Как называется первая декларация футуристов
Манифест футуризма
Манифест провозгласил культ будущего и разрушение прошлого. В нём восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы. Отвергались страхи и пассивность. Отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила.
Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей одиннадцать основополагающих тезисов.
Постулаты оригинала
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Манифест футуризма» в других словарях:
Манифест (значения) — Манифест документ, акт, декларация. Дизайн манифест предварительное описание характеристик проекта, архитектуры и базового набора шаблонов проектирования, без привязки к конкретным технологиям и платформам. Известные манифесты Манифест Кира … Википедия
МАРИНЕТТИ — (Marinetti) Филиппо Томмазо (1876 1944) итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма. Испытал влияние Бергсона, Кроче и Ницше (в упрощенно редуцированном варианте культурного функционирования их идей в массовом… … Новейший философский словарь
Футуризм — Умберто Боччони Улица входит в дом. 1911 Футуризм (лат. futurum будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910 х нача … Википедия
Футуризм (направление в искусстве) — Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия
Футурист — Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия
Футуристы — Футуризм направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен… … Википедия
Футуристическая архитектура — Футуристическая архитектура форма архитектуры появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.… … Википедия
Итальянская литература — ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Начало И. л. относится к первой трети XIII в., когда итальянский яз., обособившийся от латинского уже в конце X в., настолько самоопределился, что стала возможна его лит ая обработка. Уже в XII в. И. яз. начинает… … Литературная энциклопедия
Маринетти Филиппо Томмазо — Маринетти (Marinetti) Филиппо Томмазо (22.12.1876, Александрия, Египет, ‒ 2.12.1944, Белладжо), итальянский писатель. Основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе и искусстве. Начал как поэт свободного стиха; поэма «Завоевание… … Большая советская энциклопедия
Маринетти — (Marinetti) Филиппо Томмазо (22.12.1876, Александрия, Египет, 2.12.1944, Белладжо), итальянский писатель. Основоположник и теоретик Футуризма в европейской литературе и искусстве. Начал как поэт свободного стиха (См. Свободный стих);… … Большая советская энциклопедия
Опубликован «Первый манифест футуризма»
«Женщина с ведрами» К.Малевича – одного из представителей русского футуризма
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – общее название литературно-художественных авангардистских движений в искусстве 1910-х – начала 1920-х годов. Это течение зародилось в Италии, было теоретически обосновано и получило широкое распространение в Европе, а также и в России.
20 февраля 1909 года на первой странице французской газеты «Фигаро» был напечатан текст в виде платного объявления под названием «Обоснование и манифест футуризма», подписанный известным итальянским литератором и поэтом Филиппо Томазо Маринетти (1876-1944). От этой даты и принято отсчитывать историю футуризма – одного из крупнейших течений европейского искусства начала 20 века.
В манифесте футуризма, который стал основополагающим документом этого авангардистского течения, была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Основатель движения и главный идеолог футуризма Маринетти заявил, что: «Главными элементами нашей поэзии будут: храбрость, дерзость и бунт».
Манифест состоял из двух частей: текста-вступления и программы, включавшей 11 основополагающих пунктов-тезисов футуристической идеи. В нем провозглашался культ будущего и разрушение прошлого; восхвалялось стремление к скорости, бесстрашие, необычные формы; отвергались страхи и пассивность; отрицались все логические, любые синтаксические связи и правила. Основной целью ставилось напугать и встряхнуть обывателя: «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!».
Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 века. Для них характерно преклонение перед действием, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; упоение войной и разрушением.
Текст манифеста вызвал бурную реакцию в обществе, но, однако, положил начало новому «жанру». Футуризм быстро нашел единомышленников – сначала в литературной среде, а потом и практически во всех сферах художественного творчества – в музыке, живописи, скульптуре, театре, кино и фотографии – как самой Италии, так и далеко за ее пределами.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью, строя «искусство будущего» при отрицании всего предшествующего художественного опыта и традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями.
В России направление футуризма носило название – кyбoфyтypизм, оно было основано на соединении принципов французского кубизма и общеевропейских установок футуризма. Русский футуризм весьма отличался от своего западного варианта, унаследовав лишь пафос строителей «искусства будущего». А учитывая общественно-политическую ситуацию в России тех лет, зерна данного течения упали на благодатную почву.
Хотя для большинства кубофутуристов «программные опусы» были важнее самого творчества, но русские авангардисты начала 20 века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве – как в поэзии, так и в других областях творчества. 1912-1916 годы – это период расцвета футуризма в России, когда прошли сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. Стоит отметить, что кубофутуризм не вылился в целостную художественную систему, и этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда.
Футуристами называли себя члены петербургского «Союза молодежи» – В.Татлин, П.Филонов, А.Экстер; поэты – В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро, В.Маяковский, А.Крученых, братья Бурлюки; художники-авангардисты – М.Шагал, К.Малевич, М.Ларионов, Н.Гончарова и другие.
Манифест футуризма
Содержание
Публикация [ править ]
Содержание [ править ]
Футуристы борются с ограничениями итальянской литературы в конце так называемого Отточенто (19 век), с отсутствием сильного содержания, с ее тихим и пассивным невмешательством (см. Статьи 1, 2 и 3), и их реакция включает использование излишеств, призванное доказать существование динамично выжившего итальянского интеллектуального класса.
В этот период, когда промышленность приобретает все большее значение во всей Европе, футуристам необходимо подтвердить, что Италия присутствует, имеет промышленность, имеет право участвовать в новом опыте и найдет высшую сущность прогресса в его основных символах, таких как автомобиль и его скорость (см. статью 4). Национализм никогда открыто не декларируется, но он очевиден.
Футуристы настаивают на том, что литература не будет обгонять прогресс, скорее, она будет поглощать прогресс в своей эволюции и продемонстрирует, что такой прогресс должен проявляться таким образом, потому что человек будет использовать этот прогресс, чтобы искренне позволить своей инстинктивной природе взорваться. Человек выступает против потенциально подавляющей силы прогресса и кричит о своей центральной роли. Человек будет использовать скорость, а не наоборот (см. Статьи 5 и 6).
Поэзия поможет человеку согласиться с тем, чтобы его душа была частью всего этого (см. Статьи 6 и 7), указывая на новую концепцию красоты, которая будет относиться к человеческому инстинкту агрессии.
Смыслом истории нельзя пренебрегать, поскольку это особый момент, многие вещи изменятся в новых формах и новом содержании, но человек сможет пройти через эти вариации (см. Статью 8), принося с собой то, что исходит из начало цивилизации.
В статье 10 говорится: «Мы хотим разрушить музеи и библиотеки, бороться с моралью, феминизмом и всей оппортунистической и утилитарной трусостью».
Значение [ править ]
Этот манифест был опубликован задолго до наступления каких-либо событий 20 века, которые обычно предполагаются в качестве потенциального значения этого текста. Многие из них еще нельзя было даже представить. Например, русские революции 1917 года были первой успешно поддержанной революцией того типа, который описан в статье 11. Серия небольших крестьянских восстаний, известная как русская революция до событий 1917 года, имела место в годы, непосредственно предшествующие этому. Манифест был опубликован и послужил толчком к созданию Государственной Думой российской конституции в 1906 году.
«Футуризм как литературное течение»
тесты на тему «Футуризм как литературное течение»
Просмотр содержимого документа
««Футуризм как литературное течение»»
1. Как переводится с латинского название «Футуризм»?
1) «высшая степень чего-либо»
2. Временем рождения русского футуризма считается
3. Первая декларация футуристов, которая вышла в 1912 году, называлась
3) «Пощёчина общественному вкусу»
4. В манифесте из какого сборника программа футуристов была конкретизирована?
5. Футуристы считали целью искусства
1) отрицание грамматики
2) новые слова и новые темы
3) созидание новой реальности
6. Главный путь реализации цели:
1) эксперимент со словом
2) презрение к славе
3) отрицание художественного наследия
7. Наиболее влиятельной группой в этом течении является
8. Кто из поэтов не входил в группу футуристов?
9. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту
1) о рождении сверхчеловека
2) о рождении сверхискусства
3) о грядущей революции
10. Самым талантливым поэтом футуризма является
11. Русский футуризм – это
1) литературное течение, характеризующееся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни
2) модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
3) авангардистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства
Эксперимент в декларациях и поэзии футуристов
33. Эксперимент в декларациях и поэзии футуристов
(Прошу заметить, что в нашем списке литературы из футуристов присутствуют только Маяковский, Хлебников, Д. Бурлюк и И. Северянин).
Гурьянова // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х). М., 2000. Марков История русского футуризма. СПб, 2000.
На развитие литературного футуризма в России решающее воздействие оказали одновременно несколько факторов:
2). Теория и практика итальянского футуризма.
В 1909 г. Маринетти публикует в парижской газете «Фигаро» «Первый манифест футуризма», в котором отрицает традиционные эстетические ценности, призывает к освобождению Италии от «музеев-кладбищ», заявляет, что «основные элементы» новой футуристической поэзии – «смелость, дерзость, бунт». За этим манифестом последовали другие, показавшие стремление Маринетти воздействовать не только на разные виды искусства, но и на политику, общественные нравы, быт.
Но хотя термин «футуризм» и применялся современниками к творчеству «Гилеи» и других группировок, вопрос о реальном влиянии итальянского футуризма в России сложен. Так, Маяковский отрицал преемственность от «итало-футуристов», заявляя, что футуризм рожден большим городом, который сам уничтожает национальные различия. А когда Маринетти приехал в Россию в 1914 г., Хлебников и Б. Лившиц раздавали на вечере в его честь листовки, направленные против вождя итальянских футуристов.
Общим у русского футуризма с итальянским было отрицание «здравого смысла» и «хорошего вкуса» в искусстве, ненависть к «окостеневшему» языку и провозглашение нового свободного ритма, «фонетической характеристики» слова, «расшатывание синтаксиса и уничтожение знаков препинания. Общим было также вынесение нового искусства на эстраду и активная пропаганда его.
Отличие от итальянского футуризма: идее разрушения и агрессии Маринетти противопоставлено особое сложное отношение к традиции, отлившееся в форму «всечества». Война для русских футуристов – метафора, а не сюжет, она связана с пониманием новаторства, идеей разрушения старых форм ради создания новых.
3). Опыт русского символизма, влиявшего не только на литературу, но и на интеллектуальные и духовные концепции рубежа веков.
Разные футуристические группировки по-разному формулировали свое отношение к символизму: от признания преемственной связи до категоричного отмежевания. Но несомненно, именно работа предшествующего движения по обновлению поэтического языка создала предпосылки для футуристических экспериментов. Хотя эстетические установки от символистских отличались существенно.
Манифесты (общая характеристика)
Манифесты и декларации футуристов прочитываются как произведения художественного, поэтического характера: представляя собой просалившуюся попытку отразить программу направления (которая как раз и не выражается в них с конкретностью программного документа), они скорее передают саму мелодику этого движения, ту ментальность и неопосредованность, которая отличает поэтику авангарда. Общей для всей этой полифонии текстов, схожих в своей «непохожести», является тема внутренней свободы личности и творчества.
Первые программные произведения русского футуризма свидетельствуют о том, что в основу эстетики раннего русского футуризма (и авангарда вообще) легло новое понимание мира, стоявшее за формальными поисками и определившее поворот к беспредметному искусству.
Вся эстетическая теория раннего авангарда исходит из идеи «преображения» материи, ее «вещной» сути. Интуиция соединяется с расчетом в создании формы – это первая ступень к преображению, подчинению материала. Вторая ступень – тенденция к преодолению формы и выявлению в произведении самой материи.
В противовес символистской идее о существовании высшей мистической истины, футуристы находили опору в свободном нигилизме (этой позиции футуризма в отношении к символизму отведено немалое место в полемических статьях Крученых). Если символисты пытались конструировать жизнь подобно произведению искусства, то футуристы непосредственно обращались к самому процессу бытия, подчиняя свое искусство законам изменчивого движения материи и времени.
Русские футуристы в начале 10-х годов не претендовали на создание собственной «истины» (в отличие, например, от лефовцев 20-х гг.) – их интересы были обращены к истокам, традициям, основам и их преодолению, их «дисконструкции» (!) (Д. Бурлюк).
«Гилея» (кубофутуристы, они же «будетляне»)
1910 г. – зарождение движения. Выходит первый сборник новой поэзии – «Садок судей» (манифеста при нем еще не было). Окончательно группа оформилась к нач. 1912 г., тогда же было придумано название «Гилея» (по древнегреческому наименованию части Скифии у устья Днепра, где была расположена Чернянка, имение Бурлюков). В декабре 1912 г. вышел сборник «Пощечина общественному вкусу», открывавшийся одноименным манифестом (самым нашумевшим из всех программных документов футуризма). Основные положения «Пощечины»: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»; «Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам (так! – О. М.), Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым (тоже так! – О. М.), Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке»; провозглашение права поэтов «на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами», ожидание «Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова».
Половина места в сборнике была отведена Хлебникову (в числе прочего «Бобэоби» и «Кузнечик»). По мнению Дуганова, «именно творчество Хлебникова представляло собой ту, так сказать, невидимую ось вращения, вокруг которой шумело новое искусство». Хлебников еще в 1908 г. написал статью «Курган Святогора», в которой призывал воспользоваться особым потенциалом русского языка для словотворчества. Путь к самовитому слову, по Хлебникову, – это, с одной стороны, словотворчество, создание неологизмов из нестандартных, но допускаемых языком сочетаний корней, префиксов и суффиксов, – и, с другой – использование диалектизмов и архаизмов, а также заимствований из других славянских языков. В текстах Хлебникова свыше 6 тыс. неологизмов, для которых характерна семантическая неоднозначность, но не обессмысленность. Наверное, самое время для примера:
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
О, достоевскиймо бегущей тучи!
О, пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.
Для Хлебникова характерна установка на поэтику ребуса, загадки. Наряду со словотворчеством, эксперимент Хлебникова включает работу с другими приемами: «птичьей речью», «звукописью». Все это должно было в конечном итоге привести к «заумному языку», т. е. «Звездному языку», способному «соединить людей», «мировому языку».
Кроме работы со словом, важно отметить еще работу с мифом. Воздействие фольклора, мифа – один аспект примитивизма Хлебникова. Другой – способность взглянуть на мир непосредственно, конкретно.
Представлен в «Пощечине» циклом «Садовник», в котором проявились характерные для его произведений формальная недоработанность, эротизм и антиэстетизм. Обыгрывание тематики и стилистики предшествующих школ – важный компонент его творчества и кубофутуризма в целом. Нарочитая грамматическая и смысловая неправильность (эти два вида выделяет Крученых в одном из манифестов), попытка осмысления звука как самостоятельной величины – видимо, вслед за Хлебниковым, и отказ от знаков препинания, грамматических норм, традиционных метрических схем – это у всех кубофутуристов). Вот вам примерчики:
Ты нюхал облака потливую подмышку
Мой старый ворон пес
Лилово скорбный нос
Гробовую завистливую крышку
Дела и дни и обольщенья
И вечный сумерек вопрос
Корсеты полосатых ос
Достойны вечного презренья
И скорбны тайны заповеди бренной
Разрушится как глиняный колосс
Затерян свалочный отброс
Своей улыбкою надменной.
Звуки на А широки и просторны
Звуки на И высоки и проворны
Звуки на У как пустая труба
Звуки на О как округлость горба
Звуки на Е как приплюснутость, мель
Гласных семейство, смеясь, просмотрел.
Примеры (все исключительно из списка литературы:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты. (и т. д. – я думаю, целиком нет необходимости)
После «Пощечины» выходили другие декларации и сборники:
— 1913 г.: «Садок судей II», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна»,
-1914 г.: «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна» (второе издание).
Итак, эксперимент у кубофутуристов это:
1. Принцип свободы проявляется не разных уровнях организации текста: отказ от знаков препинания, грамматических норм, традиционных метрических схем – это приближает многие тексты кубофутуристов к разговорной речи.
2. Усиление ощутимости звуковой фактуры, внешней стороны словесного знака. Два подхода к звуковому составу текста:
а. «чтоб писалось и смотрелось в мгновение ока»
b. «чтоб писалось туго и читалось туго» (эффект «занозистости языка»).
3. Повышенное внимание к иконическому аспекту поэтического текста: эксперименты с типографским уровнем, разными шрифтами, расположением слов на странице и т. п. (особенно в этой области Каменский постарался).
4. Установка на неправильность, грамматическую (несовпадение падежей, чисел, времен и родов и т. д.) и смысловую (неправильность «в развитии действия» и «неожиданность сравнения»). Диссонансы (на любом уровне текста) вызваны необходимостью изобразить непонятность, алогичность жизни, ее ужас и тайну. Построение стиха на дисгармонии переходит и в графику книги, которая троится на динамизме, раздвоении, сдвиге форм.
5. Эксперименты в сфере композиции и сюжета: лирический сюжет, мотивировка развития событий или поведения действующих лиц часто не эксплицируется, читателю предлагается заполнить «белые пятна» смысловой конструкции. Принцип «мирсконца» (смешение разных временных пластов), принцип алогизма (рациональной механике ребус не поддается, абсолютной разгадки нет).
6. Стремление к синтезу искусств, к созданию синкретического текста, включающего не только поэзию и живопись, но и элементы танца («футуристическое танго»), перформанса (раскраска лица) и т. д. Реализация этого стремления – объединение «Гилеи» и «Союза молодежи» (художники), попытка организации футуристического театра, зачатки перформанса и хэппенинга, публичные выступления (знаменитая прогулка Ларионова, Гончаровой, Зданевича по кузнецкому мосту и последубщий манифест «Почему мы раскрашиваемся»), создание авторских литографированных изданий.
Поскольку вопрос легко раскрывается на одной «Гилее» и разрастается до ужасных размеров, я приняла волевое решение: об остальных футуристических группировках будет упомянуто очень кратко.
Возник в 1911.В отличие от установки «Гилеи» на коллективное начало, ориентировался на индивидуальность (в остальном много общего – то же словотворчество и пр.). Состав: И. Северянин, Василиск Гнедов, Грааль-Арельский, Рюрик Ивнев, В. Шершеневич, Г. Иванов и др. Программу выпустили в виде листовки «Скрижали» (несколько лаконичных тезисов: «Единица – эгоизм», «Мысль до безумия: безумие индивидуально» и др. столь же осмысленные) и позднее была еще «Доктрина вселенского эго-футуризма» (Северянин) – в том же духе. Выпустили несколько альманахов: «Оранжевая урна», «Стеклянные цепи», «Бей! Но выслушай. ». Очень быстро все разбежались: кто к акмеистам, кто к кубофутуристам (Северянин), кто свои другие объединения основывать.
Эстетическая концепция изложена в «Увертюре» к альманаху «Вернисаж». Суть – готовность выявить в окружающей действительности скрытую красоту, восхититься аксессуарами современного городского быта, отказавшись от резкостей и крайностей в плане и выражения, и содержания. В итоге – альянс с «Гилей» в 1914 г.
г. Москва. Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров, Божидар, Б. Кушнер и др.
Издавали альманах «Руконог» (в нем же – декларация «Грамота», в которой все остальные футуристы названы «Пассеистами» и «Бездарями» кроме Маяковского и Хлебникова, которые «Очевидно, по молодости лет, не отвечают за свои поступки»)
Отличие от других группировок – сводили свою деятельность к изданию книг (без публичных выступлении и какого бы то ни было перформанса), отсутствие тяги к словесному эксперименту.