Как называют пчел в народе
Старинный словарь пчеловода
За несколько веков у русских пчеловодов выработался самобытный словарь, включающий десятки терминов, определений и понятий, своеобразных профессиональных жаргонизмов. В настоящее время многие из них исчезли из обихода, стали архаизмами — так же как примитивные ульи и старинные приемы содержания пчел.
Современным ГОСТ Р 5201–2002 «Пчеловодство. Термины и определения» устранены все архаизмы, введен лишь один стандартизированный термин на каждое понятие и определение, отменены синонимы. Разумеется, такой документ нужен, но вместе с тем отрасль теряет целый пласт очень образных, а иногда и более точных народных определений. А во многих древних отраслях, например в коневодстве, это наследие бережно сохраняется в полном объеме, что придает особый колорит профессиональному языку. Не вступая в конфликт с официальным ГОСТом, давайте перелистаем старые пчеловодные книги и журналы и вспомним забытые и утерянные слова.
Бездонка — улей, не имеющий дна; украинский бездонный улей, дуплянка.
Безматок — семья пчел, по какой-либо причине не имеющая матку.
Бить пчел — уничтожать, закуривать (для отбора меда при роебойной системе).
Боровки — дикие лесные пчелы, живущие в дуплах деревьев.
Борода пчел — бездеятельные пчелы, сидящие в жаркое время на улье, под летком и др.
Бортник (бортовщик) — владелец бортей или человек, ухаживающий за ними.
Борть — полость, выдолбленная в живом дереве, в котором живут пчелы; на основе бортей развивалось бортевое пчеловодство.
Брусить — запечатывать мед (работа пчел).
Взяток (взятка, корысть, медосбор, поноска) — нектар и пыльца, приносимые в улей.
Вишняк — хмельной мед с использованием ягод вишни.
Воскобой — человек, занимающийся вытопкой воска.
Воскобоины (мерва, пробойка) — выжимки, получаемые при вытопке воска.
Восковицы — восковые зеркальца.
Вощанка — улей без пчел, но с подготовленными оснащенными вощиной рамками.
Вощица (науза, уза) — вощина.
Впорицы (снозы, вялицы) — деревянные перекладины в неразборных ульях, служащие основаниями для отстройки сотов.
Вторак (другак) — второй рой из одной пчелиной семьи.
Втулка (должея) — доска (дверца), закрывающая отверстие в борти.
Выемка (выборка, вырезка, выломка) меда — добывание медовых сотов из улья различными способами.
Выигра (слет) роя — покидание роем улья, в который он был посажен.
Выплаживать — выводить маток.
Голодняк — семья, слетевшая из улья из-за отсутствия корма.
Двойняк — вид хмельного меда, в котором мед и вода содержатся в равных количествах.
Деренник — хмельной мед, приготовленный с использованием ягод терновника.
Дичок — семья диких пчел.
Долбенка — долбленый улей, например колода.
Должника (должан) — кривой топор для обработки изнутри долбленых ульев.
Дуплянка (бездонка, наворотень, ступка) — долбленый улей в виде кадки вверх дном.
Дымилка (курилка, куродымка) — дымарь.
Детва (детка, детняк, расплод, черва) — яички, личинки и куколки пчел на разных стадиях развития.
Забрус (забруска) — восковые крышечки, которыми запечатываются ячейки с медом.
Занос (зауза, отвоз, пашня, потяжь, уза) — все восковые постройки пчел внутри улья. Различали до 10 видов заноса, в том числе теплый, когда соты или пласты размещены параллельно летку, и холодный, когда соты обращены к летку торцами, перпендикулярно.
Зимовик — пчелиная семья, зимующая на воле.
Изрой — изроившаяся пчелиная семья.
Калошка (колошка, ножка, обнога, обножие, штанники, цветень) — обножка.
Клочень (метелица, мотылица, паутинник, шашель) — восковая моль.
Колода (борть, колодезь, колодка, колозень, косяк, кряж, липня, пенек, пень, пчельнище, столп, чурка) — толстый обрубок дерева, выдолбленный изнутри. Та же борть, но срубленная и поставленная на землю. Самый распространенный в России в старину примитивный улей.
Липовец — липовый мед.
Липовка — липовая кадочка для меда.
Медва — медовая сыта.
Медистость — наличие меда в пчелиных семьях.
Медовик — пчелиная семья, предназначенная только для производства меда.
Молодь — еще не облетевшиеся молодые пчелы.
Муха — народное название пчелы («маломушные» семьи — слабые семьи).
Назолка — недостроенный маточник.
Наузень (бортень, вешанка, кузов, наузник, пустовуша) — небольшой легкий улей, подвешиваемый на деревья для поимки роев.
Огребание роев — снятие их с места прививки.
Омшанник (амшанник, мшанник, мшенник, стебник, пчельник, темник) — надземное помещение для содержания пчел зимой.
Опешивание маток — подрезка их крыльев во избежание вылетов с роем.
Первак — первый рой.
Плеть (лезиво, хобот) — веревка для влезания на бортные деревья.
Позднух — поздний рой.
Полторак — хмельной мед, в котором содержится 2/3 меда и 1/3 воды.
Помоха — мгла, туман, вредные для нектаровыделения.
Поновка (новь, оттяжка, потяжка) — вновь отстроенная на старых сотах вощина.
Проигра — вылет маток на спаривание, облет.
Пчеляк (пчелинец) — пчеловод.
Сыта — разбавленный водой мед для подкормки пчел.
Уза — пчелиный клей, прополис.
Царица (королева) — пчелиная матка.
Чурка (чурбан) — приспособление для защиты борти от медведей.
Яловая матка — неоплодотворенная матка.
Разумеется, этим не исчерпывается все богатство старинной пчеловодной лексики. В каждой местности имелись свои варианты и синонимы определений.
Русский язык постоянно обогащается неологизмами, заимствованными из иностранных языков, порой совершенно неоправданно. В то же время нельзя забывать и свои народные, родные и близкие, в данном случае, пчеловодные словечки.
Пчела
Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» — связаны с наделением ее признаком сакральности в рамках как христианских, так и языческих представлений. Чаще всего народное восприятие пчелы как священного существа сводится к объяснению в христианской огласовке: она доставляет воск на свечи, «воск употребляется в богослужении, как вещь особенно чистая и приятная Божеству»; без пчелы, по убеждению народа, «не могла бы совершиться обедня». На Русском Севере и в Белоруссии на Пасху в ульи клали кусочек воска от освященной пасхальной свечи, чтобы пчелы, как и люди, радовались празднику. У украинцев даже было принято христосоваться с пчелами, приветствуя их возгласом: «Xристос воскресе!»
О пчеле в народе никогда не говорят, что она сдохла, а говорят — «умерла», как о человеке. Такое отношение в значительной мере определяется поверьями о душе в облике пчелы, распространенными у русских. С подобными поверьями отчасти соотносится роль пчел как предвестниц смерти в толкованиях снов.
Представление о божественной сущности пчелы нашло отражение в ряде поверий, в которых через отрицательное отношение пчелы к тем или иным качествам человека манифестируются нормы поведения, принятые в традиции. Так, в народе верили, что пчела жалит только грешника. В одной из обнаруженных в конце XIX века в Казанской губернии рукописных книг, которые обычно передавались от одного пчеловода к другому, отмечены следующие категории людей и явления, которые «пчела ненавидит»: «Ненавижу воеводу распаливого, мужа ленивого, жену сонливу, от врага лукавого девицу, язык страмноглаго-лив, душу погубляя». С божественной природой пчел связано также представление о том, что в улей с пчелами не бьет гром.
По народным представлениям, пчелы своим происхождением обязаны Богу. И иногда в поверьях жизнь на земле ставится в зависимость от существования пчел: когда все пчелы изведутся, наступит конец света. В этиологических легендах о пчелах нередко звучит мотив соперничества Бога и дьявола. Так, севернорусская легенда повествует о том, что дьявол, желая сотворить таких же пчел, каких создал Бог, сделал земляных пчел — шмелей, мед которых ни в коем случае нельзя употреблять в пищу.
Важными для характеристики образа пчелы являются мифо-поэтические представления о ее «иностороннем» происхождении: по одним сказаниям свв. Зосима и Савватий вынесли пчел из горы, по другим — из какой-то идольской страны, по третьим — даже из рая. В легенде, записанной в Черниговской губернии, упоминается, что до рождения святых угодников Зосимы и Савватия «были времена, когда в России пчел не было, а водились они только в чужеземной стороне; жили они в скалах, не выпускали роев и не распространялись по всему свету». В легенде о происхождении пчел, бытовавшей в Казанской губернии в рукописном виде, «сила пчелиная» «в святорусскую землю, в темные леса, в угодные древа и к православным христианам» пригоняется архангелом Гавриилом с помощью Духа Святого из «горы папоримской», находящейся в «земле Римской». У русских была также распространена легенда о происхождении пчел из мертвой лошади: «знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкой и брошенной в болото. Когда рыболовы опустили невода в это болото, то, вместо рыбы, вытащили улей с пчелами. От этого улья развелись пчелы по всему свету».
Очевидно, что в этих легендах в качестве исконного местонахождения пчел выступают по большей части пространственные объекты, относящиеся в мифологической картине мира к «верхнему» или «нижнему» мирам. Кроме того, в названиях этих мест содержатся значимые для традиционного сознания оценочные характеристики, осмысляемые как положительные, светлые (рай) или как отрицательные, чуждые, темные, опасные (идольская страна, чужеземная сторона, папоримская гора и Римская земля, противопоставленные в народном восприятии православному миру).
В других фольклорных жанрах встречается также мотив появления пчел, отражающий мифопоэтические представления о распределении мирового пространства не по вертикали, а по горизонтали. Так, например, в смоленской волочебной песне пространственные объекты указывают прежде всего на удаленность места, откуда прилетают пчелы:
Засылай, боже, святой Зосим!
З-за бору з-за щирого,
З-за моря з-за синего
Выходила туча темная, —
То не туча, то й не облачина.
Что у той тучи тихо говорила,
Говорила пчелиная мати:
«Ай вы пчелы, пчелы ярые
Куда идете, куда пойдете. »
Несмотря на разнообразие, все варианты обозначения начальной локальной закрепленности пчел свидетельствуют об однозначном восприятии в народном сознании их появления из «иного» мира, независимо от того, каким он представлялся носителю традиции. Мотив возникновения пчелы из мертвого животного или из «иного» мира отражает универсальную для традиционной культуры идею вечного круговорота жизни. В этом же смысле показательно, что в раннехристианском искусстве пчела символизировала восставшего из смерти Xриста, бессмертие.
Причастность пчелы к божественному началу реализуется также в представлениях о ее деятельности как имеющей творческий характер. Так, старообрядцы Нижегородской области до сих пор считают, что пчела «Богова» потому, что она, в отличие от других животных, трудится. В заговорах работа пчелы соотносится с деятельностью Творца через мотив заполненности пространства, где улей уподобляется миру: «Как небесная высота и земная широта совершенна, так бы и мои пчелы, Божьи пташки, ульи исполняли и совершали меды густые и святые со всех цветов и с разных полей и чужих пасек несли и волокли в свои ульи и пасеку, аминь».
Связь пчелы с Богом просматривается и в народных поверьях о том, что ежегодное зарождение пчелиных роев происходит не само собой, а по промыслу Божию. Это представление нашло отражение в многочисленных заговорах, произносимых пчеловодами 9 декабря (по ст. ст.) — в день, когда церковь вспоминает о зачатии св. Анной Богородицы: «от сего дня начали прибывать не собою, но от самого Бога Саваофа, Отца и Сына и Святого Духа и Пречистыя Богородицы и всех святых».
Сакральная природа пчелы обусловливает закономерность соотнесения этого образа в мифопоэтическом сознании с библейскими персонажами — св. Анной и Богородицей. Это, в частности, прослеживается в назывании пчелиной матки в украинских и белорусских заговорах «Марией» или «Марьяской», а также в приуроченности пчеловодческих обрядов к дням зачатия св. Анной Богородицы и Благовещенья. Например, для обеспечения роения пчеловоду следовало на «Аннино зачатие» прийти на пасеку рано утром, потрогать каждый улей и произнести: «Свирдин и Свирдина! Анна зачала панну Пресвятую Богородицу, но не сама от себя, а от Духа Свята, так и вы, мои пчелы, зачинайте дело во имя Божие, частые рои, густые меды Господу Богу на хвалу, а мне рабу Божию (имярек) на пожиток». В заговорах такого типа пчела соотносится со св. Анной и Богородицей с помощью поэтического приема параллелизма.
Важной датой в пчеловодстве считалось и Благовещенье. В этот день для удачной работы пчел владелец пасеки, растирая пасхальную просфору и саму пасху, произносил: «Господи, Твор-че неба и земли и вся твари видимыя и невидимыя, как послал еси святаго Архангела Гавриила к деве Марии благовестити зачатие Сына Божия и сим исполнил небеса радостию и веселием, так пошли, Господи, угодника Твоего преподобнаго Зосима пчелам, и изобилие от росы небесныя, от влаги земныя, от всех дерев и зелий цветущих, дабы они собирали мед и воск с радостию и веселием Тебе, Господи, на хвалу, а мне рабу Твоему (имярек) на по-житок». Для русских территорий Благовещенье — 25 марта (7 апреля) — довольно ранний срок для выставления ульев на улицу. Вместе с тем в Костромской губернии существовала примета: кто его соблюдет, у того весь год будет удача; поэтому многие пчеловоды старались перенести на пасеку в этот день хотя бы один улей.
Связь образов пчелы и Богородицы характерна не только для заговоров. В текстах веснянок пчела и «Мати Пречистая» выполняют одну и ту же функцию — отпирают весну:
Ты вылети из-за моря,
Таким образом, пчелы оказываются вестницами весны.
В традиционной культуре очень ярко выражена женская символика пчелы. В русской жатвенной песне, например, пчела — является символом девушки:
Как летала ярая пчелка
Да по чистому полю
Ой, искала ярая пчелка медовое судёнце
Ой, гуляла красна девка
Да по чистому полю
Ой, искала красная девка
Себе родного батьку.
В мифопоэтических представлениях образ пчелы связывается с женским началом, основным признаком которого является материнство. Вместе с тем пчеле приписываются также признаки невинности и чистоты, связанные с идеей непорочного зачатия и сближающие в этом плане с образами св. Анны и Богородицы. Тема непорочного зачатия пчелы прослеживается в загадке: «Без отца рождена, без матери жить не может». Народное представление о чистоте пчелы охватывает широкий спектр значений: это и физическая, и нравственная чистота. Так, по мнению крестьян, пчела чистоту любит, и ее в чистоте «пуще всего держать надо»; кроме того, пчелы любят вестись у хозяев, которые «за чистотой наблюдают», а грешных людей не любят. Поэтому широко распространено мнение, что пчелы лучше ведутся у стариков: «тем грешить неколи, сидят да Богу молятся, а пчела — Божья, она это любит».
Соединение признаков чистоты и материнства, связь с Богом, а также другие качества пчелы, касающиеся особенностей ее работы, особенно ярко представлены в жанре загадки. Здесь они чаще всего демонстрируются через сравнение пчелы с женскими социовозрастными категориями в крестьянской общине. Особый — исключительный — характер женского начала в образе пчелы подчеркивается отличием ее от какого бы то ни было статуса женщины при полной реализации всех жизненных женских задач и работ: «Ни девка, ни вдова, ни замужняя жена: детей водит, людей питает, дары Богу приносит». В этом же ключе обычно подчеркивается безгрешность, непорочность пчелы: «Ни солдатка, ни вдова, ни замужняя жена: много деток уродила, Богу угодила». Мотив безбрачия пчелы, ее близость к Богу и созидательное начало отражаются в использовании в загадках образов «чернички» (старой девы по своей воле) и старухи, статус которых также отмечен признаками непорочности и чистоты: «В тесной избушке ткут холсты старушки» и «Сидят чернички в темной темничке, вяжут вязеночки, без иглы, без ниточки».
Работа пчелы в народных представлениях идеализировалась. В загадках эта особенность раскрывается разными способами. Это, например, мотив необычности ее труда: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлом»; в ином тексте вязание происходит «без иглы, без ниточки». Другой чертой труда пчелы является его избыточность, что выделяет пчелу из всех: «И на себя, и на людей, и на Бога трудится». Кроме того, определяющей эти особенности оказывается такая характеристика пчелы, как наделенность ее знанием-мудростью: «Одной пчеле Бог сроду науку открыл».
В народном сознании пчела наделялась особым умом. Так, в связи с вопросом о сроках выпускания пчел после зимовки один из костромских пчеловодов отметил: «Когда пчелы запросятся, потому пчела животная умная — сама знает, когда ей на волю пора. Человеку у ней поучиться можно, не тошто — што!» В волынском Полесье пчелу даже называли «Божа мудрость».
Приписываемые образу пчелы в традиционной культуре признаки идеальности и обладания исключительным знанием, несомненно, соотносятся с издавна подмеченной высокой степенью «организованности» пчел, а также особенностями создаваемых ими меда и сот. Так, структура пчелиных сот, по народным представлениям, характеризуется тем, что их ячейки при пересечении образуют подобие креста, в отличие от сот водяного, которые тот опускает в улей пчеловода, принесшего ему жертву. В последних ячейки, расположенные одна за другой, образуют общую трубку. Кроме того, мед от пчел, которых напускает водяной, считается плохим на вкус и не очень сладким.
В традиционной культуре образ пчелы нередко имеет эротическую символику. Так, например, во вьюнишных песнях ярые пчелы являются элементом образа дерева «с тремя угодами»:
Уж как первая угода —
Соловей гнезда вьет
, Соловей гнезда вьет,
Малых детонек взведет.
Со обручной со своей.
Ох, уж как третья угода —
Есть тесовая кровать,
Ох, на кроватке тесовой
Лежит перина пухова,
Ох, на перине пуховой
Лежит подушка парчева,
Ох, на подушке парчевой
Со обручной со своей
Очевидно, что приношение пчелами меда символизирует сближение «вьюнца» с его «обручной». Показательно в этом плане традиционное название первого месяца супружества — «медовый месяц». У белорусов сон молодой женщины о пчелином укусе предвещает ей беременность. С эротической символикой пчел связан полесский свадебный обычай, согласно которому отец жениха в случае «честности» невесты выдирал всех пчел возле своего дома и в первую очередь угощал медом родителей невесты. В этой же связи следует отметить, что постоянный в фольклорных текстах эпитет пчел — «ярые» — является словом с тем же корнем, что и имя славянского божества весеннего плодородия Ярилы.
В мифопоэтических представлениях и текстах пчела выполняет роль посредника, что объясняется представлениями о ее «иностороннем» происхождении. В веснянках, как уже упоминалось выше, пчела приносит из-за моря ключи для отмыкания весны.
Довольно отчетливо посредничество пчелы между мирами проявляется и в толкованиях снов. Так, в Краснодарском крае считали, что если во сне приснятся пчелы, то кто-то должен умереть.
Отмеченные представления о пчеле — непорочность, созида-тельность, мудрость, идеальность и, следовательно, божественность, а также ее посредничество — обусловливают соответствующие характеристики и символическое значение в традиционной культуре продуктов ее труда — воска и меда. Отсюда также широкое применение их в обрядовой сфере.
Воск, например, нередко выполнял функцию посредника в практике гаданий. Во время Святок растопленный воск выливали в воду и по застывшему изображению судили о будущем. После крещения ребенка гадали о его судьбе, для чего закатывали в воск его волосы и бросали в воду, при этом смотрели: если воск утонет, то считали, что жизнь ребенка будет недолгой. Гадание с воском использовалось и в пчеловодческой практике: «Когда на пасеке какое-нибудь несчастье, то можно узнать виновника его. Для этого берут из поврежденных ульев воску и растопленный воск льют в воду. Выльется либо сам виновник, либо какая-нибудь вещь, по которой можно его узнать»; чтобы наказать виновного, «лепят из воску куклу, пишут на ней имя человека и кладут под престол на сорок дней или поминают за упокой сорок обеден. Оригиналу воскового изображения тогда будет так тошно, что он сам придет и покается во всем». Общеизвестно также широкое использование огарков венчальных, четверговых, пасхальных свечей как продуцирующих и лечебных средств в различных обрядах и критических ситуациях.
Большое значение в обрядовой практике принадлежало и меду. Его употребляли в чистом виде, а также в составе ритуальных блюд и напитков. На особую значимость меда указывает то, что блюда из него подавали в начале или в конце обрядового застолья. Ярким примером этого может служить кутья, вкушаемая прежде других блюд в рождественский сочельник и на поминках. В тверской свадебной традиции по приезде молодых от венца им сразу же подавали чистый мед, который они ели из одной ложки. «Разгонным» блюдом в свадебных застольях считались блины с дыркой посередине, куда наливали мед. Последним блюдом поминального стола являлась медовая сыта — разбавленный водой мед. Как акт «кормления» и общения с предками осмыслялся обряд поливания могил медом, приуроченный к дням Пасхальной и Фоминой недель.
В свете рассмотренных представлений о пчеле и меде закономерно закрепление за последними символики богатства и благополучия. Так, «в старину невесте, отправляющейся в церковь, клали в карман денег, кусок хлеба и сот. Чтобы богато и сладко жилось» Что же касается создательницы меда, то можно вспомнить поверье о том, что пчелиный рой, залетевший в чужой двор, сулит хозяину этого дома счастье.
Покровителем пчел считался водяной. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Преображение Господне некоторые пчеловоды приносили водяному жертву — бросали в пруд или болото свежий мед и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или свой лучший улей. В награду, согласно поверьям, водяной оберегал пчел. Роль водяного как покровителя пчел унаследовали русские святые Зосима и Савватий. Они же считались покровителями пчеловодов. В дни памяти этих святых (17/30 апреля и 27 сентября/10 октября) пасечник вынимал соты из улья и в полночь погружал мед в воду, произнося специальный заговор с обращением к ним, чтобы обеспечить хороший принос меда в следующем сезоне. На Благовещенье, в Вербное воскресенье или на Пасху пчеловоды высекали на пасеке огонь из «громовой стрелки» и зажигали им ладан для окуривания ульев и свечу перед иконой Зосимы и Савватия.
Пчеловодство являлось довольно замкнутой «профессиональной» сферой деятельности крестьян, соотносимой с колдовством или знахарством. По представлениям народа, пчеловоды обладали особым магическим знанием, включающим владение приемами обхождения с пчелами, заговорное мастерство, следование обычаям и соблюдение запретов.
Поскольку пчелы, согласно поверьям, ниспосланы человеку Богом, то лучшим способом их приобретения считался самостоятельный прилет роя к хозяину, случайная его находка или получение в дар, особенно от незнакомого человека. В народе верили, что пчелы не любят скупых и ведутся только у щедрых людей. Для обеспечения благополучия в ведении пчел существовал обычай весь первый воск, а также часть ежегодно получаемого воска безвозмездно отдавать в церковь. Чтобы рои не улетали, пчеловоды старались соблюдать запреты: «ни с кем не вздорить, не пить вина и не спать с женой». Существовал также запрет продавать пчел: крестьяне твердо верили, что пчел можно только дарить. В противном случае, как полагали, пчелы переведутся. Поэтому обычно продавали какой-нибудь пустяковый предмет, а «в придачу» давали пчел. Если продажа пчел расценивалась как неблаговидное, богопротивное дело, то кража их считалась особо тяжким грехом.
По представлениям белорусов, пчелы сближают пасечников, причем это сближение имеет характер духовного родства.
Читайте также
«Пчела», сборник
«Пчела», сборник XI–XII вв. Сборник, состоящий из кратких изречений или афоризмов, выбранных из Святого Писания, сочинений Отцов Церкви и светских писателей греко-римской языческой древности, на разные темы нравственной и обыденной жизни. Богатым все люди —
Пчела
Пчела Увидев подлетающую к лицу пчелу, мы обычно испытываем страх, думая, что она хочет укусить нас. Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел, и большинство из них вообще не жалят.Считают, что пчела умирает после укуса. Но в действительности это не так.
Умирает ли пчела, укусив?
Умирает ли пчела, укусив? Многие люди считают пчелу своим врагом, по крайней мере встречаясь с ней лицом к лицу. Первое, что вы думаете, увидев ее, это — «Ой! Ой! Она хочет укусить меня!»Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел и многие из них вообще не
Пчела
Пчела Молодая женщина, собирающая пчелиный мед (Травник XV века)Пчела олицетворяет трудолюбие, усердие, организаторские и творческие способности, чистоплотность, общительность, скромность, одухотворенность, храбрость, мудрость, самоотверженность, красноречие («медовые
Пчела
Пчела Пчела повсеместно у славян воспринималась как «чистая», Божья тварь и была одним из наиболее почитаемых существ. Распространенные в традиционной культуре определения пчелы — «Божья угодница», «Богова», «святая» — связаны с наделением ее признаком сакральности в
Как пчела становится царицей?
Как пчела становится царицей? Пчелы, как правило, живут огромными семьями – колониями, где у каждой пчелы есть свои обязанности. В пчелином семействе обычно бывает несколько тысяч рабочих пчел, самцы-трутни и пчела-матка или царица, родоначальница пчелиной семьи. С нее и
За какое время пчела может собрать килограмм меда?
За какое время пчела может собрать килограмм меда? Давайте произведем небольшие расчеты. Обычная взрослая пчела летает со скоростью 6,5 километров в час, и в день она может посетить примерно 700 цветков. Уже давно подсчитано, что для того, чтобы одной пчеле собрать с цветов
Пчела
Пчела Увидев подлетающую к лицу пчелу, мы обычно испытываем страх, думая, что она хочет укусить нас. Но мы упускаем из виду, что существует тысяча разных видов пчел, и большинство из них вообще не жалят.Считают, что пчела умирает после укуса. Но в действительности это не так.
Почему пчела-царица становится «царицей»?
Почему пчела-царица становится «царицей»? Для появления «царицы» нужна колония пчел. Но не все пчелы живут колониями. Существуют разновидности пчел-одиночек. Среди них есть пчелы лишь двух видов — самцы и откладывающие яйца самки. Но у пчел, живущих колониями или семьями,