Как называли есенина в народе

120-летие Сергея Есенина: интересные факты из жизни бунтарского поэта

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со Дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. TVC.RU собрал интересные факты из жизни крестьянского «бунтаря» и опросил современников об их отношении к творчеству Есенина и его влиянии на российскую реальность.

3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. К этой памятной дате TVC.RU собрал интересные истории из жизни вышедшего из крестьян «бунтаря» и его самые известные фотографии.

Есенин преодолел путь от деревенского крестьянского мальчика до самого известного дебошира России. Того, раннего Есенина русский советский поэт Владимир Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи — «ожившим лампадным маслом».

Его поведение многие неизменно находили вызывающим, эпатажным и даже шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных течений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: её либо обожают, либо отказываются понимать и принимать.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Из Есенина мог бы получиться отличный учитель: в 1909 году поэт с отличием окончил земское четырёхклассное училище в его родовом селе Константиново Рязанской губернии, затем поступил в церковно-учительскую школу, однако, проучившись всего полтора года, бросил её — педагогическая стезя не прельщала его. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии. С сентября 1913 года, уже будучи в Москве, Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Полтора года университетской практики заложили в поэте ту прочную основу образования, которой ему так не хватало. После Есенин охотно занимался самообразованием, много читал и был известен своей искромётной эрудицией.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Однако этот гражданский брак с первых же дней показался поэту ошибкой. Он предпочёл тихому семейному счастью головокружительную карьеру и уехал искать счастья в Петроград. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришёл, говорит, проститься. На мой вопрос почему, говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына».

Трагически сложилась и судьба самого сына Есенина и Изрядновой Юрия: 13 августа 1937 года он был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы покорять Петроград, где встретился с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Эта встреча кардинально изменила дальнейшее продвижение Есенина в поэтической и писательской среде.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Максим Горький писал Ромену Роллану: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Своим восторженным впечатлением об Есенине с TVC.RU поделилась президент Славянского фонда России Галина Боголюбова.

«Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души».

В конце 1918 года Есенин некоторое время провёл в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась богемная публика, и Есенин декламировал свои стихи, которые он помнил наизусть — все до единого. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам особую живительную выразительность и силу. Есенин любил имитировать Блока и Белого. При этом стихи Блока он читал серьёзно и с должным уважением, а стихи Белого — с издёвкой и пародией.

Одной из самых прелестных женщин в жизни Есенина была известная актриса Зинаида Райх. Она была настолько хороша, что поэт просто не мог не влюбиться. Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела три года, после чего они расстались.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума».

Эта страница жизни Есенина — самая сумбурная, с бесконечными любовными ссорами, склоками и скандалами. Они много раз расходились и снова сходились, но в конце концов разорвали отношения. Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. Именно этой страсти посвящено знаменитое стихотворение Есенина «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…».

Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.

О себе Есенин очень точно подметил: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». Поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания, однако матерные стихи рождались у него спонтанно и моментально забывались.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

«Мне осталась одна забава:

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист».

Так, в 1924 году Есенина буквально «затравили»: в газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением, особенно в последние годы жизни, зачастую сам сознательно давал основание для подобающей критики. Против Есенина было возбуждено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.

Советская власть якобы беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…» На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: «Может быть, Вы могли бы заняться?» Рядом пометка Герсона: «Звонил неоднократно — найти Есенина не мог».

Любопытно, что, согласно воспоминаниям товарища Есенина по Константинову и первым годам жизни в Москве Николая Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 ленинградской гостиницы «Англетер».

28 декабря 1925 года 30-летнего Есенина нашли мёртвым в «Англетере». Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…», — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

«Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать».

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было перевезено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание. Похоронен 31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище столицы. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

«Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора».

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Творчество поэта нашло отражение и в современной реальности, в частности в кинематографе и российской музыке. Композитор Сергей Сарычев и группа «Альфа» превратили во всесоюзный хит песню «Я московский озорной гуляка», а тандем композитора Сергея Беляева и исполнителя Александра Малинина сделала популярной песню «Забава».

Видео: YouTube, автор: OlgaMsc

Видео: YouTube, автор: malininofficial

Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными: песни на его стихи исполняют современные российские рок-группы «Монгол Шуудан» («Москва кабацкая»), «Кукрыниксы» и многие другие.

Видео: YouTube, автор: Навигатор Рекордс

Видео: YouTube, автор: Кукрыниксы Official Channel

Музыкальный критик Артемий Троицкий поделился с TVC.RU мнением о том, какое влияние творчество Есенина оказало на российских рок-музыкантов.

Источник

Как называли есенина в народе

Писатель Н.Н.Никитин, вспоминал: «Есенин, конечно, не был ангелом, но я предпочитаю следовать не за распространителями «дурной славы», которая сама бежит, а за Анатолем Франсом. Франс очень верно и мудро говорил о Верлене: «. нельзя подходить к этому поэту с той же меркой, с какой подходят к людям благоразумным. Он обладает правами, которых у нас нет, ибо он стоит несравненно выше и вместе с тем несравненно ниже нас. Это бессознательное существо, и это такой поэт, который встречается раз в столетие». Я верю в то, что это же самое вполне приложимо к Есенину».

В мае 1921 года Есенин писал Иванову-Разумнику: «Не люблю я скифов, не умеющих владеть луком и загадками их языка. Когда они посылали своим врагам птиц, мышей, лягушек и стрелы, Дарию нужен был целый синедрион толкователей. Искусство должно быть в некоторой степени тоже таким».

Что означают слова из поэмы «Пугачев» (1921): «Прыгают кошками желтыми Казацкие головы с плеч?» И почему Есенин сравнивает Тамбовцева, одного из действующих лиц этой поэмы, с белым коршуном, ведь такой породы птиц нет в природе?

Образы Есенина вызывают множество ассоциаций, и для их разгадки нужен «целый синедрион толкователей». Но несведущему читателю они кажутся простыми и естественными и никто не догадывается о трудностях шифровальщика. Подобно Франсуа Вийону, владевшему тайнами французского языка, Есенин мастерски владел тайнами русского Слова.

Так, выворачивая перчатку и показывая ее собеседнику, он иногда произносил такую фразу: «Я выворачиваю мир как перчатку».

Эта метафора также запечатлелась лишь в первом варианте названия поэмы «Черный человек». Но вложенный в нее смысл остался присущ и окончательному варианту. Герой «Черного человека» выворачивает как перчатку самого себя и обнаруживает свою иную суть.

В окончательном варианте поэмы перчатка отсутствует, но остается перекличка первой строки-рефрена поэмы «Черный человек» («Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. ») с первой строкой предсмертного стихотворения Есенина («До свиданья, друг мой, до свиданья. »). Об этой строфе последнего стихотворения израильский литературовед Омри Ронен заметил, что Есенин «памятливо прочел» немецкую масонскую похоронную песню в переводе Ап.Григорьева.

Поэтическая символика отдельных предметов и обрядов масонов (шляпа, перчатки, тайный язык жестов, сопоставление белого с черным и др.) приоткрывает еще одну тайну, зашифрованную в трагической поэме Есенина «Черный человек».

И.Эренбург писал о встречах с юным Есениным в годы революции: «Есенин меня удивил: заговорил о живописи, недавно он смотрел коллекцию Щукина, его заинтересовал Пикассо. Оказалось, что он читал в переводе Верлена, даже Рембо. »

Интерес к французской литературе, особенно поэзии, обострился у Есенина в имажинистский период. Имажинистами был воспринят опыт первых французских символистов, так называемых «проклятых» поэтов: Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо и других, которых немало переводил В.Шершеневич.

В статьях и письмах, написанных в разные годы, Есенин упоминал французских писателей Шарля Бодлера, Поля Верлена, Жан-Жака Руссо, А.Мюссе. Имя Шарля Бодлера наряду с именами русских писателей В.Белинского, а также А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, А.Кольцова, Н.Некрасова семнадцатилетний Есенин называл, в письме Г.А.Панфилову, правда, в отрицательном плане. А за несколько дней до трагической гибели говорил В.Эрлиху, что «не понимает и не хочет понимать Анатоля Франса» и «не любит писем Пушкина». Но еще в 1920 году, обвиняя своих собратьев имажинистов в отсутствии чувства родины «во всем широком смысле этого слова», Есенин в статье «Быт и искусство» использовал яркую литературную параллель с рассказом Анатоля Франса «Жонглер богоматери». «У Анатоля Франса есть чудный рассказ об одном акробате, который выделывал вместо обыкновенной молитвы разные фокусы на трапеции перед Богоматерью. Этого чувства у моих собратьев нет. Они ничему не молятся, и нравится им только пустое акробатничество, в котором они делают очень много головокружительных прыжков, но которые есть ни больше, ни меньше как ни на что не направленные выверты».

«Ночи» Мюссе и «Черный человек» Есенина связаны не только обстоятельствами создания и отраженной в них жизненной ситуацией, но и написаны в одно и то же время их жизни, в расцвете таланта. «Декабрьская ночь», наиболее близкая «Черному человеку» по содержанию и настроению, написана в 1837 году, когда Мюссе было 27 лет. В 1923 году, когда Есенин писал «Черного человека», ему было столько же.

Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

Диалог героев есенинской поэмы проникнут горькой иронией и обнажает душевные муки «скандального поэта». Его черный человек олицетворяет не только болезнь мира и все злое, темное и лживое в человеке, но и трагедию художника, продающего за песню свою жизнь. Это еще и собственный литературный образ прохвоста и забулдыги, созданный самим поэтом и теперь живущий самостоятельно, независимо от него. Прокатившаяся дурная слава похабника и скандалиста как бы материализуется и так мучительно преследует поэта, что у него возникает желание уничтожить «прескверного гостя»:

    Я взбешен, разъярен,
    И летит моя трость
    Прямо к морде его,
    В переносицу.

    . Месяц умер,
    Синеет в окошко рассвет
    Ах, ты, ночь!
    Что ты, ночь, поковеркала?
    Я в цилиндре стою.
    Никого со мной нет.
    Я один.
    И разбитое зеркало.

Характерно также, что указанное письмо Есенина с упоминанием Мюссе написано именно в Нью-Йорке в конце января 1923 года. К этому времени Есенин с Айседорой Дункан дважды побывал на родине Мюссе во Франции. В первой половине августа

1922 года они жили на курорте Лидо в Италии. Очень любопытно, что «Лидо, где берег холмистый У ног Адриатики чистой Как будто покоится сном», упоминается в стихотворении «Декабрьская ночь» Мюссе как одно из мест встреч Поэта с черным гостем! Есенин, обладавший прекрасной памятью, мог припомнить эти строки, так как, по собственным словам, писал поэму о встречах с черным человеком за границей в 1922 и 1923 годах.

Конечно, все эти аналогии и переклички не стоит абсолютизировать, но они очень любопытны и существенно дополняют множество литературных и жизненных реалий, отразившихся в поэме Есенина «Черный человек». Здесь как в зеркале отразились и причудливо пересеклись воздействия В.Шекспира и В.Гете, А.Пушкина и Н.Гоголя, А.Белого и А.Блока, Э.По и А.Мюссе. Обращение к русской мифологии обогатилось опытом мировой литературы, а также конкретными жизненными обстоятельствами. Каждый из литературных источников помогает глубже понять многозначный философский смысл поэмы «Черный человек». Обращение Есенина к творчеству Мюссе, у которого П.И.Чайковский видел «столько же общечеловеческой вечной и не зависящей от эпохи и местности правды, как и у Шекспира», и к его знаменитым «Ночам», где по словам Э.Золя, его голос звучал, как «крик любви и горя всего человечества», лишний раз доказывет, что поэму «Черный человек» Есенина неверно трактовать так, как ее до сих пор оценивали исследователи: «кульминация мотивов личной трагедии поэта» (К.Зелинский), предвестие «трагического исхода», «взволнованный приговор», связанный с болезнью поэта (А.Волков), «реквием поэта» (Ю.Прокушев) или связывать ее содержание только с элементами литературной полемики и биографии поэта.

Абсолютизация значения биографических и жизненных ассоциаций, а также привязывание времени создания «Черного человека» Есенина к последним дням жизни поэта сужают ее смысл и обедняют философское содержание. Есенин действительно награждает лирического героя поэмы своими чертами вплоть до портретного сходства и биографии, но биографические и литературные источники и жизненные впечатления переплетаются в ней настолько тесно, что каждый образ выступает как символ этого многозначного синтеза. Поэтому в «Черном человеке» Есенина, как и в поэзии Мюссе, «столько же общечеловеческой вечной и не зависящей от эпохи и местности правды, как и у Шекспира». А тоска и боль его героя звучит как тоска и боль всего человечества и каждого отдельного человека.

В этом разговоре с А.И.Тарасовым-Родионовым Есенин сказал и о собственном понимании взаимосвязи жизни и творчества, которая является одной из основных тем поэмы «Черный человек» и «Ночей» Мюссе. Мюссе находит утешение в воспоминаниях, которые остаются с человеком и приносят утешение. Недаром биографы писали, что у него нет биографии и история его жизни есть история его сердца. Поэтому Мюссе называет черного гостя, который делит с поэтом минуты слез и горестных утрат, своим братом. Есенин приносит в жертву искусству всю свою жизнь. И его встречи с черным человеком, который водит пальцем по мерзкой книге жизни поэта, вызывают тоску и боль.

Отсюда резкий контраст трактовки Есениным совпадающих с Мюссе мотивов и образов. Одна и та же метафора, в основе которой лежит уподобление воспоминаний службе водолаза, отражает различную диалектику жизни и творчества двух поэтов. В «Декабрьской ночи» Мюссе сам поэт сравнивает себя с водолазом, поднимающим со дна души воспоминания об ушедшей любви. В поэме Есенина слова о водолазовой службе появляются в ответ на напоминание черным человеком изломанных и лживых жестов поэта и приводят его в ярость.

Источник

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Как менялось отношение Есенина к революции? Что за стихотворение написано его кровью? И чем интересны любовные связи поэта?

«Я заменял охотничью собаку»

Жизнь Сергея Есенина изобилует экстравагантными и интересными деталями. И первые штрихи к яркому образу поэта появились уже в раннем детстве. В автобиографии он писал:

«С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство.

Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками.

Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
13-летний Есенин (третий справа) вместе с односельчанами.

За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.

Хулиган, алкоголик или притворщик?

Соответственно, первые шаги на поэтическом поприще Есенин делал в образе народном, простом и мягком. Именно так он добился первой известности, стал любимцем девушек и вместе с ведущим поэтом «новокрестьянской волны» Николаем Клюевым выступал перед императрицей Александрой Федоровной и ее дочерьми в Царском Селе.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Сергей Есенин и Николай Клюев.

Но таким Есенину суждено было оставаться недолго. Через три года после прибытия в Петроград, в 1918-м, он подружился с поэтом Анатолием Мариенгофом и примкнул к созданному Мариенгофом «Ордену имажинистов», позднее названному «Орденом воинствующих имажинистов». Именно акции этого объединения, такие как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен различных зданий, придали облику Есенина скандальный окрас. В частности, на стене Страстного монастыря в Москве по инициативе поэта появились следующие строчки:

«Вот они, толстые ляжки
Этой похабной стены.
Здесь по ночам монашки
Снимают с Христа штаны»
.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Страстной монастырь.

Анатолий Мариенгоф вспоминал, что выходки Есенина порой удивляли даже товарищей по объединению:

Повод был настолько мал, что даже не остался в памяти. Обливающегося кровью, с рассеченной головой Приблудного увезли в больницу.

У кого-то вырвалось:

Не поморщив носа, Есенин сказал, помнится, что-то вроде того:

— Меньше будет одной собакой!»

Был известен Есенин и своими литературными хулиганствами, некоторые из которых приобрели народную известность:

«Осень гнилая давно уж настала
Птицы г. вно начинают клювать.
На старом заборе ворона насрала
Ну и погода, ё… твою мать».

Тем не менее, Анатолий Мариенгоф отмечал, что негативный общественный образ был во многом лишь ответом поэта на запросы публики, не желавшей воспринимать его в ином качестве:

«В есенинском хулиганстве прежде всего повинна критика, а затем читатель
и толпа, набивавшая залы литературных вечеров, литературных кафе и клубов.

Еще до всероссийского эпатажа имажинистов, во времена «Инонии» (1920 г.) и
«Преображения» (1918 г.), печать бросила в него этим словом (хулиган), потом прицепилась к нему, как к кличке, и стала повторять и вдалбливать с удивительной методичностью.

Критика надоумила Есенина создать свою хулиганскую биографию, пронести
себя хулиганом в поэзии и в жизни.

Я помню критическую заметку, послужившую толчком для написания
стихотворения «Дождик мокрыми метлами чистит», в котором он, впервые в
стихотворной форме, воскликнул:

«Плюйся, ветер, охапками листьев, Я такой же, как ты, хулиган».

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Мариенгоф и Есенин, 1919 год.

Есенин читал эту вещь с огромным успехом. Когда выходил на эстраду,
толпа орала: «Хулигана!».

Я не знаю, что чаще Есенин претворял: жизнь в стихи или стихи в жизнь. Маска для него становилась лицом и лицо маской. Вскоре появилась поэма «Исповедь хулигана», за нею книга того же названия и вслед, через некоторые промежутки, «Москва кабацкая», «Любовь хулигана» и т.д., и т.д. во всевозможных вариациях и на бесчисленное число ладов».

Есенина несколько раз клали в больницу. Известно, что его здоровьем были обеспокоены даже представители власти. Так партийный деятель Христиан Раковский в письме руководителю ОГПУ (госбезопасности) Феликсу Дзержинскому просил «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «Пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…»

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Феликс Дзержинский

Есенин и революция

Одним из главных проявлений противоречивости Есенина стало его отношение к революции. С одной стороны, бунтарская натура поэта приветствовала резкие изменения. Поэт Петр Орешин писал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом; и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем».

Сам Есенин в автобиографии указывал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Литературовед А. М. Микешин подчеркивал, что поэт увидел в революции «ангела спасения», который явился к находящемуся «на одре смерти» крестьянству.

Тогда Есенин размышлял о значении идей вождя революции Владимира Ленина («Он вроде сфинкса предо мной») и сочинял следующие строки:

Впрочем, уже к 1920-му году восторг начал сходить на нет: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти покрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нем не живут. ».

Неприятие поэтом ситуации стремительно росло. В 1923-м, возвращаясь из путешествия в США, он горько признавался в письме другу, уже безо всякой надежды на лучшее:

Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка, стало очевидно, что ты и я были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.

А теперь, теперь злое уныние находит на меня. Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому. В нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь».

Глубокое разочарование привело к отчаянию и утрате понимания происходившего. В 1924-м, за год до смерти, Есенин выразил свое состояние в строчках:

«Не знали вы, что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

Куда несет нас рок событий».

Бурный, противоречивый характер Есенина не мог не найти отражения и в его личной жизни. Уже в 19 лет он вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, с которой работал в типографии «Товарищества И. Д. Сытина». В том же году пара родила сына Юрия.

Но три года спустя, в 1917-м, Есенин сильно увлекся актрисой Зинаидой Райх и 30 июля обвенчался с ней в маленькой церкви под Вологдой.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Зинаида Райх с сыном Константином и дочерью Татьяной.

Сильнейшие переживания вызывал Есенин и у других своих женщин. С Галиной Бениславской, своим литературным секретарем, он периодически состоял в личных отношениях с 1920 по 1925 год. Он честно признавался: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю. »

Тем не менее, Бениславская любила Есенина беззаветно и закончила жизнь, застрелившись на могиле поэта на Ваганьковском кладбище, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Галина Бениславская.

Есенин также говорил Бениславской, объясняя, почему не может связать с ней свою жизнь: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно».

Изадорой поэт называл одиозную танцовщицу из США Айседору Дункан. Их роман мгновенно разгорелся в 1921-м и перерос в брак, длившийся с 1922 по 1924 годы.

Мариенгоф писал, что Дункан была абсолютно очарована Есениным. Будучи старше его на 18 лет, всемирно известная танцовщица прощала ему любые грубости и побои, как прощала бы ребёнку мать:

«Когда Есенин как-то грубо в сердцах оттолкнул прижавшуюся к нему
Изидору Дункан, она восторженно воскликнула:

— Ruska lubow! (Русская любовь)

У нее по-детски припухали губы, и на голубых фаянсовых блюдцах сверкали соленые капельки. Она опускалась на пол около стула, на котором сидел Есенин, обнимала его ногу и рассыпала по его коленям красную медь своих волос:

Есенин грубо отталкивал ее сапогом.

Тогда Изадора еще нежнее и еще нежнее произносила:

— Serguei Alexandrovich, lublu tibia. (Сергей Александрович, люблю тебя)».

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Надежда Вольпин с сыном.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Сергей Есенин и Софья Толстая

Эти отношения вышли несчастливыми и прервались смертью Есенина, но Толстая всю свою жизнь посвятила сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений поэта.

Испытав любовь столь многих женщин, сам Есенин говорил: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство. »

Загадка смерти Есенина

В конце 1925 года жена и друзья собрали денег и положили Есенина в платную психоневрологическую клинику. Однако, пройдя курс лечения, поэт снял все деньги со своей сберкнижки и уехал в Ленинград. Там он поселился в гостинице «Англетер», где 28 декабря 1925 года и был обнаружен труп литератора.

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Посмертное фото Есенина.

«До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей»
.

Также мать первого ребёнка поэта Анна Изряднова вспоминала: «Видела его незадолго до смерти. Пришёл, говорит, проститься. На мой вопрос «Почему?» говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру»»

Как называли есенина в народе. картинка Как называли есенина в народе. Как называли есенина в народе фото. Как называли есенина в народе видео. Как называли есенина в народе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называли есенина в народе.
Похороны Есенина. Слева — Зинаида Райх (в шарфе с прижатой к груди рукой) и Всеволод Мейерхольд, крайние справа — сестра Екатерина и мать Татьяна Фёдоровна. На похоронах были все женщины Есенина, кроме Айседоры Дункан.

В 1989 году под эгидой Института мировой литературы имени Горького была создана Есенинская комиссия и провели ряд экспертиз. По результатам экспертиз профессор по кафедре судебной медицины, доктор медицинских наук Б. С. Свадковский дал следующий ответ: «Опубликованные „версии» об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы».

Кроме того, с теорией об убийстве Есенина агентами ОГПУ (основной версией убийства) не согласуется тот факт, что за два месяца до смерти литератора Феликс Дзержинский давал поручение сотрудникам проконтролировать его лечение от алкогольной зависимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *