Как называли негров в древности
Как называли негров в древности
Эта статья посвящена истории и семантическим нюансам слова «негр», а также его русских и иностранных аналогов. Чтобы получить информацию о расе, смотрите статью «Негроидная раса».
Негр (от исп. negro «чёрный (цвет)», устар. русск. арап ← арабы, до начала XX век мавр) — в русском языке основное название людей негроидной расы. В публицистике обычно включает также представителей капоидной расы — бушменов и готтентотов. Кроме того, в России неграми называют также и особо темнокожих мулатов, хотя в регионах компактного проживания тёмнокожего населения (например, в Латинской Америке и ЮАР) между ними проводится чёткое различие.
Содержание
Понятие
История
Англоязычное просторечное слово (считающееся грубо оскорбительным в устах белых, но шутливо или иронично употребляемое самими чёрными) nigger, nigga восходит к Negro.
Россия и СНГ
Культурно-языковые нюансы
«Белая вина», африканский контекст
Употребление слова негр зависит от контекста, стиля речи, исторической эпохи и, немаловажно, употребляемого языка. Учёные-африканисты в советское время редко употребляли слово «негр» (например, оно практически отсутствует в энциклопедическом словаре «Африка» под редакцией Д. А. Ольдерогге). Во многом это связано с употреблением соответствующих слов в африканских странах.
В США термины для обозначения темнокожего населения эволюционировали следующим образом: Negro «негр» > Darkie «темнушка» > Colored «цветные»> Black «чёрные» > Afro-American «афроамериканцы > African-American «американские африканцы». Характерной особенностью терминологии США является постепенное исчезновение заимствованных из испанского терминов для обозначения людей смешанного происхождения (мулаты, квартероны и др.), употреблявшихся в XIX веке. Ныне все они причисляются к «американским африканцам» и именуются «чёрными», хотя имеют разный цвет кожи, который зачастую весьма далёк от чёрного. Тем не менее, слово «negro» может быть употреблено как историзм и до сих пор используется в ряде названий организаций (United Negro College Fund). Слова «нигга», «ниггер» и др. продолжают употребляться как шутливое приветствие внутри негритянской среды (особенно в негритянских районах). Белые американцы, особенно на юге страны, также широко используют эти выражения в быту; однако со стороны темнокожего населения такое обращение теперь обычно воспринимается как оскорбительное (политкорректным теперь является «афроамериканцы»). К примеру, детективный роман английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят» (англ. Ten Little Niggers ), написанный в 1939 году, из-за излишней политкорректности был переименован в Ten little Indians (то есть «Десять маленьких индейцев»), затем, когда уже и это название перестало удовлетворять, в Ten Little Soldiers («Десять солдатиков»). Ныне же книга печатается под названием «И никого не стало» (англ. And Then There Were None ).
Латинская Америка
В русскоязычных текстах по антропологии, расоведению, в текстах специалистов по Латинской Америке и особенно в текстах об истории рабства слово «негр» всегда было нейтральным. В испанском языке слово «negro» употребляется также в значении «приятель», «братишка» (Аргентина, Чили, Уругвай), хотя в Доминиканской республике, где значительная часть населения имеет африканское происхождение, слово негр носит негативный оттенок из-за бывшей оккупации этой страны чернокожими войсками Гаити. Поэтому в испанском языке употребляется слово «prieto», «мулато» и др., и если носители испанского находятся в США, где английское слово Negro является неприемлемым, они станут употреблять слово prieto.
Бразилия
В португальском языке Бразилии употребляются понятия порт. preto «прету» и порт. negro «негру». До недавнего времени более распространённое слово «preto» (чёрный цвет) употреблялось повсеместно, включая последнюю перепись населения страны. Возможно под влиянием испанского в бразильских СМИ намечается тенденция к большему употреблению слова «негру». Однако португальский язык Бразилии отличается от европейского, и в самой Португалии наблюдается обратная тенденция.
Романоязычные страны Средиземноморья: «негроафриканцы»
Переносные значения
С XIX века из французского языка распространилось также метафорическое выражение «литературные негры» (фр. nègres littéraires ), означающее реальных авторов некоторого литературного произведения, которое выходит под именем другого лица (фиктивный автор нанимает «литературных негров», и их авторство держится в тайне).
Одним из наиболее известных писателей, использовавших труд «литературных негров», является Александр Дюма-отец, написавший за свою жизнь более трёх сотен романов (см. некоторые подробности в «Трёх Дюма» Андре Моруа).
Аналогично учёных, которые публикуют работы под чужими именами, иногда называют «научными неграми».
В русском языке есть выражение «работать как негр» в значении «много и тяжело работать».
«Неграми» (сокращение от слова «негражданин») иногда называют жителей Латвии и (реже) Эстонии, имеющих статус негражданина. [8] (См. апатриды)
Африканцы в средневековой Европе
Вышедшая 13 февраля Kingdom Come: Deliverance вызвала в обществе нешуточное бурление. Многие были возмущены тем, что в игре про средневековую Чехию отсутствуют чернокожие персонажи. С одной стороны баррикад в адрес разработчиков посыпались обвинения в расизме и сегрегации, с другой — вопросы возмущенным о том, где они видели в Европе тех лет выходцев из Африки.
Пока в соцсетях разгорается очередная война за историческую справедливость, Отвратительные мужики решили погрузиться в историю и подумать над тем, какое место в средневековой Европе занимал и мог занимать человек с черным цветом кожи.
Африканцы в древней Европе
Первые упоминания о том, что чернокожие жили на территориях современных европейских стран, относятся ко временам Римской империи. Неприятно, но факт: практически все они были рабами, которых приобретали богатые граждане в виде диковинок.
Бум работорговли экзотическими невольниками пришелся на 146 год до н.э., когда был разрушен многонациональный североафриканский Карфаген, откуда в Рим унылой вереницей потянулись люди различных цветов кожи, обреченные стать «говорящим орудием».
Для подавляющего большинства быть проданным в рабство значило потерять все и навсегда. Бесправный человек, работающий за миску похлебки, имел мало шансов выбиться в люди, однако такие все же были (достаточно вспомнить древнеримского философа Эпиктета, который был рабом). Вполне можно предположить, что среди тех, кто умом и смекалкой смог добыть себе свободу, были чернокожие мужчины или женщины, однако достоверных свидетельств этому нет.
Есть расхожие мнения о том, что африканцы состояли на службе в Римском легионе. Существует теория, согласно которой часть солдат, охранявших Адринов вал в Британии от нападений пиктов были чернокожими. Сторонники того, что легионер африканского просихождения не был диковинкой, в особенности на излете империи, в качестве одного из примеров приводят историю о Святом Маврикии.
Африканцы в Европе Средневековья и Нового Времени
Так или иначе, но Римская империя пала, оставив после себя несколько государств, озабоченных в первую очередь собственным выживанием. Везти плененных негров на север было для подавляющего большинства платежеспособных людей слишком затратной авантюрой. К тому же, в Европе расцветало крепостничество, отодвинувшее экономический базис рабовладения на задний план: теперь основой экономики становился крестьянин. Он, пусть его доля и не сильно отличалась от тяжкой доли рабов, по крайней мере, обладал хоть какими-то правами.
Пока феодалы боролись между собой, «черный» континент их мало интересовал, однако в средние века экспансия на юг стала обязательным условием для развития государств севера.
Здесь было бы уместно углубиться в историю мавританской Испании. Все же несколько столетий она просуществовала под властью выходцев из Северной Африки. Однако мавры, которых уже во времена Шекспира, немного подзабыв о том, как они выглядят, начали изображать карикатурно-черными, таковыми не были.
Рембрандт. Пилат в образе мавра умывает руки, пока Иисуса уводят на казнь.
Несмотря на континент, из которого они вышли, мавры все же являются дальними родственниками арабов и выглядят соответствующе — их довольно темная кожа сочетается с ближневосточной и, скажем так, индоевропейской внешностью. Опять же, к XV веку благодаря Реконкисте их в Европе фактически не осталось — опять несостыковка.
Европейцы вновь отправились за чернокожими рабами в первой половине XV века, когда в просвещенном мире началась эпоха Великих географических открытий. Широта бытовавших в то время взглядов вполне уживалась с представлениями о том, что африканцы — не вполне люди, а значит с ними можно поступать, как заблагорассудится.
В 1444 году португальский мореплаватель Нуну Триштан привез из мавританской экспедиции в Лиссабон несколько десятков плененных им чернокожих мужчин (а это, если что, уже через 40 лет после событий Kingdom Come). В столице он продал их за весьма солидную сумму и смекнул, что на этом можно сделать неплохой бизнес. Отправившись в очередную поездку, он задумал схватить еще больше невольников, но взбешенные бледнолицым мавры убили Триштана. К сожалению, для них все только начиналось: работорговцы уже наметили Мавританию целью для своего позорного промысла.
В дело включились англичане, французы и испанцы, ежегодно направлявшие флотилии кораблей в сторону Африки, и торговля рабами была поставлена на поток. Христианство не одобряло подобного отношения к людям, однако на закабаление язычников духовенство смотрело сквозь пальцы.
Религиозное сознание европейцев создавало вокруг чернокожих людей довольно жуткий ореол. Людей с черным цветом кожи зачастую воспринимали как «нечистых» дьявольских прихвостней. Странные для белых верования африканцев лишь добавляли масла в огонь.
Нужно сказать, что чернокожие невольники не всегда трудились на тяжелых работах. Некоторые высокопоставленные люди брали наиболее толковых из них в личное услужение: крестили их, учили языкам, грамоте и этикету. К примеру, так произошло со знаменитым Ясукэ, который из слуги португальского христианского миссионера превратился в первого чернокожего самурая в истории.
В свите английской королевы Екатерины Арагонской тоже был замечен чернокожий слуга. Джон Блэнк был придворным трубачом и смог засветиться в миниатюре на свитке, описывающем один из Вестминстерских турниров.
Великобритания стремительно вырвалась вперед своих соперников в Европе благодаря своему могучему флоту, а отмена рабства привела к тому, что на территории туманного Альбиона тут и там стали возникать общины африканцев. В английских документах XVI века не так уж редко можно обнаружить слова negro, mullato и ethiopian.
Историк Кеннет Эндрюс в книге «Торговля, грабеж и поселение» говорил о том, что значительная часть расовых стереотипов изжила себя уже в елизаветинские и яковитские времена. Чернокожие воспринимались как некое нормальное явление, пусть и немного диковинное.
К примеру, Игнатиус Санчо (1729-1780) был рожден прямо на корабле испанских работорговцев, который был перехвачен англичанами. В Британии он стал слугой у одного из чиновников, а когда тот умер, Санчо получил по завещанию все его имущество. Он стал бакалейщиком и женился на индианке Энн Осборн. Бывший раб заслужил такое уважение в обществе, что стал первым чернокожим, который голосовал на выборах в английский парламент.
Так в чем проблема?
Как мы видим, история знала выдающихся черных людей. Пусть и через невероятные лишения, но они действительно становились частью европейского мира. Так в чем же проблема с современным восприятием вопроса о наличии африканцев в компьютерной игре про Средневековье?
С одной стороны, проблема в конкретной эпохе и в конкретной локации. Ни один документ не подтверждает то, что в Чехии XV века были чернокожие, ни в роли рабов, ни в роли торговцев, ни тем более в роли рыцарей хотя бы в единичных экземплярах. Поэтому претензии к разработчикам в этом аспекте не ясны, ведь они сразу дали понять, что игра будут напирать именно на реализм.
Так можно ли вводить в игры чернокожих? Разумеется, но все должно быть уместно и адекватно, чтобы у публики не резало глаз от идиотских несоответствий. Мавры в сеттинге Южной Европы XII века, чернокожие горожане в Лондоне XVIII века и даже римский легионер родом из африканской провинций станут диковинкой, но не будут противоречить истории.
По-настоящему адекватный вопрос не в том, стоит ли пропихивать героев-африканцев в любую историческую игру, или надо ли во что бы то ни стало бороться за белую культуру. Адекватный вопрос состоит в том, почему при существовании действительно крутых и реальных историй о чернокожих в Европе, все продолжают мусолить образы африканцев несуществующих и гипотетических.
Только оставьте средневековую Чехию в покое, она здесь совершенно не при чем.
Негры
Эта статья посвящена истории и семантическим нюансам слова «негр». Чтобы получить информацию о расе, смотрите статью «Негроидная раса».
Понятие
История
100 долларов КША с изображением негров-рабов на плантации. Ричмонд, 1862 |
Россия и СНГ
Ситуация в России заметно отличается от вышеописанной, поскольку люди негроидной расы в России и СССР всегда были и в значительной степени остаются экзотикой и даже приезд в страну во второй половине XX века значительного количества африканских студентов и появление у некоторых из них русских семей не особенно изменили ситуацию. Отчасти это объясняется тем что большинство «негров» в СССР были выходцами из испано- или португалоязычных стран: Куба, Ангола, Мозамбик и др., где слово «негр» не является оскорбительным. Слово «негр» было нейтральным и не оскорбительным, и такое положение сохраняется и сейчас. Однако под влиянием эволюции этого слова в западноевропейских языках (в первую очередь в английском) в русском языке также становятся употребительны выражения «афроамериканец» (о неграх США), «африканец», «темнокожий», «чернокожий», «чёрный», причём последнее может звучать оскорбительно поскольку употребляется по отношении к выходцам с Кавказа, цыганам и всем смуглым людям. [уточнить]
Культурно-языковые нюансы
«Белая вина», африканский контекст
Употребление слова негр зависит от контекста, стиля речи, исторической эпохи и, немаловажно, употебляемого языка. Учёные-африканисты в советское время редко употребляли слово «негр» (например, оно практически отсутствует в энциклопедическом словаре «Африка» под редакцией Д. А. Ольдерогге). Во многом это связано с употреблением соответствующих слов в африканских странах.
В США термины для обозначения чернокожего и цветного населения эволюционировали следующим образом: Negro «негр» > Darkie «темнушка» > Colored «цветные»> Black «чёрные» > African-American «афро-американцы». Характерной особенностью терминологии США является постепенное исчезновение заимствованных из испанского терминов для обозначения людей смешанного происхождения (мулаты, квартероны и др.), употреблявшихся в ХIХ веке. Ныне все они причисляются к афроамериканцам и именуются чёрными, хотя реальный цвет кожи их зачастую далёк от чёрного. Тем не менее, слово «Negro» может быть употреблено как историзм и до сих пор используется в ряде названий организаций (United Negro College Fund). Слова «нигга», «ниггер» и др. продолжают употребляться как приветствие внутри негритянской среды (особенно в американских гетто). Белые американцы, особенно на юге страны, также широко используют данные выражения в быту.
Латинская Америка
При этом в русскоязычных текстах по антропологии, расоведению, в текстах специалистов по Латинской Америке и особенно в текстах об истории рабства слово «негр» всегда было нейтральным. В испанском языке слово «negro» употребляется также в значении «приятель», «братишка» (Аргентина, Чили, Уругвай), хотя в Доминиканской республике, где значительная часть населения имеет африканское происхождение, слово негр носит негативный оттенок из-за оккупации этой страны чернокожими войсками Гаити. Поэтому в испанском языке употребляется слово «prieto», «мулато» и др., и если носители испанского находятся в США, где английское слово Negro явлается неприемлемым, они станут употреблять слово prieto.
Бразилия
В португальском языке Бразилии употребляются понятия «preto» (прету) и «negro» (негру). До недавнего времени более распространённое слово «preto» (чёрный цвет) употреблялось повсеместно, включая последнюю перепись населения страны. Однако, по-видимому, под влиянием испанского, в бразильских СМИ намечается тенденция к большему употреблению слова «негру». Однако, поскольку португальский язык Бразилии отличается от европейского, в самой Португалии наблюдается обратная тенденция.
Другие употребления
С XIX века из французского языка распространилось также метафорическое выражение «литературные негры» (фр. nègres littéraires ), означающее реальных авторов некоторого литературного произведения, которое выходит под именем другого лица (фиктивный автор нанимает «литературных негров», и их авторство держится в тайне).
Одним из наиболее известных писателей, использовавших труд «литературных негров» является Александр Дюма-отец, написавший за свою жизнь более трех сотен романов (см. некоторые подробности в «Трёх Дюма» Андре Моруа).
Аналогично, учёных, которые публикуют работы под чужими именами, иногда называют «научными неграми». По информации В. И. Арнольда, так работают многие постсоветские учёные, выехавшие на Запад. Известна научная шутка: «Если соавторы статьи — академик, профессор и аспирант, писал её аспирант».
В русском языке есть выражение «работать как негр» в значении «много и тяжело работать».
Неграми (сокращение от слова «негражданин») иногда называют жителей Латвии и (реже) Эстонии, не имеющих гражданства этих стран. [3] (См. апатриды)
Кто такие темнокожие, а кто такие негры?
Первый домысел и неправильная интерпретация фактов, что все расы произошли мол именно от негров. Негров при этом называют темнокожими, путая белое и красное, грубо говоря.
А так, если посмотреть на реально древние, изолированные десятки тысяч лет народы, которые при этом не попадали в слишком уж зверские условия выживания, то кожа у них тёмная, но не более того, как хороший загар. Скажем бушмены. Более чем изолированный народ, сильнейшим образом отличный и от негроидов чернокожих и от европейцев. Но у них явно нет излишней чернокожести. Такого же уровня смуглость можно встретит и у испанцев и у португальцев и у бразильцев и у них не будет явной афро примеси в генетике.
Первые кто побелели, что бы приспособится к условиям севера, были охотники периода палеолита, затем перешедшие в мезолит. Они при этом ничего особого не создали, их так и ассимилировали волны людей из Ямной культуру и получили в награду голубые глаза, более светлую кожу благодаря генам SLC24A5 и SLC45A2. Но что бы побелеть, этим охотникам, не вышедшим самостоятельно из каменного века, пришлось провести десятки тысяч лет в изоляции и в холодах. И да, побелели, что б не сдохнуть.
Стоит понимать, что разом никакой народ не стал народом современным. Ни один вид гоминид и хомо, не стал человеком современного типа, просто и прямо, как полёт мощной пули. Были огромные процессы миграций. Эти ушли, эти остались, те что ушли, часть вернулась и смешалась ещё раз с теми что остались, потому снова часть их ушла и так далее. Туда, сюда, снова сюда и вон туда и так постоянно, равно как ив современный период.
Ямная культура смешалась с людьми, охотниками, уже жившими в Европе и этим людям по сути было 40 000 лет. Когда эти ещё палеолитические охотники 40 000 лет назад пришли и поселились в Европе, все они были темнокожими, наподобие бушменов.
8 500 лет назад они уже были посветлее, но всё равно, были явно темнокожее даже современных испанцев.
Но вот многие в комментариях болеют. Их прям перекашивает от того, что их предки были очень даже темнокожи.
Кстати, балансный цвет кожи у китайцев и скажем киргизов. И они совсем не желтокожие, а именно смуглокожие, сам специально не раз анализировал, присматривался.
А почему ладошки у них белые?
— Да меня в школе так учили. В Китае живут китайцы, в Германии немцы, в этом… Израиле евреи, а в Африке негры.
Под адским солнцем Африки организм вырабатывает меланин в конских дозах, чтобы защититься. На севере такой необходимости нет, и без давления со стороны светила меланиновая фабрика с с течением лет и поколений сбавляет обороты. Природа ведь всегда стремится к оптимизации. Разве нет?
Смешались в кучу кони, люди.
То, что фенотип лишь способ адаптации к внешней среде прямо следует из дарвинизма. Плюсую.
Про молоко можно подробнее? 🙂 интересно) ещё вспомнил про алтайцев, шорцев. Они же темноглазые и темнокожие. И вроде бы жили изолированно в снегах долго. Почему не побелели?
Сразу видно, что писал какой-то член академии наук
Гипотеза.Никто точно не скажет.
И да, побелели, что б не сдохнуть.
Кто такие темнокожие, а кто такие негры?
да какая разница? они все ёмко названы «черножопые»
Такого вы ещё не видели
Почему мы должны принять вас на работу?
— ТЫ ПРИНЯТ, МАТЬ ТВОЮ.
п.с. тег «черный юмор» как нельзя кстати.
п.с. 2 пост является часть фразы, а то начнется вызывание джинов
Ответ на пост «Кого ненавидят чернокожие»
Я когда приехал в Штаты, уж 30 лет назад, мне объяснили ребята что nigger это не цвет кожи, а поведение, когда ему все должны, наглое и навязчивое. А ещё есть wiggers, white niggers, с таким же поведением. Нормальные чёрные, которых очень много, и бедные и богатые, разные, сами не любят niggers. Не так давно в Каролине, мне здоровый чёрный мужик, с мозолями на руках, сказал: вы из Калифорнии? У вас там ниггеры распоясались. Я их терпеть не могу. Из за них люди думают что все чёрные лентяи и воры. А это вовсе не так.
Кого ненавидят чернокожие
Довелось мне несколько лет назад побывать в американском городе Сиэттле. Был в командировке, несколько дней, ну и поехал смотреть местные «достопримечательности».
И вот, по пути домой с завода Boeing, под всеми впечатлениями, видимо, что-то нарушил, и тормозит меня местный полисмен, колоритный такой чернокожий дядька. Как оказалось я ехал слишком быстро, но не сильно, и, узнав что я не местный, штрафовать не стал, разъяснил особенности местного автомобилевождения, да и просто поболтал со мной о России, США и прочем.
В этот момент, мимо нас проносится пикап с кучей черненьких ребят, музыкой на всю катушку и какими то криками. И тут я от него слышу фразу «долбанные ниггеры» (fucking niggers). Я попытался удивиться, мол Н-слово, как так. На что получил ответ: Я, работаю, плачу налоги, я афроамериканец, а это… (пауза)…долбанные ниггеры.
Вообще полицией в сша я был приятно удивлен, но это история на потом, наверное.
Перезагрузка
Медведь — добродушное животное, конечно
Ваш кошелёк?
Когда есть за что преклонять колено
Негры в британских сериалах
Негры в британской истории
Надеюсь, Netflix этого не увидит)
Палмарес — независимое государство беглых бразильских рабов
Вы – негр раб, которого увезли коварные белые цисгендерные мужчины из родной жаркой Африки в не менее жаркую (но пока для вас чужую) Бразилию. Какие перспективы открываются перед вами?
Первая – всю жизнь батрачить в поте лица, и всё равно подвергаться регулярному насилию. Вторая – попытаться сбежать с плантации, скитаться по дикому неизвестному вам краю, и ждать, когда вас наконец подстрелит бравый португальский «бандейра», или съест ягуар.
«А как же коллективный акт гражданского неповиновения?», спросите вы. Или ещё лучше: вооруженное восстание. Могли ли бразильские негры проявить «классовую солидарность», всем вместе сказать: «Я – Спартак!», или широко тиражируемый мыслителями XIX века «рабский менталитет чернокожих» мешал это сделать?
История южноамериканского государства негров рабов «Quilombo dos Palmares» свидетельствует, что афробразильяне умели бунтовать не хуже своих античных друзей по несчастью. И даже были более успешны в этом деле.
Рандомная битва, зафиксированная рандомным художником
Но сначала, как обычно, немного предыстории. Португальцы стали осваивать бразильское побережье в 1530-е годы, и с этого же времени они начинают завозить из Африки негров рабов для работы на сахарных плантациях. Вообще, Бразилия была главным потребителем «живого товара» на всем американском континенте. В XVII веке сюда было привезено около 40% от всех ввозимых в Америку африканских рабов (числа в исторических работах встречаются разные, в среднем называется от 350 до 500 тысяч ввезенных в Бразилию рабов только в XVII веке, в XVIII же веке в Бразилию завезут почти два миллиона). Уже в XVI веки португальские плантаторы столкнулись с проблемой бегства наиболее свободолюбивых рабов в неизведанные, на тот момент, тропические леса. Стоит отметить, что все португальские колонии в Южной Америке в XVI – XVII веках располагались на побережье, и дальше 30-50 километров от берега колонизаторы не продвигались. За этой небольшой полосой освоенного побережья начинался «палмарес», бескрайний и почти непроходимый пальмовый лес, служивший отличным убежищем для беглых рабов.
Дополнительным стимулом для массового бегства рабов стала голландско-португальская война, в ходе которой голландцы в 1620-е – 1630-е годы завоевывают на время северо-восточную Бразилию, и в частности, капитанию (а-ля губерния) Пернамбуку. Воспользовавшись политической неразберихой, «самовольноотпущенники» бросают мотыги, и убегают в уже немного обжитые собратьями тропические леса. Именно в это время разрозненные поселения (киломбу) беглых рабов постепенно формируют единое государство Палмарес, которое просуществует до самого конца XVII века.
Карта Южной Америки с приближением к региону Палмареса
Начиная с 1630-х годов Палмарес становится центром притяжения всех беглых рабов Бразилии. Один из современников вспоминал:
«Палмарес заселён неграми, которые бегут от своих сеньоров из всех соседних и многих других капитаний… и живут с женами и детьми в лесу такой исключительной величины, что его окружность больше всего королевства Португалия».
Конечно, в XVII веке ещё не все так было хорошо с «окружностями» и прочими науками, и тут автор слегка (в разы) преувеличил масштаб явления, площадь занятая восставшими была конечно меньше Португалии. По разным оценкам в этом тропическом государстве на пике проживало от 20 до 30 тысяч человек. Высокая смертность, постоянные стычки с португальцами, и в целом неудобство жизни в отрезанном от торговых путей лесу, не позволяли превратиться Палмаресу в полноценное самодостаточное государство.
Спорным остается вопрос о политическом устройстве Палмареса. В советских статьях (с опорой на бразильские источники и марксизм-ленинизм) Палмарес чаще описывают как «примитивное феодальное государство с элементами патриархального рабства» (вот так! бывшие рабы тоже иногда становились рабовладельцами, но об этом чуть позже). В некоторых бразильских работах используется обозначение «República de Palmares», которое указывает на республиканский характер негритянского государства. Вполне вероятно и то, что четкая политическая система сложиться попросту не успела. Точно зафиксировано, что во главе каждого киломбу (укрепленного поселения) был вождь. Избирался ли он, или назначался из «центра» точно установить не удается. Главой государства был Верховный Вождь, полномочия которого были ограничены советом старейшин (который, вероятно, мог состоять из вождей всех киломбу). Точное количество киломбу назвать сложно, их количество постоянно менялось, но счет шел на десятки. Одним из самых крупных поселений было киломбу Макако. В конце существования Палмареса, именно это поселение станет столицей и главной ареной противостояния португальцев и их бывших рабов.
Историческая реконструкция одного из киломбу
Вообще, отношения между африканскими неграми и американскими индейцами были довольно своеобразными. Поскольку большая часть сбежавших с плантаций рабов была мужчинами, в Палмаресе всегда ощущался недостаток «женского тепла». Эту нехватку беглые рабы иногда компенсировали за счет индейцев, и очень часто делали это не добровольно, буквально воруя индейских женщин. Но в основном угнетенные европейцами народы предпочитали сотрудничать по принципу «враг моего врага – мой друг». К примеру, когда в 1686 году португальцы организуют большую армию для разгрома Палмареса, на севере Бразилии начинается мощное индейское восстание, которое вынудило прекратить карательную экспедицию. Длительное время совместного сосуществования приводит к тому, что негры Палмариса заимствовали у индейцев их вооружение, фортификационную технику и саму тактику ведения войны против белых. Индейцы и негры неоднократно проводили совместные военные операции против колонизаторов. Этот союз очень беспокоил португальцев, и они старались придерживаться другого римского принципа: «разделяй и властвуй». Португальский военачальник Ф. Карилью по этому поводу писал: «С этими дикарями можно войти в соглашение и убедить их пойти на негров, предложив им за это местную водку, ножи и другие вещи». Но всё-таки внести серьёзный разлад между неграми и индейцами португальцам так и не удалось.
Вот так в глазах художника выглядела жизнь в киломбу
Если говорить о социальном устройстве палмарийского общества, то здесь надо сказать, что большинство жителей были свободными крестьянами-общинниками или ремесленниками. Которые в тоже время входили в состав военного ополчения. Но современники фиксировали, что на территории Палмариса практикуется патриархальное рабство. Историки считают, что рабами могли быть те негры, которые не сбегали от своих владельцев, а были захвачены своими соплеменниками в ходе их рейдов по португальским плантациям. Также, возможно, рабами становились нарушившие «закон», или те, кто вовремя не выплатил долг. Так или иначе, рабство в Палмаресе не являлось основой их экономики, было менее жестким, и скорее-всего не пожизненным.
Поскольку Палмарес был вечно воюющим государством, его населению была необходима постоянная военная подготовка. Практиковали боевые навыки каждый день, а чтобы это не наскучило, делали это под веселые песни, при этом махали руками и ногами так, чтобы не ударить своего соплеменника. Да-да, если вы всё правильно поняли, то знайте, что хваленая бразильская капоэйра зародилась именно в Палмаресе.
Но в современной Южной Америке государства под название Палмарес не существует. Собрав все силы в кулак его всё-таки смогли ликвидировать португальцы. О его завоевании попробую рассказать по подробнее.
Первые попытки уничтожить «вольную республику» были предприняты ещё голландцами в 30-е годы XVII века, но все их экспедиции были безуспешны. В 1654 году португальцы изгоняют голландцев из северо-западной Бразилии, и после этого их главным противником в Южной Америке становится государство их бывших рабов. Незначительные экспедиции против Палмареса проводились с завидной регулярностью, но никакого успеха они не имели. А в начале 1670-ых Палмарес сам организует серию атак на португальские поселения Алагоас, Порту-Калву и другие. Положение было настолько серьезным, что губернатор Коутинью считал вполне реальной возможность захвата африканцами всей капитании Пернамбуку. Летом 1671 года он перенес губернаторскую резиденцию из Олинды в Порту-Калву для того, чтобы лично руководить военными действиями против Палмареса. Португальские походы 1671-1672 годов также заканчиваются провалом. Коутинью, не имея достаточных ресурсов, вынужден был пойти на крайние меры. 4 сентября 1672 года он подписывает указ, по которому из тюрем освобождались все заключенные, согласившиеся поучаствовать в войне против негритянского государства. Но и последовавшая вслед за этим указом экспедиция 1673 года была полностью разбита.
Из-за провала в войне с Палмаресом губернатора Жоана де Соуза Коутинью в 1674 году выставляют из кабинета. Его пост занимает Педро де Альмейда, перед котором была поставлена та же задача: ликвидировать государство беглых рабов. И он тоже попытается сделает всё, чтобы эта задача была решена.
Именно в это время, в 1670-е годы, восходит звезда всех угнетенных чернокожих Бразилии, героя и будущего вождя Палмареса – Зумби. Всю вторую половину 70-х годов идет напряженная борьба.
Португальцам удается уничтожить несколько киломбо, взять в плен ближайших родственников Зумби, но джунгли всегда были на стороне Палмареса. Потеряв в бесконечных зарослях большую часть своих войск новый губернатор Пернамбуку Соуза-Кастро в 1678 году подписывает мир с представителями мятежного государства. Это фактически означало признание Португалией Палмареса независимым государством. Но мир не был долгим, колонизатором нужна была передышка для перегруппировки и снабжения войск. Уже на следующий год португальцы организуют новый рейд по негритянским поселениям.
Палмарес же не смог извлечь из короткого мира серьезных выгод, но успел поменять оборонную тактику. Раньше португальцы в каждом рейде уничтожили ряд небольших киломбо, к которым просто не успевали прийти на выручку основные силы Палмареса. Теперь Зумби принял решение сосредоточить основные военные и производственные силы в Макаку, столице своего государства. Поселение было полностью перестроено, и внутри него были созданы дополнительные линии укреплений.
Зарисовка безымянной битвы
Все собранные португальцами силы, должны были напасть на Палмарес в 1686 году, но в это время на северо-востоке Бразилии вспыхнуло восстание индейцев жандуинов, и собранным войскам пришлось воевать с другим противником, а экспедиция в джунгли была перенесена на следующий год. Когда экспедиция все же состоялась – она снова закончилась провалом. В Пернамбуку опять назначают нового губернатора, и опять он должен собрать все силы в кулак и разбить Палмарес. В 1693 году начинается масштабный сбор средств с местного населения на крупнейшую антипалмарийскую операцию. Всех освобожденных от военной службы было решено призвать в армию. Впервые португальцы собрали против Палмареса многотысячную армию (как минимум в 6 тысяч человек), снарядив её артиллерией (португальцы были уже осведомлены о том, что столичное киломбо Макаку было перестроено в настоящую крепость). 16 января 1694 года португальская армия выдвинулась из Порту-Калву стройными колоннами на финальную битву. 23 января происходит первая попытка штурма столицы мятежников, но используя все доступные средства обороны (пули, стрелы, раскаленный уголь, кипяток) защитники, во главе с верховным вождем Зумби, удерживают крепость. 29 января разворачивается вторая попытка штурма, которая также завершается ничем. Было принято решение взять город в плотную блокаду, выстроить вокруг него частокол, и постараться уничтожить все укрепления Палмареса с помощью пушек. В ночь с 6 на 7 февраля теперь уже негры попытались неожиданной вылазкой прорвать блокаду, но потерпели поражение и потеряли большую часть армии. На следующий день португальцы почти без боя заняли крепость, которую попросту некому было оборонять. 13 феврался 1694 года губернатор рапортовал королю: «Спешу уведомить ваше величество о славной победе над Палмаресом, которая по значению ровняется по меньшей мере изгнанию голландцев». Но в действительности война на этом не закончилась. Зумби с небольшим отрядом удалось скрыться в одном из киломбо, и в течении двух лет он руководил партизанской войной. В 1695 году Зумби был пойман и обезглавлен. В 1697 году был ликвидирован последний очаг восстания.
Произошедшие события оставили глубокий след в истории Бразилии. Палмарес стал символом непримиримой и последовательной борьбы с угнетателями. В настоящий момент, день казни Зумби, 20 ноября, отмечается в Бразилии, как День сознания чернокожих.
1) Ермолаев В.И. Очерки истории Бразилии. — Москва.: Соцэкгиз, 1962
2) Коваль Б.И. Бразилия вчера и сегодня. — Москва.: Наука, 1975
3) Крауц К.А. Палмарес: освободительное движение рабов в Бразилии XVII века. / Латинская Америка. — Москва, 1971. — №3
4) Сергеев К.С. Латинская Америка: борьба за независимость. — Москва.: Международные отношения, 1975
5) Хазанов А.М. К вопросу о негритянском государстве Палмарес в Бразилии. / Новая и Новейшая история. — Москва, 1958. — №2
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Ответ на пост «Критическая расовая теория: чему учит «антирасистская» программа для сотрудников Google»
Критическая расовая теория: чему учит «антирасистская» программа для сотрудников Google
Материалы курса опубликовал журналист издания City Journal.
В базовом учебном модуле под названием «Союзничество в действии» сотрудников обучают деконструкции их расовой и сексуальной идентичности, а затем и определению своего места в иерархии «власти и привилегий».
Программа содержит ряд «обучающих» видеороликов.
На одном из них можно увидеть бывшего руководителя Google по разнообразию. Его перевели на другую должность, после антисемитского скандала: вплыла его статья 2007 года, где он писал, что евреи «имеют сильный аппетит к войне и убийствам».
В видеоролике он обсуждает основание США с руководителем «проекта 1619» от New York Times Николь Ханной-Джонс. Это ревизионистский проект об истории основания США.
По её словам, для американской истории первые африканцы проданные в 1619 году имеют большее значение, чем первые европейские колонисты. По её словам буквально ВСЁ в современных США восходит к рабству.
Если вы назовёте что-либо в США, я смогу связать это с рабством.
— говорит Джонс в видео.
Далее она заявляет, что все белые в США пользуются «системой белого превосходства».
Если вы белый в этой стране, то вы должны осознавать, что вне зависимости от того, являетесь ли вы расистом или нет, вне зависимости от того, ведёте ли вы себя как расист или нет, вы являетесь выгодополучателем от 350-летней системы белого превосходства и расовой иерархии.
На другом видео Шерис Торрес, экз-руководитель Google по инклюзивности (ныне вице-президент отдела маркетинга в Facebook Financial), дискутирует с профессором Бостонского университета Ибрамом Кенди о расизме в американской жизни.
По его словам, все американцы расисты.
Даже самые молодые люди не слепы к цвету: в возрасте от трех до шести месяцев наши малыши начинают понимать и видеть расу.
Решение проблемы, по его мнению, состоит в том, что все американцы (белые) должны признать себя расистами. Необходимо, чтобы они «реагировали так же, как они реагируют, когда им ставят диагноз серьезного заболевания».
Также Кенди утверждает, что если человек отрицает, что он расист, то он однозначно расист.
В конце, он говорит, что политики должны рассматривать любые расовые диспропорции, как результат расистской политики. И работать над искоренением расизма, который пронизывает буквально всё общество и его институты.
Наконец, ведущий специалист Google по вопросам разнообразия, справедливости и инклюзивности создала внутренний документ «Антирасистские материалы». Он содержит списки для чтения, изображения и то, что гугл переводчик перевёл как «упражнения на осознание расовой принадлежности» (racial-consciousness exercises). Видно что-то вроде задания на рефлексию.
Далее журналист приводит два рисунка из этих «материалов».
На первом рисунке разделенный треугольник.
Другая картинка озаглавлена как «Пирамида белого превосходства». Она состоит из 7 пунктов.
1) Индифферентность, аполитичность и попытки выслушать обе стороны. Рядом лозунг «Все жизни важны».
2) «Минимизация». Отрицание и попытки сказать, что не все белые люди плохие. Здесь изображен консервативный активист Бен Шапиро.
3) Скрытый расизм. Тут у нас, например, культурная апроприация, юмор и токенизм («практика выполнения лишь формальных или символических усилий, направленных на вовлечение членов групп меньшинств»).
4) Дискриминцация. Страх перед цветными, антиммигрантская политика, расистские оскорбления, расовое профилирование. Здесь изображен Дональд Трамп.
5) Призывы к насилию. Всякие ККК и неонацисты.
7) Массовое убийство. Тут изображены всем известные стрелки, типа Брейвика.
В Google отказались от комментариев.
На официальном сайте минздрава Англии (субъекта Великобритании) появилась статья призывающая белых чувствовать дискомфорт и прочекать свои привилегии.
В ней она привела список материалов, объясняющих, что такое «белые привилегии» и расизм с точки зрения критической расовой теории.
А также дала советы «белым людям», как им стать лучше. Среди них «молчать и слушать», не быть аполитичными, использовать свои «белые привилегии» для улучшения жизни чернокожих и. чувствовать дискомфорт.
Статья вызвала широкий резонанс.
Блог AN NHS, призывающий белых людей «чувствовать дискомфорт», вызвал ярость.
Дальше самые интересные отрывки полностью.
Первый шаг. Прочтите короткое эссе Пегги Макинтош «Белые привилегии: распаковка невидимого рюкзака», в котором визуализируется физическое представление привилегий. Книгу Робин Дианджело «Белая хрупкость: почему белым людям так трудно говорить о расизме». Робин белая американка и её книга объясняет, что такое «белизна» белым людям, которые не видят себя в контексте расовых наративов.
Последний раздел называется «призыв к действию».
1. Будьте информированными и сделайте все возможное для изменения однобокого исторического нарратива, чтобы будущие поколения не оставались в неведении.
2. Будьте сознательными и мотивированными. Что именно ВЫ будете делать иначе?
3. Поймите ПРИЧИНЫ существующего в обществе неравенства.
4. Используйте свою власть и свои привилегии на благо человечества (у каждого есть определенный уровень власти или привилегий дома, в обществе или на работе). Разрушайте основы структурного расизма.
5. Голосуйте. Используйте ту небольшую власть, которая у вас есть. Независимо от ваших политических взглядов. Смотри также Operation Black Vote.
Итак, заткнись, отложи свои дела, займись образованием на тему расовой несправедливости, продвигай «чёрный взгляд» на историю и общество, чекай привилегии and be uncomfortable.
Неполиткорректности пост
Не ходите дети в Африку гулять.
И это она ещё не загорала
Не, ну а что?
«Гастроли первой в мире негро-оперетты „Шоколадные ребята“». Художники братья Стенберги (В. и Г. А. Стенберги). СССР. 1926 год
Что для вас значит «успешная пробежка»?
Когда смог поднять свое бренное тело на утренний спринт перед работой или наоборот успел, снарядившись в тапочки и кальсоны, устроить набег на киоск до 23:00?
Но что такое ПО-НАСТОЯЩЕМУ успешная пробежка?
Ну, например, забег поколений от краденой овцы до олимпийского золота!
Итак, есть исторический факт – черные, а конкретно кенийцы очень круто бегают. Открываем список призеров Олимпийских игр по бегу (от 100 метров до марафона) с 2008 года и видим огромную черную, кхм, полосу. 90 с лишним процентов всех олимпийских призеров в этой категории могут сделать «блекфейс» без грима. А если взять дистанции 800 метров и марафон, то там вообще 37,5 % ВСЕХ олимпийских медалей за последние 12 лет принадлежат, мать его, кенийцам.
Кенийские бегуны в действии
Назревает закономерный вопрос, а почему так? Почему черные так хороши в беге и почему даже среди них кенийцы настолько выделяются? И ведь тут дело совсем не в порочной любви черных к различным драг. металлам. Подтянутый африканский шакал тут зарыт, как и всегда, по частям и сразу в нескольких местах, но больше всего мы сегодня полюбим один фактор – цепочку ДНК.
Про самих черных скажу кратко – бегают они действительно чуть лучше белых благодаря парочке физиологических особенностей.
Белые – это потомки ребят, которые свалили на ПМЖ в Европу и Азию. Прохладный климат, сложные условия жизни, очередное оледенение, что-то все так навалилось… Пришлось выдумывать всякие сложные штуки чтобы выжить: земледелие, оседлый образ жизни, создание цивилизаций и т.д.. В тоже время их угольные кузены жили в Африке, тамошний климат вполне позволяет тебе поплевывать на пальму и изредка бегать в компании голожопых друзей с простейшим копьем наперевес за какой-нибудь животинкой. Так что, если в Африке эволюционный отбор производился, условно, по принципу «кто сможет быстрее угнаться вон за тем носорогом», то в менее комфортных для жизни местах все было гораздо сложнее. Но нельзя забывать, что бесповоротное разделение человечество произошло не так давно (70 000 – 50 000 лет назад), так что совсем «гумонойдами с плонеты жопа» негроиды для белых так и не стали.
Различия не так велики, в среднем, у черных более высокое расположение центра тяжести тела (примерно на 3%), их кости чуть уже и тяжелее, конечности длиннее (гусары, молчать), а степень усвоения кислорода чуть лучше. Именно поэтому черные так успешны в беге, но не могут показать себя, например, в плаванье, где роляет, наоборот, более низкое расположение центра тяжести. И да, если сравнить среднего белого и среднего негроида, то разницы вы, скорее всего, не увидите – как уже говорилось, особенности не то чтобы крупные и прирост скорости благодаря им всего в районе 1,5%. Ничтожная цифра для среднего человека, но для большого спорта – существенно.
Ноги бегуна как произведение искусства
Окей, с черными разобрались, а что же кенийцы? С ними все еще забавней.
Кения – небольшое пятнышко в подмышке Африки, она вся сплошь покрыта горами, а её население состоит из конгломерата различных племен, с разной историей, традициями и культурой. Самое топовое с точки зрения популяции олимпийцев племя – календжин. Особенность календжинцев в том – что они в наибольшей степени упоролись в беге за носорогами, я бы даже сказал, перешли в этом на качественно новый уровень.
Окружавшие календжинцев племена еще несколько тысяч лет назад стали двигаться по направлению к цивилизации, они более-менее осели и начали одомашнивать скот. Календжинцы смотрели на все это свысока и с высоты своих узких лодыжек поплевывали на теряющих заветы и «полимеры» предков соседей. Ребята из этого народа, как и встарь, продолжали считать все вокруг СВОИМ, не принимая варварских институтов частной собственности. Закономерно СВОИМ они считали и уже вполне себе одомашненный скот соседей. Когда календжинцы начали резать всякую смирную соседскую животину, соседи это восприняли не очень хорошо и, в свою очередь, начали резать календжинцев.
Племя календжин в сборе
Вот тогда-то начинающие гангстеры и поняли, что именно делали не так. Они стали благородно игнорировать кочевые стада своих соседей и начали воровать животных у других, более отдаленных кочевых пастухов. Из-за этого получалось, что типичный календжинец, каждый раз выходя на дело, наворачивал по горам несколько десятков километров туда пешком, а оттуда, зачастую, бегом и с какой-нибудь овечкой под мышкой.
Скотокрадство стало не просто жизненным кредо календжинцев, оно плотно вошло в их культуру, кроме того, самым достойным женихом в открытую объявлялся тот, кто обдерет чужие стада больше всего, тогда как, если у тебя не получается своровать скотинку – не видать тебе жены как своих ушей. Ну а если у тебя нет жены или вы с супругой бездетны – вас легко могут оставить на растерзание гиенам. Вот это я понимаю – любовь к детям.
Такой половой отбор ещё больше закрепил генетическую предрасположенность календжинцев к бегу и выносливости на дальних дистанциях. Сотни поколений и вот – мы имеем популяцию отличных бегунов из расы отличных бегунов. В конце концов, в результате своих набегов и длительного процесса отбора по признаку выносливости календжинцы могли спокойно преодолевать 100 километров в день! Не удивительно, что когда до них добралась цивилизация, сложнейшая марафонская дистанция в 40 километров показалась им насмешкой этих странных изнеженных белоснежек.
В общем, пробежка получилась действительно отличной, календжинцы начинали бегать за чужим скотом, а закончили – с наибольшим количеством олимпийских медалей на количество человек в народности за всю историю.
И да, теперь с полной уверенностью можно говорить, что черные такие быстрые специально, чтобы было удобней кого-либо грабить.
Типичный календжинец, когда увидел чужое стадо
Автор: Александр Муллагазиев.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Сбер: 4274 3200 5285 2137
Сбор донатов одобрен администрацией, это эксперимент, подробности вот тут
История Ханса Йонатана, первого темнокожего поселенца Исландии
Ты — темнокожий раб в Копенгагене начала XIX века. Несмотря на твои воинские заслуги и дарованную в награду свободу, тебя собираются увезти обратно на плантацию в Карибском море. Думать времени нет, единственный выход — побег. Ты пакуешь свою скрипку, садишься на корабль и бежишь… в Исландию, страну холодных ветров, гейзеров и трески.
Подпись Ханса Йонатана
До недавнего времени мало кто приезжал в Исландию жить. Холодно, далеко и везде воняет тухлыми яйцами, благослови господь горячие источники. Поэтому население Исландии до сих пор немногочисленно и очень однородно. Людей на острове немногим больше 300 тысяч и все друг на друга похожи. Вдобавок, очень многие из них могут проследить свою родословную до чуть ли не первых поселенцев, настолько там все озабочены генеалогией. И среди них несколько сотен людей, внимательно приглядевшись к своему фамильному древу, могут найти среди своих предков первого темнокожего поселенца на острове — беглого раба Ханса Йонатана.
Жизнь у Ханса до побега была не то чтобы примечательной — рождение на Карибах под датским управлением в 1784 году, отец — неизвестный белый человек, работа на плантации. А потом для этого региона настали не лучшие времена и в 1789 хозяева вместе с рабами переехали в процветающий Копенгаген, куда три года спустя привезли и Ханса. Прогремевшая на всю Европу французская революция пробудила либеральные настроения, поэтому на континенте рабы наслаждались чуть большей свободой, чем на Карибах. Ханс получил неплохое образование и даже научился играть на скрипке. Вскоре после этого хозяин умер, завещав всех рабов своей вдове, а та обходилась с ними не сказать чтобы очень хорошо. В 1801 году Ханс решил, что с него хватит, сбежал и записался на службу в датский флот, ведь на дворе XIX век, что ни год, то с кем-нибудь воюем. Во время битвы при Копенгагене он так доблестно бился с бриташками (это, правда, Дании не помогло), что весь офицерский состав его корабля написал будущему королю Фредерику VI — и тот официальным письмом даровал ему свободу.
Правда вот загвоздка была в том, что, хотя к этому моменту рабство в Дании стали потихоньку запрещать, на Датских Карибах его пока никто отменять не собирался. Бывшая хозяйка Ханса посчитала, что тот всё ещё её собственность и в том же году потребовала его арестовать. Ханс нашёл адвоката, обратился в суд и, незадача, в марте 1802 года проиграл. Дело было довольно громким и в какой-то степени показательным, иллюстрирующим противоречивые настроения касательно рабства в то время. Наш 19-летний герой, конечно, в рабство возвращаться не собирался, сел на корабль и уплыл в неизвестном направлении. Всё, что описано дальше, в Копенгагене узнали только спустя два века. Для датских властей Ханс так и остался пропавшим беглым рабом, пока потомки Ханса не сопоставили датские административные записи с семейной историей.
А сам Ханс тем временем спокойно так объявился в Исландии в городке Дьюпивоугюр, где на тот момент жило около 100 с мелочью человек. Это место было диаметральной противоположностью шумному и живому Копенгагену (население всей Исландии в то время составляло едва ли половину населения одной столицы Дании — 50 тыс человек на всём острове), но Ханс особо не был против и прочно обосновался в местном коммьюнити. Его приняли на работу ассистентом в местный торговый пост, где он чуть позже заработал себе отличную репутацию и дослужился до начальника. Там-то его и стали замечать приезжие. В своих дневниках они описывали встречу с приметным темнокожим работником магазина, которого можно было нанять в качестве гида по округе, и благодаря чему у нас теперь есть письменные доказательства присутствия Ханса Йонатана в Исландии.
Дьюпивоугюр в 1820 году.
. и современный Дьюпивоугюр. Сейчас там живёт около 500 человек.
Легко себе представить, какой сенсацией стал Ханс в маленькой исландской деревушке на сто человек. Местные приходили поглазеть в магазин на местную диковинку, рыбаки, встречая других рыбаков в море, рассказывали о ”чёрном человеке”, слух о нём распространился в другие концы острова… А вот и нет, никакой сенсацией он не стал. Более того, судя по всему, местные вообще не обращали внимания на его цвет кожи (не в пример тому, как веком позднее исландцы запретят Америке привозить солдат-афроамериканцев на местные военные базы). Списать на то, что он был мулатом и имел белого отца не получится — все записи сообщают, что кожа у него была тёмная, а волосы чёрные. Что ещё более удивительно, Ханса так никто из датчан и не нашёл, несмотря на то, что весь остров находился под датским управлением, а его деревушка вообще в то время была датским торговым портом, где сидела датская же администрация. Он не поменял даже имени.
Фотографий Ханса не существует, зато есть фотографии его внуков.
Внук №1, Бйорн Эйрикссон, сын дочери Ханса. Говорят, был похож на деда.
Внук №2, Людвик Людвикссон, сын сына Ханса
Кстати, эти гены потом стали объектом исследования, целью которого было реконструировать геном человека без использования его останков. Благодаря тому, что популяция исландцев почти не несёт в себе “чужих” генов, отследить следы выходца из Африки было несложно. Кусочки ДНК, сложившись как мозаика, позволили восстановить 19% процентов его генома (это много) и определить, откуда примерно родом была его мать (откуда-то из Западной Африки).