследуют университеты третьего возраста
Университет третьего возраста
Университет третьего возраста — это форма просветительской работы с пожилыми людьми и инвалидами, ставшая популярной в работе центров социального обслуживания г. Москвы и многих субъектов Российской Федерации. Все услуги в рамках данного направления предоставляются бесплатно.
Цели работы деятельности специалистов в рамках данной социальной практики:
— стимулирование жизненной и общественной активности пожилых людей;
— предупреждение преждевременного старения, профилактика одиночества;
—- развитие социально одобряемых форм деятельности, интересов, потребностей клиентов.
Занятия в Университетах третьего возраста ведут специалисты центров социального обслуживания: психологи, юристы, музыкальные работники, специалисты по социальной работе, имеющие дополнительное образование программиста, флориста либо иные художественные навыки, знание основ театральной постановки и т. д.
В рамках Университета действуют факультеты:
— информатики;
— правовой грамотности;
— психологической поддержки;
— творческого развития;
— иностранного языка и др.
Запись на факультеты осуществляется добровольно, обучение часто ведут молодые люди, которые в силу своего возраста являются источником оптимизма и стимулом для пожилых людей к сохранению активности, мобильности, быстрому восприятию и закреплению информации. Работает эффект соревновательности поколений, который дополнительно стимулирует процесс обучения.
Одним из условий существования Университета является создание его атрибутики: логотипа, девиза, корпоративных цветов, гимна. Преподаватели ведут журналы посещений занятий, выдают каждому “студенту” программу обучения, график занятий, памятку студента и т. д. У обучающихся в Университете третьего возраста нет зачетных книжек и студенческих билетов. Главные критерии успешности обучения пожилых людей — проявляемый интерес к занятиям и применение полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни. После окончания учебы “студентам” вручают диплом.
Социальные результаты могут быть следующими:
• возможность трудоустройства в результате получения знаний, необходимых на новом месте работы;
• сформированные навыки работы на компьютере, умение пользоваться техникой цифрового формата, что помогает в повседневной жизни;
• умение самостоятельно составлять претензии и исковые заявления;
• наблюдаемые успехи в физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей (устранение дефицита общения, более активный образ жизни, улучшение самочувствия, настроения и т. д.).
Мой третий возраст унынью не причина,
Есть на земле для нас ведь университет,
Тот, кто придумал – просто молодчина,
Теперь для стариков преграды вовсе нет.
Нас там научат умирать достойно,
Ведь смерти никому из нас не избежать,
Как и до гроба оставаться стройным,
Как только самому всегда принадлежать.
Но главное для нас, как избежать маразма,
Как приучить себя, чтоб вдруг все потерять,
Как на обиды отвечать с сарказмом,
Как, будучи больным, здорового сыграть.
Столичные пенсионеры смогут бесплатно изучить иностранные языки, освоить компьютер или получить рабочую специальность. Прием заявок начнется 16 октября.
Новый образовательный проект для пожилых людей под названием «Серебряный университет» стартует в Москве 1 ноября. Его участниками станут москвичи пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет. В «Серебряном университете» они смогут не только интересно провести время, но и приобрести знания и навыки, повышающие качество их жизни.
Например, освоить компьютер и мобильные приложения, изучить иностранные языки, постигнуть основы финансовой и правовой грамотности. В «Серебряном университете» можно будет получить профессию няни, изготовителя кукол или озеленителя городских территорий. Прием заявок на бесплатное обучение начнется 16 октября в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСО).
«В Москве проживает более двух с половиной миллионов человек пожилого возраста — это около четверти взрослого населения города. Наша цель — продлить их творческое и профессиональное долголетие, организуя культурный и образовательный досуг, — рассказал Министр Правительства Москвы, глава Департамента труда и социальной защиты населения города Владимир Петросян. — “Серебряный университет” даст возможность пенсионерам изучить то, что не получилось освоить раньше из-за нехватки времени. Ведь в молодые и зрелые годы они в основном посвящали себя работе и заботам о семье».
Как уточнил Владимир Петросян, программа обучения разработана совместно с Московским городским педагогическим университетом. При ее создании специалисты основывались на опросах, проведенных в ТЦСО среди пожилых людей. Такой мониторинг помог определить сферу интересов столичных пенсионеров.
Занятия будут проходить как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и на площадках Московского городского педагогического университета. Они расположены в восьми столичных округах — Западном, Юго-Западном, Центральном, Восточном, Северо-Восточном, Северном, Северо-Западном и Зеленоградском. В каждой группе будет по 15–20 человек. Ожидается, что до конца года обучение в университете пройдут 2600 пенсионеров.
Студенты преклонного возраста смогут поступить на один из пяти факультетов: гуманитарный, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности. На гуманитарном факультете пожилые люди будут изучать азы разговорного английского и немецкого языков, историю и культуру Москвы, а также познакомятся с особенностями волонтерской работы. На этом же факультете пройдет обучение такой профессии, как рабочий зеленого хозяйства.
Во время занятий на факультете массовых коммуникаций и информатики пенсионерам объяснят, как устроено современное информационное пространство, научат их пользоваться гаджетами и расскажут об основах журналистики. На факультете культуры и творчества будут проходить практические занятия по танцам и рукоделию. Здесь же можно будет освоить профессию изготовителя кукол.
Студенты факультета здоровья и безопасности пройдут курсы «Основы финансовой и правовой грамотности», «Оздоровительное плавание» и «Еда вместо лекарств». А на психологическом факультете пожилые люди научатся предупреждать и разрешать конфликты, а также преодолевать психологические барьеры в общении. Здесь же пенсионеры смогут получить профессию няни.
Длительность общеобразовательных программ составит от 24 до 36 часов. На обучение рабочим специальностям отведено до 160 часов. Уроки будут проходить не менее двух раз в неделю по два академических часа. Помимо теоретических и практических занятий, студенты смогут посещать тренинги и мастер-классы специалистов в конкретных областях. Кроме того, в университете будут проводиться фестивали, творческие вечера и вечера отдыха.
В конце обучения выпускникам выдадут сертификаты о прохождении образовательного курса. Это не дипломы государственного образца, но эти документы подтверждают полученные знания и навыки.
Университеты третьего возраста в России и за рубежом
Чувство одиночества, изоляция, негативное отношение к собственному возрасту и социальному статусу – проблема 70% российских пенсионеров. И это не обязательно связано с низким экономическим уровнем поддержки пожилых, как принято считать. Таковы российские исторические и семейные традиции.
Но поддерживать активность пожилых необходимо. Именно поэтому все большую популярность и развитие приобретают Университеты третьего возраста. Как же реализуется эта технология в России и за рубежом?
Геронтообразование – это социальная технология, которая направлена не только на обучение пожилых, но и на подготовку кадров для работы с этой категорией. Основной мировой тенденцией в этом направлении является создание Университетов третьего возраста. В России технология активно внедряется в последние годы на базах КЦСОН. Однако история подобных образований в мире насчитывает уже несколько десятилетий.
Первый институт образования пенсионеров был основан еще в 1962 году в Нью-Йорке. Уже тогда общемировая тенденция к старению населения стала актуальной. И именно с этого момента ведет отсчет современная система образования для пожилых.
Развитие этой сферы привело к формированию двух основных моделей Университетов третьего возраста.
Развитие образования для пожилых на сегодняшний день на довольно высоком уровне в Великобритании, Польше, Германии, Франции, Голландии, Японии и Америке. Для российского общества Университет третьего возраста – относительно новое явление. Первые попытки такой работы начали внедряться приблизительно с 1995 года, а их организация больше напоминала клубную работу.
Сейчас направление активно развивается на базах КЦСОН. Во многих регионах проводятся исследования, их результат позволяет говорить: наши граждане пожилого возраста хотят учиться, общаться и жить полной жизнью. Однако, в целом, отношение к старости отличается от того, как смотрят на этот процесс за рубежом.
Ниже приведена сравнительная таблица об отношении к пожилым в разных странах.
Еще совсем недавно образование для пожилых было связано с объединениями по интересам. Сейчас образование пожилых – это именно университеты, где, в идеале, преподают специально подготовленные кадры. Цели, которые реализуют Университеты третьего возраста
Все эти направления активно реализуются на базах КЦСОН, психологических и социальных центров, региональных отделений и объединений пенсионеров России. Потому можно говорить, что наша страна активно внедряет опыт зарубежных коллег. Однако число вовлеченных в образовательный процесс пенсионеров пока остается невелик – менее 1%. Будем надеяться, что вскоре эта цифра возрастет в десятки раз, а видение старости в нашей стране изменится на более позитивное.
Спасибо за внимание и хорошего Вам дня!
Учиться никогда не поздно! Университеты третьего возраста
Учеба на пенсии
Пенсионный возраст – это период, когда заканчивается трудовая деятельность и появляется много свободного времени. Дети выросли, семейных обязанностей стало меньше, государственный долг выполнен. Происходит переоценка жизненных приоритетов, интересов и даже смысла жизни. Можно прислушаться к собственным желаниям и наконец осуществить свои мечты. Заняться тем, чем хотелось, но не хватало сил и времени. Или можно научиться чему-то новому. Ведь пенсия – это лучшее время для самосовершенствования и самопознания.
Что такое университет «третьего возраста»?
Университет «третьего возраста» – это международное движение по стимулированию к просвещению людей пожилого возраста, для лучшей ориентации в современных условиях жизни.
Впервые такие университеты появились во Франции, как заочный курс для людей «в возрасте». Затем подключилась Великобритания, которая сильно модернизировала систему Франции, посчитав, что пожилые люди могут еще внести вклад в развитие экономики страны. Великобритания добавила различные курсы по ведению домашнего хозяйства, без формальной привязанности к университетам.
По версии британского международного университета «третьего возраста», «третий возраст» наступает после окончания полной занятости человека и ответственности его как родителя. Здесь нет четких временных границ наступления данного периода в жизни человека. Главное, что он заканчивает свою основную трудовую деятельность. Как правило, это время выхода на пенсию, дети выросли и создали свои семьи. На практике, в нашей стране «третьим возрастом» называют пенсионеров.
Любой человек может присоединиться к движению университета, даже работающие неполный рабочий день. Нет ни каких критериев отбора.
В России под университетом «третьего возраста» понимается просветительская деятельность с пожилыми людьми и инвалидами, с целью стимулирования социальной активности данной категории граждан и лучшей их адаптации под реалии современного мира.
Почему пожилому человеку стоит пройти обучение?
Университеты «третьего возраста» направлены не на получение профессиональных навыков, а на удовлетворение потребности в общении, самовыражении, освоении компьютерных технологий, обучении навыкам самопомощи.
Занятия ведут специалисты центров социального обслуживания: тренеры, психологи, юристы, программисты, люди творческих профессий. Все занятия в Университетах проводятся бесплатно.
Основные формы работы – это лекции, беседы, теоретические и практические занятия, экскурсии, игровые методы, мастер классы. Благодаря большому выбору факультетов, любой желающий может выбрать для себя наиболее привлекательные направления. Обучение проходит как в группах, так и индивидуально.
Популярные направления Университетов «третьего возраста»:
Как найти Университет «третьего возраста» в своем городе?
Виртуальный университет
Существуют также виртуальные университеты «третьего возраста», предоставляющие свои услуги онлайн. Для тех, кто не может посещать «в живую» занятия, специально создали дистанционные группы.
Дистанционные занятия позволяют глубже погрузиться в большее количество различных сфер знаний, на которые раньше не было возможностей. В онлайн курсах представлен большой выбор направлений деятельности университетов, а их качество ничуть не уступает авторским методикам, проводимых офлайн. Все занятия проводятся с мультимедийным сопровождением, что позволит лучше усвоить материал.
Забить на возраст
Долголетие ставит новые задачи перед государством и открывает интересные возможности для бизнеса и пенсионеров
Текст: Ольга СУБАНОВА
В 1917 году английский король Георг V решил поздравить подданных, которым исполнилось 100 лет. Его личный секретарь подготовил тогда 24 телеграммы. Спустя век дочь монарха Елизавета II направила юбилярам уже около 14 тысяч поздравительных адресов на личное поздравление Ее Величества может рассчитывать каждый, кому стукнуло 100 и более лет.
В Японии в 1963 году проживало 153 долгожителя, а в 2018 году число японцев в возрасте от 100 лет превысило 70 тысяч. В России, по данным Пенсионного фонда, вторую сотню разменяли почти 15 тысяч человек.
Мы привыкаем к тому, что мир стремительно стареет. Темпы увеличения численности старшей возрастной группы с 60 до 90 лет растут быстрее, чем общие показатели роста населения. Согласно отчету ООН «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2017 года», сейчас на Земле проживает 962 миллиона человек, перешагнувших 60-летний рубеж, что в два раза больше, чем в начале 80-х годов прошлого века. По прогнозам, к 2050 году численность пожилых возрастет в два с лишним раза, а к 2100 в три, до 3,1 миллиарда человек.
Стареющее население не так страшно, как перспективно
Увеличивающееся число пожилых, с одной стороны, создает проблемы для глобальной экономики, связанные хотя бы с нехваткой рабочих рук и ростом пенсионных выплат. С другой это новые возможности для экономического роста за счет увеличения доли так называемой серебряной экономики, формирования нового емкого рынка товаров и услуг.
Сегодняшние 75-летние по показателям здоровья соответствуют 65-летним из 70-х годов прошлого века. Кроме того, пожилые во многих странах имеют устойчивое финансовое состояние, а с ним и возможность ни в чем себе не отказывать. Так, например, 70% капитала Британии принадлежит людям старше 50, и это, очевидно, общемировая тенденция. По прогнозам Euromonitor, к 2020 году представители старшего поколения совокупно будут тратить более 15 триллионов долларов США ежегодно, разгоняя спрос на товары и услуги, связанные с безопасностью и доступностью окружающей среды, медицинским уходом, созданием условий для продолжения трудовой деятельности, непрерывного обучения, физической активности и социального общения.
По мнению экспертов Всемирного экономического форума, фармацевтика, здравоохранение, финансы, строительство, образование, туризм, транспорт, информационные технологии, торговля примеры инвестиционно привлекательных отраслей, успешно адаптирующихся под нужды и потребности растущего сегмента потенциальных потребителей старшего возраста. Только в Великобритании, согласно информации Financial Times, сейчас насчитывается 170 стартапов, связанных с индустрией долголетия. Через специальный инвестиционный фонд государство готово полностью финансировать такие проекты, и в течение двух лет потратит на них 98 миллионов фунтов стерлингов.
Высокие технологии в пенсионерские ряды
Развитие информационных технологий и разнообразных умных устройств породило новое технологическое направление silvertech виртуальные платформы, приложения, умные устройства и датчики, обе спечивающие создание комфортной и безопасной среды, прежде всего в домашних условиях без необходимости помещения пожилого человека в специальный стационар или пансионат.
Глобальная сеть инноваторов Aging 2.0, созданная в 2012 году для координации технологических разработок в интересах пожилых людей, выделяет восемь направлений silvertech: вовлечение и социализация, финансовое благополучие, постоянный уход и забота, повседневная жизнь и стиль жизни, мобильность и передвижение, здоровье ума, координация, уход из жизни. Aging 2.0 объединяет сегодня более 40 тысяч разработчиков из 20 стран мира.
Психологи и медики едины во мнении, что сужение круга общения и малоподвижный образ жизни приводят к психологическим проблемам у людей старшего поколения депрессии, скуке, хроническим соматическим заболеваниям. Приложения, способствующие социализации пожилых людей, расширяют их круг общения, решают острые психологические проблемы одиночества.
Специалисты отмечают быстрые темпы развития информационных датчиков, приложений для наблюдения и контроля самочувствия пожилых людей. «Тревожные» кнопки, датчики падения, сенсоры движения и прочие полезные мелочи благодаря интернету вещей можно соединять в разнообразные платформы и экосистемы. Развитие телемедицины способствует появлению платформ и приложений для удобного общения всех заинтересованных сторон, в том числе врачей, психологов, социальных работников, родственников пожилых людей.
В качестве примера работающих и уже популярных проектов можно вспомнить американское приложение Papa Pals, предлагающее внука или дедушку «на час», социальные сети для одиноких, специализированные голосовые помощники.
А что с мозгами?
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждые три секунды в мире диагностируется новый случай заболевания деменцией. Для оказания помощи больным и их родственникам в рамках направления «здоровье ума» разрабатываются инновационные платформы и приложения, ориентированные на продление активной здоровой жизни и молодости. Универсального рецепта продления долголетия не существует. Но уже сейчас врачи уверены, что регулярная умственная нагрузка замедляет неизбежную с возрастом потерю когнитивных навыков.
Есть много исследований, например недавно опубликованные выводы нейробиологов Северо-Западного университета в Чикаго, доказывающих, что пожилые, занятые интеллектуальной деятельностью будь то работа или хобби, дольше сохраняют память, а их мозг по структуре в большинстве случаев идентичен мозгу сорокалетних. Психологи солидарны с учеными и также рекомендуют не останавливаться в постижении нового, невзирая на возраст. Ведь психическое здоровье, которое во многом определяется кругом общения и ощущением своей значимости, так же важно, как физическая активность. Один из способов достичь активного долголетия продолжать учиться.
Университет для дедушки
Пожалуй, самой известной в мире образовательной моделью для старшего поколения являются «университеты третьего возраста» или, как их называют по первым буквам в английском словосочетании University of Third Age, «ю-три-эй».
В 1973 году профессор университета Тулузы Пьер Велла решил на базе своего вуза организовать курсы по геронтологии для пенсионеров. Когда число желающих учиться в разы превысило количество мест, ученый задумался о тиражировании столь востребованного опыта. Спустя два года, в 1975 году, он создал Международную ассоциацию университетов третьего возраста (AIUTA) со штаб-квартирой в Тулузе.
Принято деление на «французскую», «британскую» и «китайскую» модели университетов третьего возраста. Их главные отличия состоят в форме организации учебного процесса и источниках финансирования. Так во Франции и Китае все расходы на оплату труда профессорско-преподавательского состава, аренду аудиторий, коммунальные платежи берут на себя вузы и государство. В «британской» модели университеты третьего возраста существуют за счет членских взносов слушателей и благотворительных пожертвований.
Самое многочисленное сообщество пожилых студентов сегодня в Китае. Оно и понятно: проблема старения общества в этой стране стала общенациональной. Строгий многолетний контроль над рождаемостью («одна семья один ребенок») привел к появлению проблемы «семья 421», когда одному работающему приходится заботиться о шестерых иждивенцах: двух стареющих родителях и четырех дедушках и бабушках. Тем самым многовековая миссия китайской ячейки общества «вырастить детей, обеспечив себе старость» становится практически невыполнимой.
В такой ситуации государство оказывается главным интересантом в социализации пожилых людей, их возвращении в общественную и политическую жизнь, продлении активного долголетия, в том числе через систему образования. Если первые университеты третьего возраста в Поднебесной предназначались только для «особых» пенсионеров ветеранов Коммунистической партии, то теперь учеба доступна всем. В Китае разработана государственная программа развития образования для пожилых людей, согласно которой к 2020 году 20% жителей страны старше 60 лет хочешь не хочешь, а сядут за парты. Впрочем, китайцы учатся с удовольствием, чаще всего выбирая курсы оздоровительной гимнастики, каллиграфии, игры на национальных музыкальных инструментах.
Еще одна форма социализации, которую китайское правительство пока только пробует на своих пенсионерах, образовательный туризм. Ежегодно около 5 миллионов китайцев старше 60 лет путешествуют по миру и в несколько раз больше пенсионеров по стране. Государство дотирует такие туры, причем солидные скидки предоставляют не только пожилым, но и остальным членам семьи. В прошлом году несколько китайских провинций совместно с AIUTA даже учредили Всемирный конгресс туризма для людей старшего возраста.
Российские значит отличники
В России образование старшего поколения имеет свою историю, уходящую корнями в конец прошлого века. В 1996 г. при обществе «Знание» был открыт первый Народный университет третьего возраста. Сейчас такие университеты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Казани и других городах. Поддержкой таких проектов занимается Союз пенсионеров России.
Обучение бесплатное, и составляются программы отнюдь не по остаточному принципу, а с учетом возрастных особенностей и интересов студентов. Санкт-Петербургский университет ИТМО предлагает, как и многие ведущие российские вузы, онлайн-обучение, причем выбрать можно из 16 направлений. Среди них мировые религии, русская драматическая сцена, архитектура Петербурга. Интересный опыт обучения пенсионеров накоплен в Татарстане, где дипломы получили почти 60 тысяч человек.
Для многих студентов обучение это не только времяпрепровождение и общение, но и шаг в новую профессию. В Татарстане есть примеры, когда выпускники начинали работать гидами-экскурсоводами, а в Питере вспоминают энтузиастов, которых учеба сподвигла создать авторские курсы и преподавать своим же ровесникам.
Очевидно, что для развития российской и любой другой «серебряной экономики» важно сохранить и преумножить уникальный человеческий капитал, обеспечить преемственность поколений. Ученые сходятся во мнении, что фазы социальной жизни уже не ограничиваются привычными образованием, карьерой, пенсией. Новую многоступенчатую модель человеческого существования предстоит принять, понять, адаптировать к ней экономику и смирить с ней каждого из нас.
Франсуа Велла, профессор университета Тулузы, сын родоначальника AIUTA и ее нынешний президент
Международная ассоциация университетов третьего возраста объединяет более 25 миллионов пожилых людей по всему миру и своей задачей видит укрепление культурных и социальных связей между старшими поколениями разных стран. Университеты в традиционном их определении это сосредоточие интеллектуального богатства, источник пополнения знаний и обмена опытом. Университеты третьего возраста это лучшая практика в образовании старшего поколения.
Ронда Вестон, президент U3A, г. Тувумба, Австралия
Обучение на протяжении всей жизни, физическая активность и социальная интеграция вот важные компоненты для здорового и счастливого старения. Австралийские U3A обеспечивают все составляющие и уже достигли положительных результатов.
Любовь Мишина, председатель регионального отделения «Союза пенсионеров России» Республики Татарстан
В Республике Татарстан за 12 лет работы университетов третьего возраста прошли обучение 58,6 тысячи человек, из которых 32 тысячи закончили факультет «Основы компьютерной грамотности». Пользуются популярностью авторские программы «История Казани», «Мировая культура», «История религий». Наш девиз: «Через обучение к повышению качества жизни». Сейчас мы отмечаем растущий интерес к курсам, связанным со здоровым образом жизни, питанием. Аудитория не может вместить всех желающих, многим приходится ждать нового набора. Все больше людей старшего поколения хотят качественно стареть.
Ванг Ячанг, президент Международного университета третьего возраста Янтай Тианма Велла, Китай
Для человека старшего поколения путешествие может обогатить духовную жизнь, а также укрепить физическое здоровье. Люди узнают уникальную культуру разных регионов. Для близких и родных пожилого человека межпоколенческий образовательный тур способствует укреплению семейной гармонии и любви. Для государства такие туры способствуют развитию туризма, приносят экономическую выгоду.
Владимир Клоницкий, заместитель председателя Союза пенсионеров России
Наше поколение всегда стремилось быть лучшими, ценить высокий уровень культуры и образования, добиваться отличных результатов в учебе и труде. Только в 2017 году более 120 тысяч пожилых россиян прошли обучение в 754 университетах третьего возраста, и для каждого из них учеба стала интересным и радостным событием в жизни.