Как называли ермака в народе
Ермак. Завоеватель Сибири
Ермак славится как завоеватель Сибири. Поскольку его деяния происходили в далёкие времена, а первую часть жизни он был малоизвестен, достоверных данных о нём мало. Для каждой страницы его жизни историки предлагают несколько версий. И понять, какая из них соответствует правде, невозможно.
Имя Ермака
Начинаются споры с того, как же в самом деле звали Ермака. Некоторые считают, что его имя является сокращением от Ермолая, Германа или Еремы. В других источниках его называют Василием, а Ермак является прозвищем, полученным из-за того, что в молодости будущий атаман был кашеваром. Большой котёл, предназначенный на всех, у казаков назывался «Армак». Некоторые из историков уверены, что полное имя Ермака было Василий Тимофеевич Аленин. Наличие у него фамилии тоже спорный вопрос, в те времена её носили только люди из высоких слоёв общества и иностранцы, переехавшие в Россию.
Происхождение
Существует три основные версии о происхождении атамана. По одной из них Ермак родился неподалёку от реки Камы. Первую часть жизни он провёл, путешествуя по рекам Кама и Чусовая. Есть предположения, что по реке Тагил он достигал Азии. По другой версии он был выходцем из волости на Дону. Деревня Борок, являющаяся центром этой волости, существует и сегодня. Также существует версия о татарском происхождении Ермака. По ней он был крещён уже в зрелом возрасте, а прозвище появилось от слова Эрмек, обозначающего на монгольском холостяка, которому чужда семейная жизнь.
Участие в сражениях
Скорее всего, Ермак был атаманом одной из многочисленных дружин, грабящих караваны, принадлежащие русским, казахам и татарам. Возможно, его участие в военных действиях началось в 1556 году, когда турки хотели захватить Астрахань, чтобы не допустить русских до Волги и перерезать им торговлю. Казаки, понимая, что их станицы находятся под угрозой, начали активно воевать с турками. В Астрахань прибыл воевода Петр Серебряный с небольшим отрядом. Туда же пришли многочисленные дружины казаков. Завоевание у турок не заладилось с самого начала. Они не смогли переправить на Волгу свои тяжёлые галеры, а увидев, что в Астрахань помимо царской рати прибыла казацкая флотилия, поняли, что победы им не видать. Войско начало бунтовать и отступило, постоянно подвергаясь нападкам со стороны русских отрядов.
Достоверно известно об участии атамана в Ливонской войне. В её ходе Иван Грозный пытался вернуть русские города и порты в Балтике. Польско-литовский король захотел взять крепость Псков, имеющую стратегическое значение. Учитывая её важность, русский царь приказал отряду из полтысячи казаков, которым руководил атаман Михаил Черкашенин, занять оборону в крепости. Несмотря на то, что атаман умер в первые дни осады, казаки выполнили приказ, не дав врагу захватить крепость.
Ермак тем временем со своим отрядом поступил в распоряжение воеводы Дмитрия Хворостина. В 1581 русская армия двинулась на Оршу и Могилёв по Днепру. Целью этого перемещения было создание угрозы для армии противника, чтобы не допустить скопления больших сил под Псковом. Ермак со своим отрядом шёл перед войском. Манёвр оказался удачным, русские войска разорили окрестности Могилевской крепости и задержали силы врага, позволив Пскову лучше подготовиться к обороне. Осада крепости изнурила польско-литовские войска, что вынудило их дипломатов в 1582 году подписать договор о мире на 10 лет.
В этом же году купцы Строгановы послали к казакам послов с предложением о найме их дружины для охраны поселений возле реки Чусовая. Они подвергались постоянным нападкам со стороны отрядов манси. Переход до охраняемых земель занял у казаков два месяца, а часть их осталась на реке Яике.
В это время младший сын хана Большой орды, Алей был отправлен в Прикамье с крупным войском, в составе которого было несколько тысяч пехоты и конницы. Эта армия направилась к поселениям, охраной которых занялись казаки. Встретив сильное сопротивление, Алей решил двинуться на реку Кама. Но казаки поняли его план и по реке добрались быстрее татар до крепости Орёл, принадлежащей Строгановым. Поняв, что взять Орёл не получится, Алей направил войско в Соли Камской (ныне Соликамск), который им удалось разграбить и сжечь. Возвращаясь, татары убили, взяли в плен и разграбили множество людей в окрестностях чусовских поселений.
Сибирский поход Ермака
Царь Иван Грозный направил купцам Строгановым грамоту, в которой приказывал немедленно вернуть казаков, чтобы расположить их в пермских крепостях. Также он ругал купцов за то, что они отправили казаков в Сибирь в тот момент, когда русским войскам требовалось подкрепление.
Несмотря на приказы царя, Ермак с дружиной примерно в 600 казаков 1 сентября 1582 года начал Сибирский поход. На стругах, которых у них было около 30, они спокойно доплыли до уральских перевалов. Первая стычка с вражескими войсками состоялась на Туре. Позже казакам удалось разграбить главного советника Кучума. Хан собрал для обороны столицы Сибирского ханства большое войско. Вид его смутил некоторых казаков. Но на общем круге Ермак заявил, что обратно вернуться невозможно, поскольку река скоро замёрзнет. Да и не пристало казакам возвращаться, не отомстив как следует за набеги.
Поход Ермака. Картина П. Шардакова. Этнографический парк истории реки Чусовой
В бою русским войскам повезло. Воевода татар, Маметкул был ранен в бою и с трудом избежал плена. Его на лодке быстро увезли с поля брани. Это привело к бегству войск и хана Кучума, наблюдавшего за ходом битвы. Такой исход сражения объясняется ещё и тем, что большая часть орды на тот момент была в походе по русским землям. Казаки заняли пустой город, получив богатую добычу. Вскоре к ним потянулись делегации местных народов с дарами и заверениями в дружбе. Ермак приветливо общался с ними и обещал защищать от врагов. Взамен он обложил их ежегодной данью, практически сделав подданными русского царя.
Кучум и Маметкул не давали расслабиться казакам, нанося мелкие удары. А в декабре стало известно, что с Российских земель возвращается большое войско татар. Казаки решили их встретить, что привело к самому крупному сражению Сибирского похода. Маметкул руководил сражением издалека, наученный горьким опытом. Большое количество снега не позволило татарам пустить на русских свою конницу. После изнуряющего сражения победа досталась казакам.
Царь простил казакам прегрешения. Все прибывшие были одарены, а оставшиеся в Сибири поставили на жалованье. Существует легенда о том, что самому Ермаку царь подарил свою шубу и две кольчуги. Но полного доверия казакам не было, поэтому их посольство осталось в Москве, а в Сибирь послали двух царских воевод. Их задачей было сменить Ермака, которому приказывалось вернуться на Русь. Но слишком многое в крае зависело от атамана. Им мог стать только уважаемый человек, который мог поддержать жестокую дисциплину среди казаков. Поэтому, несмотря на указ царя, Ермак остался в Сибири. Воеводы Семён Болховский и Иван Глухов, по прибытии разобравшись в ситуации, не настаивали на его возвращении.
Дальнейшая деятельность русских войск сводилась к расширению завоёванных территорий и борьбе с татарами, норовящими ударить исподтишка. Большим успехом стало пленение давнего противника, Маметкула. Его сдал один из татар, недовольный тем, как возвысился царевич. Ермак узнал, что вражеский военачальник кочует неподалёку от захваченной столицы и направил туда небольшой отряд бойцов. После пленения атаман долго убеждал воеводу поступить на службу государю, а затем отправил его в Москву. Позже Маметкул стал русским полковым военачальником.
Тяжёлым испытанием для казаков стало восстание татар. Русские доверяли одному из старших приближенных хана, поскольку после взятия столицы он покинул Кучума. Осенью 1584 года карача запросил у казаков защиты от казахской орды. К нему отправился небольшой отряд. По его прибытию был устроен пир, а ночью всех казаков, во главе которых был атаман Иван Кольцо, перебили. Разбили и отряд, посланный для нахождения пропавших.
Восстание привело к тому, что в марте 1584 года Кашлык был осаждён. Восставшие перерезали всё снабжение, в стане казаков начался голод. В мае русским удалось разбить татар, но к тому моменту в живых осталось около 300 человек. Вскоре после снятия блокады в Кашлык прибыли послы от торговцев, которые пожаловались, что Кучум мешает продвижению их торгового каравана. Торговые связи со Средней Азией было важными для России, поэтому Ермак с отрядом, от 100 до 150 казаков, отправился на подмогу. Существует версия, что посланники были в сговоре с Кучумом.
Гибель Ермака. Картина П. Шардакова. Этнопарк истории реки Чусовой
Память об Ермаке
На Урале и в Зауралье Ермак стал самой популярной исторической личностью. Его имя вошло во многие предания и песни. Память об Ермаке жива на Урале и поныне. Многие места (скалы, вершины, городища) названы в его честь, даже те, где он никогда не бывал.
Поиски могилы Ермака
Но и после смерти атаман заставил спорить историков. До сих пор не найдено место его погребения. По татаро-монгольским сказаниям тело русского героя было выловлено через несколько дней после сражения татарским рыбаком. И месяц спустя похоронено рядом с деревней Баишево. Но истинность этой легенды не доказана. Даже экспедиции, предпринятые Петром Первым, не принесли результата. В этом виноваты местные жители, которые не хотели общаться с посланцами царя, а то и направлявшие их по ложному следу. Одна из последних попыток нахождения могилы Ермака в 2015 году закончилась из-за нехватки денег на оборудование.
Ермак Тимофеевич
Фото Все
Видео Все
Поход Ермака и освоение Сибири. Россия на Дальнем Востоке
Кем был Ермак и где он похоронен? Документальные фильмы. Искатели 2016
Ермак Тимофеевич — биография
Ермак Тимофеевич – известный землепроходец, завоеватель и казацкий атаман, биография которого до сих пор содержит немало тайн для историков.
В России Ермака Тимофеевича почитают точно так же, как былинных богатырей. Он выдающаяся личность, которая не только оставила заметный след в истории государства, но и символизирует ее славное героическое прошлое. Благодаря именно его заслугам, в составе России появились земли, принадлежащие ранее Сибирскому ханству.
Детство
История содержит несколько версий, касающихся места рождения Ермака. Тогда новорожденных детей не принято было регистрировать, поэтому точную дату его рождения тоже выяснить достаточно трудно. Предположительно, это знаменательное событие произошло в 1533 году.
Легенда гласит, что его дед родом из Суздаля. Отец Ермака – Тимофей, бежал от нищеты на земли, которыми владели купцы Строгановы. Родитель будущего атамана поселился на берегу речки Чусовой, женился и занимался воспитанием двух сыновей. По дошедшим до этой поры данным, дети звались Родионом и Василием. По мнению ученых, именно Василий и стал прославленным Ермаком.
Портрет Ермака Тимофеевича
Под руководством купцов Строгановых Василий управлял плоскодонным судном на Волге и Каме. Потом основным его занятием стал разбой, вследствие чего его возвели в атаманы и прозвали Ермаком. Словарь Даля дает трактовку этому имени, оно означает мельничный жернов, и поэтому логично вписывается в ассоциативный ряд. Сильный и могучий воин вполне мог получить имя Ермак. Помимо этого, полководца называли и прозвищем Поволский, которое он получил от своих соратников.
Стоит отметить, что псевдоним Ермака переводится как «человек с Волги». В «Сибирской летописи», изданной в 1907 году, нашлась и фамилия Ермака – Аленин. Поэтому полное имя атамана – Василий Тимофеевич Аленин.
По воспоминаниям соратников Ермака, он проходил службу в волжских станицах. В 1565-м уже приобрел необходимый статус и авторитет, постоянно проживал в Поволжье. Ермак активно участвовал в Ливонской войне, был казачьим сотником. Смелость характера, удаль и бойцовскую отвагу он продемонстрировал во время атаки Могилевской крепости, потом сражался с шведами и участвовал в освобождении Пскова.
Служба и завоевания
На протяжении двадцати лет Ермак служил на рубежах российских границ. В 1581-м он получил приглашение от Строгановых, которые звали его обратно, к ним в Сибирь. Им нужна была надежная охрана, чтобы противостоять сибирскому хану Кучуму, который промышлял разбоем на этих территориях. Пока не было врага, Сибирское ханство исправно платило дань Москве пушниной. А когда появился новый хан, выплат не стало, купцы Строгановы постепенно вытеснялись с территории Западного Урала. Поэтому они решили, что пора готовить сопернику отпор.
Ермак проявил всю свою предусмотрительность, однако против него выступала армия в количестве 10 тысяч бойцов, и противостоять ей было достаточно трудно.
Простые жители Сибирского ханства питали ненависть к самовольно занявшему пост главы, просили Ермака, чтобы тот освободил их как можно скорее. Но сами они вступать в борьбу не решались. Ермак с дружиной пересек Уральский хребет, повел воинов по Чусовой, в то место, где разветвляется Обь и Кама.
По ходу действия, Ермак сражался с татарами возле Тагила и в устье реки Тобол. Постепенно войско атамана подбиралось к Иртышу. После победы над главным ханским войском, Ермак прогнал противника в Ишим. Осенью 1582-го войско Ермака овладело городом под названием Сибирь. Через несколько дней он уже принимал дары от местных жителей – народностей ханты и манси.
Ермак Тимофеевич покоряет Сибирь
Ермак обещал им защиту, если они станут платить налог и примут гражданство России. Декабрь того же года ознаменовался новой битвой с татарами, и снова атаману удалось одолеть врага. Он настойчиво преследовал свою главную цель – завоевание новых земель. Вскоре войско Ермака получило награду от Ивана Грозного, которая выражалась в материальном вознаграждении и новых доспехах. Татары и не собирались сдаваться, они ликвидировали одного атамана за другим, однако Ермаку судьба благоволила. От плена он спасся благодаря случайности.
Личная жизнь
Вся жизнь Ермака Тимофеевича была отдана борьбе за правое дело. Историки не располагают точными данными, проливающими свет на его личную жизнь. Неизвестно также, чем увлекался этот выдающийся человек.
Можно только представить, чем мог радовать себя этот суровый казак. Однако никаких сведений о жене и детях, а также близких родственниках, которые могли бы поделиться данными его биографии, обнаружено не было.
Кто вы, атаман Ермак?
Предлагаем краткую стенограмму состоявшегося обсуждения.
Была, на мой взгляд, одержана и дипломатическая победа, ведь часть ханской знати встала на сторону московского царя. В свою очередь вводимые центральной властью правила жизни и хозяйствования вполне устроили подавляющее большинство коренных жителей Сибири. Они оставались хозяевами земли, отдавая их под покосы и пашню переселенцам с западных районов страны. Любопытно, что демократ Александр Герцен и его соратники называли колонизацию Сибири «вольно-народной».
Как изменилась Сибирь после похода Ермака?
Николай Никитин: Что стало бы с Западной Сибирью, останься она под Кучумом? Думаю, в лучшем случае ее ждала бы участь Хивинского или Кокандского ханства, которые, наживаясь на работорговле и контроле за торговыми путями, даже в конце XIX века являли собой заповедник экономической, социальной, культурной и политической отсталости.
Сибирь вступила в новую эру.
Что мы знаем о Ермаке достоверно?
Ориентиром для всех исследователей служат летописи. Однако написаны они намного-намного позже описываемых событий, информационно скудны и подчас противоречивы, детализацией, четкостью хронологии не отличаются. Авторы, что называется, творчески осмысливают произошедшее. Я бы назвала летописи историческими очерками, воспоминаниями.
Вызывают споры маршруты движения отряда, его численность, варьирующаяся от нескольких сотен человек до нескольких тысяч, продолжительность похода от пермского городка Чусового до столицы Сибирского ханства. Принято считать, что он был мучительно долгим, сопровождался зимовками. Я же разделяю вывод, к которому в свое время пришел авторитетный отечественный историк Руслан Скрынников: поход был молниеносным, занял считаные месяцы лета и осени 1581-1582 годов. Вспомним, что тогда Новый год наступал 1 сентября! Отсюда, в частности, путаница в головах.
По всей видимости, только археологические изыскания могут подтвердить или опровергнуть изложенные в летописях сведения. Внимание, в частности, привлек городок Карачин, лежащий в 16 верстах от устья Тобола рядом с озером Карачи-Куль. Согласно одной летописи, а также преданиям местных жителей, в ходе похода казаки зазимовали на острове в петле реки. На его незатопляемых участках сначала совершили раскопки наши коллеги из Екатеринбурга, а мы, тюменцы, продолжили. Нашлось немало свидетельств о пребывании здесь группы вооруженных людей: россыпи свинцовых пуль, пара сравнительно просторных и вместе с тем неспособных вместить значительное количество людей земляночных срубов, обломки ножей, бронзовых крестов, унавоженная земля.
В ХХ веке раскопки в Искере, столице Сибирского ханства, от которой остался клочок земли (Иртыш смыл останки города), шли неоднократно, и они-то, конечно, подтвердили присутствие здесь в XVI столетии людей Ермака. Что касается Чинги-Туры, то культурный слой средневекового города еще достаточно сохранился, однако потерял статус охранной территории, раскопкам не подлежит, о чем приходится лишь горько сожалеть.
На знаменитом памятнике «Тысячелетие России», открытом в Великом Новгороде в 1862 году, увековечены 129 исторических личностей. Среди них и атаман Ермак.
На территории РФ насчитывается полтора десятка памятников Ермаку и памятных знаков в его честь. Первенство за монументом, изготовленным по проекту академика Брюллова и водруженным в Тобольске на мысу Чукман в 1839 году.
В 1904 году четырехметровый бронзовый Ермак установлен на массивном гранитном основании в Новочеркасске, столице донского казачества.
В историческом сердце Тюмени стоит памятный крест атаману и сотоварищам.
Нельзя не упомянуть о знаменитой скульптуре Ермака академика Императорской академии художеств Пармена Забелло. С его бронзовой модели, созданной около полутора веков назад, на южноуральском Каслинском заводе отлиты многие тысячи чугунных изваяний «покорителя Сибири».
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ермак Тимофеевич — российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…
Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.
Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.
В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.
Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.
Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков
В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…
Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:
1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.
Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.
В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.
Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.
В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.
Стефан Баторий под Псковом. 1872
Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.
В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.
Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…
Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.
Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.
Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.
Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.
Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.
Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.
Имя или кличка?
Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.
А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.
Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.
Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.
Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.
Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.
Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.
Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.
Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.
Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!
Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.
Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.
Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?
Ермак. Парсуна.
Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.
Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву «а». Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.
Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.
Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!
Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.
А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?
В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.
Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».
В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.
В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.
«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова
И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.
«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».
Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии», то есть поняв, что это не простой воин.
На Ермаке был подарок царя – кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.
Зачем Ермак в Сибирь ходил?
Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?
В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:
— Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
— поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
— казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.
Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.
Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.
Ермак является к Строгановым.
Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».
В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.
Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.
Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.
Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…
Искер — городище хана Кучума.
Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.
Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!
Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.
А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…
И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.
А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.
Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.
Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.
Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».
А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.
Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.
Смена династий на сибирском троне
Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:
«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет».
Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием» и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.
Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.
Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.
Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.
Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.
И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?
Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.
Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!
Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси», а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.
Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:
«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».
Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.
На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.
И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?
Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.
Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.
Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.
А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.
Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.
Бегство хана Кучума.
Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.
Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.
Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.
В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.
Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?
Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…
Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.