Как называют вампиров в россии
В России существуют настоящие вампиры!
В Интернете появляется все больше сайтов, посвященных вампирам. На одном из них я и нашла Алису. Она – единственная, кто согласился ответить на вопросы, что называется, вживую
В Интернете существует множество сайтов, посвященных вампирам. На одном из них я и нашла Алису. Она – единственная, кто согласился ответить на вопросы, что называется, вживую.
Алиса – симпатичная девушка лет 25 с бледным лицом, ярко-алыми губами и пепельными волосами – ничего необычного. Но стоило ей улыбнуться, как обнаружились ее чуть увеличенные верхние зубы-клыки. Меня даже охватило волнение: как бы не закончилось интервью кровопролитием.
– Алиса, правда, что вы пьете человеческую кровь? – задала я первый вопрос в лоб.
– Да, это так. Но почему всех интересует именно это, а не другие наши способности и проблемы? Ведь если ты не такой, как все, то должен за это платить. Чем больше у тебя чувствительность, тем сильнее тебя раздражают звуки и запахи. Чем лучше ночное зрение, тем ты острее реагируешь на солнечный свет. Я не переношу чеснок и всегда чувствую, если его ели другие люди, даже когда это было несколько дней назад. Мне постоянно приходится мазаться солнцезащитным кремом, иначе кожа облезает…И это далеко не все.
– Как вы стали вампиром?
– Мой путь был долгим. Я же по природе – скептик, люблю до всего докопаться, поэтому, кстати, и работаю юристом. Если бы в самом начале мне кто-то сказал, что я вампир, то решила бы, что этот человек – полный идиот. Изменения начались в 17 лет. Я перестала ходить на пляж, потому что солнце вызывало ожоги кожи, а позже возникли проблемы с глазами. Я все время хотела есть, вес скакал плюс-минус два-три килограмма каждый месяц. Было ощущение тяжести в желудке. Я обратилась к врачам, меня обследовали, но помочь не смогли. И мне снились одни и те же сны. Будто бы какие-то существа мне что-то объясняют, а я их не понимаю. И еще будто бы я от кого-то убегаю. Спустя годы я осознала: я убегала от самой себя. И еще была невыносимая тоска, которая не проходила.
Так я жила 9 лет, до тех пор, пока не попробовала кровь. Я договорилась с соседом по квартире, которую мы вместе снимали. Я тогда взяла у него всего 5 граммов крови. Мгновенно мир стал ярче, ушла грусть, пропал голод. Я была абсолютно счастлива.
– Можно ли это состояние сравнить с наркотическим кайфом?
– От наркотиков организм получает ущерб, и когда человек просыпается, он это понимает и сожалеет об ошибке. А тут встаешь утром – и тело поет. Это истинное счастье.
– Где вы берете кровь и как часто ее надо пить?
– Я пью раз в шесть дней, в год получается около 6 литров. Кровь мы берем у людей, которые отдают ее добровольно. Я называю их дарителями. Вампир и даритель должны нравиться друг другу. Спустя какое-то время ты понимаешь дарителя без слов, он становится частью твоего «я», и ты чувствуешь его, находясь за сотни километров.
– Как происходит сам процесс?
– Некоторые используют порезы. Живой контакт притягателен. Но я пользуюсь одноразовым шприцем, кровь беру через вену. Все должно быть стерильно и безопасно. До этого даритель сдает анализ крови, и я могу быть уверена, что ничем от него не заражусь. Правда, однажды я делала это с незнакомцем. Он пристал ко мне в парке, и я его огорошила: призналась, что я вампир, и предложила ему попробовать. Мне стыдно за тот поступок.
– Почему дарители на это соглашаются?
– Люди по своей природе любят жертвовать, отдавать. Кому-то просто любопытно. Но у всех, кто отдает с кровью свою энергию, происходит в жизни что-то хорошее.
– Говорят, кровь еще берут на станциях переливания?
– Замороженная кровь может быть альтернативой. Но что-то в ней не то. Когда пьешь такую кровь, она как будто испаряется уже в пищеводе. Я редко к этому прибегаю, у меня хватает дарителей. Кровь животных я не пью. Зато ем сырое мясо, это тоже дает силы.
– Что происходит, если вы долго «в завязке»?
– У меня дрожат руки, начинаются судороги, приходит ощущение голода. Я заглядываюсь на открытые части тела незнакомых людей. Потом наступает апатия, затухают эмоции, как будто ты живой труп.
– Может ли голодный вампир наброситься на человека?
– Никогда. Мы слишком ценим людей, как любое проявление жизни вообще.
– В романе Брэма Стокера «Дракула» все не так…
– Роман – это выдумка писателя. Хотя, может быть, и жил такой полководец, и на нем быстро заживали раны. Вероятно, что он пил кровь своих врагов – жуткие тогда были нравы. Но он не обладал бессмертием и не мог превращаться в летучую мышь.
– У вас есть сверхъестественные способности?
– Ко мне тянутся животные, растения и дети. Я могу снимать боль руками. Однажды я бежала без перерыва восемь часов, а как-то проплыла за час два километра, хотя не плавала целых семь лет. Многие наши выглядят моложе своих лет. В Москве всего четверо настоящих вампиров, хоть многие и называют себя таковыми. Мы знаем друг друга, встречаемся, делимся опытом. Но постоянно находиться рядом нам тяжело. Вампиры не умеют любить, как люди. Чего-то в нас не хватает, и это мы берем от людей.
– Ваши близкие в курсе, что вы – вампир?
– На работе я об этом никому не говорю и обычно одеваюсь более строго. Мама, надеюсь, тоже не догадывается. Молодой человек знает, но принимает меня такой, какая я есть.
– Быть вампиром – это на всю жизнь?
– Надеюсь, нет. Ведь это зависимость, которая осложняет мое существование. Я всегда думаю о том, как утолить свой голод.
Интересно
В Нью-Йорке находится научный Vampire Research Center (вампирский исследовательский центр), в котором занимаются изучением вампиризма. Основал его профессор Стефан Каплан, который путем исследований установил, что среди людей есть те, кто не может жить без употребления теплой крови. Причем зависимость эта носит не психологический, а физиологический характер. То есть с головой у вампиров все в порядке. Каплан составил вопросник, позволяющий выявить «кровопийц», разослал его потенциальным кандидатам и таким образом вычислил полторы тысячи природных вампиров по всему миру.
Виктория Колодонова
Разновидности вампиров
Дампир, упырь, стригой и морой — все это разные виды вампиров. Часть из них относится к заложным покойникам — общему определению для нечисти, которая встает из могил. Узнайте, чем они отличаются и все ли вампиры несут опасность для человека.
Потомок человека и вампира
Дампир — это ребенок, рожденный человеческой женщиной от мужчины-вампира. Женская половина этих сущностей неспособна к зачатию. Данное явление — новое в вампирской мифологии. Дампиры сегодня большая редкостью, ведь их отцы нечасто размножаются привычными для нас способами. Своих потомков они считают обращенных в вампиров людей.
Дампиры появились недавно, как и информация о том, что вампиры способны к традиционному размножению. Однако не каждая женщина способна зачать и выносить ребенка от нечистой силы. Эта роль для избранных, как и превращение в вампира — многие умирают вместо того, чтобы стать живущей в вечной ночи нечистью. Часто матери дампиров погибают при тяжелых родах или во время беременности — плод питается ее кровью, может отвергать человеческую пищу.
Первые дампиры появились в середине прошлого столетия. Они получают способности отца, однако не имеют слабостей, присущих вампирам — не боятся солнца и могут прожить без человеческой крови. В остальном же дампиры очень похожи на вампиров — они быстры, сильны и выносливы, способны регенерировать с большой скоростью. Взрослеют так же, как и люди.
Дампиры живут намного дольше людей, но не вечно. Не могут они и превратить в вампира своей кровью. Их клыки редко отличаются от человеческих, но бывают крупноваты. В целом, дампир находится между человеком и вампиром. Если он будет пить кровь, приблизится к последнему — станет бояться солнца и ощущать жажду, а живя подобно человеку, потеряет часть темных способностей. Дампир должен поддерживать баланс между нечистью и человеком.
Дампирами нередко называли особо удачливых охотников на вампиров. Таким был Мурат Барнабар, цыган, известный в Сербии в 50-х годах прошлого века. Стрегони Бенефици считали одним из дампиров. Он не пил кровь, однако обладал необычными способностями. Стрегони Бенефици охотился на кровопийц, которые убивали людей. Сам же он обходился кровью животных.
Стригой
Стригой — персонаж молдавской и румынской мифологии. В старину его считали схожим с вампиром или упырем. В стригоя превращаются повешенные по своей воле самоубийцы или казненные таким образом преступники, а также люди, тело которых досталось нечистой силе. Он может быть как мужского, так и женского пола, но в последнем случае эту нечисть принято называть стригоайками.
Стригоя нередко путают с мороем, но это разные существа. Об их сходстве и различиях вы узнаете ниже. По легендам, у стригоев два сердца. Некоторые старинные предания гласят, что стать нечистью после повешения могут только рыжие и голубоглазые люди, однако другие источники говорят, что это существо может иметь любую внешность.
Стригоя невозможно обнаружить, не вскрыв гроба, в который он возвращается под утро каждую ночь. Иногда нечисть оставляет могилу разрытой, а сама прячется поблизости. Если есть возможность найти тело человека, который подозревается в одержимости после смерти, узнать стригоя легко. Он не подвержен тлению, тело выглядит так, словно похоронили его вчера, а не несколько месяцев или недель назад.
Морой
Если стригой — это физически существующий мертвец, который поднялся из гроба и отправился в поисках живой крови, то морой — покинувший могилу призрак. Несмотря на бесплотность, он доставляет немало проблем жителям ближайшего к кладбищу населенного пункта. Мороя относят к разновидностям вампиров, по большей части, из-за вредоносности, а также происхождения от умершего.
Название этой нечистой силы происходит от слова «мор», и в этом нет ничего удивительного. Морой не только пил кровь и являлся в призрачном обличье, пугая людей. Он умел насылать засуху и вызывать эпидемии. В старину все знали, что если в округе появляется морой, в скором времени немало людей погибнет от болезни.
Как умирают ведьмы и колдуны и кем они становятся после смерти
Интересующихся эзотерикой людей волнует вопрос — как умирают ведьмы и колдуны? Считается, что отходят они тяжело, могут мучиться по нескольку дней, пока кто-нибудь из односельчан не догадается разобрать крышу, открыть печную заслонку или забрать магический дар.
Переданные колдуном способности считаются черными. Человек сначала болеет несколько недель, после чего получает магические силы. Деревенские поверья гласят, что принявшие дар умирающей ведьмы сильно меняются. Дело в том, что он не желает покидать мир и продлевает жизнь колдунье, растягивая ее предсмертные мучения. Только после того, как дар найдет нового носителя, ведьма сможет умереть.
Кого не приняла земля
К заложным покойникам в старину относили самоубийц, черных колдунов и ведьм, некрещеных, а в некоторых регионах еще и утопленников. Все перечисленные не могут перейти в загробный мир. Не нашедшие покоя души бродят по земле и вредят живым.
Заложными таких покойников называют из-за способа захоронения, который мешал им вставать из могил и бродить по земле. Их укладывали вниз лицом, а поверх гроба закладывали ветки и камни. Это делали заранее, когда хоронили самоубийцу, душегуба или человека с репутацией сильного колдуна.
Таких покойников не закапывали на церковных или кладбищенских территориях. Как правило, их могилы стояли на перекрестках за пределами населенных пунктов, в полях подальше от обжитых мест, в лесу. Иногда тела сбрасывали в болото или овраг, чтобы нечистая сила не смогла добраться к людям. Существовало даже поверье, которое предлагало бросить труп покойника, которого не примет земля, в болото, чтобы вызвать дождь и прекратить засуху.
В регионах, славящихся обилием нечисти, появлялись даже отдельные кладбища, на которых хоронили людей с плохой репутацией. Их земля не была освященной, церквей и часовен на территории не ставили. Кладбища-скудельницы (от слова «скудно») представляли собой простые участки земли, огороженные острыми кольями.
Проходя мимо таких могил, полагалось что-нибудь дать в дар неупокоенной душе, чтобы она не запутала в пути, не наслала болезнь или не напала, чтобы выпить кровь и съесть плоть прохожего. Подносили малоценные вещи вроде соломы или камней, иногда бросали горсть земли. Так люди словно участвовали в церемонии погребения, в которой нечистому покойнику было отказано, чем его задабривали.
Упыри в славянской мифологии
От остальных разновидностей заложных покойников упырь отличается особой агрессивностью. По ночам он выбирается из могилы и отправляется на поиски свежей крови, возвращаясь в гроб только после крика третьих петухов. От вампира он отличается тем, что стать им можно только после смерти.
В славянской мифологии упырь довольно неразборчив, пьет кровь не только людей, но и домашних животных, а потом съедает их тела. В некоторых регионах верили, что если упырь не тронул плоти человека, а выпил только кровь, тот станет кровопийцей сразу после погребения. Убитых нечистой силой хоронили так же, как и всех подозреваемых в превращении в заложного покойника.
Упыри вызывают засухи, эпидемии и голод, насылают мор на людей и скот. Ими становились проклятые при жизни люди, особенно если проклятие наложено священником. Его называли анафемой и накладывали на отличившихся особой жестокостью душегубов и еретиков. Оборотни и колдуны также имели большой шанс стать упырями после смерти.
Как выглядит упырь, в старину знали все. Он похож на человека, за исключением красноватого оттенка кожи из-за выпитой крови. Эти существа не разлагаются и не имеют характерного трупного запаха. У них нет клыков, как у знакомых каждому вампиров. Зубы заострены, словно у акулы, и эта особенность заметна только при нападении нечисти — он умеет ее скрывать.
Нередко упыри обитали среди живых, прикидываясь обычными людьми. Их боялись, ведь последствия нахождения такого существа в деревне были фатальными — известны истории из прошлого о целых населенных пунктах, уничтоженных упырями. Нередко и живых людей обвиняли в принадлежности к нечисти, за что чаще всего сжигали. Есть у кровопийц и естественные враги — медведи и волки, которые могут одолеть сильного монстра. Животные чувствуют его приближение и приходят в ярость или убегают в страхе.
Поэтому монстров сначала вычисляли, а днем убивали спящих — они не встают, пока светит солнце. Самым надежным способом избавиться от существа считали отрубание головы с последующим сжиганием тела. Иногда это было сделано слишком поздно, и из могил вставали люди, превращенные в нечисть упырем несколько недель и даже месяцев назад.
Существует немало разновидностей вампиров, и далеко не все воспринимают человека исключительно в роли пищи. Дампиры считают своей миссией защиту человеческого рода от порождений тьмы. Однако большая часть превращенных в упырей и прочую нечисть после смерти крайне опасны, в старину их считали основными виновниками мора, неурожая и засухи.
Вампиры на Руси
Первое упоминание о вампире на Руси, датированное 1047 годом, найдено в «Книге пророчеств», написанной для Владимира Ярославовича князя Новгородского. Книга была написана на проторусском языке, который развился из более старого обще-славянского языка. Текст давал непорядочному священнику непривлекательное определение «упырь личи», что буквально означало злобный или вымогающий вампир. Этот термин был, скорее всего, позаимствован у южных славян, возможно, у болгар. Но тут возникает вопрос. Если это слово позаимствовали, то вампиры на Руси существовали и намного раньше.
Вампиры в Древней Руси
Как назывались вампиры на Руси
В «Повести временных лет» есть упоминания о Навьях.
От древнерусского Навь – нижний мир, обитель мертвецов и злых духов.
Навьи – бестелесные духи умерших, но способные на короткий миг обретать осязаемость и приносить физический вред живым.
Случай описанный в «Повести временных лет» произошел в 1092 году. Тогда на город Полоцк и его окрестности обрушилось самое настоящее нашествие навьев.
«Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали навьи, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал навьями язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан».
Причем в оригинале употреблено именно слово «навьи»: «Человеци глаголаху, яко навье бьють полочаны».
Вампир
Упырь
Происхождение вампиров на Руси
Кто такой упырь
«Преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ».
Признаки вампиризма
Вампиры на Руси имели ряд особенностей происхождения. В связи с этим на Руси бытовали свои признаки того, что после смерти человек станет восставшим мертвецом:
Позже, при христианстве, добавились ещё признаки:
Как распознавали вампира
Могилу вампира обсаживали рябиной. Верили, что рябина, не дает вампиру выйти из могилы. Свои же дома защищали чесноком и святой водой. Связки чеснока вешали возле двери и окон, а святой водой окропляли весь дом.
Больше всего людей пугало то, что вампир нападал на свою семью, соседей, друзей и людей, с которыми у него остались незавершенные дела.
Вот такой была процедура уничтожения вампиров на Руси. Не изменилась она и сейчас.
Имперские упыри и советские вурдалаки: вампиры в русской литературе
Один из главных российских сериалов весны — «Вампиры средней полосы», история про мирную коммуну кровопийц, живущих бок о бок с обычными людьми в современном Смоленске. В конце мая нас ждет еще один сериал про вампиров — на этот раз экранизация «Пищеблока» Алексея Иванова. На этот год запланирована и еще одна экранизация важной российской книги про вампиров — «Ампира V» Виктора Пелевина. На Западе тренд на вампиризм тоже бодрится — неловкий, но все же «Дракула» на Netflix год назад, вампирский дискурc в Resident Evil Village, Bloodlines 2 где-то на горизонте — но в России он разгорается особенно ярко. В плане вампиров мы всегда были на своей волне — что в XIX, что в XXI веке. Сегодня поговорим о вампирах в русской литературе — хоть их и не очень много, но таковые нашлись даже в СССР, и стоят упоминания как неприметные, но важные памятники русскоязычного хоррора.
«Упырь»
А.К. Толстой, 1841
Как известно, литературная жизнь вампиров началась далеко не с «Дракулы» Брэма Стокера. Одним из первых произведений про мифического кровопийцу стала «История вампира» (1819) Джона Полидори, личного врача Байрона. Полидори тусовался с Байроном в «год без лета», и тот рассказал ему фантастическую историю: у студента умирает друг, а потом студент внезапно встречает его живым и здоровым в другой стране, да еще и женатым на его сестре. Байрон историю не закончил, но доктор записал ее и обратил в рассказ про эксцентричного лорда-кровопийцу Ратвена, который так же неожиданно воскресает из мертвых. Примечательно, что в тот же «год без лета» Байрон косвенно способствовал появлению «Франкенштейна». В следующие десятилетия текст Полидори вдохновил ряд европейских писателей на свои истории про вампиров, и лишь под конец века вышла главная из них — Брэма Стокер написал «Дракулу».
Увлекся «Вампиром» и граф А.К. Толстой. В 1868 году он перевел «Коринфскую невесту» (1798) — стихотворение Гете, где предположительно вообще впервые упоминается вампир — но свои истории про кровопийц написал еще раньше. Первую — «Семья вурдалаков», в 1839-м, когда ему был всего 21 год, но издали ее лишь после его смерти. Вторая же, «Упырь», вышла в 1841 году и была отлично принята критиками. Герой повести, дворянин Руневский, встречает на балу странного человека, который указывает на пару его знакомых и утверждает, что они вампиры (настаивая при этом на русском «упыри»). Другие знакомые уверяют Руневского, что это все бредни сумасшедшего, но следующие события заставляют его поверить в невозможное — хоть и далеко не сразу. Детализированного вампиризма как такового в «Упыре» не так и много, но во второй половине повести персонажи переживают вещи, необычные даже с учетом гоголевской прозы.
«Вурдалак из Заозерного» Александр Шейнин, 1966
Несмотря на наследие Гоголя и эксперименты А. К. Толстого материальное интересовало великих русских писателей XIX века больше, чем фантастическое — поэтому эксперименты вроде «Упыря» не получили много эпигонов. В советской же литературе для сверхестественного и жуткого вовсе не осталось места. Представить себе вампира в послевоенной русской литературе чрезвычайно сложно, и я, признаться, даже не надеялся их там встретить. Однако благодаря заметке Мишеля Климина с сайта Sygma наткнулся на рассказ Александра Шейнина «Вурдалак из Заозерного» (или «На хуторе Заозерный»»).
Для 1966 года необычна уже сама фабула: в волгоградской деревне при странных обстоятельствах — от кровопотери — умирают люди; для выяснения обстоятельств на место под видом рыбака приезжает следователь из города. Злодеем оказывается военный преступник, который кошмарит местное население с помощью специальной птички-вурдалака из Южной Америки, выступающей вроде как кровяным «передатчиком» между героем и жертвой. Климин отмечает наличие в рассказе тонких отсылок к Стокеру, и в целом характеризует произведение как очень необычное для своей эпохи:
«С одной стороны, оно отсылает к народным представлениям о живых мертвецах и зле, которое они несут. С другой, текст раскрывает неочевидные принципы функционирования таких представлений в материалистическом мире советской литературы».
Писатель Елизаров после «Библиотекаря» неоднократно говорил о том, что советская литература скрывает массу неочевидных жемчужин. Кажется, рассказ Шейнина вполне подходит под это описание — как уникальный пример «советской южной готики».
«Дозоры»
Сергей Лукьяненко, 1998 — 2014
В 1992 году Коппола освежил интерес к классическому вампиризму, аккуратнее прочих перенеся на экран «Дракулу» Стокера. Освежать было зачем: вампиры постепенно отрывались от своих корней. Еще в 70-х роман Энн Райс «Интервью с вампиром» позволил узнать историю кровопийц на дистанции в несколько сотен лет, а в 94-м его экранизировали. Вампиры постепенно интегрировались в современное человеческое общество, а в книгах заняли нишу городского фэнтези. Именно в этом жанре выступил Сергей Лукьяненко: как он сам говорил, ему хотелось написать фэнтези в современном сеттинге, без сложного погружения в древние эпохи.
Ограничения, ритуалы и средства борьбы с вампирами по сравнению с привычными у Лукьяненко изменены и перемешаны — например, серебро особо не вредит, но серебряные пули бьют больнее. Чеснок не работает, зато известное правило с приглашением вампира домой — вполне (фанаты, правда, находят у Лукьяненко в этом правиле дыры). Действия вампиров в местном лоре вроде как «регламентированы» на современный лад: каждый должен пройти регистрацию у Дозора, большинство перешло на донорскую кровь, а если захотелось свежей — для убийства требуется лицензия. Также важно отметить, что это лишь часть разношерстного бестиария «Дозоров», хоть и важная. У Лукьяненко вампиры — низшая каста в иерархии Иных наряду с оборотнями, но употребив много свежей человеческой крови, они могут стать Высшими вампирами. Например, как Геннадий Саушкин, обескровивший для этой цели 52 гастарбайтера.
«Empire V» и «Бэтман Аполло» Виктор Пелевин, 2006 и 2013
Еще один подробно прописанный вампирский универсум в русскоязычной литературе создал Виктор Пелевин. Его кровопийцы — элита. Посвященные в нее берут себе имена божеств (для солидности — еще и с порядковыми номерами, как у монархов). С человеческой кровью они впитывают умения жертвы и могут читать ее мысли; также каждый носит при себе «конфету смерти», которая дает им способности даосских монахов. Вампиры контролируют важнейшие для обычного человека (в представлении Пелевина) феномены — гламур и дискурс (не спрашивайте), тем самым определяя поведение общества.
Интересен подход Пелевина к классическому вампиризму. В продолжении романа — «Бэтман Аполло», фигурирует сам граф Дракула: он находится в оппозиции современным вампирам и кроме прочего рассказывает, как одному человеку удалось договориться с вампирами не порабощать его и его сторонников — и этим человеком был Будда!
«Ампир» станет вторым российским полным метром после «Generation П» (также существует немецкая постановка «Чапаева и Пустоты»), который также снимет Виктор Гинзбург. Главного героя сыграет Oxxxymiron. Осенью прошлого года сообщалось, что фильм выйдет в 2021 году — правда, с тех пор новостей о нем не было, а пандемия могла замедлить работу над фильмом.
«Пищеблок»
Алексей Иванов, 2017
До «Пищеблока» Иванов прославился весьма разноплановыми книгами — например, историческим романом «Сердце Пармы», или остросюжетным «Ненастьем» про 90-е. Захода на территорию сверхъественного от Иванова никто не ожидал, но он сделал это чрезвычайно красиво. 1980 год, Олимпиада в Москве и «олимпийская» смена в пионерлагере «Буревестник» недалеко от Самары. Взрослые и дети устало выполняют принятые десятки лет назад пионерские ритуалы, в то время как буквально в ближайших кустах, а то и у койки соседа по комнате, проводятся ритуалы вампирские.
Иванов искусно сталкивает очень реалистично описанный мир поздней, умирающей советской пионерии с нечистой силой — что оказывает ошеломляющий эффект как на читателя, так и на некоторых героев «Пищеблока», явно не ожидавших такой фигни в своем простом советском детстве. Как и многие тексты Иванова, «Пищеблок» напрашивается на экранизацию — которая уже готова: 19 мая выходит первый из восьми эпизодов сериала. Продюсер сериала уже выразил надежду, что «Пищеблок» может стать международным событием — дескать, тут и советская эстетика, и вампиры. Станет ли — мы еще узнаем, но первоисточник уже можно назвать одним из самых самобытных произведений про вампиров — и в российской, и мировой культуре.