Как называется политика расовой сегрегации
«Будто на разных планетах»: почему в современном мире существует сегрегация
Началом воплощения в жизнь политики апартеида на государственном уровне в Южно-Африканской Республике (на тот момент — Южно-Африканском Союзе) считаются парламентские выборы 26 мая 1948 года, на которых победила Национальная партия, сделавшая сегрегацию одним из ключевых моментов предвыборной кампании. На самом деле своими корнями апартеид уходит в далёкое прошлое.
Англичане и буры
В 1652 году служащий Голландской Ост-Индской компании Ян ван Рибек основал на южноафриканском мысе Доброй Надежды форт, ставший впоследствии пунктом обеспечения водой и продуктами судов, следующих из Европы в Азию. Поселение было названо Капстадом (современное название — Кейптаун). У колонистов сразу же начались столкновения с местным населением: голландцы захватывали землю и рабов, а коренные жители Южной Африки угоняли у них скот.
Из-за того, что климатические условия в регионе напоминали европейские, новая колония привлекла внимание выходцев не только из Голландии, но и из Германии, Австрии, Скандинавии и Франции (из последней в XVII веке массово бежали протестанты-гугеноты). Основой религиозного самосознания переселенцев стал кальвинизм (направление протестантизма). Белые поселенцы в Южной Африке сами себя начали называть бурами, что в переводе означает «крестьяне».
Колонисты изгнали из районов, прилегающих к мысу Доброй Надежды, коренное население, а после банкротства Ост-Индской компании образовали в конце XVIII века две независимые республики — Свеллендам и Граф Рейнерт. Однако просуществовали они недолго. Бывшую голландскую колонию оккупировали англичане, которые в это время стали массово проникать в регион. Наполеон Бонапарт попытался вернуть Южную Африку голландцам, но по итогам Венского конгресса 1815 года мыс Доброй Надежды с прилегающими к нему территориями отошёл Великобритании.
Британцы обложили буров высокими налогами, стали принуждать их подчиняться колониальной полиции, набранной из темнокожих, и ликвидировали в Южной Африке рабство, лежавшее в основе сельскохозяйственного производства. Все выступления буров англичане жестоко подавляли.
В середине XIX века более 150 тыс. потомков первых колонистов Южной Африки покинули британские колонии и двинулись на север, где захватили у коренного населения земли, на которых основали две новые республики – Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство. Неравенство белого и темнокожего населения было официально закреплено в их законодательстве.
Вскоре на территории молодых республик были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, что привело к очередному витку англо-бурского противостояния. Какое-то время южноафриканские государства отбивались от Великобритании при поддержке Германии, но в 1899 году началась Англо-бурская война, в ходе которой впервые в мире масштабно стали применяться пулемёты, бронепоезда, рассыпчатый строй, форма цвета хаки и концлагеря (в них англичане содержали семьи буров и нелояльное к Британии темнокожее население). В 1902 году война завершилась победой англичан. Под властью официального Лондона оказалась вся Южная Африка. В 1910 году все захваченные британцами колонии были объединены в доминион под названием Южно-Африканский Союз.
Путь к апартеиду
«Система апартеида не возникла в одночасье в 1948 году. Она складывалась на всём протяжении существования доминиона, и даже до его создания, выражаясь во внедрении практики сегрегации, расизма и дискриминации», — рассказала в интервью RT научный сотрудник Института Африки РАН, кандидат исторических наук Александра Архангельская.
Несмотря на то что светлокожие жители Южной Африки составляли меньшую часть населения региона, среди избирателей их было 93%. Темнокожие африканцы, потомки от смешанных браков и переселенцы из Азии, имели право голоса лишь по высокому имущественному цензу, да и то не повсеместно. Нарезка избирательных округов давала определённые преимущества жителям сельских регионов, заселённых консервативно настроенными бурами.
В 1917 году заместитель главы правительства и будущий премьер ЮАС Ян Христиан Смэтс впервые публично использовал термин «апартеид» («разделённость», или «раздельное проживание»).
Вскоре после образования доминиона наиболее консервативные представители бурской элиты образовали Национальную партию, выступающую против межрасовых браков и в поддержку языка африкаанс, на котором говорили потомки голландско-германских поселенцев, а также за выход ЮАС из состава Британской империи.
Несмотря на то что между двумя мировыми войнами у власти в ЮАС находились политики, считавшиеся относительно умеренными, в 1920-е годы были официально запрещены «безнравственные» отношения между светлокожим и коренным африканским населением, а также свободное перемещение африканцев по «белым» районам.
В 1930-е годы умеренная Южноафриканская партия официально объединилась с Национальной. В руках единой политической силы оказалась вся полнота власти в ЮАС. Это не понравилось наиболее радикальным правым консерваторам во главе с экс-министром внутренних дел Даниэлем Маланом, официально заявившим об образовании отдельной «Воссозданной национальной партии».
Перед началом Второй мировой войны среди бурских консерваторов царили прогитлеровские настроения. После начала боевых действий, когда проправительственная коалиция в парламенте с незначительным перевесом провела решение об отказе от сепаратного мира с Третьим рейхом и объявила о поддержке Британии, коалиция развалилась и «умеренные» националисты помирились с Маланом.
ЮАС официально вошёл в Антигитлеровскую коалицию и участвовал в войне против немцев и итальянцев в африканском театре боевых действий. Однако среди местного светлокожего населения крепли антибританские и антисоветские настроения.
В 1947 году, в преддверии очередных парламентских выборов, Национальная партия объявила о курсе на установление апартеида и о радикальной борьбе с коммунизмом. Позже в партии уточнили, что собираются переселить всё темнокожее население в закрытые резервации.
26 мая 1948 года Национальная партия Малана победила на выборах и, образовав коалицию с Африканерской партией, сформировала правительство, установившее режим апартеида.
«На популярность правых политиков и идей апартеида в ЮАС повлиял начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации. Белое меньшинство в Южной Африке боялось потерять власть», — пояснил RT главный научный сотрудник Института Африки РАН, доктор исторических наук Андрей Урнов.
Сегрегация и бантустаны
Для разработки теории и практики апартеида вскоре после выборов в ЮАС было создано специальное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений.
По его инициативе парламент принял решение о полном запрете браков «белых» с «не белыми», предполагавшее не только отказ от межрасовых браков на территории ЮАС, но и признание недействительными таких браков, заключённых за границей.
К юридической ответственности по новым законам были привлечены тысячи людей.
Кроме того, был принят акт о «регистрации» жителей ЮАС, делящий людей на три категории: европейцы, темнокожие и цветные (жители Союза неевропейского происхождения, в то же время не являющиеся коренными африканцами). Расовая принадлежность фиксировалась в удостоверениях нового типа и заверялась несмываемой печатью.
«Права разных групп отличались друг от друга. Самой жестокой дискриминации подвергались темнокожие жители ЮАС. Права индийцев и выходцев из Юго-Восточной Азии были шире, но и против них действовал ряд ограничений», — подчеркнула Александра Архангельская.
В начале 1950-х на территории страны был создан ряд резерваций, названных по имени группы народов банту — бантустанами. Хотя темнокожие составляли около 80% населения ЮАС, под их проживание было выделено всего 13% территории государства. Причём территории с самой неплодородной и наименее пригодной для проживания землёй.
Начался снос трущоб, построенных в период индустриализации для темнокожих работников.
Более 3 млн человек в рамках этой кампании подверглись насильственному переселению в гетто.
Образование белые и темнокожие дети получали отдельно. Причём всё, что противоречило националистическим взглядам, было исключено из программы. В учебниках пропагандировалась «иерархия рас», присутствовали оскорбительные утверждения в адрес целых народов, основанные на этнических стереотипах. Чиновники от образования прямо говорили о том, что их цель — вбить в голову маленьким африканцам, что равенство с белыми для них невозможно.
Раздельной была и медицина. Если для лечения жителей ЮАС европейского происхождения были созданы максимально комфортные условия, то в ряде гетто больниц не существовало в принципе.
Была введена сегрегация на транспорте, в сфере общественного питания, в кинотеатрах, в религиозных сооружениях.
Коммунистическая партия после объявления режима апартеида оказалась под полным запретом. Во всех сферах жизни пропагандировался воинствующий антикоммунизм.
В 1961 году ЮАС вышел из Содружества наций и преобразовался в Южно-Африканскую Республику. Бантустаны лидеры ЮАР решили объявить формально независимыми. «Власти ЮАР стали создавать фиктивные власти в резервациях», — отметил Андрей Урнов. Сделано это было для того, чтобы окончательно лишить африканцев гражданских прав. Хотя мировое сообщество и не признало «независимость» бантустанов, в ЮАР с их жителями пытались обращаться формально как с иностранцами, закрывая им свободный доступ на «территории для белых».
«Происходящее при апартеиде стало мировым прецедентом из-за того, что расистские и сегрегационные проявления являлись официально провозглашённой политикой государства», — подчеркнула Александра Архангельская.
«Постепенно в стране начали возникать экономические проблемы. Сегрегация не могла привести к благосостоянию и процветанию», — отметила эксперт.
«ЮАР при апартеиде была частью западного мира. Против республики вводились какие-то санкции, но в то же время западные страны щадили её власти и не давали никому подорвать сам режим, опасаясь усиления Африканского национального конгресса (АНК) и южноафриканских коммунистов», — заявил Андрей Урнов.
«В 1980-е годы АНК набрал силу. А вскоре начался развал социалистического лагеря, и западные страны перестали опасаться потенциального роста советского влияния в ЮАР, из-за чего правые в Южной Африке стали утрачивать лояльность со стороны иностранных государств. В националистическом движении произошёл раскол, и представители его умеренной части осознали, что режим апартеида обречён. К счастью, им хватило мужества осуществить передачу власти в стране бескровным путём», — рассказал Андрей Урнов.
Дискриминационные меры были официально отменены. В 1990 году на свободу вышел один из лидеров АНК Нельсон Мандела, находившийся в заключении с 1964 года. На всеобщих выборах 1994 года Африканский национальный конгресс одержал уверенную победу.
«Апартеид остался в прошлом, но его последствия ощущаются до наших дней. Это касается и социально-экономических моментов, когда многие люди так ещё и не получили доступа к нормальной инфраструктуре, и психологических — среди тех, кто помнит о дискриминации, есть люди, до сих пор ощущающие желание отомстить», — отметила Александра Архангельская.
«В масштабах планеты»
«На сегодняшний день расовый апартеид в его привычном виде остался в прошлом, однако в мире существуют явления, которые можно охарактеризовать как апартеид экономический», — пояснил RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев.
По словам эксперта, эта новая форма апартеида существует в двух вариациях: внутри социума и в масштабах планеты. «Во многих странах мира мы можем наблюдать резкую поляризацию общества. Богатые живут в районах, которые я называю «золотыми клетками», а бедные — в подобиях гетто. В тех же Соединённых Штатах неравенство зашкаливает. И, вопреки мифам, оно не имеет чёткой расовой привязки, оно носит социально-экономический характер. Белый тоже может быть бедняком. Так вот, социально-экономическая сегрегация достигла во многих странах такого уровня, что богатые могут вообще физически не контактировать с бедными. Они живут в закрытых районах и передвигаются в закрытых машинах от вертолётной площадки к аэропорту, чтобы вылететь куда-то специальным рейсом. В одной стране, в одной географической зоне люди живут как будто на разных планетах», — пояснил Васильев.
По его словам, на общемировом уровне глобальная сегрегация существует между западными странами и странами третьего мира. «Люди в них не просто отличаются по уровню доходов. Общества богатых стран элементарно не понимают тех, кто живёт в бедных. Это как разные измерения», — пояснил эксперт. По словам Васильева, такое положение сформировалось в результате проведения неолиберальной экономической политики.
«Хотелось бы, конечно, верить в то, что об апартеиде можно забыть навсегда после избрания Манделы президентом ЮАР. Но, к сожалению, дискриминации в мире за последние десятилетия не стало меньше, скорее даже наоборот. Существует глобальное неравенство, разговоры о «золотом миллиарде» идут не на пустом месте. Кроме того, преследуя свои политические цели, власти некоторых могущественных государств заигрывают с откровенно ультраправыми режимами, в том числе на территории постсоветского пространства, и это во многом напоминает попустительство, существовавшее по отношению к режиму апартеида в Южной Африке. И когда сегодня кто-то может безнаказанно оставлять миллионы людей без воды и электроэнергии или блокировать их свободное перемещение, кто знает, не получим ли мы завтра новые апартеиды?» — задаётся вопросом академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.
Апартеид в ЮАР: становление и падение режима
Апартеид: режим дискриминации
26 мая 1948 года на выборах в ЮАР (в то время Южно-Африканском Союзе) победила Национальная партия. С этого момента в стране на государственном уровне начала проводится политика апартеида.
Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, то есть принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни. Апартеид имеет долгую историю.
Южно-Африканский Союз возник в 1910 году в результате объединения Капской провинции, Республики Наталь, Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Во главе первого правительства новой британской колонии встал Бурский генерал Луис Бота.
С самых первых дней существования Южно-Африканского Союза (ЮАС) стали внедряться практики:
Как нарушались права?
Избирательное право темнокожих, потомков от смешанных браков и переселенцев было нарушено. Голосовать имели право лишь те, кто обладал высоким имущественным цензом. Кроме того, это правило действовало не везде. 93% избирателей составляло светлокожее меньшинство жителей Южной Африки.
Термин «апартеид» впервые публично использовал в 1917 году Южнооафриканский политик Ян Христиан Смэтс.
После Второй Мировой войны начался процесс деколонизации. Белое меньшинство опасалось потери власти. В период с 1949 по 1953 годы в стране приняли девять расовых законов. Вопросами теории и практики апартеида занялось специально-созданное Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. Браки между «белыми» и темнокожим населением были запрещены. Запрет касался и подобных браков, заключенных за границей.
Жители ЮАС получили удостоверения, в которых была зафиксировала расовая принадлежность. По акту о «регистрации» жители ЮАС делились на европейцев, темнокожих и «цветных» (не европейцы, но и не коренные жители). Самой дискриминируемой группой были африканцы. Они составляли около 80% населения ЮАС, а проживать должны были на 13% территории страны в особых резервациях («хоумлендах») или в бантустанах (по имени группы народов банту).
Протесты
В 1960 году начались протесты темнокожего населения против политики апартеида. В город Шарпевиль 700 темнокожих вышли на улицы, требуя свободно приезжать в города без специального разрешения. В результате столкновения погибло 69 и ранено 180 протестующих.
Мировое сообщество резко осуждал политику апартеида в ЮАР. Апартеид признали преступлением против человечества. Он был официально осужден ООН.
Лидером протеста против апартеида стал Нельсон Мандела. Борец против несправедливости провел 27 лет в одиночной камере и вышел на свободу в 1990 году. В это время президентом ЮАР был Фредерик Виллем де Клерк, который вынужден был официально отменить дискриминационные меры. Он снял запрет на деятельность старейшей организации африканского населения ЮАР — Африканского национального конгресса.
Падение режима апартеида
Правящая элита ЮАР стала осознавать, что режим апартеида обречен из-за резкого изменения политической ситуации в мире.
Читайте также:
Что такое сегрегация или разделяй и властвуй
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. 2020-й породил целую армию доморощенных вирусологов и инфекционистов, вслед за ними подтянулись социологи с политологами.
Жаркие обсуждения, обилие «компетентных» мнений – как тут не прослыть невеждой? Выучить пару-тройку «умных» слов, попутно вникнув в их суть.
Например, в разговор об американских протестных акциях можно мастерски ввернуть слово «сегрегация», и репутация человека «в теме» обеспечена. Для полной уверенности в успехе остается выяснить детали.
Итак, сегрегация: что это за зверь, и где он обитает.
Что такое сегрегация, какая она бывает
В переводе с латинского segregatio означает «разделение», «отделение части от целого», и это отражает суть интересующего нас слова.
В широком смысле сегрегация – это некое принудительное разделение (зерен и плевел, мух и котлет).
Разделять можно что угодно, поэтому сегрегация встречается во многих сферах.
Наиболее часто это понятие применяется в общественно-политическом и социальном контексте.
В узком понимании, сегрегация – это принудительное разделение людей на группы по расовому, этническому или какому-либо иному признаку.
Сегрегация в обществе: что это, и как проявляется
Несмотря на всеобщий интерес к порче асфальтобетонных покрытий на дорогах, рассмотрим сегрегацию с позиции социальных наук.
Этот термин используют, когда некто (организация, конкретный человек – не важно) без объективных причин принудительно отделяет одних людей от других по какому-либо признаку.
Например, разделение на «мужскую» и «женскую» работу, неравный доступ к рабочим местам и разница в зарплате в зависимости от пола – это гендерная сегрегация. Создание в школах отдельных классов для «особенных» детей – так проявляется сегрегация в образовании.
Чаще всего о сегрегации говорят применительно к расовым или этническим группам.
Выделяют 3 уровня этого явления:
Сегрегация возникает в двух формах.
Юридическая сегрегация (де-юре) – это разделение, официально закрепленное на законодательном уровне. Проявляется в ограничении прав и свобод (выбор профессии, учебы, места проживания), иногда – в принудительном расселении целых этносов.
Причем все перечисленное – это не просто «туда не ходи, сюда ходи, а то снег башка попадет…». Это правовые нормы, обязательные для исполнения – так было, к примеру, в истории США, ЮАР, Австралии и в ряде других государств. Сегрегация была официальной гитлеровской практикой в отношении евреев.
В настоящее время расовая сегрегация официально запрещена во всем мире – так гласит международное право.
Тем не менее, это явление может существовать и де-факто – через социальные нормы, как правило, сложившиеся спонтанно. На практике оно часто возникает в странах, где ранее было закреплено юридически.
Так, скрытая сегрегация – практически норма современной жизни в США, хотя американцы стараются не говорить об этом вслух, уж больно неудобная тема.
Примеры сегрегации по-американски
Два столетия юридически просуществовала сегрегация в США, пока в 1964 году закон о гражданских правах не поставил это явление вне закона.
С момента принятия в 1865-м 13-й поправки, запрещающей рабство, разделение по расовому признаку проникло во все сферы жизнедеятельности. Именно тогда в южных штатах были приняты нормы (законы Джима Кроу, как их неофициально называли), неслабо ограничивающие в правах черное и индейское меньшинство.
И понеслось: отдельные школы, кассы в магазинах, рукомойники, фонтанчики для утоления жажды, туалеты – для белых и не белых. В 1926-м в Атланте парикмахерам-афроамериканцам запретили обслуживать белых детей и женщин. В Бирмингеме белым и черным запретили играть друг с другом в шашки и домино. Чернокожие пассажиры в Монтгомери не вправе были занимать в автобусах 1-е ряды, предназначенные «только для белых» — об этом гласила надпись у входа.
С момента прощания американцев с сегрегацией де-юре прошло более полувека, но фактически это явление живо и поныне, причем затрагивает не только афроамериканцев.
Коренное население континента, индейцы, уже не живут в резервациях, но что такое сегрегация, знают на личном опыте. К примеру, их политические права зачастую остаются номинальными. Так, на Аляске избирательные участки столь хитроумно расположены, что представителям местных племен добраться до них почти нереально, а с урной по домам там не ходят.
Индейцы – 1% населения США, однако их доля среди убитых полицейскими граждан – 2%. Арестовывают их чаще, самая показательная ситуация на Гавайях: там коренные жители — это 10% населения и 39% обитателей тюрем. Сомнительная привилегия.
Сегрегация по-американски и полицейский произвол идут ноздря в ноздрю.
В 2020-м бурю обсуждений вызвали уличные беспорядки, спровоцированные смертью афроамериканца Джорджа Флойда. Протесты против жестокого полицейского задержания, произошедшего 25 мая, переросли в погромы, мародерство, снос памятников, стали причиной многочисленных арестов.
В 40 городах ввели комендантский час. Несмотря на нелицеприятные штрихи к портрету героя (Флойд трижды оказывался в тюрьме за хранение наркотиков, имел срок за вооруженное ограбление женщины), шоу продолжалось.
Что неудивительно: расовый вопрос в стране, считающей себя Меккой для мигрантов и колыбелью свободы, был и остается острым, подобные события для США не новы.
Таблички «только для белых» больше не «украшают» американские скверы и рестораны, есть опыт избрания первого чернокожего президента. Однако в последние годы негласная сегрегация в США все чаще становится почвой для расовой ненависти и может привести к серьезному расколу.
Горячий африканский апартеид
Знакомясь с сегрегацией, нельзя обойти стороной ее ближайшего родственника. В переводе с африкаанса apartheid означает «раздельность». В общем, та же сегрегация, только в профиль.
Апартеид – это политика расовой сегрегации, официально проводившаяся в ЮАР и ЮАС с 1948 по 1994 год. Население Южной Африки было разделено по расовому признаку на 4 группы: негры, белые, азиаты (в основном индийцы) и «цветные» (люди смешанного происхождения, потомки местного африканского населения – бушменов, готтентотов, банту). У каждой группы имелись свои права.
В целом – вот как это выглядело.
К началу 1990-х на фоне изменения мировой политической ситуации в Южной Африке сменился правящий курс, дискриминационные меры были официально отменены.
Сегрегация в России
От заокеанских проблем пора вернуться к суровой российской действительности, где сегрегация имеет свою специфику.
Во времена великого и могучего СССР в нашей стране преобладало социально смешанное расселение людей, все народы считались братскими. Можно сколько угодно дискутировать о декларативности такого подхода, но до откровенной дискриминации на почве расизма нам ой как далеко.
Страны Советов больше не существует, зато есть мигранты из бывших Советских республик – почва для сегрегации по национальному признаку. Сейчас, пока им в достаточной степени понятно наше общество, они владеют русским языком, это явление выражено слабее, чем на Западе. Что будет через пару десятилетий, когда сменится состав населения – большой вопрос.
Даже в российских мегаполисах отсутствуют этнические анклавы, как бы ни искали их дотошные прозападные исследователи. Есть места проживания мигрантов (территории рынков, промзон), где люди трудятся и отдыхают по соседству со своим рабочим местом, но это не постоянные поселения. Однородно бедных районов (по типу европейских пригородов социального жилья) в нашей стране нет.
В ряде городов имеются цыганские кварталы, но неприязнь к этому народу обычно связана с особенными традициями и образом жизни, но не с расизмом. Зачастую цыганское обособление является добровольным: как ни стараются российские власти разъяснить цыганам, что в 12 – 14 лет рано вступать в брак и лучше получать образование – традиции остаются неизменными.
Сегрегация по-русски проявляется сегодня в кварталах элитного жилья, образующих коттеджные поселки в самых привлекательных местах. Это связано с дифференциацией населения по уровню доходов, и такие процессы наиболее выражены в мегаполисах.
Сегрегация в России основывается в большей степени не на этническом, а на социальном факторе.
Заключение
Слово «сегрегация» само по себе не несет негативного смысла, это просто отделение одного от другого. Важно, что отделяют и как.
Присваивать себе право разделять по цвету кожи, полу, национальности, распределяя таким образом жизненные ресурсы – значит, создавать параллельные, не всегда дружественные друг другу миры. А это мина замедленного действия. Опасная штука!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Автор забыл упомянуть, что при товарище Сталине было насильственное переселение целых народов, я имею ввиду крымских татар, чеченцев, а у крестьян даже паспортов не было.
А в США в это же время темнокожие имели гораздо меньше прав, чем наши крестьяне. Да и белые трудились на общественных работах за еду (аля Гулаг, только без колючей проволоки), ибо была Великая Депрессия.
Конечно правильно, что такие дискриминационные вещи запрещают, но вот куда деть предрассудки? Все это неравенство уже идёт не сверху, а снизу, сами люди предубеждены против иноверцев или просто чужаков, вот такое отношение неискоренимо.