Как называлась охота на ведьм

Охота на ведьм

Охота на ведьм — преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с античных времён, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков. Только по судам над баскскими ведьмами (1609—1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек.

В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. Наказания за колдовство варьировались от штрафа до смертной казни, в зависимости от тяжести обвинений и степени раскаяния подсудимого. Приговорённых к смерти обычно сжигали на костре, заживо или предварительно умерщвляя.

Содержание

Законы о ведовстве в Древнем мире

Кодекс Хаммурапи устанавливал смертную казнь за колдовство. Он же вводит печально известное «испытание водой». Кодекс гласит [1] :

Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Древнейшие римские Законы Двенадцати таблиц карали за колдовство по мере его вредоносности, наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

Интерпретации явления

Некоторые учёные отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «тёмного» Средневековья, которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами.

Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества. Несмотря на то, что некоторые предлагаемые ими реконструкции дохристианских культов и их перенос в позднее средневековье выглядят не достаточно обоснованными, размышления в этом направлении не лишены рационального зерна. Языческие реминисценции на протяжении всего средневековья действительно были характерны для так называемого «народного христианства», и официальная церковь никогда их не приветствовала. Вместе с тем остается непонятным, почему особую ярость церкви пережитки язычества вызвали именно тогда, когда они вместе с традиционным средневековым мировоззрением сравнительно быстро стали уходить в прошлое.

Многие исследователи в своих попытках объяснить причины вспыхнувшей на закате средневековья «охоты на ведьм» исходят из того факта, что огромное количество лиц, обвинённых в ведовстве, составляли женщины. В результате «охота на ведьм» зачастую трактуется как эффективное репрессивное средство социального контроля, как массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен.

Вместе с тем, исходя из тех же посылок, некоторые исследователи делают совершенно иные предположения. Распространение представлений о всевластии ведьм и ведовства, — не было ли оно также одной из форм проявления самосознания и стремлений к самоутверждению также и самих женщин? Историк Жюль Мишле пишет о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором. Особенно интересной представляется гипотеза, согласно которой обвинения в ведовстве выдвигались преимущественно против женщин потому, что женщина была главной хранительницей ценностей устной архаической культуры, через которую они передавались новым поколениям, и именно она в первую очередь сопротивлялась аккультурации. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагают, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога».

Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии — идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм» — и средневековой народной культурой. В этом направлении, в частности, работал известный российский культуролог-медиевист А. Я. Гуревич. Гуревич исходит из того факта, что к XV в. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, порождением дьявола. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Для этого достаточно было её «демонизировать». Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в эпоху расцвета западноевропейского средневековья никому особенно не мешали, в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. С этой точкой зрения перекликаются позиции ряда других авторов. Так, Макфарлейн считает, что нарождавшийся индивидуализм приводил к желанию порвать связи соседской взаимопомощи и человек оказывался в трудном положении, так как традиционная идеология поддерживала лишь коллективистские ценности. Вера в существование ведьм, как способ переадресации вины, обеспечивала оправдание разрыва социальных контактов.

Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества. Посттридентская католическая церковь переживала упадок и пыталась использовать «охоту на ведьм» в целях укрепления своих позиций (своего рода «католическая реакция»). Протестантская этика не могла мириться с традиционным для средневековой народной культуры отношением человека к труду, семье, тягой к праздному времяпрепровождению. Укреплявшаяся абсолютная монархия стремилась полностью подчинить жизнь народа своему контролю, в том числе и через унификацию его культуры. Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов). Мужчины пытались задержать женскую эмансипацию, укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин». Женщины искали способа расправиться с привлекательными незамужними соперницами. Врачи конкурировали с повивальными бабками и знахарками. Народные массы, учитывая ту социально-психологическую ситуацию, в которой они находились на рубеже средневековья и нового времени, искали «козла отпущения» для оправдания свалившихся на них бедствий и т. д. Включаясь (порой по совершенно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры — своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.

По мнению Ю. Лотмана, массовый характер и хронологические рамки явления получают объяснение в той смене типа мировосприятия, которая обозначила конец средних веков и приход Ренессанса. Если человек классического средневековья вполне осознавал своё место в мире и времени, где стройная иерархия смыслов обеспечивала устойчивость его мироощущения, то для поколений следующей эпохи эта иерархия оказалась нарушенной и культура только начинала осваивать изменившуюся реальность. Человек Ренессанса испытывал не столько восторг новизны, сколько страх, поскольку был теперь лишён той точки опоры, которую его предкам поставляла культура, имевшая своим смысловым центром Священное Писание, с которым любая бытовая реалия была неоплатонически связана бесконечными уподоблениями. Возрождение, совпавшее с Великими географическими открытиями, поколебало этот уютный универсум: самый облик мира в сознании европейца стал другим. С приходом барокко смятение перед открывшимися горизонтами знания только увеличилось. Таким образом, «охота на ведьм» оказывается обратной стороной гуманизации, секуляризации (обмирщения) и рационализации культуры, связываемых с наступлением Нового времени:

Современное значение термина «охота на ведьм»

В XX веке название явления получает иной смысл, не связанный с породившим его историческим периодом. Оно стало использоваться как образное обобщенное название кампаний по дискредитации каких-либо социальных групп по политическим или иным мотивам (например, евреев, коммунистов, или вообще любой оппозиции к власти) без должных на то доказательств и оснований. Обычно такие кампании выступают средством для решения определенных политических задач и заключаются в манипулировании общественным сознанием посредством СМИ.

Источник

Охота на ведьм или век инквизиции

Содержание:

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

В конце XV века Западную Европу захлестнула всеобщая истерия, спровоцированная святой инквизицией, которой в дальнейшем дали название «охота на ведьм». Она будоражила европейские страны на протяжении трёх веков, вплоть до середины XVII века, унеся, по оценкам современных историков, более пятидесяти тысяч жизней. Этот период ознаменованный пытками и массовыми убийствами можно назвать «веком инквизиции».

Начало охоты на ведьм

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Точкой отсчета можно считать принятие в 1484 году папой римским Иннокентием VIII буллы «Всеми силами души». Принятая в 1484 году, по настоянию фанатика, женоненавистника, «охотника на ведьм» и по совместительству монаха доминиканского ордена Генриха Инститориса Крамера, в дальнейшем соавтора известного трактата «Молот ведьм», булла развязала руки инквизиции при рассмотрении дел о колдовстве. Парадоксально, но появившееся в это время одно из самых прогрессивных творений человечества – книгопечатанье, лишь подстегнуло волну религиозных убийств, массово предоставив в распоряжение судов растиражированные инструкции по изобличению темных сил.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Средневековые трактаты четко описывают, как распознать нечисть. Основанием для признания женщины ведьмой может служить наличие у неё клейма дьявола, которое тот ставит на теле ведьмы при заключении договора с ней. Печать нечистого может представлять собой родинку в форме жабы, зайца, паука, сони либо другого зверя. Обычно дьявол ставит ведьме клеймо на груди или гениталиях. У колдуна клеймо следует искать под мышками, на плечах, под веком, или… в заднем проходе.

Дьявольская отметина может быть и невидима глазу. Обнаружить её можно лишь проткнув её иглой – при этом место прокола не кровоточит и безболезненно для подозреваемой(ого).

Носителей таких признаков предавали «справедливому» суду и умерщвляли, как правило, путём сожжения.

Убийственное (в прямом смысле этого слова) мракобесие шагало нога в ногу с эпидемиями чумы, войнами, голодом, вызванным перенаселением и неурожаем, подаренным долговременным изменением климата (малый ледниковый период XVI века). Люди хотели знать виновников несчастий, настигших их, а что как нельзя лучше остужает пыл толпы, чем публичная расправа. Для многих доносительство было удобным случаем расправиться над обидчиком или удовлетворить пожирающую зависть к ближнему.

Охота на ведьм в разных религиях

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Однако не стоит думать, что преследование колдовства было привилегией католического мира – протестантские государства по жестокости законов и массовости казней, пожалуй, даже обогнали своих католических соседей. Наиболее богатую кровавую жатву охота на ведьм собрала в Германии, Франции и Швейцарии. Всего за три столетия произошло около 100 тысяч процессов, связанных с колдовством, более половины из которых завершилось смертным приговором.

Жертвой развернувшейся компании мог стать любой, независимо от сословия (обвинить и сжечь могли и профессора, и крестьянку), пола (зафиксированы случаи сожжения трёхлетних детей «за любовную связь с дьяволом») и возраста.

Инквизиторы современности

Охота на ведьм не является достоянием лишь «тёмных» средних веков – в наше время колдовство уголовно преследуется в некоторых государствах. Так, в Саудовской Аравии данное деяние преследуется смертью. Последняя казнь за данное «преступление» зафиксирована в этой стране в 2011 году – тогда была обезглавлена «колдунья» Амина Бин Абдулхалим Нассар.

Источник

«Охота на ведьм». Как это было

Масштабная «охота на ведьм» длилась более двух столетий. Более 100 судебных процессов в Европе и Америке и не менее 60 тысяч жертв.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Портрет настоящей ведьмы

Обычные же крестьяне не делали различий по гендерному признаку. Мужчины и женщины с физическими недостатками, сторонившиеся людей и не отличавшиеся чрезмерной приветливостью – типичный портрет ведьмы или колдуна. К странным односельчанам относились терпимо, стараясь не попадаться лишний раз на глаза.

Многие исследователи убеждены, что причиной «войн» стал массовый психоз. Не кажутся абсолютно убедительными перечисляемые причины – голод, эпидемии и отправление различными ядовитыми веществами, которые попадали в пищу или воду, и вот почему.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

В числе ярых гонителей ведьм выступали не голодающие простолюдины, а вполне состоятельные люди, многие из которых были способны мыслить прогрессивно. Да и вряд ли отравление той же спорыньей могло происходить с такой регулярностью на протяжении нескольких эпох. Хотя не стоит забывать, что любые кризисные явления – чума, войны, неурожаи – могли усиливать панические настроения и желание людей отыскать причину бед в сверхъестественном.

Самым громким стало «Салемское дело» 1692 г. в Новой Англии. За пару лет в небольшом пуританском городке приговор был вынесен 185 мужчинам и женщинам. Исследователи считают, что на такой маленькой территории сработал принцип «снежного кома», когда арестованные под пытками начинали рассказывать о шабашах, на которых они якобы видели других горожан.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

А началось всё с попытки объяснить странную болезнь некоторых детей, которые странно себя вели. Любое нервное заболевание в те времена чаще объяснилось как одержимость бесами, и девочки из Салема не стали исключением. Под давлением взрослых одна из них оговорила сначала темнокожую служанку, которая часто рассказывала детям «страшилки» о вуду и языческих проклятиях, а затем нищенку и сварливую соседку, которая «давно не посещала церковь». «Снежный ком покатился», и вскоре многие жители начали припоминать о собственных несчастьях, объясняя их дьявольскими проклятиями. Список обвиняемых разросся настолько, что для рассмотрения дел пришлось создать специальный судебный орган. В итоге 19 человек были казнены, одного забили камнями, четверо не вынесли пыток и умерли в тюрьме. Убиты были даже две собаки по обвинению в пособничестве ведьмам. Большинство исследователей склоняется к мнению, что трагедия была вызвана психическими расстройствами у девочек в результате особенностей пуританского воспитания.

Стоит сказать, что Россию «охота на ведьм» почти не затронула. Православные иначе воспринимали женскую сущность и их меньше пугала мысль о греховности дочерей Евы. К тому же Петр I в 1715 году велел наказывать кликуш, запрещая им огульно обвинять людей в колдовстве. Некоторые ученые уверены, что в России не охотились на ведьм еще и потому, что в стране не было таких, как Мэтью Хопкинс. Этот англичанин собрал команду единомышленников и направил все силы на истребление «врагов», полагая, что обладает уникальным даром «видеть сподвижниц дьявола». Он не только выполнял частные заказы, но и выслеживал ведьм в деревнях по всей Британии, объясняя любую болезнь или происшествие их проклятием и колдовством. «Стараниями» одного человека было уничтожено двести человек. И если сначала Хопкинс действовал по «велению сердца», то затем, вполне вероятно, им руководила корысть, ведь каждый заказ хорошо оплачивался. В современном мире словосочетание «охота на ведьм» стало фразеологизмом, обозначающим преследования тех, кто мыслит или действует «неправильно». Об этом забывают те исследователи, которые уверяют, что это явление осталось в прошлом.

Источник

«Я сам решаю, кто в моей земле ведьма». Ведовские процессы в протестантском мире

«Охота на ведьм» – инспирированные церковью ведьмовские процессы, потрясшие Европу и ее колонии в XV–XVIII веках, бесспорно, являются одной из самых позорных страниц в истории Западноевропейской цивилизации. Более ста пятидесяти тысяч невинных людей были казнены по совершенно абсурдным, не подкрепленным никакими фактами обвинениям, миллионы их родственников и близких знакомых были разорены и обречены на нищенское существование. О католической «охоте на ведьм» было рассказано в статье Святая инквизиция.

Напомним, что началось все в 1484 г., когда папа римский признал реальность колдовства, которое прежде официально считалось обманом, что сеет дьявол. Уже в 1486 г. Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издали книгу «Молот ведьм»: именно эта книга стала настольной для религиозных фанатиков всех европейских стран, которые почтительно написали к ней десятки тысяч страниц дополнений и комментариев. Может показаться странным, но преследование «ведьм» и «ведовские процессы» вовсе не были редкостью и в протестантском мире, где, казалось бы, указания римских пап не должны были являться руководством к действию. Однако люди, со всеми их достоинствами и недостатками, были одинаковы с обеих сторон Великого Раскола. Одинаковы были тексты Священного Писания (типа «Ворожеи не оставляй в живых» – Исход 22:18). И Мартин Лютер, который так удачно «ухватил Папу за тиару, а монахов – за брюхо», который безапелляционно называл христианские святыни и святые мощи «чёртовыми игрушками», в реальности ведьм не сомневался, считая их «злыми чертовыми шлюхами», и утверждал, что сам охотно сжигал бы их.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Правда Мартин Лютер и самого римского папу очень ловко объявил пособником Сатаны. Все дело было в формуле отлучения от церкви, возникшей в XII веке:

Это «предписание сатане» позволило Лютеру объявить папу Римского Антихристом и союзником дьявола. И, с точки зрения великого реформатора Церкви, сжечь папу римского было бы не менее полезно, чем какую-нибудь старуху-ведунью из Виттенберга или Кёльна. Возможно, даже, гораздо полезнее – если сжигать Иоанна XII, пившего за здоровье сатаны и превратившего в бордель Латеранскую базилику или Бонифация VIII, утверждавшего, что половая связь с мальчиками не более греховна, чем потирание ладоней. Тем более, что настоящие, знающие толк в лечебных травах ведьмы, (ведуньи-травницы, а не те, что с «Битвы экстрасенсов») и тогда, встречались весьма редко. Небольшой пример: препараты наперстянки (на их основе были созданы дигоксин и строфантин) стали применяться в официальной медицине после 1543 года, когда это растение было введено в европейскую фармакопею немецким врачом Фуксом, в то время, как в народной – начиная с V века в Риме, и с IX – в «варварской» Европе. И на фоне тогдашних европейских врачей, почитавших универсальной терапевтической манипуляцией кровопускание, некоторые ведьмы смотрелись весьма прогрессивно. Другое дело, что, как и в наши дни, среди них полно было всевозможных аферисток, что вызывало законное возмущение потребителей и клиентов (которые за нормальным декоктом дигиталиса пришли, а им какую-то гадость из помета летучих мышей и лягушачьих костей подсовывают).

Следует сказать, что в отношении к ведьмам и колдовству у католиков и протестантов, все же, имелись существенные различия. Католики попытались унифицировать подход к расследованию ведовских дел, сделать его стандартным во всех, контролируемых ими городах и странах. Протестанты же действовали, что называется, кто во что горазд. И каждый маркграф или епископ самостоятельно определял, кто из окрестных жительниц – ведьма, также самостоятельно выбирая методы расследования и наказания. В лютеранских землях Саксония, Пфальц, Вюртемберг, например, в 1567—1582 г.г. появились собственные законы, направленные против ведьм – не менее кровавые и жестокие, чем католические. А Фридрих I Прусский «охоту на ведьм» не одобрял, и даже наказал одного из баронов, который сжег обвиненную в колдовстве 15-летнюю девочку.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Немцы в этом отношении вообще оказались большими затейниками: мало того, что они стали рекордсменами по количеству применяемых к обвиняемым пыток (в некоторых землях – 56 видов), так еще и придумали для них ряд инновационных орудий. Например, «нюрнбергскую деву»: железный шкаф с острыми гвоздями внутри, особенностью которого была дополнительное мучение закрытым пространством. Люди, склонные к клаустрофобии, в этом страшном ящике не выдерживали и пары минут.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

А в городе Нейссе даже построили особую печь для сжигания ведьм, в которой были только в 1651 году сожжены 22 женщины (все-таки Генрихи Гиммлеры не приходят просто так – из ниоткуда).
Общее число жертв ведовских процессов современные историки оценивают в 150 – 200 тысяч человек, не менее сотни тысяч из них погибли на территории Германии. Целое столетие Германия (и католическая, и протестантская ее части) корчилась в огне ведовских процессов. Особенно прославились на поприще борьбы с ведовством области, управляемые не светскими правителями, а епископами. Причем, католические иерархи Германии за помощью к инквизиторам Ватикана не обращались, и зверствовали на подвластной им территории самостоятельно. Так, епископ Вюрцбурга Филипп-Адольф фон Эренберг сжег 209 человек, в том числе 25 детей. Среди казненных им оказались самая красивая девушка города и студент, знавший слишком много иностранных языков. Князь-епископ Готфрид фон Дорнхейм (двоюродный брат Вюрцбургского) за 10 лет казнил в Бамберге 600 человек (1623-1633 г.г.). В числе сожжённых в этом городе в 1628 году оказались даже бургомистр Иоганн Юниус и вице-канцлер Георг Хаан. В Фульде судья Бальтазар Фосс сжег 700 «ведьм и колдунов», и сожалел лишь о том, что не смог довести это число до 1000. Мировой рекорд одновременного сожжения «ведьм» был установлен также в Германии, и именно протестантами: в саксонском городе Кведлинбурге в 1589 г. были казнены 133 человека.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Об ужасе, царившем в Бонне начала XVII века известно из письма, оправленного одним из священников графу Вернеру фон Сальму:

Апогей «охоты на ведьм» в Германии пришелся на период Тридцатилетней войны (1618-1648 г.г.) – воюющим сторонам нравилось обвинять противников в колдовстве. Ведовские процессы пошли на спад после вступления в Германию армии шведского короля Густава II, который в резкой форме потребовал и от католиков и от протестантов прекратить этот околоцерковный беспредел. С горячими шведскими парнями в военной форме в то время старались особо не связываться, поэтому мнение «Льва Севера» многими было услышано. К тому же, по естественным причинам, постепенно умирали, оставляя за собой буквально пустыню, наиболее одиозные, бешеные и непримиримые идеологи ведовских процессов. Все костры не угасли разом, и продолжали загораться то в одном, то в другом немецком городе, но, медленно и мучительно, Германия все же начала приходить в себя.

В Нидерландах к выявлению «ведьм» подходили более рационально – путем взвешивания: считалось, что метла может поднять в воздух женщину весом не более 50 кг (у несчастной женщины, таким образом, появлялся шанс снять с себя хотя бы часть обвинений). «Ведьмины весы» в голландском городе Аудерватер считались самыми точными в Европе, местные чиновники отличались честностью, сертификаты этой весовой палаты весьма ценились и приносили городу немалый доход.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Помогал такой сертификат не всем, о чем свидетельствует эта гравюра голландского художника Яна Люкейна с изображением казни «ведьмы» Анны Хендрикс – 1571 г, Амстердам:

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

А вот англичане в Эйлсбери со взвешиванием «ведьм» откровенно жульничали: в качестве противовеса там использовали Библию в чугунном переплете – если весы оказывались не сбалансированными (в любую сторону), подозреваемую объявляли колдуньей.

Черным годом в истории Нидерландов стал 1613, когда после эпидемии, закончившейся гибелью сотен детей, были сожжены сразу 63 «ведьмы».

В Кальвинистской Женеве искоренение «противного Господу колдовства» было объявлено задачей государственного значения. Кальвин прямо говорил:

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Во всех кантонах Швейцарии только в одном 1542 г. было сожжено около 500 «ведьм».

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

В Британии король Яков I (он же король Шотландии Яков VI Стюарт) не поленился написать трактат, посвященный демонологии (1597 г.). Борьбу с демонами и ведьмами этот монарх считал своим личным делом, и даже воображал, что Дьявол преследует его за ревность в служении Церкви. В 1603 году им был издан закон, признающий колдовство уголовным преступлением. Интересно, что шторм, в который однажды попал корабль этого короля (жениха датской принцессы), был официально признан деянием враждебно настроенных к нему ведьм – в Дании были получены «признательные показания». Заказчиком признали дальнего родственника короля – Фрэнсиса Стюарта, пятого графа Босуэлл. Это «расследование» значительно укрепило Якова в его ненависти к «дьяволу», результатом которой, по некоторым данным, могли стать в общей сложности около 4000 женщин в Шотландии.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Яков I не был одинок в своём рвении. В конце XVII века богослов Ричард Бакстер (которого называли «самым великим из пуритан») в книге «Доказательство существования мира духов» призвал к крестовому походу против «секты Сатаны». Опубликован сей труд был в 1691 году – за год до трагических событий в американском Салеме.

Поскольку сожжение в Британии служило стандартным наказанием за государственную измену, ведьм и колдунов в этой стране казнили через повешение. А наиболее распространенной пыткой было лишение сна.

Преследование колдунов и ведьм в Британии продолжилось и в период Республики. Эти предрассудки и суеверия английские колонисты, к сожалению, перенесли и на территорию Нового Света. В американском штате Массачусетс по обвинению в колдовстве было казнено 28 человек. Первой в Бостоне в 1688 г. по обвинению в колдовстве была арестована, осуждена и повешена прачка Гуди Гловер. Её печальная судьба никак не повлияла на состояние якобы околдованных ею детей. Тем не менее, используя материалы данного процесса, некий Коттон Матер опубликовал книгу о ведьмах и колдовстве. Но самый страшный и позорный в США ведьмовской процесс произошел в 1692-1693 г.г. в небольшом городке Салем, основанном пуританами в 1626 году. По совершенно абсурдным обвинениям тогда было арестовано около 200 человек. Из них 19 были повешены, 1 задавлен камнями, четверо умерли в тюрьме, семеро были осуждены, но получили отсрочку приговора, одна женщина, которую длительное время без суда держали в тюрьме, в итоге была продана за долги в рабство, одна девочка сошла с ума. Как приспешники ведьм были убиты и две собаки. В принципе, ничего особенного и выходящего за рамки в Салеме тогда не произошло: Старушку-Европу таким, достаточно «скромным», ведовским процессом вряд ли можно было удивить или, тем более, напугать. В Германии или Австрии казни ведьм случались и гораздо более массовые, и не менее жестокие. А в старой доброй Англии адвокат Мэтью Хопкинс всего за один год (1645-1646) добился казни 68 «ведьм».

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Однако цвет времени уже необратимо изменился, и в конце XVII века, почитающие себя вполне порядочными, культурными и образованными американские пуритане, посмотрев в зеркало, вдруг ужаснулись, увидев на своих лицах звериный оскал. И потому сегодня потомки охотников на ведьм живут в городе, переименованном ими в Дэнверс – произошло это в 1752 году. Но есть и еще один Салем (Salem Town) – город, в котором проходил суд над «ведьмами».

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Этот город нисколько не стесняется своей сомнительной славы: везде черные вороны и кошки, бутафорские пауки, летучие мыши, совы. В рекламных брошюрах для туристов Салем называют «городом, где Хэллоин длится круглый год». С гордостью утверждается, что из 40 тысяч человек, проживающих в городе, треть является язычниками, и еще около 2,5 тысяч причисляют себя к колдунам и ведьмам. Для туристов открыты музей «салемских ведьм», и «подземная темница Салемских ведьм» (здание бывшей церкви, наземная часть которой использовалась как зал заседания суда, а подземная – как тюрьма). И многие сейчас, глядя в зеркало этого Салема, и в самом деле, видят в нем не искаженные болью лица невинных жертв, а смешные маски для Хэллоуина.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Этому же весьма способствует реабилитация «охотников на ведьм» современным кинематографом: от американского фильма «Фокус-Покус» (о веселых приключениях сожженных в 1693 году ведьм в современном американском городе – с неплохими вокальными партиями I put a spell on you и Come little children) до порочащих честь великого писателя бездарных российских поделок «про Гоголя».

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Благодаря широкой огласке и огромному резонансу, ведовской процесс в Салеме имел большое значение, дискредитировав «охотников на ведьм» не только в США, но и во всем мире. После очевидного всем более или менее адекватным людям позора Салема, устраивать собственную «охоту на ведьм» стало уже как-то некомильфо: не модно, не современно и не престижно. Отдельные эксцессы еще происходили, но, как правило, осуждались и не встречали всеобщего одобрения в обществе. Поэтому рассмотрим события в американском штате Массачусетс более подробно.

Исследователи до сих пор теряются в догадках, почему вполне здравомыслящие в обыденной жизни жители Салема – не «повернутые» на теософии мистики, не религиозные фанатики, и не пациенты Бедлама, так дружно и все разом поверили странным и нелепым рассказам некоторых детей? Почему эти бездоказательные обвинения произвели такое впечатление на, казалось бы, вполне рациональное и респектабельное общество американских пуритан? Почему на основании этих оговоров они погубили столько своих соседей, друзей и родственников?

Как это ни банально, наиболее достоверной версией все же следует признать истерию взрослых и сговор детей. Конечно, были попытки получить и другое объяснение. Так, в 1976 году журнал Science провел собственное расследование, в ходе которого, было высказано предположение, что «видения» детей были галлюцинациями, вызванными отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком спорыньи. По третьей версии, причиной неадекватного поведения детей мог стать так называемый «летаргический энцефалит», симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Наконец, имеются сторонники четвертой версии, которые считают, что виной всему редкое заболевание, называемое болезнью Хантингтона. Но факт остается фактом: дети «болели», пока взрослые позволяли им «болеть», и моментально «выздоровели», как только власти начали серьезное расследование их деятельности.

Но вернемся в зимний Салем 1692 года, когда девочки, собиравшиеся на кухне в доме приходского священника, от нечего делать слушали рассказы Титубы – чернокожей рабыни, уроженки острова Барбадос. Дети всегда и везде одинаковы, всевозможные «страшилки» неизменно пользуются огромной популярностью в их среде, и байки о культе вуду, ведьмах, черной магии, что называется, «пошли на ура». Но пользы эти «сказки, рассказанные на ночь», никому не принесли. Первыми жертвами, казалось бы, невинных «страшилок» стали 9-летняя Элизабет Парис и 11-летняя Эбигайль Вильямс (одна была дочерью, другая – племянницей пастора Самуэля Париса), поведение которых резко изменилось. Вначале все заметили частые перепады в их настроении, затем начались внезапные падения на пол и судороги. Потом такие же симптомы появились у 12-летней Анны Путнам и у других девочек. Доктора пребывали в недоумении и ничего определенного сказать не смогли, и тогда, на свою беду, вновь инициативу проявила Титуба, которая решила «выбить клин клином»: испекла «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи и скормила его собаке. По другой версии, она облила кусок мяса мочой девочек, сожгла его и отдала собаке. В результате посиневшая вдруг Элизабет стала громко хрипеть: «Титуба». Остальные девочки тоже впали в транс, но в качестве жертв выбрали других женщин: Сару Гуд и Сапу Осборн. Последние две не имели ни малейшего представления, ни об экзотическом культе Вуду, ни о каких-то местных колдовских практиках, но это не помешало местным судьям вынести постановление об их аресте. Испуганная 4-летняя дочь Сары Гуд, Дороти, чтобы не разлучаться с матерью, также назвалась ведьмой – и судьи охотно поверили ей: девочка была помещена в тюрьму, в которой провела целых 8 месяцев. В итоге Сара была приговорена к повешению, на призыв покаяться перед казнью, она ответила распорядителю: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Как это иногда бывает, случайно сказанные слова оказались пророческими: в 1717 году палач умер от внутреннего кровоизлияния – буквально захлебнувшись собственной кровью.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Дальше все пошло по нарастающей. Наслаждающиеся неожиданной славой, малолетние клеветницы выдвигали все новые и новые обвинения. У арестованных по их наветам женщин под пытками вырывались имена других «ведьм».

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Формально судьи Салема вовсе не занимались самодеятельностью – они действовали на основании старинного британского «Закона о колдовстве», принятого еще в 1542 году. За так называемые «знаки ведьмы» судьи готовы были принять всё, что угодно: относительно большой сосок, бородавку или родинку.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Если никаких особых отметин на теле обвиняемых не было, свидетельством их сговора с дьяволом служило отсутствие таких «знаков» – сатана, ведь вполне может отвести глаза дознавателям. «Излишняя красота» также была весьма подозрительна («Потому, что нельзя быть на свете красивой такой» – это мы уже слышали). За доказательство мог сойти и сон, в котором обвиняемый являлся одной из «жертв» в то время, как сам он находился в другом месте: дьявол достаточно силен, чтобы послать призрак своего слуги для смущения духа «чистого» человека. Так, например, уже упоминавшаяся Анна Путнам, обвинила священника Джорджа Берроуза в том, что он являлся ей в качестве призрака, пугал и душил. Далее его обвинили уже в организации шабашей ведьм и наведении порчи на солдат. Пытаясь спастись, уже стоя у виселицы, Берроуз без запинки прочитал молитву «Отче наш», чего, согласно традиционным представлениям, никогда не смог бы сделать человек, продавший душу дьяволу. Это ему не помогло, но одна из клеветниц (Маргарет Джакобс – внучка священника!) в порыве запоздалого раскаяния после казни отреклась от своих показаний.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

А между тем, ставших знаменитыми девочек из Салема, стали приглашать «на гастроли» в окрестные города и деревни: если у ворот какого-нибудь дома одна из кликуш начинала биться в припадке, считалось доказанным, что в семье живет ведьма. В результате ведовские судебные процессы вышли за пределы Салема и проходили также в городе Андовер. А в Бостоне колдуном был объявлен капитан Джон Олден, участник войн с индейцами, практически национальный герой, да еще и персонаж поэмы Лонгфелло «Сватовство Майлза Стэйндиша». Олдену удалось бежать из тюрьмы после 5 недель заключения.

Кстати, знаменитый американский фантаст Рэй Брэдбери в одном из интервью рассказал, о существующей в его семье легенде о прабабке-колдунье, которую, якобы, сожгли во время охоты на ведьм в Салеме. Обращение к документам подтвердило: среди погибших, действительно, числится некая Мери Брэдбери.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

С течением времени все большее количество людей начинало понимать, что ситуация с «ведьмами» в Массачусетсе становится абсурдной и явно выходит из-под контроля. Однако страх быть обвиненным в пособничестве Дьяволу все еще оставался сильнее голоса здравого смысла. Трудно сказать, сколько бы еще продолжалось это позорное действие, и скольких жертв оно еще стоило бы, если бы зарвавшиеся девицы не обвинили в колдовстве жену губернатора штата Массачусетс Уильям Фипс.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Не на шутку разозлившийся «глава администрации», наконец, вспомнил о своих обязанностях по защите прав населения вверенного ему штата. Осмелившиеся поддержать обвинение судьи были немедленно отправлены в отставку, взамен был учреждён Верховный суд штата Массачусетс (который действует и по настоящее время). Новые судейские чиновники действовали решительно и без сантиментов: подвергнутые серьезным допросам девицы быстро сознались в том, что оговаривали людей «для потехи»(!). В 1702 году все решения прежнего состава суда были признаны незаконными. Клеветницы подверглись всеобщему осуждению и остракизму, но остались безнаказанными. Лишь в 1706 году одна из главных обвинительниц, Анна Путнам, попыталась оправдаться перед своими жертвами и их родственниками, заявив, что сама была обманута дьяволом, который и вынудил ее давать показания против невинных людей. В 1711 г. властями штата было принято решение выплатить компенсацию родственникам пострадавших. А в 1752 году жители Салема изменили название своего города на Дэнверс. В 1992 году там было решено установить памятник жертвам охоты на ведьм. Поскольку точное место захоронения казненных неизвестно, мемориал «салемским ведьмам» сделали похожим на могильные плиты.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

Как называлась охота на ведьм. картинка Как называлась охота на ведьм. Как называлась охота на ведьм фото. Как называлась охота на ведьм видео. Как называлась охота на ведьм смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называлась охота на ведьм.

В 2001 году губернатор штата Массачусетс Джейн Свифт вновь подтвердила невиновность обвиняемых. Но и здесь обнаружились исключения из правил: на официальном пересмотре дела, состоявшемся в 1957 году, были реабилитированы не все жертвы этого процесса, и 5 казненных женщин до сих пор юридически считаются ведьмами. Их потомки требуют (пока безуспешно) повторного пересмотра данного дела и полной реабилитации своих предков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *