Как называется политех в иркутске
Основные сведения
Полное наименование Университета на русском языке: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет».
Сокращенные наименования Университета на русском языке: ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», ИРНИТУ.
Полное наименование Университета на английском языке: Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Irkutsk National Research Technical University».
Сокращенное наименование Университета на английском языке: INRTU.
Информация об учредителе образовательной организации
Учредителем ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Информация об образовательной организации
Постановлением Совета Министров СССР от 19 марта I960 г. № 304 и приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 6 апреля 1960 г. № 194 Иркутский горнометаллургический институт переименован в Иркутский политехнический институт, который приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 22 ноября 1993 г, № 364 переименован в Иркутский государственный технический университет.
6 ноября 2002 года Иркутский государственный технический университет внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 нюня 2007 г. № 789-р Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» реорганизовано путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский геологоразведочный техникум», государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский машиностроительный колледж», а также государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Усольский химико-технологический техникум» в качестве обособленного структурного подразделения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 812-р в отношении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» установлена категория национальный исследовательский университет.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 мая 2011 г. № 1886 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет», которое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2015 г. № 85 переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет».
Политехнический институт: итоги пройденного пути
С расширением института менялась его структура, создавались одно за другим новые подразделения и факультеты: строительный, механический, энергетический, химико-технологический.
В 1965 году был образован еще один факультет – машиностроительный, хотя, по логике вещей, это должно было состояться раньше, так как основа для него была заложена в недрах металлургического факультета еще в 1948 году специальностью «Технология машиностроения». С 1961 года и до создания факультета машиностроительные специальности входили в состав механического.
В 60-е годы институт активно развивал сеть учебно-консультационных пунктов, факультетов, филиалов в промышленных центрах Иркутской и Читинской областей, широко используя материальную базу промышленных предприятий и максимально приближая образование к его потребителям.
Вслед за Черемхово вечерний факультет был открыт в Ангарске на базе УКП Всесоюзного заочного политехнического института.
В октябре 1965 года вечерний факультет в Ангарске реорганизуется в филиал с тремя факультетами – энергетическим, химико-технологическим, общетехнической подготовки и строительных дисциплин (последний располагался в Усолье-Сибирском).
В 1961 году в Братске на базе УКП был организован общетехнический факультет с вечерней и заочной, а с 1964 года – и дневной формами обучения. Получая в течение 3 лет общетехническую подготовку, студенты завершали свое образование по избранной специальности в Иркутске. Однако с 1964 года было начато обучение и на старших курсах, поэтому у студентов появилось право выбора: ехать учиться в Иркутск или оставаться в Братске.
В 1966 году был осуществлен первый набор на общетехнический факультет в Чите в количестве 175 человек на вечернее и заочное обучение на строительный, энергетический и механический потоки. В 1967 году факультет открыл дневную форму обучения. В 1971 году факультет становится филиалом, а в 1973 году – самостоятельным институтом.
В 1968 году совместным приказом №345/341 Минцветмета и Минвуза СССР при Иркутском политехническом институте был открыт факультет повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников предприятий цветной металлургии.
В 1969 году был создан еще один факультет – общественных профессий (ФОП). Студентам института была предоставлена возможность получения второй профессии.
Увеличивая год от года количество структурных подразделений, прием и выпуск студентов, ректорат основной своей задачей считал повышение качества учебного процесса. Большое внимание этому уделяли ученый совет института, в повестке заседаний которого вопросы учебного процесса были приоритетными.
Высокие требования предъявлялись к профессорско-преподавательскому составу, его остепененности. Из 1074 человек на кафедрах работало 5 профессоров, 152 доцента, 352 старших преподавателя, 565 ассистентов (данные 1966 года). Проявляя особую заботу о профессиональном росте преподавателей, ректорат создавал самые благоприятные условия для научной работы и развития аспирантуры. Институт, единственный в Сибири и на Дальнем Востоке, заслужил право принимать защиты диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата наук, что способствовало повышению его научного потенциала.
Итоги этого периода развития института впечатляют. В 1969 году он имел 16 факультетов, 53 кафедры, 1255 профессоров и преподавателей. Только за один год было подготовлено 2215 инженеров. На факультетах и в подразделениях обучалось более 21 тыс. студентов. За десятилетие резко выросла материальная база института. В эксплуатацию было сдано 9 корпусов, 4 жилых дома для преподавателей, 6 общежитий, фабрика-кухня, открыты сначала здравпункт, затем филиал, а в 1968 году самостоятельная поликлиника, детский сад.
Стоимость основных средств института превышала 24 млн. рублей (против 4,8 млн. рублей в 1959 году).
Осуществилась идея мецената XIX века П.А.Пономарева о строительстве в Иркутске крупного технологического института. Трудом многих людей был создан студенческий учебный комплекс, аналогов которому до сих пор нет на широком пространстве от Восточной Сибири до Дальнего Востока.
К своему 40-летию институт подготовил 18688 инженеров, в том числе по дневной форме обучения – 12793, вечерней – 3717, заочной – 2178.
Многие выпускники института тех лет достигли больших высот в различных отраслях экономики, получили почетные звания, в том числе Героя Социалистического Труда, 16 из них стали лауреатами Ленинской и Государственной премий: И.К.Минеев, Н.И.Егоров, Э.Ф.Гринталь, М.И.Корольков, Л.М.Тумольский, Н.Ф.Клековский, Н.П.Молчанов, А.В.Коровин, Б.М.Грайвер, Э.П.Бочкарев, В.П.Зуев, С.А.Юзефович, Ю.И.Бакулев, Г.Г.Родионов, М.М.Дубовик, Е.С.Швецов.
70-е годы – особая страница в истории нашего вуза. Окончательно сложилась основа, на которой он развивался, совершенствовал учебный процесс, структуру, открывал новые факультеты, специальности, мастерские и лаборатории, оснащал их новым оборудованием, углублял связи с промышленными предприятиями через учебно-научные производственные комплексы (УНПК), оказывал консультативную и практическую помощь производству, расширял тематику научных исследований, вовлекая в этот процесс промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты и другие организации, продолжал возводить корпуса общежитий и жилых домов.
Все это нашло отражение в комплексном плане развития института, составленном с учетом возросших требований к подготовке специалистов.
В соответствии с планом появлялись новые подразделения, разукрупнялись ранее созданные.
Так, в 1971 году из состава энергетического выделился электротехнический факультет. В последующие годы факультет возглавляли В.А. Ружников и Г.Г. Константинов.
Экономика Сибири требовала быстрейшего развития новых отраслей, постоянно возрастал спрос на молодых специалистов. В 1972 году подготовка инженеров велась уже по 39 специальностям на 59 выпускающих кафедрах. В распоряжение студентов было предоставлено 360 лабораторий, оснащенных самым современным по тем временам оборудованием.
В 1973 году возникла потребность в разукрупнении строительного факультета. Из его состава были выделены кафедры, осуществлявшие подготовку инженеров по специальным строительным работам, и на их основе создан санитарно-технический факультет.
Первый выпуск архитекторов в 1978 году был самым долгожданным. Дипломные проекты радовали. С них началось участие в ежегодных всероссийских смотрах-конкурсах лучших дипломных проектов архитектурных школ, где к архитектурной школе Иркутска постепенно пришло признание.
Продолжая совершенствовать структуру института, ректорат и ученый совет пришли к решению создать на базе механического факультета, самого крупного в институте, два – автомеханический и авиационный.
Печальной страницей вошел в историю института 1977 год. 10 октября не стало ректора Анатолия Андреевича Игошина. Избранный ректором С.Б. Леонов продолжил традиции, сложившиеся в институте почти за 50-летнюю историю. Вуз продолжал развиваться.
В 1979 году право гражданства получил кибернетический факультет – детище ректора А.А. Игошина и доцента Е.И. Попова (ныне профессора). К этому событию шли с 1962 года.
В 1965 году состоялся первый набор студентов на специальность «Механизированная обработка экономической информации» (МЭИ).
Находясь рядом с академическими институтами, будущий факультет еще в 1978 году установил с одним из них – Сибирским энергетическим институтом СО АН СССР – тесную связь, создав на его базе учебно-научно-производственный комплекс ИПИ-СЭИ (УНПК). Это позволило значительно расширить возможности учебного и научного процесса, вовлечь студентов в научно-исследовательскую работу.
К своему 50-летнему юбилею вуз состоял из 24 факультетов, 106 кафедр, 46 специальностей. Здесь работали 1200 преподавателей, подготовившие 43 тысячи выпускников.
Организация учебной, научной и воспитательной работы начала 80-х годов шла в соответствии с требованиями постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и качества подготовки специалистов», принятого 29 июня 1979 года.
Общеизвестно, что уровень подготовки студентов находится в прямой зависимости от эффективности труда преподавателей, их профессионального мастерства. Поэтому акцент в работе ректората и общественных организаций по реализации этого директивного в те годы документа был сделан на повышение квалификации научно-педагогического состава. Преподавательский корпус насчитывал всего 18 докторов наук, профессоров; кандидаты наук, доценты составляли лишь 28,5%. Такие показатели вступали в прямое противоречие с целями и задачами вуза. В связи с этим был разработан перспективный план защиты докторских и кандидатских диссертаций, устанавливался контроль за его выполнением, повышалась роль аспирантуры, ответственность заведующих кафедрами за научный рост преподавателей, создавались благоприятные условия для работы соискателей, стали более активно использоваться ФПК, ИПК и другие межвузовские формы повышения квалификации.
Продолжая традиции прошлых лет, кафедры расширяли связи с производством, институтами АН СССР, отраслевыми НИИ, что позволяло привлекать видных ученых, высококвалифицированные инженерные кадры к педагогической деятельности. Участие в совместной разработке крупнейших комплексных программ, таких как суперпрограмма «Сибирь», «Платиновые металлы», «Человек и окружающая среда», «Энергия» являлось не только школой повышения квалификации, но и научной базой для подготовки диссертационных работ.
Связь учебного процесса с производством и научно-исследовательской работой стала приобретать новые формы. Это и выполнение групповых дипломных проектов по заказам предприятий, и участие студентов в целевых научных программах, таких, например, как программа «Кремний», рассчитанная на 1985-1990 годы, участниками которой кроме института являлись Иркутский и Братский алюминиевые заводы, производственное объединение Ангарскнефтеоргсинтез, Институт металлургии Уральского научного центра АН СССР и другие организации.
Продолжалось создание филиалов базовых кафедр в НИИ и на производстве. К этому времени успешно работали 5 кафедр в институтах геохимии и энергетическом СО АН СССР. В 1986-1987 годах подобные кафедры были созданы на Иркутском авиационном заводе, заводе «Радиан» (функционировала до 1995 года), тресте Востоксибсантехмонтаж, Востсибгипрошахте и др. C 1987 года успешно работает УПНК «Энергетик», где ведется целевая индивидуальная подготовка специалистов (ЦИПС) и ускоренная (УЦИПС) на базе выпускников колледжей по договорам с АОЭиЭ Иркутскэнерго и другими энергетическими предприятиями. Стала практиковаться новая форма подготовки молодых специалистов для предприятий – на договорной основе. В 1986 году на горный факультет таким путем было принято 70% студентов, на строительный и автомеханический – 30%. Согласие о заключении договоров дали 60 предприятий – это было началом большой работы по привлечению средств промышленных предприятий для развития института и укрепления его материальной базы.
В 1988 году институт в числе немногих вузов страны расширил круг дисциплин гуманитарного профиля. Студентам читались лекции по основам политической культуры, марксистско-ленинской этике и эстетике, мировому изобразительному искусству, основам экологической культуры, мировой музыкальной культуре. Новые дисциплины были сосредоточены на открывшейся в 1989 году кафедре социологии культуры.
Позже в расписании занятий появились лекции по социологии, инженерной и социальной психологии, правоведению, теории управления. Таким было начало. Сегодня гуманитарные науки составляют 22% от общего объема учебного времени.
В отличие от предыдущих десятилетий, когда шло интенсивное развитие института, 80-е годы характеризуются изысканием путей повышения эффективности учебного процесса, совершенствования подготовки специалистов.
К концу 80-х начались перемены в подразделениях, на кафедрах вводились новые специализации, продолжали открываться новые специальности, в частности, в 1988 году была открыта редкая специальность «Коммунальное строительство и хозяйство».
Серьезные изменения происходили и в общественно-политической жизни института. Падало влияние партийной и комсомольской организаций. В апреле 1990 года на отчетно-выборном партийном собрании шла речь о «кризисе доверия к КПСС». Это было началом освобождения коллектива от политического и административного диктата коммунистической партии. Началась демократизация жизни института, был создан совет трудового коллектива, который принимал участие в управлении вузом. Особенно заметно за 80-е годы укрепилась материальная база института, она оценивалась в 60 млн. руб. Объем важнейшей научной тематики достиг 89%, научные работы велись по 14 направлениям. Преподаватели с учеными степенями и званиями составляли 44%. Складывалась тенденция к росту этого показателя. В институте функционировали 4 специализированных совета по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук.
К своему 60-летию, как говорил ректор С.Б.Леонов на торжественном собрании, институт «накопил огромный опыт подготовки специалистов. укрепился как крупный самостоятельный научный центр». Он обеспечивал инженерными кадрами практически все отрасли промышленности, НИИ и проектные организации Иркутской области и других регионов страны. Всего с 1930 по 1990 год было подготовлено 68225 инженеров. Надо выразить слова благодарности всем, кто участвовал в этом процессе, отдавая не только знания, но и часть своей души каждому, кто получал диплом политехнического. В их числе 39 докторов наук, профессоров, 556 кандидатов наук, доцентов. Многие сотрудники проработали 30 и более лет, награждены правительственными наградами, в том числе медалью «Ветеран труда», золотыми и серебряными медалями ВДНХ СССР, знаками «Отличник высшей школы», «За отличные успехи в работе» и другими.
Начало 90-х годов было для политехнического временем проверки на прочность созданной за 60 лет образовательной системы, способной к глубоким изменениям в новых политических и социально-экономических условиях, временем «вживания» в рыночные отношения.
Государственная аттестация вуза (1992) подтвердила достаточный потенциал, чтобы войти в число немногих со статусом «государственного», наличие резервов и возможностей динамично реагировать на рынок труда, потенциала к саморазвитию.
Изучив экономические и интеллектуальные возможности вуза, накопленный за 60 лет опыт подготовки высококвалифицированных кадров, сложившиеся традиции, Государственная комиссия пришла к выводу, что Иркутский политехнический институт целесообразно реструктуризировать в Государственный технический университет.
В 1993 году произошло знаменательное событие: приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 22 ноября 1993 года наш вуз получил статус университета.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ИрГТУ − Национальный исследовательский университет
Иркутский государственный технический университет выиграл всероссийский конкурс на присвоение категории «Национальный исследовательский университет». Категория присваивается вузу на 10 лет. За пять лет вуз получит из федерального бюджета 1,8 млрд. рублей.
В первый год, после присвоения категории НИУ, вуз получит 400 млн. рублей, во второй и третий – по 450 млн. рублей, в четвертый год – 200 млн. рублей и пятый год – 300 млн. рублей. Дальнейшие пять лет НИУ должен развиваться за счет собственных внебюджетных средств и софинансирования.
«Вуз должен обеспечить софинансирование программы не менее чем в 20% от федерального финансирования, – рассказал ректор ИрГТУ Иван Головных. – То есть, если мы выигрываем и получаем из федерального бюджета в 2010 году 400 млн. рублей, то должны обеспечить софинансирование в объеме 80 млн. рублей. Порядка 40 млн. рублей в год внебюджетных средств университет обеспечивает сам. Нам надо найти не менее 40-50 млн. рублей в год из других источников».
Жюри анализировало современное состояние и динамику развития университета за последние три года, в том числе по таким критериям, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность образовательной и научно-инновационной деятельности, свидетельства международного и национального признания, качество, обоснованность и ожидаемая результативность представленной программы развития.
Напоминаем, первый конкурсный отбор был объявлен 1 августа 2009 года. В конкурсе участвовали программы развития 110 университетов. Были выбраны 12 вузов-победителей.
Из федерального бюджета на государственную поддержку программ развития национальных исследовательских университетов в 2009 – 2014 годах планируется выделить 49,8 млрд. рублей. Софинансирование программ из внебюджетных источников планируется в объеме 45 млрд. рублей.
Глава региона Дмитрий Мезенцев поздравил ректора Иркутского государственного технического университета Ивана Головных с победой и отметил, что получение ИрГТУ столь высокого статуса – «это признание заслуг всего коллектива вуза по созданию современной инфраструктуры образовательного процесса, выдающихся достижений в научно-инновационной и исследовательской деятельности. Иркутский государственный технический университет по праву считается одним из лучших профессиональных университетов по подготовке высококвалифицированных кадров для экономики региона (источник: http://www.irkobl.ru/events/detail.php?ID=155567 ).
Подробная информация о конкурсе на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/press/news/7169/
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Образование
Перечень научных направлений, в рамках которых ведется научная (научно-исследовательская) деятельность
Научные исследования в вузе ведутся по 24 областям знаний (отраслям науки, техники, экономики и человеческой деятельности из 69-и, содержащихся в рубрикаторе ГРНТИ), и охватывают 6 из 9-ти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:
В рамках приоритетных направлений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 (в ред. Указа Президента РФ от 16.12.2015 № 623) основная часть работ выполнялась в рамках 4-х приоритетных направлений:
Сведения о научно-исследовательской базе для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности
В вузе создано открыто 50 современных учебно-исследовательских и 47 научно-исследовательских лаборатории, в которых проводятся, исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники РФ, ведутся занятия и научно-исследовательская работа студентов по образовательным программам в области нанотехнологий, авиа- и машиностроения, энергетики, горного и нефтегазового дела, химической технологии, строительства и архитектуры.
В отчетном году обновлена и расширена материально-техническая база науки. А именно приобретено машин и оборудования на сумму 39 607 тыс. руб..
Кроме того, в рамках взаимодействия вуза с Российской академией наук, используется база Иркутского научного центра СО РАН
Созданы базовые кафедры «Биотехнологии и биоинформатики» на площадях Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН и «Авиамашиностроения» на территории Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», а также организована учебно-исследовательская лаборатория «Технологии производства радиоэлектронных компонентов» на базе Иркутского релейного завода. Внедрена электронная система планирования и контроля использования оборудования научно-исследовательских лабораторий (НИЛ):
В вузе издаются 7 научных журналов: «Вестник ИрГТУ», импакт-фактор 0,220; «Известия Сибирского отделения секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, поиски и разведка рудных месторождений» с импакт-фактором 0,037; «Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология» с импакт-фактором 0,260; «Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость», с импакт-фактором 0,374; «Известия лабораторий древних технологий», «XXI век. Техносферная безопасность», «Молодежный Вестник». Журналы, издаваемые вузом, включены в систему РИНЦ, базу данных Ulrich Periodical Directory и базу EBSCO, реферируются в ВИНИТИ РАН. Ведется работа по включению научных изданий в международные базы данных. Отправлены запросы на включение журналов университета в Index Copernicus, Agris, Open Access Repositories, Google Scholar, Central and Eastern European Online Library (C.E.E.O.L.), Springer и др. Осуществляются мероприятия по анализу соответствия научных изданий для включения в базу Scopus.
Сведения о количестве НПР, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности
Структура НПР, принимающих участие в научной деятельности в вузе такова:
Кроме того, в научной деятельности приняли участие работники иных профессиональных квалификационных групп должностей – 358 человек
Сведения о количестве студентов, принимающих участие в научной (научно-исследовательской) деятельности
Численность студентов очной формы обучения, принимавших участие в выполнении научных исследований и разработок – 3106 человек;
Из них с оплатой труда – 65 человек
Сведения о количестве изданных монографий научно-педагогического персонала образовательного учреждения по всем научным направлениям за последний год
Сведения о количестве изданных и принятых к публикации статей в изданиях, рекомендованных ВАК/зарубежных для публикации научных работ за последний год
Сведения о количестве российских патентов, полученных на разработки за последний год
Сведения о количестве российских свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за последний год
Сведения о количестве зарубежных патентов, полученных на разработки за последний год
Сведения о количестве зарубежных свидетельств о регистрации объекта интеллектуальной собственности, выданных на разработки за последний год
Сведения о среднегодовом объеме финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника организации (в приведенных к целочисленным значениям ставок) (тыс. руб.)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования