Как называется одночастная музыкальная форма
Музыкальные формы
Понятие «музыкальная форма» имеет несколько значений:
Классический период.
Основной тип классического периода представляет квадратный период (4т.+4т.) из двух предложений. Для классического периода характерно точное или видоизмененное повторение материала первого предложения (сходны обычно начала предложений, каденции (окончания), как правило, отличаются). Период, в котором начала предложений сходны, называется периодом повторного строения.
Фраза= 2 такта
Предложение= фраза+фраза= 4 такта
Период= предложение+ предложение= 8 тактов
Примеры периодов повторного строения:
Простая двухчастная форма (АВ)
Простой двухчастной формой называется форма, состоящая из двух частей, первая (А) из который излагает тему (чаще всего в форме периода), а вторая (В) развивает ее и затем завершает в основной тональности. Такая форма часто встречается в вокальных жанрах, в различных танцах (мазурке, вальсе и др.), в пьесах-миниатюрах и т.д..
Простая двухчастная форма делится на два основных вида: репризная и безрепризная. (реприза- это повторение начальной темы или ее части в конце произведения)
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных частей и не имеет репризного замыкания, то есть в ней нет повторения материала первой части.
Репризная простая двухчастная форма также состоит из двух разных частей, но в заключительном построении формы возвращается одно из предложений первой части, чаще первое- возникает реприза.
Одним из ярких примеров двухчастной формы является песня «Пусть всегда будет солнце»:
Простая трехчастная форма (АВА).
Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых обычно не сложнее периода. Сфера применения такой формы в музыке довольно широка. Её можно встретить в вокальной и инструментальной музыке, в самостоятельных произведениях (например, в инструментальной миниатюре- мазурках, вальсах, польках, прелюдиях, этюдах, ноктюрнах и др.)
Каждая из частей простой трехчастной формы выполняет определенную функцию: в первой части излагается тема, во второй (середина)- происходит развитие темы первой части или (реже) вводится новая тема, в третьей части (реприза)- возвращается основная тональность и почти всегда основная тема.
В качестве примера можно привести Мазурку op.7 №1 Шопена, для которой характерно повторение первой части, а потом второй и третьей вместе:
Сложная трехчастная форма (АBА)
Сложная трехчастная форма— это форма, состоящая из трех частей, изложенных в простой форме, крайние из которых построены на одной теме и контрастируют со средней частью.
Сложная трехчастная форма- самая распространенная из сложных песенных форм. В инструментальной музыке эта форма встречается в маршах, прелюдиях, ноктюрнах, экспромтах и др., в танцах-мазурках, вальсах, полонезах. В сонатно-симфоническом цикле в сложной трехчастной форме сочиняются менуэты, скерцо, а иногда и медленные части.
Вступление и кода (завершение) встречаются в сложной трехчастной форме довольно часто. Они более типичны для самостоятельных пьес и редки для частей сонатно-симфонического цикла, написанных в сложной трехчастной форме. Вступление тематически может быть самостоятельно или связано с одной тем формы. Кода обычно строится на темах первой части или трио. Иногда в ней используется материал и той и другой части (чаще всего это первая часть).
Пример сложной трехчастной формы- Вальс op.69 №2 Шопена:
Сложная двухчастная форма (АВ)
Сложной двухчастной называется форма, состоящая из двух контрастных частей, каждая из которых построена на самостоятельной теме и имеет песенную структуру.
Встречается она довольно редко, преимущественно в вокальной музыке- в романсах и оперных номерах: ариях, дуэтах, ариозо. Изредка форма встречается в инструментальной музыке.
Например, Ноктюрн op.32 №1 Шопена:
Характерные черты формы:
Пример сложной двухчастной формы- Ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из оперы «Пиковая дама» Чайковского:
Вариационная форма (А А1 А2 А3…)
Вариационная форма- это форма, складывающаяся из изложения темы и ее дальнейших видоизмененных повторений, называемых вариациями (вариация-(лат.variatio) изменение).
Вариации могут представлять самостоятельное произведение, но могут также являться частью более крупного сочинения, например, симфонии, сонаты, кантаты, оперы.
В качестве примера вариационной формы можно послушать «Болеро» Равеля:
Форма рондо.
Рондо ( в переводе с французского означает «круг») называется форма, в которой неоднократные проведения главной темы (рефрена) чередуются с несколькими побочными темами (эпизодами).
Одна из самых популярных форм рондо- это форма большого рондо (чередования главной и двух (реже трех) побочных тем, связанных ходами).
Форма рондо: А В А С А.
Рондо может быть регулярным (главная тема возвращается после побочных тем последовательно) и нерегулярным (свободное чередование, возможен пропуск главной или одной из побочных тем).
Форма рефрена может быть простой двухчастной, реже рефрен предстает в форме периода. При повторении рефрен может сокращаться, варьироваться (часто фактурно), разрабатываться.
Эпизоды строятся на самостоятельной теме, излагаются в новой тональности и контрастны по отношению к рефрену.
Связки (ходы)служат для создания непрерывности развития, текучести формы, а также естественным тональным переходам от темы к теме.
Примером формы рондо является рондо «Ярость по поводу потерянного гроша» Бетховена:
Музыкальная форма
Музыка́льная фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима от жанра (секвенция, мадригал, респонсорий, стихира, мугам и др.). «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей — такие же «формы», как и менуэты, фуги, сонаты и рондо». [1] Тем не менее понятие жанра обычно используется для описания современной музыки. Классические музыкальные произведения обычно классифицируются по форме. Понятие музыкальной формы неразрывно связано с воплощением музыкального содержания — разработкой (целостная организация мелодических мотивов, лада и гармонии, метра, полифонической техники, тембров и др. элементов музыки).
Большинство форм классической музыки сформировались к середине 19-го века. К новым формам, появившимся между 1890-ми и 1950-ми годами, относятся конкретная музыка и минимализм. В музыковедческих исследованиях 20-го столетия выявлен ряд новых композиционных закономерностей, получивших наименование «параметрные формы». Параметрные формы [2] связаны с техникой построения композиции на уровне разных средств (компонентов) музыкальной ткани — ритма, динамики, гармонии, штрихов, фактуры и др. Эти формы при отсутствии мелодико-тематического фактора или значительном ослаблении его формообразующей роли, выступают на передний план современного композиционного процесса.
Содержание
Структура произведения
Музыка состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части. Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т.д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке — ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.
Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; 1—2 такта), фраза (законченная музыкальная мысль; 2—4 тактов), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом; 4—8 тактов), период (элемент музыкальной формы; 8—16 тактов). [3]
Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:
Одночастная форма (A)
Её называют также балладной формой или айром. Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA1A2. ). Примеры: частушки.
Двухчастная форма (AB)
Состоит из двух контрастных фрагментов — аргумента и контраргумента [1] (например, пьеса “Шарманщик поет” из “Детского альбома” П. И. Чайковского). Однако, если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса “Воспоминание” из “Альбома для юношества” Р. Шумана) иногда относят к двухчастным. [4]
Трёхчастная форма (ABA)
Её называют также песенной или тернарной. Различаются 2 вида трёхчастной формы — простая и сложная; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной — каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.
Концентрическая форма
Концентрическая форма состоит из трёх и более частей,повторяющихся после центральной в обратном порядке,к примеру : А В С В А
Классические формы
Соната
Сонаты основаны на песенной форме (ABA), то есть чётко делятся на три части:
Рондо
Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF. То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.
Рондо-соната
Вариации
Форма полифонической музыки 17, 18 веков.
Симфония
Произведение, объединяющее несколько разных музыкальных форм, обычно в оркестровом исполнении. Как правило, состоит из четырёх частей (но не обязательно, главная идея симфонии — сочетание разных музыкальных форм):
Циклические формы
Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам. Части циклических произведений строятся в какой-либо из вышеуказанных форм.
Другие
Примечания
Ссылки
Музыкальные формы | ||
---|---|---|
Вокальные формы | Куплетная форма • Запевно-припевная форма | |
Простые формы | Период • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма | |
Сложные формы | Составные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната | |
Циклические формы | Сюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория | |
Полифонические формы | Канон • Фуга | |
Специфические формы европейского Средневековья и Возрождения | Бар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал | |
Специфические формы эпохи барокко | Простые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка | |
Специфические формы эпохи романтизма | Свободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма | |
Формы музыкального театра | Опера • Оперетта • Балет | |
Музыка • Теория музыки |
Музыка | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
История | Древняя музыка • Средневековье • Ренессанс • Барокко • Классицизм • Романтизм • XX век • Современность Этника • Европа • Латинская Америка • Ближний Восток • Африка • Азия • Полинезия Глоссарий • Музыковедение • Музыкотерапия • Математика • Политика • Эстетика • Кинематограф ПолезноеСмотреть что такое «Музыкальная форма» в других словарях:МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако… … Современная энциклопедия МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно художественное содержание.2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют ее… … Большой Энциклопедический словарь Музыкальная форма — МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА, 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Музыкальная форма — в широком философско эстетическом смысле слова комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств, воплощающих в музыке определённое идейно художественное содержание. При примате последнего форма не пассивна, но обладает… … Большая советская энциклопедия музыкальная форма — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определённое художественное содержание. 2) Строение, структура музыкального произведения. В каждом произведении музыкальная форма индивидуальна, однако существуют её… … Энциклопедический словарь МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера Музыкальная форма — см. Форма музыкальная … Музыкальная энциклопедия МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни … Музыкальный словарь музыкальная форма — класть [положить] на музыку [на ноты]. инструментовка. инструментовать. оркестровка. оркестровать. аранжировка. аранжировать. клавир, клавираусцуг. сольфеджио. симфонизм. симфонический (# музыка). вокализация. либретто. подтекстовка. фугато.… … Идеографический словарь русского языка Рондо музыкальная форма — музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном Р. главная тема повторяется вперемежку с другими. Установившихся форм Р. пять. В первой форме за начальной темой или так называемой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Период, предложение. Одночастная и двухчастная формыМы уже знаем, что музыка и речь имеют очень много общего. Подобно человеческой речи, музыкальная тоже имеет свою форму высказывания. Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении. Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского «двигаю»). Так называется наиболее яркий запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного-двух звуков до целого такта. Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким. Фразы объединяются в предложения.Предложения завершаются кадансом(от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Он завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Из предложений составляется период. Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма.Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и неповторного строения. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, Такой раздел называется – дополнение. Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Иногда второй период построен на материале первого, но есть произведения, в которых периоды различны. Как форма самостоятельного произведения простая двухчастная форма встречается намного чаще, чем одночастная. Это небольшие инструментальные пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского С. Рахманинова, А. Скрябина и др.; романсы и очень часто песни, в которых 1 период – куплет, а 2 период – припев; части или разделы крупных форм – сонаты, квартета, симфонии. Задания: 1. С каким понятием в литературе можно сравнить период? Почему? 2. Найдите период в произведении из репертуара по специальности. Определите его строение. 3. Вспомните и запишите не менее 5 примеров песен, имеющих припев и куплет. Урок 2 Трехчастная форма. Повторность – простейший принцип для создания музыкальной формы. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами: — во-первых, повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в нее, оценить незамеченные ранее художественные детали; — во-вторых, повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части; — в-третьих, повторение музыкального материала после изложения нового придает форме законченность, утверждая главенство первоначального образа. Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA), состоящая из трех периодов, где Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец». Трехчастная форма бывает простая и сложная. В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например: А В А A b a b Часто известная нам двухчастная форма получает дополнительное название репризная (АВа), если А – изложение музыкальной темы; В – 1-е предложение развивает тему А или представляет новый контрастный материал, а 2-е предложение а –является повторением первого предложения части А. Трехчастна форма – один из самых популярных принципов построения музыкального произведения, отражающий существенную жизненную закономерность. Произведения, написанные в простой трехчастной форме, можно найти в репертуаре каждого музыканта, от начинающего малыша до знаменитого артиста. Это пьесы, танцы, марши, романсы, произведения для оркестра, части или разделы крупных произведений. Задания: 1. Пользуясь диаграммой, определите даты жизни и смерти Э. Грига. 2. Какова роль контраста в простой трехчастной форме? Найдите в своем репертуаре пьесу, написанную в простой трехчастной форме. Определите, какова роль второй части, третьей части? 3. Нарисуйте или подберите картинку, на которой предметы будут расположены симметрично. Урок 3 Форма рондо Мы уже знаем, что повторность является важнейшим принципом построения музыкальной формы. Но есть еще один не менее важный принцип – контраст. Форма, с которой мы теперь познакомимся, на равных основаниях строится на принципах контраста и повторности (репризности). Называется она – рондо, что в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня». В старину по кругу водили народные песни-хороводы. В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо. Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – припев) должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную. Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами. Таким образом, рондо – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами. А В А С А рефрен эпизод рефрен эпизод рефрен Форма рондо широко применяется в инструментальной и вокальной музыке. Инструментальные пьесы, романсы, хоры, оперные арии, последние части крупных форм – сонат и симфоний – пишутся в форме рондо. Задания: 1. Вспомните сказки, в которых можно найти черты рондо. 2. Прочитайте стихотворение Ю. Тувим, есть ли в нем черты рондо. Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох! 3. Сделайте творческую работу в «форме рондо», на выбор: рисунок, сказка, стихотворение. Основные музыкальные формыТема: «Музыкальная форма» Форма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота). Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении, – это строение музыкального произведения. Главные принципа музыкальной формы: Основные музыкальные формы и их схемы. Период – состоит из двух, реже трех предложений. Фразой (по-гречески – «выражение») называется относительно замкнутое построение, состоящее из двух или нескольких мотивов.
Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. 1 –е предложение (а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение (а или в)— устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А). Периоды бывают квадратного и неквадратного (от 5 тактов), строения. Различают период повторного и неповторного строения. Часто период делится на два предложения, которые одинаково начинаются. Таких периодов в музыкальных произведениях очень много, и вам они наверняка встречались и в знакомых песнях, и в пьесах, которые вы играли по специальности. Этот период называется периодом повторного строения, потому что начало второго предложения повторяет начало первого. А бывает, что второе предложение совсем не повторяет первое. Такой период называется периодом неповторного строения. Период, который не делится на предложения, называется периодом единого строения. Период, который начинается и заканчивается в одной тональности называется однотональным. Период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой, называется модулирующим. Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением. ПРОСТАЯ ФОРМА Итак, самая маленькая музыкальная форма — период. Можно найти много миниатюр, которые написаны в форме периода. Форма называется простой, когда каждая часть произведения является периодом.Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной. Простая двухчастная форма состоит из двух периодов, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов. Все эти формы — и простые, и сложные — используются в миниатюрах. А в крупных произведениях используются совсем другие формы: вариации, рондо, сонатнаяи рондо-сонатная формы. Основные музыкальные формы
Обычно в форме периода пишется музыкальная тема. Музыкальная тема – первоначальное изложение основных, существенных черт художественного образа в музыке. Сочинения, построенные на одном музыкальном материале, не содержащие контрастных частей, называют сочинениями ОДНОЧАСТНЫМИ. В одночастном инструментальном произведении одна музыкальная тема, один музыкальный образ. Период – это одночастное произведение. В двухчастном музыкальном произведении две музыкальных темы, два музыкальных образа.
ТРЕХЧАСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА Форма произведения, в которой первая и третья части повторяют друг друга, а в средней части новый характер, новый образ, называется ТРЕХЧАСТНОЙ.
|