Как называется значимая подробность портретных описаний
Задание №5 ЕГЭ по литературе
Разбор заданий демоверсии ЕГЭ-2019 по литературе
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?
– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)
Общие рекомендации к выполнению заданий 1-7
Анализ результатов ЕГЭ по литературе показывает, что трудности возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания произведений художественной литературы (имен персонажей, названий мест события, значимых деталей и т.п.), а также заданий на установление различных соответствий: между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями их произведений, героями и их репликами. Это объясняется недостаточным вниманием к самому художественному тексту при подготовке к экзамену. Нередко школьники пытаются подменить чтение полного текста литературного произведения знакомством с материалами, содержащими общие сведения о его сюжете и поэтике или сжатый пересказ, а также обращением к экранизациям и театральным постановкам.
Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:
В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.
Задание 5
Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором балахон Базарова и английский сьют Павла Петровича)?
Разбор задания
Подсказкой при выполнении этого задания является слово «подробность». Запомните, если в задании встречается слово «подробность» – значит речь идёт о художественной детали.
Деталь – это важный и значимый инструмент построения образов; это подробность, которая несет огромную идейно-эмоциональную и смысловую нагрузку. Виртуозно данные элементы использовали не все писатели. В своем творчестве активно их применяли Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов и другие художники слова.
Существует несколько классификаций этого элемента. Например, отечественный литературовед и филолог Андрей Борисович Есин в своей книге «Литературное произведение» выделяет три большие группы деталей: психологические, описательные, сюжетные.
Ответ: деталь.
Как называется значимая подробность портретных описаний
Как называется выразительная подробность, важная для характеристики героя или действия (например, «сухой грозящий палец» незнакомца)?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.
— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?
— Решётки-то на замках, — подтвердил «гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.
— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.
— Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?
— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.
— Да. — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный?   А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?
— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.
— Основание? — строго спросил гость.
— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.
— Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками. Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.
Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:
— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.
— Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?
— Эх, эх. — сказал гость, морщась.
— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем. разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.
Клятву скрепили рукопожатием.
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к жанру «роман». Дадим определение.
Роман — это жанр новой литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда — многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Роман позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни. Для героя романа характерно стремление противопоставить свое неповторимое «Я», свою духовную и нравственную свободу окружающей среде, «социальной необходимости». Отсюда разлад между «Я» и обществом.
Общение героев представляет собой обмен репликами. Укажите название такой формы организации текста.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Описывая встречу героев, автор требует от читателя додумывания их реакций, внутренних движений («сконфузившись, ответил», «сказал, морщась» и т. п.). Каким термином обозначается способ отображения внутреннего мира человека?
Такой термин называется психологизмом. Дадим определение.
Психологизм — индивидуализированное воспроизведение внутреннего мира людей в литературных произведениях.
Глава, из которой взят фрагмент, называется «Явление героя». Какое прозвище носил этот герой?
Этот герой носил прозвище «Мастер». Мастер (М) — это герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. М. был историком по образованию и работал в музее. Как-то он приобретает лотерейный билет и выигрывает крупную сумму. М. бросает работу и начинает заниматься тем, о чем мечтал: он пишет роман о Понтии Пилате. Во время написания романа он встречает свою любовь — женщину по имени Маргарита. Она становится верной спутницей и помощницей М.
Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?
В самом начале романа поэт Иван Бездомный — совершенно неприметный образ, больше похожий на шарж. Это последний ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям.
По иронии судьбы прозрение Ивана происходит в психиатрической лечебнице — именно там он и познакомился с Мастером. Знакомство Ивана Бездомного с мастером полностью изменило его жизнь. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны», и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Герои в приведённом отрывке ведут между собой ______. Манера разговора неожиданно появившегося в палате Ивана Бездомного гостя привлекает своей необычностью, которая создаётся с помощью _______ фигур: инверсии, риторических вопросов, умолчания.
Герои в приведённом отрывке ведут между собой диалог|полилог. Манера разговора неожиданно появившегося в палате Ивана Бездомного гостя привлекает своей небычностью, которая создаётся с помощью стилистических фигур: инверсии, риторических вопросов, умолчания.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором затронута тема творчества. Чем оно схоже (или чем различается) с произведением М. А. Булгакова?
Булгаков с самых первых страниц романа «Мастер и Маргарита» подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.
Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова, ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются.
Схожую с булгаковской позицию находим у Бориса Пастернака:
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех… —
Может меняться время, люди даже могут пытаться переписывать историю, но творец, мастер должен всегда быть правдив и служить людям, отдавая себя творчеству без остатка. Такое мироощущение лежит в основе всего творчества Пастернака, свою цель как поэта он видит в постоянном поиске истины.
Таким образом, оказывается, что поэт, писатель — посланник Бога, живущий по небесным законам. Предназначение его заключается в том, чтобы искоренять пороки людей и наставлять их на правильный путь.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?
5.2. Литературовед В. Я. Лакшин о романе «Мастер и Маргарита» писал: «…то, что изображено в таком романе, как «Мастер и Маргарита», это вопросы художника к себе и к жизни, попытка понять нечто новое для себя, разобраться в целях и смысле бытия…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В самом начале романа поэт Иван Бездомный — совершенно неприметный образ, больше похожий на шарж. Это последний ученик Берлиоза, внимающий его «просвещенным» замечаниям.
По иронии судьбы прозрение Ивана происходит в психиатрической лечебнице — именно там он и познакомился с Мастером. Знакомство Ивана Бездомного с мастером полностью изменило его жизнь. Он вдруг осознал, что его стихи «чудовищны», и сочинять их он больше не будет, он понял, что не в том видел смысл жизни, не различал добро и зло, не имел даже собственного «я». Он хочет продолжить труд Мастера, в этом он видит теперь свое предназначение, свой жизненный смысл.
5.2. В приведённом фрагменте текста Мастер приходит в палату к Бездомному. Иван, поплатившийся за самонадеянное желание поймать самого Сатану, попадает в психиатрическую лечебницу. В описании Мастера мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами …» Обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол. В психиатрической клинике они не лечатся, а «сидят». Недвусмысленный намек на заточение неугодных людей. Разговор о поэзии — опять вопросы, которые решаются неоднозначно: сначала Иван Бездомный гордился своим поэтическим творчеством, но потом происходит переоценка и он уже почему-то «неохотно» сознается Мастеру, что он поэт. Таким образом, трудно не согласиться с мнением В. Я. Лакшина о том, что роман «Мастер и Маргарита» — это «попытка понять что-то новое», в нём столько вопросов и проблем, над которыми стоит задуматься, что после его прочтения возникает ощущение, что ты заново открываешь мир.
Как называется значимая подробность портретных описаний
Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
— Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
— Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
— Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. — Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. — Вот кстати и Прокофьич.
Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
— Вот он, Прокофьич, — начал Николай Петрович, — приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?
— В лучшем виде-с, — проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. — На стол накрывать прикажете? — проговорил он внушительно.
— Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
— Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, — прибавил он, снимая с себя свой балахон.
— Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
— Да, надо почиститься, — отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
— Я уже думал, что вы не приедете сегодня, — заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. — Разве что на дороге случилось?
— Ничего не случилось, — отвечал Аркадий, — так, замешкались немного.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях».
Творчество И. С. Тургенева развивалось в русле реализма. Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, согласно которому предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.
Почему в Задание 8 № 1497 тип 1 ответ «критический реализм», а в Задание 11 № 1 тип 1 ответ «реализм», если задания звучат одинаково :»Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И. С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях»?
Возможны оба варианта.
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Евгений Базаров — грубость и резкость в оценках. Базаров Евгений Васильевич — разночинец, студент-медик, «нигилист». Это дерзкий, циничный, сильный человек. Он уверен в правоте своих идей, не признает других мнений, идет напролом.
Б—3: Аркадий Кирсанов — открытость и восторженность. Кирсанов Аркадий Николаевич (АК) — молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. АК привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью «нигилизма». Кроме того, АК добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т. д.
В—2: Павел Кирсанов — сословное высокомерие. Кирсанов Павел Петрович (ПП) — дядя Аркадия Кирсанова, аристократ, придерживается либеральных взглядов. Принципы ПП — это умеренный либерализм, включающий в себя признание политических свобод, конституции, аристократизм в соединении с англоманией, поклонение красоте, искусству.
Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
Такой приём называется антитезой или контрастом. Дадим определение.
Антитеза — риторическое противопоставление текста, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Ответ: антитеза или контраст.
В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
Данный вид речи называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — литературная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) в разговоре между двумя и более людьми.
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Так как именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Евгений Базаров — представитель нового поколения, сам называет себя _______. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, — это ______ между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.
Евгений Базаров — представитель нового поколения, сам называет себя нигилистом. Противоречия, возникшие между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, — это конфликт между представителями разных поколений и разных социально-политических лагерей.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором отображены взаимоотношения представителей разных поколений. Чем схоже (или чем различается) изображение в этом произведении и в «Отцах и детях»?
Произведением, в котором показан конфликт отцов и детей, является пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза». Так же, как и в «Отцах и детях», автор на примере взаимоотношений в одной семье раскрывает проблему, остающуюся актуальной на протяжении столетий. Островский в «Грозе» пишет о глупости, жестокости, самодурстве старшего поколения. Отцы — в лице Кабанихи и Дикого — напрочь отказываются всерьез воспринимать детей. Они тормозят прогресс. Так и в «Отцах и детях» старшее поколение в лице Кирсановых, представителей либералов, противостоят нигилисту Базарову. Так бытовой конфликт перерастает в социальный. Оба автора стремятся показать читателю, что конфликт поколений неизбежен
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?
5.2. Критик и публицист В. П. Буренин, размышляя над вопросом об идейном замысле романа И. С. Тургенева, писал: «Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом. » Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. В данном эпизоде автор, используя приём антитезы, сопоставляет старшего Кирсанова с его щегольской одеждой («тёмный английский сьют», «лаковые полусапожки») с Базаровым, одетым в «балахон».
Старому миру во всем противопоставляется Евгений Базаров. Он гордится своим простым происхождением и уверенно стремится к борьбе с пережитками старого времени. Его выделяет из всех других героев романа даже внешность и манера разговаривать. Он одет в длинный балахон с кистями, носит длинные волосы, которые по тем временам являлись демонстративным признаком вольномыслия. Базаров разговаривает просто и ясно, может к месту воспользоваться поговоркой или пословицей, дает точные характеристики.
Нетрудно заметить искреннюю симпатию автора к этому представителю нового поколения. Так как именно люди, подобные ему, являются в новый исторический период выразителями передовых идей.
5.2. Основным конфликтом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт «отцов и детей», перерастающий в конфликт двух социальных формаций: либералов и разночинцев. Так, в приведённом отрывке даже в описании манер и внешнего вида героев сразу намечается конфликт старшего и младшего поколений. Базаров снимает «балахон», пренебрежительно относится к своему имуществу — «чемоданишко». Павел Петрович же одет безупречно. Уже по тому, что Павел Петрович не подаёт руки Базарову, можно сделать вывод об основных лицах конфликта. Тургенев — мастер художественной детали — создаёт «живые образы отцов и детей». Ему веришь. Герои не оставляют равнодушным читателя. Поэтому критик В. П. Буренин был абсолютно прав.