Как называется пятистишие в литературе
6. Пятистрочная строфа
Сегодня речь пойдет об одной из самых любимых мною строф – пятистишие или пятистрочник. Чем она хороша? Данная строфа не так уж часто встречается, но при этом прозрачна и индивидуальна.
Прозрачна – ибо ее структура легко видна, как глазу, так и уху (чего нельзя сказать о строфах с большим числом строк!) и, в то же время, прекрасно позволяет автору применить собственную фантазию. Умелым чередованием в ней женских и мужских рифм эта строфа способна передать самые разные мелодии стихотворения, работающие на передачу настроения и на раскрытие темы. Например, постановка женской рифмы или нескольких подряд женских рифм в конец строфы поможет вам передать настроение задумчивости, размышления, незавершенности (эффект «многоточия»), а завершение строфы мужскими рифмами – ощущение концовки, лозунга, вывода, уверенности в сказанном (эффект «точки» или «замка»).
Разных схем рифмовки у пятистрочной строфы – великое множество. Пятистишия прекрасно позволяют нам проявить изобретательность. Конечно, у пятистиший есть и фиксированные формы. Например, лимерик.
ЛИМЕРИК — это ироническое пятистишие со схемой рифм aabba (желательно, с трёхстопным анапестом в 1,2 и 5 строках и двустопным — в 3 и 4). Пришли к нам лимерики из Англии, в частности, их изобрёл знаменитый английский поэт и художник Эдвард Лир.
Не секрет, что в далёком Катаре
Каждый пятый катарец — татарин!
Есть и больший курьёз.
Знайте все: эскимос —
Каждый третий на Мадагаскаре.
(А. Карпов)
Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!»
(А. Карпов)
Лимерик – это нечто вроде твердой формы стихотворения. Формы пятистиший можно искать и самостоятельно, например: aabba, ababa, abbba, abbaa и т. д. (я здесь указываю схему строфы, а не вариант схемы строфы, т.е. не выделяю мужские, женские и дактилические рифмы…
О, Господи, дай описать
Тех ледников святую свежесть,
К тебе мою шальную нежность
И мудрую Архыза стать
О, Господи, дай описать!
(Николай Ананьченко- автор СТИХИ.РУ)
(Виталий Мессир-автор СТИХИ.РУ)
Сквозь тучи пробивает лучик света,
Даря земле последнее тепло.
За птицами на юг умчалось лето.
И осень, в платье золотого цвета,
Мне шлёт привет, дождём смочив стекло.
В тумана неглиже полупрозрачном,
Ты подойдешь и, сделав жест рукой.
Движеньем лёгким женственно-изящным,
И взглядом вопросительно-манящим,
Подать мне знак, что я избранник твой.
(Владимир Курков, автор СТИХИ.РУ)
4. аБааБ, на две рифмы, с концовкой на женскую
— Ах, негодяй какой! Ату его, ату!
— Кричала роза в центре клумбы в парке,
— Истеребил все лепестки, листву…
Ах, я уже, наверно, не живу!»
А ливень лишь хлестал и выдал всё до капли.
(Надежда Николаевна- автор СТИХИ.РУ)
Целую в церкви крест, а рядом прихожане,
Под образами свечи, женщины в платках,
Сегодня ладан пахнет приторно и пряно,
И дух святой не здесь, он где-то в небесах,
А мысли мечутся не те, все это очень странно.
(Ирина Ханум- автор СТИХИ.РУ)
Вы меня спросите- где же стихи?
Где ж затерялись те кроткие строфы?
И почему так немного рожает поэт?
Грехи, пороги Голгофы,
Понурый сонет…
Все, что творилось и в мир рождено,
Все, что до боли и в муках рождалось,
Выскочит пулей на свет, и лишь мертвая плоть…
Заражено, вызвало жалость,
Для топки колоть…
(Александр Рэдфорт- автор СТИХИ.РУ)
8. ААББЕ ЕЕССд ддММН НН….
Найди меня в толпе, не предавая,
когда от боли я, едва живая,
стараюсь отыскать в золе холодной
тепло, в котором спрятаться удобно,
как в скорлупе, сбежав от объяснений…
Не предавай: в шумливой своре мнений
всегда найдется повод для сомнений,
и лист осенний про финал напомнит,
и острословье душу не заполнит,
когда плотину чувств разрушит враг…
Не предавай, когда увидишь, как
мои стихи меняют на пятак
и, маркером черкнув в моем досье,
с разводами от слез и монпансье,
любовь признают преступленьем высшим…
……………………
(Алкора – автор СТИХИ.РУ)
Как видите, схема строф здесь строится так: к парной рифмовке катрена добавлена строка, которая рифмуется только с началом следующей строфы, а в данной играет роль холостой рифмы (не имеет рифмы внутри строфы). При этом, холостая рифма из строфы к строфе меняет тип (становясь то мужской, то опять женской), заставляя этим самым менять тип рифм начала следующей строфы. Мелодия стихотворения словно бы покачивается, изменяется волнообразно по ритму, что позволяет избавиться от монотонности звучания.
Еще один интересный пример мнимого пятистрочника с межстрофной рифмой:
9. ааббС ддееС – на три рифмы, с концовкой на женскую
Они метались по Москве,
давая поводы молве,
не в силах друг без друга жить,
пытались даже разлюбить,
расстаться,
(Татьяна Черкасина- автор СТИХИ.РУ)
Здесь, как и в предыдущем примере, две строфы объединены общей рифмой – межстрофной: последняя строка в каждой строфе – строка с холостой рифмой, но она срифмована с одноименной строкой следующей строфы. Можно рассматривать эту сдвоенную строфу и как десятистрочник.
В следующий раз мы с вами продолжим наш разговор о строфах с числом строк 7 и 8 и постараемся выяснить некоторые принципы составления алгоритма рифмовки строф.
Пятистишие
Самой распространённой формой строфы в русском стихосложении является четверостишие. Это неудивительно, ведь объём такого отрезка наиболее удобен для законченного высказывания, а чётное количество строк располагает к аккуратной рифме. Однако всё это не значит, что другие виды строф менее красивы. Подтверждением этой идеи являются пятистишия. Они менее популярны, но некоторые поэты, тем не менее с успехом применяют их и создают интересные произведения. Рассмотрим это на примерах.
Как следует из самого термина, пятистишие – это строфа, состоящая из пяти стихов или строк. Отсюда другое название, иногда встречающееся в литературе, – пятистрочник. У обычного пятистишия нет фиксированной формы. Схема рифмовки может быть свободной. Чаще всего встречаются такие: abaab, aabba и ababa. Как видим, пятистишие можно представить как четверостишие с дополнительной первой строкой. Но эта строфа допускает и другие варианты. Также свободным может быть стихотворный размер, поскольку пятистишие не является твёрдой формой.
Из пятистрочников могут состоять целые стихотворения. Такие произведения встречаются в поэзии А. С. Пушкина («Прощание»), Ф. И. Тютчева («Люблю глаза твои, мой друг…»), М. А. Кузмина («Бисерные кошельки»), А. М. Майкова («Летний дождь») и других авторов.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
«Люблю глаза твои, мой друг…», Ф. И. Тютчев.
Множество примеров произведений, составленных из пятистиший, можно обнаружить в творчестве современной российской поэтессы Веры Полозковой. Вот несколько отрывков из её стихотворений.
А где я? Я дома, в коме, зиме и яме.
Мурлыкаю в ванной медленно Only you,
Пишу себе планы, тут же на них плюю;
А кожа сидит на креме как на клею
И, если не мазать, сходит с тебя слоями.
А он где? Никто не знает; по веществу ведь
Он ветер; за гранью; без вести; вне игры.
Пусть солнце бесстыдно лижет ему вихры,
Пусть он устаёт от женщин и от жары, –
Его, по большому счёту, не существует.
«А где я? Я дома, в коме, зиме и яме…».
Я могу быть грубой – и неземной,
Чтобы дни – горячечны, ночи – кратки;
Чтобы провоцировать беспорядки;
Я умею в салки, слова и прятки,
Только ты не хочешь играть со мной.
Я могу за Стражу и Короля,
За Осла, Разбойницу, Трубадура, –
Но сижу и губы грызу, как дура,
И из слёзных желёз – литература,
А в раскрасках – выжженная земля.
Такая ночью берёт тоска,
Как будто беда близка.
И стоит свет погасить в квартире –
Как в город группками по четыре
Заходят вражеские войска.
Так ночью эти дворы пусты,
Что слышно за три версты, –
Чуть обнажив голубые дёсны,
Рычит земля на чужих как пёс, но
Сдаёт безропотно блокпосты.
«Такая ночью берёт тоска…».
Фильм, в котором почти непроизводима речь.
Она пишет ему откуда-нибудь «тут сыро» –
Он ей очень рекомендует себя беречь.
И они никогда не осуществляют встреч –
А на сэкономленные отапливают полмира.
«Я специалист по бесперебойной подаче слёз…».
Пятистишие может быть одной из частей стихотворения, состоящего из других видов строф. Вот отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, в котором пятистишие окружено четверостишиями:
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы,
И, у платформы выстроившись в ряд,
Так много сердцу говорят вагоны.
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Сегодня старый маленький вокзал,
Откуда путь идет к финляндским скалам,
Мне в сотый раз подробно рассказал
О том, кто речь держал перед вокзалом.
«Всё то, чего коснётся человек…», С. Я. Маршак.
Пятистишие может функционировать как самостоятельное произведение.
А вода? Миг – ясна…
Миг – круги, ряби: рыбка…
Так и мысль. Вот – она…
Но она – глубина,
Заходившая зыбко.
Эхо стонало, шумела река,
Ливень стучал тяжело,
Луч серебристый пронзил облака.
Им любовались мы долго, пока
Солнышко, солнце взошло!
В английской поэзии существует такая твёрдая форма, как лимерик. Это тоже пятистишие, традиционно рифмующееся по схеме aabba, имеющее абсурдистское содержание и определённую композицию. Признанным мастером лимериков считается знаменитый поэт XIX века Эдвард Лир. Вот несколько его произведений:
Таким образом, пятистишие – это интересный вид строфы, достаточно распространённый в творчестве многих поэтов разных эпох. Он позволяет экспериментировать с рифмой, ритмом стихотворений и получать новое звучание строк.
пятистишие
Смотреть что такое «пятистишие» в других словарях:
пятистишие — танка, лимерик Словарь русских синонимов. пятистишие сущ., кол во синонимов: 3 • лимерик (1) • … Словарь синонимов
ПЯТИСТИШИЕ — ПЯТИСТИШИЕ, пятистишия, ср. (лит.). Стихотворение, строфа в пять стихов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
пятистишие — (5 стишие) … Орфографический словарь-справочник
пятистишие — пятистишие, пятистишия, пятистишия, пятистиший, пятистишию, пятистишиям, пятистишие, пятистишия, пятистишием, пятистишиями, пятистишии, пятистишиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пятистишие — разновидность строфы: строфа из пяти строк: Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг. Ф.И. Тютчев … Словарь литературоведческих терминов
пятистишие — пятист ишие, я … Русский орфографический словарь
пятистишие — (2 с), Пр. о пятисти/шии; мн. пятисти/шия, Р. пятисти/ший … Орфографический словарь русского языка
пятистишие — пятисти/шие, я (5 сти/шие) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
пятистишие — я; ср. Лит. Стихотворение или строфа из пяти стихов … Энциклопедический словарь
пятистишие — я; ср.; лит. Стихотворение или строфа из пяти стихов … Словарь многих выражений
ПЯТИСТИШИЕ
Смотреть что такое ПЯТИСТИШИЕ в других словарях:
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
1) Орфографическая запись слова: пятистишие2) Ударение в слове: пятист`ишие3) Деление слова на слоги (перенос слова): пятистишие4) Фонетическая транскр. смотреть
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
(2 с), Пр. о пятисти/шии; мн. пятисти/шия, Р. пятисти/шийСинонимы: лимерик, стихотворение, танка
ПЯТИСТИШИЕ
Ударение в слове: пятист`ишиеУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: пятист`ишие
ПЯТИСТИШИЕ
Rzeczownik пятистишие n Literacki pięciowiersz m
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
сущ. ср. родалит.п’ятивірш імен. чол. роду
ПЯТИСТИШИЕ
пятистишие (5-стишие)Синонимы: лимерик, стихотворение, танка
ПЯТИСТИШИЕ
-я, ср. Стихотворение или строфа из пяти стихов.Синонимы: лимерик, стихотворение, танка
ПЯТИСТИШИЕ
Теист Тес Сятие Степ Сити Тест Сип Сет Септ Сепия Пятистишие Тетис Тетя Тис Пиит Пие Петя Шиит Пес Ипс Япет Пест Шип Шея Песя Петит Пиетист Шест Пистия Питие Тит Типия Тип. смотреть
ПЯТИСТИШИЕ
пятисти’шие, пятисти’шия, пятисти’шия, пятисти’ший, пятисти’шию, пятисти’шиям, пятисти’шие, пятисти’шия, пятисти’шием, пятисти’шиями, пятисти’шии, пятисти’шиях. смотреть
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
см. строфа.Синонимы: лимерик, стихотворение, танка
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ
ср. лит. беш саптан, беш жолдон, беш сабактан турган ыр (маани жагынан байланыштуу беш жол ыр).
ПЯТИСТИШИЕ
ПЯТИСТИШИЕ пятистишия, ср. (лит.). Стихотворение, строфа в пять стихов.
ПЯТИСТИШИЕ
Ср əd. müxəmməs, beşlik (beşmisralı şe’r bəndi).
Как называется пятистишие в литературе
Для построения стихотворения нужно понимать расположение рифм в строках стихотворения, то есть рифмовку.
Нерифмованное стихотворение, состоящее из одной строки. Подобное стихотворение обыкновенно является юмористическим, ироническим; основной упор при написании делается не на технику, а на содержание. К примеру:
О, как внезапно кончился диван… (В. Вишневский)
Такому клюву и помада не поможет… (А. Морозов)
Для написания одностиший необходимо обладать как минимум чувством юмора. Как и для их чтения.
Самым простым расположением рифм является парная (смежная) рифма в дистихе или двустишии (по схеме аа).
В тот вечер возле нашего огня Увидели мы чёрного коня. (И. Бродский)
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. (А. Сумароков)
Земную жизнь дойдя до середины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу! (пер. М. Лозинского)
Первым по распространённости является, безусловно, четверостишие или катрен. Стандартных схем рифмования в катрене две: abab (перекрёстная рифма) и abba (охватная или опоясанная рифма). Пример первой:
Я долго шёл по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш. (Н. Гумилёв)
Он видит пылающий ангельский меч,
Что жалит нещадно его и подругу
И гонит из рая в суровую вьюгу,
Где нечем прикрыть им ни бёдер, ни плеч… (Н. Гумилёв)
Более простыми разновидностями катрена (соответственно, более примитивными) являются схемы рифмовки aabb и abcb. В первом случае катрен просто состоит из двух двустиший, объединённых общей темой, во втором не рифмуются 1-я и 3-я строки (т.н. холостая рифма). Последнего я настоятельно советую избегать. Катрен может являться стихотворением в чистом виде (например, гарики или частушки):
Когда, прервав теченье лет,
Настанет страшный суд,
На нем предстанет мой скелет,
Держа пивной сосуд. (И. Губерман)
Вождь индейцев, торгующий в лавке,
Продавая свои томагавки,
Говорил: «Спору нет,
Очень ценный предмет
И в быту, и в автобусной давке!» (А. Карпов)
Встречаются реже, чем четверостишия, но гораздо чаще, чем пятистишия или терцеты. Фиксированных форм шестистишия не существует, но простор для фантазии тут неограничен. Например, aabbba:
На стене портрет тирана,
Как в любой другой квартире,
Как во всём подлунном мире,
Как мишень в цветастом тире,
Как нарыв, гнойник, как рана,
На стене портрет тирана.
Или abcabc (треугольная рифмовка):
Северо-западный ветер его поднимает над
Сизой, лиловой, пунцовой, алой
Долиной Коннектикута. Он уже
Не видит лакомый променад
Курицы по двору обветшалой
Фермы, суслика на меже. (И. Бродский)
Или aabccb (самый «песенный» вариант):
И, может быть, жизнь на пределе
Удержится в немощном теле
И голову старца укроет трёхзубым венцом.
Но дряхлые чресла устали,
И шут в исполнении Даля
В холодную землю уткнётся истёртым лицом.
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Hедаром помнит вся Россия
Про день Бородина! (М. Лермонтов)
Девятистишие встречается не чаще семистишия. Но опять же: добавьте строку к восьмистишию, и получится то, что и требовалось получить (ababcdccd):
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня.
Дайте раз по синю полю
Проскакать на том коне;
Дайте раз на жизнь и волю,
Как на чуждую мне долю,
Посмотреть поближе мне. (М. Лермонтов)
Десятистишия имеют и фиксированные формы. В частности, формой десятистишия является ода. Классическая ода иммет схему рифмовки ababccdeed и характеризуется восхваляющим, торжественным содержанием, пафосными выражениями, изобилием восклицаний. Признанным мастером оды являлся Г.Державин. Например:
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.
И совершенству пошлый приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
Я в почётных рядах –
Руки в мягкий бетон –
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.
В начале лета, юностью одета,
Земля не ждёт весеннего привета,
Но бережёт погожих, тёплых дней,
Но расточительная, всё пышней
Она цветёт, лобзанием согрета.
И ей не страшно, что далёко где-то
Конец таится радостных лучей,
И что недаром плакал соловей
В начале лета.
Не так осенней нежности примета:
Как набожный скупец, улыбки света
Она сбирает жадно, перед ней
Не долог путь до комнатных огней,
И не найти вернейшего обета
В начале лета. (М.Кузмин)
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! (К. Чуковский)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навтречу ему Балда
Идет сам не зная куда. (А. Пушкин)
Напоследок скажу об ещё одном маленьком трюке. После любого законченного технически n-стишия, особенно после фиксированного (сонет, ода) можно просто добавить ещё одну строку (максимум две), которые позволят завершить стихотворение и с точки зрения содержания. Такое добавление называется кодой и не обязательно должно быть рифмованным.