Как называются коренные жители сахалина
Какие коренные народы проживают на Сахалине до сих пор
9 августа – Всемирный день коренных народов мира (празднуется уже 23 года). На Сахалине этот праздник ждут очень многие, ведь отмечать его принято с размахом не только коренным народам, но и всем жителям области. В этот день проходит много мероприятий, прийти и поучаствовать в которых может любой желающий.
Современная культура Сахалина складывается из культур различных этносов, которые здесь проживают. О том, как будут отмечать праздник в этом году и что сегодня делается для поддержки быта коренных народов Сахалинской области, нам рассказала заведующая отделом региональных художественных проектов Сахалинского областного художественного музея, председатель правления Южно-Сахалинской местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Этнокультурный центр «Люди Ых миф» («Люди Сахалина»)» Елена Ниткук.
Четыре народа
Как на Сахалине отмечается праздник коренных народов?
Этот праздник отмечается как в областном центре Сахалина, так и в районах области. Проводятся различные культурные и спортивные мероприятия. В рамках грантовых проектов многие общественные организации проводят различные семейные спортивные состязания, как, например, в Ногликском районе. В Южно-Сахалинске практически все областные музеи в рамках праздника проводят образовательные занятия. Мы в художественном областном музее стараемся ко Дню коренных народов мира приурочивать открытие выставок, связанных с творчеством коренных малочисленных народов Севера, проводим занятия для детей, различные мастер-классы. В течение четырёх лет в рамках проекта мы презентовали видеофильмы, на которых были записаны мастер-классы по резьбе по дереву, обработке кожи рыбы, бересты.
В нашем музее в этом году состоится открытие выставки, на которой будут представлены рисунки детей из фондов Института художественного образования и культурологии Российской Академии образования (г. Москва). Из этих фондов на нашей выставке будет пятьдесят рисунков. Также мы дополним выставку ещё и рисунками детей современного периода – 2000-х годов. Причем рисунки из института были собраны с северных регионов, не только из Сахалинской области. Там есть и рисунки детей Камчатки, Якутии, Долгано-Ненецкого округа, Красноярского края, Ямало-Ненецкого округа. Мы также обратились в регионы, и нам предложили детские рисунки Красноярский край, Камчатский край, Хабаровский край. Разумеется, в выставке будут участвовать и работы детей Сахалинской области. На выставке будет представлено более ста детских рисунков.
Какие коренные народы проживают сейчас на Сахалине? Каких уже нет?
У нас на Сахалине проживают нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Нанайцы к нам были переселены после окончания Второй мировой войны. В 1946 – 1947 годах из Хабаровского края в Поронайский район приехало несколько семей. Часть из них в советский период переехали в Южно-Сахалинск, где они проживают и сегодня. Если рассматривать именно коренные народы, то стоит отметить, что на Сахалине, к сожалению, больше не проживают айны. Они являются коренным народом Сахалина, Курильских и Японских островов. Часть айнских семей на юге Камчатки живут до сих пор. Там живёт несколько семей, которые идентифицируют себя как айны и пытаются добиться защиты своих прав. У нас в Сахалинской области на данный момент не проживают ни чистокровные, ни хотя бы айны во втором поколении. На острове есть представители этого народа в четвёртом поколении. Но они не называют себя айнами и не числятся в каких-либо статистических источниках.
Традиционное место проживания нивхов на Сахалине – это Охинский, Тымовский, Ногликский, Александровск-Сахалинский, Поронайский, Смирныховский районы, а также город Южно-Сахалинск. И до сих пор представители данного народа живут практически во всех районах своего исторического проживания. Большая часть уильта проживают в Ногликском, Поронайском районах и в административном центре области. Эвенки – Ногликский и Александровск-Сахалинский районы. Основная часть нанайцев проживает в Поронайском районе и в городе Южно-Сахалинске.
Поддержка есть
Что сейчас делается, какие льготы существуют для этих народов?
Существуют специальные программы поддержки коренных малочисленных народов – федеральные, областные, муниципальные. Одна из таких – программа устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. В рамках этой программы выделяются определенные денежные средства на развитие оленеводства, родовых хозяйств и общин, народных промыслов, поддержку ансамблей, финансирование проведения различных мероприятий. У коренных народов есть свои праздники, которые они отмечают и делятся со всеми своей культурой, показывают образ жизни. Ежегодно у нас проходит областной праздник народов Севера, где участвуют все районы традиционного проживания. В рамках мероприятия проходят спортивные состязания, выставка декоративно-прикладного искусства. Также у нас проходят художественный фестиваль, детско-юношеская спартакиада, где дети соревнуются в национальных видах спорта. Областной центр народного творчества проводит фестиваль «Живые традиции», куда съезжаются мастера из различных районов, конкурс художественных промыслов, а также детско-юношеский фестиваль «Наследники традиции», который проходит раз в три года. В этом мероприятии участвуют дети из районов. Каждый год проходят праздники в районах, например в Поронайске – обряд кормления хозяина моря, где все желающие участвуют в творческих конкурсах, выбирают лучшие блюда национальной кухни. В Тымовском районе ежегодно отмечается Праздник горбуши, где также проводят выставку работ декоративно-прикладного искусства, спортивные состязания. Помимо этого, общественные организации участвуют в грантовых проектах, стараются проводить мастер-классы по повышению своего уровня мастерства.
Сохраняют ли они быт, культуру, праздники?
Разумеется, они поддерживают быт и культуру своей семьи. Всё зависит от хозяйственной деятельности народов. У них в семьях дети занимаются рыболовством, охотой, а также другими традиционными видами деятельности. Это всё развивается. Очень большая сложность со знанием языка – современные дети его практически не знают, ведь никаких школ нет. Раньше были уроки родного языка, учебники, программа. Сейчас обучение необязательно, поэтому возникли проблемы сохранения родной речи.
Идёт ли смешение народностей сейчас? Исчезают ли они или, наоборот, следят за сохранением популяции?
Довольно много смешанных браков, дети которых все равно называют себя представителем коренного народа, продолжают развивать и чтить традиции своей семьи.
Справка
Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уйльта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека). До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек). Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.
Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Как называются коренные жители сахалина
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Коренные жители Сахалина — гиляки, айно и тунгусы. Их там всего на все около 2 тысяч. Земледелием они никогда не занимались, а кормились и кормятся охотой и рыболовством; живут в шалашах и землянках. Ни гиляки, ни айно не крещены, живут бедно и грязно; но это очень добрые, правдивые и честные люди.
Круглолицый гиляк со своей бородкой и собранной на затылке косичкой смахивает на причетника дедовских времен. Они искуснее русских умеют строить землянки — и суше, и теплее; но чужие выдумки принимают с трудом.
До русских на Сахалине не было дорог. Для инородцев это новая выдумка, и случается видеть, как гиляки со своими семьями и собаками пробираются рядом с дорогой на привычной им трясине.
Но зато, к сожалению, они начинают уже привыкать к русской водке. Черный хлеб для гиляков — лакомая, хоть и редкая еда, а арестантский халат для них — вроде самой нарядной одежды.
И гиляки, и айно не терпят неправды и насилия. Когда гиляку кажется, что ему лгут или хвастают, он схватывается руками за живот, раскачивается и делает такое лицо, будто ему очень больно.
Около юрт стоят обыкновенно сушильни с рыбой и распространяют вокруг промозглый, удушливый запах. Воют и грызутся собаки. Тут же иногда можно увидеть небольшой сруб-клетку с молодым медведем: его убьют и съедят на так называемом медвежьем празднике. Юрты слажены из накатника и теса. Крыша из тонких жердей покрыта сухой травой.
Внутри, у стен, тянутся нары; выше их полки с утварью. На наре обыкновенно сидит хозяин и не переставая курит трубочку. Заговорите с ним — и он ответит вам неохотно и коротко, хотя вежливо. Посреди нарты стоит очаг, и дым уходит через дыру в крыше. Над огнем висит на крючке большой черный котел, и в нем кипит серая пенистая уха, противная на вкус.
Женщины гораздо некрасивее мужчин: их смугло-желтые лица страшно худощавы, и все на вид они старухи; жесткие прямые волосы висят через лицо патлами, точно солома на старом сарае. Вдобавок еще у них мода красить губы во что-то синее.
Пока русские не завладели Сахалином, он принадлежал Японии. Это государство лежит на соседних с Сахалином островах. Японцы имели рыбные ловли у южных берегов Сахалина; айны нанимались к ним, привыкли кормиться этим и привыкли к хлебной пище.
С приходом русских японцы покинули остров, айны остались без хлеба, бедствуют и мало-помалу переселяются в Японию.
«Рассказы о Восточной Сибири. », Ф. В. Девель, 1896 г.
Что мы знаем о коренных малочисленных народах Севера Сахалина?
Много ли нам известно о своеобразии культуры нивхов, уйльта, эвенков и нанайцев, которые проживают с нами по соседству и по праву считают себя хозяевами сахалинской земли? Кто хранит их легенды, традиции, обряды, интересные подробности быта? И где можно подробнее познакомиться с культурой малочисленных этносов Сахалина? Об этом мы поговорили со специалистами Сахалинского областного центра народного творчества.
Фестивали и праздники
Заведующая отделом культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного центра народного творчества Галина САМЕНКО:
— В нашем регионе проживает четыре основных этноса из коренных малочисленных народов Севера: нивхи (самый древний народ на Сахалине), уйльта, эвенки и нанайцы. Территории их традиционного проживания расположены в семи муниципальных образованиях: Охинском, Ногликском, Тымовском, Александровск-Сахалинском, Смирныховском, Поронайском районах и Южно-Сахалинском городском округе.
Всего в Сахалинской области около четырех тысяч человек относят себя к коренным малочисленным народам Севера.
— Знают ли сахалинцы, как звучат приветствия на языках этих народов?
В области действует десять коллективов, творчество которых базируется на культуре коренных малочисленных народов Севера.
Мы гордимся своими мастерами декоративно-прикладного творчества. Направления мастерства могут быть самыми разными: резьба по дереву, изделия из бересты, изделия из меха и кожи, в том числе из рыбьей кожи, художественная обработка кости, вышивка, традиционный костюм, бисероплетение, национальная игрушка, национальные инструменты.
В этом году на территории Сахалинского областного центра народного творчества прошел областной фестиваль народных художественных промыслов и ремесел «Живые традиции», где все желающие могли поучаствовать в мастер-классах. Хотелось бы особо выделить один из них, организованный инициативной группой «У шамана три руки». Наш бывший сотрудник Лидия Никулина и представитель нивхского народа Евгений Наумков отправились весной на Камчатку и в течение двух недель гостили в селе Эссо у мастера Андрея Адуканова, изучая основы изготовления национального бубна. Освоив все этапы древней технологии, начиная с выделки кожи, Лидия, Евгений и их товарищи Ева Сосунова и Алексей Копнинов провели мастер-класс для сахалинцев. К сожалению, сегодня на Сахалине не существует мастеров, которые бы владели секретами изготовления нивхского национального бубна (камчатский бубен отличается от нивхского формой, он круглый, а не овальный). Тем не менее мастер-класс был проведен великолепно. Возможно (мы на это очень надеемся), в будущем возродится и изготовление нивхского национального бубна.
Сказки над рекой
Ведущий методист отдела культуры коренных малочисленных народов Севера Сахалинского областного центра народного творчества Елена НАМАКОНОВА:
— Я расскажу о новых проектах и о тех, что мы ведем уже не первый год. Речь пойдет не о фестивалях, а о креативной части нашей работы.
Упомянутый проект был адресован детям. В 2020 году мы продолжили его. Один из новых проектов – для детской аудитории, а другой адресован старшеклассникам, молодежи и взрослым. Развитие детской части проекта, также названной «Сказки над рекой», на этот раз много внимания уделяет обучению. Думая над названием формата проекта, мы отталкивались от английского to teach (учить), поскольку найти аналог в языках коренных этносов и вплести его в название не удалось. Но при этом частичка «t» («ти»), может быть переведена с нивхского как «луч», позволяет провести параллель с лучом знаний.
Графический роман
По ходу работы не раз случалось, что нас самих удивляли какие-то факты, описываемые в графическом романе. Культура нивхов не только своеобразна, но и имеет параллели с другими культурами. Так, в одном из эпизодов романа появляется клубочек, ведущий главного героя по неизведанному пути. Естественно, появляются прямые аналогии с нитяным клубочком из русских сказок. Правда, наделенный магической силой клубочек нивхов сделан из мха, и в нем спрятаны три когтя столетнего медведя!
Каждая часть романа имеет свои визуальные особенности, придуманные иллюстратором проекта, отличающиеся цветом, стилистикой, другими решениями. Все это очень интересно и современно. Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке министерства культуры и архивного дела Сахалинской области и компании «Сахалин Энерджи» в рамках «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов севера Сахалинской области».
Уйльтинская мастерица
Нам также удалось поговорить с членом Союза художников России, представительницей одного из самых малочисленных народов севера Сахалина, уйльта, Вероникой ОСИПОВОЙ. Разговор состоялся 10 декабря, непосредственно перед открытием персональной выставки ее работ в Сахалинском областном центре народного творчества.
— Какие вещи, имеющие художественную ценность, вы создаете?
— Для каких поделок пригодна рыбья кожа?
Рисовать на коже я стала неожиданно для самой себя. Но знакома с материалом была еще с художественной школы в Некрасовке. Наш педагог-прикладник Людмила Викторовна Волкова занималась кожей сама и научила нас: как ее снять, почистить, посушить, помять и как применить потом. И только после окончания техникума, поработав в Якутии и приехав на Сахалин, я стала сама преподавать в художественной школе и вспомнила о рыбьей коже. Наш народ всегда много рисовал. Например, делали рыбий клей, смешивали его с природными красками и расписывали сумки для кочевки. Еще помню эти цвета: терракотовый, зеленый, черный. И я решила попробовать рисовать. Сегодня я использую в работе клей ПВА. Можно, конечно, сварить клей, подобрать натуральные краски. Думаю, заняться этим в ближайшее время.
— Когда представители этноса в своей обычной жизни находили время для творчества?
— Насколько эти народы похожи между собой?
Нивхи занимаются рыбалкой, это более оседлый народ, с другой культурой и обычаями. Нивхи более степенные, плавные, более скромные. От стопроцентного нивха, из-за его природной скромности, часто невозможно добиться ответа! Нивхи талантливые и ответственные.
— Расскажите про свою выставку, что на ней можно увидеть?
— На какую аудиторию рассчитана выставка? Любой человек поймет, в чем красота ваших произведений, или нужно быть сведущим в культуре коренных этносов?
Коренные народы Сахалина
Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта крайне важна в современном динамично развивающемся обществе. Сахалинская область стала домом для многих народов: здесь жили тончи, айны, нивхи, эвенки, уйльта, нанайцы. Представители большого количества народов живут в области и сейчас. Кто же из них коренные?
Коренными народами, согласно мировой терминологии, используемой Организацией Объединенных Наций, называют те, которые проживали на какой-либо территории до установления существующих там сейчас государственных границ. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет коренные малочисленные народы Российской Федерации как «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».
В настоящее время на территории Сахалинской области проживает чуть более 4 тысяч представителей коренных народов Сахалинской области: нивхов, уйльта, эвенков, нанайцев. Эти народы принадлежат к Коренным Малочисленным Народам Севера (КМНС). На острове зарегистрировано 56 родовых хозяйств и общин, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Данный ресурс посвящен коренным народам Сахалина, проживающим на острове в настоящее время, а также проживавшим и оставившим глубокий след в истории Сахалинской области. Материалы сайта пополняются.
Часть информации, находящейся на данном сайте, была найдена в сети Интернет, как свободно распространяемая или прислана пользователями сайта. Авторы сайта не претендуют на авторство всех размещённых материалов. Если Вы являетесь правообладателем той или иной продукции или информации, и условия, на которых она представлена на данном ресурсе, вас не удовлетворяют, сообщите нам с целью устранения правонарушения.
Почему коренные жители Сахалина кашляют перед входом чужой дом
Об айнах известно многое и при этом – почти ничего. Еще два века назад они привольно жили на побережье Охотского и Жёлтого морей, на Курилах, Сахалине, Хонсю, Хоккайдо и на юге Камчатского полуострова. Они резко отличались внешностью от живущих рядом с ними японцев и нивхов: у них абсолютно белая кожа, европейские черты лица, у мужчин тело и лицо покрыто густыми волосами.
Женщины айну в национальных халатах и шапочках больше похожи на женщин с Кавказа или с Ближнего Востока, чем на представителей монголоидной расы. Возможно, они европейцы, неведомым образом оказавшиеся на краю мира?
Монголоиды или австронезийцы
Исследования антропологов выявили, что целый ряд мелких признаков роднит айнов с монголоидами. Французский географ XIX века де Сен-Мартэн считал, что айны пришли на Дальний Восток из Океании, а их родственники – это австралийские аборигены или полинезийцы.
Эту теорию поддерживал русский антрополог Дмитрий Николаевич Анучин, а современный российский учёный Александр Борисович Спеваковский предполагает, что айны могут быть древней вариацией монголоидной расы, и что народ этот сформировался во внутренних областях Азии, где протоайны жили рядом с будущими австронезийцами.
Их язык не похож ни на один из языков, одни учёные считают, что он имеет отношение к протоалтайскому, другие это яростно отрицают. Своеобразие айнов настолько велико, что учёные выделяют их в отдельную курильскую расу.
Они считали двадцадками
Сбивает с толку учёных уникальная система счёта: айну считали двадцадками, причем, к двадцадкам нельзя было прибавлять, но можно было отнимать. Если айну хотел назвать число 110, он говорил, что это шесть двадцаток без десяти – такого счёта нет больше ни у одного народа.
Лыжи и охота
Айну всегда жили в деревянных домах, занимались охотой, рыбалкой и собирательством. На охоту ходили с луком и стрелами и рогатиной; использовали ловушки; морскую рыбу били острогами, приманивая её факелами; охотились на морского зверя, используя гарпуны с крючьями и отравленные аконитом стрелы, занимались подледным ловом.
Зимой айны использовали лыжи и снегоступы, ездили на собаках, которых могли также съесть или принести в жертву.
В древние времена одежду айну делали из луба и крапивы, а позже шили из покупных тканей. Национальным видом одежды была набедренная повязка и халат, расшитый родовыми орнаментами. Зимой носили меховую одежду, шапки и своеобразные венки из меха.
Усы — только после замужества
Женщины после замужества делали себе татуировку в виде усов, наносили линии на лоб и руки. Жениха выбирали сами, и после бракосочетания муж переселялся в дом к жене.
Детям имена давали не сразу, а спустя несколько лет, и часто именем становилась основная черта ребенка – Терпеливый, Красавица, Неумеха, Неуклюжий.
Этикет айну
Не менее замысловатым были у айну нормы этикета. Нельзя было просто так придти в гости, нужно было заранее предупредить о визите вежливым трёхкратным покашливанием. Затем, если вы знали хозяина, можно было зайти внутрь дома (тисе), если же гость был незнакомцем, он должен был оставаться на крыльце, пока хозяин не вводит его в дом. Громко звать хозяина по имени было невежливым, очевидно, из-за суеверий.
Владельцы дома предпочитали не подходить к окну, а заглянуть через окно в дом считалось оскорблением. Справа от очага были места хозяев, мужчины имели право сидеть слева от очага, а девушки – у дверей.
Общение между гостем и хозяином было долгим и замысловатым. Войдя в дом, гость был обязан обойти очаг справа и сесть напротив хозяина. Затем следовало несколько раз вежливо кашлянуть, сложить руки перед собой и не спеша потереть пальцами правой руки левую ладонь, затем – наоборот.
Если хозяин был расположен, он повторял действия гостя. Потирания рук и пожелания здоровья длились до получаса: гость желал здоровья и благ владельцу жилья, его супруге, потомкам, родителям, родственникам, соседям, селу и роду.
Если пожелания гостя были рады слышать, то хозяин дома начинал поглаживать бороду, и гостю следовало повторять его движения. Только после соблюдения такого длительного ритуала вежливости можно было изложить причину визита.
Женское приветствие было ещё более странным – женщина потирала за ухом прядь волос, затем проводила ими у себя под носом, а затем гладила левую руку от плеча до кончиков пальцев.
Судьба айну
После того, как Курилы в 1875 году отошли к Японии, судьба курильских айнов была печальна: в 1884 году японцы выселили их на бесплодный остров Шикотан, где айну вымерли. Последний курильский айну умер в 1941 году.
Айну, жившие на Сахалине, в начале XX века были свезены японцами в специальное гетто. После окончания Второй мировой войны вместе с японским населением они выехали с острова; сейчас на Сахалине живет всего 109 айнов.
В Японии, которая на протяжении всего XX века вела политику ассимиляции айнов, их осталось 24 000 человек.