Как называется расстояние между словами
15 самых употребляемых типографических терминов
опубликовано: Kto N. • 08.04.2014 • 12:15 • заказчикам • дизайнерам • Просмотров: 95561
Если вы не дизайнер и не верстальщик, то вам пригодится небольшой ликбез по основным типографическим терминам, которые могут означать совсем не то, что вы думали.
1. Гарнитура.
Большая итальянская семья
Гарнитуру часто путают со шрифтом, но это не одно и то же. Дабы понять разницу между ними, непосвященному в тонкости типографики читателю рекомендуем запомнить простую ассоциацию из детства: гарнитур. В смысле «набор мебели», где ключевое слово — «набор». Гарнитура — это набор группы шрифтов; семья шрифтов с общими стилистическими особенностями.
Классификаций гарнитур множество, самая общая — антиква, гротески, рукописные, акцидентные и тд. Существует великое множество гарнитур, обладающих собственным именем, произошедшим от эпохи создания (Таймс), от имени создателя (Гарамон), национальной принадлежности (Голландер) или какой-то технической особенности (Компакт). Фактически, это фамилия семьи.
2. Шрифт.
Буква с характером
Шрифт — набор символов, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Если говорить проще, то разнообразные вариации с высотой, толщиной, наклоном, размером и расстоянием между буквами на тему одной и той же гарнитуры и есть шрифт. Соответственно, группа шрифтов разных видов и размеров, имеющих одинаковое начертание и стиль — это гарнитура. Если название гарнитуры — это фамилия семьи, то название шрифта — это имя каждого ее отдельного члена.
3. Кегль.
Размер имеет значение
Кегль — это не какая-то там кегля. Кегль в типографике — это всего лишь размер высоты буквы. От самой высоко выступающей палочки и плечика до самой низко свисающей закорючки и хвостика.
4. Интерлиньяж.
Читайте между строк
Красивое французское слово «интерлинья́ж» (от фр. interligne), похожее на конфеты «грильяж», переводится дословно как «написанное между строк» и означает расстояние между двумя строками. Обычно принято устанавливать интерлиньяж на 1/5 часть больше кегля — так, при наборе 10-м кеглем интерлиньяж составляет 12 пунктов. В художественных целях интерлиньяж может быть увеличен или уменьшен, но поскольку от него зависит читаемость текста, то небольшой интерлиньяж применяется нечасто — максимум, в заголовках.
5. Кернинг.
Профессиональный сводник
Кернинг (англ. kerning) — это интервал между двумя буквами в зависимости от их формы. Например, если в заголовке или логотипе рядом находятся две буквы со сложным характером — с сильно выступающими элементами, образующие слишком большое расстояние между ними, то рационально их немного сблизить, чтобы визуальная плотность была равномерной. Кернинг предусматривает, что в программу верстки заложен автоподбор расстояния между конкретными парами букв, как например AV, TA. Кернинг бывает как положительным (когда знаки раздвигаются), так и отрицательным, если знаки приближаются друг к другу.
6. Трекинг.
Извини, подвинься.
Трекинг (от англ. tracking) — родной брат кернинга; но если кернинг сводит между собой определенные пары букв, то трекинг отвечает за дистанцию между буквами в целых строках, предложениях и абзацах. Трекинг — это изменение межбуквенных пробелов с определенной целью: сделать текст более разреженным и светлым, или более плотным и темным. Еще трекинг используется при верстке, чтобы увеличить или уменьшить количество строк, дабы избавиться от висячих предлогов, слов и строк. Хорошим тоном является числовое значение трекинга, не превышающее +/- 25.
7. Висячая строка.
Одинокий отщепенец
Висячая строка — это строка, которая оторвана от своего абзаца и «висит» в одиночестве на предыдущей или последующей странице. Дизайнерам и верстальщикам, стремящимся в прямоугольному совершенству полосы, она режет глаз и оскорбляет чувство прекрасного; кроме того, это ухудшает восприятие печатного текста. Висячай строка — отщепенец в типографском обществе и вышеупомянутый трекинг как раз-таки всячески с этим отщепенством борется.
8. Графема.
Бит информации
Графема (от греч: γράφω — пишу ) — это единица письменной речи. Проще говоря — буква, если письменность строится на алфавите, или иероглиф/слоговый знак — в неалфавитных системах письма типа японской. Графема — уникальный паззл, из которого построен алфавит. Вы никогда не спутаете графему буквы «А» с графемой буквы «Б» — ну кроме тех случаев, конечно, когда они написаны неразборчивым «почерком врача».
9. Глиф.
Знаковая вещь
Если графема — это буква, то глиф — ее написание.
Еще глиф — это специальный символ, которого может не быть на клавиатуре. Например, разной длины тире или буквы-звуки, которые не предусмотрены на клавиатуре для тех, кто не знает шот-каты или вообще даже те, для которых шот-каты для не предусмотрены.
10. Строчные буквы.
Дети
Строчные буквы — это обычные маленькие буквы в строке, которыми мы пишем все, кроме собственных имен, имен наших друзей и прочих Имен Собственных. Например, буква «а» — строчная, а «А» — заглавная (прописная). Строчные буквы используются в некоторых европейских алфавитах (греческом, латинском, кириллице и армянском), в некоторых алфавитах (в грузинском, иврите) разделения на прописные и строчные буквы нет вообще.
11. Прописные буквы.
Взрослые
Если строчные буквы — это детвора, то прописные буквы — это взрослые, с которых, например, начинаются предложения. Часто такая взрослая буква обладает другой графемой, то есть, как и положено взрослым, выглядит немного по-другому. Очень большая и очень расфуфыренная первая буква в начале текста называется «буквица» (или «инициал»).
12. Капитель.
Подростки
Капитель – это вариант прописных букв уменьшенного роста и чуть расширенных пропорций, несколько выше роста строчных. Если строчные буквы — это дети, а прописные — это взрослые, то «капитель» — это подростки: немного уменьшенная в размерах копия «взрослых» прописных букв. Капитель часто используется для заголовков — чтобы разнообразить типографику, если в работе участвует всего одна гарнитура.
13. Выключка.
Равнение налево!
Выключка — это ни что иное, как выравнивание текста; способ расположения неполной строки относительно вертикальных границ полосы набора. Выключка бывает влево, вправо, по центру и по формату (то есть по ширине).
14. Леттеринг.
Модное увлечение
Леттеринг ( от англ: letter — буква) это графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему; проще говоря — созданная шрифтовая композиция. Леттеринг нынче очень в моде: каждый день мы расшариваем огромное количество мотиваторов, выполненных леттерингом. Например, эта:
15. Полоса.
Полезная площадь
Полоса — запечатанная площадь страницы, на которой размещается текст и иллюстрации. Проще простого: страница — это мера счета, нумерации печатных единиц, а полоса — мера печатного объема величиной во всю страницу. Полосу заполняют с той или иной плотностью и регулярностью, так что внутри нее могут быть свои пробельные элементы – воздух, составляющий неотъемлемую принадлежность текста. С этой оговоркой полосу можно считать полезной площадью страницы – в отличие от окружающих ее полей.
Как называется расстояние между словами
Все термины типографики — полный гайд
Аудио перевод статьи
Когда специалисты по исследованиям, разработчики, дизайнеры и заинтересованные стороны совместно работают над проектом, как правило каждый из них может по-разному интерпретировать некоторые термины типографики. Этот гайд поможет вам разобраться в значении самых распространенных, а иногда и ошибочных понятиях.
Типографика — ключевой компонент практически в любой сфере цифрового взаимодействия. Ее сложность и специфическая терминология часто вызывают путаницу. Вам не нужно быть экспертом в области типографики, чтобы проектировать цифровые интерфейсы, но важно знать некоторые термины, чтобы ваши коллеги правильно вас понимали. Эффективное общение и правильная интерпретация основных понятий всеми членами команды поможет:
Мы составили список терминов в зависимости от частоты их использования в UX-дизайне и учли те, которые люди неправильно понимают и путают.
Гарнитура (Typeface, другое название — семейство шрифтов (font family)): набор букв и символов, которые предназначены для совместного отображения в виде слов и чисел.
Гарнитура — это группа, к которой принадлежит конкретный шрифт. Arial, Calibri и Helvetica — примеры гарнитур. Слово «гарнитура» имеет отношение к лицевой стороне физических буквенных блоков. Типографы устанавливали их внутрь печатных машин для создания публикаций. В рамках каждой гарнитуры у типографа был широкий выбор из буквенных блоков и подмножества шрифтов.
Некоторые гарнитуры необходимо покупать у правообладателя, другие есть в открытом доступе. При выборе гарнитуры для вашего дизайна важно учитывать, будет ли она безопасной. Если шрифт не является веб-безопасным, текст может не загружаться должным образом. Обычно это приводит к тому, что дизайнер создает изображение с использованием нужного шрифта (если нет другого выхода) для того, чтобы он отображался корректно. Это решение может быть приемлемо для некоторых элементов дизайна, например логотипов, в противном случае программы чтения с экрана не смогут распознать текст на изображениях, он не будет индексироваться поисковыми системами и учитываться в случаях, когда нужно найти конкретное слово в документе (функция CTRL+F). Это ограничивает специальные возможности сайта, ухудшает SEO и удобство использования. С безопасными веб-шрифтами таких проблем нет.
Шрифт (Font): определенный набор отдельных стилизованных букв в рамках гарнитуры, например:
Шрифт не следует путать с гарнитурой или семейством шрифтов (см. ниже). Хотя эти термины часто используются как синонимы, по сути это не одно и то же. Шрифт включает в себя определенный размер, стиль и начертание текста, которые применяют дизайнеры. Гарнитура — это группа, к которой принадлежит конкретный шрифт.
Оформление шрифта (Font decoration, или оформление текста, text decoration): создание линии над текстом, линии подчеркивания и перечеркивание текста.
Оформление шрифта отличается от понятий шрифтового эффекта (например, теней), стиля (курсив, прописные буквы и пр.), начертания (как вариант: тонкий, полужирный) и его ширины (например, узкий, растянутый).
Шрифтовой эффект (Font effect) применяется к буквам или строкам текста для создания большей наглядности.
Общие эффекты включают в себя скосы, внутренние контуры (линии внутри границ каждой буквы), внешние контуры (линии за пределами границ каждой буквы) и тени. Обычно они используются для создания декоративных слов или в тексте очень большого размера (например, в заголовках или подзаголовках).
Стиль шрифта (Font style): определенный вариант внешнего вида шрифта (например, “Roman” шрифта “Times New Roman”).
Вот некоторые примеры: регистр (прописные, строчные, малые прописные) и наклон (прямой, курсив). Эти параметры, как правило, не зависят от начертания, ширины и размера шрифта (см. ниже). Во многих случаях стиль шрифта указывается в его названии.
Засечки (Serif): небольшой крючкообразный элемент, который напоминает ступню, встречается на краях букв в некоторых гарнитурах. Шрифт с засечками (serif font) — это шрифт, в котором у каждой буквы есть засечки на краях.
До начала эры цифровых технологий считалось, что засечки значительно улучшают восприятие букв. Сейчас шрифты без засечек стоят наравне, а иногда являются даже более четкими и удобными для чтения, чем шрифты с засечками, особенно на цифровых экранах. (Дело в том, что засечки плохо отображались на экранах с низким разрешением, но, к счастью, с приходом современных компьютеров и мобильных телефонов такой проблемы больше не существует.)
Эти два стиля шрифта оказывают влияние и на тон веб-сайта. Шрифты без засечек часто характеризуют его как: современный, модный, холодный и безличный; в то время как с помощью шрифтов с засечками сайт может восприниматься как традиционный, теплый, дорогой и старомодный. Эти ассоциации могут варьироваться в зависимости от выбранного шрифта.
Начертание шрифта (Font weights): толщина линий каждой буквы.
Примеры: тонкий (thin), ультратонкий (ultrathin), легкий (light), стандартный (regular), средний (medium), полужирный (semi-bold), жирный (bold), более жирный (extra bold), очень жирный (black) и ультражирный (ultra black).
Ширина шрифта (Font width): ширина каждой буквы, определяемая самым широким расстоянием между крайними линиями этой буквы (не путать с начертанием шрифта (см. выше) или кернингом (см. ниже)).
Примеры: сжатый (condensed), сверхсжатый (extra condensed), узкий (narrow), растянутый (extended), сверхрастянутый (ultraextended) и широкий (expanded).
Ширина может быть указана в названии шрифта, но не всегда. Например, Helvetica Neue Thin сам по себе более сжатый шрифт, чем Helvetica Neue Regular, однако в названии нет слова “сжатый”. Создатели шрифтов могут целенаправленно сжимать его в стилистических целях. Например, у Helvetica Neue Condensed Bold такое же начертание, как у Helvetica Neue Bold, но он выглядит заметно более узким.
Обратный отступ (Hanging Indent): первая строка текста в абзаце находится левее, чем следующие строки.
Как правило, обратный отступ используется, чтобы выделить ключевые фразы или термины, а иногда может быть полезен при просмотре списков. Термины в данной статье являются примером обратных отступов.
Межбуквенный интервал (Letter Spacing) (другое название — трекинг (tracking)): расстояние между самыми широкими точками каждого символа (не путайте с кернингом (см. ниже)), которое чаще всего применяется ко всему слову, строке или абзацу.
Кернинг (Kerning): уменьшенное горизонтальное пространство между последовательными символами, которое часто применяется к определенной группе букв.
Иногда кернинг называют “воздухом” между буквами. В большинстве случаев у каждого шрифта есть свой стандартный интервал, однако его можно изменить, чтобы визуально текст выглядел пропорционально.
Интерлиньяж (Leading) (другие названия: высота строки (line height) или межстрочный интервал (line spacing)): вертикальный интервал между строками текста, определяемый расстоянием между базовыми линиями.
Базовая линия — это основа каждой буквы, которая не включает выносной элемент (он встречается у строчных букв, например “p” и “q”).
Лигатура (Ligature): единый символ, который образуется тогда, когда две или более буквы соприкасаются.
Лигатура может использоваться для создания фирменной символики, выполнять роль декоративного элемента или выступать в качестве буквенного символа в некоторых языках.
Гадзук (Gadzook): графический элемент или украшение, которое соединяет две буквы лигатуры.
Висячая строка (Orphan): очень короткая часть текста (обычно одно слово), которая располагается в отдельной строке после его разрыва.
Чтобы избежать такого эффекта, подумайте о разрыве строки (не разрыв абзаца (см. ниже)) в другой части предложения. В этом случае слово не будет оставаться в одиночестве, как “бедный родственник”. Текст лучше воспринимается, если в последней строке остается больше двух слов. По возможности необходимо это учитывать.
Разрыв строки (Line break): разделитель в блоке текста, который обозначает конец одной строки и начало следующей; не путать с разрывом абзаца (см. ниже).
Тэг
создает разрывы строк в HTML в качестве замены мягкого “Enter” на клавиатуре (примечание. мягкий “Enter” — это сочетание клавиш Shift+Enter, при одновременном нажатии которых происходит разрыв строки).
Разрыв абзацев (Paragraph break): разделитель в блоке текста, который означает конец одного абзаца и начало другого. Часто расстояние между двумя абзацами по вертикали больше, чем между строками текста внутри абзаца.
Разрывы абзацев часто прописываются в HTML как теги
в качестве замены жесткого “Enter” на клавиатуре (примечание. жесткий “Enter” — это клавиша Enter, при нажатии которой происходит разрыв абзацев).
Заключение
Термины типографики могут показаться трудными для понимания, но это только на первый взгляд. Поделитесь этим гайдом (и другим нашим руководством, которое называется Термины графического дизайна) со своей командой. Это поможет всем вам разобраться в понятиях типографики и улучшить коммуникацию. Такое общение приведет вас к более продуктивным обсуждениям, сокращению правок и, в конечном итоге, к лучшей реализации дизайна в целом.
Трекинг, кернинг и межбуквенное расстояние (леттер-спейсинг)
Веб, моушн, графика — в каждой из этих сфер дизайна свои особенности. Но есть общие элементы, без проработки которых едва ли получится хороший продукт. Один из них — шрифт. Любые тексты, сообщения, заголовки, комбинации букв привлекают внимание. Мы не только считываем их смысл, но и отмечаем оформление. И здесь не должно быть провалов.
Представьте, что вы зашли на сайт крутого продукта. Он вам интересен, вы почти решились на покупку. И тут видите, что тексты на странице написаны странным, визуально отталкивающим шрифтом. В большинстве случаев ваша реакция как потребителя будет негативной, а доверие к продукту и производителю пошатнётся.
В этой статье поделимся лайфхаками и правилами, которые помогут улучшить любой шрифт, сделать множество вариантов и подобрать их так, чтобы менять пользовательское впечатление. Это возможно благодаря трекингу и кернингу — расскажем, как их настроить.
Дизайнеры используют трекинг и кернинг, чтобы изменять расстояние между символами. Можно задавать одинаковый интервал между всеми буквами в слове или фразе — или вручную настраивать шаги между каждой парой символов. Вариантов результата может быть сколько угодно — автор бесконечно и свободно творит, пока не найдёт идеальное решение.
Что такое трекинг?
Трекинг — это настройка расстояния между всеми символами (буквами, цифрами, знаками препинания) в границах одного слова. Трекинг часто используется в заголовках и логотипах.
Чтобы увеличить интервал между символами, необходимо выставить положительное значение. Если, наоборот, требуется уменьшить интервал по сравнению со стандартным, ставится отрицательное.
Вот несколько примеров: до трекинга и после.
Отрицательный трекинг визуально уплотняет текст, будто бы усиливает его цвет на общей картине. Слишком большой положительный трекинг, наоборот, высветляет. Как правило, чересчур разреженный текст вызывает отторжение, поэтому здесь надо быть очень аккуратными. Но если он набран заглавными буквами или жирным шрифтом, положительный трекинг даёт хороший эффект.
Что такое кернинг?
Если с помощью трекинга можно установить одинаковое расстояние между всеми символами, то кернинг позволит проработать интервал внутри каждой пары. Тонко настраивая кернинг, дизайнеры манипулируют ритмом текста.
Зачем нужен кернинг, если всё и так можно зафиксировать трекингом? Каждый из символов индивидуален, имеет свой визуальный вес, высоту и ширину. Кернинг позволяет компенсировать визуальную неоднородность текста.
Помимо ручного кернинга существует ещё и автоматический — метрический или оптический. Метрический кернинг зачастую используется в дизайнерских программах по умолчанию. В нём интервалы между часто встречающимися парами символов уже сохранены.
Оптический кернинг регулирует интервалы исходя из визуальных задач, обязательно с учётом формы каждого символа в паре. Так автор-дизайнер может даже самый странный шрифт сделать приятным.
Лучшая комбинация для работы с текстом — это автоматический трекинг и ручной кернинг. Причём последний особенно важен при работе с крупным текстом — в нём становятся заметны огрехи в стандартных интервалах. В кириллице, например, это отчётливо видно в сочетаниях «ГА», «ГО», «ГР», «АТ», «АУ». В этом случае дизайнеры стараются вручную уменьшить расстояние между символами.
При работе со шрифтами стоит обратить особое внимание:
Сочетания с этими символами наиболее сложны с точки зрения кернинга и не всегда выглядят хорошо при стандартных настройках.
Сложность настройки шрифтов состоит в том, что работать с кириллицей — совсем не то же самое, что с латинскими символами или тем более с арабскими шрифтами или иероглифами. Но поняв основные принципы применения трекинга и кернинга, вы сможете покорять даже незнакомые символы и типы шрифтов.
При работе с межбуквенными интервалами следует учитывать и такие смежные аспекты, как абзац и расстояние между строчками, цвет фона и шрифта. Для хорошего результата в нестандартных текстовых или цветовых решениях всё это необходимо прорабатывать вручную.
Некоторые крупные компании создали шрифтовые шаблоны для дизайнеров — используйте их, это сэкономит много времени: вот рекомендации для Material Design от Google, а это шаблон от Apple.
Грамотное обращение со шрифтом и межбуквенным интервалом может спасти текст или заголовок, а небрежность — испортить их. Чтобы вызвать у пользователя нужные впечатления, стоит научиться чувствовать буквенные сочетания, прорабатывать каждую деталь.
Веб, моушн, графика — в каждой из этих сфер дизайна свои особенности. Но есть общие элементы, без проработки которых едва ли получится хороший продукт. Один из них — шрифт. Любые тексты, сообщения, заголовки, комбинации букв привлекают внимание. Мы не только считываем их смысл, но и отмечаем оформление. И здесь не должно быть провалов.
Представьте, что вы зашли на сайт крутого продукта. Он вам интересен, вы почти решились на покупку. И тут видите, что тексты на странице написаны странным, визуально отталкивающим шрифтом. В большинстве случаев ваша реакция как потребителя будет негативной, а доверие к продукту и производителю пошатнётся.
В этой статье поделимся лайфхаками и правилами, которые помогут улучшить любой шрифт, сделать множество вариантов и подобрать их так, чтобы менять пользовательское впечатление. Это возможно благодаря трекингу и кернингу — расскажем, как их настроить.
Дизайнеры используют трекинг и кернинг, чтобы изменять расстояние между символами. Можно задавать одинаковый интервал между всеми буквами в слове или фразе — или вручную настраивать шаги между каждой парой символов. Вариантов результата может быть сколько угодно — автор бесконечно и свободно творит, пока не найдёт идеальное решение.
Что такое трекинг?
Трекинг — это настройка расстояния между всеми символами (буквами, цифрами, знаками препинания) в границах одного слова. Трекинг часто используется в заголовках и логотипах.
Чтобы увеличить интервал между символами, необходимо выставить положительное значение. Если, наоборот, требуется уменьшить интервал по сравнению со стандартным, ставится отрицательное.
Вот несколько примеров: до трекинга и после.
Отрицательный трекинг визуально уплотняет текст, будто бы усиливает его цвет на общей картине. Слишком большой положительный трекинг, наоборот, высветляет. Как правило, чересчур разреженный текст вызывает отторжение, поэтому здесь надо быть очень аккуратными. Но если он набран заглавными буквами или жирным шрифтом, положительный трекинг даёт хороший эффект.
Что такое кернинг?
Если с помощью трекинга можно установить одинаковое расстояние между всеми символами, то кернинг позволит проработать интервал внутри каждой пары. Тонко настраивая кернинг, дизайнеры манипулируют ритмом текста.
Зачем нужен кернинг, если всё и так можно зафиксировать трекингом? Каждый из символов индивидуален, имеет свой визуальный вес, высоту и ширину. Кернинг позволяет компенсировать визуальную неоднородность текста.
Помимо ручного кернинга существует ещё и автоматический — метрический или оптический. Метрический кернинг зачастую используется в дизайнерских программах по умолчанию. В нём интервалы между часто встречающимися парами символов уже сохранены.
Оптический кернинг регулирует интервалы исходя из визуальных задач, обязательно с учётом формы каждого символа в паре. Так автор-дизайнер может даже самый странный шрифт сделать приятным.
Лучшая комбинация для работы с текстом — это автоматический трекинг и ручной кернинг. Причём последний особенно важен при работе с крупным текстом — в нём становятся заметны огрехи в стандартных интервалах. В кириллице, например, это отчётливо видно в сочетаниях «ГА», «ГО», «ГР», «АТ», «АУ». В этом случае дизайнеры стараются вручную уменьшить расстояние между символами.
При работе со шрифтами стоит обратить особое внимание:
Сочетания с этими символами наиболее сложны с точки зрения кернинга и не всегда выглядят хорошо при стандартных настройках.
Сложность настройки шрифтов состоит в том, что работать с кириллицей — совсем не то же самое, что с латинскими символами или тем более с арабскими шрифтами или иероглифами. Но поняв основные принципы применения трекинга и кернинга, вы сможете покорять даже незнакомые символы и типы шрифтов.
При работе с межбуквенными интервалами следует учитывать и такие смежные аспекты, как абзац и расстояние между строчками, цвет фона и шрифта. Для хорошего результата в нестандартных текстовых или цветовых решениях всё это необходимо прорабатывать вручную.
Некоторые крупные компании создали шрифтовые шаблоны для дизайнеров — используйте их, это сэкономит много времени: вот рекомендации для Material Design от Google, а это шаблон от Apple.
Грамотное обращение со шрифтом и межбуквенным интервалом может спасти текст или заголовок, а небрежность — испортить их. Чтобы вызвать у пользователя нужные впечатления, стоит научиться чувствовать буквенные сочетания, прорабатывать каждую деталь.