Как называется вырез на гитаре
Для гитаристов
Для чего нужен вырез в корпусе гитары?
Модификация акустической гитары
Корпус акустической гитары в традиционной конструкции напоминает цифру «восемь». Это соответствует при некоторых габаритных расхождениях моделям классического типа, джамбо, дредноут и т.д. В то же время часть инструментов изготавливаются с фигурным вырезом в корпусе (cutaway). Присутствие выреза не меняет типовую классификацию гитары, а только является модифицированной версией инструмента.
Лады на грифе гитары
Во время игры на акустической гитаре с традиционным корпусом, как правило, гитаристом используется часть грифа в пределах двенадцати ладов – для гитары классического типа, и четырнадцати ладов для эстрадных инструментов. Прижатие струн выше указанных ладов вызывает определенные трудности. Пальцы расставляются на струнах и ладах без участия большого пальца левой, который выполняет функцию опоры на гриф. Аппликатуры аккордов здесь строятся в весьма ограниченных вариантах, а использование барре исключается вовсе. Дальние лады ограниченно используются и при исполнении инструментальных произведений. Чаще всего на таких ладах воспроизводятся короткие мелодии, пассажи, причем в рамках большого музыкального произведения.
Игра на гитаре за 12 ладом
Вырез в корпусе гитары расширяет аппликатурные возможности гитариста. Пальцы левой руки легко располагаются за пределами двенадцатого лада. Применение большого пальца левой руки в качестве опоры создает условия для построения различных аккордов, в том числе с использованием приема барре. Появляются дополнительные возможности для воспроизведения инструментальных композиций.
При всех достоинствах инструментов с фигурным вырезом в корпусе следует учитывать и некоторые другие обстоятельства. Струны, прижатые выше двенадцатого лада, обладают малой амплитудой колебания. Воспроизводимые здесь звуки быстро затухают, тембр звучания весьма скромен. Кроме того, во время извлечения звуков выше двенадцатого лада нередко наблюдаются отклонения в строе гитары, т.е. проявляются фальшивые звуки. Данные факторы вносят существенные коррективы в исполнительскую практику.
Хотите узнать больше, как устроена гитара? Тогда читайте статью Конструктивные особенности акустической гитары
____________________________________________________________________________
Наши гости часто посещают эти страницы сайта
Cutaway
Cruasder CF 6000 CFM.
Откуда пошла мода на гитарный вырез – сказать сложно.
Наши историки гитары об этом молчат, а буржуйские форумчане и блогеры – постят одно и то же, со ссылками друг на друга. Мол, впервые катэвей появился в XIX веке – у французского мастера Georges Warnecke. Никто не дает ни фотографий той гитары, ни вообще – любых фотографий инструментов мастера Georges Warnecke. Будто и не было такого, как не было Джеймса Роджерса и его «массачусетского эксперимента». А если и был, то неизвестно – делал ли он в XIX веке гитары с сегментированием корпуса. Мы пересмотрели множество гитарных форм – от конца XVIII до начала XX веков – и не нашли ни одной с вырезом.
Разобраться в современном интернете весьма сложно. Где фейк, а где факт – порой не знают и специалисты.
Общим местом стало признание, что, вероятнее всего, сегментирование корпуса – пришло в мир акустических гитар – в середине прошлого века от гитар электрических, где вырез был просто необходим, по специфике игры на электричках, где нет характерного для классики ведения двух мелодических линий. Ритм-гитарист поддерживает линию аккордами, басист бамкает, как нетрудно догадаться, нижние ноты, а соло-гитарист – часто импровизирует на дискантах. Для последнего – и важен доступ выше 14 лада.
Систематизация гитарных вырезов очень простая.
Есть Venetian cutaway, венецианский катэвей и есть Florentine cutaway, флорентийский катэвей.
Венецианский катэвей на модели Crusader CF 6001 CFM.
Острый вырез, характерный для флорентийского катэвея.
К Венеции и Флоренции оба сегмента имеют опосредованное отношение. Мы не знаем точно, какие именно аналогии возникли у автора такого разделения. Венецианский и флорентийский стили хотя и существуют – и в архитектуре, и в одежде, и в живописи – никак не указывают на специфику гитарных катэвеев. Специалисты обычно выделяют две характерные особенности стиля – увлечение колористикой в Венеции и перспективой во Флоренции. И обе особенности – ни каким боком не соотносятся с катэвеями гитар. Нужно признать такое разделение искусственным и чисто техническим.
Фирмачи Gibson’a пишут, что первая их гитара с венецианским катэвеем – это archtop 1939 года Super 400P, а с флорентийским – реплика гитары серии О, первую модель которой отследить трудно.
Первый венецианский катэвей гитары Gibson Super 400, 1939 год.
Первый намек на флорентийский катэвей. Гитара Gibson. Корпус типа О.
Из-за того, что материала по истории катэвея совсем мало, некоторые блогеры путают и пишут, что эти две гитары – и есть первые сегментированные инструменты. Вряд ли это так.
Кроме того, в двух видах катэвея различают подразделы. У законодателя гитарных мод – фирмы Тейлор – есть дополнительный подпункт soft-cutaway, означающий отсутствие (или сильное смягчение) «рога». Софт-катэвей может быть и венецианским, и флорентийским, а все их различие – в округлости форм.
Венецианский soft-cutaway.
Еще один пример венецианского soft-cutaway.
Флорентийский soft-cutaway.
Еще есть squared-off cutaway, т.е. «квадратный» катэвей, характерный больше для цыганских гитар типа Selmer.
Две гитары типа Selmer c «квадратными» сегментами.
Double cutaway, двойной катэвей – существует, скорее, в теории инженеров акустических гитар. Он очень распространен в среде электрогитар, но в мире акустики – музейная редкость из серии «принцип пошел на принцип». Он просто не нужен и смотрится скорее забавно, чем красиво.
Дабл-катэвей. Или заблудившийся стратокастер.
Венецианский дабл-катэвей.
Флорентийский дабл-катэвей.
Очень страшный дабл-катэвей. Относится к типу «Орк» подтипа «Шрек». Так и запишите в тетрадочку.
Или вот. Вроде бы и флорентийский, но такой косой, что Медичи смотрят с благостных небес и краснеют за лютнера.
Конечно же, любое поползновение на целостность корпуса – не оставляет звук без изменения. Катэвей ухудшает звук, хотя и не так трагично, как об этом принято думать. Хорошая гитара будет звучать хорошо и с сегментом. Плохая, как бы говорит нам Капитан Очевидность, не зазвучит лучше и без выреза. И уж точно, вряд ли кто в слепом тестировании различит – что там у гитары с корпусом. Как бы то ни было – гитаристы-классики – никогда не используют гитары с катэвеем. Это моветон.
Зато такие гитары – идеальны для подключения. Большинство эстрадных гитар с сегментом – и классического типа, и вестернов – имеют темброблоки.
Реплика Ovation. Crusader CR 41.
Чаще всего – это простые инструменты начальных линий. Мы не стремимся пополнять ассортимент массивными гитарами с катэвеем, хотя и такие у нас есть – для истинных ценителей жанра.
Вестерн с массивом кедра 520 линии.
Классика с массивом ели Crusader CC 210 CFM. Венецианский катэвей.
Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары
Строение гитары. Общая информация
В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.
Схема строения гитары
На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.
Корпус
Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.
Нижняя дека
Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.
Верхняя дека
Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.
Вырез (катавей)
Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.
Подставка (бридж)
Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.
Канты
Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.
Стреплок
Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.
Обечайка
Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.
Нижний порожек
Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.
Розетка
Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.
Резонаторное отверстие
Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.
Колышки для крепления струн
Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».
Накладка (гольпеадор)
Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.
Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.
Накладка на гриф
Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.
Ладовые порожки
Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.
Голова грифа
Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.
Накладка на голову грифа
Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».
Гребень головы
Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.
Колковая механика
Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.
Валики колковой механики на классической гитаре
В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».
Пятка
Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.
Накладка на пятку
Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.
Струны
Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.
Верхний порожек
Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.
Маркеры ладов
Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.
Внутренняя часть
Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.
Система пружин
Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.
Анкерный стержень
Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.
Гайка для регулировки анкера
В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.
Предусилитель
Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.
Звукосниматель
Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).
Разъем типа «Джек»
Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.
Форма акустической гитары и ее влияние на звук
Заходя в музыкальный магазин, неискушенный покупатель может растеряться. Количество представленных акустических гитар впечатляет даже искушенного музыканта, а начинающий гитарист и вовсе теряет дар речи. Как во всем этом многообразии найти тот инструмент, который подходит именно вам? Вот бы поиграть на них на всех и выбрать, но всегда ли есть на это время? Ориентироваться при выборе по цене – это в целом верное решение, но есть еще один нюанс, о котором начинающие музыканты могут не знать. Форма гитары оказывает большое влияние на звук, и если вы представляете какое звучание вам нужно, знание того, какая форма инструмента (тип корпуса) ему соответствует, поможет значительно сузить круг поиска.
Дредноут (Dreadnought)
Gibson в свое время разработали свои варианты дредноутов, так называемый «дредноут с округлыми плечами», самой первым и знаменитым представителем которого стала легендарная Gibson J45 и «дредноут с квадратными плечами», воплотившийся в не менее легендарный Gibson Hummingbird.
Orchestra (Auditorium)
По сути, это одна и та же форма корпуса, просто разные производители называют ее по-разному. Этот корпус несколько меньше чем дредноут и более удобно лежит в руках. Характерным является наличие четко выраженной зауженной «талии» инструмента. Исходя из названия, можно понять, что предназначены гитары, прежде всего, для игры в оркестре, хотя, конечно, сфера их применения гораздо шире. Дело в том, что в оркестре важно не только то, чтобы инструмент звучал хорошо сам по себе, но чтобы он еще и не мешал другим инструментам, залезая в чужой частотный диапазон. Поэтому, в отличие от дредноута, гитары Orchestra звучат не так насыщенно в низких частотах и верхах, и в целом – несколько тише. Зато их преимуществом является идеальная сбалансированность по частотам. Звука каждой частоты в них ровно столько, сколько нужно. Поэтому музыканты очень любят использовать эти гитары в студии – спектр звучания получается очень правильный. Характерными представителями можно назвать TAKAMINE P3MC ORCHESTRA или Sigma OMM-ST+.
Некоторые производители, например, Crafter, предлагают увеличенный вариант этого корпуса, который называется Grand Auditorium. Это форма, характеризующаяся хорошим частотным балансом и при этом звучащая довольно громко и полнозвучно.
Парлор (Parlour)
Очень элегантные и изящные гитары. Небольшой корпус, весьма удобно лежащий в руках, идеально гармонирует с музыкой романса или задушевной романтичной баллады. Эти гитары называют еще женскими, ведь именно женщины любят все элегантное. Плюс, благодаря уменьшенному размеру корпуса, женщине или девушке удобно держать такую гитару в руках. Звук у парлора довольно мягкий и ненавязчивый, что хорошо сочетается с негромким романтичным голосом. Благодаря своим небольшим размерам, гитары с формой парлор любят туристы, взять с собой в поход парлор гораздо удобнее, чем, например, дредноут. В качестве примера и фактически идеального инструмента с корпусом парлор мы можем рекомендовать TAYLOR GS MINI-E WALNUT GS MINI или более дешевый вариант Fender CP-60S.
Джамбо (Jumbo)
Это самая большая и самая громкая из всех акустических гитар. Она была разработана фирмой Gibson, до сих пор одна из самых популярных джамбо в мире производится этой компанией и называется Gibson J-200. Хотя, надо сказать, Gibson пошли еще дальше и предлагают сегодня уже еще более увеличенный вариант корпуса под названием Super Jumbo. Корпус джамбо превосходит по размерам даже дредноут, а нижняя часть джамбо увеличена даже по сравнению с огромными размерами самого инструмента. При этом «талия» корпуса несколько заужена, как у Auditorium, благодаря этому звучание джамбо довольно сбалансированное. Очень популярны 12-струнные варианты джамбо, обладающие наиболее насыщенным звуком. Единственным недостатком джамбо можно назвать большие размеры, из-за чего на такой гитаре не всегда удобно играть людям небольшой комплекции, а также очень громкий звук, что может иногда быть помехой при занятиях музыкой дома. Если вы желаете приобрести джамбо, обратите внимание на Gretsch Rancher.
Фолк (Folk)
Slim (Thinline)
Далее нужно упомянуть так называемые трэвел-гитары (travel). Это инструменты с уменьшенным корпусом (не только с уменьшенной глубиной как slim, но уменьшенные пропорционально). Такие инструменты предназначены для поездок и походов. За счет небольшого корпуса они занимают меньше места и этим удобны. Звучат они, соответственно, тоже несколько «меньше» аналогов.
Интересная форма, предлагаемая компанией Takamine. Корпус NEX представляет собой нечто среднее между Jumbo и Auditorium.
Это уже разработка другой компании, а именно – Ibanez. Форма AE очень напоминает NEX и тоже похожа на несколько уменьшенную Jumbo. Форма AE имеет характерную форму выреза и более плавные контуры. Среди гитар AE можно выделить превосходную премиальную Ibanez AE900-NT, а в бюджетном сегменте стоит обратить внимание на Ibanez AE315-NT.
Конечно, звучание гитары определяется не только формой, но и выбором древесины, качеством изготовления, наличием выреза, струнами и еще множеством других факторов. Однако понимание того, какие тенденции звучания имеет каждая из форм, поможет вам в поиске вашей идеальной гитары. Надеемся, эта статья была для вас полезной.