Как называется поход в театр
Поход в театр
В нашей жизни мы так часто сталкиваемся с заботами, стрессами, проблемами, которые нужно постоянно решать. Хочется хоть ненадолго оставить суетное земное бытие и окунуться во что-то прекрасное и неземное. И мы решаем пойти в театр.
Приготовления начинаются заранее. За несколько дней покупаются билеты, чтобы уже начать смаковать приближение ожидаемого культурного события нашей жизни. На работе или в семье мы не перестаем говорить о предстоящем, внутренне себя как бы настраивая на «культурную волну». Решается очень важный вопрос: «В чем пойти?»
И вот он долгожданный день. В шкафу забыты джинсы, коротенькие кофточки (едва прикрывающие живот), спортивный костюм, и даже любимый джемпер. Сегодня время выхода в свет дорогому костюму, купленному на свадьбу сестры, и вечернему платью, которое одевалось всего два раза. Сделана прическа, Лицо блистает вечерним макияжем. Скулы выбриты так, что шелк позавидовал бы их гладкой поверхности. Гель для волос плотным слоем занял свое место. В прихожей ожидают своих хозяев начищенные до блеска туфли. Пальто, кажется спрыгнет с вешалки, если его сейчас не наденут. Все, все готовы, можно идти.
Уже в машине все затихают в ожидании встречи с прекрасным, и только радио, что-то тихо мурлыкает на включенной волне. Подъехали. Вот она, обитель Мельпомены! Мы торжественно выходим из авто, и медленно и чинно поднимаемся по ступеням храма искусства.
Фойе. Все земное осталось за дверьми. Сейчас мы истинные ценители прекрасного, интеллигенты, чье достоинство и стать видны всем окружающим. Мы спокойно и чинно прохаживаемся по фойе и любуемся сверкающими люстрами, мозаикой на стенах, мрамором на полу и колоннах.
Но вот и первый звонок. Мы неторопливо направляемся к дверям зала, у нас есть еще несколько минут, чтобы найти ряд и места, указанные в билетах. Проходим мимо сидящих уже на своих местах ценителей прекрасного, просим извинения за доставленное неудобство. Все, сели. Внутри все ликует:» Боже, сейчас начнется!» Третий звонок. Приятный голос просит выключить сотовые телефоны. (мы, конечно выключим только мелодию звонка, оставив телефон на вибрации. Вдруг кто позвонит)
Гаснет свет. Звучит тихая музыка. Медленно открывается занавес. Все затихают в ожидании. Начинается действие, и мы слово за словом полностью погружаемся в этот иллюзорный, выдуманный для нас мир. И вот мы уже не контролирующая каждый свой шаг, напыщенная персона, а ребенок, который верит во все, что происходит на сцене. Наши широко открытые глаза устремлены на актеров, которые, кстати отлично играют.
И вот, когда кажется, что оторваться от этого действа уже не возможно, занавес закрывается и объявляют:»Антракт». Как антракт, ведь главный герой сейчас должен был принять самое важное решение в своей жизни (и мы вместе с ним). И мы, заинтригованные еще больше, выходим из зала, и направляемся. Конечно в буфет.
Буфет- это чудесное место в театре. В буфет идут все зрители, хотя большинство из них плотно поели перед выходом. Это давний обряд театра, правилам которого подчинены все. Вы встаете в длинную очередь, в которой проводите большую часть антракта, хотя, это хороший повод обсудить с рядом стоящими только что увиденное на сцене.Похвалить игру актеров, и прекрасный слог драматурга.
Наконец наша очередь подошла и мы берем чашечку кофе и небольшое пирожное, (есть то мы не хотим, так положено). В этот момент наше ухо слышит зазывающий звук первого звонка. Мы быстро запихиваем пирожное в рот, на пережевывание нет времени. Выпиваем залпом кофе. Второй звонок. С каждым шагом ускоряя темп нашего движения спускаемся в фойе, практически забегаем в зал (где наши места?). Третий звонок. Все, мы на месте. Теперь, пока выключен свет и играет музыка, можно дожевать пирожное, стряхнуть крошки с пиджака, и устроиться поудобнее, чтобы снова наслаждаться великим искусством.
И вот мы снова вместе с героями пьесы: любим и ненавидим, радуемся и плачем, живем и умираем. Спектакль окончен. Артисты выходят на поклон. Зрители встают со своих мест и бурно аплодируют. Кто-то выкрикивает «браво», на сцену бросают цветы. Игра актеров была великолепна. Внутри все жаждет продолжения. Зрители покидают зал одной большой семьей, пережившей вместе столько за два последних часа.
В гардеробе все одеваются спокойно, не торопясь. Всем хочется еще хоть чуть-чуть продлить свое пребывание здесь. Глаза горят радостью и непомерным счастьем.
Мы выходим на улицу, садимся в автомобиль, и те пол часа, что мы будем ехать домой, в нас будет продолжать жить театр, с его запахом, светом, блеском и овациями. Но можно заехать в кафе, и продлить это очарование искусством чашечкой кофе, шоколадом и мороженым. Еще час-полтора этой светской, высокопарной, изящной жизни, в шелках, лацканах и блеске.
Вечер окончен, мы приезжаем домой, снимаем вечерние наряды, ставим туфли в комод, до следующего выхода в свет. В нас все еще звучит музыка и отрывки фраз, услышанных там.
Мы садимся у телевизора, закутываемся в плед, ноги согреты теплом вязанных носок. Палец нажимает кнопку пульта. Все. Земная жизнь снова берет над нами верх. Мы поглощены ею всецело. И только тихие отголоски музыки нет-нет да и промелькнут в нашем сознании, напоминая и маня нас туда, где мы были так счастливы, пусть всего два часа.
Посещение театра может стать для каждого отличным культурным развлечением. Если выбирать постановки труппы вашего городского театра, то можно приобрести билеты в театр по вполне доступной каждому цене. Поверьте, игра местных актеров ничем не хуже столичных или зарубежных, а дешевизна билетов объясняется тем, что вам не приходится платить за переезд, проживание и оплату менеджеров и прочего персонала, из-за которых цена вырастает в несколько раз.
Для похода в театр совсем не обязательно заказывать лимузин, одевать фрак или вечернее платье hot couture. Конечно, это личное дело каждого, но поверьте, большинству посетителей абсолютно безразличен ваш внешний вид, ведь они пришли в театр не для того, чтоб на вас посмотреть. люди посещают театры ради театральных представлений: пьес, балета или оперы. Именно интересная постановка и хорошая игра актеров стоят вашего внимания, а не то что на вас надето. Безусловно, рваные джинсы и кеды не являются идеальным костюмом для такого светского места, но если у вас нет другой одежды, но присутствует стремление к высокому искусству, то культурные люди смогут простить вам ваш неопрятный вид.
Отправляясь в театр на незнакомую вам пьесу лучше поинтересоваться её содержанием и узнать биографию автора, чтоб было что обсудить с знакомыми. Особенно полезно покупать программки, если вы пришли на балет или оперу. Часто опера идет на итальянском или немецком языках оригинала и вы рискуете оказаться в ситуации «как баран на новые ворота», т.е. высидеть два или три часа просто разглядывая костюмы. Именно из-за этого многие «театралы» скучают, а порой и засыпают на таких представлениях.
Ходите в театр почаще и, со временем, вы научитесь всем тонкостям или даже станете настоящим ценителе театрального искусства.
Как называется поход в театр
Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.
Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.
В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр, за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?
Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь – студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки – в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).
Театр – это не просто зрелище, это ритуал, который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр – это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр – это способ показать себя и посмотреть на других.
Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе – все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства. Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор.
К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина – не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.
Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр – это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному, прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр – это возможность каждый раз проживать новую жизнь.
Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр – живое искусство. Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель – прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер. Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.
Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы – правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас – неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр – это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений, не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.
Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров. Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.
А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар: например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха – и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!
Более искушенные зрители ходят «на режиссера». Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю – вы настоящий театральный спец!
Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))
Но не стоит забывать, что любой культпоход – это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер.
Так что сходите в театр!
А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
Прогулка по театральным местам Москвы: Станиславский, Немирович-Данченко, Вахтангов, Мейерхольд, Чехов
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.
Тема: Как организовать поход в театр
Зачем мы ходим в театр, зачем мы любим театр?
Затем, что он освежает душу мощными и
разнообразными впечатлениями и открывает нам
новый, преображённый и дивный мир страстей и
Тема: Как организовать поход в театр
Цель: заинтересовать учащихся в изучении театрального искусства
· развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся через выход во внешкольное пространство;
· повышение общеэстетического уровня культуры, развитие общей эрудиции и образного мышления учащихся;
· овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
· привлечение родителей к участию в совершенствовании человеческой личности.
Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:
— репродуктивный (вербальный и невербальный)
2. Театральное воспитание (метод игры, упражнения, тренинг)
3. Наблюдения (фото-, видеосъемка, рисунки)
Реклама. Индивидуальная беседа. КТД. Диагностика
Деятельность педагога строится на следующих принципах:
— организация похода в театр для всех желающих;
— внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
— представление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
— уважение и соблюдение прав ребенка;
— доступность понимания драматургического и литературного материала различных
— всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей;
— стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению
Предварительная подготовка к походу в театр
Цель: адаптация детей к новому виду искусства
-знакомить детей с театральной терминологией;
— знакомить детей с видами театрального искусства;
— знакомить с главными творцами сценического чуда (главными создателями
-знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
-воспитывать культуру поведения в театре.
Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия: он воздействует сразу на все сенсорные системы ребёнка: не только зрение и слух, но и обоняние, осязание. Театр растворяет в себе, стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. Но при этом, в отличие, скажем, от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра далеко не всё можно показать «как на самом деле», здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: «Давай как будто…» При этом актёры и куклы – не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть
руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу – к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актёрами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни становятся актёрами. То есть в театре ребёнок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. А значит, как раз и учится тому сопереживанию, сотворчеству, которое необходимо для того, чтобы стать настоящим читателем. Собственно, даже и не учится. Ведь способностью к творчеству природа с рождения наделяет человеческое дитя. Но именно театр помогает раскрыть и высвободить эту способность.
Цель: развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества; тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии, «чувства правды и веры» и других элементов действия.
— познакомить детей с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель,
— разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов
— познакомить учащихся с основами театральной культуры;
— ознакомить с устройством театра снаружи и изнутри;
— воспитывать зрительскую культуру;
— воспитывать культуру общения, культуру чувств.
2. Прежде чем принять решение о посещении конкретного спектакля в театре, лучше посоветоваться со знакомыми, которые уже видели его, а также прочитать рецензии и отзывы в прессе.
3.Для успешного дебютного похода в театр важно выбрать театр с комфортным для детей залом и режимом посещения, а также и оптимальное время визита.
4. Заранее определить оптимальную дорогу, выбрать театр, до которого легче и быстрее всего добраться (путешествие двумя-тремя видами транспорта обычно значительно умаляют желание детей увидеть само представление…).
5. Узнайте об акустике в зале, о расположении мест, чтобы в итоге удалось взять билеты на самые выигрышные места и насладиться спектаклем.
6. Если дети берут с собой небольшой “тормозок”, они должны знать о трех НЕ: нежирное, не крошащееся, не шуршащее. Лучше если дети заранее будут осведомлены о буфете, который есть в каждом театре и родители выделят им немного денег.
7. Как одеться для похода в театр? Не имеет смысла одеваться слишком празднично, главное, одежда должна быть не столько нарядной, сколько удобной.
8.Узнайте и о стоимости детских и взрослых билетов.
9.Не забудьте о “технических” вопросах: каково расположение мест и расстояние зала от сцены, насколько тепло в зале.
10.Важно провести предварительную беседу с родителями и познакомить их с тем же.
Это поможет создать благоприятную атмосферу во время посещения театра.
Работа педагога с родителями: основные приёмы
— информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
— привлечение родителей к тесному сотрудничеству: педагог > родители > дети;
— создание в семье ученика благоприятного театрального микроклимата;
— приобщение родителей к театральному искусству;
— понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в
поддержке интереса и уважения к театру, к этому источнику радости и вдохновения;
— понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения.
Общие направления по приобщению учащихся
к театральному искусству с отдельными возрастными группами
готовятся к спектаклю, что обсуждали, ребята обычно отвечают: «Это актёры должны готовиться. И что можно обсуждать, если спектакля ещё не видел? Вот посмотрим, тогда и обсудим». Однако это не так. Важно и до просмотра спектакля вести с детьми разговор.
В начальных классах (1-4 кл.) вести подготовку к коллективному походу в театр или походу с родителями, нужно с ознакомления произведений детских писателей (С. Маршак, Л. Толстой, С. Михалков, К. Ушинский). В этом возрасте у ребят появляется более устойчивый интерес к отдельным видам искусства, ярче проявляются способности к определённому виду творчества. Всё это позволяет проводить с ними более углубленную работу в изучении театрального искусства.
Старшеклассники же самостоятельно могут оценивать исполнение на сцене произведения различных жанров и стилей, отличают подлинную романтику и героику от мнимой. Увеличивается возможность их индивидуальной работы по изучению эпохи, увиденной в спектакле, жизни и творчества драматурга.
После завершения похода в театр учащиеся смогут:
— получить элементарные знания по истории театра;
— ознакомиться с литературными произведениями отечественных и зарубежных
— выделять и формулировать тему, идею, конфликт и проблематику увиденного
спектакля; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких
— участвовать в диалоге по увиденным спектаклям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою;
— умение работать в коллективе, быть творчески дисциплинированным,
— писать отзывы, рецензии на просмотренный спектакль, рефераты по известным
актерам, режиссерам, драматургам;
— попробовать свои силы в различных видах театральных профессий.
1.Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в театре, кино, а знаком «- « те, которые не выполняешь.
▪ Опаздываю к началу спектакля.
▪ Бегаю по помещениям театра.
▪ Во время спектакля веду себя спокойно: не верчусь, не ем, не мешаю соседям.
▪ Благодарю актёров аплодисментами.
▪ Ухожу, когда надоест, не жду конца.
Посчитай, сколько и какие у тебя знаки: если все-плюсы, то ты пока не очень хороший зритель, тебе ещё надо многому научиться.
2.Прочитайте стихотворение Григория Остера «Вредные советы» и ответьте на вопросы
Там пирожное с кремом,
Как дрова, на тарелках
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам билеты
Под трепещущим сердцем
В животе бутербродом.
1.Как вы думаете, зачем герой этого стихотворения приходил в театр?
2.Может, ему надо ходить в кафе, а не в театр?
3.На что вы бы посоветовали ему обратить внимание в театре?