Как называется элементарная развития познавательного интереса
«Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Ольга Иванова
«Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких интересов являются яркие, красочные, а также подвижные и издающие звуки предметы. Ребёнок непроизвольно обращает на них внимание и испытывает чувство удовлетворении при манипулировании ими. Примерно с двух лет дети начинают задавать взрослым огромное количество вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира.
Чрезвычайно важную роль в умственном развитии дошкольников играет ознакомление с изменением и развитием предметов и явлений. В процессе изменений вызываемых естественными причинами или практическими действиями самого ребёнка, предмет предстаёт в виде последовательных состояний, всё более различающихся между собой.
Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.Обучение детей осуществляется разными методами и приемами:
Дети задают большое количество вопросов об окружающем. Вопросы – показатель детской любознательности, они выражают активное познавательное отношение к окружающему. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Чаще задают вопросы те дети, которые больше знают. Это естественно, потому что вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Вопросы старших детей свидетельствует об определенной направленности интересов, о сформированном интересе к знаниям, о стремлении узнать что-то новое. Детские вопросы разнообразны и чрезвычайно интересны. Они показывают ход мысли ребенка. На детские вопросы надо отвечать, но не всегда эти ответы надо давать в готовом виде, поскольку это не развивает самостоятельности мышления. Если ребенок при некотором усилии и помощи взрослого или сверстников может найти сам ответ, не следует спешить с готовым ответом. В некоторых случаях к ответу следует привлечь других детей. Ответы должны быть достоверными, определенными, немногословными, но исчерпывающими, объясняющими. Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же как смеяться над ними. Они важны для умственного развития ребенка: благодаря им расширяется кругозор, развивается мышление, формируется устойчивый интерес к приобретению знаний.
Познавательные интересы имеют особое значение в развитии детей, главным содержанием жизни которых является учение. Устойчивый познавательный интерес активно содействует глубокому освоению знаний, формированию научного мировоззрения, убеждённости. Всестороннее развитие человека в наши дни не может совершаться вне формирования познавательных интересов, приобщающих подрастающее поколение к духовным ценностям народа. Необходимо воспитывать широкие познавательные интересы, а на их основе развивать интересы, отличающиеся большей целенаправленностью, активностью и глубиной.
Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности они превращаются в познавательный интерес как направленность личности ребёнка на процесс познания и содержания знаний.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством технологии «Лэпбук» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает: — развитие интересов.
Развитие у дошкольников познавательного интереса к миру природы средствами технологии лэпбука В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения,.
Роль экспериментирования в развитии познавательного интереса младших дошкольников Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.
Отчёт по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность» Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию «Развитие познавательного интереса через проектную деятельность».
Развитие познавательного интереса дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов.
Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до» Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО. Одно из направлений моей.
Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним.
Развитие познавательного интереса у дошкольников через ИКТ Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра. Джон Дьюи Мы живём в стремительно меняющемся мире, в.
Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно.
Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие.
Статья на тему: «Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Становление у детей образа окружающего мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые они получают в первые годы жизни. Сначала через взрослого и общение с ним, потом через самостоятельное освоение новых форм деятельности. Биологической основой познавательного интереса является ориентировочно-исследовательский рефлекс, обозначенный И. П. Павловым как рефлекс «Что такое?», который в дальнейшем по исследованиям Л. И. Божович приобретает теоретический характер, перестает удовлетворять органические потребности и направляется на предмет, не данный непосредственно восприятию. Со 2-го месяца жизни у ребенка наблюдается сенсомоторная активность и реципитирующий интерес в форме внимательности к восприятию различных впечатлений из внешней среды. В возрасте 5–6 мес. наблюдаются новые формы поведения ребенка (первые оживленные порывы радости, поиск потерянных игрушек). Эти формы говорят о проявлении активности, выходящей за пределы ответа на раздражение (Л. С. Выготский). В первые годы своей жизни ребенок не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем мире. В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Это, прежде всего, относится к сенсорному развитию. Овладение перцептивными действиями и использование эталонов позволяет более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Наряду с этим появляется произвольная регуляризация сенсорных процессов. Дети учатся не только смотреть, но и рассматривать, наблюдать. Восприятие становится процессом, а не одномоментным актом. А. В. Запорожец считал, что основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать качества и свойства предметов, является система сенсорных эталонов. У ребенка постепенно начинает формироваться система знаний. Упорядочивание этих знаний во многом зависит от взрослого, который находится рядом и руководит подбором содержания и методов развития познавательной деятельности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л. И. Божович, А. А. Люблинская и другие) [3, с. 9]. Интерес — это, прежде всего, мотивационное образование, в котором рядом с эмоциональным компонентом (позитивное эмоциональное впечатление, удовлетворение от процесса, присутствует и другой — потребность в знаниях, в новом. То есть интерес — это аффективно-когнитивный комплекс (результат взаимодействия эмоционального реагирования и процесса познания.) Люблинская А. А. считает, что «в процессе формирования у детей-дошкольников познавательного отношения к окружающему отчетливо раскрываются некоторые стороны самих познавательных интересов. В них явственно выражено, прежде всего,единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предметам действительности. Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности» [3, с. 15]. Эти эмоции отображаются мимическими движениями — поднятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда на объект, слегка открытым ртом или сжатыми губами. Интерес влияет на поведение ребенка, становится основой его активности и самостоятельности. Необходимо отличать кратковременный и длительный интерес у детей. Кратковременный интерес называют реакцией заинтересованности. Длительный интерес — это уже интеллектуальное чувство, позитивная эмоциональная установка на познание определенного объекта. Отечественные ученые в своих работах указывают, что стремление к познанию различных сфер и знаний окружающего мира проходит ряд ступеней, стадий. Так, Г. И. Щукина обозначила их как любопытство, любознательность, познавательный, а затем теоретический интерес. Стадия теоретического интереса присуща взрослому человеку. Эти ступени позволяют определить состояние избирательного отношения субъекта к предметам и явлениям и степень их влияния на личность. Под любопытством автор понимает элементарную стадию ориентировки, обусловленной чисто внешними, часто неожиданными, новыми обстоятельствами, при которой ребенка увлекает факт сам по себе. По утверждению Б. Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Стадия любопытства характерна для детей в возрасте от 2 до 5 лет. Любопытство рассматривается как проявление ситуативного интереса. Н. Д. Левитов говорит о том, что любопытство имеет разные формы, и было бы неправильно думать, что все они являются выражением поверхностной, несерьезной любознательности. Он выделяет непосредственное и наивное любопытство, которое может не содержать в себе ничего плохого. Такое любопытство свойственно маленьким детям.Новому для них человеку они могут задать самые разнообразные вопросы: «Почему вы такой большой?», «У вас есть маленькая дочка?» и т. д. Непосредственное и наивное любопытство, как отмечает Левитов, бывает и у взрослых, когда им приходится обращать внимание на что-то новое, непривычное. Таково любопытство человека, попавшего в новую обстановку. Левитов говорит и о серьезном любопытстве, которое свидетельствует о любознательности человека. Это своего рода кратковременное проявление любознательности. Левитов рассматривает любопытство в качестве одного из показателей умственной активности, широты интересов человека.Он подчеркивает роль любопытства в науке: оно часто является толчком к постановке исследования. Любопытство — это желание узнать, увидеть что-то новое здесь и сейчас. Далее любопытство приобретает другое качество, перерастает в любознательность. Любознательность — склонность к приобретению новых знаний. Она не ограничивается созерцанием или свидетельством факта или явления, но характеризуется активным стремлением проникнуть за пределы того, что увидел ребенок, сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность особо ярко проявляется в среднем дошкольном возрасте. Начинается возраст «почемучек», ребенок постоянно задает взрослым вопросы об окружающих предметах и явлениях, их происхождении, устройстве, причинах возникновения. Серьезный теоретический анализ проблемы детских вопросов был осуществлен в отечественной психологии А. И. Сорокиной. В исследовании А. И. Сорокиной выделены три основных группы вопросов в зависимости от мотивов, побуждающих ребенка к их постановке. Вопросы первой группы обусловлены стремлением к общению, участию в деятельности; второй группы — эмоциональным переживанием; третьей группы — стремлением к овладению знаниями. Мотивы,определяющие постановку вопросов различны: вопросы, задаваемые с целью овладения правилами личного и общественного поведения, собственно познавательные вопросы, направленные на познание окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте вопросы об окружающем обусловлены не только наглядно воспринимаемым объектом, но и желанием ребенка сопоставить свой прежний опыт с новым, найти сходство и различие, раскрыть связи и зависимости между предметами. Это стремление выражается в более сложной вербальной формулировке вопросов. Вместе с тем А. И. Сорокина подчеркивает, что именно вопросы взрослого, задаваемые ребенку, являются первоначальным стимулом, который активизирует мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов. Д. Б. Годовиковой были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве. Основанием для их вычленения стала степень выраженности стремления к познанию нового, неизвестного. По мнению Сорокиной А. И., любознательность и познавательный интерес имеют общую основу — познавательное отношение, но различие их определяется объемом и глубиной этого отношения, степенью активности и самостоятельности субъекта в добывании новых знаний. Познавательный интерес отличает постоянное стремление к умственной деятельности, к проникновению в сущность явлений, к самостоятельному поиску решения возникших ситуаций, проблем. Особенностью познавательного интереса считают направленность не столько результат, сколько на сам процесс познания. Итак, на протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста: возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового; интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности; расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности; углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей. Анализируя содержание области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) мы проследили, как меняются задачи в разных возрастных группах. Авторы учитывали при написании программы этапы развития и формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так, если в первой и второй младших группах, а также средней группе перед педагогами ставится задача знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий. То есть речь идет о расширении чувственного опыта, накоплении знаний об окружающих предметах и явлениях в совместной с взрослым практической познавательной деятельности экспериментального характера [1, с. 17]. В старшей и подготовительной к школе группе педагог учит детей на основе знакомых обобщенных способов исследования объектов самостоятельно устанавливать функциональные связи между системами объектов и явлений, способствует самостоятельному использованию действий экспериментального характера. Путем показа занимательных опытов и проведения простейших экспериментов у детей развивают познавательно-исследовательский интерес. Ребенок старшего дошкольного возраста при достаточном обучении уже может действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, и умеет определять алгоритм собственной деятельности. Таким образом, авторы раздела «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы» делают акцент на продуктивной познавательной деятельности, которая направлена на развитие ребенка в противовес привычной всем педагогам репродуктивной познавательной деятельности, которая строится по принципу «повтори за мной» [1, с. 10]. Большое количество педагогов по-прежнему считает умным ребенком такого, который может повторить все, сказанное взрослым. При организации репродуктивной воспитательной деятельности ребенок действительно овладевает определенным набором алгоритмов решения тех или иных задач, используя при этом в основном память, а не мышление. При продуктивной познавательной деятельности ребенок, сталкиваясь с новой проблемой, может использовать свой опыт, а также самостоятельно использовать действия экспериментального характера, ставить цель, составлять свой алгоритм действий, обнаруживать несоответствие цели и результата, корректировать свою деятельность.
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если.
Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.
Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр «Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.
Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.
Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом ТЕМА: Развитие любознательности и познавательного интереса детей раннего возраста посредством экспериментирования со льдом. Цели и задачи:.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду. Одним из основных принципов.
Развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним.
Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.
Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Александра Кузнецова
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста
В федеральном государственном стандарте нового поколения говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.Каждый ребенок на занятиях должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения». В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знания. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным».
Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Познавательный интерес — это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих, поэтому важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях.
В исследованиях Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др. определены стадии развития познавательных интересов^
3. Познавательный интерес
4. Теоретический интерес.
Дадим характеристику каждой из них.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена внешними, неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой ступени ребенок довольствуется только занимательностью материала, у него наблюдается стремление к познанию внешнего, того, что он непосредственно воспринимает.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Эта стадия характеризуется поступательными движениями познавательной деятельности ребенка, поиском интересующей информации.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интересвыступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Полноценное познавательное развитие должно быть организованно в двух основных блоках образовательного процесса в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем и в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Для развития познавательного интересадолжны быть условия в ДОУ:
— создание обогащенной предметно-пространственной среды для начала развития интереса
— полочка умных книг (энциклопедии, справочники и т. д.)
— традиционное чтение познавательных книг, работа со справочной литературой (как на познавательных занятиях, так и в совместной познавательной деятельности)
— Роль взрослых в активизации познавательного интереса. Педагог, который сам не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, не может зажечь в сердце ребенка и сознании жажду познания мира.
— организация познавательного поиска детей (совместная деятельности). В процессе выполнения заданий взрослый очень деликатно должен включаться в совместную деятельность, тогда у ребенка возникает радость открытия, которое он сумел сделать сам.
— вовлечение в выполнение творческих заданий;
— интеграция разнообразной деятельности;
— создание проблемно-поисковых ситуаций;
— включение занимательности в содержание;
— стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности;
— использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса.
Условия воспитания познавательных интересов у детей дошкольного возраста могут быть созданы в любом дошкольном образовательном учреждении. При этом важное значение имеет заинтересованность взрослых, прежде всего воспитателя, работающего с ребятами, и родителей. Дошкольники вовлекаются в процесс самостоятельного добывания знаний, у них развивается интерес к размышлению, рассуждению, высказыванию своей обоснованной точки зрения. Формируются умственные действия, интеллектуальная культура и пр.Меняется само качество знаний: повышаются их полнота, образность, осознанность, систематичность, логичность и т. д. Кроме того, наблюдается значительный личностный рост детей.Несомненен нравственный аспект: все участники объединены совместной познавательной деятельностью и радостью открытия. Осмыслить проблему, найти ее решение дети могут, сотрудничая друг с другом и воспитателем. Высказывание одного ребенка вызывает предположения других. Дошкольники свободно проговаривают свои предположения, мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, слышат друг друга, доброжелательно оценивают, одобряют.
Таким образом, показателем познавательного интереса будет,если дети:
• думают (анализируют, обобщают, доказывают);
• удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
• внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю;
• фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала,использование игровых приемов в образовательном процессе:
• внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
• коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
• художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы,
• выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.
Для развития познанияприемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
Для развития понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:
• организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
• семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
• оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
• совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
С этой целью в детском саду проводятся:
• родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
• консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Конспект занятия «Формирование интереса и любви к книге» для детей 5–6 лет b]Цель:[/b] Формирование интереса и любви к книге. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения бумаги, книги; Выявить знание детских.
Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.