Как называли гайдна и моцарта
СОДЕРЖАНИЕ
Гайдн уже в детстве Моцарта был довольно известным молодым композитором. Его шесть струнных квартетов Opus 20 (1772 г.), названные квартетами «Солнце» из-за рисунка солнца на обложке первого издания, были широко распространены и, как предполагается (например, Чарльз Розен ), послужили источником вдохновения для шесть начала струнных квартетов К. 168-173 17-летний Моцарт написал в течение 1773 года визита в Вену.
Встреча
Гайдн опубликовал свой концерт для клавишных № 11 ре мажор в 1784 году, и некоторые музыковеды интерпретируют влияние Моцарта как очевидное.
Играет камерную музыку
Стораче устроил для друзей вечеринку квартета. Игроки были терпимыми; ни один из них [кроме Диттерсдорфа] не преуспел в игре на инструменте, но среди них было немного науки, и я осмелюсь сказать, что это будет признано, когда я их назову:
Первая скрипка: Гайдн
Вторая скрипка: барон Диттерсдорф
Виолончель: Ванхаль
Альт: Моцарт .
Я был там, и невозможно представить себе большего удовольствия или более замечательного.
Взгляд Гайдна на Моцарта
Гайдн без зависти хвалил Моцарта своим друзьям. Например, он писал Францу Ротту:
Если бы я только мог поразить неповторимые произведения Моцарта в душе каждого друга музыки, и в частности, в душах высоких личностей, столь же глубоко, с тем же музыкальным пониманием и с таким же глубоким чувством, как я их понимаю и чувствую, народы будут соперничать друг с другом за обладание такой жемчужиной.
Взгляд Моцарта на Гайдна
Высокое уважение к истинным достоинствам и уважение к личности повлияли на его суждение о произведениях искусства. Он всегда был очень тронут, когда говорил о двух Гайднах или других великих мастерах.
Часто пересказывается анекдот от Нимечека:
На частной вечеринке исполнялась новая работа Йозефа Гайдна. Кроме Моцарта присутствовал ряд других музыкантов, в том числе один человек, который, как известно, никогда никого не хвалил, кроме самого себя. Он стоял рядом с Моцартом и придирался к одному за другим. Некоторое время Моцарт терпеливо слушал; когда он больше не мог этого выносить, и виновный в очередной раз самодовольно заявил: «Я бы этого не сделал», Моцарт возразил: «Я тоже не стал бы, но знаете ли вы почему? подходящее.
Нимечек заключает: «Этим замечанием он сделал себе еще одного непримиримого врага».
Квартеты «Гайдн»
Моцарт, вероятно, оценил бы это свидетельство в свете часто высказываемых его отцом сомнений относительно его карьерного пути.
Масонство
Гайдн как наставник Моцарта
Моцарт во многих отношениях не нуждался в наставнике к тому времени, когда он встретил Гайдна; он уже был довольно успешен и большую часть своей жизни до этого момента находился под очень активным воспитанием своего отца Леопольда. Однако два аспекта исторических данных предполагают, что Гайдн в некотором смысле взял Моцарта под свое крыло и дал ему совет.
Форма обращения
Отъезд Гайдна в Лондон
Гризингер дает другое (и, вероятно, менее романтичное) описание того же случая:
Смерть Моцарта
Гайдн, все еще находившийся в Лондоне год спустя, когда до него дошло известие о смерти Моцарта, был в отчаянии; он написал их общему другу Майклу Пухбергу : «Некоторое время я был совершенно вне себя от его смерти и не мог поверить, что Провидение должно было так быстро отозвать незаменимого человека в тот мир». Гайдн написал Констанце Моцарт, предлагая музыкальные инструкции ее сыну, когда тот достигнет соответствующего возраста, и позже выполнил его предложение.
trenos
Orchestre De Trenos
МОЦАРТ VS. ГАЙДН
Сравнительный анализ из книги А. Эйнштейна «Моцарт: личность, творчество» (С. – 137 – 139).
«Они были очень разными. Моцарт был тепличным растением. И самое большое чудо, совершенное Моцартом-вундеркиндом, – это то, что он сумел стать великим и гармоничным творцом. Гайдн никогда не был чудо-ребенком, и величайшее чудо, что из него – забитого мальчишки-хориста в соборе св. Стефана, из лакея Никколо Порпора, из скромного, бедного венского композитора, сочинявшего музыку «на случай», вышел не уличный музыкант или, в лучшем случае, хоровой регент одной из многочисленных венских церквей, а великий Гайдн.
Находясь во Франции, Англии, Италии, Моцарт набрался бесконечно многих музыкальных впечатлений. Гайдн же из Вены сначала попал в деревенскую глушь Нижней Австрии, а потом угодил из богемской дыры в венгерскую, откуда лишь изредка выбирался в столицу. Посещения Вены становились для него настоящим событием. Гайдн все извлекает только из собственного воображения. Он становится «оригинальным» задолго до того, как в литературе его времени появились «оригинальные гении».
С оригинальностью Гайдна не всегда мог «совладать» даже Моцарт – величайший мастер стиля или, скорее, всех музыкальных стилей. Оригинальность – это свобода от стиля. У Гайдна она заключается не в том, что он вводит в свои произведения необработанный материал, который мы называем фольклором, а в том, что он творит с чисто народной непосредственностью.
Гайдн – революционер. Самые ранние его квартеты (op. 1, 2, 3) свидетельствуют, что он прекрасно владел волшебством и сладостностью итальянской мелодики, но в дальнейшем его уже не привлекает галантное искусство. Со времен Перголези дух буффонады проник и в итальянскую инструментальную музыку – камерную и симфоническую, но Гайдн отвергает и эту все еще галантную шутливость, заменяя ее собственным остроумием – крепким, здоровым, веселым и в то же время одухотворенным. В гайдновском менуэте нет жеманства, он звучит по-мужицки крепко и просто. Музыка здесь явно вырывается из стилистических рамок, и порой с превеликим шумом. Именно это и вызывало негодование многих современников, особенно берлинцев, которые твердили, что Гайдн – шут, что он «унижает искусство». Гайдна это сердило, но нисколько не мешало и впредь идти собственным путем.
Моцарт никогда не осуждал Гайдна. Он сам был чересчур южанином, чтобы не сочувствовать великолепной беззаботности Гайдна в вопросах стиля и модных вкусов. Но он брал у Гайдна лишь то, что отвечало его собственной музыкальной природе. Моцарт не революционер, он завершитель. Позже, в специальной главе, мы покажем, как различно трактуют оба композитора хотя бы понятие тональности. У Моцарта круг «возможных» тональностей гораздо уже, чем у Гайдна, зато эти немногочисленные тональности богаче, плодоноснее, да и границы их значительно шире. Таким образом, в области гармонии Моцарт проявляет большую смелость и тонкость, чем Гайдн. Тот распоряжается всеми семью цветами радуги, но у него нет мерцающей палитры Моцарта.
Композиторы Вольфганг Амадей Моцарт и Йозеф Гайдн мы друзья. Их отношения не очень хорошо задокументированы, но доказательства того, что они наслаждались обществом друг друга и глубоко уважали работу друг друга, убедительны и позволяют предположить, что старший Гайдн действовал, по крайней мере, в незначительной степени, как наставник Моцарта. Шесть струнных квартетов Моцарта посвящены Гайдну (К. 387, 421, 428, 458, 464, 465), Квартеты «Гайдн».
Содержание
Гайдн уже в детстве Моцарта был довольно известным молодым композитором. Его шесть струнных квартетов Опус 20 (1772 г.), получившие название квартетов «Солнце» из-за изображения солнца на обложке первого издания, были широко распространены и предполагаются (например, Чарльз Розен) [1] быть вдохновением для шесть ранних струнных квартетов К. 168–173 17-летний Моцарт написал во время визита в Вену 1773 года. [а]
Эти два композитора, вероятно, не могли встретиться до тех пор, пока Моцарт не переехал на постоянное место жительства. Вена в 1781 году. Присутствие Гайдна большую часть времени требовалось во дворце Eszterháza в Венгрии недалеко от Вены, где его работодатель и покровитель князь Николаус Эстерхази предпочел жить. В зимние месяцы князь переехал в родовой дворец его семьи в Айзенштадт, взяв с собой Гайдна. В эти периоды Гайдн часто совершал короткие визиты в Вену, расположенную примерно в 40 км. [b]
Встреча
В качестве Джонс отмечает, что в 1770-х и начале 1780-х годов были разные моменты, когда Гайдн и Моцарт могли встретиться, Гайдн приезжал в Вену из своих обычных рабочих мест в Эстерхазе и Эйзенштадте, Моцарт из Зальцбург. Самое раннее, на котором это скорее всего они бы встретились 22 и 23 декабря 1783 года на представлении, организованном Венским Tonkünstler-Societät, благотворительная организация для музыкантов. В программе были произведения Гайдна (Джонс: «симфония и хор, вероятно, оба из [оратории]] Il ritorno di Tobia») и Моцарта (« новая концертная ария, вероятно, «Misero! o sogno!» [K. 431], и в первый вечер концерт для фортепиано с оркестром »). [2]
Играет камерную музыку
Йенс Петер Ларсен предполагает, что «игра квартета была центральным элементом контактов между Гайдном и Моцартом», [4] хотя документации о случаях, когда два композитора вместе играли или слушали квартеты или другую камерную музыку, немного. Одно сообщение о таком случае поступило от Воспоминания (1826) ирландского тенора Майкл Келли, исполнивший главные оперные лирические теноровые партии Моцарта.
Storace устроил вечеринку квартета своим друзьям. Игроки были терпимыми; ни один из них [кроме Диттерсдорфа] не преуспел на инструменте, на котором играл, но было немного науки [c] среди них, что я осмелюсь сказать, будет признано, когда я их назову:
Первая скрипка: Гайдн
Вторая скрипка: Барон Диттерсдорф
Виолончель: Vanhal
Альт: Моцарт.
Я был там, и невозможно представить себе большего удовольствия или более замечательного. [5]
Композитор Максимилиан Стадлер Запомнились и спектакли камерной музыки, в которых участвовали Гайдн и Моцарт: они вдвоем исполняли партии альта в исполнении струнных квинтетов Моцарта К. 515, 516, и 593. [6]
Взгляд Гайдна на Моцарта
Гайдн без зависти хвалил Моцарта своим друзьям. Например, он писал Францу Ротту: [7]
Если бы я только мог поразить неповторимые произведения Моцарта в душе каждого друга музыки, и в частности, в душах высоких личностей, столь же глубоко, с тем же музыкальным пониманием и с таким же глубоким чувством, как я их понимаю и чувствую, народы будут соперничать друг с другом за обладание такой жемчужиной.
К музыковеду Чарльз БерниОн сказал: «Мои друзья часто льстили мне тем, что у меня есть гений, но он был намного лучше меня». [8] В письме своему другу Марианна фон Гензингер, Гайдн признался, что мечтал о творчестве Моцарта, с удовольствием слушая исполнение Женитьба Фигаро. [d]
Взгляд Моцарта на Гайдна
Ранний биограф Моцарта Франц Нимечек, который брал интервью у вдовы Моцарта Констанце, описывает уважение Моцарта к Гайдну. В одном отрывке из своей биографии он говорит:
Высокое уважение к истинным достоинствам и уважение к личности повлияли на его суждение о произведениях искусства. Он всегда был очень тронут, когда говорил о двух Гайднах или других великих мастерах. [9]
Под «Гайднсом» Нимечек также ссылается на теперь довольно недооцененного брата Иосифа. Майкл, который был другом и коллегой Леопольда и В.А. Моцарта в течение многих лет его пребывания в Зальцбурге в качестве органиста-хормейстера местного собора.
Часто пересказывается анекдот от Нимечека:
На частной вечеринке исполнялась новая работа Йозефа Гайдна. Кроме Моцарта присутствовал ряд других музыкантов, в том числе один человек, который, как известно, никогда никого не хвалил, кроме самого себя. Он стоял рядом с Моцартом и придирался к одному за другим. Некоторое время Моцарт терпеливо слушал; когда он больше не мог этого выносить, и виновник снова высокомерно заявил: «Я бы не сделал этого», Моцарт возразил: «Я тоже не стал бы, но знаете ли вы почему? Потому что ни один из нас не мог придумать ничего такого. подходящее. [10]
Нимечек заключает: «Этим замечанием он сделал себе еще одного непримиримого врага».
Квартеты «Гайдна»
Моцарта Квартеты «Гайдна» (К. 387, 421, 428, 458, 464 и 465) были написаны в первые годы их дружбы и опубликованы в 1785 году. Считается, что на них стилистически повлияли произведения Гайдна. Опус 33 серия, появившаяся в 1781 году. Посвящение Моцартом этих шести квартетов Гайдну было довольно необычным в то время, когда посвященные обычно были аристократами:
Гайдн, в свою очередь, был очень впечатлен новым произведением Моцарта. Он впервые услышал новые квартеты на светском мероприятии 15 января 1785 года, на котором Моцарт исполнил квартеты с «моим дорогим другом Гайдном и другими хорошими друзьями». [12] [e] Во второй раз, 12 февраля, были исполнены последние три. [f] Отец Моцарта Леопольд присутствовал, приехав из Зальцбурга в гости. Тогда Гайдн сделал Леопольду замечание, которое сейчас широко цитируется:
Моцарт, вероятно, оценил бы это свидетельство в свете часто высказываемых его отцом сомнений относительно его карьеры.
Масонство
Гайдн как наставник Моцарта
Моцарт во многих отношениях не нуждался в наставнике к тому времени, когда он встретил Гайдна; он уже был довольно успешен и большую часть своей жизни до этого момента находился под очень активной опекой своего отца Леопольда. Однако два аспекта исторических данных позволяют предположить, что Гайдн в каком-то смысле взял Моцарта под свое крыло и дал ему совет.
Во-первых, в ранние венские годы, когда Моцарт находился под влиянием Барон ван Свитен заняться изучением барокко контрапункт, Гайдн одолжил ему свой личный экземпляр знаменитого контрапунктного учебника. Gradus ad Parnassum, к Иоганн Йозеф Фукс, который был сильно прикрыт личными аннотациями Гайдна. [14]
Кроме того, как и многие другие молодые музыканты, Моцарт обращался к Гайдну почтительным словом «папа». [я] Подробнее об этой форме обращения см. Папа Гайдн.
Форма адреса
Отъезд Гайдна в Лондон
В последний раз Гайдн видел Моцарта за несколько дней до его отъезда в Лондон в декабре 1790 года. Часто пересказываемый рассказ об их последних встречах можно найти в биографии Альберт Кристоф умирает, который брал интервью у пожилого Гайдна через 15 лет после события: [16]
Гризингер дает другое (и, вероятно, менее романтичное) описание того же случая: [17]
Смерть Моцарта
Гайдн, все еще находившийся в Лондоне год спустя, когда до него дошла весть о смерти Моцарта, был в отчаянии; он написал их общему другу Майкл Пухберг«Некоторое время я был совершенно вне себя от его смерти и не мог поверить, что Провидение должно было так быстро отозвать незаменимого человека в тот мир». [18] [l] Гайдн написал Констанца Моцарт предложила музыкальное обучение своему сыну, когда он достиг соответствующего возраста, а затем выполнила его предложение. [18]
Гайдн, Йозеф
Йозеф Гайдн | |
Портрет работы Томаса Харди, 1792 | |
Основная информация | |
---|---|
Полное имя |