Как называется турецкий танец мужчин
Танец настоящих мужчин
Только один раз в году в Турции можно увидеть настоящие пляски суфийских дервишей. Поверьте, это того стоит.
[CUT]
Увидеть настоящие пляски суфийских дервишей не так просто. Нас всех «закормили» клоунадой, которой заполнены летние курорты этой страны. Когда мужчина кружится в юбке – это что угодно с точки зрения любого специалиста-сексолога, но к настоящим дервишам это действо точно отношения не имеет. 10 декабря, каждый год дервиши съезжаются в город Конья, на могилу основателя своего ордена, поэта Джалаледдина Руми.
После ритуальной процессии начинается трансовое действо: под барабаны и флейты дервиши начинают все быстрее и быстрее кружиться на месте. Все движения выверены, их значение свято. Поднятая правая рука помогает получить благословение с небес, а опущенная левая передает его земле.Танец продолжается около 10 минут, но за это время в транс успевают впасть не только танцоры, но и публика.
Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеяние символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервишей – это размышление о мире, смерти и возрождении.
Крутящиеся дервиши
Эта «головокружительная» история началась очень давно, в XI веке. В то время мусульмане заняли господствующее положение во многих регионах Среднего Востока и Северной Африки. В награду за успешные походы воины получали власть, земли и золото. Кто-то принимал это как должное, а кто-то — наоборот. И тогда возникла так называемая духовная реакция на богатство и комфорт. Многие обеспеченные люди стали принимать земные блага за искушение, вынуждающее человека забыть о его истинном предназначении. В знак того, что им ничего не нужно и они добровольно отказываются от богатств, эти люди начали носить грубые шерстяные рясы, сшитые вручную. Так появилось новое аскетичное религиозное течение суфизм (в переводе с арабского «суф» — «шерсть»). Его приверженцев называли дервишами, что с персидского переводится как «бедняк», «нищий». Течение не противопоставляло себя общепринятым канонам мусульманства. В суфизме просто появились обряды и церемонии, доселе не свойственные исламу. Одной из таких мистических церемоний был завораживающий головокружительный танец, о котором речь пойдет ниже.
В определенное время в мусульманском мире возникло множество орденов, каждый из которых отличался своим сводом правил, своими сложными ритуалами и собственными порядками. Одно из суфийских сообществ, которое появилось на раннем этапе турецкой истории и очень популярно до сих пор — орден крутящихся дервишей Мевлеви. Это религиозная группа, члены которой — последователи великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми. Орден обосновался в Центральной Турции, в городе Конья, где существует и по сей день.
Главным и основным условием вступления в орден считалось отсутствие у человека какого-либо движимого и недвижимого имущества. Ради служения Богу дервиш отказывался от всех мирских соблазнов. Для него категорически неприемлемо было называть вещи «своими». У него не имелось ничего своего — ни дома, ни обуви, ни одежды, ни еды. Некоторые из дервишей жили в общинах, но в основном они бродяжничали и обитали вдали от людей. Дервиши раз и навсегда выбрали себе вечные скитания, долгие дороги и чужие города.
Такой образ жизни снискал им славу приближенных к Богу, аскетов и мудрецов. Сегодня дервишами называют вечных странников, главное богатство которых — открытая душа. Многие почитали за честь и счастье встретить где-нибудь на пыльной дороге дервиша: такая встреча сулила большую удачу во всех делах.
Поэта Мевляну — Джалаледдина Руми, чьими последователями считают себя дервиши, еще называют «Наставник с сияющим сердцем». Он родился в Персии, в городе Балхе (нынешний Афганистан), много странствовал, учился в Ираке, Иране и Сирии, а потом приехал на территорию современной Турции, в Конью, где и прожил до конца своих дней. Отец его был суфием и отдал сына в учение суфийскому мастеру. К концу жизни Руми основал орден крутящихся дервишей Мевлеви. Поэт покинул материальный мир в 1273 году и был похоронен в Конье. Его тело покоится в мавзолее, к которому ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников.
Небольшой город Конья 700 лет назад был прибежищем писателей, философов и поэтов, колыбелью турецкой архитектуры и изящных искусств. Творческие люди, спасаясь от татаро-монголов и крестоносцев, нашли в Конье покой и пристанище. Где, как не здесь, мог зародиться суфизм и где, как не здесь, могли придумать дервиши свой таинственный танец? В легендах описывается, как Руми, услышав ритмичное постукивание молотка о дно починяемой кастрюли, даже на площадях и базарах был способен на секунду замереть, а потом начать кружиться в вихре магической пляски.
Завораживающее кружение дервишей (Сема) — один из самых мистических и удивительных танцев на свете. Впрочем, это больше, чем танец, это ритуал, искусство, которое постигается годами. Кстати, дервиша не сразу допускают к исполнению Сема. Перед этим будущий танцор проходит трехгодичное испытание: 1001 день новичок проводит в монастыре, посвящая первый год служению ближнему, второй — монастырю, а третий — заботе о своей душе.
Танец крутящихся дервишей начинается с чтения гимна в честь Пророка. Гимн написал сам Руми. Существует переведенная версия, которую, как правило, и слушают туристы. Потом под звуки музыки появляются танцоры. Каждый предмет одеяния дервишей символичен: юбка в пол — это саван, черная накидка — гроб, конический головной убор — надгробная плита.
Танцоры по одному проходят мимо шейха и кланяются ему, держа на груди скрещенные руки — этим они показывают, что готовы к сближению с Богом. Шейх дает им тайные указания, и под звуки флейты и барабана дервиши начинают кружиться на месте. Для облегчения движения их головы наклонены набок. Члены ордена вертятся слева направо все быстрее и быстрее, завораживая зрителей. Во время танца одна рука у дервиша поднята к небу, а вторая опущена к земле: это означает, что он принимает энергию из космоса и, пропуская ее через себя, отдает земле и людям. Всю без остатка.
Музыка играет все громче, люди вращаются все быстрее. Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не издают ни звука, не производят ладонями или головой никаких движений.
Во время ритуала дервиши четырежды останавливаются. Эти паузы называются «селями» (приветствия). Первая символизирует познание существования Создателя. Вторая совершается в знак восхищения Вселенной. Третья — в честь любви, рожденной этим восхищением, и перехода в состояние бесконечного творения. Четвертое приветствие посылается душе, покинувшей тело для слияния с Богом. Во время ритуала шейх символизирует Солнце, а остальные вращаются вокруг него, подобно Луне и звездам.
Эта магическая пляска продолжается несколько часов подряд. В конце концов наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир вокруг них. Это и есть измененное состояние сознания, мистический транс. Считается, что, находясь в нем, можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать далекие планеты.
Когда звучит последний музыкальный аккорд, дервиши падают на колени. Этим танцоры показывают, что вновь вернулись к людям из своего удивительного путешествия.
Сегодня крутящиеся дервиши — визитная карточка Турции. Каждый год с 10 по 17 декабря в Конье проходит Фестиваль танцующих дервишей. Выбор даты не случаен: так последователи чтят память Руми, отмечая день его смерти этим таинственными представлениями.
В середине декабря в Конью приезжают тысячи паломников и туристов. Во всех магазинах и сувенирных лавках вывешиваются огромные плакаты с символикой фестиваля. На каждом шагу продаются маленькие фигурки танцующих дервишей, которые гости с удовольствием покупают на память. Всю праздничную неделю вход в мавзолей Мевляны (он был преобразован в музей в 1927 году) свободный. Многие мусульмане приезжают к гробнице, чтобы помолиться своему святому, для большинства же туристов это посещение — скорее познавательная экскурсия.
Вообще, на фестивале стараются не раскрывать религиозную подоплеку красочного действа. Представления проходят не только в главном зале музея Мевляны, но и на стадионе. Часть торжеств переносится на обширные площадки, потому что с каждым годом все больше людей приезжает посмотреть магическое шоу, и прежнее место уже не способно вместить всех желающих.
Представление не оставляет равнодушным ни одного зрителя, будь то мусульманин, христианин или атеист. Танец дервишей — прежде всего искусство, одинаково зачаровывающее всех, независимо от веры и расы. Конечно, большинство публики воспринимает это как красочное представление, хотя есть и такие впечатлительные зрители, которые вместе с танцорами входят в транс.
По инициативе правительства Турции и решению ЮНЕСКО 2007-й год был объявлен годом Руми в честь его 800-летия. И тогда же ЮНЕСКО причислило Сема ордена Мевлеви к мировым шедеврам.
Танцы Турецких мужчин
Халай
Видео
Значение некоторых предметов и движений
Шкура ягненка или оленя, находящаяся напротив входа в семахане, называется «пост» или «постниш» и представляет собой место пророка Мухаммада и Мевляны. Для того, чтобы не было путаницы со шкурами, принадлежащими другим дервишам, эта шкура имеет красный цвет. «Хатт-ы Истива» — духовная линия, ведущая от входа в семахане к «посту». То, что находится справа от этой линии, символизирует этот мир и его обитателей, то есть мирскую часть. А то, что слева от линии, символизирует иной мир и духов. «Баш семазен» — это дервиш, ответственный за группу, которая принимает участие в обряде Сема. «Семазенбаши» — опытный дервиш, который следит за тем, чтобы обряд исполнялся в соответствии с правилами. «Постнишин» — это шейх тариката Мевлеви, который представляет «пост», то есть место Пророка и Мевляны. «Постнишин» — это не звание, а обязанности, которыми наделяются опытные дервиши после долгих лет службы.
«Сикке» — головной убор коричневого цвета, имеющий цилиндрическую форму высотой в 40-45 сантиметров, сделанный из войлока и опоясанный тремя лоскутками зеленого цвета, которые называются «дестар». В тасаввуфе этот головной убор служит символом надгробного камня. Люди, не являющиеся представителями братства Мевлеви, но занимающиеся преподаванием в дергахе братства, опоясывали свой головной убор белой лентой. «Теннуре» — хлопчатобумажная одежда семазенов белого цвета. В тасаввуфе эта одежда символизирует саван. «Мес» — мягкая кожаная обувь черного цвета. «Хирка» — длинное пальто черного цвета, которое надевается поверх теннуре. В тасаввуфе хирка символизирует землю, которая покрывает могилу. Для демонстрации того, что семазен уважительно относится к жизни и смерти, он целует пост, символизирующий этот мир и жизнь, и хирку — символ смерти.
Руми или Мевляна?
Великий персоязычный поэт и суфий Мухаммад Мустафа Джелаладдин в русскоязычной литературе больше известен как Руми, а поклонникам турецкой и персидской литературы он знаком под именем Мевляна. Однако и Руми, и Мевляна являются лишь приставками к его настоящему имени. Причины появления этих приставок мы обнаруживаем в его биографии.
Великий поэт и суфий Мухаммад Мустафа Джелаладдин в русскоязычной литературе известен как Руми, а в турецкой и персидской литературе — под именем Мевляна
Джелаладдин родился в 1207 году в городе Балх, который находится на территории современного Афганистана. Тогда это была территория иранской провинции Хорасан. Балх был центром искусств, где пересекались индийская, египетская и месопотамская культуры. Монгольское нашествие стало причиной переселения многих видных ученых того времени на запад. Среди них оказался и отец Джелаладдина Бахаэддин Велед, или, как его еще называют, Султан аль-Улема. Вместе с семьей он переселяется сначала в Багдад в 1214 году, а затем, в 1218 году, в город Конья, находящийся под управлением сельджукского султана Алаэддина Кейкубада, который специально для Бахаэддина Веледа возводит в городе медресе. В те времена Конью населяли преимущественно греки, которых называли румами, — отсюда и приставка Руми, то есть «житель провинции, населенной греками».
После смерти Бахаэддина Веледа в 1231 году Джелаладдин занимает его место в медресе. Его ученики и последователи относились к нему с большим уважением и называли его Мевляна, что означает «наш господин».
Танец дервишей
Даже тот, кто никогда не бывал в Турции, видел танец дервишей, которые вращаются под завораживающую музыку. Первоначально танец представлял собой ритуальный обряд, который исполнялся членами суфийского ордена. Сейчас танцуют профессиональные танцоры, одетые в традиционные костюмы дервишей: шапка в виде колпака цилиндрической формы символизирует надгробный камень, белый костюм с длинной юбкой обозначает саван, а накидка черного цвета, в которой исполнители выходят на сцену, а во время кульминации танца снимают, является символом могилы. Танец представляет поистине впечатляющее зрелище.
Мужской танец живота — «Зенне»
Сегодня в Турции мужчины завоевывают сцену в мире танца живота. Растущая популярность танцоров-мужчин основана не только на кажущейся новизне их выступлений. В самом начале, есть только звук, просто ритм. Затем, через несколько секунд, восточный ритм заполняет зал. Танцор с распростертыми объятиями входит в огромный зал, бросая на ожидающих зрителей призывный взгляд. По телу его пробегает рябь, руки колышутся, как волны, и ритм становится сильнее. Бедра танцора подергиваются, и редкие серебряные украшения, украшающие его обнаженный торс и расшитые блестками шаровары, сверкают в свете софитов. Мерцая, раскачиваясь и вращаясь в такт музыке, он начинает свой танец. Так начинается необычный для нас танец «Зенне».
Во времена процветания Османской империи женщинам запрещалось в полуобнаженном виде танцевать в общественных местах, поэтому этим занимались мужчины. В те времена были свои популярные звезды-танцовщики. Но после распада империи об этом забыли, и долгое время этот танец был запрещен, в частности, в мусульманских странах.
Хотя поначалу Зенне выглядит как довольно экзотическое представление, на самом деле этот танец имеет многовековую традицию. Зенны (танцоры) были увековечены на красочных миниатюрных картинах, сохранившихся со времен Османской империи. Тогда мужчинам разрешалось выступать только для мужчин, а женщинам — только для женщин. Затем эта традиция исчезла, а танец живота стал прерогативой женщин.
И вот в наше время танец живота «Зенне» получил свое второе рождение в Турции.
В переводе «Зенне» — это мужчина, одетый в женское платье.
В Османской империи танцоры облачались в женские одежды, расшитые монетками (торс — без лифа), наносили на лицо яркий макияж, и в таком виде представали перед публикой.
Сегодня туристы воспринимают турецкий танец живота как восточный китч, чувствуя себя так, как будто они перенеслись в сказочный мир 1001 ночи всякий раз, когда они видят представление.
Скудно одетые женщины-танцовщицы считаются неприличными. И говорят, что набожные мусульмане лучше переносят танцующего мужчину, чем скудно одетую женщину.
То, что кажется простым развлечением для зрителей, на самом деле является очень требовательным видом спорта для танцоров. Танцор должен тренироваться не менее трех часов в день в дополнение к репетициям и выступлениям. А еще есть улыбка. Его улыбка никогда не угасает! Только те, кто не требует от себя ничего, кроме совершенства, имеют шанс выйти из ресторанной сцены на телеэкран. Только те, у кого есть неутомимый драйв, кто знает, как продавать себя, могут действительно зарабатывать деньги на этой работе.
Но даже и сейчас в семьях, где сыновья выбирают Зенне, как способ зарабатывания денег, это не приветствуется и считается позором для всей семьи. Невзирая на это, танец «Зенне» сейчас очень востребован. Ни один элитный клуб не обходится без этого представления.
Джепикли
Одной из разновидностей народного турецкого танца, исполняемого на свадьбах, является Джепикли. Этот танец символизирует бесконечное счастье молодоженов. Ведет танец представитель сильного пола. Движения танцоров, стоящих друг напротив друга, являются очень энергичными и активными.
Рассказы про турецкие народные танцы можно слушать бесконечно. Но полностью окунуться в их атмосферу и прочувствовать турецкую культуру, выраженную в танцевальных движениях, можно, только увидев, а лучше станцевав один из танцев.
Как называется турецкий танец мужчин
Türk Külübü Moskova’da
Зейбек (zeybek): В старину слово «зейбек» (в Центральной Анатолии – «сеймен») означало «воин»; позже так стали называть бойцов народного ополчения в дни войн. Затем это слово осталось только в фольклоре. Это «мужской» танец, но иногда принимать в нём участие могут и женщины. Зейбек может быть как парным, так и групповым. Начинается танец с медленных движений, затем резко убыстряется вместе с музыкой. Основная фигура танца – поворот на одной ноге с одновременным выпадом второй ноги, согнутой в колене: это движение символизирует богатырскую силу. В некоторых версиях танца танцоры размахивают кинжалами или короткими мечами. Музыкальное сопровождение: давул (барабан) и зурна (вид свирели), в некоторых областях – баглама и саз (струнные инструменты).
Районы распространения: Айдын, Измир, Муула, Денизли, Биледжик, Эскишехир, Кютахья, Чанаккале, Кастамону, Ушак, Маниса, Балыкесир, Бурдур.
Халай (halay): История этого танца начинается со времён Ассирийского царства. Слово «халай» первоначально могло означать тягу бечевой. В настоящее время это танец, подобный хороводу. Танцы этого типа условно делятся на степной халай, Чукурова (по названию местности, где он пользуется наибольшей популярностью) халай и восточный халай. Фигуры и движения весьма разнообразны и в разных регионах могут иметь многие варианты, но в основном во время пляски танцоры (мужчины или / и женщины) образуют круг или ряд. Ведущие берут друг друга за палец или за плечо, иногда под руки, а замыкающие держат в руках большой разноцветный платок, который называется «мендиль». Музыкальное сопровождение – очень ритмичное, постепенно становящееся всё быстрее. Инструменты: давул, зурна, баглама, различные виды свирелей.
Районы распространения: Битлис, Бингёль, Диярбакыр, Элязый, Малатья, Кахраманмар, Газиантеп, Эрзурум, Эрзинджан, Сивас, Мардин, Муш, Йозгат, Чорум, Адана, Анкара, Сиирт, Хатай, Токат, Шанлыурфа.
Хорон (horon): Типичный танец Черноморского региона. Название его происходит от греческого слова Χορός, что переводится просто как «пляска». Это групповой танец. Танцуют как мужчины, так и женщины. Участники образуют круг или полукруг и танцуют, изгибаясь и кружась, а также вприсядку, выбрасывая ноги вперёд и притопывая. Музыкальное сопровождение – в очень быстром темпе. Инструменты: преимущественно давул и зурна; в некоторых районах тулумба, мей, джура (виды свирелей) и кеменче (смычковый инструмент).
Районы распространения: Трабзон, Самсун, Артвин, Орду, Ризе.
Бар (bar): Танец, популярный в Восточной Анатолии. Танец бар бывает женским и мужским. Мужчины обычно танцуют группами по 16 человек, женщины по – 12. Участники берут друг друга за руки, подобно тому, как это делается в халае, и танцуют, выстроившись в линию. Существует «закрытый» вариант бара (танцующие приближаются друг к другу почти вплотную) и «открытый» (на некотором расстоянии). Женский бар танцуется более плавно и может сопровождаться песнями, мужской – более жестко и ритмично. Музыкальное сопровождение: давул, зурна, кеменче.
Районы распространения: Эрзурум, Карс, Аары, Ардахан, Гюмюшхане, Байбурт, Эрзинджан.
Хора (hora): Общее название танцев, распространённых в области Тракия и некоторых районов Западной Анатолии. Для этого танца характерны очень быстрый темп и ритмичность. Мужчины или женщины выстраиваются в ряд, сплетают руки, и пляшут, приседая и выбрасывая ноги вперёд. Музыкальное сопровождение: давул, зурна.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Чанаккале.
Каршилама (karşılama или karşılıklı oyunları): Название этого типа танцев можно условно перевести как «танцы взаимного приветствия». Это парный танец, фигуры которого могут варьироваться в зависимости от региона. Начинается в медленном ритме, темп возрастает постепенно. Мужчины и женщины в два ряда двигаются порознь, то поворачиваясь лицом к лицу, то обходя друг друга, опускаясь на колени и хлопая в ладоши.
Районы распространения: Эдирне, Кыркларели, Текирдаг, Измит, Адапазары, Чанаккале, Бурса, Биледжик.
Районы распространения: Эскишехир, Афьон, Кютахья, Биледжик, Кыршехир, Конья, Мерсин, Анталия, Болу, Бурса.
Бенги или бенг (beng(i): «Bengi oyunu» значит «пляска без конца». Круговой танец хороводного типа, похожий на халай и хорон. Танцующие образуют круг и пляшут – сперва медленно и плавно, а затем всё быстрее; движения становятся резче. Часто сопровождаются песнями или куплетами.
Районы распространения: Регион Мраморного моря, а также Балыкесир, Маниса, Бурса, Чанаккале.
Во многих анатолийских танцах разыгрываются маленькие сценки из повседневной жизни, рассказывающие об отношениях между людьми, о быте, о природных явлениях: халай «Работа» (Сивас), «Ревнивец» (Карс), бар «Кинжал» (Эрзурум), «Полоскание» (Кютахья), «Дождь идёт» (Невшехир), «Туман в горах» (Гиресун) и многие другие. Среди танцев подобной тематики выделяется черноморский танец «Колбасты». Танец этот достаточно современный – он зародился в Трабзоне в 30-е годы. Должна отметить, что ни к какой «колбасе» его название, разумеется, отношения не имеет. Дословный его перевод – kol bastı – «стукнул по плечу», то есть, «застукали (поймали)». Как говорят, это название придумали трабзонские портовые хулиганы, на которых устраивала облавы полиция. В их песнях (а разве могла классика турецкого блатного фольклора возникнуть не у Чёрного моря?) повторялись слова: ‘Geldiler, bastılar, vurdular..’ «Пришли, застукали, побили…» Когда в пивную он входил, надо думать. Что Одесса для нас, то для турок – Трабзон. Народу танец понравился, он быстро стал популярным не только в Трабзоне, но и во всей Турции, а если мы посмотрим начало видеоролика, то и в других странах.
Сема (sema): В ХII веке персидский религиозный философ и поэт Джелялеттин Руми (Мевляна), многие годы живший в Конье (Центральная Анатолия) основал суфийский орден Мевлеви. У дервишей – членов ордена был своеобразный ритуальный танец «сема» («небеса»), в котором танцующие его кружились, подобно древним жрецам тюркского культа.
По преданию, Руми, проходя по базару, услышал доносящийся из мастерской ювелира тонкий звон молоточка. Звук был настолько мелодичен, что философ (а ведь он был и поэтом!) закружился в танце, произнося стихи о поиске смысла бытия. После кончины Мевляны этот кружащийся танец был усовершенствован и принят в ордене Мевлеви как выражение духовного поиска и единения со Всевышним.
Круговые движения танца призваны олицетворять бесконечность Вселенной. Один из танцующих (Semazenbaşı) всегда находится в центре круга, символизируя Солнце, вокруг которого совершают оборот планеты, но глубинный смысл его роли – создание образа Бога, к которому приближен каждый человек, постигший Истину. Танец сема танцуют и в наши дни.
Музыкальное сопровождение: ней (тростниковая свирель), кудюм (род барабана), уд (лютня) и кеменче.