Как назывался первый сборник законов франков
Салическая правда. Кратко
Родина салических франков
Салические франки
Салические франки — германские племена, жившие районе между реками Маас и Шельда и постепенно распространившие свое влияние на юг и запад до реки Соммы, вытесняя прежних обитателей этих мест моринов, менапиев, нервиев. В начале VI века вождь салических франков Хлодвиг (481-511), первый король династии Меровингов, приступил к дальнейшим завоеваниям территории Галии, которая формально находилась под властью Заапдной Римской империи. В 486 году в битве при Суассоне он нанес поражение армии полунезависимого римского правителя Сиагрия, в 496 году разбил аламаннов, которые были частично вытеснены из Галлии. В том же году принял христианство по католическому обряду, что стало закреплением союза между ним и галло-римским католическим духовенством. В 507 году Хлодвиг победил войско вестготского короля Алариха II. захватив Аквитанию (область на юго-западе Галии). При сыновьях Хлодвига была завоевана Бургундия и Прованс, закончено подчинение аламаннов и завоевана Тюрингия; сохраняя некоторую долю самостоятельности признали власть франков бавары; обязались вносить франкским королям ежегодную дань в 500 коров саксы. Таким образом в течение трех веков, занимая почти весь запад и центр современной Франции, королевство франков, основанное королём Хлодвигом I, было мощнейшим государством Западной Европы.
Салическая правда. Кратко
Состоит из 65 глав (титулов), 6 капитуляриев (законов и распоряжений франкских королей). Главы и капитулярии в свою очередь делится на параграфы, некоторые снабжены дополнениями-прибавлениями. Салическая правда не имеет строгого плана, отдельные положенияеё не упорядочены и нередко об одном и том же проступке говорится в нескольких статьях. Написана Правда на латинском языке, штрафы перечислены в римских денежных единицах. Но это — почти единственное, что роднит Солическую правду с кодексами римского права.
Солическая правда пытается ответить на все вопросы повседневности, касается едва ли не всех возможных спорных моментов жизни франкского общества, например, титулы со II по VIII посвящены ответственности за кражу живности — от коров до пчёл; вопросы кражи рабов решены в титуле Х. В титулах с XI по XVII разговор ведется вообще о всякой уголовщине: поджогах, грабежах, убийствах; в титуле ХIХ рассматривается проблема наведения порчи
§ 1. Если кто даст другому выпить отвар трав, с целью умертвить его, присуждается к уплате 200 сол*.
§ 2. Если кто причинит порчу другому, и тот, кому она причинена, избежит опасности, виновник преступления, относительно которого будет доказано, что он допустил его, присуждается куплате 2500 ден., что составляет 63 сол
О наказании того, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец, или, не дай бог, повредит ей грудь, говорится в титуле ХХ. Титул ХХХ подробно описывает санкции за оскорбление личности словами
§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.
§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.
§ 3. Если кто — мужчина или женщина — назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.
§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.
В титуле ХХХVIII говорится о конокрадстве. Целых три главы ХLI-ХLIII посвящены «человекоубийству скопищем», иначе говоря, группой
§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара,живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 2. Если же труп его бросит в колодец или в воду, или покроет его ветвями или чем другим, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
Приб. 1-е. Если не скроет, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол.
§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на 42 королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
——————-
§ 1. Если кто, собравши скопище, нападет на свободного человека в его доме и там лишит его жизни, и если убитый состоял на королевской службе, (убийца) присуждается к уплате 72000 ден., что составляет 1800 сол.
§ 2. Если же убитый не состоял на королевской службе, (убийца)присуждается к уплате 24000 ден., что составляет 600 сол.
§ 3. Если же тело убитого человека будет иметь 3 или более ран, то трое, уличенные как участники этого скопища, подвергаются такому же платежу, как и в предыдущем случае, другие же трое из этого скопища платят по 3600 ден., т.е. по 90 сол.; последние же трое из скопища платят по 1800 ден., что составляет 45 сол.
§ 4. А за убийство римлянина, лита или раба уплачивается в половине
В значительном перечне титулов рассматриваются вопросы собственности: о передаче имущества (XLVI), об обязательстве (L), о конфискации чужой вещи (LI), о займе (LII), о горсти земли (LVIII), об аллодах (LIХ). Большое внимание уделено процессу судопроизводства (I, LVI, XVI, LVIII, XLII, XLII, IX…)
Из шести капитуляриев первый приписывается времени Хлодвига — первого короля из династии Меровингов, второй, третий и четвертый созданы в правление сыновей Хлодвига Хильдеберта I (511—558) и Хлотаря I (511—561), пятый — это внук Хлодвига Хильперик (561—584), шестой по видимому тоже ещё относится к годам правления Меровингов
Эпилог к Салическому закону**
Окончены три книги Салического закона, который установил король франков и потом вместе с франками решил сделать к 63 титулам некоторые прибавления, так что всего получилось 78 титулов. Потом Хильдеберт долгое время спустя обсуждал совместно со своими франками, как и что можно было бы предпринять, что надлежало бы прибавить здесь, и, как известно, счел нужным сделать добавления с 78 до 84-го. Когда же Хлотарь с благодарностью получил эти титулы от старшего своего брата, он и сам постановил вместо с людьми своего королевства сделать добавление с 84-го титула, что и исполнил, передавши все вместе с ранее написанным своему брату. И они оба порешили, чтобы все то, что они установили, сохранялось незыблемо.
*Солид — золотая монета, денарий — серебряная монета. По вопросу о реальных размерах платимых франками судебных штрафов дает представление титул XXXVI «Рипуарской правды»: «Если кто будет платить вергельд, быка рогатого, зрячего и здорового пусть отдаст за 2 солида. Корову рогатую, зрячую и здоровую — за 3 солида. Коня зрячего и здорового — за 12 солидов. Кобылицу зрячую и здоровую — за 3 солида. Меч с ножнами — за 7 солидов. Меч без ножен — за 3 солида. Броню исправную — за 12 солидов. Щит с копьем — за 2 солида. Ястреба неприрученного — за 3 солида. Ястреба прирученного — за 6 солидов»
**эпилог возник официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии. Время происхождения эпилога относят обычно или ко второй половине VI, или к началу VII века, т.е. к эпохе Меровингов, но уже после смерти Хлотаря I.
Салическая правда: первый закон франков
Королевство франков. Здесь создали Салическую правду, смесь германских традиций и христианских ценностей. Памятник юриспруденции раннего Средневековья.
Lex Salica: источник по истории королевства франков
Точное время появления первого письменного закона варваров неизвестно. Но обратимся к предисловию: если верить вступительным словам документа, то можно понять, что сами законы сформировались ещё в дохристианские времена. Ко времени крещения легендарного Хлодвига текст закона был пересмотрен и отредактирован. Нам известна редакция Салической правды на вульгате («поросячьей латыни»). Она якобы была выпущена после версии на франкском языке. От «франкского варианта» Правды осталось лишь пару германских терминов. Франки часто вступали в конфликты с соседними племенными союзами и захотели сформировать свой свод законов. Как покажет история, варварские Правды — это типичные раннесредневековые юридические документы, которые регулировали общественные отношения в королевствах лангобардов, алеманов и бургундов.
Хлодвиг в битве Источник: Wikimedia Commons
Нельзя сказать, что этот систематический кодекс сродни дигестам Юстиниана: там вы не найдёте регуляторов частного и публичного права, а также трактовки обязанностей каждого члена общества. Это собрание правил, эдакий судебный справочник, в котором можно найти юридические акты и список наказаний с тарификацией штрафных санкций. Франки в V-VI вв. попытались перенести на бумагу свои правовые обычаи. Главная цель создания подобного сборника — замена кровной мести финансовыми лишениями. Но право мести признавалось в случае тяжёлых преступлений (воровство, убийство, разбой, прелюбодеяние, осквернение могил ). В остальном же — вопросы решались после обращения в местный суд: ответчика вызывали для встречи и дальнейших разбирательств.
Салическая правда. Франкское общество: человек и закон
Законом определяется условия мирового соглашения с пострадавшим — «композиции». Этот термин означает размер компенсации, которую должен выплатить человек, совершивший противоправный поступок. В Салической правде это понятие известно как faidus. Человек таким образом избегает faida — права мести родственников обиженного. Германское слово, которое позже трансформируется в немецкое Fehde — «вражда», «распря». Преступник не только несёт ответственность перед семьёй пострадавшего, но и перед обществом: его заставляют оплатить штраф государству. Очень многое зависело от положения истца в обществе: у каждого члена общества была своя «цена». Если ему наносили физический урон, судебные органы вели подсчёт потерянного. В случае с воровством оценивали материальный ущерб. Если у убийцы нет денег на выплату штрафа, семья покойника имеет право отнять жизнь у преступника.
Тем не менее, институт семьи и традиционные устои не дают представителю того или иного рода остаться без защиты или без выкупа штрафа. Родственники должны свидетельствовать в пользу ответчика, если он действительно отдал последний солид за выкуп. Но можно было выйти из-под семейной опеки: «Кто хочет это сделать, идет перед трибуналом, ломает над головой три ивовых прута, бросает их в четыре стороны и объявляет, что отказывается от наследства и всех родовых преимуществ. Отныне, если один из его родных умер или убит, он не имеет права ни на наследство, ни на композицию». О самой судебной процедуре мы вскользь упоминали ранее.
Железным аргументом по Салической правде является устное доказательство. Штраф мог получить как и лжесвидетель, так и человек, который отказался от дачи показаний и утаил детали преступления.
Золотой солид Источник: Wikimedia Commons
Этот юридический памятник раннего Средневековья прекрасно иллюстрирует типичное законодательство государства варваров. Но тем не менее, до XIII века его использовали жители правого берега Рейна, учреждения Высокого Средневековья и судебные обычаи сохраняют в себе следы варварских правовых постулатов, а французские монархи будут долгое время ссылаться на Салическую правду, решая важные династические вопросы.
Салическая правда франков
В V-VI века салические франки создали самое большое королевство в Западной Европе. На основе древних обычаев был выпущен сборник законов – Салическая правда. Он не является единственным и первым сборников закон, но выделяется своей полнотой и архаичен. Римское влияние в нем проявляется в виде пересчета на римские монеты (денарии и солиды) и латинский языком с варварским акцентом. Салическая правда франков дает представление о древнем германском праве, быте и нраве народа задолго до того, как был описан Тацитом и Юрием Цезарем.
Салическая правда франков
В развитии королевства франков выделяют два периода:
В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.
В V-VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.
Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.
Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.
Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.
В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.
Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.
Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.
Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.
Салическая правда – законы франков
Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.
Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.
Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.
Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.
Источники Салической правды у франков
В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.
Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.
Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.
Суть Салической правды франков
Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.
За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.
Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.
Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.
Характеристика Салической правды
Салическая правда носит казуистический характер. В ней нет общих и абстрактных понятий. Описание выделяется формализмом. В своем содержании Салическая правда состоит из перечня преступлений и наказаний.
Обязательные отношения в ней раскрыты слабо, так как товарно-денежные отношения и частная собственность плохо развита у франков. Можно встретить виды сделок: ссуда, заем, купля-продажа, наем, дарение и мена. Права передаются публично при передаче вещи. Установлены формы возмещения ущербов и истребование долга.
Семейное право описано в общем. Жених покупает невесту. Похищение девушки наказывалось штрафом. Расторжение брака не было рассмотрено. Запрещалось вступать в браки с несвободными людьми, кровными родственниками и лицами вне закона.
В наследственном праве учитывался тип имущества: движимое и недвижимое. На движимое имущество претендовали сперва дети, потом мать, сестры и братья, тетки по материнской и отцовской линии, близкие родственники.
Недвижимое имущество не могло передаваться женщинам. Наследство оформлялось через дарение третьему лицу. За год оно должно было передать имущество указанному человеку.
Уголовное право Салической правды не дает понятия «преступления». Однако они делились на 4 группы:
Появились отягчающие обстоятельства – групповое преступление, сокрытие следов, подстрекательство и т.д.
Виновник должен компенсировать вред потерпевшему и королю за нарушения мира.
Судебные процессы проходили в устной форме с состязательным характером. Дело открывалось по инициативе истца.
Салическая правда наказания и преступления
Большинство статей Салической правды описывают виды преступлений и наказания за их свершение. Под преступлением понимали обиду или вред, который нанесен имуществу или личности, а так же нарушение королевского мира. Наказанием выступало возмещение и компенсация этого вреда.
Основным наказанием были штрафы. Это предотвращало боевые стычки, кровную месть и вражду меду родами. В виде наказания могла быть государственная кара. К примеру, графа за превышение своих полномочий могли приговорить к смертной казни при отсутствии средств для выкупа. Среди военных преступлений было дезертирство. А за оскорбление «дезертир» выплачивался штраф.
В Салической правде старые наказания родового строя заменены на штрафные санкции. Штраф препятствовал возникновению самосуда. Среди наказаний было изгнание из общины, объявление вне закона. Последнему запрещалось помогать даже близким родственникам – родителям и жене.
Смертные казни: повешение и колесование – были применимы больше к рабам. Свободный человек лишался жизни за поджег, игнорирование суда, служебные преступления графа и т.п.
Кроме штрафов обязательно было возмещение убытков истца. Например, лечение, простой рабочей силы при ранении раба и т.д.
Разные формы вины имели различные размеры штрафов. Были и отягчающие обстоятельства – признание вины и др.
Была ответственность без вины. Например, наказание всех присутствующих при насилии женщины. Подстрекателя заказчика убийства наказывали сильнее, чем исполнителя.
Салическая правда франков – кодекс законов раннего средневековья
Содержание:
После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.
История создания
С самых древних времен разные племена северной части Европы, которых более цивилизованные римляне и греки презрительно звали «варварами»: германцы, франки, кельты имели свои племенные обычаи и законы, хранившиеся в памяти старейшин, и передававшиеся устно из поколения в поколение. Причем к древним законам относились очень консервативно, не допуская их значительных изменений.
Но как мы знаем, примерно в IV-V веке случилось Великое переселение народов. С Востока в Европу пришли воинственные племена гуннов, вызвавшие великий хаос и брожение, результатом которого стало падение некогда великой и могущественной Римской империи. В обстоятельствах «Великого переселения» было крайне сложно сохранить устные нормы и обычаи. Поэтому у правителей варварских племен, а затем и первых варварских королевств появилась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать племенные обычаи, правовые нормы и законы именно в письменном виде. Так и стали появляться первые «варварские» кодексы законов.
Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:
Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.
Салическая правда представляет собой кодекс законов созданных на основе старинных обычаев франков и дополненных нормами из королевских актов и указов. Неизвестно, кто именно был составителем и автором Салической правды, в прологе к ней самой говорится, что это были четыре выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст. Но скорее всего это мифические имена, а не реальные исторические личности. Историки предполагают, что эти имена происходят от названия местностей: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания «gast» – «муж». Как бы там не было, составителем Салической правды точно был не один человек, а ее написанием занималась целая группа авторов.
В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.
Краткая характеристика
Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями. Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.
Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.
Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.
Основные положения
Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.
Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.
Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты. Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками. Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.
Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.
Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.
Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.
Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж». Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.
Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника. Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа». И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.
Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.