Как называют людей занимающихся наукой
Ученый
Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.
Содержание
Признаки научной квалификации
Основной формальный признак признания научной квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных.
В научном сообществе высоко ценится педагогическая работа. Право читать лекции в престижном учебном заведении является признанием уровня и квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.
Принадлежность к профессиональной науке и уровень квалификации учёного могут формально определяться местными и национальными квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В СССР и постсоветской России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физическо-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе. Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы. Под апробацией обычно понимается выступления на конференциях, так как эта форма позволяет дискусионно обсудить результаты и соответственно получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.
Высшая ступень научной квалификации в России — избрание в Академию наук. В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства, первая — член-корреспондент Академии, высшая — академик. Академии — самоорганизующиеся научные сообщества и выбирают академиков и член-корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.
Формирование понятия в истории человечества
В древности носителями знаний, которые можно по современным критериям считать научными, были жрецы религиозных культов, а само знание носило сакральный характер. Например, в Древнем Египте существовала письменность, велись исторические хроники, астрономические наблюдения, разрабатывались зачатки математики и медицины.
В античный период
Разделение науки и религии началось в античной Греции и Римской империи, где знаниями стали интересоваться не только жрецы, но и философы. У Пифагора знания математики еще имели сакральный характер, но Эвклид впервые создал цельную геометрию как светскую науку. В астрономии известными учёными были Птолемей и Эратосфен, в медицине — Гиппократ и Гален, в истории — Геродот, Тацит, Плиний, Иосиф Флавий. Поскольку наука того времени еще не была отделена от философии, умозрительные рассуждения считались более важными, чем экспериментальная практика. Тем не менее, уже тогда не только в математике, но и в астрономии и физике такие учёные как Птолемей и Архимед применяли сложный математический аппарат для расчета движения небесных светил и конструирования механизмов.
В средние века
Расцвет гуманитарных наук в средние века связан прежде всего с развитием юриспруденции. Для изучения права в Западной Европе впервые появились университеты и система учёных званий. Хотя средневековая система образования вместе с университетами развивалась католической церковью, наряду с богословским и философским факультетами, где изучали историю философии и христианскую религиозную литературу, в университетах кроме юридических были и медицинские факультеты, вследствие чего специальное образование могли получить не только церковные деятели, но и врачи. Тем не менее, и в этот период учёные, такие как Беда Достопочтенный, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон и Николай Коперник, преимущественно были церковными деятелями.
В Новое время
В XIX—XX веках
После промышленной революции наука из способа удовлетворения любопытства и источника знаний для системы образования постепенно превратилась в один из источников новых технологий и извлечения доходов, связанных с их применением. Хотя и в этот период среди видных учёных было много любителей, например, Грегор Мендель и Генрих Шлиман, большинство их превратилось в профессионалов, то есть людей, для которых занятие наукой стало профессией, способом извлечения дохода для личных и профессиональных нужд, таких как Роберт Кох или Альфред Нобель. В дополнение к домашним и университетским лабораториям появились лаборатории в специализированных научных и промышленных институтах, которые требовали все больше кадров. Если учёные-теоретики, такие как Альберт Эйнштейн, еще могли работать одни, а Мари Кюри и Эрнест Резерфорд — обходиться немногочисленными помощниками, такие проекты, как создание атомной бомбы или расшифровка генома человека, требовали участия тысяч людей, организации сложной системы их взаимодействия и разветвленной иерархической структуры.
В России и СССР
Российская наука появилась в XVIII веке (см. Русское Просвещение). В соответствии с духом времени она сразу была создана светской. В XVIII—XIX вв. среди русских учёных было немало мировых знаменитостей, таких как Михайло Ломоносов и Дмитрий Менделеев. В СССР учёных относили к социальной прослойке интеллигенции. Поскольку русская наука не имела корней в национальной религии, а место последней в СССР занял государственный атеизм, наука пользовалась поддержкой государства не только в связи с производственной или военной необходимостью, но и как основа атеизма и государственной идеологии (см. Марксизм-ленинизм), которые были противопоставлены традиционному православию. Среди учёных с мировым именем советского периода известны И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, П. А. Черенков, Л. Д. Ландау и многие другие.
Наука и атеизм
Например, академик В. Л. Гинзбург заявлял:
«Во всех известных мне случаях верующие физики и астрономы в своих научных работах ни словом не упоминают о Боге. Они одновременно живут как бы в двух мирах — одном материальном, а другом каком-то трансцендентном, божественном. У них происходит как бы расщепление психики. Занимаясь конкретной научной деятельностью, верующий, по сути дела, забывает о Боге, поступает так же, как атеист. Таким образом, совместимость занятий наукой с верой в Бога отнюдь не тождественна с совместимостью веры в Бога с научным мышлением.» [12]
Классификация
По квалификации
Формальная классификация учёных производится в процессе присвоения учёных степеней и званий. Учёные степени, как и признание полученного высшего образования, классифицируют по отраслям знаний. Можно, например, получить диплом или степень по одной или нескольким биологическим дисциплинам, но нельзя получить степень по всем наукам сразу. Учёная степень не гарантирует присвоение учёного звания, и поэтому квалификация профессора выше, чем квалификация кандидата тех же наук, но нельзя сопоставлять квалификацию профессора в одной области знания с квалификацией кандидата наук в другой области.
Кроме формальных признаков квалификации существуют также неформальные. Среди профессоров в одной и той же области знания лучшим экспертом по отдельному научному направлению считается тот, кто является автором публикаций именно по этому направлению, а если оба автора работают по одному и тому же направлению науки, то лучшим экспертом будет тот, кого больше цитируют и, следовательно, признают квалификацию другие авторы. Так формируется престиж специалиста в научном сообществе.
Помимо различий в экспертной квалификации существует также условное разделение учёных на теоретиков и экспериментаторов. Теоретики преимущественно создают умозрительную модель для объяснения существующих и предсказания еще неизвестных фактов. Экспериментаторы тестируют модель, производя необходимые измерения. Впрочем, это условное разделение не всегда справедливо, и учёные нередко сочетают в себе оба качества, лишь отдавая преимущество одному из них.
Учёные и инженеры
Сообщество учёных
Объединяется общей культурой познания, которая постоянно развивается с каждым актом проверки ее адекватности для задач исследования (то, что приводит к удачному результату остается, то, что приводит к неудачам исследования — оставляется). Научное сообщество отдельной предметной области — объединяется общими, но специфичными данному предмету, принципами методологии, которые могут отличаться от методологии другого предмета присущими этому предмету особенностями. [9]
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Профессия ученый, кто такой ученый
Специалист высокой квалификации в определённой области, который добился успехов и был признан сообществом при проведении различного вида исследований – это ученый. Далее мы более подробно расскажем учёный кто это такой, чем он занимается и как им стать.
Впервые профессия появилась, когда человеку стали доступны знания. Даже в стародавние времена люди старались познавать мир, изучать его, делали открытия и некоторыми из них мы пользуемся даже сегодня.
Возникновение профессии ученый
Начало этой специальности было положено в Древней Греции, где количество ученых росло как на дрожжах. Именно там зародились такие науки, как медицина, химии, математика и другие.
В средневековье было затишье. Стремление изучать различные науки уменьшилась и появилась инквизиция, а некоторых учёных приравнивали к чёрным магам, и они подвергались казни. Таких людей жгли на кострах, и они подвергались жестоким пыткам.
В эпоху возрождения эта наука начала снова развиваться с большой скоростью. В XIX в. начало появляться техническое оснащение для проведения исследований. После чего профессия ученый стала популярной.
Ученый кто это такой? Это человек обладающий высокими знаниями в определенной области. Все открытия ученых признаются сообществом. А начиная с ХХ века эта профессия начала процветать и прогрессировать, на ровне с наукой.
Для того чтобы стать успешным в области знаний, надо постоянно развиваться и повышать профессиональные навыки. Ученому требуется фокусироваться на задачах, быть внимательным и хорошо мыслить. В результате такого человека заметят, и он может стать популярным.
Описание профессии
Учёный кто это? Понятие «учёный» является общим. В википедии под ним объединяются специалисты разных научных отраслей, которые признаны общественностью и имеют открытия в определенных сферах. Их работа непосредственно связана с видом исследованием.
Как стать ученым?
Для этого, нужно закончить ВУЗ по той профессии, которая вам ближе и получить диплом. Далее нужно продолжить обучение и закончить магистратуру, а затем и аспирантуру. После чего потребуется защитить докторскую диссертацию и получить ученую степень. Это позволит стать ученым в определенной области знаний.
Что делает ученый?
Сфера деятельности учёных зависит от отрасли, где они заняли свою нишу. Но также есть особые виды деятельности специалиста.
Основная работа ученого – это ведение записей и конспектов. Эксперименты занимают малую часть времени в его работе.
Кто может стать ученым?
Такая профессия подойдет тем, кто готов к рутинным задачам. Человек должен уметь выполнять все начатое до конца. Учёный постоянно пребывает в поиске, так как сегодня найти необходимую тематику для проведения исследований достаточно сложно.
Такие специалисты обладают отличной памятью и аналитическим складом ума. Им необходимо еще быть хорошими ораторами, чтобы качественно отстаивать свою точку зрения и иметь возможность учить студентов.
Из-за того, что у учёных обширный спектр выбора специализации, эта профессия является востребованной и претендентов на ученую степень с каждым годом становится все больше и больше.
В зависимости от этого, большинство специалистов остаются без работы, так как диплом не является гарантией успеха для замещения вакантных должностей в определённых сферах жизнедеятельности человека.
Заработок такого специалиста может отличаться. Всё зависит от сферы реализации и направленности деятельности. Учёный в России может среднем получать от 10 до 100 000 руб. в месяц.
На этом у нас все. Теперь вы знаете ученый кто это такой, чем он занимается и как им стать. Мы надеемся, что данная публикация вам поможет определиться с выбором вашей будущей профессии.