Как называли сумасшедших на руси
Юродивые на Руси и в других культурах: Святые маргиналы или безумцы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Слово «юродство» происходит от старославянского «дурак, безумец». Однако смысл «юродства Христа ради» заключается в осознанном отказе от собственных добродетелей и нарушении законов человеческого мира. Это считается очень тяжелым служением. Целью такого мнимого безумия является обличение мирских заблуждений. Если говорить именно о целях и средствах и не искать глубинных различий, то примеры подобного поведения можно найти в истории, начиная с древнейших времен.
Например, законодатель Солон, один из «семи мудрецов» Древней Греции, еще за шесть веков до рождения Христа, сумел, прикинувшись душевнобольным, разрешить сложную ситуацию, связанную с завоеванием острова Саломин:
«После многих поражений афиняне установили смертную казнь для того, кто внесет закон о завоевании этого острова. Солон, боясь, что молчание его повредит государству, а выступление погубит его самого, притворился внезапно впавшим в безумие и решился, под предлогом невменяемости, не только говорить о том, что было запрещено, но и действовать. В растерзанном виде, какой имеют обычно лишившиеся ума, он побежал туда, где бывало много народа. Когда сбежалась толпа, он, чтобы лучше скрыть своё намерение, начал говорить стихами, что было в то время необычно, и подстрекать народ к нарушению запрета. Он до такой степени увлек всех, что тотчас же было постановлено начать войну, и после победы над врагами остров Саламин перешел во владение афинян.» (Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»»)
Многие пророки Ветхого Завета Библии вели себя подобно юродивым: ходили босыми и нагими, ели то, к чему обычно человеку даже неприятно притрагиваться, и даже спали с блудницами. Чего только не сделаешь, чтобы привлечь внимание обывателей к наболевшим проблемам! Надо сказать, что чаще всего подобное эпатирование было очень действенным средством и приносило свои плоды. События, описанные в Новом Завете, и подавно можно считать безумным изменением устоявшихся канонов и законов:
Затем, когда христианство уже стало нормой и превратилось в государственную религию, новые юродивые начали обличать общество и обвинять его в отступничестве от Христа. По мнению историков, первые подвижники, которых можно с полным правом назвать юродивыми, появились только в VI веке.
Юродивые – это «люди дела». Они появляются тогда, когда слова уже бессильны и пользу обществу могут принести лишь необычные поступки, выбивающие людей из «территории комфорта», если говорить современным языком. Блаженный Симеон ( VI век) прикидывался хромым, подставлял спешащим мимо горожанам подножки и валил их на землю; святой Василий Блаженный ( XVI век) бросался камнями в чудотворную икону и спорил с грозным царем; Прокопий Устюжский ( XIII век) под видом нищего калеки спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище, несмотря на то, что был богатым купцом. Платой за подобное, на первый взгляд, асоциальное поведение были не только холод, голод и лишения. Часто люди, не понимая причин их действий, подвергали юродивых поношению, а то и хуже. Василия Блаженного, например, за раскиданные по земле на ярмарке калачи народ сначала побил, а уж потом выяснилось, что плут-торговец подмешивал в муку мел. За сломанную икону, творившую чудеса, ему, вероятно, досталось бы и того хуже, если бы из-под святых ликов не показался нижний слой краски – иконописец, якобы, намалевал там дьявола, чтобы подшутить над православными. Кстати, этот пример является одним из первых упоминаний адописных икон, в существовании которых ученые до сих пор не уверены.
В XII веке в Центральной Азии расцвела секта пашупата. Ее адепты вели себя тоже очень похожим образом. Вот, например, какие наставления даются в одном из трактатов пашупата:
«Мудрец должен искать бесчестья, надо навлекать его на себя. Пусть о нем говорят: «Он изгой, он безумец, он лунатик, он дурак». Пусть он имеет вид безумца, будет похож на нищего, пусть его тело будет покрыто калом, пусть у него будут не остриженные борода, ногти и волосы, пусть он не заботится о теле. »
Исследователи считают, что практически каждое общество рано или поздно порождало элементы, разрушающие правила, установленные им самим. Клоуны и шуты – фигуры, известные почти во всех культурах. Где-то их почитают, где-то соплеменники глумятся над ними большую часть времени, но на время религиозных церемоний эти персонажи вдруг превращаются в могущественных жрецов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как относились к сумасшедшим на Руси
Людям с теми или иными психическими отклонениями долгое время приходилось очень несладко. Почти до конца XIX века любое поведение и даже мышление, не вписывающееся в общепринятые социальные нормы, считались ненормальностью.
Заслужить клеймо «бесноватого», «умалишенного» мог эпилептик, пациент с черепно-мозговой травмой, отчаявшаяся женщина в состоянии истерики или глубочайшей депрессии. Человеку достаточно было просто мыслить не так, как абсолютное большинство, чтобы прослыть умалишенным.
Душевнобольные на Руси
В Средние века на Руси наука о человеческой психике находилась даже не в зародышевом состоянии. Ее попросту не существовало. Все «болезни души» априори считались парафией церкви. Людей с очевидными отклонениями и агрессивным поведением очень часто изгоняли из деревень и городов. Буйное помешательство пугало неискушенных русичей, поэтому от больных с такой проблемой старались поскорее избавиться.
Если тихий «деревенский дурачок» был принят в обществе, его подкармливали и считали божьим человеком, то буйного помешанного боялись. В народе бытовало мнение, что такие случаи — яркий пример одержимости. Лечить сумасшедших никто не пытался. Их и больными не считали; сразу же вели к батюшке.
Церковный обряд изгнания бесов был основным «лечебным» методом борьбы с помешательством. На Руси одержимость считалась карой за ворожбу и другое общение со злыми силами. Во время обряда священник вычитывал молитвы, обильно окроплял одержимого святой водой, рисовал ему на лбу, руках и стопах кресты елеем. Если сумасшедший проявлял неповиновение, сопротивлялся изгнанию бесов, его могли и связать.
С больными людьми очень часто обходились довольно жестоко, особенно если те происходили из низших слоев общества. Если шизофреник во время приступа нападал на своих родных, его сажали в тюрьму как обычного преступника. Человеку в таких заведениях приходилось очень тяжело. Полуголодное существование, сырые подвалы, колодки на руках и ногах — только часть «прелестей» казематов. Осужденных регулярно били, особенно, если те вели себя шумно. С сумасшедшими это случалось постоянно.
В период ремиссии, когда сознание шизофреника немного прояснялось, на человека обрушивалось осознание его настоящего положения и тяжести совершенного в прошлом. Все это влекло за собой ужасные моральные муки, подкрепляемые физическими страданиями. Состояние пациента в таких условиях только ухудшалось.
Монастырское содержание и доллгаузы
В позднем Средневековье (вплоть до XVIII века) сумасшедших помещали в лечебницы при монастырях. В стенах обителей на Руси очень часто учреждали так называемые «инвалидные больницы». В них и проходили своеобразное лечение люди с самыми разными психическими расстройствами. Обычно оно заключалось в молитвах, скудном питании во избежание «буйства» и посильном труде, если человек был на него способен.
В XVIII веке благодаря приказу Петра I был построен первый в России сумасшедший дом. Он назывался на немецкий манер «доллгаузом» и предназначался для стационарного содержания, а также лечения душевнобольных. Это былой первой попыткой отделения психиатрии от религии. Дело продвигалось туго, и все же к 1810 году в России появилось около десятка доллгаузов. Лечебницы были открыты в Санкт-Петербурге (позднее Обуховская больница), Москве (отделение в Екатерининской больнице) и некоторых других городах. Излечением душевных недугов всерьез занялась медицина, буквально отобрав эту ношу у церкви.
Что в России делали с душевнобольными до появления психиатрии
«Василий Блаженный. Молитва». Сергей Кириллов
Собор Василия Блаженного на Красной площади, один из главных символов России, назван в честь человека, который сейчас наверняка считался бы душевнобольным. «Блаженными», «Христа ради юродивыми» называли на Руси безобидных слабоумных, живших подаянием при церквях и монастырях. До появления в России во второй половине XVIII века научной медицины вопрос сумасшедших решался так же, как и в древнейших обществах, – то есть находился целиком в компетенции религии. Даже слова, которыми называли умалишенных, были связаны с Богом – люди «божьи», «божевольные», «божедурные», «божегневные».
Конечно, не все юродивые были обыкновенными сумасшедшими – особенно учитывая социальную роль некоторых из них. Когда умер Василий Блаженный, уважаемый в Москве за нестяжательство (то есть отсутствие даже минимального имущества), смелость и жизнь настоящего аскета и подвижника, сам Иван Грозный нес его гроб к месту упокоения. Среди «юродивых» обреталось и много лжепророков и аферистов, использовавших образ «божьего дурачка» для своих меркантильных целей. Но ведь были и настоящие активно помешанные, про них часто говорили, что они страдают «черной немощью».
Изгнание бесов. Европейская гравюра Нового времени
Считалось, что такое состояние наступает из-за проклятия, сглаза, наконец, одержимости бесами. Тех душевнобольных, которые могли приносить пользу в деревенском хозяйстве или были безобидны и милы, оставляли при сельских общинах. Над бесноватыми же мог быть проведен обряд изгнания бесов (так называемая «отчитка»), который в православии состоит в чтении над «одержимым» определенных молитв, окроплении его святой водой, помазании его елеем и т.д. А светская власть долгое время вообще не предписывала чего-либо особенного в отношении душевнобольных людей.
«Куда летишь, кукушечка?»
«Московский чудотворец Василий Блаженный», Графов Виталий Юрьевич, 2006.
Современные исследователи темы душевнобольных в России Сергей Шаляпин и Андрей Плотников справедливо замечают, что до XVIII века в России нет специального законодательства об умалишенных. Советский психиатр Юрий Каннабих (1872-1939), который в своей книге «История психиатрии» (1928) написал, что на Стоглавом соборе 1551 года (одном из главных политических и религиозных форумов средневековой Руси) обсуждался вопрос содержания в монастырях сумасшедших, создал миф – в тексте постановлений Стоглава нет таких вопросов. Зато в «Стоглаве» сказано (вопрос 21, глава 41), что «лживых пророков… которые наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются», надобно изгонять из дворов. Безусловно, среди таких лжепророков попадались и простые помешанные. В древней и средневековой Руси их, действительно, ждала жизнь в разной степени заключения в монастырях – при богадельнях, вместе с нищими и убогими, или в холодных ямах и темницах, в цепях, если они вели себя агрессивно.
А что, если с ума сходил богатый и образованный человек, и его безумие вело к опасным последствиям? Таких случаев известно множество. Во-первых, в XVII веке, когда за богохульства и оскорбления власти полагались наказания вплоть до казни, многие пытались оправдаться в своих словах временными помутнениями сознания. В 1640 один старец Борщевского Троицкого монастыря (близ Воронежа) Авраамий написал донос на другого старца, Селиверста. Донос оказался ложным. Защищая себя, Авраамий утверждал, что он донес «во отступлении ума своего», «с ума своего сбрёл». Авраамия пытали, а потом отослали назад в Борщевский монастырь, однако сумасшедшим не признали.
Царь Фёдор Алексеевич (1661-1682). Его младший брат Иван Алексеевич (1666-1696), возможно, был слаб умом.
А вот сведения о реальных сумасшедших, которых было, конечно, пруд пруди. В 1647 в Приказ сыскных дел был прислан пономарь московского монастыря, который говорил, что видит и слышит ангелов. В 1631 в Москве крестьянин из Заонежья Дорофей Иванов, публично оскорблявший государя, был пойман и взят в Разрядный приказ, но затем отпущен на поруки домой с наказом воеводе: «чтоб он тому мужику наказания не чинил, потому что он прост, кабы не в своем уме; а велел бы ему жить в той же волости, где он жил наперед сего, во крестьянстве по-прежнему». Так что истинное безумие все-таки распознавать умели – и к концу XVII века ввели это в законодательство.
«Новоуказные статьи» 1669 года (еще при Алексее Михайловиче) вводят термин «бесные» – таких людей запрещают привлекать в качестве свидетелей и освобождают от смертной казни за убийство. Кроме того, в «Новоуказных статьях» 1676 года «О поместьях» царь Федор Алексеевич приказывал: если люди, которые «глупы и глухи, и слепы и немы», решают отдать кому-то свое поместье, а родственники будут против – претензий от родственников не принимать: ведь «поместья свои сдавать всякому вольно». Можно предположить, что этим законом власть помогала церкви забирать в собственность поместья физически и умственно неполноценных, остававшихся на попечении в монастырях. Что же с ними там происходило?
«Стену зубом изгрыз и из тюрьмы кричал»
«Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой лавре», 1875, Константин Маковский (1839-1915). Такие трапезы устраивались в монастырях для нищих, странников, убогих и сирых – в их число, неназванные, входили и сумасшедшие тех времен.
Упоминавшегося безумного крестьянина Дорофея Иванова, отправленного домой в Заонежье, в деревне держать не смогли – видно, совсем он был неадекватен. Его определили в тамошний Кожеозерский монастырь под начало «доброго [надежного] старца», который бы следил за его поведением. Работу ссыльному подыскали «небольшую», по его возможностям.
В монастырь как безумных заточали священников, бояр, и даже игуменов, помутившихся рассудком от пьянства. В 1695 в Кирилло-Белозерский монастырь «поступил» бывший уже на тот момент игумен Ферапонтова Белозерского монастыря Филипп, который от пьянства совсем потерял рассудок: во-первых, он постоянно избивал братию своего монастыря, а как-то раз в дороге «из саней вышел, оставив слуг и лошадей, ушел в лес, и в лесу ночью бродил, рясу с себя скинув». Слуги изловили игумена и привезли в монастырь.
В монастыре душевнобольные жили и трудились либо вместе с другими монахами – если они были в достаточной степени вменяемы; если они были совсем простоваты, их употребляли как рабочую силу в хозяйстве; наконец, совсем безумных держали в цепях. В качестве «лекарств» применялись молитва, соблюдение монастырского устава и труд. Высокопоставленные «малоумцы», особенно содержавшиеся за счет богатых родственников, конечно, к работам не привлекались. Отдельным из них разрешали даже держать собственных слуг.
Если умалишенные или пьяницы приходили в себя, они (или их родственники, если такие были) писали челобитные церковному начальству, подтверждая свою вменяемость, и после освидетельствования их могли отпустить «на волю». Многие, однако, придя в чувство, оставались при тех же монастырях, где уже привыкли жить.
Кирилло-Белозерский монастырь на русской гравюре
Число душевнобольных в России росло – как росло население и его активность. Во второй половине XVII века народ Московского царства пережил сразу несколько кризисов и напастей; шли войны, население гнулось под бременем налогов. Произошел Раскол православной церкви – момент глубокого духовного кризиса для верующих. К тому же случилась эпидемия чумы (1654-1655), солнечное затмение 1654 года, явление гигантской кометы 1680 года… От всего этого и вправду можно было сойти с ума.
А петровские реформы еще подольют масла в огонь. В результате уже при Петре Великом монастыри стали активно сопротивляться присылке в них умалишенных – в том числе потому, что среди них было огромное количество реальных преступников-симулянтов, алкоголиков и просто буйнопомешанных. Но это уже история императорской России, в которой умалишенных начали лечить, а не просто изолировать от общества.
5. Как жили душевнобольные люди на Руси
Поделиться лекцией:
В подборке 11 лекций:
В Клубе интеллектуального досуга «Событие» состоялась лекция «За стенами психиатрической клиники: страницы истории московской психиатрии». Лекцию прочитала Марина Кокорина – врач, историк медицины и заведующая музеем истории психиатрической больницы Алексеева.
Юродивыми на Руси называли тех людей, чье чудаковатое поведение разительно отличалось от поведения обычных людей. Они часто странно одевались, вели уединенный образ жизни. О них всегда заботились, подкармливали и давали милостыню. В странах Европы подобных людей заключали в специальные тюрьмы и дома смирения.В домах сумасшедших надзиратели били пациентов. Врачи вживляли под кожу душевнобольных горох. Считалась, что боль и физические мучения должны отвлечь человека от душевного недуга и очистить разум. Пациентов обливали ледяной водой или сажали на специальные стулья, чтобы на голову, прямо на темечко капала вода. Те, кто страдал от меланхолии, обычно жаловались на тяжесть в руках и ногах. Поэтому таких пациентов подвергали процедуре раскручивания. Их клали на кровать или подвешивали за ноги и начинали раскручивать во все стороны.
Фото: m24.ru/Евгения Смолянская
Все права на материалы, находящиеся на сайте Мослекторий.рф, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта ссылка на Мослекторий.рф обязательна.
Проект создан при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы
Как поступали с сумасшедшими на Руси?
Людям с теми или иными психическими отклонениями долгое время приходилось очень несладко. Почти до конца XIX века любое поведение и даже мышление, не вписывающееся в общепринятые социальные нормы, считались ненормальностью.
Заслужить клеймо «бесноватого», «умалишенного» мог эпилептик, пациент с черепно-мозговой травмой, отчаявшаяся женщина в состоянии истерики или глубочайшей депрессии. Человеку достаточно было просто мыслить не так, как абсолютное большинство, чтобы прослыть умалишенным.
Душевнобольные на Руси
В Средние века на Руси наука о человеческой психике находилась даже не в зародышевом состоянии. Ее попросту не существовало. Все «болезни души» априори считались парафией церкви. Людей с очевидными отклонениями и агрессивным поведением очень часто изгоняли из деревень и городов. Буйное помешательство пугало неискушенных русичей, поэтому от больных с такой проблемой старались поскорее избавиться.
Если тихий «деревенский дурачок» был принят в обществе, его подкармливали и считали божьим человеком, то буйного помешанного боялись. В народе бытовало мнение, что такие случаи — яркий пример одержимости. Лечить сумасшедших никто не пытался. Их и больными не считали; сразу же вели к батюшке.
Церковный обряд изгнания бесов был основным «лечебным» методом борьбы с помешательством. На Руси одержимость считалась карой за ворожбу и другое общение со злыми силами. Во время обряда священник вычитывал молитвы, обильно окроплял одержимого святой водой, рисовал ему на лбу, руках и стопах кресты елеем. Если сумасшедший проявлял неповиновение, сопротивлялся изгнанию бесов, его могли и связать.
С больными людьми очень часто обходились довольно жестоко, особенно если те происходили из низших слоев общества. Если шизофреник во время приступа нападал на своих родных, его сажали в тюрьму как обычного преступника. Человеку в таких заведениях приходилось очень тяжело. Полуголодное существование, сырые подвалы, колодки на руках и ногах — только часть «прелестей» казематов. Осужденных регулярно били, особенно, если те вели себя шумно. С сумасшедшими это случалось постоянно.
В период ремиссии, когда сознание шизофреника немного прояснялось, на человека обрушивалось осознание его настоящего положения и тяжести совершенного в прошлом. Все это влекло за собой ужасные моральные муки, подкрепляемые физическими страданиями. Состояние пациента в таких условиях только ухудшалось.
Монастырское содержание и доллгаузы
В позднем Средневековье (вплоть до XVIII века) сумасшедших помещали в лечебницы при монастырях. В стенах обителей на Руси очень часто учреждали так называемые «инвалидные больницы». В них и проходили своеобразное лечение люди с самыми разными психическими расстройствами. Обычно оно заключалось в молитвах, скудном питании во избежание «буйства» и посильном труде, если человек был на него способен.
В XVIII веке благодаря приказу Петра I был построен первый в России сумасшедший дом. Он назывался на немецкий манер «доллгаузом» и предназначался для стационарного содержания, а также лечения душевнобольных. Это былой первой попыткой отделения психиатрии от религии. Дело продвигалось туго, и все же к 1810 году в России появилось около десятка доллгаузов. Лечебницы были открыты в Санкт-Петербурге (позднее Обуховская больница), Москве (отделение в Екатерининской больнице) и некоторых других городах. Излечением душевных недугов всерьез занялась медицина, буквально отобрав эту ношу у церкви.