как называется у очков деталь что держит очки на ушах
Все, что вам нужно знать о своих очках. Анатомия очков: части оправы, размеры очков, цифры на заушниках.
Каждый день мы надеваем очки для того, чтобы лучше видеть или защитить глаза от вредных ультрафиолетовых лучей. Но, когда ваши любимые очки ломаются, возникает необходимость ремонта. Вы звоните в оптику или ищете в Интернете запасные части для очков. Как часто вы ловили себя в недоумении, объясняя или вбивая в поиске: «Хм, это такая пластиковая штучка с кусочком металла. «? Или «дужки для пластмассовых очков»?
Сегодня производители используют инновационные материалы в производстве, работают над формами очков, но строение оправ остается неизменным.
ЧАСТИ ОПРАВ. Металлических и пластиковых.
Оправы бывают металлические, пластиковые (а также из ацетата или Гриламида TR-90) и комбинированные. Если рассматривать оправу в общем, то, можно сказать, что она состоит из рамки и крепящихся к ней заушников. Рамка, фронтальная часть оправы, в свою очередь, состоит из ободка, в который вставляются линзы, и переносья. Переносье – это выемка для носа в центре фронтальной части оправы.
Носоупоры – приспособления, которые делают посадку очков на носу удобной. Они могут быть неподвижными и подвижными (крепятся к ободкам с помощью держателя).
Заушник – это деталь оправы, крепящаяся к фронтальной части с помощью шарнира. Часто заушники называют «дужками», но это не совсем верно.
Их назначение – удерживать очки на лице. Здесь важное значение имеет длина прямой части заушника. В комбинированных оправах прямая часть заушника выполняется жесткой (металл, титан), а наконечник заушника – из пластика или ацетата.
Подвижность заушников может быть разной. Традиционный вариант: заушники складываются к рамке, а при раскрытии образуют с рамкой угол 100°-110°. Сегодня популярны флексовые шарниры, которые позволяют раскрывать заушники даже до 180°, как у модели детских оправ Fun-Kids FH-18.
РАЗМЕР ОЧКОВ (оправ).
Размер оправы указывается на внутренней стороне левого заушника, рядом с брендом. Это главный параметр с которого следует начинать подбор очков. Он состоит из трех цифр, разделенных тире, иногда после первой нарисован квадратик.
Пример: 54-20-134 или 54 20-134, или 54/20-134 (через «слэш») где:
134 – длина заушника
26 – высота оправы (см. рисунок выше).
Важно:
1. Размер ваших очков можно немного «двигать» и, покупая очки, не обязательно выбирать строго по цифрам. Допускается изменение:
— на ширину рамки +/- 3-5 мм
— ширину моста +/- 1 мм
— длину заушника +/- 5 мм.
Таким образом, если вы носите очки с размером 54–20–134, то можно купить очки с размером и 55-19-135.
2. Желательно все же зайти в магазин/салон оптики и примерить очки.
ЦИФРЫ НА ЗАУШНИКАХ (дужках) ОЧКОВ.
Кроме размеров, на заушниках оправ и солнцезащитных очков наносят:
— номер цвета модели
— категорию линз (для солнцезащитных очков).
Пример:
Информационные обозначения, которые свидетельствуют о наличии защитных светофильтров линз, тоже наносятся на заушник. Подробнее >>
Строение очков
Строение очков нужно знать всем пользователям данных средств коррекции зрения.
Знания пригодятся в случае проведения ремонта самостоятельно.
Производители применяют инновационные материалы для их производства, работают над новыми формами, но строение остается прежним.
Названия деталей очков
Очковую оправу изготавливают из металла, пластика или комбинируют материалы. Состоит она из рамки и заушников.
Покрытие — просветляющее, поляризационное, фотохромное, гидрофобное, цветовое, УФ-блокирующее.
Размеры деталей
Размер ободка указывается на внутренней стороне левого заушника. Подбор следует начинать с этого параметра.
Указывается три (реже четыре) цифры через тире или дробь. Пример: 55-21-135-27, где:
Подбирать аксессуар не обязательно строго по конкретным параметрам. Допустимы незначительные отклонения, указанные в скобках.
Обозначения на заушниках (дужках) очков
Крупные производители предпочитают устанавливать свою маркировку. Данные значения несут информацию о производителе, размере, их свойствах.
При чтении надписи слева направо сначала указывается производитель и страна, где произведено изделие (Made in). Затем следует серийный номер модели — состоит из 4-5 цифр. Комбинация CE означает, что изделие прошло сертификацию и соответствует стандартам качества, принятым в Европе.
Следующие цифры — ширина линзы, мостика, длина дужки и цвет оправы. Пример, Made in Italy CE 16033-55-18-140-071.
Если средство коррекции зрения имеет УФ-защиту, ее указывают — UV 400 (UV — УФ, 400 — степень защиты). Маркировка редко встречается на корректирующих моделях. Чаще ее используют производители дорогих изделий.
Полезное видео
Как правильно выбрать очки для зрения:
Конструкция очков
Дужки, заушники.
Дужки, заушникu – это часть конструкции оправы, крепящаяся к раме очков с помощью ушек. Их назначение удержание очков на ушах. Большое значение имеет длина заушника. Если она длиннее чем требуется, очки будут съезжать на нос, если длинна короче, они не достанут до ушей и будут падать.
Дужки бывают гибкими, жесткими и комбинированными. В последнем случае прямая часть дужки выполняется жесткой, а изгибающийся конец – эластичным. Гибкие и комбинированные дужки употребляются в основном в детских оправах. Больше всего детям подходят пружинные дужки. Начало таких дужек жесткое, а окончание, заушина, выполнено в виде металлической пружинки, которая бывает покрыта пластиковой оболочкой. Такие заушники длиннее обычных, потому что они не заканчиваются за ухом, как другие, а заворачиваются вокруг уха, огибают его снизу. И в случае если ребенок наклоняется, очки не падают на пол, а висят на ушах.
Подвижность дужек может быть разной. Традиционный вариант когда дужки складываются в направлении друг к другу до полного прилегания к рамке.
Флексы.
Дужки крепятся к оправе линз разными способами. Но в любом случае это должно быть подвижное или сгибаемое соединение. Чаще всего встречаются соединения так называемые флексы. В крепление дужки впрессована коробочка с пружиной к которой крепиться шарнир. Эта пружина позволяют дужке открываться немного наружу. Сделано это потому, что размер головы у людей разный, а пружины позволяют компенсировать эту разницу и обеспечивает плотное прилегание к голове. Но у флексов есть значительный недостаток. Флексы — это самое слабое место в конструкции очков и при поломке сложно восстанавливаются. Причем, их качество не всегда зависит от производителя. Хотя встречаются достойные инженерные решения.
Шарниры.
Так же используются шарнирные соединения типа якорь или гарпун. Их устанавливают в пластиковые оправы, вплавляя в пластик намертво, а форма крепления в виде якоря или гарпуна позволяет им качественно закрепиться в оправе. Из практики эти и подобные им шарниры самые прочные. Хотя в умелых руках хозяев очков ломаются и они. Но к счастью, из за своей простоты в устройстве и монтаже, эти шарниры не сложно поменять на аналогичные.
Оправы.
Существует несколько видов оправ. Если не касаться материала из которого изготовлены оправы, то оправы бывают классические, лесочные оправы, в которых линзы притягиваются леской к рамке линз. Леска проходит по специальному желобу отфрезерованному по периметру линзы. Данный вид оправы создан с целью минимизировать присутствие металла на лице и облегчить общий вес очков. Конечно подобное облегчение сказывается на прочность конструкции очков, но при аккуратной эксплуатации подобные оправы служат достаточно долго.
Безободковые оправы.
Еще существуют так-называемые безободковые очки, к которым относятся очки в стиле Silhouette (силуэт). Они изготовлены из сплавов титана и состоят из пары заушин, переносицы с носоупорами и, собственно, самих линз. В подобных оправах титановые полоски заушин работают как пружины. Есть версии с подвижными соединениями, т.е. заушины складываются традиционном способом. Очки выпускается в различных интерпретациях и разными производителями. Они неизменно пользуются популярностью среди очкариков из-за своей простоты (кажущейся) и миниатюрности. И кстати, в этом виде оправы чаще всего применяют драг металлы, платина, золото в белом, желтом и прочих цветах. Должен предупредить, что при ремонте оправ очков из драг металлов — золота, платины, серебра, не допустимо использовать традиционные методы пайки. Только лазерную сварку. Металл в оправах специально нагартован, а при отжиге потеряет упругость и будет гнуться в любом направлении.
Из каких деталей состоят очки
Специалисты сети салонов оптики «Счастливый взгляд» рассказывают, из каких деталей состоят очки.
Запишись на бесплатный подбор очков
Название и расположение деталей очков
Линзы ― основной элемент очков. В современной оптике предпочтение отдается пластиковым линзам, однако в некоторых случаях используют стекло. Именно линзы обеспечивают коррекцию зрения или обеспечивают защиту от солнца, если речь о солнцезащитных очках.
Оправа – конструкция из металла, пластика или других материалов, в которую устанавливают линзы. Форма оправы играет скорее эстетическую роль, однако важно учитывать рецепт на линзы. Например, если клиенту рекомендованы прогрессивные линзы, подойдет не любая оправа. Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуется выбирать оправу вместе с консультантом оптики.
Рамка ― передняя часть оправы. Состоит из ободков, в которые вставлены линзы, и мостика. Различают ободковые, полуободковые и безободковые оправы. В безободковых оправах линзы крепятся с помощью пластиковых втулок или винтов. Пространство для линз, ограниченное ободком, называют световым проемом.
Мост, мостик или переносица – седловидная деталь, соединяющая ободки. Принимает на себя основной вес очков.
Носоупоры – пластиковые или силиконовые накладки, которые обеспечивают надежную посадку очков на лице. Если оправа выполнена из пластика, в большинстве случаев носоупоры являются частью рамки. Если же оправа металлическая, носовые упоры являются отдельным подвижным элементом. Это позволяет регулировать посадку оправы.
Заушники имеют форму дуги и также обеспечивают правильную и неподвижную посадку очков. Чтобы заушники не раздражали нежную кожу за ухом и не причиняли дискомфорт, их концы покрыты силиконом или пластиком.
Замок или шарнир – с его помощью заушник крепится к рамке. Некоторые оправы оснащены замком типа «флекс», который делает заушники подвижнее.
Запишись на бесплатный подбор очков
Составляющие очковых линз
Современные очки часто оснащены покрытиями, улучшающими качество изображения. К основным покрытиям относят:
Как починить очки: оправа, дужки, шарниры
Очки — зачастую неизменный атрибут современного человека, которому приходится много времени проводить за компьютером, ведь не все имеют возможность и желание носить контактные линзы. Впрочем, очки носят не только люди с плохим зрением; это ещё и довольно стильный аксессуар, а солнцезащитные очки, дожидаясь своего часа, лежат на полочке почти у каждого.
Какие бы ни были очки — для коррекции зрения, перфорированные, солнцезащитные, декоративные без линз, дорогие брендовые или дешёвые, купленные на рынке за сто рублей, — они имеют свойство ломаться. Обычно лопается оправа, но и разбитые линзы не редкость. Как часто мы садимся на диван и вдруг слышим неприятный хруст? Хруст этот свидетельствует о том, что пришло время покупать новые очки.
Очень жаль! Может быть, ещё не поздно всё исправить? Если, например, разобраться, из чего состоят очки и как починить их самостоятельно?
Конструкция очков
Основной элемент любых очков — линзы, выполненные из стекла или пластмассы. Линзы вставлены в оправу, к которой с помощью шарниров прикрепляются дужки, или заушники. Шарнир имеет неподвижную часть, зафиксированную в оправе, и подвижную, приваренную к металлической сердцевине заушника и зафиксированную в его пластмассовой части. В некоторых моделях вместо заушников используется охватывающая голову лента или резинка.
Перемычка между двумя линзами называется «мостом», или переносьем, а пластиковые или силиконовые подушечки, защищающие переносицу от сильного давления оправы, — носоупорами, которые, как и дужки, прикрепляются к очкам при помощи шарниров. Наличие носоупоров характерно скорее для тяжёлых металлических очков, тогда как пластиковые очки достаточно лёгкие и не оказывают такого давления на нос.
Сломаться может любой элемент конструкции очков, но особенно часто поломкам подвержен «мост» и места соединений оправы с дужками (и носоупорами, если они есть).
Как самостоятельно починить переносье?
1. Временный ремонт «моста» при помощи бумаги и клея
Хорошая новость: с подобным заданием способен справиться даже ребёнок! Необходимо только найти суперклей (подойдёт «Момент») и глянцевую бумагу, которая по расцветке не сильно отличается от оправы (впрочем, можно сыграть на контрасте).
Бумагу нужно нарезать на тонкие полоски и аккуратно обмотать ею переносье до желаемой толщины, не забывая промазывать клеем. Перед нанесением нового слоя нужно подождать, пока высохнет старый.
Очки готовы! Теперь можно спокойно дотянуть до похода к специалисту по ремонту.
2. Ремонт «моста» при помощи булавки
Тоже довольно интересный способ. Понадобится небольшая кастрюля или миска с кипятком и булавка.
Сначала необходимо расплавить пластик, для чего образовавшиеся при расколе торцы «мостов» опускаются как можно ближе к кипящей воде. Когда торцы смягчились, нужно вставить в один из них короткую булавку (можно «отщипнуть» кусачками часть булавки), а затем насадить на него другой торец. Образовавшуюся щель следует сгладить рукой, пока пластик не застыл. Очки как новые!
3. Профессиональный ремонт «моста»
Этот способ по сути схож с предыдущим, однако требует больше внимания, точности и усердия. Кроме того, понадобятся различные инструменты:
В образовавшихся при расколе оправы торцах необходимо просверлить два отверстия диаметром 1,5 мм и глубиной 5 мм, затем сверху и снизу от них просверлить сквозные отверстия диаметром 1 мм. При помощи резака образовать канавки между двумя верхними, а также двумя нижними отверстиями. В отверстия диаметром 1,5 мм залить клей и вставить стальную проволоку длиной 9 мм. Торцы смазать клеем и соединить. Скрепить конструкцию при помощи нихромовой проволоки, пропущенной через верхние и нижние отверстия. Отверстия и канавки залить клеем, после высыхания отшлифовать наждачной бумагой.
Как заменить потерянный винт?
1. Временный ремонт шарнира
Произвести временный ремонт шарнира, что позволит дождаться похода к специалисту, можно при помощи зубочистки, проволоки, булавки или капроновой лески.
Оправа и дужка очков выравниваются относительно друг друга так, чтобы в шарнире образовалось отверстие, в которое вставляется зубочистка (или что под руку попадётся из представленного списка). Лишнюю часть зубочистки необходимо обрезать, проволоку — скрутить, а капроновую леску — оплавить в пламени зажигалки или спички.
2. Ремонт шарнира с флексовым механизмом
Флексовый механизм используется дли фиксации дужек очков в определённом положении — очень удобно для тех, у кого нестандартный размер головы! К сожалению, такое замечательное устройство имеет серьёзный недостаток: выпавший из подобного шарнира винтик очень сложно вставить на место.
Дело в том, что между двумя частями шарнира располагается подвижная планка, которая при выпадении винтика втягивается внутрь дужки. Чтобы вытащить планку, необходимо зафиксировать дужку (например, с помощью тисков) и, одной рукой удерживая оправу и оттянутую иголкой или отвёрткой планку, вкрутить винтик в шарнир. С первого раза может не получиться, но не стоит сдаваться! Несколько попыток — и готово.
Как самостоятельно отрегулировать дужки?
Иногда бывает так, что после длительного ношения в сумке или кратковременного неудачного соприкосновения с чем-то тяжёлым очки вроде бы и не сломаны, но всё же носить их не очень удобно: давят на уши, переносицу или, наоборот, постоянно болтаются и сползают. Причина может крыться в неправильной регулировке дужек и носоупоров.
При помощи нехитрых приспособлений можно с успехом починить некстати сломавшиеся очки или отрегулировать оправу для наибольшего комфорта.