Как называлась политика реформ горбачева
ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ
Реформы в СССР в 1985-1991 годах и политический курс, проводившийся М.С. Горбачевым и его сторонниками в руководстве КПСС.
П.п. была вызвана социальным кризисом, назревавшим в СССР. Слово «перестройка» первоначально употреблялось в середине 80-х годов не как самостоятельный термин, а как часть более широких осторожных формулировок, например «перестройка хозяйственного механизма». Только в 1986 году слово «перестройка» стало синонимом реформ и политического курса Горбачева. Этой политике предшествовал курс «ускорения», провозглашенный Горбачевым на апрельском пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Основные мероприятия «ускорения» продолжались до 1988 года и в целом продолжали политику авторитарной модернизации Ю. Андропова. Основы более глубоких преобразований были изложены Горбачевым в феврале 1986 года на XXVII съезде КПСС. П.п. включала введение “хозрасчета”, самоуправления, “гласности”, “демократизации”, внешнеполитический курс, известный как “новое мышление”.
27 января 1987 года Горбачев выступил на пленуме ЦК с речью, где провозгласил начало более решительных преобразований. Генсек подверг резкой критике ведомственную бюрократию. Власть ведомств над предприятиями значительно ограничивалась. Основными реформами начального этапа Перестройки стали закон о государственном предприятии 1987 года, создание кооперативов. Первоначально рыночные реформы оживили экономическую жизнь. Уровень рентабельности, который в 1980-1985 годах упал с 12,2% до 11,9%, к 1988 году вырос до 13,5% (при оценке этих данных нужно учитывать приписки). На прилавках появились более дорогие, но и более качественные товары. Однако в конце 1988 года резко обострился дефицит товаров. Затраты в расчете на рубль товарной продукции в 1988-1989 году впервые выросли. Производство в ряде отраслей стало падать. Разные формы собственности, появлявшиеся в СССР, не были четко разделены, что позволило руководителям предприятий и кооперативов начать перевод ресурсов государственных предприятий под контроль формирующейся буржуазии. Государственные предприятия были финансово обескровлены. Нарастал экономический кризис. Попытка провести реформы только сверху, без опоры на население, привела к злоупотреблениям со стороны правящей бюрократии.
В 1988-1989 годах Горбачев и его сторонники фактически потеряли лидерство в политической жизни, что привело к глубокому кризису П.п. Влияние Горбачева ослабевало как в партии, где усилились сторонники скорейшего прекращения реформ, так и в обществе, где демократическая оппозиция выдвигала требования как можно более радикальных и глубоких преобразований. Чтобы обезопасить свою власть от внезапной атаки со стороны консерваторов в партии или демократов в парламенте, Горбачев добился новых изменений в конституции. 14 марта 1990 года III съезд народных депутатов СССР провозгласил его президентом СССР. Это привело к новому падению авторитета партии, потому что Горбачев был теперь лидером государства не как глава партии, а как президент. Была переформулирована ст. 6 конституции 1977 года., монополия КПСС на власть была официально отменена.
На выборах съезда народных депутатов РСФСР в феврале 1990 года большинство оппозиционных организаций объединилось в блок (позднее — движение) “Демократическая Россия”. Он получил около трети голосов, и при поддержке независимых депутатов Б. Ельцин был 29 мая 1990 года избран председателем Верховного совета РСФСР. Российское руководство проводило самостоятельный курс, и в СССР образовалось два центра власти. Во многих советах, в том числе в Московском и Ленинградском, большинство мест получили демократы. Во время XXVIII съезда КПСС, который проходил 2-13 июля 1990 года, председатель Верховного совета РСФСР Б. Ельцин, председатели советов Москвы Г. Попов и Ленинграда А. Собчак вышли из КПСС. Коммунистический режим, основанный на монополии на власть КПСС, прекратил свое существование. В результате выборов 1990 года образовалась независимая от КПСС представительная власть, после чего сама КПСС превратилась в одну из двух крупнейших партий (в России второй стало движение «Демократическая Россия», в республиках – национальные движения).
Осенью 1990 года руководители России и СССР попытались договориться на основе программы «500 дней», но неудачно. В феврале 1991 года конфронтация между российским и союзным руководством возобновилась. В стране развернулась кампания гражданского неповиновения, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками. Только 29 апреля 1991 года Горбачеву и Ельцину удалось договориться о компромиссе. Начались Ново-огаревские переговоры о заключении союзного договора. 17 марта 1991 года за сохранение обновленного СССР на референдуме высказалось большинство жителей страны. В России был введен пост президента, которым 12 июня был избран Б. Ельцин.
Управление хозяйством перешло к руководителям предприятий, технократам, которые постепенно превращались в капиталистов. Экономическая перестройка вызвала болезненные экономические последствия (прежде всего рост дефицита продукции), что способствовало радикализации общественных настроений, росту популярности идей вестернизации и перехода к капитализму. Часть номенклатуры, которая осознала возможность использовать западнические и антикоммунистические лозунги в целях передела собственности и восстановления своего контроля над обществом на новой основе, переходит в оппозицию к КПСС. Другая часть номенклатуры пыталась сопротивляться углублению реформ и преобразованию СССР на основе союзного договора. Но она потерпела поражение в результате попытки установления власти ГКЧП СССР 19-21 августа 1991 года.
Ликвидация коммунистического режима в условиях подъема национальных движений и обострения борьбы за власть в политической элите привели к распаду СССР и срыву П.п. Несмотря на общую неудачу П.п., она заложила основы гражданского общества, демократии и рыночной экономики в России.
Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?
Перестройка. Предполагалось изменить мировоззрения людей, отношение к действующей ситуации, нацелить на наиболее результативную работу, получить предложения по реформированию экономики и ускорению ее развития.
1.Контроль над ценами на основные продукты и товары первой необходимости, на тарифы ЖКХ. Мы ограничим аппетиты естественных монополий, прекратим спекулятивный рост цен на жизненно необходимые товары и услуги. Снизим цены на лекарства и тарифы на все виды транспортных перевозок. Поборы за капитальный ремонт будут отменены. Тарифы ЖКХ не должны превышать 10 процентов дохода семьи.
2.Гражданам – достойные пенсии. Мы незамедлительно примем закон о «детях войны». Сохраним нынешний возраст выхода на пенсию. Вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Отменим понижающий коэффициент 0,54 для военных пенсионеров. Гарантируем среднюю пенсию по старости – не менее 50% от средней зарплаты.
-территория бывшего СССР раздроблена на составные суверенные части, каждой из которых можно манипулировать;
-т. н. «национальные экономики» втянуты в орбиту глобалистких движений, в первую очередь финансовых;
-население стран бывшего СССР активно «осваивает» западные ценности, активно включается в планетарные социо-культурные и бизнес- интеграционные потоки.
И это все необходимо было «персонифицировать». в рамках исторической традиции. Вот так господин Горбачев и «попал на Нобелевскую премию».
Формально, кстати, вполне заслуженно.
Как человек,который специально пришел/пришли чтобы развалить,мог это предотвратить? Зачем? Ведь весь его приход нужен был исключительно для того,чтобы развалить страну!
Лично я склоняюсь к тому,что приход Горбачева(перестройк а,гласность и т.п.) это-хорошо спланированная и проведенная спецоперация.
Все рассказы о том,что Горбачева предали,что ему что то не дали сделать,что он что то не знал,что он не смог-отговорки для дурачков!
Так что,Горбачев для всего бывшего многонационального государства-был,есть и будет оставаться Предателем!
Реформы Горбачёва
В последней четверти XX века Советский Союз вступил в серьёзную полосу кризиса. Если до этого времени социалистическая экономика имела возможность восполнять необходимые денежные ресурсы продажей сырья, то с падением мировых цен на нефть такой источник перестал давать доход. В этих условиях к власти пришёл новый Генеральный секретарь КПСС Горбачёв, который понимая положение дел, стал проводить в стране кардинальные реформы. Название он им дал — перестройка.
Предпосылки реформ
Неэффективная социалистическая модель хозяйствования требовала существенных изменений. Предпосылками к проведению реформ стали следующие факторы:
Наряду с этими причинами в стране наблюдалась полная бесхозяйственность. Часто металл ржавел под открытым небом, в колхозах пропадало много зерна.
Политические реформы
Политические реформы во времена правления Горбачёва представлены в таблице.
XIX Всесоюзная партийная конференция
28 июня — 1 июля 1988 г.
Были внесены изменения в конституцию. Принято решение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей. Как результат, в 1988 году Горбачёв соединил 2 должности: генерального секретаря КПСС и председателя Верховного Совета. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов. Прямые выборы заменяла двухступенчатая система. При этом каждый год требовалось обновление 1/5 части депутатов.
I съезд народных депутатов
25 мая—9 июня 1989 г.
Академик Сахаров подготовил 2 разных проекта конституции. Оба были съездом отклонены
II съезд народных депутатов
Были внесены изменения в избирательную систему. Рассматривалось право коллективов выдвигать своих представителей в депутаты. По окончании съезда продолжился постепенный переход власти от КПСС к Верховному Совету
III съезд народных депутатов
Был учреждён пост Президента. За Верховным Советом закреплялась законодательное творчество. Вводилась смешанная система правления. Одновременно устранялась 6 статья Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС.
Экономические реформы
Параллельно с политическими преобразованиями страна требовала экономических реформ. Их ход показан в таблице.
Учитывая невысокое качество советской продукции, на 1500 предприятиях была введена госприёмка. Она работала независимо от администрации. Продукция не выходила с территории завода, пока не была проверена и признана годной.
Закон об индивидуальной трудовой деятельности
Человеку разрешалось заниматься предпринимательством без привлечения наёмных работников.
Закон о государственном предприятии
С целью повышения отдачи предприятий они переводились на 2 формы хозрасчёта. В первом случае за работниками сохранялась зарплата, а после её выплаты подсчитывалась полученная прибыль. Затем она выплачивалась в форме премиальных. Во втором случае полностью вся зарплата зависела от полученной прибыли.
Закон о кооперации
Был воплощён в сфере торговли. Учитывая, что все сырьевые ресурсы остались под контролем государства, доступа к ним предприниматели не имели и испытывали большие трудности для формирования собственного производства.
В народе она получила название «павловской». Производился обмен купюр номиналом 50 и 100 рублей на деньги нового образца. Сроки были ограниченны 3 сутками. Цель обмена заключалась в изъятии из обращения 5 % денежной массы.
Общественные и социальные реформы
Перестройка затронула и социальную сферу. Нововведения показаны в таблице.
Пьянство в стране превышало допустимые пределы. С этой целью был разработан закон, на основании которого шло сокращение выпуска винно-водочных изделий. Это касалось как низших сортов вин, так и марочных. С этой целью шла вырубка виноградников за их ненадобностью.
Была введена в связи с проводимой политикой Горбачёва демократизацией страны. Впервые термин был озвучен на XXVII съезде КПСС. Подразумевалась возможность свободного доступа масс к информации. На съезде появилось понятие Перестройка, которая была фактически возведена в ранг идеологии. Под ней имелось в виду внедрение в народные массы нового мышления.
Социальные последствия реформ
Реформы, проводимые Горбачёвым, буквально разбудили спящее общество. Страна разделилась на 2 лагеря:
В ходе перестройки были совершены просчёты. Как результат, страна вошла в глубокий кризис. Заключался он в следующем:
Непродуманные попытки изменения экономических законов привели к нарушению хозяйственных связей.
Резко сократились золотовалютные и валютные запасы, что привело к обесцениванию рубля.
Из-за начавшейся инфляции люди потеряли доверие к национальной валюте.
Девальвация рубля ударила по населению, которое лишилось стимула к работе.
В стране начался тотальный дефицит на большинство товаров.
В отсутствии работы население занялось торговлей. Как результат, рынок был наводнен товарами импортных производителей.
В период распада Советского Союза произошло резкое сокращение экспорта. Поступление валюты в страну прекратилось. Налоговая служба не в состоянии была обеспечить нужный приток денежной массы. Чтобы обеспечить выплату зарплат, государство было вынуждено начать печатать деньги, не подкреплённые товаром и золотовалютным запасом. В итоге в стране началась инфляция, витки которой накручивались регулярно.
Причины неудач реформ Горбачева
Причины неудач реформ Горбачёва заключаются в том, что они не носили основательного характера. Это было латание дыр. Каждая реформа имела отрицательные результаты:
Антиалкогольная. Несмотря на уменьшение выпуска спиртных напитков, страна меньше их употреблять не стала. Началось массовое производство самогона, и никакие репрессивные меры не помогли.
Экономические реформы. Разрешение на самостоятельную деятельность были только на бумаге. В действительности госзаказ составлял 100 %, и у предприятий не хватало ресурсов на дополнительное производство продукции.
Госприёмка. Последствия её носили катастрофический характер. Предприятия просто остановились, поскольку выпускать качественную продукцию по устаревшим технологиям было невозможно.
Политика гласности. Привела к тому, что общество выразило своё недовольство недальновидной политикой властей.
Начиная реформы, Горбачёв стремился оставить старую систему без изменений. В этом и была его основная ошибка. КПСС контролировала всю деятельность государства. Плановая экономика была не в состоянии охватить все направления. В результате начинались сбои в работе государственного механизма. Устранялись они валютными поступлениями от продажи сырьевых запасов.
Проводя политику гласности, перед народными массами открылось положение вещей, и вопросы она стала задавать членам Коммунистической партии. Здесь и проявилась вся их несостоятельность. Попытки Горбачёва успокоить народ ни к чему не привели.
В результате реформы завершились неудачно, КПСС утратила свою власть, а СССР перестал существовать.
Реформы М, с, горбачева (кратко)
Перестройка стала для многих жителей страны роковым событием, которое в корне изменило их жизнь. Поэтому следует кратко охарактеризовать ее предпосылки, основные причины, события и итоги.
Перестройка
Слово «перестройка» Горбачёв впервые внятно произнёс во время посещения Волжского автозавода в Тольятти (по другой версии – в Ленинграде). Тогдашние СМИ быстро подхватили и растиражировали слово, превратив его в актуальный политический термин. Необходимость кардинальных изменений в стране была понятна и ранее, с этим связана андроповская доктрина «Ускорения». Однако она касалась только экономики.
Горбачёвская же Перестройка охватывала и экономику, и политику, и идеологию, и культуру. Она представляла собой целый комплекс реформ, которые необходимо было претворить в жизнь сразу и одновременно. Вот лишь некоторые из реформ:
Предыстория эпохи перестройки
Весной 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Михаил Сергеевич Горбачев, на тот момент ему было чуть больше 50 лет. Страна находилась на грани глубокого кризиса – гонка вооружений, снижение темпов производства во всех сферах, коррупция, разочарование народа в идеях коммунизма, алкоголизм среди большой части населения, власть находилась в руках уже престарелых управленцев и так далее. Генеральный секретарь понимал необходимость изменений и поэтому сказал, что «всем пора перестраиваться».
Отсюда и пошло название этого периода времени.
Главными причинами перестройки можно назвать:
1.Низкий уровень эффективности от системы управления в стране;
2.Введение санкций против СССР;
3.Военная операция в Афганистане, которая велась уже около 6 лет;
4.Падение цен на нефть.
На 3 этапе (июнь 1989 — сентябрь 1991) все процессы в стране перестали быть управляемыми. Партия КПСС теряет свою власть и начинается борьба среди фракций. В этот период времени рождается и развивается огромное количество оппозиционных движений. Проходит парад суверенитетов – страны стали выходить из состава Советского Союза. Также была отменена Конституция 1977 года и материальное положение населения заметно ухудшилось. Начался отток ученых, видных деятелей за рубеж.
Таким образом, основными целями перестройки были:
1.Демократизация СССР, введение гласности;
2.Нормализация отношений с другими странами;
3.Омоложение кадров в системе управления;
4.Увеличение эффективности экономики за счет введения некоторых рыночных элементов.
А что из этого было достигнуто, трудно сказать. СССР распалась на ряд независимых и суверенных государств, правящая партия была ликвидирована, произошло катастрофическое падение уровня жизни населения и проведены радикальные экономические, политические реформы для стабилизации состояния страны в последующем. Положительным итогом можно назвать лишь попытку демократизировать общество и ввести рыночные инструменты, которые в будущем, после распада СССР стали применяться повсеместно.
«Мы вступили в период распада» 35 лет назад началась перестройка. Как желание Горбачева сделать СССР лучше разрушило страну
Ровно 35 лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря СССР Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Компартии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа, заявлял, что он знает, что нужно делать дальше.
Едва ли Горбачев понимал тогда, чем закончится перестройка. Хотя и не признавал этого.
Но анонсированные в тот день преобразования в конечном счете привели к краху советской системы и потере страной примерно трети своей территории. В годовщину выступления Горбачева «Лента.ру» публикует воспоминания ближайших соратников и политических оппонентов генсека о том, какой должна была стать перестройка и когда она свернула не туда.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время посещения завода имени А.И. Лихачева.. Фото: Владимир Мусаэльян / Эдуард Песов / ТАСС
«Авторитет Горбачева в то время начал стремительно падать»
Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом:
Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ею занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев — заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК, и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал.
Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов на заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.. Фото: Лев Иванов / РИА Новости
На каком-то этапе я и Николай Иванович Рыжков (председатель Совета министров СССР — прим. «Ленты.ру») поддерживали идеи реформ, но не Горбачева, а тех, которые были намечены при Андропове. Я свидетельствую, что план изменения экономической политики был разработан еще Алексеем Николаевичем Косыгиным, но ее проведению помешали события в Чехословакии. Наше Политбюро было практически едино в том, что реформы должны привести к упрочению социалистических общественных отношений, ускорению научно-технического прогресса, обновлению производства. Но это было мнимое единство, некоторые члены Политбюро только на словах поддерживали лозунг «Больше социализма», а сами проповедовали, как тогда говорили, «несомненные преимущества частного предпринимательства»: частную собственность, свободный рынок, капиталистический путь развития.
Кроме меня, против всего этого были старые члены Политбюро, это накаляло в нем обстановку и вынуждало Горбачева постоянно маневрировать между двумя группами.
Это было сложное время. Экономика трещала по швам. Горбачева бросало из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он метался, принимал под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые решения, все дальше отступая от программы КПСС. Под влиянием Яковлева в его речах появились слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку. На этом фоне в стране нарастали межнациональные конфликты, но он не знал, что с ними делать. Авторитет Горбачева у населения и в партии в то время начал стремительно падать. Мы вступили в период распада, который закончился крушением не только партии, но и СССР.
Развал Союза начался с прибалтийских республик, потом их поддержали азиатские. Они хотели быть независимыми государствами, со своими представителями в президиуме Союза — то есть выступали за создание такой рыхлой конфедерации. Такие же идеи привели в свое время к Гражданской войне в США. Ситуацию можно было бы исправить, но Ельцин придал распаду Союза ускорение — он издал указ, что применение союзных законов может быть только с согласия республик. То есть начиналась война законов. Потом объявил, что предприятия, которые находятся на территории республик, теперь им и принадлежат. Важным шагом к развалу было изменение налоговой системы. Она строилась следующим образом: налоги поступали в Союз и потом распределялись по республикам. Ельцин же настаивал, чтобы была установлена одноканальная система, когда все налоги оставались бы в каждой республике, а они по своему усмотрению финансировали бы Союз.
29-30 июля 1991 года в закрытом режиме провели встречу в Ново-Огареве Ельцин, Горбачев и Назарбаев. В ходе нее Горбачев согласился с одноканальной системой налогообложения (СССР лишался бюджета, предприятий и банков) и на подписание конфедеративного договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР. Это был развал. Развал вопреки тому, что было решено народом на референдуме 17 марта 1991 года, на котором, напомню, 76,4 процента советских граждан высказались за сохранение СССР, а Верховный Совет СССР вслед за этим принял закон об обязательной силе решения референдума.
«Продержались до 1986 года, а потом все посыпалось»
Евгений Ясин, заведующий отделом государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР в 1989-1991 годах, в настоящее время — научный руководитель Высшей школы экономики:
Андропов был, конечно, неглупым человеком, не зря он говорил, что «мы не знаем общества, в котором живем». Но у него не было ясного понимания, что именно нужно делать. Юрий Владимирович пытался что-то предпринять — по его инициативе вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об экономическом эксперименте в двух министерствах. В одном из них, министерстве электротехнической промышленности, я тогда работал. Но на самом деле этот эксперимент был продолжением совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Ничего нового там не было.
Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, андроповский эксперимент еще продолжался, но уже было ясно, что необходимо проводить более серьезные преобразования. И в 1987 году меня вместе с Григорием Явлинским привлекли к подготовке материалов для июньского Пленума ЦК КПСС и июльской сессии Верховного Совета СССР, после которых Рыжков объявил о проведении в стране экономической реформы.
Самоподъемная плавучая буровая установка совместной организации «Петробалтик». 1985 год.. Фото: Игорь Гаврилов / РИА Новости
Дело в том, что до этого высокие цены на нефть держали на плаву громоздкую и неэффективную советскую экономику. Уже с шестидесятых годов она стала пробуксовывать, начались застойные явления. Думающие люди понимали, что надо что-то делать. Незадолго до отставки Хрущева в обществе бурно обсуждались предложения харьковского экономиста Евсея Либермана по совершенствованию экономической системы. Косыгинская реформа была свернута после ввода войск в Чехословакию в 1968 году, когда советское руководство испугалось, что экономическая либерализация неизбежно повлечет за собой и политическую. Наши вожди всерьез верили в угрозу повторения Пражской весны в СССР.
Поэтому к 1972 году экономика Советского Союза стала выдыхаться. Но нефтяной кризис 1973 года и последовавший за ним резкий скачок цен на нефть позволили Брежневу поддерживать народное хозяйство в приемлемом состоянии, ничего не делая для его развития. Вот и продержались до 1986 года, а потом все посыпалось. Стало очевидно, что «в рамках социалистического выбора» проблемы советской экономики не решить. Нужно было переходить к рынку, и чем раньше, тем лучше.
Перестройка сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Причем нельзя сказать, что она определила ее будущее. Но перестройка создала обстановку перемен, подготовила к ним общественное сознание. К сожалению, она так не привела к подлинной демократической революции, как многими ожидалось.
«Если бы Андропов дольше прожил, у нас получился бы Китай»
Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР (1985-1991), с 2003 года — член Совета Федерации:
Во-первых, я не был в восторге от слова «перестройка». Дело в том, что слово это не новое, оно было еще у Временного правительства Керенского, но журналисты подхватили — и понеслось. Мне больше нравится определение «реформы». Сначала я был категорически за реформы, даже был одним из их инициаторов, потому что мой жизненный опыт и работа на заводе, в министерстве и ЦК партии показали, что мы исчерпали возможности той экономической модели, в которой жили до войны, в войну, после войны. Жесткая плановая система была крайне необходима — без этого мы бы немца не победили, мы никогда не восстановили бы народное хозяйство. У кого-то, конечно, забирали, но кому-то отдавали — это естественно. Но позже многие, и я в том числе, стали считать, что эта система исчерпала себя — она была сильно забюрократизирована. Сколько рабочих надо держать, сколько основных, сколько вспомогательных, сколько инженеров, сколько техников, подсобных работников, уборщиц? У меня 52 тысячи работающих было на заводе… Поэтому мы очень настойчиво писали, что надо что-то делать. До меня и Горбачева уже были попытки реформ, например, у Алексея Николаевича Косыгина, который, кстати, для своего времени неплохо поработал. То, что он делал, — это огромный прогресс, его нельзя ни в чем упрекать и надо отдать ему должное: он был впереди своего времени. Потом еще была попытка после Косыгина — ее спустили на тормозах.
СССР. Свердловск. 9 марта 1987 года. Председатель Совета Министров СССР Николай Иванович Рыжков, первый секретарь Свердловского обкома КПСС Ю.В. Петров и председатель исполкома областного Совета народных депутатов О.И. Лобов во время посещения ПО «Уралхиммаш».. Фото: Владимир Мусаэльян / ТАСС
Меня в группу для разработки реформ включил Юрий Владимирович Андропов. Наша команда (Горбачев, Долгих и Рыжков) использовала те документы и идеи, которые накопились. Вот так в апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев выложил на стол для выступлений программу действий, над которой мы трудились три года.
Я поддерживал Горбачева до 1987 года, после наши пути разошлись. Благодаря торопливости, непродуманности и болтливости Горбачева и иезуитским методам «архитектора разрушения» Александра Яковлева перестройка провалилась. А раскол между нами произошел в 1987 году, когда мы подводили итоги работы (проводили эксперимент по министерствам с разными особенностями) и увидели, где хорошо, а где плохо. Стали думать, что делать дальше. Горбачев вместе с Шеварднадзе, Яковлевым, Медведевым готовили доклад в Волынском.
Мы действительно стали работать по заданию Андропова, меня избрали 22 ноября 1982 года (секретарем и заведующим экономическим отделом ЦК КПСС — прим. «Ленты.ру»), через две недели он пригласил Горбачева, Долгих и меня. Субординация была достаточно жесткая: один член Политбюро, один кандидат в члены и я, секретарь. И мы начали работать. Андропов — своеобразный человек, сейчас про него много пишут, я считаю, что даже слишком много пишут. Одни говорят, что он еврей был, другие — что русский, но это неважно. Да мы никогда и не задавались вопросом, кто какой национальности, главное было — кто как работал. Но то, что он до мозга костей политик, — это да. Он быстро схватывал принципиальные экономические вопросы, ему не надо было разжевывать. Например, звонит он мне по прямому телефону и говорит: «Чем занимаешься?» — «Работаю». — «Ну, подходи».
Это значит, что у него время освободилось, беру папку и иду к нему. А он мне говорит: «Оставь папку», — и начинает меня гонять по вопросам. «Что у нас в стране с концессиями делается?» — «Да по-моему ничего не делается». — «А что вы про это знаете?» — «Ровно то же, что и все, что в школе проходили». — «Знания у тебя не очень». Помолчал и добавляет: «У меня тоже. Давай, иди и изучи этот вопрос и приходи снова ко мне». Я пришел к своим в аппарате и говорю: «Ищите, какая литература по концессиям есть». Через день нашли в Ленинке — женщина какая-то защищала по этой теме работу.
После того как он умер, и я эти пять лет прожил и ушел в отставку, появилось время подумать, и я все больше приходил к выводу, что Андропов проводил бы в стране мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым.
При «раннем» Горбачеве страна уцелеть могла, при «среднем» — трудно, но могла, но при «позднем» — конечно, не могла. Понимаете, поздний Горбачев — как больной палач. Кризис — это что такое? Один после него выздоравливает, а другого — ногами вперед. Я не думаю, что Горбачев старался развалить Союз, это же тогда надо быть идиотом полнейшим. Ситуация сложилась такая, что он своими действиями — публикациями и прочим — к этому привел. А вначале, когда он только начал проповедовать, он мог сохранить Союз. Первую половину его деятельности, при всех его недостатках (словоблудие, славословие, шапкозакидательство — это всегда у него было), мы были довольны тем, что он новый человек, — сколько же можно старых! Но после 1987 года пошла трещина, и она больше не сходилась никогда. И этим воспользовался Ельцин.
«Ответа на вопрос, что такое перестройка, вы не найдете»
Юрий Афанасьев, историк, один из лидеров перестройки, основатель Межрегиональной депутатской группы, бывший народный депутат РСФСР, автор знаменитого выражения той поры «агрессивно-послушное большинство»:
Никаким «прорабом перестройки» я не был и никаким активным сторонником того, что делали в те годы Горбачев и иже с ним, тоже никогда не был. Наоборот, с самых первых дней я писал кое-что о происходящем, и это кое-что касалось несогласия и каких-то недоумений или сомнений относительно того, что происходит. А что касается уже непосредственного включения в то, что, опять-таки на мой взгляд, ошибочно часто называют «политическая жизнь» (1989 год, съезд народных депутатов, выборы, Межрегиональная депутатская группа), то тут мы открыто заявили: мы, МДГ, составляем политическую оппозицию курсу ЦК и Политбюро ЦК КПСС.
Ю. Афанасьев разговаривает со своими сторонниками в кулуарах II Съезда народных депутатов. На съезде сформировалась парламентская оппозиция, одним из лидеров которой стал ректор Московского историко-архивного института, народный депутат ССС Юрий Афанасьев.. Фото: Сергей Субботин / РИА Новости
Но здесь надо признать, хотя мы ясно заявили о своей оппозиционности по отношению к КПСС, на самом деле никакой оппозицией мы так никогда и не стали. Мы не были ни организованной фракцией съезда, готовой создать свою партию, ни теневым кабинетом, готовым прийти на смену существующему правительству. Наша заявленная оппозиционность была скорее пустопорожней декларацией, красивым намерением, искренним настроением, нежели фактической политической оппозицией.
Теперь можно попытаться выяснить, что же удалось в перестройке. Тут ведь еще одна закавыка: когда мы произносим слово «перестройка», казалось бы, естественный вопрос — вопрос здравого смысла и элементарной логики: о чем, собственно, идет речь? Перестройка чего и во что? Как определить предмет перестройки, ее цель, задачи? Что во что перестраивалось с 1985-го по 1991 год, и перестраивалось ли что-то вообще? Странным образом сам Горбачев написал много книг, его сторонники тоже создали горы литературы, произнесено такое количество слов, что утонуть можно во всем этом, но ответа на простой вопрос, что и во что перестраивалось или хотя бы что и во что предполагалось перестраивать, вы не найдете. Его нет в толстых книгах Михаила Сергеевича и его сторонников. Нет такого ответа до сих пор вообще.
Первая причина. Суть и сложность понимания проблемы — в том, что в Советском Союзе в тот промежуток времени не было ни политики, ни политической жизни, ни даже способности политически мыслить хотя бы в какой-то организованной части социума. Не было тогда и права — как устойчивого постоянного института и как устоявшейся общественной ценности. Более того, не было в то время в этих же смыслах ни общественной нравственности, ни морали. Поэтому разговор о перестройке, как и обо всем вообще происходившем в тогдашней реальности, в категориях и понятиях политики и политического, в категориях права, нравственности заведомо не имеет смысла.
Мы пребывали тогда в стране и обществе с дополитической еще, с догосударственной даже культурой. Строго говоря, Россия (СССР) тех времен в плане общего культурогенеза представляла собой не то чтобы докапиталистический, но не вполне даже и дофеодальный тип культуры. Это было нечто вроде патримониально-вотчинного периода, нечто вроде начала перехода от родоплеменного к ранне- или скорее псевдогосударственному состоянию. В плане общекультурного развития в России (СССР) времен перестройки продолжалась, образно говоря, эпоха Андрея Боголюбского, то есть отечественный ХII век.
А содержательное определение второй причины таково:
Нет ни одного существенного факта, события, явления, процесса в прошлом России и в ее настоящем, которые не были бы фальсифицированы или не представляли бы собой миф.
«Кризис поразил официальную идеологию, межнациональные отношения и общественную мораль»
Алексей Пригарин, член ЦК КПСС с 1990 года, с марта 1991 года и до запрета компартии возглавлял Центр политического анализа и прогнозирования при ЦК КП РСФСР:
Я поддерживал перестройку первые два — два с половиной года и не стыжусь этого. Я поддерживал лозунг перестройки «Больше демократии, больше социализма», кампанию за гласность. Я переосмыслил свое отношение к политике Горбачева и стал критически к нему относиться, когда он начал высказываться за привлечение частных средств, за безграничное развитие кооперативов, и был выдвинут лозунг приватизации. Причем объявлял об этом Горбачев все время не в Москве. Один раз в Испании, второй — во время выступления перед активом Черноморского флота. Хотя, если честно, недоверие Горбачев стал у меня вызывать уже к концу 1985 года. Он говорил, говорил, много обещал на встречах с отраслевыми и региональными активами, причем всем одно и то же. Будем, мол, силы и средства на ваше развитие бросать. Мне как экономисту было понятно, что это невозможно. С другой стороны, мне нравилась бурная жизнь, которая тогда началась: открытые дискуссии, разные клубы.
Судите сами. Он охватил прежде всего систему государственного управления: замедление научно-технического прогресса, накопление диспропорций в экономике, расширение масштабов коррупции, нарушение принципа распределения по труду.
В кооперативном магазине «Птица» производственного бройлерного объединения «Ставропольское». Орехово-Борисово. Красногвардейский район.. Фото: В. Чистяков / РИА Новости
Во-вторых, кризис поразил официальную идеологию (консервация ее на уровне 30-х годов, неспособность отвечать на новые явления в обществе); в-третьих, политическую сферу (рост недовольства у интеллигенции, отчуждение от компартии рабочего класса); в-четвертых, межнациональные отношения (рост национализма во всех республиках СССР, прямые столкновения на этой почве как между отдельными республиками, так и внутри них). И, наконец, общественную мораль: распространение лицемерия и цинизма, негласное признание большинством народа приоритета буржуазных нравственных ценностей. Назрела необходимость кардинальных изменений в общественных отношениях. Было необходимо перейти на новую ступень социализма, которая сочетала бы эффективно действующую общественную собственность, социальную справедливость и политическую демократию.
«Ничего подобного не было с октября 1917 года. Появилась свобода слова, и ушел страх»
Григорий Явлинский, в 1990 году на протяжении нескольких месяцев был заместителем председателя Совета министров РСФСР и главой Госкомиссии по экономической реформе, соавтор программы реформирования экономики СССР под названием «500 дней», в постсоветское время известен как лидер партии «Яблоко»:
В 1985 году я оценивал перестройку скептически, как, впрочем, и все иные инициативы власти в то время. По роду своей работы в течение предшествовавших десяти лет (Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам — прим. «Ленты.ру») я участвовал в разработке и реализации многих мер, предлагавшихся властями. Постепенно становилось совершенно ясно, что ничего из этого работать не будет.
Вначале надо бы сказать, что это такое — перестройка. Разговоров было очень много, но по существу смысл того, что тогда произошло, был исключительно в одном: на высшем уровне было принято решение, что люди могут говорить публично то, что они думают, и их за это не только не уничтожат и не посадят, но даже не уволят с работы. Этого никто не ожидал, ничего подобного не было с октября 1917 года. Появилась свобода слова, и ушел страх. Все. Остальные процессы развивались как следствие.
Роль Горбачева заключалась в том, что он дал сотням миллионов людей реальную свободу. Возможно, кто-то скажет, что он дал ее слишком быстро… Но все так произошло не потому, что он так задумал: процессы, вызванные к жизни появлением свободы, оказались такими мощными, что тоталитарная коммунистическая система их переварить была не в состоянии. Получив свободу, ею пользуются по-разному. Например, народ Финляндии, получив свободу от России в 1917 году, создал современное высокоразвитое европейское государство, то же сделали все восточноевропейские народы после 1990 года, а уж как полученной от Горбачева свободой распорядились у нас — это ответственность постсоветского правящего класса. Что касается опросов, то они, кстати говоря, сейчас в России ничего, кроме эффективности влияния телепропаганды на людей, не отражают. Изменится вектор пропаганды — изменятся результаты опросов. Это следствие монополии государства на все политически влиятельные СМИ.
Председатель Моссовета Гавриил Попов (в центре) на митинге, организованном партией «Демократическая Россия», Моссоветом и Московским объединением избирателей в поддержку экономической реформы в стране «500 дней».. Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Программа «500 дней» была про то, как надо готовить страну к переходу к эффективной рыночной экономике от уже неработающей плановой системы, как это сделать без катастрофы, без погружения всей страны в бедность, без гигантского спада производства. Программа последовательно, профессионально и, что важно, открыто, публично формулировала план действий на первые полтора года реформ.
Например, предлагалось не устраивать гиперинфляцию и уничтожение сбережений, как это сделал Гайдар, а ликвидировать денежный навес путем предоставления людям возможности покупать мелкие и средние производственные активы за счет личных денег, накопленных за годы советской власти.
Вообще, одной из важнейших целей программы «500 дней» было заложить основу для создания в стране многочисленного и устойчивого среднего класса, чтобы на следующем этапе он смог стать участником акционирования крупных предприятий. Приватизацию можно и нужно было осуществлять именно так, а не через мошенничество с ваучерами и криминальные залоговые аукционы. Таким путем Россия могла построить эффективную экономическую систему современного капитализма.
Кроме того, программа «500 дней» была адресована всему Союзу, а не только России, и предполагала сохранение общего экономического пространства между союзными республиками: банковский союз, единое таможенное пространство, свободная торговля, общее экономическое и трудовое законодательство…Подготовленный мной экономический договор даже был подписан в Кремле 13-ю республиками, в том числе Украиной, осенью 1991 года. Но потом все это было уничтожено Беловежской Пущей.
Если иметь в виду, что Горбачев не хотел в принципе переделывать систему, а хотел устроить «обновленный социализм», то есть суть советской системы сохранить, но кое-что обновить, то в этом смысле перестройка удалась. Многие ранее третьестепенные люди из прежней партийной и комсомольской номенклатуры стали бесконечно богатыми, только вместо разговоров о социализме теперь ведут разговоры о патриотизме. Верховенства закона как не было, так и нет, независимой судебной системы как не было при советской власти, так и нет сейчас, свободной политической прессы как не было, так и нет, межнациональные конфликты как были, так и остались… Посмотрите — экономика, как и до перестройки, по-прежнему полностью зависит от мировых цен на нефть и газ… Фасад, конечно, изменился, советскую номенклатуру заменила постсоветская, ряды перестроились, а вот настоящих реформ, полезных для страны и жизненно необходимых для большинства, так и не было.
Если при всем при этом Россия сохранится как единая страна, то настоящие, глубокие реформы еще впереди.