Как называли таксистов в ссср
История такси в СССР. «Наши люди в булочную на такси не ездят»
В памяти современного поколения, служба такси в Советском Союзе осталась чем-то далеким и не особо знаковым явлением той эпохи. В СССР пользоваться таким видом транспорта для рядового гражданина было скорее исключением, нежели правилом. Высоким уровнем развития культуры использования такси могли похвалиться лишь крупные города и столицы республик, в то время как на периферии это была скорее дополнительная опция к общественному транспорту, использовавшаяся в чрезвычайных ситуациях.
В массовой культуре, память о работниках таксопарков сохранилась в анекдотах и советских фильмах. Чего только стоит образ таксиста в фильме “Бриллиантовая рука”, где была в аллегорической форме показана суть работников данной сферы. Положительные персонажи, помогающие в критических ситуациях главному герою, а также таксист-проходимец, являющийся собирательным образом негативных качеств обычных таксистов из жизни. Все это ярко показывало двойственность данной профессии и отношение советских людей к таксистам в целом.
Появление таксометров
До широкого распространения в общественной жизни автомобилей, подобные услуги предоставляли извозчики, которые постоянно дежурили возле общественных мест, дожидаясь состоятельных клиентов.
Что-то похожее на службу такси впервые появилось в XVII веке в Лондоне, когда впервые кучера получили официальную лицензию от властей на извоз. В этом же веке подобные услуги начали предоставляться в Париже и Москве. В России повозки, правда, были меньше, чем в Европе, но и плата была в разы меньшей.
В конце XIX века, во Франции начали появляться первые экипажи на автомобильном транспорте, так называемые “фиакры”. Особой популярностью они не пользовались, так как не имели единого тарифа и были довольно дорогим удовольствием, использовавшимся разве что, как аттракцион.
Сам термин “такси” происходит от французского слова “таксиметр”, то есть счетчик. Сами же автомобили начали называть “таксомоторами”. Изобретение в 1891-ом году этого приспособления резко изменило спрос на услуги автомобильных перевозок по найму. В начале XX века, европейские фирмы все чаще начали оборудовать свои автомобили таксометрами. В 1907-ом году такие таксомоторы появились в Лондоне.
В Российской Империи услуга такси на гужевом транспорте пользовалась большим спросом, но недовольство клиентов вызывало разнообразие цен, зависящее от характера извозчика. Еще в 80-х годах XIX городские власти Москвы и Санкт-Петербурга начали рассматривать возможность внедрения единой таксы за проезд.
Сами таксисты с большим нежеланием устанавливали счетчики проезда, так как теперь это мешало скрывать часть прибыли от владельцев таксопарков. Обычно, водители использовали для своей выгоды неприятные ситуации клиента, заведомо завышая цену за проезд. Например, это могло касаться плохих погодных условий, ночное время суток, выезд в неблагоприятный район города. Теперь же, все тарифы были более-менее унифицированы, что достаточно удешевило стоимость проезда и сделало условия поездки прозрачными и понятными для клиента.
Столкнувшись с некоторым противодействием водителей, владельцы таксопарков начали закупать автомобили с уже встроенными таксометрами, которые к тому времени начала производить французская компания “Рено”.
Разнообразие автопарка
В царской России первое авто-такси появилось в 1906-ом году. Однако, случилось это не в самой России, а в далеком Туркестане. Для этих целей, один из местных коммерсантов привез в город Верном — столицу Семиречанской области, собранный в Москве автомобиль “ Berliet”. В этом же году заработало первое такси и на улицах столицы империи.
Год спустя, один из автолюбителей также начал разъезжать по Москве, повесив на свою машину марки “ Oldsmobile” табличку “Извозчик. Такса по соглашению”. В том же 1907-ом году, в Москве открылась “биржа”, то есть постоянная стоянка для такси. Именно от этой даты принято вести летоисчисление такси в России.
В 1909-ом году, в Санкт-Петербурге уже было открыто первое частное предприятие “Санкт-Петербургский Таксомотор”, которое закупило для этих целей автомобили Форд. В Москве в это время начало свою работу “Товарищество автомобильного передвижения”, имевшее четыре машины марок Фиат, Darracq и NAG. Год спустя, московский таксопарк расширился до сорока автомобилей, а к 1912-му году почти до 250-ти, что говорит о достаточно высокой популярности нового вида транспорта и большой рентабельности такого бизнеса в те времена.
С началом Первой Мировой войны, а также последовавшей за ней революцией, о такси как виде транспорта — забыли. Лишь в 1925-ом году, молодая страна Советов вернулась к идее, как тогда говорили: “комфортного транспорта, доступного рабочему человеку”.
В 30-х годах развитие такси пошло новыми темпами. Были закуплены автомобили “Форд”, а также налажено производство собственных машин, использовавшихся в таксопарках советских городов. Первой моделью стал ГАЗ-А, использовавшийся при этом всего несколько лет, но успевший увеличить советский таксопарк в несколько раз. Следующей, более удачной моделью стал М-1. Естественно, все эти машины были копиями западных автомобилей, однако с привнесёнными для русских дорог изменениями в виде укрепленных шасси.
Послевоенные годы
Еще до войны на улицах Москвы и Минска можно было увидеть настоящие “советские лимузины” — автомобили ЗиС-101. Это были премиальные машины общее количество которых не превышало 55-ти штук. Из-за плохой проходимости их не использовали в армии, и они послужили основой для восстановления таксопарков после войны.
С началом Великой Отечественной войны, службы такси по всей стране прекратили свою работу. Весь транспорт был изъят для нужд фронта. Лишь в 1945-ом году, советские власти начали задумываться о возвращении на дороги городов такси. К тому времени, не использовавшиеся на фронте автомобили ЗиС-101 были уже и морально, и технически устаревшими.
Ситуацию изменило появление на дорогах легендарной “Победы” производства Горьковского автозавода. Это была первая серийная марка автомобиля для такси, раскрашенная по единому стандарту. До этого были попытки внести общую систематизацию во внешний вид транспорта автопарков, но лишь с появлением “Победы” советские власти серьезно взялись за это дело.
Было принято решение раскрашивать автомобили двумя цветами: белый верх и серый низ, разделяемые полосой из шашечек. Именно с тех времен в советской культуре вид раскраски машины с использование шашечек стал непременно ассоциироваться с такси. Сделано это было, чтобы как-то выделить автомобили службы такси из общего потока транспорта, ведь “Победы” стали действительно народным автомобилем, и на дорогах того времени встречались повсеместно.
Действительно эпохальным автомобилем для советского таксопарка стал, появившейся в 1957-ом году, ГАЗ-21 “Волга”. Именно с этими автомобилями связаны воспоминания большинства советских людей о такси. Кроме того, данная модель, а также ее более модернизированные последовательницы оставили свой след в массовой культуре страны. Эти автомобили неоднократно были показаны в советских фильмах. Таких, например, как “Три Тополя на Плющихе”, “Берегись автомобиля” и “Бриллиантовая рука”.
Именно на “Волгах” было опробована единая окраска в светло-салатовый цвет (по примеру Нью-Йоркского такси, использовавшего единый желтый цвет еще с 20-х годов). Впервые на данной модели также была установлена система рядиосвязи с диспетчером. Салон этого автомобиля был намного просторней и комфортней, чем у “Победы”.
Феномен советского такси
Такси в СССР было явлением интересным, ведь являлось чем-то более близким к западной капиталистической культуре. Как гласит известная фраза из той же “Бриллиантовой руки”: “Наши люди в булочную на такси не ездят”. Это отражает двойственность самого феномена такси в жизни советских граждан. С одной стороны это замашки на некую роскошь и обособленность передвижения, а с другой, копеечные цены и привычные советскому человеку очереди, чтобы сесть в машину.
Советские таксисты, тоже стали некими мифологизированными персонажами. Профессия водителя такси в Советском Союзе считалась престижной и была высокооплачиваемой. Попасть на такую работу, в отличии от нашего времени, было очень сложно. Шофер должен был обладать отличными навыками вождения, прекрасно ориентироваться даже на незнакомой местности (GPS-навигаторов в то время уж точно не было), досконально технически знать свой автомобиль (с ремонтными службами в те годы было то же, что и с GPS-навигаторами). И кроме всего прочего уметь общаться с пассажирами.
Из-за всех этих требований, в народном сознании сформировался образ некоего универсального специалиста, причем еще и с учтивым поведением, что было редкостью для советской сферы услуг.
Все это сформировало неоднозначное отношение обычных граждан к таксистам и такси в целом. Однако, этот феномен навсегда остался в культурной памяти той эпохи, а само такси, перекочевало в нашу современную реальность, утратило тот шарм и некую загадочность советской эпохи.
Тайны советских таксистов (продолжение)
Но еще важнее для таксиста были отношения с начальником колонны и механиком колонны. Они решали, к кому подсадить, какой автомобиль дать, ведь на машину приходилось два таксиста, работавших посменно.
Молодых сажали на «корчи» — «убитые» аппараты. Худший напарник — пьяница или разгильдяй. У него вечно после смены машина обгаженная, объедки общепита, забытые трусы в салоне, «косяки» с «висячкой» (дворники, зеркала), с таксометром. И записка: «Прости, браток». Тут один выход — набить морду, такое случалось между таксистами довольно часто.
Однако была сильна цеховая солидарность — в случае конфликтов таксисты вставали друг за друга горой. Рассказывает ветеран такси: «Когда в тангенту (переключатель „прием/передача“ у радиостанции.— Авт.) поступала тревожная команда, слеталось 20-30 машин. И вся работа на канале прекращалась, пока ситуация не устаканится. Иногда убивали из-за денег. Или разбивались, уснув за рулем. Тогда собирали деньги, помогали родным всем миром».
Вся работа шла «под карандаш»: каждый знал, сколько заработал и сколько надо сдать денег за месяц. Ежедневные излишки — 25-50 руб. Эти деньги либо клались себе в карман, либо переносились в качестве резерва на другой месяц.
Казалось бы, 50 руб. в день — большие по меркам СССР деньги. Даже очень большие. Но значительную долю заработанного таксист отдавал «смежникам». Рублей пять, чтобы расплатиться с «линейкой» (по городу ездило несколько десятков машин, осуществлявших линейный контроль), общение с ГАИ или ОБХСС обходилось в сумму около 25 руб., 5-6 руб.— механикам «на воротах» (тем, кто выпускает машину на линию), до 10 руб.— мастеру ТО, до 3 руб.— на шиномонтаж, еще по 50 коп. диспетчерам, кассиршам, автомойщицам.
И еще надо что-то оставить начальнику автоколонны, а главное, таксоцеху — там пломбы, тросы, редукторы, счетчики… Тут же доктор на «дыхаловке» — вы же должны кому-то дыхнуть в лицо, чтобы вас «после вчерашнего» выпустили на линию.
Сергей Еремин, сотрудник компании «Онкардия»:
«В 1983 году я был на практике в одном из московских таксопарков в качестве механика. Удивило, как много там пьют механики, по бутылке водки до обеда. Там хорошо платили и вкусно кормили: за 40 коп. огромные порции, суп, кефир или сметана, мясо по 200 г, котлеты выбрасывали…
Водителям было выгодно, чтобы мы быстрее сделали им ТО. Но это занимало дня три. И чтобы их раньше выпустили на линию, они платили нам от 10 до 40 руб. Еще у мастеров был налаженный бизнес по поставкам запчастей в Южный порт и оттуда: за новую запчасть таксист платил по 3-10 руб.
Еще ажиотаж возникал при утилизации авто — все слетались снимать петли, шурупы, фары… Отдельная история со скручиванием спидометра, ведь после 250 тыс. км пробега таксист мог забрать машину себе».
Были неприятные повинности. Например, не всем нравилось возить сотрудников прокуратуры и других «спецслужащих» — те расплачивались талонами.
Наказанием считалось обслуживание свадеб, инкассаций и почтовых отделений (почту нередко развозили на такси). Но и тут таксисты демонстрировали творческий подход.
Например, диспетчер выкладывал на стойку почтовую справку, и те водители, которые не желали связываться с почтой, совали под бумагу рубль. Десятый-пятнадцатый «снимал банк» и ехал на почту, тем более что там по справке ему причиталось 5 руб. в час.
Со свадьбами тоже можно было провернуть дело с выгодой: три-четыре часа вместе с подачей — уже почти «четвертак», 25 руб., а еще можно объяснить маме невесты, что никаких ленточек, шаров и кукол на радиаторную решетку не положено — и вот ты уже в шоколаде. Потом останется развезти пьяных гостей по домам — и план выполнен!
Жаргон водителей такси в СССР
1.Классификация водителей
Шеф, таксер, водила — панибратское обращение к водителю такси
Мастер (мастеровой )- наименование, общее для всех таксистов, имеющих специализацию, дающую дополнительный доход (не всегда праведный).
Аэродромщик — таксист, специализирующийся на работе в аэропортах (всегда в сговоре с контролером на стоянке и даже с постовым милиционером; оплата поездки – по договоренности, сверх показаний таксометра).
Вокзальщик — таксист, специализирующийся на работе у вокзалов (технология работы аналогична «аэродромщику»).
Дальнобойщик — таксист, специализирующийся по доставке пассажиров в ближайшие к Москве города — Владимир, Тула, Рязань и др. (загружал машину полностью, получал плату с каждого пассажира, что в сумме значительно превышало показания таксометра; как правило, пассажиры на обратный рейс тоже были; иногда возили пассажиров и в более отдаленные города с оплатой в оба конца и даже более).
Кочерыжник — таксист, специализирующийся на доставке овощей и фруктов на городские рынки (дополнительный заработок получал за счет перегруза машины по предварительной договоренности с владельцем товара).
Мебельщик (холодильщик) — таксист, работающий у мебельных магазинов или магазинов электротоваров (дополнительный заработок имел на перевозке негабаритных грузов; используя связи с работниками магазинов, мог за отдельную плату «помочь» в приобретении дефицита).
Почтарь — особая категория таксистов, развозящих почту и прессу по другим городам без надлежащего оформления поездок в Центральной диспетчерской (получали оплату в оба конца специальными талонами, которые принимались кассой таксопарка наравне с деньгами).
Спиртовоз (он же чумовоз) — таксист, занимающийся спекуляцией спиртными напитками (криминальный, но очень выгодный в условиях дефицита бизнес; зачастую в водочные бутылки заливали воду или столовый уксус).
Центровой — таксист, работающий у крутых гостиниц (выбирает выгодных пассажиров из иностранцев, зачастую принимает в оплату валюту, импортные вещи, сигареты и т.п. дефицит советской эпохи).
Щипач — таксист, выделяющий из очереди на регулируемых стоянках такси выгодных пассажиров и производящий их посадку в свою машину с нарушением правил поведения на стоянке (т.е. «щипнул» пассажира и уехал).
Крутильщик — таксист, скручивающий показания спидометра и таксометра с целью занижения суммы выручки, подлежащей сдаче в кассу парка, и завышения собственных доходов (обычно был в сговоре с таксометристами и другими работниками парка).
Шляповоз — основная масса таксистов, честно работающих «на поднятую руку» пассажира за небольшие чаевые.
2. Классификация пассажиров
Афанас (он же сапог) — военнослужащий среднего командирского состава, рассчитывающийся за поездку строго по счетчику (таких пассажиров таксисты старались избегать).
Додик — обычно молодой человек с ограниченными финансовыми возможностями, расплачивающийся за поездку последними пятачками, при этом пытающийся произвести впечатление эдакого кутилы.
Лох — простак из глубинки, незнакомый со столичной жизнью, опасающийся обмана и обсчета, но при этом легко принимающий все на веру.
Пиджак — обычный работяга, редко пользующийся услугами такси, с которого можно было получить значительные чаевые.
Сладкий — пассажир, который щедро платит сверх показаний таксометра, чего хватает «и на план, и на карман».
Халдей, торгаш — официанты, продавцы – т.е. народ денежный по советским меркам, регулярно пользующийся услугами такси, как правило, с одними и теми же водителями (т.к. рабочие смены совпадали); платили щедро, но деньгами не разбрасывались.
Швейк — солдат срочной службы или демобилизованный, мог быть как «лохом», так и «пиджаком».
Шляпа- советский интеллигент, оставляя таксисту 5 копеек чаевых, всем своим видом изображал «аттракцион невиданной щедрости».
3. Отдельные слова и выражения
Креветка- таксомотор марки ГАЗ-24.
Баржа — таксомотор марки ГАЗ-2410.
Сарай — таксомотор с кузовом «универсал».
Букет — радиопозывной Центральной диспетчерской, использовался водителями радиофицированных такси.
Доза — стакан водки (бутылка на троих), который многие таксисты принимали после смены (для некоторых число доз доходило до двух и трех).
Дутье — ежедневный предрейсовый (или послерейсовый) медосмотр с обязательным контролем на трезвость.
Варзуха — таксомотор, прошедший капитальный ремонт в условиях авторемонтного завода (обычно, 2-го ВАРЗа).
Ехать конем — т.е. ехать без пассажира, холостым пробегом.
Контора — приспособление для злоупотреблений с таксометровым оборудованием, позволяющее присвоить часть выручки.
Кочережка — специально выгнутый крючок из упругой проволоки, при помощи которого можно было проникнуть внутрь таксометра и изменить сумму к оплате за проезд; проделывалось это в тот момент, когда пассажир временно покидал такси.
Курская дуга (короткая дуга) — маршрут от Курского вокзала до площади 3-х вокзалов (Комсомольская площадь).
Красная шапочка — таксомотор марки ГАЗ-21, имеющий окрашенную в красный цвет крышу (так в конце 60-х годов красили крыши машин такси светлых тонов на ВАРЗе и в таксопарках).
Лапша — мелкие чаевые, которые обычно оставляли «додики», «шляпы» и «афанасы».
Летучка — машина линейного контроля; ежедневно в городе работало несколько десятков экипажей по контролю за работой водителей такси на линии, кроме того, контроль за работой такси осуществлялся общественными экипажами, состоящими из числа ответственных работников парка.
Объявка — потребовать с пассажира плату за проезд, независимо от показаний таксометра, выше, чем реальная стоимость проезда (один из видов обсчета пассажиров).
Обслужить пассажира:
-за прибор — т.е. взять плату строго по показаниям таксометра;
-за два прибора — соответственно, в двойном размере
-за три прибора — в три раза выше.
Оттяжка, тягло, вожжи — крючок, при помощи которого главный трос спидометра выводился из зацепления с ведущей шестерней, в результате чего спидометр и таксометр переставали считать пройденный километраж, а плата с пассажира взималась по договоренности и пополняла личный карман таксиста.
Переключатель — работник Центральной диспетчерской, который направлял с привокзальных стоянок свободные такси в распоряжение ЦД для выполнения предварительных заказов, когда у диспетчеров не хватало машин для выполнения заказов.
Подбор пассажиров — один из способов дополнительного заработка для таксиста, когда он подбирал пассажиров, едущих в одном направлении, и получал с каждого полную плату по показаниям таксометра, что увеличивало выручку в несколько раз.
Подсадка пассажиров — в уже занятую пассажирами машину на маршруте следования подсаживался другой пассажир, едущий в попутном направлении, а плата за проезд взималась с каждого полностью.
Подсадчик — человек на крупных стоянках такси, обычно из числа бывших таксистов, который за небольшую мзду от водителя или пассажира сажал пассажира в такси, заранее обговорив с ним плату за проезд выше показаний таксометра и сообщал это водителю.
Посадить пассажира (провезти пассажира) за Моссовет (по Моссовету) — т.е. получить оплату по показанию таксометра.
Провезти пассажира «на попа», «в светлую», «на светлейшего» — т.е. без включенного таксометра, закрыв при этом зеленый фонарь «свободен» при помощи перчатки или специального непрозрачного колпака; при таком способе присвоения выручки у водителя значительно возрастал холостой пробег, что сразу же отслеживалось в таксопарке, поэтому подобные махинации проделывались от случая к случаю и не носили системного характера.
Столбик — специальные колонки прямой телефонной связи с Центральной диспетчерской, устанавливались на многих городских магистралях и стоянках такси; ключ от «столбика» каждый водитель был обязан иметь в машине.
Толкушка — цифровой механизм штамп-часов, который водители, допускавшие самовольную переработку на линии, использовали для подделки в сторону уменьшения реального времени нахождения на линии и занижения суммы полученной выручки.
Удавка — легко съемная пломба, обычно, с разделительного редуктора, позволяющая недобросовестному водителю изменять показания таксометра и спидометра с целью присвоения части выручки, такая пломба также легко возвращалась на место.
Цепочка — показания спидометра и таксометра, которые заносились в путевой лист перед выездом и при возврате с линии – арифметическая разница показаний «цепочки» показывала, какой пробег.
6-я рота — гроза всех таксистов, мобильное подразделение Службы движения, осуществляющее контроль за работой таксистов и контролеров-диспетчеров на всей территории города.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Во времена СССР на такси ездили не так уж и часто. Это не был вид транспорта, которым пользовался рядовой гражданин. Нередко поездка на машине с шашечками была целым событием: использовали такси исключительных случаях, заказывая машину по телефону или же ожидая ее на специальных уличных стоянках. Читайте, когда и где возникли первые службы такси, каким был первый такси-автомобиль в России и почему профессия таксиста в СССР была очень престижной.
Первые таксометры в Лондоне и услуга такси на гужевом транспорте в России
До того, как автомобили появились во всех в городах мира, вместо такси работали извозчики. Они ждали богатых клиентов около театров, ресторанов и других общественных мест. В XVII веке в Англии, в Лондоне, власть выдала официальную лицензию кучерам на извоз, то есть появилось что-то отдалённо напоминающее службу такси. Тогда же такие услуги стали возникать в Париже и Москве.
Время шло, и в конце XIX века на улицы Франции выехали экипажи на конной тяге — фиакры. Они не стали популярными среди населения, потому что единого тарифа на проезд не было, а стоили поездки достаточно дорого. Фиакры часто рассматривались как забава. Из Франции же пришло и само название — такси. Оно произошло от термина таксиметр, что обозначает счётчик. Автомобили назывались таксомоторами. С начала 20 века в Европе такси всё чаще стали оснащаться таксометрами. Что касается Российской империи, то так называемое гужевое такси было очень востребовано, но клиенты были недовольны ценами. Единого тарифа ни было, а стоимость зависела от того, какое настроение было у извозчика.
Технический прогресс остановить было невозможно. В конце XIX века в Санкт-Петербурге и Москве заговорили о внедрение единой проездной таксы. Водители не горели желанием устанавливать счётчики, поскольку это мешало левым доходам. Было невозможно завысить цену, оперируя плохой погодой, ночным временем, неблагоприятным районом. Стоимость проезда стала дешевле. Владельцы таксопарков, ощутив недовольство водителей, решили закупать модели с встроенными таксиметрами, это были французские Renault.
Первое авто-такси в России, московский Oldsmobile, таксомоторы в СПб и засилье иномарок
В дореволюционной России первый автомобиль-такси выехал на улицы в 1906 году. Произошло это в Туркестане, когда местный коммерсант привёз из Москвы в столицу Семиреченской области, Верный (Сейчас Алма-Ата), автомобиль «Berlie». В 1907 году в Москве один автолюбитель повесил на машину табличку «Извозчик. Такса по взаимному соглашению». В этом же году в Москве была открыта Биржа Такси, а в Санкт-Петербурге в 1909 году заработала частная контора «Санкт-Петербургский таксомотор». Автопарк составляли машины марки «Форд».
В Москве открылось «Товарищество автомобильного передвижения», в его распоряжении было 4 автомобиля марок Фиат, Darracq и NAG. Через год машин было уже сорок, а в 1912 году — 250. Услуги такси набирали популярность и имели хорошую рентабельность. Во время Первой мировой войны и Октябрьской революции такси было забыто, вспомнили о нём в 1925 году как о «комфортным транспорте, доступном простому рабочему человеку». В тридцатых годах услуги стали быстро развиваться, закупались «Форды», началось производство отечественных автомобилей. Первой моделью, которая увеличила советский таксопарк во много раз, был ГАЗ-А, затем появился М-1. Это были копии западных автомобилей с укрепленными шасси, что было очень важно для езды по русским дорогам.
Послевоенные лимузины и триумфальное шествие ГАЗ-21
В довоенные годы в Москве и Минске разъезжали так называемые «советские лимузины» — ЗиС-101. Их было не больше 55 штук, так как модели были премиальными. Хорошей проходимостью они не отличались, в армии не использовались, поэтому стали базой для послевоенных таксопарков. Во время Великой Отечественной войны такси не работало, все машины были направлены на фронт. Такси начало возвращаться лишь к концу 1945 года.
Правда, к этому времени ЗиС-101 технически устарели. На дорогах стали появляться легендарные «Победы», произведённые Горьковским автозаводом. Такие машины были раскрашены согласно единому стандарту — имели серый низ и белый верх, которые разделялись полосой из шашечек. Такой внешний вид выделял такси из массы транспорта. Но самым известным такси-автомобилем стал ГАЗ-21 «Волга», который появился в 1957 году. Стоит вспомнить известные кинофильмы «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Берегись автомобиля» — везде фигурировала эта «Волга». Такси ГАЗ-21 было раскрашено в светлый салатово-желтый цвет, кроме того, имело систему радиосвязи с диспетчером и отличалось комфортным и просторным салоном.
Советские таксисты, и почему стать ими было очень сложно
Такси в СССР было уникальным явлением: с одной стороны это роскошь и комфортное передвижение, а с другой стороны, невысокие цены и бесконечные очереди на стоянках, к которым так привыкли советские люди. Профессия таксиста в СССР было очень престижной и прекрасно оплачивалась.
Найти такую работу было очень сложно, в отличие от сегодняшнего времени. Водитель должен был иметь великолепные навыки вождения, уметь ориентироваться на любой местности, даже незнакомой (о современных GPS-навигаторах, которые подсказывали путь, и речи не было). Кроме того, шофер был обязан хорошо разбираться в строении автомобиля и уметь его чинить.
С авторемонтом в СССР дело тоже обстояло не очень хорошо. Ну и общение с людьми — с пассажирами нужно было быть вежливым и тактичным. Своеобразный универсальный специалист, не правда ли? Отношение к таксистам и к услугам такси была неоднозначным. Кто-то пользовался с удовольствием, кого-то раздражало, но в любом случае советские машины с шашечками на боку запомнились многим. Лучшие традиции советских «таксомоторов» нашли свое отражение в современных сервисах.