Как называется первая форма ушу
История ушу
Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем «внутренние» стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом «внешнем» стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая «внутренняя» школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.
Процесс обучения во «внутренних» и во «внешних» школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как «чудесное и утонченное», как «сокровенное искусство» (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в «одухотворенном ударе» (шэнь цюань), даровало истинное мастерство« (чжэнь гунфу), »благую мощь« (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный »от Неба данный характер« Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: »упражняться в достижении мастерства« (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто »тренируются«. Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.
Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом — даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.
Если японские боевые искусства распространялись в мире по «официальной» линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев — эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, — гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых «стилей» и «школ». Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.
О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.
Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ — «еще лучше», как писали о нем западные журналы типа «Inside Kungfu» и «Karate». Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название «китайский бокс», а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.
С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создается Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются «вечерние спортивные школы ушу» (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.
В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеопленку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать «Большой энциклопедический словарь китайского ушу», где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.
В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан «Институт изучения ушу КНР» (Чжунго ушу яньцзю юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.
Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.
На сегодняшний день, в мире соревнования проводятся как по ушу, так и по кунгфу разных стилей и направлений, привлекая все больше почитателей этих видов спорта и пропагандируя внутренние и внешние принципы совершенствования личности.
Шаолинь, Брюс Ли и совсем не гимнастика: история боевого ушу
Сейчас термин «ушу» для любого занимающегося боевыми искусствами человека звучит как что-то из области оздоровительной гимнастики, однако это далеко не так. Есть одно направление ушу, представители которого могут дать прикурить многим борцам и боксерам — это ушу-саньда, спортивное направление ушу, впитавшее в себя все от многочисленных традиционных китайских стилей боевых искусств. И оно реально крутое.
Немного о терминологии
Термин кун-фу или гонфу, обозначает любое мастерство, достигаемое с помощью упорных тренировок, в Гонконге же его используют для обозначения ушу.
Также есть древний термин «уи», обозначавший в императорском Китае боевые искусства, и термин «гошу» — «национальное искусство». Имеется и еще один термин «цуань-фа» — «кулачные методы» — название подвида ушу, которое часто переносят на все боевое искусство Китая.
Поэтому, какой бы термин вы не услышали и не употребили — по сути, вы будете говорить об одном и том же.
История зарождения
Во времена воюющих царств, Чжаньго (770 г до н.э — 221 г до н.э), боевые искусства стали особенно важны — борющиеся друг с другом князья часто держали в своей свите мастеров боевых искусств. Первым же письменным упоминанием можно считать памятник эпохи Хань — «Шанцзин» (Книгу песен). В ней есть строчка: «не владеющий искусством кулака, не может быть храбрецом», в которой говорится не только о боевом искусстве вообще, а именно о кулачном бое, что особенно важно.
Наивысшего же расцвета ушу достигло в эпохи Мин и Цин. Ци Цзигуан, живший в эпоху Мин, написал сочинение «Цзисяо синьшу» (Новое иссследование о военных искусствах), в котором систематизировал и перечислил все виды ушу. Будучи военным, он отобрал шестнадцать самых известных стилей кулачного боя, выбрал из них тридцать две наиболее эффективные боевые позиции, которым и тренировал своих солдат.
В это же время у военных были введены экзамены по ушу в его прикладном варианте. Вариант же рукопашного боя распространился в народе, разделившись на сотни школ и направлений.
Говоря про ушу, нельзя не упомянуть знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь — одну из главных обителей боевых искусств Китая. По легенде, монахов Шаолиня боевым приемам обучил индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (по-китайски Дамо). Придя в монастырь, он девять лет сидел и медитировал, чтоб поразить монахов и заставить их слушать себя. У него это получилось, хотя потом пришлось восстанавливать буквально отсохшие от долгого сидения ноги.
Конечно, это красивая легенда, а вот как было на самом деле, рассказывают не легенды, а исследователи. В XIII или XIV веках (с этим не точно), когда монастырь существовал уже почти тысячу лет, туда пришел мастер Цзюэ Юэнь (Прозревающий дракона). Вот он то, закалившийся в драках с бандитами и изучавший ушу у многих мастеров, и реформировал знаменитые «руки восемнадцати архатов», по легенде данные монахам Бодхидхармой, создав знаменитый жесткий стиль Шаолиня.
Слава монастыря стала так велика, что по всему Китаю развелось множество фальшивых мастеров, и поэтому шаолиньские монахи придумали знаменитый экзамен на мастерство, когда ученик проходил двенадцать «застав», в которых на него нападали по два мастера. И либо он доказывал свое умение, либо уходил на переподготовку. Именно эта традиция стала основой легенд о знаменитом лабиринте манекенов, где механические воины лупили будущих мастеров деревянными руками.
Что же такое ушу-саньда и как оно появилось
Сам термин «саньда» в китайском языке обозначает буквально «неканонизированные удары» или «свободные удары». Или, по сути, свободный бой. То есть данный термин обозначает свободную схватку бойцов, не ограниченных каким-либо стилем или способом ведения боя.
Во времена династии Мин (1368-1944 гг) поединки «лэйтай» были очень популярны. Бои были настолько кровавыми и травматичными, что к схватке допускались лишь люди, подписавшие документ «о жизни и смерти» — бумагу, в которой они в случае чего соглашались быть убитыми в поединке.
В 1979 году Госкомспорта КНР принял решение разработать новую форму соревнований по ушу — поединки, которые назывались «саньшоу» (свободные руки) или «саньда» — (свободный бой).
Данная система была создана китайскими военными на основе традиционных боевых искусств Китая с добавлением элементов из западных видов единоборств. Разделяется она на прикладные техники самообороны и спортивные техники. На соревнованиях разрешается применять все стили и удары традиционного ушу, кроме ударов в запрещенные области тела.
Правила ушу-саньда
Что же представляет собой современное ушу-саньда? Прежде всего, это полноконтактный поединок по спортивным правилам — бойцы разделены на возрастные и весовые категории. Также имеются различия между спортивным и профессиональным саньда. В спортивном используют открытые шлемы и боксерские перчатки, чуть меньших размеров, чем в боксе. Также корпус бойца защищен жилетом, а ноги — чаще всего спортивной защитой голени.
Допускаются все виды ударов руками и ногами в голову, корпус и ноги, а также любая бросковая техника, хотя при наличии боксерских перчаток она ограничена. Запрещены действия в партере, удары коленями используются только в профессиональном саньда, а локтями — только в поединках с тайскими боксерами.
В целом получается очень динамичный и жесткий бой, с множеством нокаутов и красивых бросков.
Саньда в ММА
Правила саньда неплохо готовят бойцов для последующих выступлений в тех же смешанных боевых искусствах. Умения жестко и в полный контакт бить руками и ногами, коленями и локтями в сочетании с бросковой техникой делают такого бойца опасным соперником. Однако им все-таки приходится переучиваться с боксерских перчаток на ММА-шные, и серьезно подтягивать борьбу в партере, удушения, болевые и добивания на земле.
Тем не менее, представители ушу-саньда есть даже на соревнованиях по ММА мирового уровня. Например, Забит Магомедшарипов, российский боец из Дагестана, сейчас штурмует самый крутой ММА-промоушен в мире — UFC. И при этом демонстрирует красивые, динамичные бои, где отличная ударка прекрасно сочетается с бросковой техникой. Он не раз был премирован и получал приз «лучший бой вечера» и «выступление вечера» В последнем бою Забит победил соперника необычной способом излома колена.
Еще один россиянин, пришедший из саньда и покоряющий сейчас UFC по прозвищу «Король кун-фу» — Муслим Салихов. Мастер спорта международно класса по ушу-саньда, многократный чемпион мира, Европы и России, демонстрирует сейчас свои навыки в октагоне.
Ушу-саньда на улице
Насколько же хорошо работает саньда на улице? Собственно как и любое спортивное направление рукопашки. Так как у спортсмена есть огромный опыт жестких спаррингов и соревнований, на улице такой боец будет чувствовать себя довольно комфортно, если преодолеет привычку к правилам и работе в искусственных условиях. А сочетание ударов и бросков дает ему приличную фору перед уличными бузотерами.
Важно только помнить, что в уличном столкновении психологическая подготовка и умение быстро соображать и принимать решения часто бывает важнее натренированного удара и набитых кулаков.
Как называется первая форма ушу
Содержание
Определение
Ушу (武术) [1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «искусство, техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Про названия
Кунг-фу и ушу
По сути кунг-фу и ушу — это одно и тоже. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунг-фу» или «кунфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунг-фу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространенном на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу). [2]
Виды и стили
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
Ушу. Спортивное направление
Ушу-таолу
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Саньда (саньшоу) спортивное
Саньда — свободный контактный поединок.
Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, каппу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отстутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям).
Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.
Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).
Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки.
Запрещенные действия: в возрастных категориях до 15-ти лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в России, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).
Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (баллы не присуждаются, но оценивается по итогам, как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.
Дуаньбин (поединки на коротком оружии)
В России не практикуется
Туйшоу
Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо (борьба)
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Неполный список стилей традиционного ушу
Известные мастера ушу
Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Ещё в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.
Российские направления единоборств, позиционировавшие себя как ушу
В 80-е и 90-е годы XX века, в последние годы существования СССР, появился ряд школ, пытавшихся позиционировать себя в качестве школ ушу.
Ушу. История развития, виды
Китайское ушу – это одна из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире. В наше время уже не для кого не секрет то, что ушу активно развивается в пользу спортивно-соревновательного прикладного аспекта.
Спортивное ушу – это, прежде всего, путь к самосовершенствованию личности через освоение боевых комплексов, дыхательной гимнастики, психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие.
Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через «немогу» и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.
В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:
Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.
Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогнутым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь).
Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).
Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибольшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.
Туйшоу – дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.
Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.
Гибкость в практике ушу.
Методы развития гибкости.
В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широко-амплитудных и сложно-координационных движений, занятия ушу предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки, как гибкость. В ушу данный раздел подготовки носит название жоугун.
Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: Сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения. Так как главной причиной ограничения гибкости является напряженность мышц-антагонистов, то развитие способности сочетать сокращения мышц, производящих движение, расслаблением растягиваемых мышц, является определяющим фактором выполнения упражнений для развития гибкости. Упражнения на гибкость разделяют на активные и пассивные. Активные упражнения характеризуются включением в работу мышц, проходящих через данный сустав, а пассивные – использованием внешних сил.
Активные упражнения для развития гибкости.
К активным упражнениям для развития гибкости относятся пружинистые и маховые движения, статические напряжения, упражнения в преодолении сопротивления внешних сил.
Пружинистые движения выполняют сериями из 3-5 ритмичных повторений подряд с постепенно увеличивающейся амплитудой. Они основаны на свойствах мышц, не только растягиваться, но и сокращаться, возвращаясь в первоначальное положение. Пружинистое выполнение упражнений позволяет легче увеличивать амплитуду, достигать ее максимальной величины.
Маховые движения выполняются в виде однократных и повторных взмахов. Использование инерции движений позволяет повысить их эффективность. Маховые движения сначала выполняются с незначительной амплитудой, постепенно доводя ее до максимальной.
Эти упражнения основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности. При выполнении этих упражнений сначала необходимо расслабить участвующие в упражнении мышцы, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 10-20 секунд до нескольких минут.
Эти упражнения выполняются по действием внешних сил, таких как давлении массы тела, с помощью партнера, использование специальных тренажерных устройств. В этих упражнениях мышцы растягиваются до определенной степени и находятся в этом положении некоторое время. Уровень прилагаемой силы, как правило, определяется субъективно, но амплитуда должна постоянно находится на около предельном уровне возможностей данного человека. Упражнения выполняются до наступления болевых ощущений.
Методические указания по развитию гибкости.
Общая гибкость является основой для развития специальной гибкости. Если вы хотите улучшить гибкость ног для выполнения амплитудных ударов ногами и выполняете упражнения только для нижней части тела, то отсутствие гибкости в области спины будет серьезным препятствием для эффективного выполнения амплитудных движений. Только на фоне гармоничного развития гибкости и подвижности основных суставов тела можно специализированно совершенствовать подвижность именно тех суставов, движения в которых строго соответствуют решаемой двигательной задаче. Для достижения максимальной амплитуды движений в специальных упражнениях целесообразно использовать какую-либо предметную цель. Например, при наклоне вперед коснуться пола пальцами рук, затем ладонями и т.д.
Прежде чем выполнять упражнения с большой амплитудой необходимо усилить кровообращение в тех мышцах, которые будут подвергаться растягиванию, для того, чтобы мышцы приобрели рабочее состояние, Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.
Упражнения эффективны только в том случае, когда максимальная амплитуда достигается без сильных болевых ощущений. При этом необходимо учитывать, что боль бывает двух видов – приятной и неприятной, режущей.
Общее число повторений упражнения в каждой группе на растягивание определенно мышечной зоны должно постепенно возрастать: от примерно 10 упражнений в первом занятии до 100-120 через три месяца ежедневных тренировок. Максимальное количество повторений в одном занятии при сгибании позвоночника – 90-100, тазобедренного сустава – 60-70, плечевого – 50-60, других суставов – 20-30. Для получения максимального эффекта от занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений в течении одного часа в период развития гибкости и 30 минут – в период поддержания гибкости. Если тренировка проводится два раза в день, дозировка упражнений на гибкость в каждом занятии может быть уменьшена, но в сумме она не должна уступать объему ежедневной одноразовой тренировки. Под воздействием регулярных тренировочных нагрузок уровень гибкости довольно быстро повышается, при этом с каждым занятием увеличивается и продолжительность сохранения высокого уровня гибкости в течение дня.
Быстрый рост показателей гибкости происходит примерно на протяжении первых трех месяцев занятий, затем увеличивать показатели гибкости становится значительно труднее. Если прекратить упражнения на гибкость, то она постепенно уменьшается и через 2-3 месяца доходит примерно до исходных величин. Перерыв в занятиях не желателен более чем на 1-2 недели.
В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для развития гибкости преобладают активные упражнения, так как в практике боевых искусств гибкости проявляется, главным образом, в активных ее формах. Для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться – это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.
Совершенствование способности к быстрому переходу мышц от напряженного состояния к расслабленному труднее, чем наоборот, от расслабленного к напряженному. Для того чтобы почувствовать расслабление, тепло и тяжесть в мышцах, необходимо предварительно напрягать их в течение 5-10 секунд. Напряжение мышц должно сочетаться с выдохом и задержкой дыхания, расслабление – с активным выдохом.
Перед выполнением упражнения на растягивание мышц необходима общая разминка. Эффект разминки сохраняется при пассивном режиме 10-15 минут, при активной двигательной деятельности 30-40 минут. Так как эффект от выполненных упражнений в одном подходе сохраняется в течение 8-10 минут, то желательно между подходами делать перерыв в 1-2 минуты.
При работе над гибкостью в практике боевых искусств необходимо соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся: