Как называются костюмы в дюне
Дистикомб
Дистилляторный комбинезон (др.пер. влагоджарри, стилсьют, конденскостюм) — костюм-перегонный куб, который позволяет удерживать, перерабатывать и заново употреблять влагу тела в тяжёлых условиях пустыни на планете Арракис. Хорошо работавший дистикомб позволял владельцу выжить в открытой пустыне в течение недели.
Содержание
Описание [ ]
Представители Дома Атрейдес в дистикомбах
Дистикомб был изобретён на Арракисе и представлял собой обтягивающий комбинезон, обычно покрывавшиё всё тело, вплоть до шеи и запястий. В дополнение к дистикомбу на руках носились перчатки, однако для проведения тонкой работы фримены снимали их, натирая руки для уменьшения потери влаги вследствие потоотделения листьями креозотового куста.
Его тонкая, многослойная ткань предназначалась для рассеяния тепла, а также фильтрации и охлаждения выделявшейся из тела воды — пота и других выделений. Переработанная комбинезоном вода собиралась в специальных карманах и была доступна для повторного употребления через трубку.
Принцип действия [ ]
Основой дистикомба был высокоэффективный и многослойный фильтр и теплообменная система. Внутренний слой состоял из пористой мембраны, свободно пропускавшей пот, выдыхаемый влажный воздух и прочие телесные выделения, а также обеспечивал телу эффективную теплозащиту. Следующие два слоя, пронизанные системой тонких трубок, проводили эффективное разделение перерабатываемой жидкости. Разделение производилось за счёт энергии, получаемой при движении хозяина костюма, а также за счёт осмоса. После этого жидкость поступала в четвёртый слой, где ещё одна система трубок собирала переработанную воду. Специальные системы во втором, третьем и четвёртом слое отделяли из воды большую часть солей. Избытки тепла и газов выделялись наружу через внешний, пятый слой костюма.
Регенерированная вода скапливалась в специальном резервуаре, откуда подводилась по трубке к зажиму у шеи. Моча и кал подвергались переработке в набедренных ёмкостях. Во время нахождения обладателя костюма в открытом пространстве пустыни специальный фильтр закрывал его лицо, а носовая трубка предохраняла от горячего воздуха; вдох происходил через ротовой фильтр, а выдох через носовую трубку. Система фильтрации приводилась в действия за счёт движений тела.
Снижение температуры тела внутри костюма осуществлялось при помощи поступавшего по трубкам холодного воздуха, охлаждённого при помощи эффекта Джоуля-Томпсона.
Если комбинезон был хорошо подогнан, человек в нём терял лишь один глоток воды в день.
Создание и применение [ ]
Фримены ситча Табр в дистикомбах
Во время кодекса Фофрелах костюмы изготавливались как фрименами, так и городскими частными предпринимателями. Однако костюмы фрименского производства считались намного более эффективными, так как только они могли сохранить в организме влагу в глубокой пустыне — суточная потеря воды в них составляла всего один напёрсток воды (менее 15 мл) в день.
Во времена владычества на Арракисе Дома Харконнен фримены отказывались продавать его представителям свои высокоэффективные дистикомбы, что весьма осложнила деятельность Харконненов в пустынях Арракиса. Вместе с тем, при посредстве Льет-Кайнза Дом Атрейдес смог получить несколько фрименских дистикомбов.
После того, как Пол Атрейдес стал императором, некоторые придворные, знавшие о роли фрименов в его возвышении, стали надевать дистикомбы под свою одежду, что веселило императора и его федайкинов. Когда выяснилось, что их костюмы были нефункциональными имитациями, их владельцы стали объектами насмешек и прекратили эту практику, однако эта мода возобновилась при императоре Лето II.
Фримены
Фримены из телесериала «Дюна»
Содержание
Общая информация [ ]
Культура [ ]
Фримены живут в ситчах. В каждом есть свой наиб, слово которого — закон, покуда кто-нибудь не оспорит его лидерство в поединке. Практикуется полигамия.
Фрименская система правосудия опирается на судебные поединки. Наибом племени является человек, убивший предыдущего наиба в поединке. Любой фримен может вызвать другого на дуэль под любым предлогом, связанным с нарушением правил этикета, закона и т. п.; победитель принимает на себя ответственность за жену, детей и часть имущества проигравшего и, соответственно, удовлетворяет таким образом свои требования, приведшие к дуэли. Поединки проходят без дистикомбов, так что за счёт специальной переработки тела проигравшего в воду потери оной во время схватки возмещаются победителю.
Водная Дисциплина [ ]
Общество фрименов построено на собирании, накоплении и сохранении воды — главного богатства на пустынной Дюне.
Влага собирается из атмосферы с помощью ветряных ловушек. Собранная вода помещается в специальные подземные хранилища. Также её можно получить путём переработки трупов людей и животных. Фримен, обнаруживший труп или послуживший причиной смерти животного/человека (например, победивший в поединке), получает водяные кольца в количестве, пропорциональном объёму полученной воды.
Эти кольца являются валютой в ситчах и поддерживаются общим количеством водных запасов (по аналогии с золотым стандартом). Кроме того, они используются в некоторых фрименских ритуалах.
У каждого ситча есть подземное хранилище. В нём могут содержаться миллионы декалитров воды, причём тщательно фиксируется каждая её капля. Основное значение хранилища — банк воды. Существует также легенда, что при накоплении определённого общего объёма станет возможной трансформация планеты из пустыни во что-нибудь более пригодное для жизни.
Большую часть времени вне ситча фримены проводят в дистикомбах, специальных костюмах, способных перерабатывать человеческие выделения в воду. Полученная таким образом вода хранится в специальных карманах и в любой момент доступна для потребления.
В исправном и хорошо подогнанном дистикомбе фримен должен прожить несколько недель в открытой пустыне.
Традиции, связанные с водой, породили множество дополнительных ритуалов. Так, выражением высокого почтения (однако, чаще этот жест трактуется в противоположном смысле) является плевок или иная подобная трата жидкости перед другим человеком. Слёзы в свою очередь являются своеобразной данью погибшим.
Шаи-Хулуд [ ]
В книгах не упоминается о каком-либо отдельном фрименском языке. Для ритуалов они используют так называемый язык чакобса (его примеры даются в книге, и он, возможно, происходит от диалекта цыганского языка). Большинство фрименских слов происходят из йеменского и сирийского диалектов арабского языка, восходящих к их происхождению от суннитов.
В каждом ситче также есть своя сайядина и Преподобная мать (по аналогии с преподобной матерью Бене Гессерит). Значительная часть фрименской мифологии была создана бене-гессеритской Миссионарией Протектива путём насаждения мифа о Мессии и прочих легенд. Леди Джессика, однако, отметила, что многие их легенды претерпели непредвиденные изменения, что нехарактерно для столь низкого, как считалось, уровня культуры фрименов.
Оружие и снаряжение фрименов [ ]
Как называются костюмы в дюне
Стилсьют (англ. stillsuit, от still и suit, буквально — дистилляционный комбинезон) – практически полностью закрывающий тело костюм, разработанный на Арракисе для того чтобы удерживать, перерабатывать и заново употреблять влагу тела в тяжёлых условиях пустыни на планете.
Его тонкая, многослойная ткань предназначена для рассеяния тепла, а также фильтрации выделяющейся из тела воды. Переработанная комбинезоном влага собирается в специальных «водяных карманах» и доступна для повторного употребления через специальные трубки.
Комбинезон перерабатывает и охлаждает испарившийся пот и другие выделения, а движения тела приводят в действие систему фильтрации.
В «Дюне» планетолог Льет-Кинес объясняет Лито Атрейдесу функционирование комбинезона так:
В его основе лежит высокоэффективный и многослойный фильтр и теплообменная система. Внутренний пористый слой обеспечивает нормальный процесс испарения, охлаждающий тело. Два следующих слоя содержат волокна теплообмена и охлаждения солей. Работа органов дыхания обеспечивается с помощью насоса. Регенерированная вода скапливается в специальном резервуаре, откуда подводится по трубке к зажиму у шеи. Моча и кал подвергаются переработке в набедренных ёмкостях. Когда вы находитесь в открытом пространстве пустыни, вот этот фильтр закрывает ваше лицо, а эта носовая трубка предохраняет от горячего воздуха: вдыхаете через ротовой фильтр, выдыхаете через носовую трубку. Когда комбинезон хорошо подогнан, человек в нём теряет лишь один глоток в день.
Стиль в фильме «Дюна»
Герои кинокартины «Дюна» продолжают восхищать костюмами не только на экране, но и за его пределами. Наш взгляд уже приковали к себе Тимоти Шаламе и Зендея на Венецианском кинофестивале. Все это выглядит как изящное продолжение сюжета фильма, за образы которому мы, вообще-то, обязаны художникам по костюмам Жаклин Уэст и Роберту Моргану.
Роман «Дюна», написанный в 1964 году, уже получил экранизацию Дэвидом Линчем в 1984. Даже там ярко прослеживается та самая космическая футуристичность — такую же идею художники по костюмам продолжили и в экранизации 2021 года.
Они объединили предполагаемую одежду будущего и Средневековья, тем самым оставив некую тонкую нить между исторической клановой системе общества и супер современными технологиями. Иными словами — это то, как Жаклин Уэст и Роберт Морган видят скачок из далекого прошлого в далекое будущее.
Сам Роберт поделился, что продумывать костюмы было несложно. Немалая часть съёмок проходила в пустынях Иордании и Абу-Даби, где действительно можно почувствовать себя будто на той самой планете Арракис. Костюмы Леди Джессики прекрасно вписались в местный антураж, став даже неким камуфляжем.
Вдохновением послужили работы из классической живописи, а также — история искусства и моды. Жаклин ловила полёт мысли и из коллекций Balenciaga. И даже придумала свой термин для обозначения симбиоза средневекового и футуристичного — modieval.
Зато над тем самым фильтрокостюмом пришлось обильно потрудиться. Художники рассказали, что создавали его по самому роману, где детально описана форма. Но самая сложность состояла в количестве, ведь костюмы нужны были на целую армию! В то время как каждый состоял из более ста деталей. В общем, трудилась над созданием ещё одна армия.
При этом костюм должен был выглядеть очень натурально, как если бы он действительно был призван синхронизироваться с погодными условиями: защищать от излишней засухи или влажности. Более того — быть свободным в движении. Работы было много, но результат того стоил. Именно благодаря костюмам удаётся отслеживать перемещения между тремя мирами и не терять сюжетную линию.
От концепта до прототипа: как создавались костюмы для Дюны
Концепты
Роберт Морган не отстаёт. Он принимал участие в разработке костюмов для по меньшей мере 30 фильмов, среди которых «Начало», «Малефисента: Владычица тьмы» и «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».
Помимо тех, кто работает непосредственно с тканью и примерками, за созданием одежды для такого масштабного фильма стоят еще и концепт-дизайнеры, на плечи которых ложится титаническая задача по трансформации идеи в набросок.
Концепт-арты для «Дюны» создавались сразу несколькими художниками, постепенно и очень бережно переносившими слова Герберта и пожелания Вильнёва на бумагу [планшет].
Изначально режиссёр Дени Вильнёв работал с концепт-художником из Америки Джозефом Кроссом, в послужном списке которого игры Destiny 2, Metal Gear Solid, фильмы «Дедпул 2», «Призрак в доспехах» и новый сериал по Азимову «Основание». Именно ему принадлежат самые первые наброски, на основе которых создавались окончательные варианты.
Мне посчастливилось поработать над «Дюной» на ранних этапах производства. Я участвовал в создании ряда костюмов и реквизита, работая с Дени Вильнёвым и Патрисом Верметтом. Первым мы придумали стилсьют, концепт которого сначала был очень обобщённым, но потом, со временем, мы чётко поняли, каким хотим его видеть. Много талантливых людей в конечном итоге внесли свой вклад. И я благодарен за то, что смог принять в этом участие.
Уже в июле 2018 году дизайнеры Курт Свонсон, Барт Мюллер и Кит Кристенсен работали над переосмысление стилсьютов и созданием костюмов Бене Гессерит.
Как говорит Кристенсен, в общей сложности над «Дюной» он работал один год. Много времени уходило не на сами зарисовки, а на доработки, перерисовки и обсуждения.
После утверждения концептов Вильнёвым я занялся созданием орфографических чертежей, разбивкой материала, прорисовкой схем деталей и референсами цветовой палитры.
Методологический подход
Даже на самые, казалось бы, простейшие костюмы уходило много времени. Например, платья леди Джессики. Над ними долгое время работали Жаклин, Роберт, Кит и сам Дени. Если в задачи Кита входила отрисовка, то Жаклин и Боб продумывали стиль, выбирали эпоху и, как ни странно, вдохновлялись современной модой.
Жаклин, как магистр истории искусств, специализирующаяся на истории средневековья, при работе над «Дюной» чувствовала себя в своей стихии. От того во многих костюмах, над которыми она работала, можно отчётливо проследить мотивы прошлого. Однако, чтобы сохранить дух футуризма, историческое гармонично разбавлялось современностью. Правда только этим дело не ограничилось.
Дизайнеры использовали методологический подход так, чтобы каждый костюм не только отражал дом персонажа, но и его характер, положение в обществе и происхождение.
Картины Джотто вдохновили меня на платья для Бене Гессерит, а вот для Джессики я выбрала Гойя. В частности картину «Маха одетая». Оттуда я взяла идеи для её кружевного платья. Я использовала кружево, похожее на то, что могут носить в будущем, но при это сохранила отпечаток прошлого.
Вдохновение
Именно средневековье и футуристическая его адаптация стали центральным концептом, вокруг которого всё вращалось. Вильнёв хотел создать фильм не похожий ни на один другой научно-фантастический проект. Что-то, как он сказал, «из другого мира», «комплексное и в то же время стильное». То есть никакой вам фольги, ярко-фиолетовых лосин и безумного макияжа, которыми зачастую грешат фильмы про далёкое будущее.
Однако вдохновлялись дизайнеры не только прошлым. Жаклин и Боб, зная, что Дени Вильнёв не хочет снимать очередной блокбастер про космические корабли, копнули глубже. В ход пошли фильмы британского режиссёра Девида Лина, балахоны бедуинов и даже современный бренды.
Для каждой планеты подбиралась своя цветовая палитра и стилистика. Подход был психологический. Каладан, вотчина дома Атрейдесов, покрыт растениями и редкой на других планетах водой. Там часто идут дожди.
Цвет для Атрейдесов я выбрала бутылочно-зелёный, потому что на их планете есть растительность. А ещё у них есть вода. Это вообще роскошь. Для того, чтобы как-то передать наступающий упадок их дома, я опиралась на образы семьи Романовых.
Вышеупомянутый modieval прослеживается и тут. Силуэт и детали похожи на те, что носили во времена Александра II. А вот отсутствие пуговиц прямо говорит о будущем. Ведь по мнению дизайнеров «Дюны», в будущем вместо пуговиц будут использоваться магниты.
На создание костюмов из текстурной, чёрной кожи для Харконненов повлияли средневековые рисунки различных насекомых. В частности, это были пауки, муравьи, богомолы и ящерицы. На это намекал и сам Фрэнк Герберт. Ведь мать Барона Харконнена не только сравнивали с пауком, но и называли «Чёрной Вдовой». А вот шлемы солдат своей красотой обязаны головам муравьёв.
При создании костюмов для фильма, Дени в основном волновало две вещи: как будет выглядеть Барон и что дизайнеры придумают для стилсьюта.
Она [одежда] охлаждает голову. А ещё её можно снять и превратить в верёвку, или рюкзак. Там как бы почти 22 метра ткани.
Именно причастность к планетам и приверженность к методологическому подходу сделали те же стилсьюты не чёрными [как в «Дюне» Линча], а грязно-серо-песочными.
Камни были такого невероятного цвета. Пыльно-чёрные, цвета угля, с вкраплениями коричневого.
Но самым сложным оказалось другое. По книгам стилсьюты оснащены системой сбора и фильтрации жидкости. Это целый лабиринт из мешочков и трубок, задача которых не только фильтровать воду, но и охлаждать тело. За их работу отвечает система насосов, что располагается у стоп. Работает всё это дело за счёт мускулатуры и движений человека.
Созданием первого прототипа занялся Хосе Фернандес, знаменитый и очень талантливый скульптор, в задачу которого вошло не просто воссоздать нарисованный на бумаге концепт, но и сделать его работающим.
Тысячи деталей
После этого готовый прототип отправился к текстильщикам. Для стилсьютов было решено выбрать японскую ткань, что впитывала пот и охлаждала поверхность кожи.
Это было очень сложно. Нам на самом деле пришлось создать мешочки для сбора жидкости, трубки и расположить их по всему костюму. По ногам, рукам, торсу и шее. А ещё надо было сделать так, чтобы стилсьюты выглядели красиво и хорошо сидели. Это стало настоящим испытанием.
Для этого команда дизайнеров обзавелась настоящей фабрикой по пошиву с четырьмя отделами, каждый из которых занимался производством отдельных частей костюма.
Сначала создавались выкройки, затем запускался процесс формовки. На создание одного стилсьюта, допустим, уходило до 2 недель.
На создание одних только цепей для жёлтого платья леди Джессики ушёл не один месяц. Ничего заводского и заранее готового. Дизайнер вручную собирал и нанизывал кольца так, чтобы они не только соответствовали утверждённым Вильнёвым концептам, но и подходили актрисе.
Поражает однако не только проработка, но и количество. По словам Жаклин, они создали порядка 2000 костюмов, 400 из которых были уникальными.
К сожалению, более детальной информации о том, как именно проходил процесс пошива нет. Дизайнеры не стремятся вдаваться в нюансы своей работы. Однако есть отличная книга от исполнительного продюсера «Дюны» Тани Лапуант «The Art and Soul of Dune», раскрывающая процесс съёмок в целом.
Возможно в будущем, когда я стану безумно богат, я куплю её и обязательно напишу вам об этом ещё одну статью. А пока любуемся этим замечательным постером.